УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КГМТУ»)
Морской факультет
Кафедра «Судовые энергетические установки»
ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ, СИСТЕМ И УСТРОЙСТВ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
для студентов
специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок»
Керчь - 2016
Составители: Попов В.В., преподаватель кафедры «Судовых энергетических
установок» Керченского государственного морского технологического
университета, судовой механик 3 разряда
Рецензенты: к.т.н. доц.кафедры СЭУ КГМТУ Горбенко А.Н.;
Данная методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании кафедры СЭУ КГМТУ
Протокол № от г.
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании методической комиссии морского факультета КГМТУ
Протокол № от г.
Методические указания утверждены на заседании Методического совета КГМТУ
Протокол № от г.
© Керченский государственный морской технологический университет
Введение
Судовые вспомогательные и подъемно-транспортные механизмы предназначены для обеспечения нормальной технической эксплуатации судовых установок и систем и являются их составной частью. От этих механизмов и систем зависят технико-эксплуатационные качества судна, безопасность его плавания и надежность обслуживания главной энергетической установки.
Данный курс является неотъемлемой составной частью специальной подготовки бакалавров-механиков (а в дальнейшем и специалистов-механиков) по эксплуатации судовых энергетических установок (СЭУ), которым в их практической деятельности будет необходимо знание принципов работы, конструкций, расчета, требований и эффективных методов эксплуатации судовых вспомогательных и подъемно-транспортных механизмов и систем.
Цель изучения курса – дать студенту теоретическую подготовку для технически грамотной и эффективной эксплуатации современных судовых вспомогательных механизмов, установок и систем, выбора оптимальных режимов их работы в конкретных условиях эксплуатации судна, а также решения вопросов, связанных с их работой, ремонтом и модернизацией.
Изучение данного курса основано на знании следующих курсов: математики, физики, химии, теоретической механики, инженерной графики, деталей машин, сопротивления материалов, технологии материалов, теории устройства судна, термодинамики, теплообмена и гидромеханики. Только хорошее знание указанных дисциплин создает предпосылки для успешного освоения данного дисциплины.
Основы теории, устройства и правила технической эксплуатации насосов, вентиляторов, механизмов объемного гидропривода; схемы и характеристики судовых систем; характеристики, теорию, устройство и правила технической эксплуатации палубных механизмов; устройство и правила технической эксплуатации водоопреснительных установок, теплообменных аппаратов и судовых подъемно-транспортных механизмов; правила Регистра и требования международных конвенций, правила техники безопасности при техническом использовании и обслуживании вспомогательных механизмов, систем и установок.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь: эксплуатировать все типы механизмов, систем и установок; выполнять регулирование выходных параметров и оценивать соответствие заданным требованиям; выполнять проверочные тепловые и другие расчеты; обеспечивать охрану окружающей среды и безопасные условия труда; использовать способы экономии энергоресурсов.
Дисциплина обеспечивает дальнейшее изучение студентами судовых паровых котлов и ядерных реакторов, судовых турбинных установок, судовых двигателей внутреннего сгорания, автоматизированных систем управления судовыми вспомогательными механизмами и эксплуатации судовых энергетических установок.
Судовые насосы
Рулевые машины
Рулевое устройство предназначено для обеспечения маневрирования судна и удержания его на курсе. Рулевые механизмы должны обеспечивать безопасную и эффективную работу рулевого устройства.
Рулевое устройство судна состоит из 4-х основных частей (Рис. 1).
1 - баллер; 2 - румпель; 3 - ползун; 4 - гидропоршни; 5 - гидроцилиндры; 6 - ограничитель расхода; 7 - предохранительный клапан; 8 - гидрозамок; 9 - золотник; 10 - сервопривод; 11 - фильтр мала; 12 - насос; 13 - аварийный привод; 14 - насос вспомогательного привода; 15 - насос основного привода; 16 - гидрозамок вспомогательного привода; 17 - штурвал; 18 - цистерна масла; 19 - тумба рулевого привода; 20 - клапаны вспомогательного привода; 21 - клапаны основного привода; 22 - тяги; 23 - рукоятка переключения; 24 - планка с разбивкой; 25 - указатель положения руля; 26 - ползун; 27 - конечные выключатели; 28 - приборы контроля; 29 - байпасный клапан; 30 - цистерна запасного масла; 31 - привод основного насоса; 32 - привод запасного насоса; 32 - привод запасного насоса; 33 - упоры конечных выключателей; 34 - клапан наполнения цистерны; 35 - клапаны насоса основного привода; 36 - клапаны насоса вспомогательного привода; 37 - приёмный клапан насоса.
Руль воспринимает давление воды и изменяет направление движения судна.
Рулевой привод поз. 2, 3 ,4, 5 связывает руль с рулевой машиной и передает вращающий момент для поворота баллера.
Рулевая машина обеспечивает работу рулевого привода - это шестеренный насос постоянной производительности с системой, арматурой, золотником, сервоприводом, цистерной с маслом, контрольно-измерительными приборами (поз. 14, 15, 16, 17, 19, 23).
Требования морского регистра судоходства к рулевому устройству
Рулевое устройство, или устройство с поворотной насадкой, должно иметь два привода: главный и вспомогательный.
При действии главного рулевого привода рулевое устройство должно обеспечить маневрирование судна с перекладкой полностью погруженного руля (насадки) с борта на борт при максимальной скорости переднего хода; при этом время перекладки руля (насадки) с 35° одного борта на 30° другого борта не должно превышать 28 с.
Вспомогательный рулевой привод должен обеспечивать маневрирование судна с перекладкой полностью погруженного руля (насадки) с борта на борт при скорости переднего хода, равной максимальной скорости судна, но не менее 7 уз.; при этом время перекладки руля (насадки) с 15° одного борта на 15° другого борта не должно превышать 60с.
Вспомогательного привода не требуется, если главный рулевой привод состоит из двух независимо действующих агрегатов, каждый из которых удовлетворяет требованиям к главному приводу. Двигатели рулевых приводов должны допускать их перегрузку по моменту не менее 1,5 расчетного момента в течение 1 мин.
Вспомогательный ручной привод должен быть самотормозящим или иметь стопорное устройство. Он должен обеспечить требования к нему при работе не более четырех человек с усилием на рукоятках штурвала не более 160 Н на каждого работающего.
Конструкция приводов должна обеспечивать переход с основного рулевого привода на запасной за время не более 2 мин.
Рулевое устройство должно иметь тормоз или иное приспособление, обеспечивающее удержание руля в любом положении. На рулевом приводе должна быть шкала для определения действительного положения руля с ценой деления не более 1°.
Указатель положения руля должен быть в рулевой и в румпельной, причём точность указателя при положении руля должна быть:
по ДП - не более 1,0°;
при отклонении руля на 5°- не более 1,5°;
при больших углах отклонения – до 2,5°.
Каждый рулевой привод должен иметь конечные выключатели, срабатывающие при перекладке руля на 35° и прекращающие действия источника энергии.
Все детали рулевого привода должны быть рассчитаны на усилия, соответствующие моменту (кНм) на баллере не менее
.
где d — диаметр головки баллера, см; Rен — верхний предел текучести материала баллера, МПа.
При этом напряжения в деталях привода не должны превышать 0,95 предела текучести материала.
При действии расчетного крутящего момента приведенные напряжения в деталях рулевых приводов не должны превышать 0,4 предела текучести материала.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Черепанов Б.Е. Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация. - М.: Агропромиздат, 1986.-343 с.
2. Завиша В.В., Декин Б.Г. Судовые вспомогательные механизмы. – М.: Транспорт, 1984. – 360 с.
Дополнительная
3. Будов В.М. Судовые насосы: Справочник. – Л.: Судостроение, 1988. –332 с.
4. Судовое вспомогательное энергетическое оборудование /Р.С. Андрющенко, В.Д. Шилов, Б.Г. Дементьев и др. – Л.: Судостроение, 1991. – 392 с.
5. Колесников О.Г. Судовые вспомогательные механизмы и системы. – М.: Транспорт, 1977. – 464с.
6. Правила классификации и постройки морских судов. Том 2. – М.: Транспорт, 1990 – 531с.
7. Лукин Г.Я., Колесник Н.Н. Опреснительные установки промыслового флота. - М.: Пищевая промышленность, 1970. – 368с.
8. Завиша В.В. Гидравлические рулевые машины. –М.: Транспорт, 1965. – 224с.
9. Черняев П.Н. Техническая эксплуатация и ремонт судовых систем. – М.: Транспорт, 1976. – 160с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 3 | |
Раздел 1 | Судовые водоопреснительные установки | 4 |
1.1. | Судовая водоопреснительная установка | 4 |
Раздел 2 | Судовые гидравлические машины | 8 |
2.1 | Судовые насосы | 8 |
2.2. | Судовые вентиляторы и компрессоры | 44 |
2.3 | Гидроприводы судовых механизмов | 47 |
Раздел 3 | Палубные механизмы. | 51 |
3.1. | Рулевые машины | 51 |
3.2 | Якорные и швартовные механизмы | 54 |
3.3 | Судовые подъемно-транспортные механизмы | 57 |
Раздел 4 | Общесудовые системы | 59 |
Литература | 70 |
© Владимир Владимирович Попов
Конспект лекций по дисциплине «Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств» для студентов специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок»
Тираж ______экз. Подписано к печати ___________
Заказ № _______ Объем 1,3 п.л.
Издательство: «Керченский государственный морской технологический университет»
298309, г. Керчь, ул. Орджоникидзе 82.
УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КГМТУ»)
Морской факультет
Кафедра «Судовые энергетические установки»
ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ, СИСТЕМ И УСТРОЙСТВ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
для студентов
специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок»
Керчь - 2016
Составители: Попов В.В., преподаватель кафедры «Судовых энергетических
установок» Керченского государственного морского технологического
университета, судовой механик 3 разряда
Рецензенты: к.т.н. доц.кафедры СЭУ КГМТУ Горбенко А.Н.;
Данная методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании кафедры СЭУ КГМТУ
Протокол № от г.
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании методической комиссии морского факультета КГМТУ
Протокол № от г.
Методические указания утверждены на заседании Методического совета КГМТУ
Протокол № от г.
© Керченский государственный морской технологический университет
Введение
Судовые вспомогательные и подъемно-транспортные механизмы предназначены для обеспечения нормальной технической эксплуатации судовых установок и систем и являются их составной частью. От этих механизмов и систем зависят технико-эксплуатационные качества судна, безопасность его плавания и надежность обслуживания главной энергетической установки.
Данный курс является неотъемлемой составной частью специальной подготовки бакалавров-механиков (а в дальнейшем и специалистов-механиков) по эксплуатации судовых энергетических установок (СЭУ), которым в их практической деятельности будет необходимо знание принципов работы, конструкций, расчета, требований и эффективных методов эксплуатации судовых вспомогательных и подъемно-транспортных механизмов и систем.
Цель изучения курса – дать студенту теоретическую подготовку для технически грамотной и эффективной эксплуатации современных судовых вспомогательных механизмов, установок и систем, выбора оптимальных режимов их работы в конкретных условиях эксплуатации судна, а также решения вопросов, связанных с их работой, ремонтом и модернизацией.
Изучение данного курса основано на знании следующих курсов: математики, физики, химии, теоретической механики, инженерной графики, деталей машин, сопротивления материалов, технологии материалов, теории устройства судна, термодинамики, теплообмена и гидромеханики. Только хорошее знание указанных дисциплин создает предпосылки для успешного освоения данного дисциплины.
Основы теории, устройства и правила технической эксплуатации насосов, вентиляторов, механизмов объемного гидропривода; схемы и характеристики судовых систем; характеристики, теорию, устройство и правила технической эксплуатации палубных механизмов; устройство и правила технической эксплуатации водоопреснительных установок, теплообменных аппаратов и судовых подъемно-транспортных механизмов; правила Регистра и требования международных конвенций, правила техники безопасности при техническом использовании и обслуживании вспомогательных механизмов, систем и установок.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь: эксплуатировать все типы механизмов, систем и установок; выполнять регулирование выходных параметров и оценивать соответствие заданным требованиям; выполнять проверочные тепловые и другие расчеты; обеспечивать охрану окружающей среды и безопасные условия труда; использовать способы экономии энергоресурсов.
Дисциплина обеспечивает дальнейшее изучение студентами судовых паровых котлов и ядерных реакторов, судовых турбинных установок, судовых двигателей внутреннего сгорания, автоматизированных систем управления судовыми вспомогательными механизмами и эксплуатации судовых энергетических установок.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 296.