СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314

Министерство образования РФ преобразовано в Министерство образования и науки Российской Федерации.

Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные министерству:

- Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;

- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

- Федеральное агентство по науке;

- Федеральное агентство по образованию.

Преобразовать Министерство образования РФ в Министерство образования и науки Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого Министерства образования Российской Федерации и функции по принятию нормативных правовых актов в сфере упраздненного Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам.


Комитет Государственной Думы по образованию и науке


РЕШЕНИЕ О ПРИОРИТЕТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2004 ГОД В ЧАСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ

 

Обсудив вопрос о приоритетах формирования федерального бюджета на 2004 г. в час­ти финансирования расходов на образование, Комитет отмечает важность проводимой Пра­вительством России работы по реализации Концепции модернизации российского образова­ния, а также оптимизации бюджетных расходов.

Однако меры по оптимизации расходов при подготовке проекта бюджета 2004 г. не должны рассматриваться только как инструмент экономии бюджетных расходов, особен­но — в системе образования. Напротив, бюджетные расходы на образование в 2004 г. должны быть существенно увеличены, поскольку сохранение нынешнего уровня зарплаты работников образования и финансирования расходов на развитие материально-технической базы образования неизбежно приведет к деградации всей системы образования.

Наряду с увеличением бюджетного финансирования следует восстановить с 2004 г. налоговые льготы, стимулирующие внебюджетное финансирование образовательных уч­реждений.

Комитет считает, что основными приоритетами бюджета 2004 г. в сфере образования должны стать:

— увеличение зарплаты педагогических работников;

— увеличение расходов на приобретение учебного оборудования;

— увеличение расходов на развитие информационной базы образования;

— увеличение расходов на ремонт общежитий.

Кроме этого, в бюджете 2004 г. следует предусмотреть дополнительные расходы на увеличение стипендий, обеспечение школ учебниками, развитие системы возвратных суб­сидий для студентов вузов, развитие системы ипотечного кредитования работников образо­вания, расширение федеральных целевых программ, направленных на формирование толерантного сознания, развитие информационных и компьютерных технологий, интеграцию науки и высшей школы

Исходя из этого, Комитет решил:

1. Важнейшей задачей бюджета 2004 г. должно стать реальное повышение заработной пла­ты работников бюджетной сферы и переход к отраслевым системам оплаты труда. При этом размер средней заработной платы в сфере образования должен быть увеличен в 1,5 раза по сравнению с проиндексированным с 1 октября 2003 г (по сравнению с нынешним — в 2 paза). Это позволит увеличить размер средней ставки профессорско-преподавательского со­става вузов с 1630 руб. до 4240 руб. (по сравнению с нынешним — в 2,6 раза), для преподавателей начального и среднего профессионального образования — с 1300 руб. до 2800 руб. (по сравнению с нынешним — в 2,15 раза), для учителей — с 1300 руб. до 2450 руб. (по сравнению с нынешним — в 1,88 раза). Для такого повышения необходимо дополнительно увеличить расходы федерального бюджета на 29 млрд. руб.

Необходимо также увеличить расходы на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава на 125 млн. руб., что позволит увеличить контрольные цифры приема слушателей на 11 тыс. человек.

2. Необходимо увеличить по сравнению с 2003 г. объем бюджетных средств на приобретение современного оборудования, в том числе компьютерной техники, на 5000,0 млн. руб., что позволит удовлетворить более 50% потребности в лабораторном оборудовании, а так­же ускорить темпы компьютеризации высшей школы

3. Должны быть увеличены ассигнования на совершенствование информационной базы образования:

3.1. Для обеспечения доступа студентов в Интернет (по статье «связь») дополнительно по­требуется 450 млн. руб., что позволит решить проблему подключения государственных вузов к сети Интернет и их работу с неограниченным временем доступа

3.2. Для пополнения библиотечного фонда образовательных учреждений профессионального образования дополнительно потребуется 500 млн. руб., что позволит обеспечить около 3 млн. обучающихся по очной и другим формам обучения учебной и методической литерату­рой с учетом нормативного срока службы учебника (7 лет).

3.3. Для обеспечения учебной литературой общеобразовательных учреждений необходимо предусмотреть выделение субвенций субъектам Российской Федерации в рамках федерального фонда помощи бюджетам других уровней в сумме 2200,0 млн. руб., что позволит (при сохранении финансирования) обеспечить общеобразовательные школы комплектами учеб­ников на нормативный срок их использования (4 года).

4. Необходимо увеличить по сравнению с 2003 г. объем ассигнований на капитальный ремонт студенческих общежитий и зданий в аварийном состоянии на 5000,0 млн. руб., что позволит восстановить около 200 тыс. мест (в общежитиях проживает около 600 тыс. студентов вузов, всего нуждающихся в общежитиях — 700 тыс. человек).

5. Для введения с 1 сентября 2004 г системы государственных возвратных субсидии для студентов высших и средних профессиональных образовательных учреждений предусмот­реть средства в сумме 1300,0 млн. руб., что позволит выделить около 70 тыс. субсидий.

6. Необходимо увеличить финансирование федеральных целевых программ:

6.1. «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в рос­сийском обществе» (2001-2005 гг.) с 25 млн. руб. в 2003 г до 45 млн. руб. в 2004 г. как про­граммы, имеющей особое значение в условиях социальной напряженности и роста экстре­мистских проявлений в молодежной среде.

6.2. «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001-2005 гг.) в объеме паспорта программы на 2004 г., в том числе для продолжения компьютеризации сельских и городских общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования.

6.3. «Интеграция науки и высшего образования России» (2002-2006 гг.) с 219,5 млн. руб. в 2003 г. до 350,0 млн. руб. в 2004 г. (в разделе 06 «Фундаментальные исследования и содей­ствие научно-техническому прогрессу» функциональной классификации расходов).

7. Для повышения эффективности адресной социальной поддержки преподавателей и сту­дентов необходимо:

7.1. Обеспечить финансирование ипотечной программы кредитования жилья для работни­ков сферы образования в объеме до 20% общей стоимости строительства (потребность со­ставляет 300,0 млн. руб.), что позволит обеспечить ввод 2000 квартир общей площадью свы­ше 120 тыс. кв. м.

7.2. Увеличить объем финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых се­мей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. с 500 млн. руб. до 1500,0 млн. руб., что позволит обеспечить жильем дополнительно 6,5 тыс. молодых семей (в 2003 г обеспечивается 3,5 тыс. молодых семей).

7.3. Увеличить размер стипендий в 1,5 раза с 1 сентября 2004 г. (дополнительно потребует­ся 3500,0 млн. руб.).

7.4. Увеличить дополнительно бюджетные ассигнования в размере до 15% от стипендиаль­ного фонда для выплаты частичной компенсации удорожания стоимости питания и оплаты проезда малоимущим иногородним студентам и учащимся очной формы обучения в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования (на эти цели до­полнительно требуется 1100,0 млн. руб.).

7.5. Обеспечить финансирование расходов по содержанию санаториев-профилакториев, входящих в состав учреждений среднего и высшего профессионального образования, в сумме 550,0 млн. руб.

8. Предложить Правительству Российской Федерации:

— при формировании проекта федерального бюджета на 2004 г. учесть приоритеты, указанные в пунктах 1-4, и предложения, указанные в пунктах 5-7 настоящего решения,

— ускорить разработку и принятие федеральной целевой программы «Безопасная школа», предусмотрев в ней выделение средств на условиях софинансирования по восстановлению, капитальному ремонту и строительству объектов системы общего и профессионального образования и оборудованию зданий системами противопожарной безопасности,

— ускорить разработку и введение федеральных нормативов финансирования в сфере общего образования в расчете на одного обучающегося и предусмотреть в проекте бюджета 2004 г. выделение целевой финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федера­ции за счет средств фонда финансовой поддержки регионов для реализации государственных полномочий в этой сфере.

9. Направить настоящее решение в Правительство Российской Федерации, Минфин, Минэкономразвития, Минобразования России и средства массовой информации.

Председатель Комитета А.В. Шишлов


Приоритетные направления реализации Федеральной программы развития образования по статье «прочие нужды» на 2004 год

 

Раздел I. Приоритетные направления, обеспечивающие выполнение первоочередных работ

 

№ п/п Наименование приоритетного направления Руководитель рабочей комиссии Структурное подразделение, ответственное за организацию робот
1.1. Совершенствование управления образованием: 1.1.1. Развитие системы управления образовательными учреждениями на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. 1.1.2. Привлечение общественных ресурсов для совершенствования управления образованием. 1.1.3. Развитие системы управления научно-образо­вательной деятельностью в системе профессионального образования. Чепурных Е.Е.     Управление развития образования; Департамент общего образования; Управление развития и планирования научных исследований; Управление региональной образовательной политики и инспектирования; Управление высшего профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление начального профессионального образования.
1.2. Федеральные экспериментальные площадки для апробации но­вой структуры и содержания общего образования: 1.2.1. Широкомасштабный эксперимент по структуре и содержанию общего образования. 1.2.2. Разработка и начало введения профильного обучение на третьей ступени общего образования, включая предпрофильную подготовку на второй ступени общего образования. 1.2.3. Оптимизация сети образовательных учреждений общего и начального профессионального образования. 1.2.4. Апробация новой структуры и содержания профильной общеобразовательной подготовки в учреждениях НПО и СПО. 1.2.5. Авторские экспериментальные школы. Болотов В.А. Департамент общего образования; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования.
1.3. Модернизация структуры и содержания профессионального образования в соответствии с потребностями современного рынка труда: 1.3.1. Развитие системы государственного задания на подго­товку специалистов с высшим профессиональным образованием, включая механизмы экономического стимулирования. 1.3.2. Обновление стандартов профессионального образова­ния по перспективным направлениям подготовки обучающихся (по уровням образования). 1.3.3. Федеральные экспериментальные площадки по созданию и апробации региональных моделей трудоустройства и адаптации выпускников образовательных учреждений профессионального образования к рынку труда в условиях государственных заданий. Киселев А.Ф. Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования; Управление высшего профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление начального профессионального образования; Департамент общего образования; Управление лицензирования, аттестации и аккредитации; Управление дополнительного профессионального образования.  
1.4. Федеральные экспериментальные площадки для введения Единого государственного экзамена. Болотов В.А. Департамент общего образования; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление высшего профессионального образования.
1.5. Федеральные экспериментальные площадки по апробации элементов государственно-общественной системы оценки качества образования: 1.5.1. Создание и апробация элементов государственно-обще­ственной системы оценки качества образования. 1.5.2. Совершенствование инструментария оценки качества образования. Гребнев Л.С. Управление лицензирования, аттестации и аккредитации; Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования; Управление региональной образовательной политики и инспектирования.  
1.6. Реализация на условиях софинансирования инвестиционных проектов развития материально-технической базы различных типов образовательных учреждений: 1.6.1. Оснащение специальных образовательных учреждений современным противопожарным оборудованием. 1.6.2. Оснащение современным учебно-лабораторным и противопожарным оборудованием образовательных учреждений на­чального, среднего и высшего профессионального образования. 1.6.3. Развитие и совершенствование материальной инфраструктуры учебных корпусов и общежитий образовательных учреждений профессионального образования. Балыхин Г.А. Управление развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление высшего профессионального образования; Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования; Управление специального образования.  
1.7. Развитие профессионального образования в области высоких технологий и инновационной деятельности в образовательной сфере: 1.7.1. Развитие многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной деятельности. 1.7.2. Повышение квалификации руководителей среднего и высшего звене образовательных учреждений профессиональ­ного образования в вопросах инновационной деятельности в образовательной сфере. 1.7.3. Развитие научной и учебно-лабораторной базы научно-педагогических коллективов, обеспечивающих эффективную подготовку кадров высшей квалификации в области высоких технологий. 1.7.4. Поддержка научно-исследовательской деятельности обу­чающихся в области высоких технологий и инновационной дея­тельности (по уровням профессионального образования). 1.7.5. Совершенствование системы федеральных предметных олимпиад. Шленов Ю.В. Управление развития и планирования научных исследований; Управление научно-инновационной деятельности; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление высшего профессионального образования; Департамент общего образования; Управление дополнительного профессионального образования; Департамент государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.  
1.8. Развитие экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями России: 1.8.1. Привлечение иностранных учащихся путем создания системы центров, проведения выставок совершенствования разъяснительной и пропагандистской работы. 1.8.2. Повышение квалификации специалистов вузов в области экспорта образовательных услуг. Банцекин Н.Б. Управление международного образования и сотрудничества.
1.9. Развитие и совершенствование механизмов финансирования образования: 1.9.1. Реализация второго этапа эксперимента по ГИФО; разработка механизмов возвратных субсидий. 1.9.2. Организация по согласованию с субъектами Российской Федерации эксперимента по введению подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, в том числе спе­циальных форм финансирования образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.9.3. Создание системы выявления и обеспечения потребности образовательных учреждений Минобразования России в ком­мунальных услугах (в денежной и натуральной форме). 1.9.4. Создание системы организационного обеспечения ипотечного кредитования жилья для работников системы образования. Балыхин Г.А. Управление экономики; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление высшего профессионального образования; Управление региональной образовательной политики и инспектирования; Департамент общего образования.
1.10. Развитие системы педагогического образования, повышение ква­лификации и переподготовка кадров для системы образования: 1.10.1. Совершенствование системы высшего и дополнительно­го профессионального (педагогического) образования. 1.10.2. Развитие материально-технической базы образователь­ных учреждений педагогического образования. Болотов В.А. Департамент общего образования; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования.  
1.11. Обеспечение условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, расширение до­ступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: 1.11.1. Совершенствование здоровьесберегающих технологий в общем образовании, включая образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.11.2. Совершенствование здоровьесберегающих технологий в профессиональном образовании. 1.11.3. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в систему профессионального образования. Чепурных Е.Е. Управление специального образования; Управление развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессиональ­ного образования; Управление высшего профессионального образования; Департамент общего образования.  
1.12. Развитие системы воспитательной деятельности в образова­тельных учреждениях: 1.12.1. Поставка библиотекам исторической, художественно-пат­риотической и энциклопедической литературы для системы об­щего образования. 1.12.2. Поддержка всероссийских культурных инициатив сту­дентов. 1.12.3 Поддержка Всероссийского конкурса учреждений допол­нительного образования детей и молодёжи. Чепурных Е.Е. Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи; Департамент общего образования; Управление начального профессионального образования: Управление среднего профессионального образования; Управление высшего профессионального образования  
1.13. Совершенствование законодательства Российской Федерации об образовании — реализации приоритетных направлений об­разовательной политики России на современном этапе. Чепурных Е.Е. Управление правового обеспечения; Заинтересованные структурные подразделения министерства.  
1.14. Организационно-методическое обеспечение распространения результатов образовательных проектов и программ в интере­сах развитии образования: 1.14.1 Проекты, реализованные или инициированные междуна­родными организациями. 1.14.2. Проекты, реализованные российскими организациями. 1.14.3. Проекты, реализованные в рамках Федеральной про­граммы развития образования. Чепурных Е.Е. Управление развития образования; Управление международного образования и сотрудничества; Управление развития планирования научных исследований.    
1.15. Информационное и социологическое сопровождение модернизации российского образования: 1.15.1. Информационное сопровождение. 1.15.2. Социологическое сопровождение. 1.15.3. Совершенствование статистики образования. Чепурных ЕЕ. Управление развития образования; Заинтересованные структурные подразделения министерства  

 

Раздел II. Методическое, информационно-техническое

и организационное обеспечение реализации Программы

 

2.1. Разработке и реализация методического, информационно-технического и организационного обеспечения реализации Программы. Чепурных ЕЕ. Управление развития образования.

 




ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

Дата: 2019-07-24, просмотров: 162.