– Для того чтобы сохранить одежду в хорошем состоянии, чтобы выглядеть опрятным и аккуратным, надо постоянно следить за ее чистотой и своевременно ремонтировать: накладывать заплаты, штопать, пришивать пуговицы, крючки, восстанавливать распоровшиеся швы.
Причиной изнашивания тканей является действие различных факторов: механических и физико-химических. Одежда изнашивается в основном от истирания, особенно на локтях, коленках, в низу брюк, по краям карманов, по низу рукавов.
В каждом конкретном случае необходимо уметь хорошо и аккуратно отремонтировать одежду. Чтобы это сделать, необходимо знать основные способы ремонта одежды. Отремонтировать можно штопкой, подкладной заплатой, накладной заплатой.
Штопка – это ремонт одежды без наложения заплат. Если разрыв ткани небольшой, то используют штопку, если разрыв больше, то выполняют ремонт штопкой при помощи переплетения нитей.
Технологическая последовательность штопки;
· Выравниваем разрыв ткани и приутюживаем.
• Выводим нить на лицевую сторону в том месте, где начало разрыва, выполняем закрепление.
• Соединяем края разрыва частыми стежками нитью, подобранной в тон ткани.
· Проутюживаем заштопанное место.
Штопка при помощи переплетения нитей.
Этот вид штопки выполняем с помощью переплетения нитей,
Соблюдая следующую технологическую последовательность:
· Подрезаем края разрыва в форме прямоугольника.
· Выполняем несколько рядов прямых стежков вокруг отверстия.
• Прокладываем стежки на всю длину разрыва в долевом направлении. Заполняем такими стежками весь разрыв.
• Поворачиваем работу на 90°. Заполняем разрыв поперечными стежками, переплетая нити между собой.
· Заштопанное место хорошо проутюживаем.
IV. Практическая работа: «Выполнение ремонта штопкой, при помощи переплетения нитей.
Перед работой повторить правила техники безопасности при работе.
Учащиеся выполняют практическую работу, используя учебник, с. 143 и 144. Учитель, обходя рабочие места, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение технологической последовательности, соблюдение техники безопасности при работе. Проводит индивидуальный инструктаж.
V. Продолжение изучения нового материала.
Ремонт заплатами. Заплаты накладывают чаще всего в тех случаях, когда уже нет возможности сделать штопку, или штуковку, так как изношенное место велико по размеру или появилась дыра. Заплаты могут быть накладными и подкладными. Пришивать их можно на машине или вручную. Заплату лучше делать из той же ткани, из которой сшито изделие, или надо подобрать ткань, подходящую по цвету и фактуре.
При раскрое заплату подбирают по рисунку и следят, чтобы направлениё долевой нити у заплаты и изделия совпадало – иначе после стирки ткань изделия и заплаты даст усадку в разных направлениях и отремонтированная вещь будет выглядеть неаккуратно, ткань будет стянута. Если заплата выкраивается из новой ткани, ее сначала декатируют.
Накладная заплата.
Накладная заплата может быть декоративной, как аппликация. В этом случае цвет и рисунок ткани; а также форма заплаты подбираются по желанию. Декоративные заплаты пришивают чаще всего на коленях брюк, на локтях рукавов.
Во время инструктажа учителя, учащиеся выполняют практическую работу «Накладная заплата». Инструктаж можно проводить в три этапа: подготовка поврежденного места на изделии, подготовка заплаты, наложение заплаты.
– Перед началом работы ткань изделия и заплаты обязательно подвергают влажно-тепловой обработке, чтобы заплата лежала ровно и не стягивала ткань.
– Поврежденное место имеет неровные края, поэтому его надо подрезать в виде прямоугольника или овала.
– Делаем в уголках надсечки на 1 см.
При объяснении этой работы очень важно обратить внимание на аккуратность выполнения надсечек.
– Срезы отгибаем на лицевую сторону.
– Отогнутые срезы заметываем и хорошо приутюживаем, чтобы они не топорщились.
– Выкраиваем заплату в два раза больше, чем отверстие, соблюдаем рисунок ткани.
– Срезы заплаты подгибаем на изнаночную сторону, заметываем. Ширина шва l см. Обращаем внимание на обработку уголков и хорошо приутюживаем.
– Накладываем заплату на лицевую сторону, прикалываем и наметываем ее.
– Пришиваем заплату на швейной машине, прокладывая строчку с лицевой стороны на 0,1–0,2 см от подогнутого края заплаты и с изнаночной стороны на 0,1–0,2 см от подогнутого края отверстия.
– Наложенную заплату приутюживаем.
– Проверяем качество выполненной работы.
Во время инструктажа и выполнения учащимися практической работы учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.
Подкладная заплата. Подкладная заплата отличается от накладной тем, что располагается с изнаночной стороны изделия. Принцип подбора ткани для подкладной заплаты аналогичен накладной. При выполнении подкладной заплаты поврежденное место можно подрезать в виде овала и работа выполняется в следующей технологической последовательности:
– Подрезаем поврежденное место. Определяем долевую нить.
– Подгибаем срезы отверстия на изнаночную сторону изделия, заметываем.
– Определяем долевую нить на ткани, которая предназначена для заплаты. Выкраиваем заплату.
– Подгибаем и заметываем срезы заплаты на лицевую сторону.
– Накладываем заплату на изнаночную сторону изделия лицевой стороной, наметываем.
– Пришиваем заплату к изделию с изнаночной стороны мелкими косыми стежками.
– Приметываем подогнутые края отверстия к заплате с лицевой стороны. Пришиваем мелкими косыми стежками.
– Удаляем нитки наметывания и заметывания.
– Хорошо приутюживаем заплату.
VI. Практическая работа.
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу, используя инструкционную карту в учебнике, а учитель, обходя рабочие места, контролирует правильность выполнения работы, технологическую последовательность, соблюдение правил техники безопасности.
По окончании практической работы учащиеся производят самоконтроль выполненной работы.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 196.