Практика применения отзыва лицензии в последние годы значительно возросла. В 1992 г. Банком России была отозвана 1 лицензия, в середине девяностых наблюдалась стабильность по числу отзывов лицензий у банков, количество отзывов не превышало 4 (1997 год). Значительное увеличение числа отозванных лицензий пришлось на период с 2000 по 2004 год, что объясняется принятием большого числа изменений и поправок вносимых в этот период в банковское законодательство, а так же изменение политики Центрального банка России по вопросам применения санкций к кредитным организациям за допущенные ими нарушения.
Анализ тенденции отзыва банковских лицензий в период с 1992 по 2007 год отражен на рисунке 1.
Рисунок 1.
Анализируя число отозванных лицензий и общее число ликвидируемых банков в 2007 году можно придти к выводу, что на данный момент принудительная ликвидация кредитных организаций, обусловленная отзывом лицензии, преобладает над добровольной ликвидация банков по решению их руководителей (рисунок 2).
Рисунок 2
Наиболее часто Банком России применяются такие основания отзыва банковской лицензии, как:
- неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России (п. 6 ч. 1 ст. 20 Закона о банках);
- задержка более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (п. 4 ч. 1 ст. 20); установление фактов существенной недостоверности отчетных данных (п. 3 ч. 1 ст. 20);
- неспособность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения или исполнения (п. 4 ч. 2 ст. 20). К примеру, по указанным основаниям ЦБ РФ отозвал с 22 сентября 2003 г. лицензии сразу у трех банков.
Так на примере 2007 года (рисунок 3), когда была достигнуто максимальное число отозванных лицензий, можно привести следующие примеры:
Рисунок 3: отзыв банковских лицензий за 2007 год
Только за январь 2007 года Банк России отозвал лицензии на осуществление банковских операций у 6 банков, в числе которых:
ООО Коммерческий Банк "Новокубанский" - неоднократное нарушение в течение одного года кредитной организацией требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
ОАО КБ "Городской клиентский" - установление фактов существенной недостоверности отчетных данных, неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, учитывая неоднократное применение мер, предусмотренных ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" было принято решение об отзыве лицензии на проведение банковских операций;
ОАО «Сибирский экономический банк» - допущение неоднократного нарушения законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, в том числе несвоевременное направление в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, и представляло в уполномоченный орган недостоверную информацию по указанным операциям;
ООО КБ "ГРАДОБанк"
Решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций принято Банком России в связи с неоднократными нарушениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также с учетом возникшей угрозы интересам кредиторов и вкладчиков банка.
ООО КБ "ГРАДОБанк" направлял в Федеральную службу по финансовому мониторингу с нарушением установленного срока сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю. В первой половине декабря 2006 через кассу банка были проведены операции по выдаче одному клиенту – юридическому лицу наличных денежных средств в сумме 4,3 млрд. рублей на покупку ценных бумаг, а также переведено на счета трёх банков–нерезидентов более 1 млрд. рублей. В конце декабря 2006 года руководители и сотрудники банка фактически прекратили его деятельность. В ходе проведения инспекционной проверки банка в январе 2007 года установлено, что ни по юридическому, ни по фактическому адресам ООО КБ "ГРАДОБанк" не располагается.
КБ "Евростройбанк" (ООО)
допускал неоднократные нарушения законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и не осуществлял должным образом идентификацию своих клиентов. При запрете на кассовое обслуживание клиентов кредитной организацией в октябре и ноябре 2006 года проведены валюто-обменные операции на сумму более 600 млн. долларов США, а также выданы наличные денежные средства в сумме более 16 млрд. рублей. Также при запрете открытия банковских счетов, корреспондентских счетов и операций по ним, банком были открыты счета 11 юридическим лицам и корреспондентские счета в 4 кредитных организациях. В октябре - ноябре 2006 года клиентами банка в адрес нерезидентов по сомнительным операциям было перечислено более 12,5 млрд. рублей.
Заключение
В ходе проведенной работы удалось подтвердить, что лицензирование банковской деятельности представляет собой многогранное явление, которое может быть рассмотрено как минимум в пяти аспектах:
а) как форма легитимации;
б) как правовой режим;
в) как правовое средство;
г) как форма пруденциального регулирования;
д) как форма банковского надзора.
Последние два аспекта характерны только для банковской деятельности.
Была дана классификация банковских лицензий:
а) по субъектному составу владельца лицензии: лицензии банков и лицензии небанковских кредитных организаций;
б) по критерию времени получения: первичные и производные (расширяющие круг совершаемых операций);
в) в зависимости от субъектного состава клиентов: предусматривающие право банка привлекать во вклады денежные средства или драгоценные металлы от физических лиц либо нет;
г) по критерию возможности совершения операций с иностранной валютой: разрешающие проводить операции только с валютой РФ, а также с драгоценными металлами, либо дающие право на совершение операций как с валютой РФ, так и с иностранной валютой.
Во второй главе выпускной квалификационной работы были непосредственно рассмотрены вопросы, связанные с отзывом лицензии на проведение банковских операций, а именно: основания (обязательные и на усмотрение Центрального Банка РФ) для отзыва банковской лицензии; процедура отзыва с детальным описанием каждого этапа; правовые последствия отзыва банковской лицензией с указанием правоспособности банка после принятия Центральным банком России решения об отзыве лицензии.
Был рассмотрен как отдельный вид такой меры принудительной ответственности как приостановление банковской лицензии. При рассмотрении данного вопроса выявлены значительные законодательные пробелы, а именно: указание на такой вид ответственности дает лишь Федеральный закон «О центральном Банке РФ», однако среди мер ответственности, применяемых Банком России, указанных в ст. 74 этого закона, данный вид ответственности не присутствует. С учетом того, что приостановление лицензии - мера не постоянная, а временная, может быть обосновано предложение о необходимости установления максимального срока, на который Банк России может приостановить действие банковской лицензии, о котором, к сожалению, закон так же упоминает.
В рамках этой же главы описывается процедура и понятие аннулирования банковской лицензии, проанализирована тенденция отзывов лицензий в период с 1992 по 2007, приведены некоторые примеры отзыва банковских лицензий за 2007 год.
Список используемой литературы
1. Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики). - Система ГАРАНТ, 2007 г.
2. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. "Банковское и финансовое право" - "Юристъ", М. 2004 г.
3. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. - "Юстицинформ", 2005 г.
4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности"
5.Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"
6.Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
7.Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «Об обязательном экземпляре документов»
8.Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и в защите информации»
Дата: 2019-07-24, просмотров: 214.