Содержание
Введение
Глава 1. Общетеоретические вопросы лицензирования банковской деятельности
§1. Правовая природа лицензирования банковской деятельности
§2. Понятие и признаки банковской лицензии
§3. Виды банковских лицензий
Глава 2. Отзыв банковской лицензии
§1. Правовая природа отзыва банковской лицензии
§2. Основания отзыва банковской лицензии
§3. Процедура отзыва
§4. Правовые последствия отзыва лицензии на совершение банковских операций
§5. Приостановление и аннулирование лицензий
§6. К вопросам о практике отзыва лицензии на проведение банковских операций
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Роль банков в отечественной кредитно-финансовой системе вряд ли можно преувеличить, ведь их нормальное функционирование — неотъемлемое условие жизнеспособности национальной экономики и политической стабильности в обществе. Еще в 1904 г. Д. Д. Батюшков отмечал, что по количеству действующих в стране банков можно судить о ее экономической культуре; это же количество банков является одним из показателей благосостояния народа и залогом его будущего богатства1. Сказанное остается справедливым и по сей день. В рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях», принятых в сентябре 1999 г., важность роли банков обусловливается тем, что они обеспечивают финансирование коммерческих предприятий, оказывают базовые финансовые услуги широким слоям населения.
Банковская система, будучи ключевым звеном рыночной экономики, представляет собой довольно сложный механизм, подверженный различным влияниям извне, а потому нуждающийся в надлежащем правовом регулировании и постоянном надзоре в целях обеспечения ее стабильности, что лишний раз подтвердил кризис 17 августа 1998 г. По мнению экс-председателя Банка России В. В. Геращенко, этот кризис показал, во-первых, насколько высока степень взаимозависимости между макроэкономической нестабильностью и проблемами в финансово-банковском секторе; во-вторых, насколько дорого может стоить структурно-функциональное несовершенство системы кредитных организаций. Произошедший кризис обнажил достаточно большое количество проблем, накопившихся в банковской системе. В их числе проблемы лицензирования банковской деятельности и надзора за исполнением банками и небанковскими кредитными организациями лицензионных требований и условий, а также ряд других проблем, тесно связанных с ними.
Выбор данной темы для выпускной квалификационной работы продиктован тем, что до настоящего момента в юридической литературе рассматривались главным образом либо общие вопросы лицензирования предпринимательской деятельности, что не позволяло учитывать особенности и специфику лицензирования деятельности банковской в целом и вопросов отзыва лицензии в частности, либо затрагивались лишь отдельные аспекты в контексте смежных вопросов в работах по банковскому праву, причем порой с использованием диаметрально противоположных подходов.
Глава 1. Общетеоретические вопросы лицензирования банковской деятельности
Виды банковских лицензий
Виды банковских лицензий с перечислением в них банковских операций содержаться в приложениях к Инструкции Банка России от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций". В частности, в этой Инструкции сказано, что лицензия на осуществление банковских операций, выдаваемая Банком России, содержит указание на один из видов лицензий, определенных пунктами 8.2, 8.3 и 14.1 Инструкции, перечень банковских операций, право на осуществление, которых предоставлено кредитной организации, дату выдачи и номер лицензии.
В настоящее время Банком России установлен перечень основных видов лицензий на осуществление банковских операций, которые выдаются различным типам кредитных организаций в зависимости от их функционального назначения:
•Лицензии, выдаваемые вновь созданным кредитным организациям:
1) Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц).
Данная лицензия включает в себя следующий перечень банковских операций:
- Привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).
- Размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет.
- Открытие и ведение банковских счетов юридических лиц.
- Осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.
- Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
- Выдача банковских гарантий.
- Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);
2) Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц.
К числу разрешенных банковских операций, предусмотренных первым видом лицензии, добавляется банковская операция по купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
Кредитная организация, имеющая лицензии только первых двух видов, хотя и носит название «банк», но в строгом смысле банком назвать затруднительно, поскольку не имеет право на привлечение во вклады средства физических лиц, а следовательно, не соответствует в полной мере понятию «банк», данному в статье 1 Закона «о банках и банковской деятельности».
3) Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов организации, выдаваемая одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц).
Перечень предоставляемых банковских операций включает в себя следующие операции:
- Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов
- Осуществление других операций с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Данный вид лицензии, введенный Банком России, является наиболее дискуссионным и спорным, поскольку согласно статье 5 Закона «о банках и банковской деятельности» операции с драгоценными металлами относится к числу не банковских операций, а к сделкам, которые кредитная организация вправе осуществлять помимо банковских операций. Можно возразить, что названная лицензия предоставляет право на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, а операций по привлечению денежных средств во вклады и размещению привлеченных во вклады денежных средств от своего имени и за свой счет относят к числу банковских операций. Однако в соответствии с главой 44 ГК РФ предметом банковского вклада могут быть исключительно денежные суммы (ст. 834) и денежные средства (ст. 835), то есть деньги. Драгоценные металлы к денежным средствам не относятся, так как в соответствии с п. «в» ч. 4 ст. 1 Закона «о валютном регулировании и валютном контроле» драгоценные металлы относятся к категории валютных ценностей, в которую наряду с ним входят природные драгоценные камни, ценные бумаги в иностранной валюте и иностранная валюта.
•Банку, имеющему лицензию на осуществление банковских операций, для расширения деятельности могут быть выданы лицензии следующих видов:
1) Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).
При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков.
Лицензия содержит тот же перечень операции, которые предусмотрены для вновь создаваемых кредитных организаций;
2) Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
Данная лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.
Перечень содержащихся банковских операций так же совпадает с перечнем операций, разрешенных для создаваемых кредитных организаций ;
3) Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, которая содержит следующие виды операций:
- привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).
- размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических лиц от своего имени и за свой счет.
- открытие и ведение банковских счетов физических лиц.
- осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам.
Такая лицензия может быть выдана по истечению двух лет с даты государственной регистрации кредитной организации;
4) Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.
Выдается данная лицензии при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения средств физических лиц). Такая лицензия может быть выдана по истечению двух лет с даты государственной регистрации кредитной организации. Данная лицензия включает в себя разрешение на проведение банковских операций совпадающих с операциями, которые предусмотрены лицензией на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, разницу составляет лишь вид валюты, с которой данные операции совершаются.
5) Генеральная лицензия.
Данная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, а также выполняющему установленные статьей 11.2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" требования к размеру собственных средств (капитала).
Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения Генеральной лицензии.
Кредитная организация, имеющая Генеральную лицензию и собственные средства (капитал) в размере не ниже суммы рублевого эквивалента 5 миллионов евро, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России - представительства. Кредитная организация, имеющая Генеральную лицензию и собственные средства (капитал) в размере не ниже суммы рублевого эквивалента 5 миллионов евро, может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации.
Кредитные организации, имеющие генеральную лицензию на осуществление банковских операции и лицензию на совершение операций с драгоценными металлами, с 1 октября 1997 года имеют право осуществлять экспорт из Российской Федерации аффинированного золота и серебра в виде стандартных и мерных слитков в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23 июля 1997г. № 767 « о некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации рафинированного золота и серебра» (при условии получения лицензии, выдаваемой Министерством внешних экономических связей и торговли РФ).
Генеральная лицензия включает в себя разрешение на самый большой круг банковских операций, которые в праве проводить кредитные организации, получившие данный вид лицензии, а именно:
-Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).
-Размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет.
-Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
-Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков, по их банковским счетам.
-Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
-Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
-Выдача банковских гарантий.
-Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
•лицензия на осуществление банковского клиринга, выдаваемая небанковской кредитной организации.
Для небанковских кредитных организаций существует две разновидности лицензий:
1) лицензия, выдаваемая расчетным небанковским кредитным организациям, которая включает в себя следующий перечень разрешенных операций:
Открытие и ведение банковских счетов юридических лиц.
Осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.
-Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц.
-Купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме.
Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
2) лицензия, выдаваемая небанковским кредитным организациям, осуществляющим депозитно – кредитные операции, которая включает в себя следующий перечень разрешенных операций:
-Привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок).
-Размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет.
-Купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме
-Выдача банковских гарантий.
Заключение
В ходе проведенной работы удалось подтвердить, что лицензирование банковской деятельности представляет собой многогранное явление, которое может быть рассмотрено как минимум в пяти аспектах:
а) как форма легитимации;
б) как правовой режим;
в) как правовое средство;
г) как форма пруденциального регулирования;
д) как форма банковского надзора.
Последние два аспекта характерны только для банковской деятельности.
Была дана классификация банковских лицензий:
а) по субъектному составу владельца лицензии: лицензии банков и лицензии небанковских кредитных организаций;
б) по критерию времени получения: первичные и производные (расширяющие круг совершаемых операций);
в) в зависимости от субъектного состава клиентов: предусматривающие право банка привлекать во вклады денежные средства или драгоценные металлы от физических лиц либо нет;
г) по критерию возможности совершения операций с иностранной валютой: разрешающие проводить операции только с валютой РФ, а также с драгоценными металлами, либо дающие право на совершение операций как с валютой РФ, так и с иностранной валютой.
Во второй главе выпускной квалификационной работы были непосредственно рассмотрены вопросы, связанные с отзывом лицензии на проведение банковских операций, а именно: основания (обязательные и на усмотрение Центрального Банка РФ) для отзыва банковской лицензии; процедура отзыва с детальным описанием каждого этапа; правовые последствия отзыва банковской лицензией с указанием правоспособности банка после принятия Центральным банком России решения об отзыве лицензии.
Был рассмотрен как отдельный вид такой меры принудительной ответственности как приостановление банковской лицензии. При рассмотрении данного вопроса выявлены значительные законодательные пробелы, а именно: указание на такой вид ответственности дает лишь Федеральный закон «О центральном Банке РФ», однако среди мер ответственности, применяемых Банком России, указанных в ст. 74 этого закона, данный вид ответственности не присутствует. С учетом того, что приостановление лицензии - мера не постоянная, а временная, может быть обосновано предложение о необходимости установления максимального срока, на который Банк России может приостановить действие банковской лицензии, о котором, к сожалению, закон так же упоминает.
В рамках этой же главы описывается процедура и понятие аннулирования банковской лицензии, проанализирована тенденция отзывов лицензий в период с 1992 по 2007, приведены некоторые примеры отзыва банковских лицензий за 2007 год.
Список используемой литературы
1. Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики). - Система ГАРАНТ, 2007 г.
2. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. "Банковское и финансовое право" - "Юристъ", М. 2004 г.
3. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. - "Юстицинформ", 2005 г.
4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности"
5.Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"
6.Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
7.Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «Об обязательном экземпляре документов»
8.Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и в защите информации»
Содержание
Введение
Глава 1. Общетеоретические вопросы лицензирования банковской деятельности
§1. Правовая природа лицензирования банковской деятельности
§2. Понятие и признаки банковской лицензии
§3. Виды банковских лицензий
Глава 2. Отзыв банковской лицензии
§1. Правовая природа отзыва банковской лицензии
§2. Основания отзыва банковской лицензии
§3. Процедура отзыва
§4. Правовые последствия отзыва лицензии на совершение банковских операций
§5. Приостановление и аннулирование лицензий
§6. К вопросам о практике отзыва лицензии на проведение банковских операций
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Роль банков в отечественной кредитно-финансовой системе вряд ли можно преувеличить, ведь их нормальное функционирование — неотъемлемое условие жизнеспособности национальной экономики и политической стабильности в обществе. Еще в 1904 г. Д. Д. Батюшков отмечал, что по количеству действующих в стране банков можно судить о ее экономической культуре; это же количество банков является одним из показателей благосостояния народа и залогом его будущего богатства1. Сказанное остается справедливым и по сей день. В рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях», принятых в сентябре 1999 г., важность роли банков обусловливается тем, что они обеспечивают финансирование коммерческих предприятий, оказывают базовые финансовые услуги широким слоям населения.
Банковская система, будучи ключевым звеном рыночной экономики, представляет собой довольно сложный механизм, подверженный различным влияниям извне, а потому нуждающийся в надлежащем правовом регулировании и постоянном надзоре в целях обеспечения ее стабильности, что лишний раз подтвердил кризис 17 августа 1998 г. По мнению экс-председателя Банка России В. В. Геращенко, этот кризис показал, во-первых, насколько высока степень взаимозависимости между макроэкономической нестабильностью и проблемами в финансово-банковском секторе; во-вторых, насколько дорого может стоить структурно-функциональное несовершенство системы кредитных организаций. Произошедший кризис обнажил достаточно большое количество проблем, накопившихся в банковской системе. В их числе проблемы лицензирования банковской деятельности и надзора за исполнением банками и небанковскими кредитными организациями лицензионных требований и условий, а также ряд других проблем, тесно связанных с ними.
Выбор данной темы для выпускной квалификационной работы продиктован тем, что до настоящего момента в юридической литературе рассматривались главным образом либо общие вопросы лицензирования предпринимательской деятельности, что не позволяло учитывать особенности и специфику лицензирования деятельности банковской в целом и вопросов отзыва лицензии в частности, либо затрагивались лишь отдельные аспекты в контексте смежных вопросов в работах по банковскому праву, причем порой с использованием диаметрально противоположных подходов.
Глава 1. Общетеоретические вопросы лицензирования банковской деятельности
Правовая природа лицензирования банковской деятельности
Банковская деятельность, во-первых, затрагивает имущественные интересы неограниченного круга субъектов, а во-вторых, в силу своей специфики способна оказывать решающее влияние на экономические процессы в стране в целом. Указанные обстоятельства являются вполне закономерной предпосылкой для установления в отношении банков более строгих требований в целях обеспечения общественной безопасности по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности.
Институт лицензирования банковской деятельности призван защитить интересы вкладчиков и других клиентов банков от некомпетентного управления и рисков, а также интересы государства по поддержанию стабильности в экономике.
Как подчеркнул Конституционный суд РФ, лицензирование кредитных организаций, а также отзыв у них лицензии на осуществление банковских операций, по существу, являются законодательной реализацией конституционной функции Банка России, который осуществляет банковское регулирование, надзор и контроль посредством принятия нормативно-правовых актов и индивидуально-правовых (ненормативных) актов на основе оперативной информации как о состоянии экономики в целом, так и в области денежно-кредитной политики (Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. №268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
Итак, институт лицензирования банковской деятельности, направлен на достижение следующих целей:
- утверждение единого перечня лицензируемых видов банковских операций и единообразного порядка, оснований и условий выдачи, приостановления, аннулирования и отзыва лицензий;
- защита клиентов банков, и в их числе прежде всего мелких вкладчиков, от некомпетентного управления и недобросовестного руководства;
- укрепление доверия населения и юридических лиц к финансово-кредитной системе в целом и отдельным банковским институтам в частности;
- обеспечение финансово-экономической стабильности в обществе и государстве в целом.
Таким образом, лицензирование банковской деятельности является одной из форм пруденциального регулирования и банковского надзора, и в этом смысле представляет собой систему правоотношений, возникающих между Банком России и кредитными организациями и существующих на всем протяжении функционирования последних, по поводу выдачи, переоформления, приостановления, отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности, а также осуществления надзора за соответствием деятельности кредитных организаций требованиям банковского законодательства, в общем, и отдельным нормативам, в частности. Лицензированием подтверждается правомерность создания кредитной организации, соответствие ее на момент выдачи лицензии и в процессе осуществления банковской деятельности предъявляемым Банком России требованиям и нормативам.
В настоящее время правовая природа лицензирования банковской деятельности, определяющая порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, а также отзыва лицензий регламентируется федеральными законами «О государственной регистрации юридических лиц», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» (глава II), а также следующими нормативными актами Банка России:
•Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций (с изменениями от 4 октября 2005 г., 10 мая, 11 декабря 2006 г.);
•Указание ЦБР от 19 июня 2003 г. N 1292-У «О порядке представления небанковской кредитной организацией в Банк России документов для принятия Банком России решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка» (с изменениями от 6 июня 2006г.).
•Положение ЦБР от 9 июня 2005 г. N 271-П о рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям.
•Отзыв лицензий на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации регулируется Положением ЦБР от 2 апреля 1996 г. N 264.
Нормы перечисленных нормативных актов закрепляют особый лицензионный режим.
В структуре лицензионного режима осуществления банковской деятельности можно выделить следующие элементы этого режима:
- критерии, обосновывающие необходимость введения лицензирования банковской деятельности;
- объект лицензирования (сфера деятельности, на которую распространяет свое действие лицензионный режим; в банковском праве таким объектом является банковская деятельность);
- цели и функции лицензирования;
- банковские лицензионные правоотношения;
- лицензионные требования и условия;
- механизм (процедура) выдачи (приостановления, аннулирования и отзыва) банковской лицензии;
- меры принудительного воздействия (меры ответственности) за нарушения в сфере лицензирования банковской деятельности.
Установление лицензионного режима осуществления банковской деятельности означает, что:
- кредитные организации обязаны получить соответствующую лицензию;
- только с момента получения такой лицензии банки имеют право осуществлять банковские операции (ч.1 ст.13 Закона «О банках и банковской деятельности»);
- конкретный перечень банковских операций определяется лицензией (ч.4 ст.13 Закона);
- на банк возлагается обязанность соблюдать лицензионные требования и условия, а также иные обязанности, преимущественно публично-правового характера;
- лицензирование является одним из правовых средств легитимации банковской деятельности.
Таким образом, лицензионный режим банковской деятельности - есть система регулятивного воздействия на вид деятельности, потенциально представляющий угрозу причинения значительного вреда обществу и государству, обуславливающая необходимость для занятия этим видом деятельности получения лицензии и соблюдения в процессе ее осуществления лицензионных требований и условий.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 213.