Лизинг: экономические и правовые аспекты применения в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лизинг: экономические и правовые аспекты применения в России

Курсовая работа

Уральский государственный экономический университет

ВВЕДЕНИЕ

Для стабильно растущей сбалансированной экономической системы необходим определенный уровень нормы накопления. Так, в 90-е годы данный показатель в странах Западной Европы составлял 19—21% и в США — 17— 18%. Однако на этапе формирования капитальных и структурных основ современного экономического роста норма накопления должна быть существенно выше. В Японии первых двух послевоенных десятилетий этот показатель составлял 70-75% ВВП. В новых индустриальных странах Восточной и Юго-Восточной Азии этот показатель не опускается ниже 30—35% ВВП. По расчетам специалистов, для преодоления нестабильности и вывода страны на траекторию устойчивого экономического роста (со среднегодовыми темпами около 5% в год) норма накопления в текущих ценах также должна составлять не менее 30—36% ВВП.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Для многих предприятий это уже не проблема развития, а вопрос выживания, поскольку в нынешней ситуации новые капиталовложения зачастую уже не компенсируют естественного выбытия основных фондов. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем, главной из которых является следующая: как утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.

В настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг (операция РЕПО), под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет. Нынешняя экономическая ситуация в России, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона - гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.Охарактеризовать не только теоретические аспекты лизинга, но и его практическое применение, а также проблемы его развития в России призвана данная работа.

В первой главе последовательно изложены история возникновения и развития лизинга, определены функции, освещены механизмы расчета лизинговых платежей и модели оценки эффективности лизинговых проектов как с точки зрения лизингодателя (инвестора), так и лизингополучателя. В качестве выводов - оценены экономические преимущества лизинга.

Во второй главе охарактеризована работа лизинговых компаний, работающих в Екатеринбурге: зарождение, экономические и правовые аспекты деятельности, результаты и планы на будущее.

В третьей главе автором сделана попытка подвести некоторые итоги: сравнить общую экономическую модель функционирования лизинга и ее практическую реализацию, оценить перспективы развития лизинга в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Зародившись в XIX веке, лизинг уверенно уверено набирал обороты. Западные бизнесмены, оценив его преимущества, ввели лизинговые сделки в хозяйственный оборот. В США и Западной Европе на долю лизинга в настоящее время приходится более 30% инвестиций в оборудования, а это более 300 миллиардов долларов в год. И если в 50-х года нашего столетия лизинг нашел широкое применение в транспорте, то спустя менее два десятилетия, практически ни один крупный производитель оборудования не остался в стороне от лизинговых отношений. Постепенно сложились три укрупненных вида лизинговых компаний: независимые, дочерние фирмы производителей и филиалы банков и вскоре лизинг стал самостоятельным видом предпринимательской деятельности.

К понятию лизинга существуют различные подходы, однако разумнее рассматривать лизинг с двух сторон:

лизинг – способ реализации отношений собственности;

лизинг – вид инвестиционной деятельности.

Российскому же лизингу нет еще и десяти лет, однако он прошел немалый путь в своем регулировании, удостоившись даже собственного федерального закона.

В условиях сложной российской экономической ситуации, а особенно в промышленности, оснащенность современным оборудованием в которой практически на нуле, лизинг мог бы стать одним из самых эффективных способов технического перевооружения производства. Это наглядно продемонстрировано в настоящей работе. Российское правительство, похоже, также понимает необходимость развития лизинговых отношений. Но как это случается обычно в нашей стране: понимать –это одно, а сделать – совсем другое. Это подтверждают и те нормативные акты, которые призваны регулировать такой вид инвестиционной деятельности как лизинг.

Лизинг характеризуется гибкостью и оперативностью, стимулирует рациональное распределение ресурсов на предприятии. Механизм лизинга определяет новые виды ресурсов для хозяйствующего субъекта.

В общеэкономическом масштабе, в результате применения лизинга во всей цепи взаимоотношений участников лизингового бизнеса формируются новые взаимосвязи в отношениях собственности, и обеспечивается эффективное сочетание экономических интересов различных сфер народнохозяйственного оборота на отдельных стадиях воспроизводства, всех хозяйственных субъектов, участвующих в общем цикле производства, использования, воспроизводства вообще и воспроизводства данного товара (объекта лизинга) в частности.

Преимущества лизинга очевидны: экономические выгоды за счет налоговых, амортизационных, таможенных и других льгот, снижение рисков арендодателей, инвесторов, защита их интересов, экономические выгоды для арендаторов в виде снижения налогооблагаемой прибыли за счет отнесения на себестоимость лизинговых платжей, снижение стартовой финансовой нагрузки, поскольку лизинг не требует немедленного и значительного объема платежей, отсутствие необходимости «замораживания» собственного капитала, сохранение ликвидности фирмы-арендатора в течение всего инвестиционного срока, гибкость расчетов за счет выбора способа, размеров, периодичности, способа уплаты лизинговых платежей, для лизингополучателя уменьшается риск морального или физического износа имущества. Таким образом лизинг для российских предприятий является более выгодным, а зачастую и единственным, источником обновления основных средств.

Для государства лизинг важен как средство для ускорения процесса воспроизводства, внедрения достижений НТП; создания новых рабочих мест; привлечения зарубежных государственных и частных инвестиций в страну; повышения технического уровня производства во всех отраслях экономики и ускорения технического и технологического перевооружения в них.

Количество лизинговых компаний, зарегистрированных в России, неуклонно растет. Адаптировавшись после кризиса 1998 года, лизинговый бизнес вновь набирает обороты. Однако наличие «серого» лизинга не дает адекватно оценить степень развития лизингового бизнеса. Достаточно уверенно работают лизинговые компании с иностранными инвестициями.

Наравне с общими проблемами, характеризующими состояние российской экономики, развитию лизингового бизнеса препятствуют несовершенство налогового и таможенного законодательства, несовершенство судебных процедур, неясные нормы амортизации имущества, отсутствие вторичного рынка оборудования.

Таким образом, подводя итоги настоящей работы, следует отметить следуующее:

Лизинг необходим и лизинг эффективен. Лизинг необходим, поскольку эффективен – это осознали многие. Осознав это, бизнес сделал для себя выводы и приступил к делу. Правительство осознало, но топчется на месте в нерешительности. Лизинг перспективен, поскольку укладывается в российскую экономическую и правовую модели, но станет по настоящему жизнеспособен, когда правительство от осознания необходимости перейдет к делу.

Список литературы

Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» от 16.01.98г. №16-ФЗ

Указ Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17.09.94г. №1929

Временное положение о лизинге. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.06.95г. №663 (с изменениями от 23.04.96г., 21.07.97г.)

Федеральный закон «О лизинге» от 29.10.98 г. №164-ФЗ

Гражданский кодекс РФ часть 2 лава 34 «Аренда»

Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.02.96г. №167

Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей. Утверждены Министерством экономики РФ 16.04.96г.

Приказ Министерства финансов РФ «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» от 17.02.97г. №15

Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость… Утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.08.92г. №552

Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от. 06.12.91г. №1992-I

Налоговый кодекс РФ Часть 2 Раздел VIII «Федеральные налоги и сборы»

В.М. Джуха «Лизинг. Учебное пособие» – Ростов-на-Дону:Феникс, 1999 г.

В.Д. Газман «Лизинг: теория, практика, комментарии»». – М.: Фонд «Правовая культура», 1997г.

М.И. Лещенко «Основы лизинга». – М.:Финансы и статистика, 2000г.

«Управление инвестициями» в 2-х т./ Под общ. ред. В.В. Шеремета – М.: Высшая школа, 1998г.

В.В. Ковалев «Введение в финансовый менеджемент». – М.: Финансы и статистика, 2000г.

Ю.Н. Самохвалова «Лизинг в России: правовые основы, бухгалтерский учет, налогообложение» - М.: Современная экономика и право, 1999г.

«Экономика предприятия»./ Под ред. Ф.К. Беа, Э. Дихтла, М. Швайтцера – М.: Инфра-М, 1999г.

Ю. Бригхем, Л. Гапенски«Финансовый менеджемент. Полный курс». В 2-х т./Пер. с английского под ред. В.В. Ковалева – СПб.: Экономическая школа, 1997г.

М.М. Брагинский, В.В. Витрянский «Договорное право. Книга вторая. Договоры о передаче имущества» – М.: Статут, 2000г.

В.И. Макарьева «О лизинге»// Налоговый вестник. – 1999г. - №8

В.Д. Газман «Лизинг: виды, формы и практика применения»// Консультант. – 1999г. - N 13

В.Д. Газман «Лизинговый бизнес в некоторых промышленно развитых странах»// Аудиторские ведомости. – 1999г

Егорова П.В., Курило В.В. «Некоторые аспекты правового регулирования договора лизинга»//Юрист. – 2000г. - №2

С. Дедиков «Лизинг в лабиринте: поиск спасительной нити»//Бизнес адвокат. – август 2000г. - №15

Н. Сепченкова «Лизинг – один из видов инвестиционной деятельности в России»// Финансовая газета. – декабрь 1998г. - №51 (Справочная система ГАРАНТ 5.0.)

«О лизинге» Специальное приложение к №10 1999г. Вестника ВАС РФ.

Официальный сайт Международной финансовой корпорации (IFC) – Группы по развитию лизинга. – http://www.ifc.org/ru/leasing

Официальный сайт Ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг». – http://www.rosleasing.ru/

Лизинг: экономические и правовые аспекты применения в России

Курсовая работа

Уральский государственный экономический университет

ВВЕДЕНИЕ

Для стабильно растущей сбалансированной экономической системы необходим определенный уровень нормы накопления. Так, в 90-е годы данный показатель в странах Западной Европы составлял 19—21% и в США — 17— 18%. Однако на этапе формирования капитальных и структурных основ современного экономического роста норма накопления должна быть существенно выше. В Японии первых двух послевоенных десятилетий этот показатель составлял 70-75% ВВП. В новых индустриальных странах Восточной и Юго-Восточной Азии этот показатель не опускается ниже 30—35% ВВП. По расчетам специалистов, для преодоления нестабильности и вывода страны на траекторию устойчивого экономического роста (со среднегодовыми темпами около 5% в год) норма накопления в текущих ценах также должна составлять не менее 30—36% ВВП.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Для многих предприятий это уже не проблема развития, а вопрос выживания, поскольку в нынешней ситуации новые капиталовложения зачастую уже не компенсируют естественного выбытия основных фондов. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем, главной из которых является следующая: как утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.

В настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг (операция РЕПО), под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет. Нынешняя экономическая ситуация в России, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона - гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.Охарактеризовать не только теоретические аспекты лизинга, но и его практическое применение, а также проблемы его развития в России призвана данная работа.

В первой главе последовательно изложены история возникновения и развития лизинга, определены функции, освещены механизмы расчета лизинговых платежей и модели оценки эффективности лизинговых проектов как с точки зрения лизингодателя (инвестора), так и лизингополучателя. В качестве выводов - оценены экономические преимущества лизинга.

Во второй главе охарактеризована работа лизинговых компаний, работающих в Екатеринбурге: зарождение, экономические и правовые аспекты деятельности, результаты и планы на будущее.

В третьей главе автором сделана попытка подвести некоторые итоги: сравнить общую экономическую модель функционирования лизинга и ее практическую реализацию, оценить перспективы развития лизинга в России.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 156.