Источники финансирования хозяйственной деятельности предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Источники финансирования хозяйственной деятельности предприятия

 

 

КАЛУГА 2009



Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы источников финансирования

1.1 Сущность и классификация источников финансирования предприятия

1.2 Содержание собственных источников финансирования

1.3 Заемные источники финансирования предприятия

Глава 2. Управление источниками финансирования предприятия

2.1 Управление собственными и заёмными средствами

2.2 Управление эмиссией акций

2.3 Управление привлечением банковского кредита

Глава 3. Проблемы источников финансирование предприятий в России

3.1 Современные инструменты финансирования деятельности предприятий

3.2 Проблемы привлечения долгосрочных источников финансирования деятельности российских предприятий в условиях финансового кризиса

Расчётная часть

Заключение

Список использованных источников и литературы



Введение

Актуальность темы исследования. В условиях формирования рыночной экономики положение хозяйствующих субъектов принципиально меняется по сравнению с тем, которое они занимали ранее в командно-административной системе. Трансформационные процессы, происходящие в российской экономике, и появление разнообразных форм собственности определили многообразие хозяйственного поведения экономических субъектов.

Но конечный результат их деятельности всегда сводится к получению прибыли и повышению рентабельности, что во многом зависит от объема финансовых средств и от источников финансирования.

Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.

Каждое предприятие в процессе своего формирования и развития должно определить, какой объем собственного капитала должен быть вложен в оборот. Целесообразность привлечения того или иного финансового источника необходимо сравнивать с показателями рентабельности вложений данного вида и стоимости данного источника. Потребность предприятия в собственных и привлеченных средствах является объектом планирования, соответственно принятие решения данного вопроса оказывает непосредственное влияние на финансовое состояние и возможность выживания предприятия.

Выбор способов и источников финансирования предприятия зависит от многих факторов: опыта работы предприятия на рынке, его текущего финансового состояния и тенденций развития, доступности тех или иных источников финансирования.

Однако необходимо отметить главное: предприятие может найти капитал только на тех условиях, на которых в данное время реально осуществляются операции по финансированию аналогичных предприятий, и только из тех источников, которые заинтересованы в инвестициях на соответствующем рынке (в стране, отрасли, регионе).

Целью работы изучение источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия и проблем из привлечения.

В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:

- рассмотреть теоретические основы источников финансирования;

- изучить методики управления источниками;

-исследовать проблемы источников финансирования деятельности российских предприятий.

Предмет исследования – источники финансирования хозяйственной деятельности предприятия

Методология исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили диалектический метод познания и системный подход. При выполнении работы были использованы общенаучные и специальные методы исследования.

Источники информации. В качестве источников информации использованы труды отечественных учёных, посвящённых основам управления капиталом и изучению дивидендной политики организаций, периодические издания.

Объём и структура курсовой работы. Курсовая работа написана на 53 листах машинописного текста и содержит 1 рисунок.

Во введении отражены актуальность темы, её изученность, цели и задачи курсовой работы, предмет исследования, а также методы исследования, используемая литература, структура и содержание курсовой работы.

В первой главе «Теоретические основы источников финансирования» рассмотрена классификация источников финансирования и состав собственных и заёмных средств.

Во второй главе «Управление источниками финансирования» приведены основные механизмы управления источниками хозяйственной деятельности предприятий.

В третьей главе «Проблемы источников финансирования предприятий в России» изучены современные инструменты финансирования предприятий и исследована проблема привлечения долгосрочного источника финансирования деятельности предприятий в России.

Заключение содержит основные выводы и приложения курсовой работы.

Список литературы состоит из 27 источников.



Содержание собственных источников финансирования предприятия

 

Нераспределенная прибыль является реинвестированным источником собственных средств для замены оборудования и новых вложений.

Прибыль предприятия зависит от соотношения доходов, полученных по итогам деятельности, с расходами, обеспечившими эти доходы. Выделяют валовую прибыль, прибыль от продаж, операционную прибыль, прибыль до налогообложения (по данным бухгалтерского учета), налогооблагаемую прибыль (по данным налогового учета), нераспределенную (чистую) прибыль отчетного периода, реинвестированную (капитализируемую нераспределенную) прибыль.

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации - это многоцелевой источник финансирования ее потребностей. Однако основными направлениями распределения прибыли являются накопление и потребление, пропорции между которыми определяют перспективы развития предприятия.

Формирование фондов накопления и потребления, а также других денежных фондов может предусматриваться учредительными документами и принятой учетной политикой предприятия, тогда их создание обязательно, либо решение на направление прибыли в эти фонды принимается собранием акционеров по представлению совета директоров (участниками).

Наличие нераспределенной прибыли зависит от прибыльности акционерного общества и коэффициента дивидендных выплат. Коэффициент выплаты дивидендов характеризует принятую организацией дивидендную политику, содержание которой будет рассмотрено позже.[3]

Прибыль выступает также основным источником формирования резервного капитала (фонда).

Резервный капитал – часть собственного капитала, выделяемого из прибыли для покрытия возможных убытков. Источником формирования резервного капитала является чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении организации.

В обязательном порядке резервный фонд создают только акционерные общества. Минимальный размер резервного фонда составляет 5% уставного капитала. При этом размер ежегодных обязательных отчислений в резервный фонд не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.

Средства резервного фонда общества используются:

Ø для покрытия убытков общества;

Ø погашения облигаций;

Ø выкупа акций акционерного общества в случае отсутствия других денежных средств.

Ø Резервный капитал не может быть использован для других целей.

В добровольном порядке резервные фонды могут создавать все предприятия. Размер и порядок формирования фондов устанавливаются в учредительных документах.

Амортизационные отчисления. Амортизация – способ возмещения капитала, затраченного на создание и приобретение амортизируемых активов путем постепенного перенесения стоимости основных средств и нематериальных активов на производимую продукцию.

Функции амортизации разделены на экономическую и налоговую.

Налоговая амортизация определяется согласно Налоговому кодексу РФ и ее роль заключается в уменьшении налогооблагаемой прибыли.

Бухгалтерская амортизация может быть больше налоговой амортизации в зависимости от принятого способа ее определения согласно действующим стандартам бухгалтерского учета.

Амортизационные отчисления основных средств включаются в состав себестоимости продукции по установленным нормам к балансовой стоимости основных средств. Основные средства группируются в зависимости от срока их полезного использования, а нормы амортизационных отчислений применяются к стоимости каждой группы.

Для целей бухгалтерского учета существует четыре способа начисления амортизации основных средств:

1. линейный;

2. уменьшаемого остатка;

3. списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

4. списания стоимости пропорционально объему продукции.

Выбранный способ начисления амортизации фиксируется в учетной политике организации и применяется в течение всего срока эксплуатации объекта основных средств.

Для целей налогового учета начисление амортизации на объекты основных средств осуществляется с применением линейного или нелинейного (ускоренного) методов в зависимости от срока полезного использования объекта - принадлежности к определенной амортизационной группе.[4]

Посредством амортизации также погашается стоимость нематериальных активов.

Для целей бухгалтерского учета амортизация нематериальных активов начисляется одним из следующих способов:

1. линейным;

2. уменьшаемого остатка;

3. пропорционально объему продукции.

Дополнительная эмиссия акций ведет к уменьшению собственности уже существующих акционеров, и поэтому может совершаться только с их согласия на общем собрании. Если при учреждении общества допускается оплата акций в размере 50% к моменту регистрации, а в остальной сумме – в течение года, то при выпуске дополнительных акций оплачивается не менее 25% номинала их приобретения, а в остальной сумме – не позднее года с момента их размещения. В соответствии с законодательством РФ номинальная

стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала общества.

Размещение ценных бумаг (акций, облигаций) на первичном рынке ценных бумаг осуществляется в двух формах:

Ø через посредника,

Ø путем прямого обращения к инвесторам, т.е. непосредственная продажа ценных бумаг предприятия инвестиционным фондам (фирмам) и частным лицам.

В мировой практике и России наиболее распространен андеррайтинг - способ размещения ценных бумаг на рынке капитала через посредника. Суть его в том, что весь объем выпущенных ценных бумаг продается посреднику, в качестве которого выступает инвестиционный банк (андеррайтер) по оговоренной между банком и предприятием цене. Банк полностью или частично принимает на себя риски и реализует акции (облигации) на рынке ценных бумаг по более высокой цене. За операцию андеррайтинга банк получает компенсацию в виде разницы между ценой приобретения банком ценных бумаг у предприятия и ценой их реализации на фондовом рынке.

Помимо оплаты банку за операцию андеррайтинга, эмиссия новых акций влечет за собой и иные административные издержки: оплата регистрационного сбора за эмиссионный проспект, затраты на печать, уплата налога на операции с ценными бумагами (0,8% от номинала вновь выпускаемых акций) и другие расходы.

Большинство западных компаний из них крайне неохотно прибегает к выпуску дополнительных акций как постоянной составной части финансовой политики.

Недостатки акционерного финансирования:

Ø дополнительная эмиссия акций - весьма дорогостоящий и протяженный по времени процесс;

Ø эмиссия может сопровождаться спадом рыночной цены акций компании – эмитента;

Ø отсутствует налоговый щит.

Величина рыночной стоимости акций определяет капитализацию предприятия. Капитализация – рыночная стоимость предприятия, акции которого имеют хождение на бирже, т.е. рыночная цена акций, умноженная на число акций (чаще всего привилегированные акции не учитываются при расчете этого показателя).

Эмиссия депозитарных расписок. Депозитарные расписка – это свободно обращающаяся на фондовом рынке производная (вторичная) ценная бумага на акции иностранной компании, депонированные в крупном депозитарном банке, который выпустил расписки в форме сертификатов или в бездокументарной форме. ADR – рыночные ценные бумаги, обращающиеся на биржевом и внебиржевом рынках США, представляющие определенное количество лежащих в их основе акций (т.е. отдельные ценные бумаги они представляют очень редко). Глобальные депозитарные расписки (GDR) могут продаваться за пределами США в других странах.[5]

Существует ряд ограничений на выпуск американских депозитарных расписок.

Цели размещения российскими компаниями депозитарных расписок:

1) привлечение дополнительных денежных средств и повышение капитализации на международном рынке;

2) обеспечение продаваемых ценных бумаг листингом на ведущих биржах всего мира;

3) косвенное привлечение внимание всего мира к продукции или услугам, предлагаемым компанией-эмитентом;

4) рост цены своих ценных бумаг на российском фондовом рынке, повышение их ликвидности.

Для того чтобы продать собственные депозитарные расписки, российская компания должна:

Ø найти зарубежный банк-партнер, способный найти покупателей и помочь документально оформить продажу расписок;

Ø иметь хорошую отчетность;

Ø быть совершенно прозрачной компанией;

Ø отразить данные (в соответствии с международными стандартами) о владельцах компании, ее финансовом состоянии за последние несколько лет, структуре активов и долговых обязательств. Причем под любые долговые обязательства и риски компании должны формировать отдельные резервы.

Добавочный капитал является специфическим собственным источником финансирования предприятия организации. В отличие от уставного капитала, он не делится на доли (акции) и показывает общую собственность всех участников (акционеров).

Формирование и увеличение добавочного капитала могут производиться в следующих случаях:

1. При получении эмиссионного дохода.

2. При переоценке объектов основных средств.

3. При возникновении курсовых разниц в результате формирования уставного капитала, выраженного в иностранной валюте.

4. При получении целевых инвестиционных средств из бюджета на финансирование капитальных вложений (для некоммерческих организаций).

Из рис. 1. видно, что к источникам финансовых ресурсов, приравненным к собственным, относятся денежные средства, поступающие в порядке перераспределения: страховые возмещения по наступившим случаям, средства внебюджетных фондов (на оплату больничных листов, путевок в санатории и др.) и прочие поступления.

Управление эмиссией акций

 

Процесс управления эмиссией акций строится по следующим основным этапам.

1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций.

2. Определение целей эмиссии. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:

а) реальное инвестирование;

б) необходимость существенного улучшения структуры используемого капитала;

в) намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффекта;

г) иные цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.

3. Определение объема эмиссии.

4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие — на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии).

5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам: а) предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики); б) затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру). Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала.

Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.

Опционы

В условиях рыночной среды важным инструментом, способствующим размещению эмитированных корпоративных ценных бумаг, является опцион.

Суть опциона состоит в том, что он предоставляет одной из сторон сделки право выбора: исполнить контракт или отказаться от его исполнения. В сделке участвуют два лица. Одно лицо покупает опцион, т.е. право выбора, а другое — продает (выписывает опцион), т.е. предоставляет право выбора. За полученное право выбора покупатель опциона уплачивает продавцу вознаграждение, называемое премией. Покупатель имеет право исполнить опцион, т.е. купить или продать финансовый актив только по той цене, которая зафиксирована в контракте. Данная цена называется ценой исполнения.[15]

Опцион позволяет инвесторам формировать различные стратегии. Простейшими из них являются сочетания дополнительной эмиссии акций и опционов. Для эмитента акций выпуск так называемого опциона на льготную покупку акций для уже имеющихся акционеров позволяет избежать возможной потери контроля над предприятием и снижения доли доходов на одну акцию. В таком опционе указывается число акций, которое можно будет купить, и фиксируется цена исполнения, равная цене подписки.

Опционы являются ценными бумагами и могут обращаться на рынке самостоятельно, при этом их рыночная цена может значительно отличаться от номинальной. Это связано в первую очередь с ожиданиями инвесторов относительно акций конкретной компании.

В странах с рыночной экономикой опционы являются достаточно распространенным инструментом финансовой политики компаний. Что же касается России, то этот опыт, вероятно, может быть использован в современных условиях экономического кризиса, чтобы стимулировать успешное размещение акций российских предприятий. Это связано с тем, что форма опциона позволяет продавать акции с учетом их возможного будущего удорожания.

Крупными зарубежными компаниями вместе с облигационными займами выпускаются также варранты. Варрант выпускается на достаточно длительный срок или может быть даже бессрочным. Кроме того, цена исполнения в варранте обычно выше курсовой на 10—20%, что имеет целью повысить ее привлекательность, а также создать возможность для увеличения уставного капитала в случае исполнения варранта.

Залоговые операции

В странах с развитой рыночной экономикой залоговые операции получили широкое распространение, в частности в отношениях банков с фирмами, имеющими определенные трудности с уровнем платежеспособности, так как для кредитных учреждений важно иметь гарантию возврата выданного кредита. Обеспечением в данном случае может служить залог, являющийся способом обеспечения обязательств, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательств получить удовлетворение за счет заложенного имущества.

Субъектами залоговых операций выступают залогодатель и кредитор (залогодержатель). Залогодателем является лицо, которому предмет залога принадлежит либо на правах собственности, либо полного хозяйственного ведения.

Договор залога может предусматривать и передачу заложенного имущества во владение залогодержателю. Такой договор признается закладом. При закладе залогодержатель имеет право пользоваться предметом заклада, а получаемые при этом доходы или иные выгоды идут в счет погашения процентов по кредиту или самого кредита, обеспеченного закладом.

Залог предприятия, строения, здания, непосредственно связанных с землей, вместе с земельным участком или правом пользования им называется ипотекой. Особенностью ипотеки является ее распространение на все имущество предприятия, включая его уставный капитал, финансовые активы, имущественные права и т.д.[16]

Ипотечная ссуда получила широкое развитие в странах с развитой рыночной экономикой, так как она является одним из источников долгосрочного финансирования. Сумма ссуды обычно ниже оценочной стоимости закладываемого имущества, причем этот уровень регулируется законодательством государств. Так, например, в США, за некоторым исключением, запрещается выдача ссуд, превышающих 80% оценочной стоимости имущества. Как правило, объектами залога являются жилые дома (в США на них приходится 3/4 общей суммы закладных), земля, фермы и др.

Ипотечные ссуды могут выдаваться коммерческими банками, специальными ипотечными банками, различными ссудно-сберегательными ассоциациями.

Ипотечные ссуды могут представляться на различных условиях. Если выдается стандартная, или типовая ипотечная ссуда, то это означает, что заемщик получает от кредитора некоторую сумму, а затем погашает задолженность равными, как правило ежемесячными, взносами. Срок ипотеки бывает достаточно продолжительным (например, в США — до 30 лет).

Известны и нетрадиционные схемы ипотеки. Большинство из них нацелены на снижение уровня выплат Заемщика на начальных этапах операции и перенос основной нагрузки по погашению долга на более поздний период. Так, существуют ссуды с пропорциональным ростом платежей, ипотека с периодическим увеличением суммы взносов (каждые 3—5 лет) и т.д.

Поскольку ипотечные ссуды выдаются на длительные сроки, они связаны с определенным риском, в частности, изменением уровня процентной ставки на денежном рынке. Чтобы смягчить риск возможных потерь, используются условия ссуды с периодическим пересмотром процентной ставки. В этом случае стороны каждые 3—5 лет возобновляют кредит на основе пересмотренного уровня процентной ставки на денежном рынке. По сути происходит среднесрочное финансирование при долгосрочном погашении задолженности.

Учитывает колебания на денежном рынке и ипотека с переменной процентной ставкой. Уровень этой ставки фиксируется в договоре в виде конкретной величины, который “привязывается” к какому-либо финансовому показателю или индексу. Пересматривается ставка один раз в полугодие. При этом для смягчения колебаний ставки может предусматриваться предельная норма корректировки (например, не более 2%), может оговариваться и минимальная величина корректировки.

Факторинговые операции

Как правило, факторинговая компания заключает трехсторонний договор на определенный срок с поставщиком и покупателем, в соответствии с условиями которого гарантирует поставщику оплату счетов, выставленных на соответствующего плательщика через счет факторинга. Такие договоры могут быть долгосрочными, а также могут заключаться для осуществления разовой операции. При этом поставщики, заключившие договор факторинга, в течение срока действия договора выставляют платежные требования на плательщика от имени фактор-компании на сумму, уменьшенную на размер платы за совершение операции.

На практике факторинговые операции применяются для ускорения расчетов, экономии оборотных средств предприятия. За оказание услуг факторинговая компания получает комиссионные и ссудный процент с ежедневного остатка, представляющего собой разность между выплаченным клиенту авансом и неинкассированными счетами. Процент взимается со дня выдачи аванса до дня погашения задолженности. Комиссионные устанавливаются в процентах от общей суммы купленных счетов и зависят от объема оборота и степени риска.

Лизинг

Лизинг представляет собой долгосрочную аренду движимого и недвижимого имущества и является косвенной формой финансирования деятельности предприятия.[17]

С коммерческой точки зрения при лизинге происходит то же самое, что и при купле-продаже оборудования на условиях рассрочки платежа: лизингополучатель вносит в течение согласованного срока ежемесячные (квартальные, полугодовые) платежи в лизинговое учреждение, которое сохраняет за собой на период сделки право собственности на финансируемый объект.

Лизинг имеет определенные черты банковского кредита, так как он дает возможность лизингополучателю осуществлять платежи в течение оговоренного срока за арендуемое оборудование за счет реализации произведенной на лизинговом оборудовании продукции.

Платежи лизингополучателя относятся на себестоимость выпускаемой им продукции и тем самым снижают налогооблагаемую прибыль. Однако повышение удельного веса таких платежей приводит к увеличению издержек и может повлечь за собой рост цен и, как результат, утрату конкурентоспособности. Вот почему, принимая решение о лизинге, следует осуществить подробные расчеты суммы платежей за получаемое по лизингу имущество, сопоставить их с финансовыми расчетами, связанными с приобретением аналогичного оборудования за собственные средства или в счет долгосрочного банковского кредита.

Наиболее типичными преимуществами лизинга по сравнению с покупкой инвестиционных ценностей за счет собственных средств покупателя являются следующие:

• лизингополучатель получает во временное пользование дорогостоящее оборудование без крупных единовременных финансовых затрат;

• лизингополучатель страхует себя от возможного быстрого морального износа объекта сделки. Это преимущество является особенно важным для мелких и средних предприятий, не обладающих высокой ликвидностью;

• лизингодатель обеспечивает лизингополучателя полным набором услуг по организации финансирования сделки, консультированию, техническому обслуживанию объекта сделки;

• отделение права владения объектом сделки от права пользования лизинговым оборудованием экономически обязывает лизингополучателя использовать его только в период максимальной рентабельности;

• лизинг позволяет лизингополучателю разместить высвобождающиеся денежные средства в другие активы.

Можно сформулировать и преимущества лизинга по сравнению с привлечением банковской ссуды:

• объект лизинговой сделки не отражается на балансе лизингополучателя как его долговое обязательство. Это позволяет предприятию-лизингополучателю поддерживать оптимальную ликвидность баланса (соотношение собственных и заемных средств) и не ограничивать привлечение денежных ресурсов финансово-кредитных учреждении;

• в первые годы эксплуатации оборудования лизинговые платежи, как правило, меньше, чем суммы, выплачиваемые по кредиту;

• финансовый лизинг привлекателен по сравнению с приобретением оборудования за счет кредита, так как при этом достигается 100%-ное финансирование объекта сделки, в то время как кредит покрывает лишь 70—80% стоимости приобретаемого оборудования;

• в течение срока лизингового договора применяются фиксированные платежи, выплачиваемые чаще, чем платежи в погашение кредита. Это уменьшает размер одного платежа и способствует стабильности финансов лизингополучателя;

• сроки лизингового договора могут быть от 3 до 20 и более лет.

Форфейтинг.

Форфейтинг – это покупка обязательств, погашение которых происходит на определенный период в будущем без права регресса (оборота) на любого предыдущего должника.[18]

Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (форфейтинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк-форфейтор берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю (простому или переводному), который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфейтирования задолженность покупателя по коммерческому кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка). Покупка векселей оформляется стандартным договором, где содержатся точное описание сделки, сроки, издержки, гарантии и пр.

Форфейтинг соединяет элементы учета векселей (с их индоссаментом только в пользу банка) и факторинга (к которому предприятия-экспортеры прибегают в случае высокого кредитного риска).

Учетные ставки по форфейтинговым операциям выше, чем по другим формам кредитования.

Расчётная часть

Задание 1

Предприятие инвестировало в строительство мотеля 40 млн. руб. Ежегодные планируемые поступления от эксплуатации мотеля в течение 4 лет составят 35, 60, 80 и 100 млн. руб. Ставка дисконтирования планируется на уровне 10%. Определить период окупаемости инвестиций.

Решение:

Размер инвестиции – 40 000 000 руб.

Доходы от инвестиций

в первом году: 35 000 000 руб;

во втором году: 60 000 000 руб;

в третьем году: 80 000 000 руб;

в четвертом году: 100 000 000 руб.

§ Рассчитаем дисконтированные денежные поступления по годам реализации:

1-й год: 35 000 000 /(1 + 0,1) = 31 818 181

2-й год: 60 000 000/(1 + 0,1)2 = 49 586 776

3-й год: 80 000 000/(1 + 0,1)3 = 60 105 184

4-й год: 100 000 000/(1 + 0,1)4 = 68 301 345

ИТОГО:          52 452 867 руб.

§ Рассчитаем дисконтный период окупаемости:

 

DPP =

 

IC = 40 000 000 руб.

 = (31 818 181+ 49 586 776+60 105 184+68 301 345)/4 = 52 452 867 руб.


DPP =  @ 0,8 года @ 9 мес.

 

Ответ: инвестиции окупятся приблизительно за 9 месяцев

 


Задание 2

По данным бухгалтерской отчётности проанализировать пассив баланса предприятия.

 

Таблица 1 Анализ состава и структуры источников средств АО «Прогресс»

Источники средств

На начало периода

На конец периода

Изменение (+, -)

тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
1. Источники средств – всего из них:            
1.1 Собственный капитал – всего в том числе: 315 569 68,8 311 131 78,6 -4438 +9,8
Уставный капитал 202,5 0,04 202,5 0,05 - +0,01
Добавочный капитал 256 806 56,0 235 465 59,4 -21 341 +3,4
Резервный капитал 50,5 0,01 50,5 0,01 - -
Фонд социальной сферы 48 728 10,6 56 977 14,4 +8249 +3,8
Целевые финансирования 3782 0,8 8279 2,1 +4497 +1,3
Нераспределённая прибыль 6000 1,35 10157 206 +4157 +1,25
1.2 Заёмный капитал – всего в том числе: 142 942 31,2 84 825 21,4 -58 117 -9,8
Долгосрочные обязательства 1000 0,2 1200 0,3 +200 +0,1
Краткосрочные обязательства в том числе: 141 942 31,0 83 625 21,1 -58 317 -9,9
Займы и кредиты 2000 0,4 - - -2000 -0,4
Кредиторская задолженность 134 095 29,2 80 525 20,3 -53 570 -809
Задолженность учредителям по выплате доходов 5847 1,3 3100 0,8 -2747 -0,5

 

Валюта баланса 458 511 100 395 956 100 -62 555

В конце отчетного года по сравнению с его началом произошли существенные изменения в структуре пассива баланса АО «Прогресс» (табл. 1)

Собственный капитал в валюте баланса:

- на начало года 68,8 %

- на конец года 78,6 %

Заёмный капитал в валюте баланса:

- на начало года 31,2 %

- на конец года 21,4 %

Так, собственный капитал к концу года уменьшился на 4438 тыс. руб., а заёмный капитал сократился на 58 117 тыс. руб. Собственный капитал на начало и конец года составлял соответственно 315 569 тыс.руб. и 311 131 тыс. руб., а заёмный – 142 942 тыс.руб. и 84 825 тыс.руб. В процентном отношении: если доля собственного капитала на конец года в формировании активов составляла 78,6%, то доля заёмного капитала – всего лишь 21,4%. Заёмный капитал уменьшился по двум составляющим: за счёт сокращения кредиторской задолженности – на 53 570 тыс. руб. и задолженности участникам по выплате доходов – на 2747 тыс. руб. В общей сумме заёмного капитала кредиторская задолженность на начало года составляла 93,8% (134 095:14 942*100), а на конец года она увеличилась до 95.0% (80 525:84 825*100).

Очевидно, АО «Прогресс», стараясь поправить свое финансовое положение, не обращаясь в банк за кредитами и займами, интенсивно использовало кредиторскую задолженность для финансирования своей деятельности за «дешевые деньги», «беспроцентные ссуды», что в конечном итоге может обернуться снижением доверия к организации со стороны партнёров, клиентов, покупателей либо к банкротству.

 

Задание 3

Рассчитать объём реализованной продукции и прибыль от продажи продукции

Таблица 2 Данные к расчёту объёма реализованной продукции

Показатель Всего за год В IV квартале
1. производственная себестоимость товарной продукции 168000 42000
2. полная себестоимость товарной продукции 176500 44125
3. товарная продукция в отпускных ценах 215300 53825
4. фактические остатки нереализованной продукции а) в отпускных ценах б) по производственной себестоимости     16800 13700     4200 3425
5. норма запаса нереализованной продукции 8  

 

Решение:

Находим планируемые остатки нереализованной продукции на конец года

Ок. = ОВ х N,

 

где ОВ – однодневный выпуск товарной продукции; N – норма запаса в днях.

ОВ = ТП4 кв/90 дней

§ в отпускных ценах

 

ОВ = 53825/90 = 598 р.

Ок. = 598 х 8 = 4784 р.

§ по производственной себестоимости

 

ОВ = 42000/90 = 467 р.

Ок.. = 467 х 8 = 3736 р.

 

Находим показатель объема продаж продукции в планируемом периоде

V = Оф + ТП - Ок

§ в отпускных ценах

 

V = 168000 + 215300 - 4784 = 378516 р.

 

§ по производственной себестоимости

 

V =13700 + 176500 - 3736 = 186464 р.

 

Прибыль от продажи товарной продукции

 

378516 – 186464 = 192052 р.

Ответ: объём реализованной продукции в отпускных ценах - 378516р, а по производственной себестоимости – 186464р.; прибыль от продажи продукции – 192052р.



Заключение

 

Под финансированием понимается процесс образования денежных средств или в более широком плане процесс образования капитала предприятия во всех его формах.

Классификация источников финансирования разнообразна и может производиться по следующим признакам:

Ø По отношениям собственности выделяют собственные и заемные источники финансирования.

Ø По видам собственности выделяют государственные ресурсы, средства юридических и физических лиц и зарубежные источники.

Ø По временным характеристикам источники финансирования можно разделить на краткосрочные и долгосрочные.

В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов. Основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, — она формирует преимущественную часть его собственных финансовых ресурсов.

Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления; хотя сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают.

Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.

В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого или акционерного капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня).

В условиях перехода к рынку начинают применяться и нетрадиционные инструменты финансирования деятельности российских предприятий. К ним можно отнести коммерческий кредит, опционы, залоговые операции, факторинговые операции, лизинг и др.

В настоящее время финансирование предприятий находится в неудовлетворительном состоянии из-за недостатка собственных средств для самофинансирования, отсутствия достаточной государственной финансовой поддержки, высокой стоимости и рискованности инноваций, долгосрочного характера окупаемости инновационных проектов и доминирования консервативных инвесторов вместо агрессивных. Для дальнейшего успешного развития российским компаниям необходимо решить две задачи: первая – оптимизировать источники финансирования для развития новых проектов; вторая – научиться отбирать такие инновационные проекты, которые принесут даже в условиях кризиса реальную отдачу.



Источники финансирования хозяйственной деятельности предприятия

 

 

КАЛУГА 2009



Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы источников финансирования

1.1 Сущность и классификация источников финансирования предприятия

1.2 Содержание собственных источников финансирования

1.3 Заемные источники финансирования предприятия

Глава 2. Управление источниками финансирования предприятия

2.1 Управление собственными и заёмными средствами

2.2 Управление эмиссией акций

2.3 Управление привлечением банковского кредита

Глава 3. Проблемы источников финансирование предприятий в России

3.1 Современные инструменты финансирования деятельности предприятий

3.2 Проблемы привлечения долгосрочных источников финансирования деятельности российских предприятий в условиях финансового кризиса

Расчётная часть

Заключение

Список использованных источников и литературы



Введение

Актуальность темы исследования. В условиях формирования рыночной экономики положение хозяйствующих субъектов принципиально меняется по сравнению с тем, которое они занимали ранее в командно-административной системе. Трансформационные процессы, происходящие в российской экономике, и появление разнообразных форм собственности определили многообразие хозяйственного поведения экономических субъектов.

Но конечный результат их деятельности всегда сводится к получению прибыли и повышению рентабельности, что во многом зависит от объема финансовых средств и от источников финансирования.

Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.

Каждое предприятие в процессе своего формирования и развития должно определить, какой объем собственного капитала должен быть вложен в оборот. Целесообразность привлечения того или иного финансового источника необходимо сравнивать с показателями рентабельности вложений данного вида и стоимости данного источника. Потребность предприятия в собственных и привлеченных средствах является объектом планирования, соответственно принятие решения данного вопроса оказывает непосредственное влияние на финансовое состояние и возможность выживания предприятия.

Выбор способов и источников финансирования предприятия зависит от многих факторов: опыта работы предприятия на рынке, его текущего финансового состояния и тенденций развития, доступности тех или иных источников финансирования.

Однако необходимо отметить главное: предприятие может найти капитал только на тех условиях, на которых в данное время реально осуществляются операции по финансированию аналогичных предприятий, и только из тех источников, которые заинтересованы в инвестициях на соответствующем рынке (в стране, отрасли, регионе).

Целью работы изучение источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия и проблем из привлечения.

В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:

- рассмотреть теоретические основы источников финансирования;

- изучить методики управления источниками;

-исследовать проблемы источников финансирования деятельности российских предприятий.

Предмет исследования – источники финансирования хозяйственной деятельности предприятия

Методология исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили диалектический метод познания и системный подход. При выполнении работы были использованы общенаучные и специальные методы исследования.

Источники информации. В качестве источников информации использованы труды отечественных учёных, посвящённых основам управления капиталом и изучению дивидендной политики организаций, периодические издания.

Объём и структура курсовой работы. Курсовая работа написана на 53 листах машинописного текста и содержит 1 рисунок.

Во введении отражены актуальность темы, её изученность, цели и задачи курсовой работы, предмет исследования, а также методы исследования, используемая литература, структура и содержание курсовой работы.

В первой главе «Теоретические основы источников финансирования» рассмотрена классификация источников финансирования и состав собственных и заёмных средств.

Во второй главе «Управление источниками финансирования» приведены основные механизмы управления источниками хозяйственной деятельности предприятий.

В третьей главе «Проблемы источников финансирования предприятий в России» изучены современные инструменты финансирования предприятий и исследована проблема привлечения долгосрочного источника финансирования деятельности предприятий в России.

Заключение содержит основные выводы и приложения курсовой работы.

Список литературы состоит из 27 источников.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 179.