В малом бизнесе ошибки совершаемые человеком, замечаются раньше, стоят дороже и осложняют будущее сильнее, чем аналогичные ситуации в большом бизнесе. Самый большой недостаток малого предпринимательства – невозможность нейтрализовать последствия ошибки.
Начиная свой бизнес, прежде всего нужно иметь четкие ответы на такие вопросы:
1. Сколько денег надо?
2. Как их использовать?
3. Способен ли бизнес принести доход?
4. Получит ли банк свои деньги назад?
5. Когда это произойдет?
Любой бизнес, существует постольку, поскольку он находится определенных отношениях со своими заказчиками. Заказчик есть то необходимое начало, которое бизнес призван обслужить. Что касается малого предпринимательства, тип заказчика, которого нужно обслужить, и тип потребности, которую нужно удовлетворить, можно сказать, определяют очень многое в самом бизнесе и многое в проблемах, с которыми ему придется столкнуться.
Первым шагом в формировании большинства малых предприятий явился выбор товара.
Указания начинающему предпринимателю:
1. В качестве вашего товара выбирайте такой отвар или услугу, в котором потребитель испытывает потребность.
2. Для малой компании целесообразно производить товары и услуги, используемые в дельнейшем производстве.
3. Деятельность по производству товара или обработке материала имеет целью создание только дополнительной стоимости товара. При выборе товара или услуги нужно найти такое производство, в котором приобретение нужных материалов требовало бы минимальных затрат.
4. Малый масштаб предприятия позволит уделить много внимания обслуживанию произведенных товаров.
5. Преимуществом малого предприятия является то, что выпускаемые им партии товаров могут быть достаточно небольшими, в то же время будут обеспечивать прибыль.
6. Масштаб предприятия ограничивает масштаб производства. Но в тоже время он ничуть не ограничивает возможность внедрения ноу-хау. Уже одна эта возможность составляет важный аспект исключительности вашего товара или услуг.
7. Малый масштаб предприятия ограничивает вложения в оборудование для производства товаров. Если есть возможность вкладывать деньги производство оснастки и оборудования, о малый масштаб предприятия не будет помехой в достижении высокого уровня конкурентоспособности.
Все эти указания далеко не исчерпывают все ситуации, в которых могут
экзаменовать малый бизнес. Дисциплина, которую демонстрирует человек при расходовании денег, является лучшим тестером при расходовании денег.
9. Разработка бизнес-плана предприятия.
В условиях рыночной экономики основой организации предпринимательской деятельности является бизнес-план, в котором оцениваются и прогнозируются возможности развития фирмы. В нем отражаются все стороны предпринимательской деятельности фирмы, подробно обосновываются направления работы, а так же определяются способы решения проблем.
Бизнес-план рассчитан на перспективу, составлять его рекомендуется на три-пять лет. При этом на первый год прогнозируемого периода основные показатели следует разрабатывать по месяцам, на второй – поквартально, а на остальные годы можно ограничиваться годовыми показателями.
При составлении бизнес-плана предприниматель тщательно отрабатывает стратегию развития своего бизнеса и детально прорабатывает его отдельные этапы, стадии и элементы. Это позволяет избежать многих ошибок еще на подготовительном этапе, что в дальнейшем дает возможность сэкономить и силы, и деньги, и время.
Бизнес-план является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценивать фактические результаты деятельности своей компании. Это поможет выявить благоприятные и нежелательные отклонения в развитии компании и соответствующим образом скорректировать свои действия.
Составление бизнес-плана является обязательным в случае необходимости привлечения денежных средств. В данной ситуации бизнес-план потребуется как потенциальному инвестору, который должен точно знать, во что он вкладывает свои деньги и что оно может получить взамен, так и самому предпринимателю для того, чтобы точно определить объем необходимых инвестиций и разработать план их наиболее эффективного использования.
Бизнес-план должен быть разработан по специальной форме, предусматривающей обязательное рассмотрение всех его разделов:
1. оценка состояния предприятия;
2. описание предполагаемого проекта;
3. изменения в деятельности предприятия;
4. изменения в сфере продажи продукции;
5. сведения о партнерах;
6. план работ при реализации проекта;
7. финансовый план;
8. возможный риск и защита от него.
Приступая к составлению бизнес-плана, необходимо собрать полную информацию о конкурентах. Детализация рассмотрения разделов бизнес-плана определяется сложностью предполагаемого хозяйственного решения, спецификой деятельности предприятия. Хороший бизнес-план позволяет определить перспективу, график действий при его реализации, источники финансирования, направления использования прибыли.
Оценка состояния предприятия. Прежде чем браться за новый проект, за новое дело, следует «оглядеться». Зачем владельцу предприятия новые проблемы? Две причины могут подтолкнуть его к этому. Во-первых, ухудшение экономического состояния предприятия, что, естественно, вызывает стремление улучшить коммерческие результаты. Во-вторых, наличие избыточной прибыли на предприятии, которую можно направить на расширение или улучшение деятельности. Очень важно, чтобы предполагаемый проект в полной мере соответствовал стратегии существования предприятия, целям деятельности предпринимателя.
Описание предполагаемого проекта должно быть выполнено так чтобы его смысл был понятен не только автору, но и читателю. Описание должно содержать сведения об источнике идеи проекта, причины, подтолкнувшие его к реализации, технические особенности мероприятий, необходимых для реализации проекта, описание особенностей новой продукции или услуг.
Изменения в деятельности предприятия. Любое нововведение сопровождается изменениями в сложившемся характере работ: могут потребоваться дополнительные помещения для хранения запасов, установка нового оборудования, отказ от имеющихся поставщиков и заключение договоров о поставках материалов с другими предприятиями, сокращение выпуска прежней продукции, поиск новых покупателей и др. При описании всех изменений необходимо одновременно отметить возможности предприятия по их осуществлению (наличие резервных площадей, соответствующей квалификации работников и др.)
Изменение в сфере продажи продукции. В этом разделе бизнес-плана приводятся прогнозы объема продажи новой продукции и возможного снижения объема продажи продукции, выпускаемой предприятием. Для новой продукции разрабатывается план по маркетингу и сбыту, в котором рассматриваются требования к потребительским свойствам продукции, возможные конкуренты, рынок и каналы сбыта.
Сведения о партнерах. Каждое новое решение предпринимателя затрагивает интересы партнеров. Новое оборудование нельзя получить мгновенно, его изготовитель должен заранее получить заявку на него. Необходимо заключить договоры с поставщиками сырья и материалов, решить транспортные вопросы и проблемы экологии и безопасного производства.
План работ при реализации проекта. При составлении плана работ следует выделить отдельные этапы, а затем на каждом этапе указывать исполнителе и перечень их обязанностей, сроки исполнения, необходимых партнеров, получаемые оборудование и материалы, ответственных за контроль и управление. При выполнении этой работы необходимо учитывать традиционные этапы «жизненного» цикла товара.
Финансовый план состоит из трех частей. В первой части дается прогноз доходов и расходов по основным их элементам на весь период реализации проекта. Приводятся стоимостные оценки выручки, себестоимости, прибыли, основные статьи издержек предприятия. Во второй части финансового плана приводят прогноз состояния банковского счета предприятия (доходы и расходы могут не совпадать во времени, а проявляется это в состоянии банковского счета). Третья часть – это баланс активов и пассивов на конец года, т. е. балансовый план. Он покажет предполагаемые изменения финансового состояния предприятия после реализации рассматриваемого проекта.
Возможный риск и защита от него. Каждое новое хозяйственное решение неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями. Для руководителя важно уметь предвидеть эти трудности и заранее выработать меры по их преодолению. Источниками помех могут быть конкуренты, собственные ошибки, партнеры. «Опасность» может представлять и технический прогресс, который способен быстро «состарить» любую новинку. Если предприниматель знает возможные помехи, то его предприятие, как корабль, будет успешно обходить все мели и преграды в коммерческой деятельности. Даже самый лучший бизнес-план может устареть, если изменятся условия. Предприниматель должен своевременно вносить соответствующие коррективы в бизнес-план с учетом происходящих изменений.
Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены льготы при страховании. При этом страховые организации, осуществляющие это страхование, пользуются государственными льготами и финансовой поддержкой со стороны фондов поддержки малого предпринимательства.
При разработке бизнес-плана крайне важно определить тот момент в деятельности предприятия, когда оно начинает работать прибыльно, т. е. точку безубыточности производства товаров:
К = Зпост / ( Ц – Зпер),
где К – количество произведенных товаров, при котором возможно достижение безубыточного производства (точку безубыточности); Зпост – сумма условно постоянных затрат на организацию производственной деятельности; Ц – цена за единицу товара (услуги); Зпер – сумма условно-переменных затрат на изготовление единицы товара (оказание одной услуги).
К условно-постоянным затратам относят: ранее полученные и запрашиваемые заявкой кредиты и ежегодные выплаты процентов по ним; накладные расходы в целом по предприятию; амортизационные отчисления по оборудованию; оплату труда управленческого предприятия.
Условно-переменные затраты – это накладные расходы, изменяющиеся пропорционально изменению объема выпуска продукции, а так же затраты на материалы, сырье, комплектующие изделия, тепло- и электроэнергию, используемую в производственных процессах, на оплату труда персонала.
Заключение.
Сегодня, когда с крупными предприятиями слишком много проблем, задача стоит в их реструктуризации, чтобы создавать малые. Необходимы новые типы самих предприятий, равно как и стимулирование их деятельности за счет упрощения процедур, обучения кадров, анализа экономической статистики, создание бизнес центров, кредитных линий и т.д.
Важное место в механизме поддержки предпринимательства занимает производственно-технологическая и имущественная поддержка, оказание помощи субъектам малого предпринимательства в предоставлении в аренду (или в собственность) сооружении, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В решении этой проблемы особая роль отводится субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в создании сети технопарков, лизинговых фирм. Так, в Москве уже несколько лет успешно функционирует Московская лизинговая компания, предоставляющая субъектам малого предпринимательства по договорам оборудование в лизинг.
Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно при последовательном снижении уровня налогообложения, усиление контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства.
Современное законодательство необходимо направить в сторону налогоплательщика, сделать законы более доступными, упростить тем самым не только работу предпринимателей, но и налоговых органов, которые и сами очень часто не знают как трактовать тот или иной нормативный акт.
Список литературы:
1. Черданова Л. Н. «Основы экономики и предпринимательства» - М.: Профиздат 2005г.
2. Афанасьева Т. П. «Основы предпринимательской деятельности» - М.: КОНСЭКО 2004г.
3. Борохов В. Б. «Основы рыночной экономики и предпринимательства» - М.: ИРПО 2006г.
4. Жеделева В. В. «Экономика предприятия» - М.: ИНФРА 2004г.
5. «Основы предпринимательства, словарь-справочник» - М.: изд. Луч-2. 2006г.
6. Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство М.:ИНФРА-М, 2004 г.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 186.