Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность и цели аудита

 

Слово "аудит" происходит от латинского слова "audio" (что значит "слушатель" или "слушающий"). По аналогии со специальными врачебными инструментами, используе­мыми для определения физического здоровья пациента, с помощью аудита устанавлива­ется экономическое здоровье организаций, банков, корпораций и т.д.

Первое упоминание об аудиторе относится к XIV в., когда учетные книги стали фигурировать в качестве доказательств в суде. Лука Пачоли, автор "Трактата о счетах и записях", - первой книги, посвященной бухгалтерскому учету и заложивший основы теории бух. учета, подтверждал необходимость контроля бух. учета.

В XVI в. во многих странах был официально введен правовой контроль учетных книг. В Англии уже использовалось слово "аудитор" - для обозначения людей, занимающихся проверкой учетных записей.

Родиной аудита в современном понимании этого слова является Великобритания, кото­рая в 1884г. приняла пакет Законов о Компаниях, предписывающих акционерным компаниям поручать независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских книг и счетов ком­паний с последующим отчетом перед акционерами.

Возникновение аудита, таким образом, связано с распределением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением организацией (администрация, менеджеры) и тех, кто вкладывает деньги в ее деятельность (собственники, акционеры, инвесторы).

История возникновения аудита берет свое юридическое начало с Шотландии, в столице - Эдинбурге - в 1853г. был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой пред­принимательскую дея­тельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых дек­лараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Аудитор -  лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности пред­приятия за определенный период. Аудитор - специалист, аттестованный на право аудитор­ской деятельности в порядке, установленном законодательством РФ.

Следует отметить, что аудит отличается от судебно-бухгалтерской экспертизы. Это отличие состоит в том, что ау­дит — независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспер­тиза осуществляется по решению судебных органов. Специфи­ка судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально - правовой форме, обеспечивающей получение источни­ка доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяй­ственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. В то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголов­ного или гражданского дела, поскольку представляет собой процессуально - правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).

Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документа­ции, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде поя­вились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем, по­пытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.

Четвертая попытка, которая была предпринята в конце 80-х годов, оказалась, как нам представляется, наиболее успешной. Первый толчок к появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих предпри­ятий аудиторская проверка стала обязательной для подтвер­ждения годовых отчетов. В 1987 г. на основе по­становления СМ СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма "Акционерное общество "Инаудит". Эта фирма занима­лась аудиторскими проверками, кон­сультированием СП по на­логообложению, по различным правовым вопросам и др.

В настоящее время в России создано и успешно функцио­нирует более четырех тысяч аудиторских фирм. К ним относят­ся такие, как "ФБК", "Руфаудит", "Аудиторская палата "АСВП" (Москва), "Актионаудит" (Екатеринбург) и др.

В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России от­крыли свои филиалы круп­нейшие межконтинентальные ауди­торские фирмы - "Артур Андерсен", "Эрнст энд Янг", "Куперз энд Лайбренд", "Прайс Уотерхауз".

В связи с развитием аудиторской деятельности происходит расширение ассортимента и объема услуг, оказываемых ауди­торскими фирмами. За последние 25 лет аудит и аудитор­ские процедуры непрерывно развивались. Можно выделить три стадии развития: подтвер­ждающую, системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске.

Подтверждающая стадия аудита характеризовалась тем, что при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтвер­ждал практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные регистры.

В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлени­ем или ведением учета.

Так как аудит — это предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, направлен­ная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

Аудит, базирующийся на риске, — это такой вид аудита, когда проверка может про­изводиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических то­чек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суж­дение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эф­фектив­ную с точки зрения затрат проверку.

Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюде­ние систем, которые контролируют операции. Данная стадия при­вела к тому, что аудиторы стали проводить экс­пертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита, так как внешние аудиторы могут огра­ничить свою работу выборочными проверками и тестированием отдельных объектов контроля.

Рассмотрим цели и задачи аудиторской деятельности. Как было отмечено, главная цель аудита — дать объективные, ре­альные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудиторство — это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансо­вой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему зако­нодатель­ству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгал­терского учета и финансовой отчет­ности.

Достижению главной цели способствуют особенности (тре­бования) ведения аудитор­ской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденци­альность; профессионализм, компетентность и добросовестность аудито­ра; использование методов статистики и экономического ана­лиза; применение новых информационных техно­логий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его реко­мендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содей­ствие росту авторитета аудиторской профессии.

Вышеперечисленные особенности определяют нормы пове­дения аудитора.

С точки зрения классификационных признаков можно вы­делить внешний и внутренний аудит, обязательный и инициативный.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудитор­скими фирмами или инди­видуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и фи­нансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит представляет независимую деятельность в организации по про­верке и оценке ее работы в интересах руко­водителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внут­ренний аудит прово­дят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего ау­дита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия (организа­ций) (или ее учредителей), или обязательным, если его прове­дение обусловлено прямым указанием в Федеральном законе.

Основная цель инициативного аудита — выявить недостат­ки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состоя­ния хо­зяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и от­четности.

Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответ­ствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355. С 1994 г. подлежат обязательной проверке:

· экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого ак­ционерного общества, независи­мо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала;

· банки и другие кредитные учреждения;

· страховые организации и общества взаимного страхования;

· товарные и фондовые биржи;

· инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);

· внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются преду­смотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и фи­зическими лицами;

· благотворительные и иные (инвестиционные) фонды, ис­точниками образования средств которых являются доброволь­ные отчисления юридических и физических лиц;

· экономические субъекты, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

Начиная с бухгалтерского отчета за 1995 г. обязательной ау­диторской проверке подле­жат экономические субъекты (за ис­ключением находящихся полностью в государственной или му­ниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

· объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тыс. раз установленный законода­тельством РФ минимальный размер оплаты труда;

· суммы активов баланса, превышающей на конец отчет­ного года в 200 тыс. раз уста­новленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.

Согласно Федеральному Закону РФ № 129-фз от 21 ноября 1996 г. эти объекты подле­жат обязательному аудиту тогда, когда на это имеются указание в Федеральных законах.

Правовые основы аудита

Становление аудита в России началось в конце 80-х начале 90-х годов. За этот период принят ряд нормативных докумен­тов по правовому регулированию аудиторской деятельности. К основным нормативным документам относятся:

1. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об ауди­торской деятельности в Российской Федерации".

2. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федера­ции от 22 декабря 1993 г. № 2263.

3. Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 54-РП.

4. Положение о Консультативном совете при Комиссии по ау­диторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 1 июня 1994 г.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482 "Об утверждении нормативных документов по регули­рованию аудиторской деятельности в Российской Федерации".

6. Порядок проведения аттестации на право осуществления ау­диторской деятельности. Утвержден Постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.

7. Порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.

8. Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России 5 июня 1994 г.

9. О создании Центральной аттестационно-пицензионной ауди­торской комиссии Центрального банка Российской Федерации. Приказ Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 1994 г. № 02—102.

10. Об основных критериях (системе показателей) деятельно­сти экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной ауди­торской проверке. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г.№ 1355 (в ред. Поста­новления Правительства РФ от 25.04.95 г. № 408).

11. Порядок составления аудиторского заключения о бухгал­терской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Протокол 1 от 9 февраля 1996 г.)

12. О сроках проведения мероприятий по регулированию ауди­торской деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. №15)

Из приведенных нормативных документов видно, что в них сосредоточены норматив­ные положения как по организации аудиторской деятельности в России (см. п. 1, 2, 10, 11, 12), так и по проверке квалификации аудиторов (п. 4, 6, 8, 9) и лицен­зировании фирм, занимающихся аудитом (п. 7).

Базовым нормативным документом являются "Временные правила ауди­торской деятель­ности в РФ".

В развитие этого документа в последующие два года было издано несколько постанов­лений, регламентирующих различ­ные аспекты аудиторской деятельности в России.

Временные правила аудиторской деятельности в РФ опре­деляют правовые основы осу­ществления в РФ аудиторской дея­тельности как независимого вневедомственного финансо­вого контроля. Определена сфера аудита — проверка деятельности экономических субъек­тов, а также его цели.

Временные правила вводят, помимо добровольной (инициативной) аудиторской проверки, понятие проверки обязательной. В соответствии с этими правилами аудиторской деятельно­стью имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы. Временными правилами определены виды работ, входящие в со­став аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторских фирм и их взаимодействие с заказчиками. Приведены правила оформления результатов аудиторской проверки, отчета и аудиторского заключения. Временные правила определяют процедуру аттестации на право быть специалистом-аудитором и процедуру лицензирова­ния — на право аудиторской деятельности.

Во Временных правилах определен порядок выдачи лицен­зий, а также порядок их аннулирования. Предусмотрены серь­езные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, до­пускаю­щих ошибки, просчеты, небрежность в работе.

На основе выше рассмотренных нормативных документов можно сделать вывод, что в России система аудиторской деятельности включает три основных уровня:

Первый уровень - Закон об аудите (аудиторской деятельности). До принятия закона аудиторская деятельность регулируется Временными правилами.

Второй уровень - представлен стандартами (правилами). Стандарты аудита, разрабаты­ваемые в России, подразделяются на четыре вида: общесистемные; организационно-технологические; стандарты отчетности; специфические стандарты отдельных видов аудита (банковского, страхового).

Третий уровень - документы, регулирующие аудиторскую деятельность и носящие вспомогательных характер. основная их цель - помощь в реализации требований правил (стандартов).

 

Стандарты аудита

Аудиторские стандарты — это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности.

Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.

Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

· при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

· содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

· определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Все стандарты имеют одинаковую структуру построения и содержат следующие разделы:

Общие положения;

Основные понятия и определения, используемые в стан­дарте;

Сущность стандарта;

Практические приложения.

В разделе "Общие положения" отражаются:

· цель и необходимость разработки данного стандарта;

· объект стандартизации;

· ñôåðà ïðèìåíåíèÿ ñòàíäàðòà;

· âçàèìîñâÿçü ñ äðóãèìè ñòàíäàðòàìè.

В разделе "Основные понятия и определения используемые содержатся основные термины и их краткая характеристика.

В разделе "Сущность стандарта" формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта; дата ввода в действие; цель разработки; сфера при­менения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры решения проблемы.

Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами и обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты.

Разработкой профессиональных требований на междуна­родном уровне занимается несколько организаций. К их числу относятся Международная федерация бухгалтеров (IFАС), созданная в 1977 г. В рамках этой организации аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IАРС), действующий на правах постоянного автономного комитета.

Аудиторские стандарты включают в себя четыре основных вида:

1. Общие стандарты аудита;

2. Рабочие стандарты аудита:

3. Стандарты отчетности;

4.  Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.

 Приведем перечень разработанных и принятых российских правил (стандартов), а также разработанных, но еще не принятых проектов стандартов аудита:

 

Общие правила (стандарты).

1.1. Основные принципы аудита (проект).

1.2. Цели и объем аудита финансовых отчетов (проект).

1.3. Письмо-обязательство аудиторской организации о согла­сии на проведение аудита.

Дочерние общества

 

Прежде чем перейти к особенностям проверке дочерних обществ (организаций) давайте уточним, что же является дочерним обществом, каковы его особенности в сравне­нии со "статусом" других экономических субъектов.

Согласно ст. 105 I части ГК РФ :

1. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преоб­ладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет воз­можность определять решения, принимаемые таким обществом.

2. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества).

Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

3. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причи­ненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах.

 

 

Из статьи следует что,

Во-первых . Отношения основного общества (товарищества) и дочернего ха­рактеризу­ются тем, что первое из них имеет возможность определять решения, принимаемые вторым, и таким образом влиять на его дея­тельность. В качестве основного может высту­пать любое хозяйствен­ное общество (акционерное, общество с ограниченной ответствен­но­стью), а также товарищество — полное и на вере. Дочерними могут быть хозяйственные общества различных видов.

Отношения по схеме "основное — дочернее общество" склады­ваются ввиду:

a) преобладающего участия основного общества (това­рищества) в уставном капитале дочернего. Минимальный размер уча­стия, необходимый для установления таких отноше­ний, законом не определен. Это может быть пакет акций (доля в уставном капитале), и не являющийся контрольным в общепринятом понимании (более 50%), но достаточный для оказания определяющего воздействия на принятие решений дочерним обществом в связи со значительной раздробленностью пакетов остальных акций (долей);

b) договора, заключенного между обществами и дающего право одному из них определять решения, принимаемые другим;

c) других обстоятельств, позволяющих влиять на принятие соответствующих решений. Оценка наличия указанной связи между обществами должна осуществляться исходя из реальной ситуации.

Во-вторых . Дочернее общество не несет ответственности по долгам основ­ного. В то же время основное общество (товарищество), имеющее право давать дочернему обязательные указания, может привлекаться к ответственности по его обязательствам (долгам): к соли­дарной с дочер­ним обществом — по сделкам, заключенным во исполнение таких указаний; к субсидиарной ответственности — в случае несостоятель­ности (банкротства) дочернего общества, наступившей по вине основного. Кроме того, участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом убытков, причиненных дочернему по его вине, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах. Закон об акционерных обществах не делает исключений из этой нормы. Требования о возмещении убытков могут заявляться акционерами путем предъявления соответствующих судеб­ных исков в интересах общества. В Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 4/8 обращено внимание на то, что при решении вопро­са о наличии вины основного обще­ства в наступлении несостоятель­ности (банкротства) дочернего либо в причинении ему убытков судам следует руководствоваться ст. 401 ГК (п. 12 постановления).

Таким образом, в силу специфики той или иной организации (общества), находящейся на "положении" дочерней, вытекает ряд моментов, на которые, на мой взгляд, необходимо в первую очередь обратить особое внимание при аудиторской проверке; следовательно должны быть рассмотрены соответствующие этим моментам разделы аудита.

· Отношения по схеме "основное - дочернее общество":

- участие основного общества в уставном капитале дочернего (долевое участие, вла­дение акциями);

- договор, определяющий эти отношения;

- другие обстоятельства

· Ответственность дочернего общества

· Отчетность

Основные разделы аудита

 

Поскольку дочернее общество, кроме как по существованию определенной зависимости и все, что с ней связано, от основной организации практически ничем не отличается от дру­гих экономических субъектов, то следует обратить внимание на те разделы аудита, которые и проверяют наличие, законность и “правильность” осуществления такой зависимости, а также расчеты (взаимодействие) с основным обществом.

Такими разделами, по моему мнению, должны быть:

1.Аудит учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов с учредителями

2.Аудит расчетов

3.Проверка достоверности бухгалтерской отчетности

Подробная проверка учредительных документов, позволит во-первых, выявить истин­ный статус дочернего общества, соответствие действующему законодательству (например ст.105 ГК РФ), во-вторых выявит участие основного общества в делах дочернего.

В контексте темы курсовой работы: при проверке должно быть выяснено: определено ли положение проверяемого субъекта как дочернее в учредительных документах с начала регистрации, либо это было сделано позже - в изменениях к учредительным документам, либо данное положение вообще отсутствует или определено отдельным договором между обществами, возможно договором о совместной деятельности.

Соответственно должен быть рассмотрен порядок учета и образования уставного капитала и расчетов с учредителями. Если отношения определяются преобладающим участием основного общества в уставном капитале дочернего, то, в зависимости от организационно-правовой формы, это может быть пакет акций, денежные или имуществен­ные средства, в том числе, возможно, нематериальные активы. Все это требует особенно тщательной проверке расчетов с учредителями.

Если, как уже говорилось отношения “основное- дочернее” строятся на основе договора (это может быть договор о совместной деятельности), необходимо проверить этот договор на соответствие законодательству, обратить внимание на условия договора, порядок обра­зования и распределения прибыли и т.д. , что может быть рассмотрено в аудите расчетов по совместной деятельности.

Наконец, необходимо напомнить, что в случае, если основное общество является АО, а оно, как известно подлежит обязательному аудиту, то помимо собственного бухгалтерского отчета, составляется также сводная бухгалтерская отчетность, состоящая из отчетности до­черних и зависимых обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами. (см. ПБУ и отчетности в РФ от 26.12.94 № 170).

Вследствие этого, помимо обязательного аудита для основного общества, включающего аудит бухгалтерской отчетности, особое значение приобретает достоверность бухгалтерской отчетности дочернего общества.

Подробно о необходимости представления отчетности дочернего общества в составе бухгалтерской отчетности основного общества будет сказано позже.

Типичные упущения

· При организации учета расчетов с учредителями и форми­ровании уставного” капитала возникают различные упущения, ошибки, испорченные записи. Приведем основные из них:

· кредитовый остаток по счету 85 не соответствует заявлен­ному в учредительных документах;

· необоснованное увеличение уставного капитала за счет завышения стоимости материальных ценностей, нематериаль­ных активов, вносимых в счет уставного капитала;

· невнесение дали неполное внесение учредителями долей в уставный капитал;,

· несвоевременное внесение изменений в реестр акционеров;

· несвоевременное оформление выбытия и приема новых учредителей;

· невыплата дивидендов по привилегированным акциям;

· неправильное оформление крупных сделок для акционер­ных обществ (в соответствии с Федеральным Законом "Об акционерных обществах");

· неправильное оформление вносимых учредителями долей в уставный капитал;

· неправильное оформление возврата учредителям долей и уставного капитала;

· отсутствуют подтверждающие документы по совершенным финансово-хозяйственным операциям;

· недооформленные и просроченные документы;

· исправления записей в документах без необходимых оснований;

· отсутствие подлинников или заверенных в соответствие с законодательством документов;

· фиктивные документы и операции;

· неотражение свершившихся операций;

· деятельность без лицензии;

· неправильное исчисление налога на доходы;

· неисполнение нормативных документов.

 

 

Аудит расчетных операций

 

Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепле­ние договорной и расчетной дисциплины и улучшение финан­сового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) орга­низация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операци­ям. Поэтому аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции организации-заказчика — различными приемами и методами контроля.

Проверка состояния законности и целесообразности включа­ет расчеты с поставщиками и подрядчиками (счет 60); по авансам­ выданным и полученным (счета 61, 64); с покупателями и заказчиками (счет 62 и др.); по претензиям (счет 63); по иму­щественному и индивидуальному страхованию (счет 65); по внебюджетным платежам (счет 67); с бюджетом (счет 68); по социальному страхованию (счет 69); с персоналом по оплате труда (счет 70); с персоналом по прочим операциям (счет 73); с разными дебиторами и кредиторами (счет 76); с дочерними (за­висимыми) обществами (счет 78); внутрихозяйственные расчеты (счет 79). Кроме того, проверке подвергаются субсчета и аналитические счета по указанным синтетическим счетам.

При проверке расчетных операций аудитор должен учиты­вать особенности отдельных организаций, использующих рабо­чие (упрощенные) планы счетов и упрощенные формы бух­галтерского учета, например, предприятий малого бизнеса, фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и др.

По каждой из перечисленных групп расчетов (до проведения документальной проверки) целесообразно сначала выявить их наличие, соответствие данных бухгалтерского учета и отчетнос­ти остаткам той или иной задолженности, затем установить да­ту и характер ее возникновения. Законность и реальность, а также пути своевременного погашения задолженностей и укре­пления расчетно-платежной дисциплины определяются посред­ством проведения фактического и документальных форм конт­роля.

Источником контрольных данных для проведения аудиторских проверок являются записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета в учетных регистрах и первичных документах, а также в Главной книги и отчете. Поэтому аудитор должен установить: имеется ли в организации нормативная база данных, которой должен пользоваться бухгалтер данного участка учета; перечень применяемых нормативных документов, порядок их возникновения, система нумерации, заполнение всех реквизитов в первичных документах, наличие регистрационных журналов; наличие оборотных ведомостей , состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций от приема до сдачи в архив; как организован и насколько эффективен внутрихозяйственый контроль расчетных операций; состояние учета расчетных операций.

Ответы на указанные вопросы можно получит путем предварительного обзора и тестирования.

В качестве примера в курсовой работе рассмотрим анкету (примерные тесты) проверки состояния внутреннего аудита и системы учета расчетных операций.

Основные положения

В настоящее время проводится работа по созданию методоло­гии организации аудиторских проверок. Разработан и утвержден стандарт (правило) аудиторской деятельности по составлению за­ключения, опубликованы для обсуждения проекты 11 российских аудиторских стандартов (всего предполагается разработать более 30 аудиторских стандартов). Рассмотрим основные процедуры при аудиторской проверки:

· сбор аудиторских доказательств;

· использование результатов внутреннего аудита и результатов работы экспертов:

· составление рабочих инструкций;

· разработка рабочих аудиторских документов;

· аудиторская выборка;

· оценка результатов проверки и составление аудиторского заклю­чения.

Приведем общие рекомендации по выполнению такой работы. Выделим основные положения, на кото­рые необходимо обратить внимание:

· нормативная база для проведения аудита;

· предметная область проведения проверок;

· методика проверки разделов учета и работ, подлежащих аудиту;

· особенности проведения аудита в условиях использования клиентом вычислительной техники для ведения учета.

Нормативная база, используемая для организации проверок, подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя нормативная база — соответствующие законы, положения, методические материалы по учету и отчетности, на­логообложению и аудиторские правила (стандарты).

Внутренняя нормативная база — это учетная политика субъекта, различные методические и инструкционные материалы по организации учета на конкретном предприятии. Они подлежат анализу и сопоставлению с действующей методологией.

Журнал № 2

Журнал №7

Часть 1

Виды аудиторских заключений

В соответствии с Порядком составления аудиторского за­ключения о бухгалтерской отчетности, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (от 09.02.96 г.) по результатам осуществляемой проверки аудитор (аудиторская фирма) должен выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения сво­его мнения,

В безусловно положительном аудиторском заключении мне­ние аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтер­ской отчетности экономического субъекта означает, что эта от­четность подготовлена таким образом, что обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов эконо­мического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативных актов) регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Рос­сийской Федерации.

 

 

Безусловно положительное заключение выдается аудитором экономическому субъекту, если аудитор по данным проверки полностью уверен, что: финансовая отчетность клиента подго­товлена достоверно, на основе достоверных и объективных дан­ных бухгалтерского учета; организация, постановка и ведение бухгалтерского учета экономического субъекта отвечают уста­новленным принципам и требованиям, а учетная политика организации выбрана правильно; своевременно и полностью внесены налоги в бюджет и обязательные платежи во внебюджетные фонды; соответствующим образом в приложениях и пояснениях к отчету раскрыты все вопросы, имеющие отноше­ние к финансовой отчетности; внутренний контроль надежно подтверждает эффективность, законность и целесообразность хозяйственных операций; данные финансовой отчетности не противоречат альтернативному отчету организации, составлен­ному аудитором, или уже известным аудитору сведениям об ор­ганизации.

В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением опреде­ленных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из норматив­ных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В условно положительном заключении аудитор подтверждает достоверность финансовой отчетности с изложением обстоя­тельств, обусловивших такое заключение. Такими обстоятельст­вами могут быть: расхождения во мнении с руководством ор­ганизации по отдельным фактам хозяйственной деятельности и показателям финансовой отчетности; несогласие с методами оценки отдельных объектов учета, правильностью расчетов амортизации и других расчетных значений; несоответствие кор­респонденции счетов по отдельным хозяйственным операциям экономическому и правовому их содержанию; неадекватная учетная политика организации, влияющая на достоверность финансовой отчетности и др.

В отрицательном аудиторском заключении мнение аудитор­ской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности озна­чает что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность не обеспечивает во всех существенных аспектах от­ражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности.

Отрицательное аудиторское заключение выдается в тех случаях, когда неуверенность аудитора в достоверности финансовой отчетности настолько велика, что, по его мнению, может ввести в заблуждение пользователей и не позволяет сделать вывод о правильности и объективности финансовой отчетности. В аудиторском заключении необходимо четко сформулировать причины, существенные ошибки и нарушения, которые не позволяют считать отчет достоверным.

Отказ аудитора (аудиторской фирмы) от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении означает, что в ре­зультате определенных обстоятельств (ограничение объема проверки, неуверенность аудитора и др.) аудитор (аудиторская фирма) не может выразить такое мнение.

Аудиторское заключение не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями ауди­торского заключения как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность, не существуют.

Если в результате аудиторской проверки экономический субъект устранил существенные недостатки и нарушения в бух­галтерском учете, в соблюдении законодательства, а также внес соответствующие поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки.

Формы аудиторских заключе­ний, рекомендованы Комиссией по аудиторской деятельности­ при Президенте РФ и одобрены этой же Комиссией в ка­честве правил (стандарта) аудиторской деятельности.

 Данные формы приведены в приложении к настоящей курсовой работе.


 


Приложение

 

 

Примерная форма безусловно положительного аудиторского заключения

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 [Для аудиторской фирмы]

Юридический адрес: []. Телефон: []

Лицензия на проведение (банковского аудита/аудита страховых ор­ганизаций/аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных ин­ститутов/общего аудита] № [] выдана [наименование органа, выдавше­го лицензию на осуществление аудиторской деятельности].

Лицензия действительна по [срок действия лицензии].

Свидетельство о государственной регистрации [фирменное наиме­­нование аудиторской фирмы] № [] выдано [наименование органа, выдавшего свидетельство].

Расчетный счет аудиторской фирмы № [] в [наименование банка, в котором открыт расчетный счет аудиторской фирмы].

В аудите принимали участие [фамилии, имена, отчества всех ауди­торов].

[Для аудитора, работающего самостоятельно]

Аудит проведен аудитором [фамилия, имя, отчество], имеющим стаж работы в качестве аудитора [] года/лет и [] месяцев.

Лицензия на проведение [банковского аудита/аудита страховых ор­ганизаций/аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных ин­ститутов/общего аудита] № [] выдана [наименование органа, выдавше­го лицензию на осуществление аудиторской деятельности].

Лицензия действительна по [срок действия лицензии].

Регистрационное свидетельство на занятие предпринимательской деятельностью № [] выдано [наименование органа, выдавшего свиде­тельство

Счет № [] в [наименование банка, в котором открыт расчетный счет аудитора].

 

ОТЧЕТ АУДИТОРСКОЙ ФИРМЫ / АУДИТОРА

исполнительному органу

[наименование экономического субъекта]

 

 

Нами проведен аудит бухгалтерской отчетности [наименование экономического субъекта] за 199[] год.

При планировании и проведении аудита отчетности, указанной в параграфе 1 настоящей части, нами рассмотрено состояние внутренне­го контроля у [наименование экономического субъекта]. Ответствен­ность за организацию и состояние внутреннего контроля несет испол­нительный орган [наименование экономического субъекта].

Мы рассмотрели состояние внутреннего контроля исключитель­но для того, чтобы определить объем работ, необходимых для фор­мирования аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности. Проделанная в процессе аудита работа не означает прове­дение полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего кон­троля [наименование экономического субъекта] с целью выявления всех возможных недостатков.

В процессе аудита нами не были обнаружены никакие факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы вну­треннего контроля [наименование экономического субъекта] масшта­бам и характеру его деятельности.

Наше мнение о достоверности отчетности, указанной в ­ парагра­фе 1 настоящей части, приведено в следующей части аудиторского  заключения. Нами не обнаружены никакие серьезные нарушения ус­тановленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки

бухгалтерской отчетности, которые могли бы существенно повлиять на  достоверность бухгалтерской отчетности.

При проведении аудита отчетности, указанной в параграфе 1 настоящей части, нами рассмотрено соблюдение [наименование эко­номического субъекта] применимого законодательства Российской ­ Фе­дерации при совершении финансово-хозяйственных операций. Ответственность за соблюдение применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций не­сет исполнительный орган [наименование экономического субъекта].

Мы проверили соответствие ряда совершенных [наименование экономического субъекта] финансово-хозяйственных операций приме­нимому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Однако цель проведения нами аудита бухгалтерской отчетности не состояла в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности [наименование экономического субъекта] законодательству. Поэтому такое мнение не высказываем.

Результаты проведенной нами проверки показывают, что проверенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись [наиме­нование экономического субъекта], во всех существенных отношениях, ­ в соответствии с указанным в предыдущем параграфе настоящей части законодательством.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ФИРМЫ / АУДИТОРА

 

(акционерам, участникам) [наименование экономического субъекта]

о бухгалтерской отчетности [наименование экономического субъекта]

 за 199[] год

 

Нами проведен аудит прилагаемой бухгалтерской отчетности [на­именование экономического субъекта] за 199[] год. Данная отчетность подготовлена исполнительным органом [наименование ­ экономичес­кого субъекта] исходя из [наименование нормативного акта, регулиру­ющего бухгалтерский учет, органа, издавшего его, номер и дата изда­ния].

Ответственность за подготовку данной отчетности несет испол­нительный орган [наименование экономического субъекта]. Наша обязанность заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных аспектах данной отчетности на основе проведенного аудита

Мы проводили аудит в соответствии с [наименование норматив­ного акта, регулирующего аудиторскую деятельность, органа, издавшего его, номер и дата издания]. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Аудит включал проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточные основания для то­го, чтобы высказать мнение о достоверности данной отчетности.

По нашему мнению, прилагаемая к настоящему Заключению  бухгалтерская отчетность достоверна, т.е. подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов [наименование экономического субъекта] по состоянию на 1 января 199[] года и финансовых результатов его деятельности за 199[]год исходя из [наименование нормативного акта, регулирующего ­ бух­галтерский учет, органа, издавшего его, номер и дата издания].

 

Руководитель аудиторской фирмы

(аудитор, работающий самостоятельно)

Аудитор

[Дата]

 

Примерные формы условного положительного аудиторского заключения

 

[Вводная и аналитическая части аудиторского заключения — см. выше.]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ФИРМЫ / АУДИТОРА

(акционерам, участникам) [наименование экономического субъекта]

  о бухгалтерской отчетности [наименование экономического субъекта]

 за 199[] год

 

Нами проведен аудит прилагаемой бухгалтерской отчетности [на­именование экономического субъекта] за 199[] год.

Данная отчетность подготовлена исполнительным органом [наименование экономичес­кого субъекта] исходя из [наименование нормативного акта, регулиру­ющего бухгалтерский учет, органа, издавшего его, номер и дата изда­ния.

Ответственность за подготовку данной отчетности несет ­ испол­нительный орган [наименование экономического субъекта]. Наша  обязанность заключается в том, чтобы высказать мнение о достовер­ности во всех существенных аспектах данной отчетности на основе проведенного аудита

Мы проводили аудит в соответствии с [наименование норматив­ного акта, регулирующего аудиторскую деятельность, органа, издавше­го его, номер и дата издания]. Аудит планировался и проводился та­ким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Аудит включал проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности. Мы что проведенный аудит дает достаточные основания для то­го, чтобы высказать мнение о достоверности данной отчетности. [После параграфа 3 излагаются обстоятельства, обусловившие подго­товку условно положительного аудиторского заключения.]

...По нашему мнению, прилагаемая к настоящему Заключению бухгалтерская отчетность с поправкой(ами), приведенной(ыми) в при­ложение к настоящему Заключению и подлежащей(ими) отражению в бухгалтерской отчетности за [год, следующий за отчетным] год, досто­верна, т.е. подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех  существенных аспектах отражение активов и пассивов [наименование экономического субъекта] по состоянию на 1 января 199[] года и финансовых результатов его деятельности за 199[] год исходя из [наиме­­нование нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет, орга­на, издавшего его, номер и дата издания].

 

Руководитель аудиторской фирмы

(аудитор, работающий самостоятельно)

Аудитор

[Дата]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ФИРМЫ / АУДИТОРА

(акционерам, участникам) [наименование экономического субъекта]

 о бухгалтерской отчетности [наименование экономического субъекта]

за 199[] год

 

Нами проведен аудит прилагаемой бухгалтерской отчетности [на­именование экономического субъекта] за 199[] год. Данная отчетность подготовлена исполнительным органом [наименование экономическо­го субъекта] исходя из [наименование нормативного акта, регулирую­щего бухгалтерский учет, органа, издавшего его, номер и дата изда­ния].

Ответственность за подготовку данной отчетности несет испол­нительный орган [наименование экономического субъекта]. Наша обязанность заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных аспектах данной отчетности на основе проведенного аудита.

Мы проводили аудит в соответствии с [наименование норматив­ного акта, регулирующего аудиторскую деятельность, органа, издавше­го его, номер и дата издания]. Аудит планировался таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Аудит включал проверку на выборочной основе подтверждений числовых  данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности данной отчетности.

[После параграфа 3 излагаются обстоятельства, обусловившие подго­товку условно положительного аудиторского заключения.]

... По нашему мнению, если оставить в стороне любые поправки, которые могли бы быть признаны необходимыми при возможности  получить достаточные подтверждения в отношении обстоятельства(в), указанного(ых) в предыдущем(их) параграфе(ах) настоящего Заключе­ния прилагаемая к настоящему Заключению бухгалтерская отчетность  достоверна, т.е. подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов [наименование экономического субъекта] по состоянию на 1 января 199[] и финансовых результатов его деятельности за 199[] год исходя из [наиме­нование нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет, орга­на, издавшего его, номер и дата издания].

 

Руководитель аудиторской фирмы

(аудитор, работающий самостоятельно)

Аудитор

[Дата]

Примерная форма отрицательного аудиторского заключения

 

 

 [Вводная и аналитическая части аудиторского заключения см. выше]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ФИРМЫ/АУДИТОРА

(акционерам, участникам) [наименование экономического субъекта]

о бухгалтерской отчетности [ наименование экономического субъекта]

за 199[] год

 

Нами проведен аудит прилагаемой бухгалтерской отчетности [на­именование экономического субъекта] за 199[] год. Данная отчетность подготовлена исполнительным органом [наименование экономическо­го субъекта] исходя из [наименование нормативного акта, регулирую­щего бухгалтерский учет, органа, издавшего его, номер и дата изда­ния].

Ответственность за подготовку данной отчетности несет испол­нительный орган [наименование экономического субъекта]. Наша обязанность заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных аспектах данной отчетности на основе проведенного аудита.

Мы проводили аудит в соответствии с [наименование норматив­ного акта, регулирующего аудиторскую деятельность, органа, издавше­го его, номер и дата издания]. Аудит планировался и проводился та­ким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Аудит включал проверку на выборочной основе подтверждений числовых  данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности данной отчетности.

[После параграфа 3 излагаются обстоятельства, обусловившие подго­товку отрицательного аудиторского заключения.]

... По нашему мнению, в связи с влиянием обстоятельства(в), указанного(ых) в предыдущем(их) параграфе(ах) настоящего Заключения, прилагаемая к настоящему Заключению бухгалтерская отчетность  недостоверна, т.е. подготовлена так, что не обеспечивает во всех су­щественных аспектах отражение активов и пассивов [наименование экономического субъекта] по состоянию на 1 января 19911 года и ­ фи­нансовых результатов его деятельности за [199] год исходя из [наиме­нование нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет, орга­на, издавшего его, номер и дата издания].

 

Руководитель аудиторской фирмы

(аудитор, работающий самостоятельно)

Аудитор

[Дата]

 

Примерная форма аудиторского заключения с отказом от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности

 

[Вводная и аналитическая части аудиторского заключения — см. выше.]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ФИРМЫ / АУДИТОРА

(акционерам, участникам) [наименование экономического субъекта]

о бухгалтерской отчетности [наименование экономического субъекта]

за 199[] год

 

Нами проведен аудит прилагаемой бухгалтерской отчетности [наименование экономического субъекта] за 199[] год. Данная отчетность подготовлена исполнительным органом [наименование экономичес­кого субъекта] исходя из {наименование нормативного акта, регулиру­ющего бухгалтерский учет, органа, издавшего его, номер и дата изда­ния].

Ответственность за подготовку данной отчетности несет испол­нительный орган [наименование экономического субъекта]. Наша обязанность заключается в том, чтобы высказать мнение о достовер­ности во всех существенных аспектах данной отчетности на основе проведенного аудита

Мы проводили аудит в соответствии с [наименование норматив­ного акта, регулирующего аудиторскую деятельность, органа, издавше­го его, номер и дата издания]. Аудит планировался и проводился та­ким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Аудит включал проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточные основания для то­го, чтобы высказать мнение о достоверности данной отчетности

[После параграфа 3 излагаются обстоятельства, обусловившие отказ от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.]

... В связи с обстоятельством(ами), указанным(н) в предыдущем(их) параграфе(ах) настоящего Заключения, мы не в состоянии выразить и не выражаем мнение прилагаемой к настоящему Заключению бух­галтерской отчетности [наименование экономического субъекта] за 199[] год

 

Руководитель аудиторской фирмы

(аудитор, работающий самостоятельно)

Аудитор

[Дата]


список использованной литературы:

 

 

Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк,
А.А Савин, Л.В. Сотников Под ред. профессора В.И. Подольского - М., Аудит, ЮНИТИ, 1997 г.

 

Алборов Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК., М, Изд.-во "Дело и Сервис", 1998 г.

 

Гражданский кодекс РФ, Официальное издание, М, юридич. литерат., 1997г.

 

Власова Первичные документы -основа составления отчетности, 2- е издание, переработ. - М, Финансы и статистика,
1996 г.

 




Сущность и цели аудита

 

Слово "аудит" происходит от латинского слова "audio" (что значит "слушатель" или "слушающий"). По аналогии со специальными врачебными инструментами, используе­мыми для определения физического здоровья пациента, с помощью аудита устанавлива­ется экономическое здоровье организаций, банков, корпораций и т.д.

Первое упоминание об аудиторе относится к XIV в., когда учетные книги стали фигурировать в качестве доказательств в суде. Лука Пачоли, автор "Трактата о счетах и записях", - первой книги, посвященной бухгалтерскому учету и заложивший основы теории бух. учета, подтверждал необходимость контроля бух. учета.

В XVI в. во многих странах был официально введен правовой контроль учетных книг. В Англии уже использовалось слово "аудитор" - для обозначения людей, занимающихся проверкой учетных записей.

Родиной аудита в современном понимании этого слова является Великобритания, кото­рая в 1884г. приняла пакет Законов о Компаниях, предписывающих акционерным компаниям поручать независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских книг и счетов ком­паний с последующим отчетом перед акционерами.

Возникновение аудита, таким образом, связано с распределением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением организацией (администрация, менеджеры) и тех, кто вкладывает деньги в ее деятельность (собственники, акционеры, инвесторы).

История возникновения аудита берет свое юридическое начало с Шотландии, в столице - Эдинбурге - в 1853г. был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой пред­принимательскую дея­тельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых дек­лараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Аудитор -  лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности пред­приятия за определенный период. Аудитор - специалист, аттестованный на право аудитор­ской деятельности в порядке, установленном законодательством РФ.

Следует отметить, что аудит отличается от судебно-бухгалтерской экспертизы. Это отличие состоит в том, что ау­дит — независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспер­тиза осуществляется по решению судебных органов. Специфи­ка судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально - правовой форме, обеспечивающей получение источни­ка доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяй­ственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. В то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголов­ного или гражданского дела, поскольку представляет собой процессуально - правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).

Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документа­ции, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде поя­вились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем, по­пытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.

Четвертая попытка, которая была предпринята в конце 80-х годов, оказалась, как нам представляется, наиболее успешной. Первый толчок к появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих предпри­ятий аудиторская проверка стала обязательной для подтвер­ждения годовых отчетов. В 1987 г. на основе по­становления СМ СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма "Акционерное общество "Инаудит". Эта фирма занима­лась аудиторскими проверками, кон­сультированием СП по на­логообложению, по различным правовым вопросам и др.

В настоящее время в России создано и успешно функцио­нирует более четырех тысяч аудиторских фирм. К ним относят­ся такие, как "ФБК", "Руфаудит", "Аудиторская палата "АСВП" (Москва), "Актионаудит" (Екатеринбург) и др.

В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России от­крыли свои филиалы круп­нейшие межконтинентальные ауди­торские фирмы - "Артур Андерсен", "Эрнст энд Янг", "Куперз энд Лайбренд", "Прайс Уотерхауз".

В связи с развитием аудиторской деятельности происходит расширение ассортимента и объема услуг, оказываемых ауди­торскими фирмами. За последние 25 лет аудит и аудитор­ские процедуры непрерывно развивались. Можно выделить три стадии развития: подтвер­ждающую, системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске.

Подтверждающая стадия аудита характеризовалась тем, что при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтвер­ждал практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные регистры.

В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлени­ем или ведением учета.

Так как аудит — это предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, направлен­ная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

Аудит, базирующийся на риске, — это такой вид аудита, когда проверка может про­изводиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических то­чек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суж­дение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эф­фектив­ную с точки зрения затрат проверку.

Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюде­ние систем, которые контролируют операции. Данная стадия при­вела к тому, что аудиторы стали проводить экс­пертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита, так как внешние аудиторы могут огра­ничить свою работу выборочными проверками и тестированием отдельных объектов контроля.

Рассмотрим цели и задачи аудиторской деятельности. Как было отмечено, главная цель аудита — дать объективные, ре­альные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудиторство — это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансо­вой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему зако­нодатель­ству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгал­терского учета и финансовой отчет­ности.

Достижению главной цели способствуют особенности (тре­бования) ведения аудитор­ской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденци­альность; профессионализм, компетентность и добросовестность аудито­ра; использование методов статистики и экономического ана­лиза; применение новых информационных техно­логий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его реко­мендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содей­ствие росту авторитета аудиторской профессии.

Вышеперечисленные особенности определяют нормы пове­дения аудитора.

С точки зрения классификационных признаков можно вы­делить внешний и внутренний аудит, обязательный и инициативный.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудитор­скими фирмами или инди­видуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и фи­нансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит представляет независимую деятельность в организации по про­верке и оценке ее работы в интересах руко­водителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внут­ренний аудит прово­дят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего ау­дита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия (организа­ций) (или ее учредителей), или обязательным, если его прове­дение обусловлено прямым указанием в Федеральном законе.

Основная цель инициативного аудита — выявить недостат­ки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состоя­ния хо­зяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и от­четности.

Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответ­ствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355. С 1994 г. подлежат обязательной проверке:

· экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого ак­ционерного общества, независи­мо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала;

· банки и другие кредитные учреждения;

· страховые организации и общества взаимного страхования;

· товарные и фондовые биржи;

· инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);

· внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются преду­смотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и фи­зическими лицами;

· благотворительные и иные (инвестиционные) фонды, ис­точниками образования средств которых являются доброволь­ные отчисления юридических и физических лиц;

· экономические субъекты, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

Начиная с бухгалтерского отчета за 1995 г. обязательной ау­диторской проверке подле­жат экономические субъекты (за ис­ключением находящихся полностью в государственной или му­ниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

· объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тыс. раз установленный законода­тельством РФ минимальный размер оплаты труда;

· суммы активов баланса, превышающей на конец отчет­ного года в 200 тыс. раз уста­новленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.

Согласно Федеральному Закону РФ № 129-фз от 21 ноября 1996 г. эти объекты подле­жат обязательному аудиту тогда, когда на это имеются указание в Федеральных законах.

Правовые основы аудита

Становление аудита в России началось в конце 80-х начале 90-х годов. За этот период принят ряд нормативных докумен­тов по правовому регулированию аудиторской деятельности. К основным нормативным документам относятся:

1. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об ауди­торской деятельности в Российской Федерации".

2. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федера­ции от 22 декабря 1993 г. № 2263.

3. Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 54-РП.

4. Положение о Консультативном совете при Комиссии по ау­диторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 1 июня 1994 г.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482 "Об утверждении нормативных документов по регули­рованию аудиторской деятельности в Российской Федерации".

6. Порядок проведения аттестации на право осуществления ау­диторской деятельности. Утвержден Постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.

7. Порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.

8. Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России 5 июня 1994 г.

9. О создании Центральной аттестационно-пицензионной ауди­торской комиссии Центрального банка Российской Федерации. Приказ Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 1994 г. № 02—102.

10. Об основных критериях (системе показателей) деятельно­сти экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной ауди­торской проверке. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г.№ 1355 (в ред. Поста­новления Правительства РФ от 25.04.95 г. № 408).

11. Порядок составления аудиторского заключения о бухгал­терской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Протокол 1 от 9 февраля 1996 г.)

12. О сроках проведения мероприятий по регулированию ауди­торской деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. №15)

Из приведенных нормативных документов видно, что в них сосредоточены норматив­ные положения как по организации аудиторской деятельности в России (см. п. 1, 2, 10, 11, 12), так и по проверке квалификации аудиторов (п. 4, 6, 8, 9) и лицен­зировании фирм, занимающихся аудитом (п. 7).

Базовым нормативным документом являются "Временные правила ауди­торской деятель­ности в РФ".

В развитие этого документа в последующие два года было издано несколько постанов­лений, регламентирующих различ­ные аспекты аудиторской деятельности в России.

Временные правила аудиторской деятельности в РФ опре­деляют правовые основы осу­ществления в РФ аудиторской дея­тельности как независимого вневедомственного финансо­вого контроля. Определена сфера аудита — проверка деятельности экономических субъек­тов, а также его цели.

Временные правила вводят, помимо добровольной (инициативной) аудиторской проверки, понятие проверки обязательной. В соответствии с этими правилами аудиторской деятельно­стью имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы. Временными правилами определены виды работ, входящие в со­став аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторских фирм и их взаимодействие с заказчиками. Приведены правила оформления результатов аудиторской проверки, отчета и аудиторского заключения. Временные правила определяют процедуру аттестации на право быть специалистом-аудитором и процедуру лицензирова­ния — на право аудиторской деятельности.

Во Временных правилах определен порядок выдачи лицен­зий, а также порядок их аннулирования. Предусмотрены серь­езные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, до­пускаю­щих ошибки, просчеты, небрежность в работе.

На основе выше рассмотренных нормативных документов можно сделать вывод, что в России система аудиторской деятельности включает три основных уровня:

Первый уровень - Закон об аудите (аудиторской деятельности). До принятия закона аудиторская деятельность регулируется Временными правилами.

Второй уровень - представлен стандартами (правилами). Стандарты аудита, разрабаты­ваемые в России, подразделяются на четыре вида: общесистемные; организационно-технологические; стандарты отчетности; специфические стандарты отдельных видов аудита (банковского, страхового).

Третий уровень - документы, регулирующие аудиторскую деятельность и носящие вспомогательных характер. основная их цель - помощь в реализации требований правил (стандартов).

 

Стандарты аудита

Аудиторские стандарты — это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности.

Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.

Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

· при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

· содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

· определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Все стандарты имеют одинаковую структуру построения и содержат следующие разделы:

Общие положения;

Основные понятия и определения, используемые в стан­дарте;

Сущность стандарта;

Практические приложения.

В разделе "Общие положения" отражаются:

· цель и необходимость разработки данного стандарта;

· объект стандартизации;

· ñôåðà ïðèìåíåíèÿ ñòàíäàðòà;

· âçàèìîñâÿçü ñ äðóãèìè ñòàíäàðòàìè.

В разделе "Основные понятия и определения используемые содержатся основные термины и их краткая характеристика.

В разделе "Сущность стандарта" формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта; дата ввода в действие; цель разработки; сфера при­менения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры решения проблемы.

Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами и обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты.

Разработкой профессиональных требований на междуна­родном уровне занимается несколько организаций. К их числу относятся Международная федерация бухгалтеров (IFАС), созданная в 1977 г. В рамках этой организации аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IАРС), действующий на правах постоянного автономного комитета.

Аудиторские стандарты включают в себя четыре основных вида:

1. Общие стандарты аудита;

2. Рабочие стандарты аудита:

3. Стандарты отчетности;

4.  Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.

 Приведем перечень разработанных и принятых российских правил (стандартов), а также разработанных, но еще не принятых проектов стандартов аудита:

 

Общие правила (стандарты).

1.1. Основные принципы аудита (проект).

1.2. Цели и объем аудита финансовых отчетов (проект).

1.3. Письмо-обязательство аудиторской организации о согла­сии на проведение аудита.

Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки.

2.1. Планирование аудита.

2.5. Аудиторские доказательства.

2.6. Документирование аудита.

2.7. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и вну­треннего контроля в ходе аудита.

2.8. Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтер­ской отчетности.

2.14. Использование работы эксперта.

2.17. Письменная информация аудитора руководству эконо­мического субъекта по результатам проведения аудита.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 202.