Матричная (программно - целевая) структура управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.

 Пример матричной программно - целевой структуры управления (фирма "Тойота") приведен на Рис. 3.1. Пример фрагмента матрицы ответственности руководства приведен на рисунке 3.2

Рис.3.1. Матричная структура управления

Рисунок 3.2: фрагмент матрицы ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА ( согласно ИСО9000)

 

№ позиции ИСО Элемент СК Директор Челябинского филиала Главный инженер Технический директор Директор по экономике Директор по строительству Коммерческий директор Начальник правового управления Начальник управления по работе с персоналом Директор по безопасности Главный бухгалтер
5. Обязательства руководства                  

5.1.

Улучшение результативности эффективности системы качества                  
а). Доведение требований потребителей у у у у о у у   у
б). Разработка политики в области качества о у и и у у и   и
в). Разработка целей в области качества о у у у у и у   и
г). Проведение анализа о у у у у у у   у
д). Обеспечение ресурсами и и о о? и и и   и

5.2.

Ориентация на потребителя                  
Определить:                  
а). Требования потребителей у у и у о у и   и
б). Требования, необходимые для конкретного использования о о у у у и у   и
в). Законодательные (обязательные) требования и у и и и о и   и
г). Требования, выдвинутые самой организацией и у у и у у и   и
д). Методы получения и использования информации для мониторинга удовлетворенности потребителей и и у у о и и   и

5.3.

Политика в области качества                  
а). Соответствие целям организации о у у у у у у   у
б). Обязательство соответствия и совершенствования у о у у у у у   у
в). Постановка и анализ целей о у у у у у у   и
г). Доведение до персонала о у у у у у у   у
д). Постоянный пересмотр в аспекте актуальности о у у у у у у   у

Преимущества матричной структуры:

 

· лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и спрос;

· более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов;

· более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников;

· относительная автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков;

· улучшение контроля за отдельными задачами проекта или целевой программы;

· любая работа организационно оформляется, назначается одно лицо - "хозяин" процесса, служащее центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы;

· сокращается время реакции на нужды проекта или программы, т. к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений.

Недостатки матричных структур:

· трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения);

· необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам;

· высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения;

· частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ;

· возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений.

Вывод: внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация управления (на фирме "Тойота" внедрение матричной структуры заняло около 10 лет). Эффективность воплощения в жизнь идей современной философии качества в такой структуре доказана практикой фирмы "Тойота".


ЛИТЕРАТУРА:

1. Сайт «Корпоративный менеджмент»

2. Лучшие идеи мастеров управления: / Пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2001 - Объем: 416 с.: ил.

3. Журнал "Менеджмент в России и за рубежом"


Дата: 2019-07-24, просмотров: 168.