Паспортные и визовые формальности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Заграничный паспорт (далее - загранпаспорт) - это официальный документ, удостоверяющий гражданство и личность человека, выезжающего за границу. Он выдается компетентными органами государства и служит подтверждением того, что его владелец является гражданином данного государства (гражданином, если это государство является республикой, или - подданным, если это государство является монархией).

Необходимо отметить, что с самого начала и вплоть до настоящего времени выдача загранпаспортов преследовала прежде всего цель контроля за выездом за границу граждан данной страны. В регламентирующих правительственных документах указывалось, что "никому не разрешается выезжать из страны без паспорта". Это и по сей день - основная функция загранпаспорта. Например, в рамках разработанной Единой системы компьютерного контроля ЕС, США и Канады за передвижением своих и иностранных граждан это оговорено отдельно.[1]

До XIX века загранпаспорта выдавались исключительно важным персонам и представляли собой подобие рекомендательных писем одного государства другому. После первой мировой войны массовая выдача загранпаспортов стала обычной практикой.

К 30-м гг. XX века загранпаспорта стали иметь привычный для нас вид - небольшая книжечка. Но такими они останутся теперь совсем недолго. В США и ЕС решено ввести новую форму удостоверения личности - "электронный паспорт". На вид он будет похож на кредитную карточку. Соответствующей мультимедийной технологией на него будут нанесены установочные данные владельца (гражданство, фотография в виде цветной голограммы, место проживания и прочее, вплоть до отпечатков пальцев). Въезжающий турист помещает свой электронный паспорт на специальный сканер, соединенный электронной связью с единым компьютером, который моментально устанавливает его личность и проверяет законность визы (если она требуется для въезда в эту страну). Абсолютная точность идентификации достигается также за счет того, что к экрану сканера турист должен одновременно приложить ладонь руки, и считывающее устройство сличает данные на электронном удостоверении с отпечатками его пальцев. Подобная система контроля уже опробована при входе в секретные учреждения США и в целом нашла одобрение в странах ЕС.

Помимо обычных заграничных паспортов того или иного государства в международных поездках (как правило, не по линии туристских организаций) могут в отдельно оговоренных случаях использоваться также следующие документы:

·  удостоверение личности иностранца или лица без гражданства, выданное государственными властями иностранному гражданину, постоянно проживающему на данной территории;

· дипломатические, консульские, служебные паспорта;

· семейные паспорта на мужа и жену с детьми;

· удостоверение личности ребенка;

·  удостоверение "Лессе-Пассе", выдаваемое служащим учреждений ООН, а также ряду служащих иных международных организаций (Международный Красный Крест, НАТО и др.).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ, признаются:

· паспорт;

· дипломатический паспорт;

· служебный паспорт;

·  паспорт моряка".[2]

Многие турфирмы включают в договор с туристом пункт, предусматривающий, что "фирма не несет ответственности за правильность оформления загранпаспорта клиента". Вместе с тем такой "отсылочный" подход не всегда правомерен, так как, принимая документы у клиента, фирма в той или иной степени обязана проверять их содержание. Как правило, недоразумения возникают из-за неточностей в установочных данных на детей и вклейки их фотографий. В Приказе МВД России от 7 апреля 2000 г. № 360 записано, что начиная с 14-летнего возраста российскому гражданину, выезжающему за границу, требуется собственный загранпаспорт.

Для въезда в США требование к заграничному паспорту – срок действия 3 месяца со дня окончания поездки.

 

Визовые формальности

Для въезда в другое государство помимо действительного заграничного паспорта требуется соблюдение установлен но го порядка получения соответствующего разрешения - визы. Виза (лат. "visa" - виденное) - соответствующая отметка (штамп, марка, вклейка и т.д.) в паспорте иностранного гражданина. Виза выдается официальными (консульскими) властями того государства, куда следует владелец паспорта, в подтверждение 1 того, что последнему разрешен въезд в данную страну.

Виза также может представлять собой отдельный документ, выдаваемый въезжающему в страну иностранцу. Например, советская виза, ранее состояла из трех отдельных частей - въездной, средней, и выездной, на двух из них имелась фотография владельца. Въездная часть отрывалась на контрольно-пограничном пункте при прибытии туриста, а выездная - при его убытии. Затем они направлялись в соответствующее подразделение спецслужб, где производилось сличение фотографий.

Постепенно визы стали представлять собой чернильные оттиски печатей, в которые заносились даты предполагаемого въезда и выезда, соответствующие срокам приобретенного туристом тура. Затем большинство стран перешло на наклейку бланка со сложной защитой на одну из страниц паспорта. Характерно, что степень защиты такого бланка ежегодно совершенствуется. На проставляемую в паспорте визу США переносится мультимедийным способом фотография туриста, степень защиты такой визы от подделок чрезвычайно высока.

Но виза - это только часть вопроса, связанного с въездом в другую страну и существующими туристскими формальностями. Все больше государств требуют от въезжающих к ним иностранных туристов, кроме паспорта и визы, обратного билета и ваучера турфирмы, иметь еще и денежные средства, достаточные для цивилизованной поездки. Хотя виза и является основным документом для посещения другого государства, следует знать, что она не дает гарантии, что зарубежная поездка обязательно состоится. Виза лишь подтверждает, что паспорт туриста зарегистрирован в консульском учреждении государства, которое предстоит посетить. Окончательное решение о въезде в то или иное государство будет принято лишь соответствующими иммиграционными (пограничными, полицейскими и прочими компетентными органами) властями на границе данного государства. Если въезжающее в страну лицо по каким-то причинам, по мнению иммиграционных властей, не соответствует положению туриста, то оно не будет пропущено через границу, несмотря на имеющуюся у него визу, выданную посольством. Подобная практика все шире распространяется на границах европейских государств, поскольку это требование руководства Евросоюза. В среднем в Европе на день пребывания требуется от 30 до 70 долл. США.[3]

При въезде в страну турист по требованию пограничных властей обязан сообщить, сколько дней он будет там находиться, одновременно предъявить необходимую на этот срок сумму. Платежеспособность иностранца может подтвердить кредитная карточка, туристский ваучер с отметкой принимающей стороны, гарантирующий туристу полный пансион, или дорожные чеки. Считается, что такие правила позволяют бороться с бытовой преступностью иностранцев, а также сокращают приток нелегальных иммигрантов. Характерный пример: демократичная и свободная Швеция, иммиграционные власти которой непосредственно у трапа самолета, еще до прохождения паспортного контроля, проверяют наличие денежных средств и обратных билетов у некоторых из въезжающих лиц (как правило, жителей Юго-Восточной Азии или Африки), и возвращают отдельных из них обратно на борт самолета, причем без каких-либо объяснений и невзирая на наличие виз, если посчитают, что те не имеют достаточно средств.

Рекомендации ВТО относительно туристских виз следующие:

· безвизовый въезд разрешен на срок до 3 дней;

· виза действительна в течение 12 месяцев (для одного или нескольких въездов) во всех пунктах, по всем маршрутам, открытым для передвижения туристов, всеми видами транспорта;

· взаимное признание визы рядом государств;

· в исключительных случаях возможность выдачи визы на КПП въезда или разрешение въезда на 72 ч.

· В настоящее время размер консульских сборов в различных странах колеблется от 10 до 150 долл. США, причем меняется он так часто, что необходимую для внесения сумму надо выяснить перед конкретной поездкой. Следует отметить, что консульский сбор может составлять до 10% и более стоимости заграничной поездки, что никак не соответствует рекомендациям ВТО.

Требования к документам для получения визы достаточно четкие, немотивированные отказы бывают нечасто. Из документов должно быть ясно: цель поездки, кто будет оплачивать все затраты на поездку (реальные и в принципе возможные, как-то медицинские расходы в случае болезни, оплата содержания в тюрьме и депортации в случае правонарушений и т.д.), условия проживания (квартира, отель, адрес).
Необходимые документы: загранпаспорт (срок окончания действия — не менее 3 месяцев после окончания поездки); 2 фото; копия внутреннего паспорта (всех страниц); справка с места работы с указанием должности и дохода; две анкеты (обе — с оригиналом подписи выезжающего туриста). Анкета заполнятся от руки на русском языке, если турист приобретает групповой тур, либо индивидуальный и гостиницу не менее 5 звезд. Анкета заполняется в компьютерном варианте латинскими буквами, если турист планирует индивидуальный тур с гостиницей до 4 звезд включительно, либо самостоятельно подает документы в консульство.

Если подается групповой тур, то порядок расклада документов следующий:

1. Нота – Просьба рассмотреть документы и оформить визу туристам. Список всех участников группы (туристы, которые едут в один тур – программа пребывания, даты одинаковые, а гостиницы могут быть разные), на которых заносят документы на фирменном бланке аккредитованного оператора с печатью и подписью ответственного лица.

2. Страховка, лично подписанная (первый лист из страховки).

3. Приглашение - оформляется на фирменном бланке встречающей стороной, где указываются данные туристов (фамилия, имя, дата рождения, номер заграничного паспорта), сроки пребывания, наименование гостиницы, с печатью и подписью ответственного лица, встречающей стороны.

4. Ваучер – ваучер оформляется гостиницей. Где прописываются данные туристов, название, координаты и телефоны гостиницы.

5. Справка с места работы туриста. Справка оформляется на фирменном бланке организации с указанием даты поступления на работу и среднемесячным окладом, за последние 3 месяца.

6. Копия российского паспорта - все страницы с отметками.

7. Согласие – оно же обязательство 55 параграф

8. Первая анкета (анкета с личной подписью и фотографией на первой странице)

9. Первая страница + страницы с визами заграничного паспорта.

10. Вторая анкета.[4]

Ко всем паспортам скрепкой прикрепляется фотография. Все паспорта в группе складываются один в другой и в папке заносятся в консульство. На папку крепиться список всех паспортов.

Если подается индивидуальный тур, то оформление и порядок сохраняется, кроме ноты.

Посольство оставляет за собой право в некоторых случаях потребовать дополнительные документы, например копию паспорта приглашающего или справку о его доходах, а также доказательства собственной платежеспособности выезжающего (справка на вывоз валюты, выписка с банковского счета и т.д.) и другие документы.

Для детей: потребуется нотариально заверенное разрешение на выезд ребенка, копия свидетельства о рождении. В случае, если один из родителей умер, лишен родительских прав, пропал без вести и т.д., нужны соответствующие документы. Причем, если, например, отец состоит в разводе с матерью ребенка, но родительских прав не лишен и от ребенка не отказался, разрешение от него нужно. Для получения визы ребенком матери-одиночки предоставляется соответствующая книжка. Получение визы ребенком, следующим с родителями по деловому приглашению, затруднено.

Деловая виза: загранпаспорт, действительный еще не менее 3-х месяцев с момента окончания визы; ксерокопия первой страницы загранпаспорта; 2 заполненные и подписанные анкеты с наклеенными фотографиями; оригинал приглашения (цель поездки должна быть сформулирована развернуто, формулировка «переговоры» или «по делу» может потребовать расшифровки. Подпись приглашающего лица должна быть заверена органом власти или нотариусом. Допускается замена заверения подписи копией паспорта приглашающего); медицинская страховка (впрочем, иногда удовлетворяются обязательством приглашающей стороны оплатить расходы в случае болезни).

Если приглашение от коммерческой фирмы, то дополнительно необходимо следующее: копия выписки из торгового реестра фирмы (либо промыслового свидетельства для малых предприятий), заверенная и сделанная не раньше, чем 6 месяцев назад. Причем представитель фирмы, подписавший приглашение, должен фигурировать в реестре как руководитель предприятия или как доверенное лицо (прокурист). Если приглашающая сторона не берет на себя все обязательства по затратам на поездку, то еще надо предоставить «доказательства собственной платежеспособности» (справка на вывоз валюты, выписка с банковского счета и т.д.).

Индивидуальная виза: загранпаспорт, действительный еще не менее 3-х месяцев с момента окончания визы; ксерокопия первой страницы загранпаспорта; 2 заполненные и подписанные анкеты с наклеенными фотографиями; медицинская страховка; документы о бронировании и оплате отеля; доказательства собственной платежеспособности (справка на вывоз валюты, выписка с банковского счета и т.д.). Посольство оставляет за собой право потребовать дополнительные документы.[5]

Транзитная виза: загранпаспорт с визой страны конечного назначения; ксерокопия первой страницы загранпаспорта; 2 заполненные и подписанные анкеты с наклеенными фотографиями. Посольство оставляет за собой право потребовать дополнительные документы, например, билеты, страховку на машину при следовании личным автотранспортом и т.д.

Сроки оформления: от 5 дней

Посольство выдает также так называемые визы 2-ой категории для заключения брака, воссоединения семьи, работы по контракту и т.д. Эти визы выдаются на 3 месяца с правом продления (обычные визы как правило не продлеваются).

 


Таможенные формальности

 

Таможенные формальности представляют процедуру, связанную с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, правил и условий ввоза и вывоза вещей, товаров и валютных средств. Осуществление таможенных формальностей возлагается на таможенную службу в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны (аэропорты, железнодорожные, морские и речные вокзалы, пункты пересечения границы на автодорогах).

При пересечении границы каждый турист должен пройти таможенный контроль. В одних странах мира эта процедура проходит почти незаметно, за исключением существующей надписи "таможня", которая может попасться на глаза туристу, в то время как в других прохождение таможни может занять довольно продолжительное время. Вопрос о порядке перемещения туристами через границу товаров для личных нужд достаточно сложный и часто изменяющийся, поскольку он напрямую зависит от социальной и экономической ситуации в стране. Практически во всех государствах существует порядок, что товары личного пользования, ввозимые и вывозимые туристами, освобождаются от таможенных платежей и пошлин. Но от туриста могут потребовать объяснений и доказательств того, что он везет вещи именно для личного пользования. Когда речь идет о количестве перевозимых через границу предметов личного пользования, вводится понятие "в разумных количествах". Международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) в соответствии со стандартом 20 Приложения F.3 к Конвенции Киото к предметам личного потребления относит:

· личные ювелирные украшения;

· фото- и кинокамеры с разумным количеством фото- или кинопленки и приспособлениями к ним;

· переносные слайд- или кинопроекторы и приспособления с разумным количеством слайдов или пленок и приспособления к ним;

· бинокли;

· портативные музыкальные инструменты;

· переносные проигрыватели с пластинками;

· переносные магнитофоны, приемники и телевизоры;

· переносные пишущие машинки;

· детские и инвалидные коляски;

· спортивное оборудование различных видов;

· портативные видеокамеры и видеомагнитофоны;

· портативные компьютеры; " мобильные телефоны.

Имеются также ограничения по беспошлинному перемещению определенного количества табачных изделий, вина и крепких алкогольных напитков, парфюмерии, кофе и чая, а также лекарств для личного потребления. [6]

В соответствии с рекомендациями ОЭСР и со стандартом 22 Приложения F.3 Конвенции Киото эти количества составляют:

· 200 г табака или табачных изделий, или 200 сигарет или 50 сигар любо сочетание этих изделий, не превышающее 250 г;

· 2 л вина и 1 л крепких алкогольных напитков;

· 1/4 л туалетной воды и 50 г духов;

· 500 г кофе и 100 г чая;

· лекарства в необходимых количествах для личного потребления.

Правила и порядок в российской таможне меняются регулярно, так как зависят от экономической ситуации в стране. С 2000 г. турист, имеющий при себе не более 3 тыс. долл. США, может пройти через так называемый "зеленый коридор", т.е. без досмотра. Однако на сумму, превышающую 500 долл. США, необходимо иметь обыкновенную справку на обмен валюты.
 Правительство Российской Федерации периодически вносит поправки в постановление "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности" от 18 июля 1996 г. № 808. В документе четко указано, что и как можно ввозить и вывозить туристам, в том числе детально описывается порядок ввоза автомашин. Следует помнить, что все, что везет с собой турист (физическое лицо) в ручной клади или багаже именуется "товаром". Для ввоза-вывоза ряда товаров практически во всех странах мира требуется специальное разрешение. К этой категории относятся: оружие, наркотики, порнографическая продукция. В иных случаях к этой категории могут быть отнесены любые печатные и иные материалы, направленные на подрыв конституционного строя страны.

Важно знать, что "таможенная стоимость товара", перемещаемого через границу, определяется по его цене в розничной торговле. Турист обязан подтвердить стоимость покупки чеком с указанием места, времени и обстоятельств покупки. Поэтому всегда следует сохранять чек (счет, накладную) на ввозимую вещь. Таможенные власти в случае необходимости могут проверить стоимость по соответствующим каталогам или сделать запрос в соответствующие структуры Торгово-промышленной палаты РФ.

Запрещён ввоз мяса и мясных изделий, наркотиков, ядов, психотропных веществ, оружия. Запрещён вывоз горючего: при следовании на автомобиле в запасной канистре должно быть не более 10 л.

Для того, чтобы упростить процедуру прохождения таможенного контроля на границе, въезжающим в страну следует подробно информировать представителей таможни о ввозимых ими товарах. Запрещается ввозить и вывозить следующие изделия: слоновую кость, леопардовые шкуры, крокодиловые сумки и т.д. Ограничения существуют на ввоз некоторых продуктов питания. [7]

Валютный контроль

С ростом объемов международного туризма и расширением его географии все большее количество российских граждан стало "сталкиваться" с иностранной валютой. Даже финансовым работникам с непривычки достаточно сложно разобраться в иностранных денежных знаках. Для туристов же "чужие" деньги порой таят в себе не только нечто непривычное, но и неприятное: при их обмене бывают злоупотребления и махинации. К тому же фальшивых банкнот становится все больше и больше. Как считают специалисты, 80% "фальшивок" приходится на доллары США.

В соответствии со ст. 11 Декларации Международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков (Женева, 1929 г.) фальшивые денежные знаки должны быть конфискованы и переданы либо правительству, либо эмиссионному банку, выпустившему эти денежные знаки. Все это требует от турфирм проведения определенной работы по подготовке к поездке, в том числе в плане предварительного знакомства с валютой той страны, куда следуют туристы. Приятно, что первый справочник по валютам мира для широкого круга читателей подготовила, разработала и напечатала именно турфирма.

В разных странах мира действуют различные правила и порядок ввоза-вывоза валюты, поэтому важно их уточнить непосредственно перед поездкой. Скажем, в США требуется декларировать ввоз-вывоз валюты на сумму свыше 10 тыс. долл., , в Австралии - при превышении 5 тыс. австралийских долл. требуется заполнение статистического бланка.

Каких-либо ограничений по вывозу из РФ валюты не существует. Турист может вывозить без указания в таможенной декларации до 1500 долл. США. На валюту сверх этой суммы требуется документальное подтверждение легальности ее происхождения, в том числе:

· въездная декларация с указанием количества ввозимой в РФ валюты;

· банковская справка формы № 0406007 с указанием всех реквизитов документа, удостоверяющего личность владельца валюты;

· разрешение ЦБ РФ на вывоз, если сумма превышает 10 тыс. долл. США.

Рекомендации ВТО относительно валютных формальностей:

· разрешить ввоз валюты при условии внесения всей суммы в таможенную декларацию;

· полная информация потенциальных посетителей и туристов, чтобы свести к минимуму их неудобства и финансовые затруднения;

· возможность обратного обмена валюты при выезде из страны;

· обмен валюты на национальные деньги, только по желанию туриста;

· наличие при въезде на КПП на видном месте правил, регулирующих обмен валюты, исходя из текущего курса;

· при выезде своих туристов разрешать иметь им достаточные суммы своих денег для обратной поездки по своей стране.

Обмен валюты возможен в банках и специализированных обменных пунктах, а также в гостиницах и на главпочтамте (в крупных городах они работают ежедневно и круглосуточно). Кредитные карточки принимаются практически во всех крупных магазинах, АЗС, ресторанах, кафе и отелях. Снять наличные с карточки можно в банкоматах, обычно расположенные в отдельных кабинах, куда заходят по одному.[8]

Медико-санитарные формальности

Под санитарными (медицинскими) формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения формальностей осуществляется специальными санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации. В необходимых случаях санитарные формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний.

Вопрос о соблюдении в турпоездках предписанных медициной правил весьма важен, и сама жизнь это ежегодно наглядно доказывает. По данным ВОЗ, каждый год в мире регистрируется более 1000 случаев чумы, 100 000 случаев холеры и намного больше случаев тропической малярии. В России количество заболевших малярией ежегодно увеличивается, в том числе с летальным исходом. Резко возросло число случаев завоза туристами тропических гельминтозов. Ежегодно серьезные инфекционные заболевания в России регистрируются у нескольких миллионов человек, из них порядка 10 тыс. чел. умирает. Значительная часть опасных инфекций ввозится из-за границы.

Как свидетельствует международная практика, путешествия за границу становятся делом все более рискованным. По материалам лондонской печати, каждый пятый турист, выезжающий из стран Европы за границу, либо заболевает, либо оказывается в ситуации, из которой выходит не без ущерба для своего здоровья. Журналом "Холидей уик" был проведен опрос 16 тыс. чел., совершивших заграничные турпоездки, и выяснилось, что туристов, получивших во время поездки какие-либо травмы, стало в два раза больше, около 15% туристов в процессе поездки заболевают, причем наибольшую зону риска составляют тропические страны, например, 60% туристов во время посещения Индии заболели, и в первую очередь кишечными расстройствами.[9]

Следует иметь ввиду, что в материалах ВТО и ВОЗ, границы континентов и различных зон, в которых распространены инфекционные карантинные болезни (желтая лихорадка, холера и другие), существенно отличаются от привычных нам чисто географических:

ЕВРОПА - помимо западных стран включает государства СНГ, всю территорию России, а также Кипр, Исландию, Мальту и Турцию;

АМЕРИКА - Северную, Центральную и Южную Америку, но без Гавайских островов; Южная Америка на юг от зоны Панамского канала;

АФРИКА - Азорские острова, Канары, Кейп Верде, Египет, Мадагаскар, Мадейру, Судан;

АЗИЯ Бахрейн, Иран, Ирак, Израиль, Иордания, Кувейт, Ливан, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, ОАЭ, Йемен;

АВСТРАЛИЯ - включая Тасманию;

ОКЕАНИЯ - включая Австралию, Папуа Новую Гвинею, Новую Зеландию, все острова в Тихом океане;

КАРИБСКИЕ ОСТРОВА - Ангуила, Антигуа, Аруба, Барбадос, Барбуда, Бонаир, Британские Вирджинские острова, Кайма-новы острова, Кубу, Куракао, Доминику, Доминиканскую республику, Гренаду, Гваделупу, Гаити, Ямайку, Мартинику, Монтсер-рат, Невис, Пуэрто Рико, Сабу, Сент Бартелеми, Сент Естатиус, Сент Киттс, Санта Лючию, Сант Мартин, Сант Винсент и Гренады, Тринидат и Тобаго, Американские Вирджинские острова.

Подготовка туристов к путешествию и их поведение в ходе поездки должно соответствовать рекомендациям ВОЗ и ВТО. В документе № А/7/13 седьмой сессии Генеральной ассамблеи ВТО в разделе "Безопасность и защита туристов и туристских объектов" говорится, что "параграфы данного документа пересмотрены в соответствии с новой информацией ВОЗ. Профилактика заразных болезней должна включать образование туристов (например, в случаях со СПИДом), вакцинацию (например, против "желтой лихорадки"), и профилактическое лечение (например, в случае с малярией)".

Десятая ассамблея ВТО указала на необходимость добиваться всяческой поддержки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасности поездок и санитарного контроля за пищевыми продуктами. Участники ассамблеи призвали национальные туристские администрации тесно сотрудничать с органами здравоохранения своих стран в деле предоставления туристской информации медицинского характера всем заинтересованным лицам и турфирмам. Для информирования туристов и защиты потребителей ассамблея рекомендовала государственным органам и оперативному сектору туризма унифицировать свои правила с учетом документа "Медицинская информация и формальности при международных путешествиях".

В этих целях ВОЗ публикует следующие документы:

· "Требования к свидетельству о прививках при поездке за границу", которые являются практическим руководством для туристских организаций и самих туристов;

· "Эпидемиологический ежегодник" и рекомендации, призванные уменьшить возможность распространения опасных инфекций, в том числе в процессе совершения туристских поездок.

ВОЗ имеет рабочие соглашения с ВТО, в соответствие с которыми текущая информация о формальностях, связанных с прохождением санитарного контроля, публикуется в ежегодном издании ВТО "Зарубежный туризм - пограничные формальности". Международные медико-санитарные правила ВОЗ действуют с 1951 г., периодически в них вносятся необходимые изменения и поправки. В документах ВОЗ и Международном сертификате о прививках (International Certificates of Vaccination) даты обязательно указываются в следующем порядке: день, месяц, год, причем название месяца должно быть указано только буквами, например: "Январь 5,1990".

Крайне важно иметь в виду, что если турист по предписанию врача регулярно употребляет какие-либо специфические лекарства, тем более содержащие наркотические вещества, то в целях исключения недоразумений с таможней и властями на границе иностранного государства необходимо обязательно иметь при себе подробное медицинское предписание и рецепт на данный препарат с указанием торгового и латинского названий. В оптимальном варианте российскому туристу следует иметь названные документы и на английском языке.[10]

Общие рекомендации ВТО и ВОЗ по оказанию медицинской помощи следующие:

· желательны соглашения на двусторонней основе или многосторонние договоры по медицинскому страхованию и медицинской помощи туристам;

· предоставление неотложной медицинской помощи всем туристам;

· при острой форме болезни или тем более в случае смерти туриста незамедлительно известить консульство и родственников (в поездке у одного из членов тургруппы обязательно должны быть их адреса и телефоны, более того, это должны неукоснительно соблюдать сами турфирмы);

· осуществлять перевозку тела или его захоронение (за плату);

· быстрая выдача всех требуемых в таких случаях документов.

Каких-либо специфических медико-санитарных требований для въезжающих в США нет. Пожалуй, можно дать совет - запастись привычными лекарственными средствами, соблюдать санитарные нормы и постараться исключить употребление воды из-под крана. При появление симптомов о заболевании необходимо следовать инструкции по страхованию.

Правда, существуют ограничения на ввоз животных. Это связано с риском заражения бешенством. Поэтому основное требование - действующая прививка.

Существует список стран, в которых риск заражения бешенством ниже. В их число входит Россия. Итак, для этих стран "из списка" существуют следующие требования:

1. Животное должно быть идентифицировано чипом (чип стандарта ISO 11784 или 11785) или разборчивой татуировкой.

2. Животное должно быть вакцинировано против бешенства. С момента вакцинации должно пройти не менее 21 дня.

3. Профилактика против ленточных червей.

4. Необходим ветеринарный сертификат определенного образца.

Страхование

Оплата медицинской помощи туристу за границей осуществляется согласно условиям, предусмотренным полисом медицинского страхования, поэтому до отъезда следует обязательно застраховаться и внимательнейшим образом уяснить все детали медицинской и прочей страховки. Желательно смоделировать страховой случай, мысленно представив возможные происшествия (внезапная болезнь, травма, пищевое отравление и т.д.). Какими именно и в каком порядке должны быть дальнейшие действия туриста: куда и кому звонить, на каком языке разговаривать, и что именно сказать; будет ли требоваться предварительная оплата диагноза и первой неотложной помощи, какова сумма страхового покрытия и будет ли ее достаточно во всех возможных случаях, включая самые тяжелые? Какую еще страховку турист может получить, помимо личной медицинской? Имеется возможность страхования иных рисков, связанных с совершением путешествия, а именно: в случае утраты документов, отставания от группы, плохой погоды и многое другое, что сейчас предлагают солидные страховые компании, причем затраты на такую многопрофильную комплексную страховку редко превышают 40-50 долл. США с человека за неделю поездки.

По существующим правилам многие государства не выдают туристских виз, если у туриста отсутствует медицинская страховка. Но ряд стран пока этого не требует, прежде всего потому, что не могут в полной мере обеспечить гарантируемой квалифицированной медицинской помощью в любом месте и в любое время. Следует помнить, что в случае, если у туриста отсутствует требуемый в посещаемой стране полис медицинского страхования, все расходы за оказание медицинской помощи он будет оплачивать сам.

С учетом быстрого развития выездного туризма и расширения географии поездок, включения в туры стран, не только бывшего социалистического лагеря, все сильнее ощущается спрос, на страховое покрытие медицинских и иных непредвиденных расходов российских туристов.

Причем в туристской поездке будет значительно меньше проблем, если и багаж туриста и перевозимое им имущество будут застрахованы от краж, грабежей, халатности обслуживающего персонала. Подобный страховой полис начинает действовать с момента приема багажа в аэропорту вылета и обеспечивает страховую защиту на протяжении всего срока пребывания за границей. Размер страховой ставки (страхового взноса) устанавливается в зависимости от страховой суммы, возраста, профессии, страны выезда и других факторов, влияющих на степень риска.

К страхованию туриста и его имущества, включая страхование жизни и здоровья, медицинских расходов при несчастных случаях, в случае утраты имущества, задержки транспорта, плохой погоды, ненадлежащего предоставления туристских услуг, может также относиться страхование от "невыезда", потери документов, багажа и т.д. [11]

Страхование медицинских расходов, как правило, предусматривает расходы на размещение в больнице, амбулаторное или стационарное лечение, покупку лекарств, диагностические исследования, а также в случае летального исхода - доставку тела на родину или его захоронение за границей.

Кроме того, применяются следующие виды страхования:

· страхование финансового риска турфирм, включая страхование имущества, транспорта, и их ответственности по искам туристов, их родственников, особенно в случае смерти туриста и необходимости доставки его тела на родину;

· страхование туристов в зарубежных поездках, в случае потери документов, отставания от группы и т.д.;

·  при поездках на горнолыжные курорты, например в Альпы, -страхование от отсутствия снега, его невыпадения, причем компенсация выплачивается даже в случае, если турист был вынужден переехать на другой альпийский курорт. Например, в сезоне 1998-1999 гг. возникла прямо противоположная проблема - избыток снега, что до этого в страховом договоре не оговаривалось.

Страховые компании с 2000 г. стали предлагать страхование туроператорской и турагентской ответственности или гражданской ответственности туроператоров и турагентов. Но такие виды страхования пока мало популярны из-за несовершенства законодательной базы, нестабильной ситуации в туризме, а также взаимного недоверия страховщиков и турфирм.

В 1999-2000 гг. к видам страхования было отнесено страхование расходов, связанных с невозможностью совершить турпоездку. При этом покрываются реально понесенные туристом расходы, связанные с невозможностью выезда в оплаченную поездку, если это обусловлено следующими причинами:

· смерть, внезапное расстройство здоровья туриста, его супруги или других близких родственников;

· повреждение имущества от пожара и других бедствий;

· судебное разбирательство, в котором турист принимает участие по решению суда;

· отказ в получении визы в иностранном посольстве;

· форс-мажор (стихийные бедствия, эпидемии, карантин, плохие метеоусловия).

Необходимо отметить, что по мнению ряда ведущих страховых компаний России, названный вид страхования не находит большого спроса, несмотря на то, что он весьма популярен во всем мире. Турфирмы ориентируются на те виды страхования, которые могут защитить их самих от чрезмерных претензий туристов, с одной стороны, и от финансовых рисков - с другой. В большей мере, чем раньше, стало популярно страхование, связанное с чартерными перевозками, приобретением билетов по льготным авиатарифам. Пока нет никакого движения вперед относительно страхования ответственности туроператоров.

Для въезда в США необходимо наличие страхового полиса на каждого участника поездки, действующего в течении всего периода поездки и обязательно с оригинальной подписью путешественника. При наступлении страхового случая туристу необходимо позвонить по телефону, указанному на страховой карточке, сообщить причину обращения, наименования страховщика и номер полиса. Сотрудники страховой Компании сообщают адрес/телефон, по которому пострадавший может обратиться и получить медицинское обслуживание. Оказание первой помощи и уточнение заболевания может стоить от 50-150 до 300 долларов. Туристу при обращении за помощью обсчет ведется по минимальному тарифу с оплатой на месте. Необходимо взять кассовый чек и предъявить его в страховую компанию.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 149.