Предмет и задачи методики обучения технологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Любая наука имеет свой предмет исследования. Для методики обучения технологии предметом исследования является изучение закономерностей процесса обучения технологии. То же самое можно сказать о методиках обучения физики, математики и других учебных предметов — они изучают закономерности процессов обучения этим учебным предметам.

Предмет методики преподавания технологии включает в себя изучение социально-педагогических основ обучения технологии; общую и частную (конкретную) методику обучения технологии; определение организационно-технических условий осуществления учебно-воспитательного процесса.

Изучение социально-педагогических основ процесса обучения;' технологии диктуется тем, что задачи и содержание обучения обусловлены требованиями социального развития, развития производства, а также общепедагогическими требованиями.

Социально-педагогические основы обучения технологии содержат' целый круг вопросов:

—рассмотрение целей, содержания и методов обучения технологии в истории развития общеобразовательной школы;

—исследование проблемы соединения обучения и производительного труда, раскрытие научных и общетехнических основ обучения;

—выявление познавательного и воспитательного значения технологии как предметной образовательной области и ее роли в системе школьного образования;

—изучение дидактических систем и принципов построения учебно-воспитательного процесса при обучении технологии.

Общая методика обучения технологии рассматривает, главным образом, организационные формы и методы обучения, используемые в изучении технологии, специфику и особенности их применения.

Частная (конкретная) методика обучения технологии связана с изучением конкретного содержания учебного материала. Известно, что технология как предметная образовательная область включает в себя различные образовательные модули: технология конструкционных -материалов, электрорадиотехника, технология обработки тканей и т.д. Частная методика как раз и советует, как лучше изучать те или иные вопросы на уроках.

Организационно-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса определяются, прежде всего, учебно-материальной базой обучения технологии: инструментами и приспособлениями по обработке материалов, лабораторным и учебно-производственным оборудованием и др. К организационно-техническим условиям обучения технологии относятся также применение учебно-технической документации (чертежей, эскизов и др.), средств наглядности и технических средств обучения.

Методика обучения технологии определяет эти условия, разрабатывает требования к учебно-материальной базе, средствам наглядности и т.д.

Методика обучения технологии, как и любого другого учебного предмета, исследуя закономерности процесса обучения, разрабатывает теорию этого процесса и призвана ответить на следующие вопросы:

1.Для чего учить, то есть определить цели и задачи обучения технологии.

2.Чему учить, то есть разрабатывать содержание обучения.

3.Как учить, то есть исследовать процессы обучения и учения, разрабатывать формы, методы и средства обучения.

4.Каковы должны быть условия обучения, то есть определить эти условия, требования к ним и т.д.

Детализируя эти общие задачи методики обучения технологии, можно выделить ряд конкретных задач, к которым относятся следующие:

1. Формулирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии, исходя из общих целей и задач обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении, с учетом специфики изучаемого учебного предмета.

2. Разработка требований к содержанию обучения технологии учащихся разных возрастных групп и на этой основе определение практических рекомендаций по разработке государственного стандарта образовательной области "Технология", учебных программ, учебников и учебных пособий. Проведение проверки этих рекомендаций в ходе опытно-экспериментальной работы в школе.

3. Отбор наиболее целесообразных форм учебно-воспитательной работы, методов и приемов обучения технологии, разработка рекомендаций по изучению отдельных разделов и тем учебной программы, проведению уроков и т.д.

4.Разработка путей осуществления связи теории и практики в процессе обучения технологии, а также связи изучения технологии с основами наук: физикой, математикой, и т.д.

5. Разработка принципов организации, содержания и методов вне­классной и внешкольной работы учащихся по технике и труду, исследование возможностей этой работы в удовлетворении интересов и склонностей учащихся, в развитии их творческих способностей и технического мышления.

6. Разработка материального оснащения процесса обучения технологии, требований к лабораториям, техническим кабинетам, учебным це хам, инструментам, приспособлениям и другому оборудованию для проведения уроков и внеклассных занятий.

7. Выработка рекомендаций по планированию учебно-воспитательного процесса, выбору форм организации учебной деятельности учащихся.

8. Определение условий и факторов, влияющих на выбор типов уроков, их структуры, методов и средств обучения в соответствии с целями этих уроков.

Все указанные задачи методики обучения технологии и связанные с ними проблемы решаются на основе теоретических и экспериментальных исследований и анализа передового педагогического опыта учителей.

 

ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УРОКОВ.

 

№ урока Тема и краткое содержание урока Образовательная цель урока (Учащиеся должны усвоить следующие понятия: …) Развивающая цель урока (Учащиеся должны овладеть следующими видами действий: …) Воспитательная цель урока (Убедить учащиеся в том, что …) Тип урока Методы обучения
1. Понятие об основах проектирования 1) Ознакомить учащихся с новым понятием «дизайн» 2) Ознакомить учащихся с законами художественного конструирования 3) Ознакомить учащихся с экспертизой изделия . 1) Учащиеся должны уметь различать понятие «дизайн» от дизайнера. 2) Учащиеся должны уметь применять проектирование нового изделия, законы художественного конструирования 3) Уметь самостоятельно ставить эксперимент и уметь его оценить. . 1) Убедить учащихся, что полученные знания на уроке пригодятся в жизни. 2) Убедить учащихся, что экспертиза нужна для улучшения изделия. Урок изучения нового материала. Эвристическая беседа.
2. Алгоритм дизайна : 1) Ознакомить учащихся с алгоритмом дизайна. 2) Ознакомить учащихся с системным подходом. 3) Ознакомить учащихся с дизайнерским проектом. 1) Учащиеся должны уметь правильно и последовательно проектировать. 2) Учащиеся должны уметь систематически подходить к изученному предмету. 1) Убедить учащихся, что без последовательного проектирования нельзя угадать спрос товара. 2) Убедить учащихся, что полученный результат пригодится в дальнейшей работе. Урок изучения нового материала. Эвристическая беседа.
3.  Создание банка идей 1) Ознакомить учащихся с понятием «идея», «генерирующая идея». 2) Ознакомить учащихся с понятием «клаузура». 1) Учащиеся должны уметь различать понятие «идеи» от «генерирующей идеи». 2) Учащиеся должны уметь показать на бумаге образ будущего изделия. 1) Убедить учащихся, что генерируемая идея важна в дизайне. 2) Убедить учащихся, что представленная клаузура поможет в дальнейшей работе. Урок изучения нового материала. Эвристическая беседа.
4. Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде. 1.Ознакомить учащихся с историей моды. 2.Ознакомить учащихся с понятием силуэт и стиль в одежде. 3.Ознакомить с требованиями, предъявляемыми к одежде. 1.Учащие должны знать одежды разных эпох. 2.Учащие должны уметь самостоятельно различать силуэты. 3.Учащие должны развить самостоятельность. 1.Убедить учащих, что полученные знания на уроке пригодятся в жизни. 2.Воспитывать эстетический вкус. 3.Желание создавать эстетического изделия. Урок изучения нового материала. Эвристическая беседа.
5. Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия. : 1) Ознакомить учащихся с видами плечевых изделий и их характеристикой. 2) Ознакомить учащихся с тканями и отделками, применяемыми для их изготовления, правилами снятия мерок. 1) Учащиеся должны знать приемы снятия мерок с фигуры человека для построения чертежа плечевого изделия. 2) Развивать пространственные преставления. 1) Воспитывать эстетический вкус. 2) Желание создавать эстетическое изделие.   Урок изучения нового материала. Эвристическая беседа.

 

Межпредмет-ные связи Повторить к уроку Дом. задание Объект труда Материалы. Сортамент. Расход Инструменты и приспособления Наглядность, ТСО Литература
черчение, художественная графика ,дизайн. Художественную графику. §15.Ответить на вопросы. Экспертиза школьных форм Тетрадь ,ручка, линейка, карандаш.. Ручка, карандаш, тетрадь. таблица Подготовка учителя техноло-гии к уроку: В.Г. Соловьянюк – Бирск: БГСПА, 2007. Журнал «Школа ипроизводства» №3 2006 г. «Технология» 10 класс Симоненко В.Д.
черчение, художественная графика ,дизайн §15 §16 Ответить на вопросы. Ознакомиться с литературой по основам художественного проектирования. Алгоритм изучения школьной формы.. -//- . Ручка, карандаш, тетрадь. Таблица «Алгоритм дизайна». Подготовка учителя техноло-гии к уроку: В.Г. Соловьянюк – Бирск: БГСПА, 2007. . Журнал «Школа ипроизводства» №3 2006 г. «Технология» 10 класс Симоненко В.Д.
Художественная графика, дизайн, черчение Художественную графику §17 Попытаться рисунками, клаузурами эскизами показать будущее изделие Зарисовать школьную форму -//- Карандаш, линейка, Таблица «Банк идей и предложений» Подготовка учителя техноло-гии к уроку: В.Г. Соловьянюк – Бирск: БГСПА, 2007. «Технология» 10 класс Симоненко В.Д.
Художественная графика, дизайн, черчение §18 читать Ознакомиться с литературой по основам художественного проектирования Оформить в альбомном листе «Основные силуэты в современной моде» Формат А 4.. . Ручка, карандаш, тетрадь. Рисунки, образцы разных эпох, журнал мод. Подготовка учителя техноло-гии к уроку: В.Г. Соловьянюк – Бирск: БГСПА, 2007. . Журнал «Школа ипроизводства» №6 2005 г. «Технология» 10 класс Симоненко В.Д.
Художественная графика, дизайн Художественную графику §17 Принести миллиметровую бумагу для построения выкройки. Прием снятие мерок с фигуры человека Тетрадь, сантиметровая лента, образцы плечевых изделий, манекен . Ручка, карандаш, тетрадь. Плакаты, схемы. Подготовка учителя техноло-гии к уроку: В.Г. Соловьянюк – Бирск: БГСПА, 2007. . Журнал «Школа ипроизводства» №4 2007 г. «Технология» 8 класс Симоненко В.Д

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.