Любая наука имеет свой предмет исследования. Для методики обучения технологии предметом исследования является изучение закономерностей процесса обучения технологии. То же самое можно сказать о методиках обучения физики, математики и других учебных предметов — они изучают закономерности процессов обучения этим учебным предметам.
Предмет методики преподавания технологии включает в себя изучение социально-педагогических основ обучения технологии; общую и частную (конкретную) методику обучения технологии; определение организационно-технических условий осуществления учебно-воспитательного процесса.
Изучение социально-педагогических основ процесса обучения;' технологии диктуется тем, что задачи и содержание обучения обусловлены требованиями социального развития, развития производства, а также общепедагогическими требованиями.
Социально-педагогические основы обучения технологии содержат' целый круг вопросов:
—рассмотрение целей, содержания и методов обучения технологии в истории развития общеобразовательной школы;
—исследование проблемы соединения обучения и производительного труда, раскрытие научных и общетехнических основ обучения;
—выявление познавательного и воспитательного значения технологии как предметной образовательной области и ее роли в системе школьного образования;
—изучение дидактических систем и принципов построения учебно-воспитательного процесса при обучении технологии.
Общая методика обучения технологии рассматривает, главным образом, организационные формы и методы обучения, используемые в изучении технологии, специфику и особенности их применения.
Частная (конкретная) методика обучения технологии связана с изучением конкретного содержания учебного материала. Известно, что технология как предметная образовательная область включает в себя различные образовательные модули: технология конструкционных -материалов, электрорадиотехника, технология обработки тканей и т.д. Частная методика как раз и советует, как лучше изучать те или иные вопросы на уроках.
Организационно-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса определяются, прежде всего, учебно-материальной базой обучения технологии: инструментами и приспособлениями по обработке материалов, лабораторным и учебно-производственным оборудованием и др. К организационно-техническим условиям обучения технологии относятся также применение учебно-технической документации (чертежей, эскизов и др.), средств наглядности и технических средств обучения.
Методика обучения технологии определяет эти условия, разрабатывает требования к учебно-материальной базе, средствам наглядности и т.д.
Методика обучения технологии, как и любого другого учебного предмета, исследуя закономерности процесса обучения, разрабатывает теорию этого процесса и призвана ответить на следующие вопросы:
1.Для чего учить, то есть определить цели и задачи обучения технологии.
2.Чему учить, то есть разрабатывать содержание обучения.
3.Как учить, то есть исследовать процессы обучения и учения, разрабатывать формы, методы и средства обучения.
4.Каковы должны быть условия обучения, то есть определить эти условия, требования к ним и т.д.
Детализируя эти общие задачи методики обучения технологии, можно выделить ряд конкретных задач, к которым относятся следующие:
1. Формулирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии, исходя из общих целей и задач обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении, с учетом специфики изучаемого учебного предмета.
2. Разработка требований к содержанию обучения технологии учащихся разных возрастных групп и на этой основе определение практических рекомендаций по разработке государственного стандарта образовательной области "Технология", учебных программ, учебников и учебных пособий. Проведение проверки этих рекомендаций в ходе опытно-экспериментальной работы в школе.
3. Отбор наиболее целесообразных форм учебно-воспитательной работы, методов и приемов обучения технологии, разработка рекомендаций по изучению отдельных разделов и тем учебной программы, проведению уроков и т.д.
4.Разработка путей осуществления связи теории и практики в процессе обучения технологии, а также связи изучения технологии с основами наук: физикой, математикой, и т.д.
5. Разработка принципов организации, содержания и методов внеклассной и внешкольной работы учащихся по технике и труду, исследование возможностей этой работы в удовлетворении интересов и склонностей учащихся, в развитии их творческих способностей и технического мышления.
6. Разработка материального оснащения процесса обучения технологии, требований к лабораториям, техническим кабинетам, учебным це хам, инструментам, приспособлениям и другому оборудованию для проведения уроков и внеклассных занятий.
7. Выработка рекомендаций по планированию учебно-воспитательного процесса, выбору форм организации учебной деятельности учащихся.
8. Определение условий и факторов, влияющих на выбор типов уроков, их структуры, методов и средств обучения в соответствии с целями этих уроков.
Все указанные задачи методики обучения технологии и связанные с ними проблемы решаются на основе теоретических и экспериментальных исследований и анализа передового педагогического опыта учителей.
ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УРОКОВ.
№ урока | Тема и краткое содержание урока | Образовательная цель урока (Учащиеся должны усвоить следующие понятия: …) | Развивающая цель урока (Учащиеся должны овладеть следующими видами действий: …) | Воспитательная цель урока (Убедить учащиеся в том, что …) | Тип урока | Методы обучения |
1. | Понятие об основах проектирования | 1) Ознакомить учащихся с новым понятием «дизайн» 2) Ознакомить учащихся с законами художественного конструирования 3) Ознакомить учащихся с экспертизой изделия | . 1) Учащиеся должны уметь различать понятие «дизайн» от дизайнера. 2) Учащиеся должны уметь применять проектирование нового изделия, законы художественного конструирования 3) Уметь самостоятельно ставить эксперимент и уметь его оценить. | . 1) Убедить учащихся, что полученные знания на уроке пригодятся в жизни. 2) Убедить учащихся, что экспертиза нужна для улучшения изделия. | Урок изучения нового материала. | Эвристическая беседа. |
2. | Алгоритм дизайна | : 1) Ознакомить учащихся с алгоритмом дизайна. 2) Ознакомить учащихся с системным подходом. 3) Ознакомить учащихся с дизайнерским проектом. | 1) Учащиеся должны уметь правильно и последовательно проектировать. 2) Учащиеся должны уметь систематически подходить к изученному предмету. | 1) Убедить учащихся, что без последовательного проектирования нельзя угадать спрос товара. 2) Убедить учащихся, что полученный результат пригодится в дальнейшей работе. | Урок изучения нового материала. | Эвристическая беседа. |
3. | Создание банка идей | 1) Ознакомить учащихся с понятием «идея», «генерирующая идея». 2) Ознакомить учащихся с понятием «клаузура». | 1) Учащиеся должны уметь различать понятие «идеи» от «генерирующей идеи». 2) Учащиеся должны уметь показать на бумаге образ будущего изделия. | 1) Убедить учащихся, что генерируемая идея важна в дизайне. 2) Убедить учащихся, что представленная клаузура поможет в дальнейшей работе. | Урок изучения нового материала. | Эвристическая беседа. |
4. | Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде. | 1.Ознакомить учащихся с историей моды. 2.Ознакомить учащихся с понятием силуэт и стиль в одежде. 3.Ознакомить с требованиями, предъявляемыми к одежде. | 1.Учащие должны знать одежды разных эпох. 2.Учащие должны уметь самостоятельно различать силуэты. 3.Учащие должны развить самостоятельность. | 1.Убедить учащих, что полученные знания на уроке пригодятся в жизни. 2.Воспитывать эстетический вкус. 3.Желание создавать эстетического изделия. | Урок изучения нового материала. | Эвристическая беседа. |
5. | Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия. | : 1) Ознакомить учащихся с видами плечевых изделий и их характеристикой. 2) Ознакомить учащихся с тканями и отделками, применяемыми для их изготовления, правилами снятия мерок. | 1) Учащиеся должны знать приемы снятия мерок с фигуры человека для построения чертежа плечевого изделия. 2) Развивать пространственные преставления. | 1) Воспитывать эстетический вкус. 2) Желание создавать эстетическое изделие. | Урок изучения нового материала. | Эвристическая беседа. |
Межпредмет-ные связи | Повторить к уроку | Дом. задание | Объект труда | Материалы. Сортамент. Расход | Инструменты и приспособления | Наглядность, ТСО | Литература |
черчение, художественная графика ,дизайн. | Художественную графику. | §15.Ответить на вопросы. | Экспертиза школьных форм | Тетрадь ,ручка, линейка, карандаш.. | Ручка, карандаш, тетрадь. | таблица | Подготовка учителя техноло-гии к уроку: В.Г. Соловьянюк – Бирск: БГСПА, 2007. Журнал «Школа ипроизводства» №3 2006 г. «Технология» 10 класс Симоненко В.Д. |
черчение, художественная графика ,дизайн | §15 | §16 Ответить на вопросы. Ознакомиться с литературой по основам художественного проектирования. | Алгоритм изучения школьной формы.. | -//- | . Ручка, карандаш, тетрадь. | Таблица «Алгоритм дизайна». | Подготовка учителя техноло-гии к уроку: В.Г. Соловьянюк – Бирск: БГСПА, 2007. . Журнал «Школа ипроизводства» №3 2006 г. «Технология» 10 класс Симоненко В.Д. |
Художественная графика, дизайн, черчение | Художественную графику §17 | Попытаться рисунками, клаузурами эскизами показать будущее изделие | Зарисовать школьную форму | -//- | Карандаш, линейка, | Таблица «Банк идей и предложений» | Подготовка учителя техноло-гии к уроку: В.Г. Соловьянюк – Бирск: БГСПА, 2007. «Технология» 10 класс Симоненко В.Д. |
Художественная графика, дизайн, черчение | §18 читать | Ознакомиться с литературой по основам художественного проектирования | Оформить в альбомном листе «Основные силуэты в современной моде» | Формат А 4.. | . Ручка, карандаш, тетрадь. | Рисунки, образцы разных эпох, журнал мод. | Подготовка учителя техноло-гии к уроку: В.Г. Соловьянюк – Бирск: БГСПА, 2007. . Журнал «Школа ипроизводства» №6 2005 г. «Технология» 10 класс Симоненко В.Д. |
Художественная графика, дизайн | Художественную графику §17 | Принести миллиметровую бумагу для построения выкройки. | Прием снятие мерок с фигуры человека | Тетрадь, сантиметровая лента, образцы плечевых изделий, манекен | . Ручка, карандаш, тетрадь. | Плакаты, схемы. | Подготовка учителя техноло-гии к уроку: В.Г. Соловьянюк – Бирск: БГСПА, 2007. . Журнал «Школа ипроизводства» №4 2007 г. «Технология» 8 класс Симоненко В.Д |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.