Производство по делам о гражданстве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Закон о гражданстве содержит как нормы материального права, определяющие правила решения вопросов о гражданстве по существу, так и административно-правовые нормы, регламентирующие производство по делам о гражданстве, к которым относятся:

1) порядок оформления и подачи заявлений по вопросам гражданства;

2) порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства;

3) порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства;

4) исполнение решений по вопросам гражданства;

5) контроль за их исполнением.

В-первую очередь, оформление приобретения или прекращения российского гражданства зависит от места жительства заявителя:

1) лицо, проживающее на территории РФ, подает заявление в территориальный орган Федеральной миграционной службы;

2) лицо, проживающее за пределами РФ и не имеет места жительства на территории РФ, подает заявление в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящиеся за ее пределами.

Соответствующие органы принимают заявления граждан по вопросам гражданства в пределах своей компетенции, проверяют соответствие заявлений и представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным Законом о гражданстве и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства, и составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке. После чего территориальные подразделения направляют свои заключения в Федеральную миграционную службу, а дипломатические представительства и консульские учреждения – в Министерство иностранных дел РФ. В свою очередь данные органы составляют заключения на заявление и направляют его вместе с необходимыми документами и материалами в Федеральную службу безопасности РФ, которая осуществляет проверку представленных документов, материалов, а также содержащихся в них сведений в отношении лиц, достигших возраста 14 лет, и дает соответствующее заключение.

В дальнейшем заявление вместе с документами и материалами, включая заключения, направляется в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ для предварительного рассмотрения и подготовки предложений Президенту РФ

Срок рассмотрения заявлений при этом не должен превысить двух месяцев в каждом из вышеуказанных органов[65]..

Решения по вопросам гражданства РФ должны приниматься по каждому заявлению отдельно.

Полномочные органы в своих заключениях указывают основания:

1) принятия в гражданство РФ и восстановления в гражданстве РФ;

2) отклонения заявления, разрешения выхода из гражданства РФ;

3) отказа в выходе из гражданства РФ.

Согласно ч. 2 ст. 32 Закона о гражданстве заявление по вопросам гражданства подлежит государственной регистрации. При подаче заявления об изменении гражданства (приеме, восстановлении, выходе) заявителю выдается справка о принятии заявления к рассмотрению, подтверждающая прием заявления к рассмотрению и уплату государственной пошлины или консульского сбора. В справке также указываются регистрационный номер заявления и статья (часть, пункт) Закона о гражданстве, на основании которой подано заявление.

В соответствии с п. 7 Положения заявление должно быть составлено на русском языке. Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариальной записью.

Заявление и сопутствующие ему материалы предъявляются лично заявителям, за исключением случаев, имеющих исключительный характер и подтвержденных документально (тяжкое заболевание, удостоверенное соответствующим медицинским учреждением, выезд в длительную служебную командировку, что удостоверяется справкой с места работы, и т.д.). При таких обстоятельствах согласно ч. 3 ст. 32 Закона о гражданстве данные документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. Такая подача заявления должна осуществляться на основании нотариально удостоверенной доверенности, которой представитель уполномочивается на совершение этих действий. При этом подлинность подписи лица, подписавшего заявление об изменении гражданства, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику также должно быть удостоверено нотариально.

Часть 4 ст. 32 Закона о гражданстве предусматривает еще одно исключение из правил о личной подаче заявлений по вопросам гражданства. Оно касается изменения гражданства ребенка или недееспособного лица. Заявление об изменении гражданства в таких случаях подается родителями либо другими законными представителями[66].

Следующим этапов производства по делам о гражданстве РФ выступает порядок оформления заявлений.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о гражданстве заявление по вопросам гражданства составляется письменно по установленной форме, определенной Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ (приложения № 1-7).

Бланк заявления заполняется от руки или с использованием технических средств (компьютеров и т.д.). При заполнении бланка заявления не допускается использование сокращений и аббревиатур, а также внесение исправлений. Ответы на содержащиеся в бланке вопросы должны быть исчерпывающими. Текст заявления, выполненный от руки, должен быть разборчивым.

В случае изменения заявителем своей фамилии, имени или отчества в полномочный орган, ведающий делами о гражданстве, представляется копия свидетельства о перемене фамилии, имени или отчества.

При подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу следующие документы:

1) документы, удостоверяющие его личность;

2) документы, удостоверяющие гражданство;

3) документы, удостоверяющие отсутствие гражданства;

4) документы, подтверждающие место жительства заявителя.

При этом предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя.

Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой (п. 8 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

На практике существуют случаи, когда гражданин не имеет возможности поставить свою подпись под документом (вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности). Поэтому в ч. 2 ст. 33 Закона о гражданстве, учитывая данное обстоятельство, предусмотрена возможность подписи заявления не лицом, его составляющим, а по его просьбе другим лицом. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое засвидетельствование, с указанием причин, в силу которых заявитель не мог подписать заявления собственноручно.

Часть 3 ст. 33 Закона о гражданстве устанавливает общие правила оформления согласия заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства. Под заинтересованными лицами следует понимать родителей, попечителей, опекунов.

Поскольку производство по делам о гражданстве ведется в письменной форме, такое согласие дается в письменном виде. При этом подлинность подписи лица, дающего согласие, удостоверяется нотариально (если он проживает на территории РФ). Если указанные лица проживают за пределами РФ, подлинность их подписи удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ.

Как было отмечено ранее, при подаче заявления по вопросам гражданства (прием, восстановление, выход из гражданства РФ, определение гражданства РФ) взимается государственная пошлина (ч. 1 ст. 34 Закон о гражданстве), размер которой определяется нормами Налогового кодекса РФ.

При этом в случае приема в гражданство РФ физических лиц, имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств и остающихся в результате этого лицами без гражданства, государственная пошлина не уплачивается (ст. 333.29 НК РФ). Также государственная пошлина не уплачивается при приеме в гражданство РФ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Порядок принятия решений по вопросам гражданства РФ зависит от порядка (общего или упрощенного) рассмотрения соответствующего заявления, а также кем, каким исполнительным органом рассматривается заявление (полномочными органами ФМС или МИД).

Часть 1 ст. 35 Закона о гражданстве устанавливает, что решения по вопросам гражданства РФ в общем порядке, такие как прием в гражданство (ст. 13), восстановление в гражданстве (ст. 15) и выход из гражданства РФ (ст. 19 и ч. 1 ст. 26), принимаются Президентом РФ.

Прием в гражданство РФ в соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона о гражданстве осуществляется на основании обращения к Президенту РФ федерального органа государственной власти или высшего должностного лица субъекта РФ и при наличии заявления лица, имеющего особые заслуги перед Российской Федерацией.

Перед представлением Президенту РФ обращение и заявление о приеме в гражданство направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ, а затем в Федеральную службу безопасности РФ для получения заключения.

Эти процедуры должны быть закончены в течение одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом (ч. 2 ст. 35 Закона о гражданстве).

О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в общем порядке, заявитель уведомляется полномочным органом в течение месяца со дня издания Президентом РФ соответствующего указа[67].

Часть 3 ст. 35 Закона о гражданстве регулирует порядок принятия решений о приеме и о выходе из гражданства РФ в упрощенном порядке федеральными органами исполнительной власти. Данные решения принимаются Федеральной миграционной службой и ее территориальными органами по согласованию с территориальными органами ФСБ России (п. 36 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

Решения по заявлениям об изменении гражданства детей в возрасте до 14 лет и недееспособных лиц в упрощенном порядке принимаются полномочными органами без согласования с ФСБ и ее территориальными органами и без проведения проверок органами внутренних дел.

За пределами РФ решения о приеме в гражданство и о выходе из гражданства РФ в упрощенном порядке принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, которым является Министерство иностранных дел РФ, а также дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства и принятие по ним решений органами системы МИД, так же как и органами ФМС, осуществляется, на основании ч. 4 ст. 35 Закона о гражданстве, в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех документов.

В соответствии с ч. 5 ст. 35 Закона о гражданстве общими требованиями к оформлению решений по вопросам гражданства РФ являются письменная форма и указание оснований их принятия. Также в решении должны быть указаны подтвержденные документально обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований и выполнении условий приобретения гражданства РФ, предусмотренных Законом о гражданстве.

Решение по вопросам гражданства РФ исполняется полномочным органом, принявшим заявление к рассмотрению.

Первый этап исполнения решения по вопросам гражданства подразумевает сообщение полномочным органом о принятии заявления к рассмотрению заинтересованным лицам. К кругу заинтересованных лиц относятся непосредственно заявитель, законные представители несовершеннолетних (родители, усыновители, опекуны или попечители, администрация детского воспитательного учреждения), законные представители недееспособных лиц (опекуны, попечители).

При принятии решения по заявлению о приобретении гражданства РФ лица, имеющего иное гражданство, полномочный орган, исполняющий такое решение, должен проинформировать соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в РФ либо полномочный орган соответствующего иностранного государства.

Вторым этапом исполнения решений по вопросам гражданства является выдача лицам, в отношении которых принято решение об изменении гражданства, соответствующих документов. При приобретении гражданства должен быть выдан паспорт гражданина РФ (или отметка в виде штампа в бланке свидетельства о рождении ребенка).

При прекращении гражданства лицу выдается справка о выходе из гражданства РФ. При этом паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт и вкладыш в свидетельство о рождении (при их наличии) лица, которому разрешен выход из гражданства РФ, подлежат изъятию.

Часть 2 ст. 38 Закона о гражданстве возлагает контроль за исполнением решений по вопросам гражданства на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (МИД России).

Данный контроль имеет ведомственный характер, поскольку непосредственное исполнение решений осуществляется их структурными подразделениями низшего звена. Осуществление контроля выражается, в частности, в праве вышестоящих органов проверять и отменять решения, вынесенные нижестоящими органами. Кроме того, ФМС и МИД России обязаны информировать Президента о ходе исполнения решений и контролирующих мероприятиях. Ежеквартальное представление необходимой информации предусмотрено Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ[68].

Приведенный анализ производства по делам о гражданстве РФ позволяет сделать вывод, что данное производство представляет собой сложную многоступенчатую процедуру, основными этапами которой являются оформление и подача заявления по вопросам гражданства, его рассмотрение, срок принятия решения по вопросам гражданства, его исполнение и контроль за исполнением принятого решения.



Заключение

Гражданство – многоаспектное правовое явление, многогранность которого проявляется в том, что гражданство выступает как особое устойчивое правоотношение, комплексный институт конституционного права и субъективное право. Каждый из аспектов гражданства является дискуссионным в правовой науке, и получает в исследовании, проводимом в дипломной работе, авторское уточнение.

На основании изучения определения гражданства в действующем Законе о гражданстве можно заключить, что оно содержит все необходимые юридически значимые признаки и отражает установившуюся концепцию взаимоотношений человека и государства, основанных на праве и признании приоритета общечеловеческих ценностей, где человек и государство выступают равноправными и равнообязанными субъектами.

Исследование современных принципов гражданства Российской Федерации имеет существенное значение для определения характера и содержания гражданства, рассмотрения вопросов и принятия по ним решений. Они лежат в основе взаимосвязей элементов содержания гражданства, определяют стабильность гражданства и отражают его сущность, выступают как руководство в практике реализации гражданства, являются показателем развитости и демократичности государства, демонстрируя его отношения с личностью. Их основополагающая роль заключается в том, что все другие нормы гражданства и принимаемые решения должны находиться в соответствии с ними.

В результате анализа положений законодательства по вопросам гражданства было выявлено, что решение вопросов приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, получило в Федеральном законе о гражданстве принципиально новые подходы, что обусловлено качественными политико-правовыми и социально-экономическими изменениями в государстве. Принципиально новым является закрепление в действующем Законе понятий общего и упрощенного порядка приема в гражданство. Также сокращен перечень оснований приобретения гражданства РФ. В качестве обязательного условия приема лиц в российское гражданство введен их отказ от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Значительно изменено содержание такого основания как восстановление в российском гражданстве. Наряду с этим существенные изменения внесены в решение вопросов приобретения гражданства. В частности, сокращено необходимое для этого количество оснований.

Последняя глава дипломной работы посвящена характеристике понятия, функций, полномочий органов, ведающих делами о гражданстве РФ, и общим правилам производства по делам о гражданстве.

В результате исследования отмечается, что Закон о гражданстве упорядочил полномочия органов и должностных лиц, ведающих вопросами гражданства, установил порядок и сроки рассмотрения дел и принятия решений по вопросам гражданства. Статья 28 Закона о гражданстве содержит закрытый перечень органов, осуществляющих решение вопросов гражданства РФ.

Проанализирована компетенция, функции Президента РФ в области гражданства; федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов; федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, находящихся за пределами Российской Федерации.

Подводя итог проведенному исследованию института гражданства стоит отметить, что в современном развитии гражданства существуют проблемы, которые возникают как в теории, так и в практике реализации норм законодательства о гражданстве, то есть в непосредственной деятельности органов государственной власти, ведающих вопросами гражданства. В сфере приобретения и прекращения гражданства происходят определенные нарушения:

1. нарушения прав лиц, имеющих право на гражданство по рождению; данные нарушения заключаются в том, что лицам не предоставляют гражданство, поскольку они находились в течение конкретного времени за пределами страны, хотя они имеют на него право в силу рождения;

2. нарушения при выдаче паспортов граждан России и в практике изъятия последних;

3. нарушения из-за неспособности сотрудников государственных органов, ведающих делами о гражданстве, оперативно реагировать на изменяющее законодательство в сфере гражданства.

Поэтому в настоящей работе были предприняты попытки сформулировать рекомендации и предложения для дальнейшего совершенствования законодательства и разрешения вопросов, возникающих у сотрудников правоприменительной практики. А именно:

1. соблюдение интересов личности в сфере гражданства;

2. совершенствование правовых механизмов регулирования правоотношений в сфере приобретения и прекращения гражданства. В свою очередь они заключаются в создании единой судебной практики по делам в области гражданства и обеспечении постоянного повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников государственных органов, ведающих делами о гражданстве, в части касающейся приобретения гражданства.

Наряду с этим, в работе было предложено авторское видение на решение некоторых вопросов, связанных с приобретение гражданства:

1. для разрешения трудностей, связанных с определением законного источника средств к существованию изложить п. «в» ч. 1 ст. 18 Закона о гражданстве в следующей редакции: «в) имеют работу на территории РФ»;

2. для разрешения вопросов, связанных с понятием «высокие достижения в области науки, техники и культуры» целесообразно внести изменения в Закон о гражданстве для обоснования данного понятия. При этом вопросы определения высоких достижений в области науки, техники и культуры следует отнести к государственным органам, имеющим соответствующие полномочия в сфере науки, техники и культуры, поскольку они более профессионально смогут определить, что является высоким достижением в названных областях;

3. для разрешения вопросов, связанных с понятием «особые заслуги» считается целесообразным изложить сущность «особых заслуг» в Законе о гражданстве следующим образом. Под особыми заслугами следует понимать: внесение инвестиций в экономику России, которые способствовали сохранению рабочих мест либо привели к созданию новых рабочих мест; возможность и желание лица выступать за сборную России по какому-либо виду спорта в результате обладания лицом профессиональными способностями в спорте; предоставление информации для Российской Федерации, которая способствовала укреплению ее обороноспособности и безопасности.

В-целом, проведенное исследование позволило определить специфические особенности, характеризующие современный институт гражданства, состояние законодательства, регулирующее порядок приобретения и прекращения гражданства, существующие проблемы и трудности восприятия правовой природы гражданства.



Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1) Всеобщая Декларация прав человека [Текст] : Принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. – 1995. – 05 апреля.

2) Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: (по состоянию на 21 января 2009 года). – М.: Приор, 2009.

3) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ [Текст] (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

4) Инструкция об организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации [Текст] : Утверждена Приказом МВД РФ от 06 февраля 2003 года № 82 // Российская газета. – 2003. – 22 февраля.

5) О гражданских и политических правах [Текст] : Международный пакт от 16 декабря 1966 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.

6) О гражданстве Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19 апреля 2002 года) (в ред. Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 328-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

7) О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (вместе с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом») [Текст] : Указ Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637 // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 26. – Ст. 2820.

8) О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам [Текст] : Договор между Российской Федерации и Республикой Кыргызстан от 14 сентября 1992 г. // Бюллетень международных договоров. – 1995. – № 3.

9) О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21 июня 2002 года) (в ред. Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 310-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.

10) О проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова [Текст] : Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 года № 2-П // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 4. – Ст. 531.

11) О проекте Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О рекомендательном законодательном акте Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств «О согласованных принципах регулирования гражданства» [Текст] : Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24 мая 1993 года № 5014-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 23. – Ст. 831.

12) Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава [Текст] : Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1318 // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4570.

13) Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации [Текст] : Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 (ред. от 19.08.2009, с изм. от 22.10.2009) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4571.

14) Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 746 // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3601.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 170.