КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: Монетарная или денежно-кредитная политика государства
Мичуринск 2007 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Основные теоритические концепции денежно-кредитной политики
1.1 Кейнсианская теория денег
1.2 Монетаристский подход
1.3 Монетаристский курс российских реформ
Глава 2. Основные цели, инструменты и методы кредитно-денежной политики
2.1 Цели денежно-кредитной политики
2.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики
2.2.1 Политика обязательных резервов
2.2.2 Рефинансирование коммерческих банков
2.2.3 Операции на открытом рынке
2.2.4 Административные методы регулирования денежно-кредитной сферы
2.3 Политика дешевых и дорогих денег
Глава 3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики на 2005-2006 гг.
3.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2007 г.
3.3 Колличественные ориентиры денежно-кредитной политики на 2008-2010 гг.
Глава 4. Эффективность и актуальность денежно-кредитной политики
4.1 Эффективность денежно-кредитной политики
4.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Данная работа написана на тему «Монетарная или кредитно-денежная политика государства». На мой взгляд, эта тема была актуальна в прошлое время и ещё более актуальна в настоящее, поскольку общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Главные составляющие кредитно-денежной политики (деньги и кредит) являются неотъемлемыми атрибутами современной цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Без их использования не обходится ни один хозяйствующий субъект.
В основу главной цели курсовой работы легло изучение кредитно-денежной политики, а также раскрытие главных особенностей её развития за 2005-2010 годы, сделать обзор по монетаристскому курсу реформ, проводимых в России.
Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
На мой взгляд, только благодаря кредитно-денежной политики в современном государстве появляется возможность регулировать денежное предложение во время экономического спада и роста.
В работе по данной теме я поставила перед собой следующие задачи: рассмотреть основные теоретические концепции кредитно-денежной политики государства, обозначить её функции, методы и значение, выявить все её достоинства и недостатки. А также представить данные о реализации денежно-кредитной политики за 2005-2007 годы, описать её основные направления на 2008-2010 годы, затронуть актуальные вопросы, касающиеся этой темы на сегодняшний день.
При написании курсовой работы я руководствовалась учебниками, статьями из газет и журналов; использовала труды профессора О.И. Лаврушина, Е.Ф. Жукова, доцента А.С. Булатова, Е. Гуревича, А.С. Селищева, В.Д. Камаева и многих других. Для характеристики кредитно-денежной политики использованы утверждённые статистические данные за 2005-2007 годы и прогнозные данные за 2008-2010 годы, представлены графики. Данная работа написана на 38 страницах печатного текста и содержит 4 главы.
Кейнсианская теория денег
В основу кейнсианской модели положен принцип “кредитного регулирования”, который пытается устранить недостатки рыночной системы и свободного предпринимательства с помощью кредитно-денежной политики государства. Содержание своей концепции Дж. М.Кейнс изложил в книге “Общая теория занятости, процента и денег”, вышедшей в 1936г.[7, с. 452]
Основные положения, с точки зрения Кейнса, выглядят следующим образом:
1. Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать денежно-кредитные инструменты регулирования экономики.
2. Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект - к изменению в номинальном ВНП.
3. Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:
Y = C + G + I + NX
где Y - номинальный объем ВНП, С - потребительские расходы, G - государственные расходы на покупку товаров и услуг, I - частные плановые инвестиции, NX - чистый экспорт.
4. Кейнсианцы отмечают, причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика. Наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику в так называемую «ликвидную» ловушку, процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может не реагировать на это, так как ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.
Государство попадает в ликвидную ловушку тогда, когда оно наращивает денежную массу MS ради стимулирования производства и провоцирует предпочтение ликвидности столь высокое, что люди и фирмы воздерживаются от покупок ценных бумаг (они очень дорогие, поскольку процентные ставки низкие) и товаров и предпочитают держать деньги в ликвидной форме для спекулятивных целей.
Рисунок 3 - Ликвидная ловушка
Оказавшись в ликвидной ловушке, экономика в ней и остается, так как денежный рынок не имеет собственных механизмов выхода из нее. Более того, ловушка еще сильнее запирается "замком" инфляционных ожиданий, нагнетающим ажиотажный спрос, побуждающий людей избавляться от денег по причине резкого падения их покупательной способности, и т. п. Поэтому задача состоит в том, чтобы проводить такую денежную политику, которая не приводила бы к попаданию в ликвидную ловушку. Условием такой политики является контроль за денежным предложением: рост денежной массы не должен превышать критической отметки, когда процентные ставки падают до минимально возможного уровня. Для выхода из ликвидной ловушки требуется мощная инвестиционная сила, и такой силой может быть только государство. Вот почему в ситуации ликвидной ловушки денежная политика оказывается неэффективной, более того – инфляционно опасной.
5. В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают денежно-кредитную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, предпочитая фискальную политику (Фискальная политика - политика в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику) [19, с. 352]
Монетаристский подход
В 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма – монетаризм. Главный теоретик современного монетаризма – известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен. Монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Его цель – обеспечение стабильности путём оздоровления денежного обращения, освобождения рыночных сил от пут регулирования, создание атмосферы, в которой человек обретает экономическую свободу, а предприниматель стремится к капиталовложениям, риску.[3, с. 215]
В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы:
1. Монетаризм базируется на положении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все негативные моменты экономического развития - результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.
2. Монетаристы полагают, что существует взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, уравнением количественной теории денег:
MV = PQ
где М - количество денег в обращении; V - скорость обращения денег; Р- средняя цена товаров и услуг; Q - количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год). Если Р - средняя цена единицы произведенной продукции то: MV = PY, где РY - объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП. Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р - как дефлятор ВНП.
3. Сторонники монетаристской версии количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель V меняется, но незначительно. Если величина V постоянна, ее можно заменить коэффициентом k, тогда уравнение количественной теории денег примет вид: kM = PY. Это уравнение выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения. Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. В свою очередь, изменение уровня цен - это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять темп инфляции.
4. Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию «портфель активов», т. е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. М. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и это приводит к росту ВНП.
5. Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики: государство должно поддерживать постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмена:
AM = AP + AY
где AM - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; AY - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период; АР - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, %.
Монетарное правило М. Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. В случае увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать. Денежное правило М. Фридмена легло в основу денежно-кредитной политики в США и Великобритании с конца 70-х годов.
Современные модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. [19, с. 353]
Операции на открытом рынке
Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным Банком ценных государственных бумаг. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.
Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод получил применение в Западной Европе.
По форме проведения рыночные операции с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран достигает от 82 до 99,6%. По своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам. [4, с. 149]
Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:
― условий сделки – купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – операции РЕПО;
― объектов сделок – операции с государственными или частными бумагами;
― срочности сделки – краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
― сферы проведения операций – охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
― способ установления ставок – определяемые центральным банком или рынком.
Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие ― это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. [18, с. 480]
Заключение
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путём воздействия на уровень и на динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.
В современных условиях противостоят друг другу два теоретических подхода в теории денег: кейнсианский и монетаристский. С точки зрения кейнсианцев, в основе денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - само предложение денег.
Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы и центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики – стремится с помощью присущих ему инструментов воздействовать и влиять на успешное выполнение политики правительства. К этим инструментам относятся: политика обязательных резервов (проведение межбанковских расчетов), рефинансирование коммерческих банков (выдача кредитов коммерческим банкам), операции на открытом рынке (купля-продажа государственных бумаг). Денежно-кредитная политика осуществляется и через политику дешевых и дорогих денег. Задача первой - сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость. Цель второй - ограничить предложение денег для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и политической приемлемости. Кредитно-денежная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем: избыточные резервы могут не использоваться банками для расширения предложения денег; изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег. Денежно-кредитная политика должна проводиться вместе с бюджетной и фискальной политикой.
Важным фактором повышения эффективности денежно-кредитной политики должно стать совершенствование банковской системы, системы инструментов и их оперативного использования. Приоритет будет иметь последовательное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке. За последние годы прослеживается тенденция к приросту денежного агрегата М2. За последний квартал 2007 года становится заметным значительное повышение инфляции. В соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития РФ на 2008 год и на период до 2010 года Правительство РФ и Банк России определили задачу к дальнейшему снижению инфляции (к 2010 году снизить до 5-6%) и увеличению денежного агрегата М2 на 24-30% за год. Основным источником роста денежной базы в 2008-2009 годах будет увеличение чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная политика в значительной части может быть отнесена к регулированию, основанному на позитивной теоретической базе. Но, по моему мнению, механизм денежно-кредитного регулирования в нашей стране не эффективен. В немалой степени это объясняется множественностью центров принятия экономических решений (Министерство финансов, Центробанк, правительство). Необходимо переориентироваться на политику стимулирования экономического роста, т.е. замкнуть финансирование на реальный сектор, перекрыть каналы утечки капиталов. Стратегические задачи можно решать лишь посредством “возвращения в экономику”.
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: Монетарная или денежно-кредитная политика государства
Мичуринск 2007 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Основные теоритические концепции денежно-кредитной политики
1.1 Кейнсианская теория денег
1.2 Монетаристский подход
1.3 Монетаристский курс российских реформ
Глава 2. Основные цели, инструменты и методы кредитно-денежной политики
2.1 Цели денежно-кредитной политики
2.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики
2.2.1 Политика обязательных резервов
2.2.2 Рефинансирование коммерческих банков
2.2.3 Операции на открытом рынке
2.2.4 Административные методы регулирования денежно-кредитной сферы
2.3 Политика дешевых и дорогих денег
Глава 3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики на 2005-2006 гг.
3.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2007 г.
3.3 Колличественные ориентиры денежно-кредитной политики на 2008-2010 гг.
Глава 4. Эффективность и актуальность денежно-кредитной политики
4.1 Эффективность денежно-кредитной политики
4.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Данная работа написана на тему «Монетарная или кредитно-денежная политика государства». На мой взгляд, эта тема была актуальна в прошлое время и ещё более актуальна в настоящее, поскольку общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Главные составляющие кредитно-денежной политики (деньги и кредит) являются неотъемлемыми атрибутами современной цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Без их использования не обходится ни один хозяйствующий субъект.
В основу главной цели курсовой работы легло изучение кредитно-денежной политики, а также раскрытие главных особенностей её развития за 2005-2010 годы, сделать обзор по монетаристскому курсу реформ, проводимых в России.
Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
На мой взгляд, только благодаря кредитно-денежной политики в современном государстве появляется возможность регулировать денежное предложение во время экономического спада и роста.
В работе по данной теме я поставила перед собой следующие задачи: рассмотреть основные теоретические концепции кредитно-денежной политики государства, обозначить её функции, методы и значение, выявить все её достоинства и недостатки. А также представить данные о реализации денежно-кредитной политики за 2005-2007 годы, описать её основные направления на 2008-2010 годы, затронуть актуальные вопросы, касающиеся этой темы на сегодняшний день.
При написании курсовой работы я руководствовалась учебниками, статьями из газет и журналов; использовала труды профессора О.И. Лаврушина, Е.Ф. Жукова, доцента А.С. Булатова, Е. Гуревича, А.С. Селищева, В.Д. Камаева и многих других. Для характеристики кредитно-денежной политики использованы утверждённые статистические данные за 2005-2007 годы и прогнозные данные за 2008-2010 годы, представлены графики. Данная работа написана на 38 страницах печатного текста и содержит 4 главы.
Глава 1. Основные теоретические концепции денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование рыночного процесса. Роль государства в регулировании денежного рынка довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой концептуальной стратегии экономической политики.
В современных условиях противостоят друг другу два теоретических подхода в теории денег: кейнсианский и монетаристский. И современные кейнсианцы и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основе денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - само предложение денег. [19, с. 351]
Кейнсианская теория денег
В основу кейнсианской модели положен принцип “кредитного регулирования”, который пытается устранить недостатки рыночной системы и свободного предпринимательства с помощью кредитно-денежной политики государства. Содержание своей концепции Дж. М.Кейнс изложил в книге “Общая теория занятости, процента и денег”, вышедшей в 1936г.[7, с. 452]
Основные положения, с точки зрения Кейнса, выглядят следующим образом:
1. Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать денежно-кредитные инструменты регулирования экономики.
2. Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект - к изменению в номинальном ВНП.
3. Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:
Y = C + G + I + NX
где Y - номинальный объем ВНП, С - потребительские расходы, G - государственные расходы на покупку товаров и услуг, I - частные плановые инвестиции, NX - чистый экспорт.
4. Кейнсианцы отмечают, причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика. Наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику в так называемую «ликвидную» ловушку, процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может не реагировать на это, так как ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.
Государство попадает в ликвидную ловушку тогда, когда оно наращивает денежную массу MS ради стимулирования производства и провоцирует предпочтение ликвидности столь высокое, что люди и фирмы воздерживаются от покупок ценных бумаг (они очень дорогие, поскольку процентные ставки низкие) и товаров и предпочитают держать деньги в ликвидной форме для спекулятивных целей.
Рисунок 3 - Ликвидная ловушка
Оказавшись в ликвидной ловушке, экономика в ней и остается, так как денежный рынок не имеет собственных механизмов выхода из нее. Более того, ловушка еще сильнее запирается "замком" инфляционных ожиданий, нагнетающим ажиотажный спрос, побуждающий людей избавляться от денег по причине резкого падения их покупательной способности, и т. п. Поэтому задача состоит в том, чтобы проводить такую денежную политику, которая не приводила бы к попаданию в ликвидную ловушку. Условием такой политики является контроль за денежным предложением: рост денежной массы не должен превышать критической отметки, когда процентные ставки падают до минимально возможного уровня. Для выхода из ликвидной ловушки требуется мощная инвестиционная сила, и такой силой может быть только государство. Вот почему в ситуации ликвидной ловушки денежная политика оказывается неэффективной, более того – инфляционно опасной.
5. В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают денежно-кредитную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, предпочитая фискальную политику (Фискальная политика - политика в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику) [19, с. 352]
Монетаристский подход
В 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма – монетаризм. Главный теоретик современного монетаризма – известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен. Монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Его цель – обеспечение стабильности путём оздоровления денежного обращения, освобождения рыночных сил от пут регулирования, создание атмосферы, в которой человек обретает экономическую свободу, а предприниматель стремится к капиталовложениям, риску.[3, с. 215]
В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы:
1. Монетаризм базируется на положении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все негативные моменты экономического развития - результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.
2. Монетаристы полагают, что существует взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, уравнением количественной теории денег:
MV = PQ
где М - количество денег в обращении; V - скорость обращения денег; Р- средняя цена товаров и услуг; Q - количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год). Если Р - средняя цена единицы произведенной продукции то: MV = PY, где РY - объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП. Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р - как дефлятор ВНП.
3. Сторонники монетаристской версии количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель V меняется, но незначительно. Если величина V постоянна, ее можно заменить коэффициентом k, тогда уравнение количественной теории денег примет вид: kM = PY. Это уравнение выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения. Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. В свою очередь, изменение уровня цен - это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять темп инфляции.
4. Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию «портфель активов», т. е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. М. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и это приводит к росту ВНП.
5. Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики: государство должно поддерживать постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмена:
AM = AP + AY
где AM - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; AY - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период; АР - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, %.
Монетарное правило М. Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. В случае увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать. Денежное правило М. Фридмена легло в основу денежно-кредитной политики в США и Великобритании с конца 70-х годов.
Современные модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. [19, с. 353]
Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.