Дунайская Русь в исторических источниках
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Чем же объясняется столь тесная взаимосвязь русского эпоса с преданиями германских и славянских народов Средней Европы? Заимствование не объясняло уже того уровня, который раскрыл в своих работах Веселовский, – совпадения генеалогий героев. Но совпадение еще и географии тем более не может быть объяснено этим методом. В былинах масса черт, указывающих на Среднюю Европу как на прародину эпоса.

У кельтов существовал аналог культу голов и камней, воплощенному в «бел-горюч камушке» и вещей голове былины о Василии Буслаеве, у них была богатейшая традиция охоты за головами и изготовления из них кубков[236]. Кельтские параллели имеет ритуальное самоубийство в былинах и погребение в дубовой гробнице. Особенно силен кельтский оттенок в теме священного правителя – описание палаты Владимира, и восходящее к нему описание палаты «царя русов» Ибн Фадланом почти полностью повторяет ирландские описания пиршественных покоев королей. Кельтские аналогии образу Апраксеи – самые богатые.

Привлекает внимание одно обстоятельство, обнаруженное С.И. Дмитриевое: на Средней Мезени, в древнейшем из очагов былинной традиции, бытовал обычай зажигать костры на холмах у деревень в ночь на первое мая[237]. Обычай, обнаруженный Дмитриевой в твердыне «старой веры» и консерватизма, напоминал древнейший европейский обычай «майских костров» – кельтского Бельтайна и германского Вальпурнахт – подобия восточнославянского Купалы: те же прыжки через огонь, то же украшение ритуального дерева, та же ритуальная свобода общения полов, наконец, то же представление об этом дне как о дне могущества всяческой неведомой силы[238]. Как раз Иван Купала в Поморье отмечался очень слабо. Восточная граница «майских костров» Европы, – Силезия и Галиция, где этот праздник назывался Турицами[239]. Некоторые западные исследователи считают обычай «майских костров» определяющим признаком первоначального кельтского населения[240]. Невозможно предположить, что древнейшие русские поселенцы застали на берегах Мезени кельтов, поэтому следует полагать, что они пришли в эти места из краев, где кельтский субстрат присутствовал. То есть из Средней Европы.

Среднеевропейские черты в социокультурной архаике былин вкупе с географией былин и рядом параллелей между ними и эпосом Средней Европы и, наконец, этнографическими особенностями населения древнейших очагов былинной традиции заставляют предположить, что какая-то группа населения пришла в Восточную Европу из Средней, принеся с собой свой эпос.

А.В. Назаренко собрал впечатляющую подборку упоминаний в средневековых верхненемецких документах некоей Руси на Среднем Дунае. В одной из грамот Людовика Немецкого упомянута «Русская Марка», располагавшаяся на южном берегу Дуная. Несколько северо-западнее в Дунай впадала речка Россмюль (Русская Мюль, ныне Гроссмюль). А.В. Назаренко выявил целый ряд топонимов и антропонимов, упоминающихся в верхненемецких средневековых документах, производных от слова «русский», «Русь»[241].

Сам А.В. Назаренко объяснял появление этих топонимов активной торговлей с Киевской Русью, которую вели немецкие города на Верхнем Дунае. Но для этого русские торговцы с берегов Днепра должны были стать постоянными гостями в верховьях Дуная еще в 863 г., в то время как русы тогда еще не появились в Поднепровье[242]. Первые достоверные греческие сообщения о русах относятся к этому же времени. Маловероятно, что топонимия, содержащая в основе этноним русь, оставлена заезжими купцами из Киевской Руси. Она – несомненный свидетель проживания в этом регионе славянского населения[243]. Существуют и другие сведения о дунайской Руси, не укладывающиеся в концепцию Назаренко: венгерские документы XI века называют Имре Святого «герцогом русов»[244]; Идриси, наряду с «тремя видами русов» Восточной Европы, называет и «других русов», живущих рядом со «страной Ункарайа», то есть Венгрией[245]. Эти сообщения предполагают достаточно крупный заселенный русами край в Центральной Европе, а сообщение верхненемецких документов определяет расположение этого края. А.В. Назаренко, исходя из формы этнонима «русь» в верхненемецком языке, предположил, что этноним этот участвовал в верхненемецком передвижении согласных, что позволило ему датировать этот этноним временами не позднее VI–VII вв.[246]

Дунайская Русь – реальность, неоднократно засвидетельствованная источниками. Э. Цельнер и А.Г. Кузьмин указывают на существование буквально в тех же местах в эпоху Великого переселения народов варварского «королевства» ругов (Ругиланд)[247]. Иордан прямо отделяет ругов от германцев[248]. Само название «руги» встречается лишь у римлян, получавших сведения через посредство германцев, либо у латиноязычных германских авторов. Т.о., в слове «руги» можно видеть типичное данное со стороны название народа, возникшее через двойное посредство чуждых ему языков – германского и латинского.

«Руги» латиноязычных историков называли себя русами. В средневековых латиноязычных германских источниках ругами всегда именуют русов. Широко известно упоминание княгини Ольги, как «Елены, королевы ругов» в «Хронике продолжателя Регинона»[249]. В Раффельштетенском торговом уставе (904) упоминаются «славяне из ругов»[250]. Дунайская держава ругов засвидетельствована в источниках с начала III века по 80-е годы V в., когда ее подчинил правитель Рима Одоакр, также руг[251]. На этом ее историческое существование не прекратилось, просто дунайские руги-русы перестали выступать, как самостоятельная политическая сила. В следующем столетии русы, вкупе с соседними славянскими и неславянскими племенами попали под власть авар, от которых и могли позаимствовать титул кагана. В летописях Тифлисского собора и у византийца Манассии славяне в войске авар 626 г. отождествляются именно с русами[252]. Именно в Центральной Европе помещал Захария Ритор свой «народ рус». Географическое расположение державы ругов-русов вполне соответствует «Русской марке», области «русских» топонимов на Среднем Дунае, «Русиналанду» «Тидрек саги» и третьему слою былинной географии. Часть русов могла после падения державы отступить к южному берегу Балтики, к острову Рюген, «острову рус» арабских географов. И уже отсюда, с первыми вендскими колонистами или со второй волною переселения (т.н. «призвания варягов») попали в Восточную Европу.

Указываемое норманистами всегдашнее отделение источниками русов от славян на самом деле не может служить достаточным для сомнений в славянской природе русов. Тацит, Иордан и Прокопий Кесарийский также отделяют готов от германцев, но это ничуть не опровергает германского происхождения готов. Из отделения русов от славян следует лишь то, что в Восточной Европе они были чужаками и пришельцами, отличаясь от местных славянских племен.

В IX – X вв. пришедшие в Восточную Европу руги-русы оказались в состоянии войны с Хазарией, Византией, народами тюркской степи и финно-угорского леса. Это могло оказало влияние на завершение формирования сюжетов и образов русского эпоса. Последующие эпохи вносили в него изменения исключительно на уровне словарного набора, имен и названий.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Серьезное, систематическое и целенаправленное изучение того древнейшего слоя в русском былинном эпосе, который мы рассмотрели, едва начато. В данной работе уместнее будет ограничиться выводами из рассмотренных данных.

Обращение к сравнительно поздно записанным новгородским преданиям и средневековым обработкам германского эпоса, к взаимосвязям которых с былинами уже обращались А.Н. Веселовский и С.Н. Азбелев, позволили сильно расширить круг этих взаимосвязей и конкретизировать выводы Азбелева, Юдина и Фроянова. Древнейший пласт былинной географии, имена героев, причем не отдельно, но целыми разветвленными родословными, отдельные сюжетные схемы связывают былины с европейским эпосом эпохи Великого переселения народов.

Этнографические особенности социокультурной архаики в былинах и параллели былинам в эпосе славянских и скандогерманских народов Средней Европы позволяют говорить о них как о племенном эпосе варягов-руси, известных в западных латиноязычных источниках, как руги. Сравнительный анализ данных русских былин и параллельных им данных среднеевропейских эпосов позволяет предположить, что первоначальной темой этого эпоса были столкновения русов с готами и гуннами на Среднем Дунае во времена Великого переселения народов и темы внутриплеменной жизни. Впоследствии руги-русы принесли с собой в Восточную Европу свой эпос. При переселении на восток Европы русы включили в свой эпос предания родственных им вендских колонистов – ильменских словен и кривичей, повествующие о деяниях героев-эпонимов этих племен – Словея-Словена, его сына Волха и кривичского князя Микулы. Слившись в обстановке совместного противостояния финно-угорскому и тюркскому автохтонному населению Восточной Европы и Хазарскому каганату с преданиями самих вендов-словен и кривичей, эпос превратился к X веку в былины.

Поскольку варяги-русь, с одной стороны, в основном и составили дружинный слой молодого государства, а с другой – были сами организованы по принципу дружин, сформировавшийся эпос носил черты дружинного. Сохранился он лишь на Севере Руси, на Новгородчине, в родственной варягам-руси среде. На юге русы, сравнительно малочисленные, частично смешались с полянами, частично гибли в войнах. Местное население, ощутимо отличное от пришельцев в языке и культуре, не имело ни возможности, ни желания перенимать их эпические предания. Зато на русском Севере, там, где расселялись варяго-русские поселенцы, эпос (разумеется, в изменившемся виде) сумел дожить до XX столетия.

Эти выводы нельзя считать окончательными. Но уже на этом этапе былины раскрываются как независимый и ценнейший исторический источник, содержащий множество уникальных данных. Специфика этого источника практически исключает использование его для изучения конкретных фактов-событий истории русов, – никаких ориентиров для уточнения и осмысления этих данных мы не имеем, а изменения, произошедшие в эпосе за полторы тысячи лет и при перенесении его из Средней Европы в Восточную, чересчур велики. Основываясь на «Тидрек саге» и «Иоакимовской летописи», можно утверждать, что правителем русов где-то в V веке христианской эры был некий Владимир, а военным вождем – некий «Илиас», но не более того. Зато для истории этногенеза русов и восточных славян, для истории культуры, быта, обычаев, представлений и нравов былины представляют ценный исторический источник. Изучение социокультурной архаики былин наиболее плодотворно для историков, а объединение методов обеих школ былиноведения XX века, прекращение их бессмысленного и даже вредного для науки соперничества должно стать путем к новым знаниям о происхождении, мировоззрении, быте и культуре наших предков, содержащихся в русском эпосе.


БИБЛИОГРАФИЯ:

Источники:

 

1. Былины. – М.: Современник, 1986.

2. Былины. – М.: Советская Россия, 1988.

3. Задонщина. – Тула: Приокское книжное издательство, 1980.

4. Ибн-Мискавейх о походе русов в Бердаа в 943 – 944 гг. // Откуда есть пошла Русская земля. т.2. – М.: Молодая гвардия, 1986. с. 576 – 578.

5. Ибн Фадлан А. «Записка» о путешествии на Волгу. // «Путешествие Ибн Фадлана на Волгу». – М. – Л.: Издательство АН СССР, 1939.

6. Из «Датской истории» Саксона Грамматика. // Откуда есть пошла Русская земля. т.1. – М.: Молодая гвардия, 1986. с. 632 – 646.

7. Из «Деяний первосвященников Гамбургской церкви» Адама Бременского. // Откуда есть пошла Русская земля. т.2. – М.: Молодая гвардия, 1986. с. 595 – 597.

8. Из «Жития Святого Северина» Евгиппия. // Откуда есть пошла Русская земля. т.1. – М.: Молодая гвардия, 1986. с. 568 – 572.

9. Из «Истории» Геродота. // Откуда есть пошла Русская земля. т.1. – М.: Молодая гвардия, 1986. с. 479 – 524.

10. Из саги о Тидреке Бернском. // Откуда есть пошла Русская земля. т.1. – М.: Молодая гвардия, 1986. с. 573 – 632.

11. Из сочинения Ибн-Русте «Дорогие ценности». // Откуда есть пошла Русская земля. т.2. – М.: Молодая гвардия, 1986. с. 565 – 568.

12. Из хроники «Продолжателя Регинона». // Откуда есть пошла Русская земля. т.2. – М.: Молодая гвардия, 1986. с. 564 – 565.

13. Иордан. Гетика (О происхождении и деяниях гетов). – М.: 1960.

14. Лев Диакон. История. – М., 1971.

15. Слово о полку Игореве. – М.: Просвещение, 1984.

16. Старинные диковинки: т.3. кн.1. Волшебно-богатырские повести XVIII в. – М.: Советская Россия, 1991.

 

Литература:

 

1. Азадовский М.К. Русские сказочники. // Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. – М. – Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. с. 5 – 57.

2. Азбелев С.Н. Алёша Попович. // Русская речь, 1998, №2, с. 101 – 110.

3. Азбелев С.Н. Князь Владимир и Илья Муромец. // Русская речь, 1993, №6, с. 73 – 80.

4. Азбелев С.Н. Садко. // Русская речь, 1992, №6, с. 84 – 89.

5. Азбелев С.Н. Ф.И. Буслаев и его ученики об историко-бытовых основах народного эпоса. // Русская литература, 1991, №4, с. 3 – 17.

6. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семиотический характер восточнославянских обрядов. – СПб.: Наука, 1993.

7. Гаврилов Д.А. Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. – М.: Рефл-Бук, 2002.

8. Гедеонов С.Г. Варяги и Русь. – СПб.: Типография императорской Академии наук, 1876.

9. Гудзь-Марков А.В. Индоевропейцы Евразии и славяне. – М.: Вече, 2004.

10. Дончев С. Откуда скачешь, гордый конь? // Тайны веков: кн.3. – М.: Молодая гвардия, 1983. с. 216 – 221.

11. Зализняк А. Новгородское наречие. // Родина, 2002, №11/12. с. 84 – 86.

12. Зенин Д. Защитники земли Русской. // Тайны веков: кн.3. – М.: Молодая гвардия, 1983. с. 12 – 17.

13. Иловайский Д.И. Начало Руси. – М.: «Издательство ООО Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

14. Калугин В.И. Мир былинного эпоса. // Былины. – М.: Современник, 1986. с. 5 – 28.

15. Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. – М.: Алгоритм, 1999.

16. Костомаров Н.И. Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада (История Новгорода, Пскова и Вятки). – М.: ООО «Мир книги», 2004.

17. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крёстная сила. – М.: ТЕРРА: «Книжная лавка – РТР», 1996.

18. Мирзоев В.Г. Былины и летописи: памятники русской исторической мысли. – М., 1978.

19. Нидерле Л. Славянские древности. – М.: Алетейя, 2000.

20. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. – М.: Языки русской культуры, 2001.

21. Носов Е. Славяне на Ильмене. Экологический аспект освоения северо-западных земель. // Родина, 2002, №11/12. с. 46 – 51.

22. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. – М.: Лабиринт, 2000.

23. Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. По страницам былин – в глубь времён. – М.: Яуза, Эксмо, 2006.

24. Пропп В.Я. Русский героический эпос. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1955.

25. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. – М.: АиФ Принт, 2003.

26. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Издательство «Наука», 1987.

27. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: София, 2001.

28. Сапковский А. Мир короля Артура. // Сапковский А. Нет золота в Серых Горах. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. с. 5 – 181.

29. Семёнова М. – Мы – славяне! – СПб.: Азбука, 1998.

30. Серяков М. Рождение Вселенной. Голубиная книга. – М.: Яуза, Эксмо, 2005.

31. Татищев В.Н. История российская. – М. – Л.: Издательство АН СССР, 1962.

32. Успенская Е.Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии. – СПб.: Евразия, 2000.

33. Фрэзер Д. Золотая ветвь. – М.: Политиздат, 1980.

34. Ярхо В. Илья Муромец: святой воин, казак… или самозванец: Как складывался былинный образ русского богатыря. // История, 2007, №12, с. 10 – 20.

 

Справочные издания:

 

1. Кельтская мифология. – М.: Эксмо, 2002.

2. Славянская мифология. – М.: Эксмо-ПРЕСС, 1995.

Электронные ресурсы:

1. Повесть временных лет. – http://www.slav.olegern.ru/

2. Кузьмин А.Г. Варяги и Русь. – http://forum.svarog.ru/

3. Прозоров Л.Р. Внешность князя Святослава Игоревича, как этноопределяющий признак. – http://slav.olegern.ru/


[1] Старинные диковинки: т.3. кн.1. Волшебно-богатырские повести XVIII в. – М.: Советская Россия, 1991. с. 17, 97, 221, 318.

[2] Татищев В.Н. История российская. – М. – Л.: Издательство АН СССР, 1962. с. 72.

[3] Ярхо В. Илья Муромец: святой воин, казак… или самозванец: Как складывался былинный образ русского богатыря. // История, 2007, №12, с. 10.

[4] Ярхо В. Илья Муромец… с. 13.

[5] Ярхо В. Илья Муромец.. с. 11.

[6] Калугин В.И. Мир былинного эпоса. // Былины. – М.: Современник, 1986. с. 20.

[7] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. – М.: Яуза, Эксмо, 2006. с. 27.

[8] Старинные диковинки: т.3. кн.1. с. 227.

[9] Цит. по Калугин В.И. Мир былинного эпоса. с. 20.

[10] Калугин В.И. Мир былинного эпоса. с. 17.

[11] Калугин В.И. Мир былинного эпоса. с. 17.

[12] Пропп В.Я. Русский героический эпос. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1955. с. 11.

[13] Калугин В.И. Мир былинного эпоса. с. 15.

[14] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: София, 2001. с. 364.

[15] Азбелев С.Н. Ф.И. Буслаев и его ученики об историко-бытовых основах народного эпоса. // Русская литература, 1991, №4, с. 10.

[16] Семёнова М. – Мы – славяне! – СПб.: Азбука, 1998. с. 43, 48.

[17] Пропп В.Я. Русский героический эпос. с. 12.

[18] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 131.

[19] Пропп В.Я. Русский героический эпос. с. 12.

[20] Пропп В.Я. Русский героический эпос. с. 12.

[21] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 43.

[22] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 43.

[23] Костомаров Н.И. Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада (История Новгорода, Пскова и Вятки). – М.: ООО «Мир книги», 2004. с. 16.

[24] Пропп В.Я. Русский героический эпос. с. 13.

[25] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 44.

[26] Пропп В.Я. Русский героический эпос. с. 13.

[27] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 47.

[28] Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. – М.: Алгоритм, 1999. с. 184.

[29] Пропп В.Я. Русский героический эпос. с. 27.

[30] Пропп В.Я. Русский героический эпос. с. 28.

[31] Мирзоев В.Г. Былины и летописи: памятники русской исторической мысли. – М., 1978. с. 67.

[32] Рыбаков Б.А. Рождение Руси. – М.: АиФ Принт, 2003. с. 410.

[33] Рыбаков Б.А. Рождение Руси. с. 327.

[34] Цит. по Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 59.

[35] Старинные диковинки: т.3. кн.1. с. 21.

[36] Кожинов В.В. История Руси… с. 150 – 151.

[37] Рыбаков Б.А. Рождение Руси. С. 410.

[38] Кожинов В.В. История Руси… с. 155.

[39] Кузьмин А.Г. Варяги и Русь. – http://forum.svarog.ru/

[40] Кожинов В.В. История Руси… с. 152.

[41] Кожинов В.В. История Руси… с. 152.

[42] Кожинов В.В. История Руси… с. 164.

[43] Кожинов В.В. История Руси… с. 186.

[44] Фрэзер Д. Золотая ветвь. – М.: Политиздат, 1980. с. 210.

[45] Фрэзер Д. Золотая ветвь. с. 272.

[46] Повесть временных лет. http://www.slav.olegern.ru/

[47] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 74.

[48] Азбелев С.Н. Князь Владимир и Илья Муромец. // Русская речь, 1993, №6, с. 76.

[49] Азбелев С.Н. Князь Владимир и Илья Муромец. с. 77.

[50] Татищев В.Н. История российская. с. 60.

[51] Татищев В.Н. История российская. с. 60.

[52] Азбелев С.Н. Ф.И. Буслаев и его ученики… с. 12.

[53] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 92.

[54] Сапковский А. Мир короля Артура. // Сапковский А. Нет золота в Серых Горах. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. с. 54.

[55] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 95.

[56] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 285.

[57] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 97.

[58] Из «Деяний первосвященников Гамбургской церкви» Адама Бременского. // Откуда есть пошла Русская земля. т.2. – М.: Молодая гвардия, 1986. с. 596.

[59] Гаврилов Д.А. Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. – М.: Рефл-Бук, 2002. с. 69.

[60] Семёнова М. – Мы – славяне! с. 208.

[61] Гудзь-Марков А.В. Индоевропейцы Евразии и славяне. – М.: Вече, 2004. с. 375.

[62] Повесть временных лет. – http://www.slav.olegern.ru/

[63] Носов Е. Славяне на Ильмене. Экологический аспект освоения северо-западных земель. // Родина, 2002, №11/12. с. 46. Зализняк А. Новгородское наречие. // Родина, 2002, №11/12. с. 85.

[64] Семёнова М. – Мы – славяне! с. 370, 406.

[65] Серяков М. Рождение Вселенной. Голубиная книга. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. с. 121, 144.

[66] Нидерле Л. Славянские древности. – М.: Алетейя, 2000. с. 18.

[67] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 482.

[68] Былины. – М.: Советская Россия, 1988. с. 451.

[69] Пропп В.Я. Русский героический эпос. с. 351.

[70] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 483.

[71] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 238.

[72] Былины. – М.: Советская Россия, 1988. с. 163.

[73] Успенская Е.Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии. – СПб.: Евразия, 2000. с. 136.

[74] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 104.

[75] Из «Истории» Геродота. // Откуда есть пошла Русская земля. т.1. – М.: Молодая гвардия, 1986. с. 502.

[76] Кельтская мифология. – М.: Эксмо, 2002. с. 409. Сапковский А. Мир короля Артура. с. 81 – 82, 84.

[77] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 105.

[78] Пропп В.Я. Русский героический эпос. с. 68.

[79] Повесть временных лет. – http://www.slav.olegern.ru/

[80] Серяков М. Рождение Вселенной. с. 223.

[81] Былины. – М.: Советская Россия, 1988. с. 175.

[82] Лев Диакон. История. – М., 1971. с. 94.

[83] Семёнова М. – Мы – славяне! с. 138. Гаврилов Д.А. Наговицын А.Е. Боги славян. с. 40. Серяков М. Рождение Вселенной. с. 183.

[84] Фрэзер Д. Золотая ветвь. с. 312.

[85] Гаврилов Д.А. Наговицын А.Е. Боги славян. с. 304.

[86] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 111.

[87] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 114.

[88] Гаврилов Д.А. Наговицын А.Е. Боги славян. с. 304.

[89] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 386.

[90] Былины. – М.: Советская Россия, 1988. с. 215.

[91] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 115.

[92] Из «Истории» Геродота. // Откуда есть пошла... т.1. с. 499.

[93] Успенская Е.Н. Раджпуты… с. 271.

[94] Дончев С. Откуда скачешь, гордый конь? // Тайны веков: кн.3. – М.: Молодая гвардия, 1983. с. 220.

[95] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 411.

[96] Былины. – М.: Советская Россия, 1988. с. 284.

[97] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 410.

[98] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 363.

[99] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 411.

[100] Мирзоев В.Г. Былины и летописи… с. 52.

[101] Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крёстная сила. – М.: ТЕРРА: «Книжная лавка – РТР», 1996. с. 228.

[102] Успенская Е.Н. Раджпуты… с. 154.

[103] Лев Диакон. История. с. 96.

[104] Ибн-Мискавейх о походе русов в Бердаа в 943 – 944 гг. // Откуда есть пошла... т.2. с. 578.

[105] Фрэзер Д. Золотая ветвь. с. 201.

[106] Былины. – М.: Советская Россия, 1988. с. 323 – 353.

[107] Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Издательство «Наука», 1987. с. 27.

[108] Из сочинения Ибн-Русте «Дорогие ценности». // Откуда есть пошла… т.2. с. 565. См. также. Ибн Фадлан А. «Записка» о путешествии на Волгу. – М. – Л.: Издательство АН СССР, 1939. с. 40 – 42.

[109] Былины. – М.: Советская Россия, 1988. с. Былины. – М.: Современник, 1986. с. 335.

[110] Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. с. 27.

[111] Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. с. 27.

[112] Повесть временных лет. – http://www.slav.olegern.ru/

[113] Из «Датской истории» Саксона Грамматика. // Откуда есть пошла… т.1. с. 643.

[114] Былины. – М.: Советская Россия, 1988. с. 334. Пропп В.Я. Русский героический эпос. с. 96.

[115] Азбелев С.Н. Садко. // Русская речь, 1992, №6, с. 85.

[116] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 492.

[117] Азбелев С.Н. Ф.И. Буслаев и его ученики… с. 9.

[118] Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. с. 480.

[119] Серяков М. Рождение Вселенной. с. 449.

[120] Гаврилов Д.А. Наговицын А.Е. Боги славян. с. 65. Серяков М. Рождение Вселенной. с. 449.

[121] Фрэзер Д. Золотая ветвь. с. 147, 195 – 197.

[122] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 242, 446.

[123] Фрэзер Д. Золотая ветвь. с. 426.

[124] Сапковский А. Мир короля Артура. с. 88.

[125] Сапковский А. Мир короля Артура. с. 67.

[126] Сапковский А. Мир короля Артура. с. 106 – 108.

[127] Пропп В.Я. Русский героический эпос. с. 41. Мирзоев В.Г. Былины и летописи… с. 68.

[128] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 130.

[129] Фрэзер Д. Золотая ветвь. с. 427.

[130] Фрэзер Д. Золотая ветвь. с. 427.

[131] Татищев В.Н. История российская. с. 47.

[132] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 162.

[133] Старинные диковинки: т.3. кн.1. с. 228.

[134] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 442 – 452.

[135] Мирзоев В.Г. Былины и летописи… с. 74.

[136] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 164.

[137] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 165.

[138] Старинные диковинки: т.3. кн.1. с. 7.

[139] Рыбаков Б.А. Рождение Руси. с. 328.

[140] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 145.

[141] Серяков М. Рождение Вселенной. с. 299.

[142] Повесть временных лет. – http://www.slav.olegern.ru/

[143] Повесть временных лет. – http://www.slav.olegern.ru/

[144] Ибн Фадлан А. «Записка» о путешествии на Волгу. с. 44 – 45.

[145] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 120, 237.

[146] Фрэзер Д. Золотая ветвь. с. 110, 122.

[147] Фрэзер Д. Золотая ветвь. с. 109, 206.

[148] Ибн Фадлан А. «Записка» о путешествии на Волгу. с. 45.

[149] Из «Датской истории» Саксона Грамматика. // Откуда есть пошла… т.1. с. 645.

[150] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 121, 243.

[151] Из «Деяний первосвященников Гамбургской церкви» Адама Бременского. // Откуда есть пошла… т.2. с. 596.

[152] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 212.

[153] Лев Диакон. История. с. 99 – 100.

[154] Прозоров Л.Р. Внешность князя Святослава Игоревича, как этноопределяющий признак. – http://slav.olegern.ru/

[155] Гедеонов С.Г. Варяги и Русь. – СПб.: Типография императорской Академии наук, 1876. с. 364.

[156] Прозоров Л.Р. Внешность князя Святослава… – http://slav.olegern.ru/

[157] Прозоров Л.Р. Внешность князя Святослава… – http://slav.olegern.ru/

[158] Гедеонов С.Г. Варяги и Русь. с. 365.

[159] Повесть временных лет. – http://www.slav.olegern.ru/

[160] Гаврилов Д.А. Наговицын А.Е. Боги славян. с. 396.

[161] Рыбаков Б.А. Рождение Руси. с. 120.

[162] Прозоров Л.Р. Внешность князя Святослава… – http://slav.olegern.ru/

[163] Гедеонов С.Г. Варяги и Русь. с. 363.

[164] Прозоров Л.Р. Внешность князя Святослава… – http://slav.olegern.ru/

[165] Иловайский Д.И. Начало Руси. – М.: Издательство ООО Олимп: ООО Издательство АСТ, 2002. с. 230.

[166] Из «Датской истории» Саксона Грамматика. // Откуда есть пошла… т.1. с. 643.

[167] Калугин В.И. Мир былинного эпоса. с. 14.

[168] Костомаров Н.И. Севернорусские народоправства… с. 17, 19.

[169] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. с. 369.

[170] Костомаров Н.И. Севернорусские народоправства… 2004. с. 19.

[171] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 364 – 372.

[172] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 177.

[173] Гедеонов С.Г. Варяги и Русь. с. 132.

[174] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 57 – 61.

[175] Кожинов В.В. История Руси… с. 333.

[176] Из «Датской истории» Саксона Грамматика. // Откуда есть пошла… т.1. с. 633.

[177] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 181.

[178] Кожинов В.В. История Руси… с. 333.

[179] Былины. – М.: Советская Россия, 1988. с. 42 – 43.

[180] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 185.

[181] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. с. 364.

[182] Зенин Д. Защитники земли Русской. // Тайны веков: кн.3. с. 13.

[183] Зенин Д. Защитники земли Русской. // Тайны веков: кн.3. с. 15.

[184] Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семиотический характер восточнославянских обрядов. – СПб.: Наука, 1993. с. 56.

[185] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 188.

[186] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. –с. 367.

[187] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 189.

[188] Славянская мифология. – М.: Эксмо-ПРЕСС, 1995. с. 329.

[189] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 190.

[190] Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крёстная сила. с. 139.

[191] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. с. 367.

[192] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. с. 367.

[193] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 101.

[194] Слово о полку Игореве. – М.: Просвещение, 1984. с. 43, 44, 51. Задонщина. – Тула: Приокское книжное издательство, 1980. с. 26.

[195] Костомаров Н.И. Севернорусские народоправства… с. 43.

[196] Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. с. 10.

[197] Серяков М. Рождение Вселенной. с. 419.

[198] Из саги о Тидреке Бернском. // Откуда есть пошла… т.1. с. 579.

[199] Из саги о Тидреке Бернском. // Откуда есть пошла… т.1. с. 583.

[200] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 203.

[201] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 204.

[202] Ярхо В. Илья Муромец… с. 18.

[203] Цит. по Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 191.

[204] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 206.

[205] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 207.

[206] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 208.

[207] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 209.

[208] Былины. – М.: Советская Россия, 1988. с. 143.

[209] Из саги о Тидреке Бернском. // Откуда есть пошла… т.1. с. 587.

[210] Иордан. Гетика (О происхождении и деяниях гетов). – М.: 1960. с. 230.

[211] Былины. – М.: Советская Россия, 1988. с. 182 – 183.

[212] Из саги о Тидреке Бернском. // Откуда есть пошла… т.1. с. 612.

[213] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 214.

[214] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 407, 420.

[215] См. напр. Былины. – М.: Современник, 1986. с. 124, 159.

[216] Азадовский М.К. Русские сказочники. // Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. – М. – Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. с. 28. Серяков М. Рождение Вселенной. с. 384.

[217] Нидерле Л. Славянские древности. С. 124–126.

[218] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 160.

[219] Былины. – М.: Советская Россия, 1988. с. 206.

[220] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 221.

[221] Былины. – М.: Советская Россия, 1988. с. 105, 118, 366.

[222] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 222.

[223] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 223.

[224] Из саги о Тидреке Бернском. // Откуда есть пошла… т.1. с. 573.

[225] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 231.

[226] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 304.

[227] Азбелев С.Н. Алёша Попович. // Русская речь, 1998, №2, с. 103 – 110.

[228] Азбелев С.Н. Алёша Попович. с. 107.

[229] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 238.

[230] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 233.

[231] Серяков М. Рождение Вселенной. с. 412.

[232] Былины. – М.: Современник, 1986. с. 243.

[233] Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. – М.: Лабиринт, 2000. с. 286.

[234] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 235.

[235] Из «Деяний первосвященников Гамбургской церкви» Адама Бременского. // Откуда есть пошла… т.2. с. 595.

[236] Кельтская мифология. с. 362 – 363.

[237] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 238.

[238] Кельтская мифология. с. 333. Фрэзер Д. Золотая ветвь. с. 739.

[239] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. с. 211.

[240] Семёнова М. – Мы – славяне! с. 208. Гудзь-Марков А.В. Индоевропейцы Евразии и славяне. с. 210. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. с. 213.

[241] Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. – М.: Языки русской культуры, 2001. с. 15.

[242] Назаренко А.В. Древняя Русь… с. 17, 25.

[243] Кузьмин А.Г. Варяги и Русь. – http://forum.svarog.ru/

[244] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 243.

[245] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 243.

[246] Назаренко А.В. Древняя Русь… с. 32.

[247] Кузьмин А.Г. Варяги и Русь. – http://forum.svarog.ru/

[248] Иордан. Гетика. с. 209.

[249] Из хроники «Продолжателя Регинона». // Откуда есть пошла… т.2. с. 564.

[250] Кузьмин А.Г. Варяги и Русь. – http://forum.svarog.ru/

[251] Из «Жития Святого Северина» Евгиппия. // Откуда есть пошла… т.1. с. 570.

[252] Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с. 243.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 223.