Национальные и частные интересы в экономических отношениях по производству общественных благ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Производство общественных благ предполагает сочетание национальных и частных интересов. Национальные интересы (и в частности национальные экономические интересы) определяются как интересы отдельного социального организма, общества, страны. Нация - сложная форма общественного единства, гармоничное целое с присущими ей особыми интересами, поэтому надо учитывать «такой феномен, как континуитет, сохранение устойчивой преемственности государственно-страноведческого характера». Носителем национальных экономических интересов является персонифицированный гражданин. "При всей важности любого группового или государственного интереса экономический интерес как институциональная норма персонифицируется только в индивиде, независимо от типа экономической системы". Но, прежде всего, индивид (гражданин, выступающий в разных ролях в силу своего социального положения) является носителем индивидуального, частного интереса.

В силу ряда причин национальные и частные интересы не могут реализоваться непротиворечиво. Укажем эти причины. Первое. Экономические интересы включены в функциональные связи в институциональной структуре. Экономические интересы являются главным институциональным двигателем прогресса экономической системы. Таким образом они наследуют противоречия институциональной системы.

Второе. Многомерность и возможность агрегирования экономических интересов. Экономические интересы - это есть институциональная норма для отдельного человека, предпринимательских структур, государства в целом, удовлетворять их сложившиеся и развивающиеся потребности. При этом динамику экономического поведения различных субъектов приходится различать на макро- и микро - уровнях, хотя, конечно же, они взаимосвязаны.

Третье. Интерес противоречив по содержанию своей действенности. На эту особенность, например, в проявлении интереса личности не обращается должного внимания ни в теории, ни в практике его реализации. В интересе его действий видится главным образом позитивная особенность, односторонность, что в природе общественных и личных явлений не бывает.

Национальные экономические интересы заключаются в оптимизации макроэкономической динамики: достижение удовлетворительных темпов экономического роста, его стабильности, эффективное включение в мировую экономику и на этой основе обеспечение уровня жизни населения, интеграции в мировое хозяйство в качестве развитой страны. Это - долговременные интересы всего населения.

В различных исторических рамках выживаемость государства определялась различными факторами, и требовало производства различных благ. Причем современная схема производства общественных благ государством, прежде всего, через систему налоговых отношений внутри государства, действовала далеко не везде и не всегда, так ресурсной базой для данного производства могли служить налоги с порабощенных государств или прямое разграбление других государств. Логичная схема общественного согласия исключает возможность «вариантного» производства общественных благ. Но современный период также не идеален и дает довольно яркие примеры агрессии отдельных государств, которые решают проблемы своего национального сообщества, не просто нарушая, а порой грубо попирая интересы других национальных сообществ. Какое место отводится общественным благам в реализации общественных (национальных) интересов? Эффективное производство общественных благ рассматривается чаще всего как функция от успешного развития экономики. С другой стороны условия реализации национальных экономических интересов во многом определяются эффективным и оптимальным уровнем производства общественных благ (прежде всего, образования и здравоохранения). Кроме того, бюджетные инвестиции в экономику позволяют формировать более оптимальную инфраструктуру. Результатом и формой политики демонтажа общественного сектора в условиях переходного периода является его хроническое недофинансирование. Такую политику обычно расценивают как политику экономии, в реальности это самая расточительная из политик. Производство общественных благ осуществляется посредством сложной взаимосвязи всех элементов институциональной структуры. В институциональной среде по производству общественных благ можно выделить три блока объективных противоречий. Первый блок. Условно его можно обозначить: "бизнес-общество". Финансовый источник обеспечения производства общественных благ (основной) - налоги, которые платит формально (юридически) бизнес. Интересы бизнеса напрямую не связаны с производством общественных благ. Второй блок противоречий. Условно его можно назвать "государство - общество''.

Противоречия данного блока связаны с тем, что представлять экономические интересы общества призвано государство. "Правительство (государство) - экономический агент, принимающий решения о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ". Третий блок. Его обозначим как "индивид-общество". Основой противоречий этого блока служат различные вкусы, взгляды, потребности, следовательно, различная степень заинтересованности каждого индивида в производстве того или иного общественного блага.

В целом, как утверждает М. Олсон, "различные потребности и оценки по отношению к коллективным благам являются основой для конфликта, в то время как различные потребности в частных благах - нет".



Дата: 2019-07-24, просмотров: 151.