Воспроизводящее повторение в обучении истории применяется при подготовке к экзаменам, а также когда важный в образовательно-воспитательном отношении материал был недостаточно усвоен школьниками. Основное внимание при этом сосредоточивается на повторении наиболее существенного и трудно запоминаемого материала, определений, законов, терминологии и т.п. Трудный для запоминания материал, в особенности хронологический, требует многократного возвращения к нему и воспроизведения его учащимися в возможно более разносторонних связях.
Особым видом дополняющего повторения являются экскурсии и просмотры кинофильмов, диафильмов и телепередач по уже изученной на уроках теме. Их следует отличать от экскурсий и просмотров экранных пособий, передающих информацию по новой для учащихся теме и частично заменяющих изложение материала учителем.
На экскурсии и просмотре, проводимых после изучения соответствующей темы, не только воспроизводятся некоторые известные учащимся знания, но и сообщается дополнительный материал, конкретизирующий и развивающий ее содержание. Особенно велика роль экскурсий и экранных пособий в повышении образности знаний. Задачей учащихся при этом является не только усвоение новой информации, но и синтез ее с имеющимися знаниями и актуализация последних.
Экскурсии, экранные пособия и телепередачи, содержание которых охватывает материал нескольких уроков, выполняют в обучении истории и обобщающую функцию.
Повторение по связям с вновь изучаемым материалом
Повторение по связям в обучении истории есть руководимая учителем учебная деятельность школьников, направленная на решение следующих задач: закрепление в памяти учащихся ранее изученного материала, познание его новых связей, признаков; отработку первоначально усвоенных способов действий; более глубокое и сознательное усвоение нового материала и включение его в систему имеющихся знаний.
Ранее изученный исторический материал привлекается при изучении нового материала по таким существенным связям, как отношения сходства и различия, части и целого, причинно-следственных связей и закономерностей, отношения последовательности и развития (на временной, пространственной основе), отражение материальной жизни в общественном сознании, перенос способов действий в новые условия.
Повторение по связям осуществляется в основном на уроках, а по наиболее важным вопросам — и в порядке домашней работы учащихся.
Обобщающее повторение
Обобщения присутствуют в изучении почти каждой темы курса истории. Хотя они носят преимущественно частный характер, но играют большую роль в систематизации исторических знаний учащихся. Частные обобщения входят в качестве составных элементов в обобщения более высокого порядка, охватывающие содержание крупных разделов или даже школьного курса истории в целом.
Методика выработала различные пути обобщения исторического материала и соответствующие им типы обобщающих уроков. В средних классах основной прием обобщения — опрос-беседа с привлечением пособий, частично уже использованных при изучении отдельных тем, частично новых. В старших классах кроме этого, используются повторительно-обобщающая лекция учителя, семинарское занятие с сообщениями учащихся обобщающего характера, работа с произведениями классиков, документами, на основе, которой осуществляется обобщение изученного материала.
Обобщение не является завершающим этапом обучения истории. Обобщенные знания, оформленные в понятиях, категориях, законах, идеях, служат средством научного познания учащимися исторических фактов и более частных понятий.
Одним из эффективных приемов активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся является использование опорных конспектов. Они представляют собой вид дидактических материалов, в которых в сжатом виде изложены основные идеи и положения, изучаемые на уроке. Опорный конспект может быть составлен в виде развернутого плана, тезисов, таблицы, подборки документов с вопросами и заданиями. На его основе организуются различные формы учебной деятельности с использованием учебников, первоисточника, наглядных пособий. В конце урока коллективно делаются выводы и обобщения, которые записываются в тетради и в дальнейшем применяются в процессе текущего повторения, подготовки к экзаменам. Опорные конспекты могут быть ориентированы как на всю группу, так и на часть учащихся (варианты повышенной и пониженной трудности).
Обучающие возможности этого вида материала покажем на примере темы «Освободительная война 1648-1654 гг.под предводительством Б. Хмельницкого ».На уроке используется составленная преподавателем таблица, сопоставляющая позиции Российской империи и украинского казачества по территориальным вопросам. Изготовленная в виде аппликации, она накладывается на магнитную доску или проецируется через кодоскоп на экран. Ее можно распечатать и раздать каждому из учащихся.
В данной таблице учащиеся делают пометки по ходу объяснения учителя, затем самостоятельно расставляют даты хода военных действий, конспектируют фрагменты хрестоматийных материалов, делают вывод.
Более подготовленная группа учеников, используя материал учебника и фрагменты первоисточников, может самостоятельно заполнить таблицу:
Рассматриваемые вопросы | Российская империя | Действия Б.Хмельницкого |
Характер восстания | ||
Движущие силы | ||
Союзники | ||
Отношение к восстанию | ||
Результаты восстания |
* Составлена автором на основе изученного материала
Особая роль в педагогике и психологии отводится эксперименту, поскольку в нем проверяются гипотезы научного характера, позволяющие получать достоверные психолого-педагогические знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых на учащихся оказываются различные психолого-педагогические воздействия. От правильной организации и проведения психолого-педагогического эксперимента зависят судьба и эффективность тех рекомендаций, которые кладутся в основу системы обучения и воспитания детей. Для того, чтобы психолого-педагогический эксперимент давал необходимые, достоверные знания, необходимо, чтобы он отвечал ряду требований. Во-первых, должна быть заранее продумана логика организации эксперимента, рассчитанная на то, чтобы не совершить ошибки в выводах. Во-вторых, учитель должен обладать методикой его проведения. В-третьих результаты эксперимента должны быть оценены и проанализированы.
Доказательство экспериментальнй гипотезы состоит из трех основных компонентов: фактов, аргументов и демонстрации справедливости предложенной гипотезы, вытекающей из этих аргументов и фактов.
Факты и аргументы, как правило, представляют собой идеи, истинность которых уже проверена или доказана. В силу этого они могут без специального доказательства их справедливости приводиться в обоснование истинности или ложности гипотезы. Демонстрация-это совокупность логических рассуждений, в процессе которых из аргументов и фактов выводится справедливость гипотезы.
Для того, чтобы доказательство было убедительным, в нем также необходимо следовать определенным правилам. Одно из них гласит: гипотеза, аргументы и факты должны быть суждениями ясно и точно определенными. В противном случае оно может быть опровергнуто или подвергнуто сомнению.
Доказываемое положение- в нашем случае гипотеза- на всем протяжении доказательства должно быть одним и тем же. Нарушение этого правила обычно ведет к тому, что несмотря на затраченные усилия, гипотеза остается недоказанной.
Факты и аргументы, приводимые в процессе доказательства, не должны противоречить друг другу, так как это также сводит доказательство на нет. Необходимо строго следить за тем, чтобы соблюдалось следующее правило: аргументы и факты, приводимые в подтверждение гипотезы, сами должны быть истинными и не подлежать сомнению. Как разновидность проведения констатирующего эксперимента можем использовать урок-сообщения новых знаний, урок-путешествие, урок-беседа, урок по опорным конспектам, урок-тематическая проверка..
Вывод по второму разделу
Таким образом, характеризуя новые передовые педагогические технологии, мы тем самым раскрываем их содержание и даем характеристику применения этих технологий-методик в школе.
На последующем этапе формирования знаний в курсе преподавания истории Украины, учитель формирует активную жизненную позицию, развивает самосознание учащихся.
Создание проблемной ситуации может сочетаться с постановкой и уяснением основной задачи урока.
Используются различные способы объяснения- рассуждающее изложение, работа по опорным конспектам, работа с документальным материалом, круглый стол, урок-игра и т.д.
Одним из эффективных приемов активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся является использование опорных конспектов. Они представляют собой вид дидактических материалов, в которых в сжатом виде изложены основные идеи и положения, изучаемые на уроке. Опорный конспект может быть составлен в виде развернутого плана, тезисов, таблицы, подборки документов с вопросами и заданиями. На его основе организуются различные формы учебной деятельности с использованием учебников, первоисточника, наглядных пособий. В конце урока коллективно делаются выводы и обобщения, которые записываются в тетради и в дальнейшем применяются в процессе текущего повторения, подготовки к экзаменам. Опорные конспекты могут быть ориентированы как на всю группу, так и на часть учащихся (варианты повышенной и пониженной трудности).
Процесс обучения мы прослеживаем в двух его органически взаимосвязанных сторонах: учебной деятельности школьников и преподавательской деятельности учителя. Учитель — организатор и руководитель процесса обучения — определяет содержание, характер и последовательность учебной деятельности учащихся. Однако успешно организовать учебный процесс учитель сможет лишь в том случае, если он не только конкретно определит цели обучения, но и отчетливо представит себе, какая учебная деятельность его учеников необходима для осуществления этих целей. Срою работу учитель строит применительно к прогнозируемой деятельности школьника. В силу этого в левом столбце мы характеризуем поэтапную учебную деятельность ученика, а в правом — преподавательскую деятельность учителя.
Заключение
Усвоение системы исторических знаний осуществляется в результате разносторонней, активной и в ряде случаев творческой деятельности обучаемых.
Учебное познание истории идет путем сокращенным и облегченным по сравнению с познанием научным. Из огромного материала, собранного, проанализированного и обобщенного исторической наукой, в обучении отбирается минимум, педагогически необходимый для решения стоящих перед ним образовательно-воспитательных задач. В большинстве случаев в обучении истории знания излагаются в адаптированном и в систематизированном виде.
В основе учебного познания истории лежат ощущения и восприятия, преимущественно зрительные и слуховые. Знания об исторических событиях, о внешней стороне явлений черпаются из различных источников информации. Получение информации является не только обязательным, но по своему характеру и начальным моментом учебного познавательного процесса. Источники исторических знаний очень разнообразны. Большое место в учебном познании истории занимают предметная и изобразительная наглядность, карта, документ. Велика по сравнению с большинством других учебных предметов и роль описания и повествования как в устной, так и письменной форме.
Процесс усвоения учащимися фактических знаний не может быть изолирован, отделен от их осмысления, но и сам по себе он не является простой передачей знаний, при которой будто бы активен только учитель, а ученик пассивно воспринимает преподносимые ему знания. Даже для восприятия популярно излагаемых учителем фактов от учащихся требуется волевое усилие, внимание, запоминание, работа фантазии, создающей в сознании образы описываемых явлений. Тем более это относится к приобретению учащимися знаний из различных пособий. Возможен и самостоятельный поиск учащимися фактов, установленных исторической наукой. Для этого ученик должен знать различные источники исторических знаний и владеть приемами работы с ними.
В методической литературе источники исторических знаний группируются обычно по внешнему признаку — по характеру восприятия заключенной в них информации нашими органами чувств. Различают устное изложение, текст, наглядность. Эти большие группы делятся на более частные. Так, детальную классификацию форм устного изложения разработал А.А. Вагин, а средств наглядности — Д.Н. Никифоров.
Формирование у учащихся с доступной для них глубиной понимания истории пронизывает весь процесс обучения истории в школе. Оно основывается на объяснении и на осмыслении сущности исторических явлений, разносторонних связей и отношений между ними.
При всех различиях познавательной деятельности школьников средних и старших классов и при соответствующих этому различиях в методике обучения истории формирование исторических знаний проходит общие для всех учащихся основные этапы движения от незнания к знанию, от неполного, поверхностного, отрывочного знания к знанию все более полному, глубоко осознанному, систематизированному и действенному.
Этапы формирования знаний мы характеризуем на изучении школьниками условной темы одного урока в системе изучения предшествующих и последующих тем курса. Характеризуя общие черты движения знаний, мы отмечаем некоторые варианты в обучении учащихся разных возрастов.
Процесс обучения мы прослеживаем в двух его органически взаимосвязанных сторонах: учебной деятельности школьников и преподавательской деятельности учителя. Учитель — организатор и руководитель процесса обучения — определяет содержание, характер и последовательность учебной деятельности учащихся.
Список литературы
1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. Методическое пособие по истории средних веков М.,1978., 342с.
2.Андреевская Н.В. Методика преподавания истории в средней школе.М.,1990.,123 с.
3. Активизация учащихся на уроках истории. Из опыта работы учителей Львова. Львов.,1998.-63 с.
4. Александров А.И. Самостоятельная работа учащихся при изучении истории. М.,1989.,115с.
5. Боголюбов Л.Н. Факты и теория в обучении новейшей истории. // Преподавание истории в школе.-1990.-№ 1.-с. 15.
6. Вендровская Р.Б. Межпредметные связи истории и обществоведения. // Преподавание истории в школе.- 1990.-№4.-с. 6-8.
7.Голубева Т.С., Геллерштейн Л.С. Методическое пособие по истории. М.,1989., 114 с.
8.Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. М.,1989.,100с.
9. Донской Г.М. О новых методических идеях и их использовании в практике. // Преподавание истории в школе.-1994.-№ 1.-с.23-28.
10. Захарова Е.Н. Формирование умения учиться. //Преподавание истории в школе.-1995.-№ 7.-с.25-28
11. Зимак З.О. Формировние мировоззрения учащихся. Минск.,1997.-168с.
12. Купцов А.И. К вопросу о программированном обучении истории. // Преподавание истории в школе.-1999.-№3.-с. 35-40.
13. Клокова Г.В. раскрытие основ теории научения. М.,1999.-342 с.
14. Кинкулькин А.Т. Опыт работы школы по развитию интереса к изучению истории. М.,1995.-180 с.
15. Лернер И.Я. Опыт применения познавательных задач в 5 классе. // Преподавание истории в школе.- 1997.-№1.-с.11-16.
16. Лернер И.Я. Познавательные задания и задачи к курсу истории средних веков. // Преподавание истории в школе.- 1999.-№6.-с. 43-48
17. Линко Г.М. Работа с исторической картой в школе. М.,1992 .-234 с.
18. Линко Г.М., Петрова Е.В. Работа с хронологией в школе. М.,1995.-218с.
19. Плунгян Е.М. Учиться работать самостоятельно. М.,1995., 156 с.
20. Полторак Д.И. технические средства в преподавании истории и обществоведения. М.,1989.-119 с.
21. Пунский В.О. Формирование у школьников понимания закономерности исторического процесса. Из опыта работы по изучению курса новой истории. М.,1992.- 300 с.
22. Психология усвоения истории учащимися. /Под ред. А.З. Редько.,М.,1991.-232 с.
23. Развитие познавательных возможностей учащихся при обучении истории. / Под Ред. П.В.Горы и др. М.,1994.- 456 с.
24. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.,1995.,123 с.
25. Сысоенко И.В. Формирование мировоззрения у учащихся старших классов. Исследование на материале школьных курсов истории и обществоведения. М.,1990.-254 с.
26. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.,1995.-218 с.
27. Филиппов Б.А. Методика самообразования учащихся. М.,1998.-221 с.
28. Формирование умений учиться. / Под ред. Э.И. Моносзона., М.-2000.- 323с.
29.Формы организации обучения. / Под ред. Вайнера.,М.,2000.-201 с.
30.Янко-Триницкая А.А. Развитие интереса к изучению истории. СПб.,2003.-125 с.
Приложение 1
Дата: 2019-07-24, просмотров: 241.