Глава I. Теоретико-методологические основы развития творческих способностей

Введение

 

Актуальность проблемы исследования можно объяснить целым рядом обстоятельств. Так, основным направлением модернизации общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе развития предусматривается, прежде всего повышение качества усвоения общеобразовательных и профессиональных знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ.

Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.

Прежде всего, иностранный язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках иностранного языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществоведению, литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству и др.

К проблеме использования английского языка в формировании творческих способностей в учебно-воспитательном процессе обращаются многие авторы.

Однако проведенный анализ научно-методической литературы показал, что специальных исследований, посвященных изучению роли иностранного языка, в частности, занятий по английскому языку как средства формирования творческих способностей, практически нет. Несмотря на неослабевающий интерес к проблеме творческого развития индивидуальности на занятиях по английскому языку, на большое количество специалистов, педагогов-практиков, занимающихся данной проблемой, нет ее детального теоретического обоснования.

Кроме того, несмотря на обширное количество публикаций, выходящих в последнее время, научно-практического и методического материала в помощь педагогам, явно не хватает.

Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления формирования ее творческого потенциала.

Цель исследования: развитие творческих способностей учащихся начальной школы в процессе изучения английского языка.

Объект исследования: влияние нетрадиционных форм урока английского языка на творческое развитие учащихся.

Предмет исследования: процесс формирования и развития творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку.

Задачи исследования:

проследить процесс развития творческих способностей личности учащихся на занятиях по английскому языку;

дать определение понятию "нетрадиционные уроки" и описать различные формы их проведения;

проанализировать категории "творчество", "творческие способности", и выявить из них наиболее необходимые для изучения английского языка;

разработать занятия по английскому языку в школе как одного из средств развития творческих способностей школьников.

Гипотеза: развитие творческих способностей при обучении английского языка непосредственно связано с использованием игровых моментов на уроках, проведении нетрадиционных уроков.

Материалом для исследования послужили научные статьи, методическая литература, посвященная данной проблеме, а так же различные интернет-сайты.



Заключение

 

В нашем исследовании мы рассмотрели проблему - развитие творчества детей в процессе обучения английскому языку.

Результат исследования и практика работы говорят о том, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Как известно, целью обучения иностранному языку в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, творческое мышление, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;

воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;

развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

В ходе работы была достигнута поставленная цель. Мы показали, что развитие творческих способностей учащихся зависит не только от формы нетрадиционного урока, но от педагогического творчества учителя. Так же были выполнены поставленные задачи:

проследили процесс развития творческих способностей личности учащихся на занятиях по английскому языку;

дали определение понятию "нетрадиционные уроки" и описали различные формы их проведения;

проанализировали категории "творчество", "творческие способности;

разработали занятия по английскому языку, способствующих развитию творческих способностей школьников.

Материалы исследования могут быть использованы в работе учителей иностранного языка в средних школах, гимназиях и школах с углубленным изучением иностранного языка, а так же для студентов педагогических вузов в процессе обучения английскому языку в младшей школе.



Библиография

 

1. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ - 1993 - №3.С. 20-25

2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. - М.: Роспедагентство, 1994.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Изд. Центр “Академия", 2002.

4. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника. Ж-л “Завуч начальной школы". №2, 2001.

5. Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия. // Учитель - 2001 - №1 - с.52-54

6. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк. 2000. №7.

7. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб: Изд-во "Русско-Балтийский информационный центр "БЛИЦ"", "Cambridge University Press", 2001 г. - с.150-151, 161, 90-91.

8. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // - Начальная школа - 2001 - №11 - с.49-51

9. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. - М.: “Треугольник”, 1993.

10. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ - 2000 - №4. С.14-19

11. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.

12. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ - 2001 - №2 С.14-19

13. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ - 1991 - №2 С.3-10

14. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2001. - Кн.1. Общие основы. ПО. - 576с.

15. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 232с.

16. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие. / Под ред.Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой - Воронеж: НОУ "Интерлингва", 2002.

17. Ю.К. Бабинский. Педагогика. М.: Просвещение, 1983г.

18. www.bolshe.ru

19. www.festival.1september.ru

20. www.zachetka.ru

Введение

 

Актуальность проблемы исследования можно объяснить целым рядом обстоятельств. Так, основным направлением модернизации общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе развития предусматривается, прежде всего повышение качества усвоения общеобразовательных и профессиональных знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ.

Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.

Прежде всего, иностранный язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках иностранного языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществоведению, литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству и др.

К проблеме использования английского языка в формировании творческих способностей в учебно-воспитательном процессе обращаются многие авторы.

Однако проведенный анализ научно-методической литературы показал, что специальных исследований, посвященных изучению роли иностранного языка, в частности, занятий по английскому языку как средства формирования творческих способностей, практически нет. Несмотря на неослабевающий интерес к проблеме творческого развития индивидуальности на занятиях по английскому языку, на большое количество специалистов, педагогов-практиков, занимающихся данной проблемой, нет ее детального теоретического обоснования.

Кроме того, несмотря на обширное количество публикаций, выходящих в последнее время, научно-практического и методического материала в помощь педагогам, явно не хватает.

Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления формирования ее творческого потенциала.

Цель исследования: развитие творческих способностей учащихся начальной школы в процессе изучения английского языка.

Объект исследования: влияние нетрадиционных форм урока английского языка на творческое развитие учащихся.

Предмет исследования: процесс формирования и развития творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку.

Задачи исследования:

проследить процесс развития творческих способностей личности учащихся на занятиях по английскому языку;

дать определение понятию "нетрадиционные уроки" и описать различные формы их проведения;

проанализировать категории "творчество", "творческие способности", и выявить из них наиболее необходимые для изучения английского языка;

разработать занятия по английскому языку в школе как одного из средств развития творческих способностей школьников.

Гипотеза: развитие творческих способностей при обучении английского языка непосредственно связано с использованием игровых моментов на уроках, проведении нетрадиционных уроков.

Материалом для исследования послужили научные статьи, методическая литература, посвященная данной проблеме, а так же различные интернет-сайты.



Глава I. Теоретико-методологические основы развития творческих способностей

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 103.