Итоговое согласование интересов «акторов» целеполагания корпорации (менеджмента и внешних стейкхолдеров) можно разбить на ряд этапов.
На первом этапе происходит позиционирование отдельных стейкхолдеров по параметрам «власть» и «заинтересованность в активных действиях» по отношению к корпорации.
«Ключевые игроки» обладают высоким могуществом по отношению к фирме и имеют склонность к активному отстаиванию своих интересов.
«Спящие чудовища» также обладают высоким могуществом, но в текущий момент не склонны к активным действиям, выходящим за рамки рутины повседневных отношений.
«Любопытствующие» имеют, как правило, высокую зависимость от фирмы, но располагают важными для фирмы ресурсами, отсюда – их высокая заинтересованность и низкая власть.
«Случайные прохожие» (спекулятивные инвесторы, временные работники, случайные покупатели) не имеют ни власти над фирмой, ни зависимости от фирмы.
Вторым этапом выступает сведение воедино позиций стейкхолдеров по отношению к существующей практике корпорации. В теории принято выделять ряд типичных «карт стейкхолдеров».
Таблица 2
Типичные карты стейкхолдеров – особенности, опасности и способы действий
№ п/п | Обозначение | Особенность | Приоритеты | Механизмы действий |
1. | «Поле битвы» | Большое количе-ство сторонников и противников | Сокращение рисков путем объединения сторонников и разоб-щения противников | Накапливать ресур-сы, «разделяй и вла-ствуй» |
2. | «Мечта» | Все сторонники, нет оппонентов | Информировать и удо влетворять стейкхол-деров | Создание альянсов и укрепление единства поддержки |
3. | «Пропащее дело» | Многочисленные противники | Менять ориентацию каких-либо стейкхол-деров или менять стратегию | Преодолевать сопро-тивление |
4. | «Одинокий чемпион» | Один мощный сторонник | Увеличивать базу поддержки | Поддерживать учас-тие, провоцировать интерес иных стейк-холдеров |
5. | «Одинокий враг» | Один мощный противник | Уменьшать интерес и могущество против-ника, искать сторон-ников | Преодолевать сопро-тивление, искать вы-годы от стратегии для других |
6. | «Ловушка» | Малый интерес многих игроков | Сохранять ситуацию и искать сторонников | Повышать интересы стейкхолдеров через информирование и участие |
7. | «Стоящее дело» | Много сторонни-ков с малыми си-лами | Искать сильного сто-ронника | Организовывать сто-ронников |
8. | «Мина» | Много маломощ-ных противников | Поддерживать ситуа-цию | Информировать |
«Мечта автократа» | Нет мощных или заинтересованных стейкхолдеров | Поддерживать ситуа-цию | Направлять и мани-пулировать |
Каждая из 9 выделенных ситуаций имеет свои угрозы и механизмы разрешения.
Во многих случаях при применении данных методов анализа у менеджеров возникает склонность к воздействию на стейкхолдеров. Можно выделить следующие методы воздействия:
Коммуникации – предоставление информации о деятельности фирмы, снятие непонимания и противоречий.
Участие – включенность представителей стейкхолдеров в процессы принятия решений.
Манипулирование – включение стейкхолдеров в процесс принятия решений и создание условий, когда они вынуждены сами принять решение, выгодное для фирмы.
Направление – систематическое использование ресурсов для повышения совпадения интересов стейкхолдера и фирмы.
Шантаж – краткосрочное использование силы (ресурсов или угроз по лишению стейкхолдера доступа к ресурсу) для получения согласия стейхолдера на решение, которое он считает неправильным и невыгодным для себя.
Нетрудно убедиться, что подобные методы успешно работают лишь с «маломощными» стейкхолдерами. Чем выше власть стейкхолдера по отношению к фирме и чем выше его заинтересованность в том, чтобы воспользоваться этой властью, тем больше менеджмент вынужден подчинять деятельность фирмы преследованию интересов данного стейкхолдера. Таким образом, можно переформулировать исходную матрицу стейкходеров, включив в нее типичные действия менеджмента.
Матрица интересов и могущества стейкхолдеров по отношению к корпорации
| Уровень интереса | ||
Низкий | Высокий | ||
Уровень могущества | Низкий | А «Случайные попутчики» – Информируй о действиях фирмы | В «Любопытствующие» – Манипулируй |
Высокий | С «Спящие чудовища» – Не нарушай основные интересы | D «Ключевые игроки» – Следуй их интересам |
Отсюда возникает принципиальная формулировка стратегической ориентации корпорации – следование интересам ключевых игроков при соблюдении ограничений, налагаемых «спящими чудовищами».
Дата: 2019-07-24, просмотров: 264.