Одной из главных функций исполнительной власти является регулирование занятости населения, снижение безработицы и сглаживания ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.
Политика занятости — то совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.
В большой степени от правового регулирования, от реального соответствия правовых норм состоянию и возможностям общества зависит состояние рынка труда. Поэтому политика занятости должна быть согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации.
Меры государственного воздействия на рынок труда и действия по отношению к безработным и выбывшим из состава рабочей силы, принято делить на пассивные и активные. Пассивные меры помогают людям, лишенным работы, приспособится к создавшейся ситуации, поддержать определенный уровень потребления. Активные меры помогают людям вернуть работу, направлены на поощрение экономических возможностей и активности людей, усиление их конкурентоспособности на рынке труда (государство может оплачивать полные или частичные расходы на обучение, повышение квалификации).
Регулирование занятости в России происходит в двух основных формах: в форме правового обеспечения государственной политики содействия занятости (правовое регулирование) и в форме административного воздействия на рынок труда со стороны органов исполнительной власти.
Правовое регулирование занятости осуществляется посредством принятия нормативных актов (федеральных и местных законов, постановлений Правительства РФ и др.), которые оказывают всяческое воздействие на численность, состав и динамику занятого населения. Основу правового регулирования занятости в РФ составляют Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и закон «О занятости населения в РФ» (1991г.).
Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006) [15]
Конституция РФ от 1993 года заложила основы функционирования российского рынка труда. В статье 37 Конституции говорится о том, что:
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.[6]
Трудовой кодекс РФ от 2001 года содержит детальное изложение правовых норм, регулирующих рынки труда в России, а именно установлены:
ü основы социального партнерства в сфере труда (разд.2);
ü порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора (разд.3);
ü продолжительность рабочей недели и режим рабочего времени (разд.4);
ü продолжительность отдыха (разд.5);
ü нормирование труда и механизм начисления заработной платы (разд.6);
ü гарантии и компенсации работникам (разд.7);
ü особенности регулирования труда отдельных категорий граждан (дети, женщины, несовершеннолетние, педагоги и др.) (разд.12).
Закон «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляет правовые, экономические и организационные основы государственной политике содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.
Данный закон определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству РФ и приносящую им доход. В законе закреплено исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производству, творческому труду.
Занятыми считаются граждане:
a) работающие по трудовому договору, а также имеющие иную оплачиваемую работу, а также проходящие военную службу, учащиеся очных курсов в образовательных учреждениях;
b) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой и др.
Государственное регулирование в области содействия занятости населения направлено на:
1. обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от национальности, возраста, социального положения в реализации права на добровольный труд и свободу выбора трудоустройства;
2. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие;
3. поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производству, творческому труду;
4. обеспечение социальной защиты в области занятости населения;
5. предупреждение массовой безработицы и сокращение ее длительности (не более года);
6. координация деятельности государственными органами профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.
Закон также устанавливает права граждан в области занятости такие как, право на выбор места работы, право на консультации и получение информации в органах службы занятости и др.
Значительное место в реализации программ обеспечения занятости населения занимают органы службы занятости. Также в формировании программ и их исполнении участвуют многие органы и службы, функциональные обязанности которых связаны с регулированием социально-трудовых отношений. Таким федеральным органом исполнительной власти в РФ является Федеральная служба по труду и занятости, осуществляющая контроль и надзор в сфере труда, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирование трудовых споров. Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через учреждения занятости во взаимодействии с другими органами исполнительной власти.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:
1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных актов, содержание нормы трудового права, а также установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
2. Осуществляет регистрацию граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;
3. Осуществляет содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске подходящих работников;
4. Информирование о положении на рынке труда;
5. Содействие временным трудоустройством.
Также оказывается социальная поддержка безработным в виде пособий по безработице (во избежание возрастания безработицы, пособия выплачиваются на протяжении не более 12 месяцев, в размере 75% от среднемесячной оплаты труда 3 месяца, 60% следующие 4 месяца и 45% оставшиеся 5 месяцев); досрочного оформления пенсии (в случае, если до выхода на пенсию оставалось менее года); выплат стипендий гражданам в период переквалификации; организации общественных работ.
Федеральная государственная служба занятости населения играет значительную роль в России, но, стоит подчеркнуть, сохраняется невысокий уровень регистрации безработных. Так в 2007 году зарегистрированных безработных насчитывалось 1,5млн. чел., тогда как фактическая безработица равнялась 4,2млн.чел. Также недостатком работы службы занятости является слабый контроль за лицами, получившими в течение года пособия по безработице. Им предлагается мало вариантов трудоустройства.
В настоящее время перед Правительством РФ остро стоит проблема разработки действенной политики занятости. Действующая в настоящее время политика занятости далека от совершенства и не дает желаемых результатов.
В Российской Федерации необходим эффективный механизм налогообложения, который наряду с государственным оздоровил бы и негосударственный сектор экономики. Также не стоит забывать о существующих общегосударственных проблемах, решение которых помогло бы решить и проблему занятости. Наиболее эффективный путь содействия занятости – это путь реструктуризации и возрождения предприятий, улучшения информационного обеспечения в области трудовых отношений.
Изучение и умелое использование зарубежного опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада будет способствовать скорейшему формированию отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, так как на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала.
Таким образом, на сегодняшний день наблюдается постепенный выход государства из сложившегося тяжелого положения на рынке труда.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 194.