И основные направления государственной молодёжной политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Российская молодежь не оторвана от мира, от развития своей страны и адекватна своему времени. Она адаптирована к современным социально-экономическим и политическим условиям. Вместе с тем, велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей. Происходит рост традиционных и зарождение новых "групп риска". Все более заметны проявления экстремизма и радикализма.

Негативные тенденции, доминирующие в молодежной среде:

· уменьшается абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения в связи с негативными демографическими процессами. По прогнозам, к 2025 году доля молодежи в структуре населения России снизится с 25% до 18%. Налицо кризис молодой семьи – количество разводов достигло 500 на 1000 браков, большинство молодых семей ориентировано на рождение не более одного ребенка;

· ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения, что может привести к качественному снижению репродуктивного, интеллектуального, экономического потенциала российского общества. С катастрофической скоростью в молодежной среде распространяются наркомания, токсикомания, алкоголизм;

· продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды, увеличивается число молодых людей, склонных к правонарушениям. В течение 1990-х гг. число осужденных за уголовные деяния в возрасте до 29 лет возросло в 2 раза. Более половины всех правонарушений совершается несовершеннолетними. Число беспризорных сопоставимо с уровнем 20-х годов прошлого века; 

· снижается качество образования;

· происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников. Доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в российских регионах колеблется от 20 до 57% (в среднем – 39%). Многие из молодых людей вообще никогда не работали. Молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения товаров и услуг, отдают предпочтение рабочим местам, не требующих высокой профессиональной квалификации;

· доля предпринимателей не превышает 2-3% от численности всей молодежи, молодые люди практически не представлены в малом и среднем бизнесе;

· происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;

· слабо развивается культура ответственного гражданского поведения. У молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления. Характерными чертами массового молодежного сознания становятся правовой нигилизм, отсутствие социальной воли, "стадный" инстинкт.

В то же время, наблюдается рост позитивных тенденций в развитии российской молодежи:

· в молодежной среде созревает мощный инновационный потенциал. Увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;

· растет самостоятельность и практичность, ответственность за свою судьбу, мобильность, восприимчивость к новому;

· увеличивается престижность качественного образования и профессиональной подготовки. Меняется отношение к образованию – формально-статусное отношение уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;

· растет экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья;

· современная российская молодежь стала полноправной частью международного молодежного сообщества, активно интегрируется в глобальные экономические, политические и гуманитарные процессы.

В совокупности это привело к тому, что ценностно-смысловое пространство молодежи формируется либо на основе криминальных субкультур, либо на основе ценностно-поведенческих моделей, разрушающих национально-культурную самоидентификацию молодых россиян.

На фоне социально-экономических потрясений последних лет происходили важные сдвиги в общественном сознании молодежи. При том, что в молодежной среде выше уровень социального оптимизма и больше готовность к жизни и работе в новых условиях, рост недовольства качеством жизни стал ощутимее. Активизировались установки на обеспечение социальных гарантий, работу на государственных предприятиях и в учреждениях, стремлении иметь хоть не слишком большую, но гарантированную зарплату и т. п.

В таких явлениях общественного сознания молодежи проявляется усиление патриотических позиций. Однако патриотизм, основанный на отторжении современной России, не может не быть противоречивым и деформированным.

Осложняет ситуацию отсутствие общественно-признанных морально-нравственных ориентиров развития, образа будущего России, слабо развиты условия для самореализации и воплощения социально значимых инициатив молодежи. Отсутствует механизм согласования интересов молодежи с интересами других групп общества.

Развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения может быть достигнуто лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах социализации молодежи, развитии цивилизованных механизмов взаимоотношений между обществом и входящими в него новыми поколениями.

Образовавшиеся пробелы в воспитании и социализации молодежи восполняются легкодоступными носителями информационного продукта.
Ведущую роль в этом процессе играют средства массовой информации. В современной молодежной среде им принадлежит лидерство в формировании сознания и мировоззрения, жизненных ценностей, образцов для подражания. При этом продукт массовой потребительской культуры во многом способствует росту агрессии и нравственной распущенности в молодежной среде, усиливая негативные тенденции в ее развитии.

Задача состоит в том, чтобы, совершенствуя и развивая как традиционные, так и инновационные институты социализации, добиться их разумного баланса и взаимодополнения, используя для этого возможности государства и общества.

Реализация государственной молодёжной политики должна быть направлена на обеспечение через процессы социализации влияния на становление нового поколения как основного инновационного ресурса развития страны.

Государственная молодежная политика (далее ГМП) является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.

Государственная молодежная политика регулирует и обеспечивает эффективность отношений молодежи, общества и государства, является органичной частью внутренней и внешней политики государства, системы его безопасности.

Целью государственной молодежной политики являются:

· осуществление системного государственного влияния на процессы социализации молодого поколения;

· создание условий и гарантий самореализации молодых граждан;

· использование инновационного потенциала молодежи для обеспечения стабильного развития государства и гражданского общества, достойной жизни граждан, укрепления национальной безопасности и конкурентоспособности страны;

· развитие и поддержка молодежных и детских общественных объединений, движений, содействие реализации общественно-полезных инициатив молодежи.

Государственную молодежную политику следует рассматривать как один из ключевых факторов решения стратегических задач в сфере обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности России, становления гражданского общества, обеспечения достойных условий жизни граждан.

В свою очередь, государственная молодежная политика должна рассматривать молодежь как базовый стратегический ресурс государства и общества, как субъект социальной и экономической политики. Это, прежде всего, означает повышение степени внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также оптимизацию системы реализации ГМП.

Необходимо отказаться от подхода к ГМП как к средству, направленному преимущественно на создание специальных привилегированных условий для молодежи по сравнению с остальными социальными группами и обществом в целом. Основой ГМП должно стать социальное партнерство, стимулирование активности молодежи в различных сферах, выработка эффективных механизмов участия государства в процессах социализации.

Государственная молодежная политика призвана создать механизмы взаимной ответственности: государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и приумножение ее потенциала, обеспечение преемственности и поступательного развития. [15]

Функции государственной молодежной политики на федеральном уровне, сейчас, наряду с политикой в области воспитания, дополнительного образования детей и молодежи, специального образования, социально-педагогической и психологической поддержки и реабилитации детей сосредоточены в Департаменте по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2004 г. № 280, Департамент должен определять основные направления политики государства по отношению к молодежи, разрабатывать ее нормативные правовые и организационные основы.

Необходимость таких программ определяется, прежде всего, особенностями специфических потребностей и потенциала молодежи как мобильной социальной группы российского общества. По данным переписи 2002 года, из 34 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет в системе образования (общего, профессионального, дополнительного детей и дополнительного взрослых) занято всего 12 млн. человек (то есть чуть более трети). Остальная часть молодых людей занята в производстве, сфере услуг, служит в армии и на флоте, находится временно без работы, часть молодых женщин находится в отпуске по уходу за детьми или являются домохозяйками. Есть совершенно специфические социальные страты – молодые семьи, активисты молодежных общественных объединений, молодые инвалиды, молодые ветераны боевых действий или пострадавшие от катастроф или чрезвычайных ситуаций. В совокупности эти группы не подпадают под действие федеральных программ, связанных с образованием, социальной защиты или здравоохранением.

Модель государственной молодежной политики в Российской Федерации, формировавшаяся в течение последнего десятилетия, сегодня не отвечает масштабу задач, стоящих перед государством и обществом.

Традиционные подходы и меры, реализуемые до настоящего момента в сфере работы с молодежью, не носили системного характера. Они не позволили приостановить развитие негативных тенденций в молодежной среде, укрепить нормативно-правовую базу государственной молодежной политики, уточнить круг приоритетных проблем этой политики и способов их решения. Несмотря на 13 летний опыт реализации различных моделей молодежной политики, реализуемых преимущественно на региональном уровне, в современной России сложилась ситуация "чистого листа". Когда опыт прошлого не получил своего оформления в виде законов и правовых норм, а существует лишь на уровне традиционной практики.

В настоящее время отсутствует специализированный законодательный акт, регулирующий основные принципы осуществления государственной молодежной политики. В целом законодательная база по ГМП лишена целостности, во многом устарела и не соответствует современной политической и социально-экономической ситуации. Это, в свою очередь, обусловливает фактическое отсутствие у ГМП официально признанного статуса.

В 2001 году Правительственной комиссией по делам молодежи одобрена "Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации".

Традиционно, основные направления молодежной политики реализовываются в рамках программ «Молодежь» федерального и регионального уровня.

Сейчас действуют федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», утверждённая постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. №1015 и свыше 50 подобных региональных молодежных программ.

Программа выполняется в 2001-2005 годах поэтапно.

На первом этапе (2001-2003 годы) проводилось нормативно-методическое обеспечение органов государственной власти, разработка современных технологий работы социальных служб органов по делам молодежи, поддержка различных форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития подростков и молодежи, воспитание у молодежи гражданско-патриотической позиции, подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении; создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти на всех уровнях.

На втором этапе (2003-2005 годы) реализуются следующие мероприятия:

внедрение новых технологий в работу социальных служб, клубов для молодежи и подростков;

разработка в субъектах Российской Федерации механизма решения жилищных проблем молодых семей;

создание условий для развития системы занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ;

создание рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних; повышение деловой активности молодежи.

Разрабатывается проект федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2006-2010 годы. Её концепция была рассмотрена 22 марта 2005 года на коллегии Министерства образования и науки.

Задачи Программы:

1. Интеграция молодежи в социально-экономические отношения.

2. Интеграция молодежи в общественно-политические отношения.

3. Интеграция молодежи в социокультурные отношения.

Такая постановка цели и задач позволит разрешить ключевую проблему, выявленную в результате системного анализа проблем молодежи и молодежной политики - неполную включенность молодежи в жизнь общества.

Реализация федеральной целевой программы «Молодежь России» на среднесрочную перспективу должна осуществляться по двум взаимодополняющим направлениям.

Первое должно определить: что получит молодежь - каждый конкретный молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет - за годы реализации государственных мер.

И второе: что получит государство и общество в целом.

1. Возможность для каждого молодого человека быть успешным, то есть включенным в активную социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны, интеграцию в международные программы (объект программы – молодежь).

2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы России в молодом гражданине-патриоте, труженике-профессионале, творце, здоровом физически и духовно молодом человеке (объект программы – интересы общества).

Первая цель определяет ряд задач новой программы:

- создание и развитие правовых и организационных условий для обеспечения равных прав молодых людей на образование, получение профессии и работы, творческое развитие и занятия по интересам;

- поддержка и развитие сети учреждений сферы государственной молодежной политики, ресурсных центров по работе с молодежью, молодежных общественных объединений;

- адресная поддержка различных групп молодежи;

- развитие системы государственной поддержки, становления и укрепления молодых семей в решении нравственных и социальных проблем для улучшения демографической ситуации в России;

- поддержка общественных институтов молодежной политики (органов ученического и студенческого самоуправления, молодежных парламентов и общественных молодежных палат);

- создание условий для интеграции российской молодежи в международную жизнь.

Вторая цель предусматривает реализацию следующего блока задач:

- развитие мер по реализации государственной молодежной политики, направленной на успешную социализацию молодежи, достижение консолидации общества, патриотическое и гражданское воспитание, формирование толерантности у молодежи;

- осуществление системного государственного влияния на поддержку различных категорий молодежи (учащейся, работающей, сельской, творческой, безработной, инвалидов, молодых ученых, молодые ветераны-участники локальных боевых действий, молодых семей и т.д.);

- повышение роли и ответственности средств массовой информации в воспитании молодежи, системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному и физическому здоровью подрастающего поколения;

- создание общероссийской системы молодежных медиа-информационных ресурсов позитивного действия (направленных на молодежь и при участии молодежи);

- содействие социальной адаптации молодежи;

- формирование культуры безопасности и навыков здорового образа жизни, первичной профилактики вредных привычек;

- создание системы подготовки и переподготовки кадров, а также научно-методического обеспечения государственной молодежной политики;

- создание на федеральном и региональном уровнях консолидированной системы управления государственной молодежной политикой, интегрированной в общую структуру органов государственного управления;

- усиление роли негосударственной составляющей в реализации государственной молодежной политики, активизация институтов гражданского общества;

- развитие и поддержка молодежных и детских общественных объединений, движений, содействие реализации общественно-полезных инициатив молодежи;

- профилактика асоциального поведения и экстремизма;

- социальная защита молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Социально-экономическими итогами реализации ГМП должны стать: улучшение демографической ситуации, создание достоверных каналов информации для молодежи, возвращение доверия к ценностям российского общества, уменьшение криминогенности и потребления наркотиков, алкоголя в молодежной среде, рост общественной активности молодежи; улучшение качества жизни молодых семей, сокращение безработицы среди молодежи.[21]

 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 192.