Глава I . Характеристика основ организации и деятельности государственной власти.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Деятельность государства осуществляется посредством государственных органов. Органы государственной власти – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.

Организация и деятельность государственной власти в России определяется четырьмя исходными факторами: ее народной природой; федеративным устройством страны; единством государственной влас­ти и разделением ее ветвей; сочетанием мероприятий власти «сверху» и инициативы «снизу», со стороны граждан и их различных объедине­ний, создающих импульсы для деятельности власти, в том числе для совершенствования организации и методов работы самой власти.

Народное начало в организации и деятельности государственной власти в наиболее концентрированной форме выражено в ст. 3 Конституции РФ. В ней говорится о суверенитете народа, о том, что народ является единственным источником власти, которую он осуществляет в различных формах (в том числе и через органы государственной власти). Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти преследуется по закону. Принцип народного начала по­вторен в аналогичных формулировках во всех конституциях и уставах субъектов РФ. В самом обобщенном виде он характеризуется форму­лировкой, данной выдающимся Президентом США А. Линкольном: правление народа, созданное народом и действующее для народа (воз­можен и более краткий перевод, но мы использовали детальный, чтобы были восприняты все нюансы). Народная природа государственной власти обусловливает использование различных институтов прямой непосредственной демократии, демократических методов деятельности, о которых говорилось выше.

Другим исходным фактором является федеративное устройств России. Как говорилось, оно порождает «двойственность» государственной власти, которая с учетом ее иерархии принадлежит и федерации, и ее субъектам. О государственной власти Федерации, органах государственной власти говорится во многих статьях Конституции РФ (ст. 3, 7, 11 и др.). Государственная власть субъектов РФ также упоминается в ряде статей Конституции РФ (ст. 5, 11, 66, 68, 73 и др.), во все конституциях и уставах субъектов РФ (например, ст. 4, 6 и др. Конституции Республики Дагестан 1994 г., ст. 3 и др. Устава Саратовской области 1995 г., ст. 4 Устава Чукотского автономного округа 1997 г.). Существование на одной территории двух государственных властей предполагает их размежевание. Каждая из них имеет свою сферу деятельности (а также совместную сферу). Это — размежевание по уровням государственной власти, вертикальное разделение властей, сочетающееся в России с совместной компетенцией. Оно обусловливает многие особенности в структуре и деятельности государственной власти ) на федеральном уровне, и на уровне ее субъектов.

Третий фактор — это необходимость осуществления единой государственной власти в демократическом государстве различными видами органов во избежание концентрации власти в одних руках. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляете на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Это означает разделение государственной власти по видам деятельности, горизонтальное разделение властей.

Вместе с тем объективно обусловлены не только размежевания государственной власти на разных уровнях и по видам, но и единство государственной власти, ее целостность. Федеральная государственная власть и государственная власть субъектов РФ представляют собой единство и в социальном, и в организационно-правовом аспекта В частности, оно вытекает из того, что государственная власть Федерации и государственная власть каждого из ее субъектов соотносятся как целое и его часть. С одной стороны, это власть многонационального народа России, с другой — народа одного из 89 ее субъектов, что порождает определенную иерархию и соподчиненность властей, выступающих как целостность вовне и внутри Федерации. Каким бы образом ни была организована и какими бы специфическими методами ни действовала государственная власть Федерации и ее субъектов, она всегда характеризуется наиболее общими принципами организации и деятельности. Статья 5 Конституции РФ устанавливает, что федера­тивное устройство России основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти. Таким образом, в России существует не только вертикальное разделение, но и вертикальное един­ ство властей, связанное с федеративным характером государства.

Отношения законодательной, исполнительной, судебной власти также не ограничиваются только разделением. Правда, Конституция РФ (ст. 10) делает акцент на самостоятельности органов законодатель­ной, исполнительной и судебной власти, но в ее других статьях нашел выражение принцип их единства, взаимодействия (ст. 80). Без такого взаимодействия невозможно принятие законов, деятельность государ­ственного аппарата (понимая его в широком смысле) основывается на взаимодействии различных органов. Иными словами, наряду с верти­кальным существует и горизонтальное единство и разделение властей. В масштабе Федерации оно относится к законодательной, исполни­тельной, судебной власти, в масштабе каждого субъекта — к законода­тельной и исполнительной.

Таким образом, в России одновременно существует и вертикаль­ное, и горизонтальное единство и разделение властей.

Четвертый фактор — участие народа в осуществлении государствен­ ной власти, действия власти «сверху» и поддержка их «снизу». Вместе с тем существует не только определенное единство власти и народа, но и их разделенность, вытекающая из того, с чем связано возникновение самого государства: с выделением особого профессионального слоя управляющих со своими интересами. Однако поскольку главное в де­ятельности государственной власти — служение народу, который ее создал и благодаря которому она существует (включая различные ор­ганы и огромный аппарат государственных служащих), то ее меро­приятия, например судебная, пенсионная, земельная реформы в 2001—2002 гг., поддерживаются «снизу», если они соответствуют инте­ресам народа и обоснованы условиями жизни общества, его ресурса­ми. При этом не только «позитивные» (поддерживающие), но и «нега­тивные» импульсы «снизу» являются важнейшим сигналом для дея­тельности государственной власти: они указывают на ее недостатки, а нередко и на пути их исправления.

Государственная власть должна укреплять и развивать постоянные связи с народом, участие граждан в управлении государством на различ­ных ступенях его организации, учитывать мнение общественности (в том числе выраженное через средства массовой информации), предло­жения общественных объединений. Государственная власть должна действовать открыто и эффективно. Она советуется с народом и честно говорит о своих ошибках и недостатках. Все это обеспечивает легитимацию государственной власти, о чем говорилось выше. Доверие населения к государственной власти, руководству страны, к государственным служащим — важнейшее условие стабильности, успешного развития страны.

Не все эти качества присущи государственной власти в России и не все указанные функции она выполняет успешно.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 210.