СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Характеристика основ организации
и деятельности государственной власти
Классификация органов
Государственной власти
Глава II. Ветви власти как единый механизм
Взаимодействия в структуре государства
Законодательная власть и её органы
Исполнительная власть и её органы
Судебная власть и её органы
Глава III. Контрольно- надзорные органы
Заключение
Использованная литература
Введение
Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.
Государственное управление можно определить как целенаправленное организующее воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его исторического развития.
Органы государственной власти – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.
В своей совокупности государственные органы образуют единую систему. В нее входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти ее субъектов[1]. Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно-правовая связь.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов РФ состоит из органов нескольких видов. Предусматривается наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти[2]. Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.
Я выбрала данную тему, Основы организации и деятельности государственной власти Российской Федерации, так как считаю, что эта тема одна из самых актуальных в настоящее время. Она раскрывает всю сущность государственной власти Российской Федарации, здесь я могу детально ознакомиться с полномочиями государственных органов, их положением, основами их организации и составом.
Законодательная власть и ее органы.
В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительна и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.
Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера – также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия (национальное или народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название “парламент”.
Термин “парламент” происходит от французского “парле” – говорить (французский язык широко использовался аристократией в средневековой Англии, считающейся родиной парламента).
Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Наряду с этим, парламент обладает и многими другими функциями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и др.
В Российской Федерации законодательная власть распределяется следующим образом:
Федеральное Собрание
Согласно Конституции РФ, Федеральное собрание является парламентом Российской Федерации. Отметим основные моменты статуса этого органа.
Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации[5]. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия. Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.
Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.
Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.[6] Двухпалатная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря по крайней мере двум своим преимуществам:
а) возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей совокупности граждан (всей нации) также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве - субъектов федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль
б) возможности оптимизировать законодательный процесс, установив тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты.
За эти преимущества приходится платить большей численностью членов парламента и сотрудников его аппарата, а следовательно, большей дороговизной его работы и замедлением процесса принятия решений. Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу - как нижнюю палату Федерального Собрания.
Государственная Дума представляет собой все население РФ, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем это – государственный орган всей федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом.
Совет Федерации
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти[7]. Порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.[8]
А именно,5 августа 2000г. был принят федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Федеральным законом введен в действие новый порядок формирования Совета Федерации. В соответствии с Законом Совет Федераций формируется не из руководителей субъектов федерации, а из числа их представителей.
Представители субъектов федерации, соответственно, избираются от законодательных органов государственной власти субъектов РФ (представитель от законодательного органа) и назначаются высшим должностным лицом субъекта РФ (представитель от исполнительной власти).
К ведению верхней палаты относится утверждение изменения границ между субъектами Федерации, утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил за пределами страны, назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда, назначение на должность и освобождение от нее Генерального Прокурора РФ.[9]
Порядок деятельности верхней палаты, ее органов и должностных лиц определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым им 6 февраля 19996г, и решениями Совета Федерации.
Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Отметим, что они не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.
Государственная Дума
Согласно Конституции Российской Федерации, государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Депутатом ГД может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Госдумы устанавливается федеральным законом[10].
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Половина из них избирается по одномандатным избирательным округам, половина — по спискам партий. В Думе имеются представители различных слоев населения, но женщин только 7,6%.
Руководит деятельностью Государственной Думы ее Председатель. Кандидатов на должность Председателя Думы могут выдвигать депутатские объединения (партийные фракции, депутатские группы), а также сами депутаты. Кандидатуры обсуждаются, но все, кроме взявших самоотвод, включаются в список для голосования. Для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа депутатов (т.е. по крайней мере 225 + 1). В противном случае проводится второй тур, на котором достаточно набрать относительное (простое) большинство голосов.
К ведению нижней палаты парламента относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка России, Назначение на должность и освобождение от нее Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом, объявление амнистии, выдвижение объявления против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.[11]
В соответствии со ст.105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы.
Как уже отмечалось ранее, нижняя палата может быть распущена Президентом. При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Госдума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.[12]
Порядок действия Госдумы определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Госдумы.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым нижней палатой парламента, депутаты образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы.
Госдума избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней, но может быть принят вопрос и об открытом голосовании. В соответствии со ст.101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющимися постоянно действующими органами соответствующих палат.
Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания, решают иные вопросы, относящиеся к ведению палат.
Заключение.
Итак, в своей работе я рассмотрела систему государственных органов Российской Федерации, в которую, согласно Конституции РФ, входят как органы государственной власти Федерации, так и органы государственной власти ее субъектов, а также ряд других государственных органов. Главой государства является Президент Российской Федерации, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти. Федеральное собрание, которое является парламентом РФ и состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборам, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.
В организации государственной деятельности лежит разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данное разделение закреплено в Конституции Российской Федерации, так же в Конституции Российской Федерации закреплены основные положения организации деятельности этих государственных органов.
Помимо органов государственной власти в систему государственных органов РФ входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, определяемые органами государственной власти, при которых обычно состоят эти государственные органы.
В число этих органов входят, например, Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность Президента России; Совет Безопасности РФ, обеспечивающий условия для реализации Президентом РФ конституционных полномочий по защите прав человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.
Все это дает основание, что государственные органы играют огромную роль в управлении государством и от их деятельности зависит будущая политическое, социально-экономическое положение страны и, соответственно, и положение граждан этой страны.
Использованная литература:
1. Конституция Российской Федерации. М. 2000 г.
2. Гомеров И. Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. — М., 2002.
3. Дыльнов Г. В. Законодательная власть в правовом государстве. — М.,1995.
4. Рассолов М.М. Теория государства и права. –М.: 2000.
5. Ржевский В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. — М, 1998.
6. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие. –М. 1999.
7. Петров К.М. Теория государства и права. Ростов-на-Дону 2004 г.
8. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. - М.: 2005 г.
9. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. — М.. 1994.
10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №31. Ст. 2990.
11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 1. Ст. I.
12. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 47. Ст. 4472.
13. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм. и доп. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. – 776 с.
14. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000. – 176 с.
15. Правоведение: Учебник для неюридических вузов. Под ред. О.Е. Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 408 с.
16. Сборник кодексов Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2001. – 1120 с.
17. В. Е. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран // М.: Юрист, 1997г., стр. 130.
[1] Ст. 11 Конституции РФ
[2] Ст. 10,11 Конституции РФ
[3] Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. — М.. 1994, с. 123.
[4] В. Е. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран // М.: Юрист, 1997г., стр. 130.
[5] ст.94 Конституции Российской Федерации
[6] Согласно ст. 95 Конституции Российской Федерации
[7] Согласно ч.2 ст.95 Конституции Российской Федерации
[8] ч.2 ст.96 Конституции Российской Федерации
[9] ст. 102 Конституции Российской Федерации
[10] ст.95, 96 и 97 Конституции Российской Федерации
[11] Согласно ст. 103 Конституции Российской Федерации
[12] ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации
[13] Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-р юрид. Наук Бачило И.Л. – М.: Юристъ 1998. – Стр. 29.
[14] Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.А. Туманова. – М.: Юристъ 1997. – стр.63.
[15] Комментарий к Конституции Российской Федерации (ст.111 п.1.) – М.: Издательство БЕК, 1994. – стр. 341
[16] В соответствии с ст.111 Конституции Российской Федерации
[17] Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие/Под ред. Проф. Г.А. Туманова. – М.: Юристъ 1997. – стр. 70
[18] Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-р юрид. Наук Бачило И.Л. – М.: Юристъ 1998. – Стр. 128
[19] Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-р юрид. Наук Бачило И.Л. – М.: Юристъ 1998. – Стр. 129
[20] ст.118 Конституции Российской Федерации
[21] согласно ст.128 Конституции Российской Федерации
[22] ст.120 Конституции Российской Федерации
[23] ст.121 Конституции Российской Федерации
[24] ст. 122 Конституции Российской Федерации
[25] ст.125 Конституции Российской Федерации
[26] Федеральный конституционный закон от 26 апреля 1995 г. «Об арбитраж ных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК), принятый 5 мая 1995 г.
[27] Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 47. Ст. 4472.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Характеристика основ организации
и деятельности государственной власти
Классификация органов
Государственной власти
Дата: 2019-07-24, просмотров: 189.