Глава 2 Проектирование снегоходного тура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1 Организация и особенности планирования снегоходных маршрутов на Урале

 

Снегоходы стали неотъемлемой составляющей зимнего активного отдыха на Урале Многочисленные пансионаты и лесные отели все чаще предлагают разнообразить программу пребывания катанием на снегоходах. Их используют на горнолыжных курортах для доставки лыжников на трассы и при организации зимней рыбалки, применяют для перевозки снаряжения и продуктов во время лыжных походов. На Урале, где зимой нет недостатка снега, популярность снегоходов вызвала к жизни новый вид туризма - путешествия на снегоходах - снежные сафари. Уральские горы особенно манят туристов зимой.

Разработка снегоходных маршрутов – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Если маршрут является заказным (разовым), то процедура его создания упрощается, за исключением мероприятий, обеспечивающих безопасность.

При разработке снегоходного тура существуют этапы:

- изучение трассы маршрута и ее особенностей;

- определение цели, вида и категории (степени) сложности;

- определение суммы расходов затрат;

- расчет продолжительности похода в днях;

- разработка мероприятий по безопасности, заблаговременно поставить в известность контрольно-спасательную службу, в зоне действия которой проходит маршрут, о проведении похода;

- комплектация и испытание необходимого снаряжения;

- заготовка продуктов питания;

- разработка плана графика по срокам и мероприятиям;

- подбор состава участников и распределение обязанностей;

- оформление туристской документации;

- медицинской освидетельствование участников;

- практическая и теоретическая подготовка участников к походу;

- упаковка снаряжения, оборудования, продуктов и др. [5]

Снегоход - удивительная машина. Она привносит в наш зимний отдых свободу, скорость, приключения в походах - все то, что без снегоходов возможно только летом. Снегоход стал надежным другом охотников и рыболовов, с ним и охота и рыбалка приобретают новые качества. На снегоходе вам доступны самые отдаленные, недостижимые другим способом уголки дикой природы.

Если говорить о географии организации сафари на снегоходах, то наибольшее количество путешествий на снегоходах проводится на приполярном Урале (горы Неройка, Народная, Маньпупунер, Косвенский камень, Конжаковский камень, есть интересные туры и на Южном Урале (гора Ялангас, парк Таганай, горы Нургуш, Иремель. Существуют снегоходные туры для любителей охоты, это Соликамский район. Обилие программ в северной части Урала обусловлено, прежде всего, насыщенностью региона уникальными природными и историческими достопримечательностями, а в целом снегоходные туры на Урале привлекательны особенностями рельефа местности, чудесной красотой природы и наличием большого количества снега.

Время большинства сафари на снегоходах - с начала декабря по конец марта. Однако если путешествия предполагают движение по замерзшим водоемам, то сроки их проведения полностью зависят от толщины льда и погодных условий. По времени сафари на снегоходах могут длиться от нескольких часов до нескольких дней и различаются по сложности маршрута. Продолжительность и протяженность маршрута являются основными критериями для выбора тура на снегоходах. Свое приобщение к сафари на снегоходах следует строить по принципу постепенного перехода от простого к сложному. С одной стороны, снегоходы просты в управлении. Оно вынесено на рукоятки руля: нажал большим пальцем правой руки на рычаг газа - поехал, левой - остановился. С другой стороны, туристу во время сафари так или иначе приходится преодолевать всевозможные естественные препятствия, уметь двигаться по лесу, по колее, преодолевать крутые подъемы и спуски, и даже оценивать лавинную безопасность склонов. Все это требует определенной тренировки и навыков.

Существуют простые маршруты, как правило, двух или трехдневные, которые проходят по специально подготовленным трассам и льду озер, и многодневные экспедиции, которые предполагают участие в расчистке лесных дорог, движение по пересеченной местности на приличной скорости и в темное время суток, с ночевками в охотничьих домиках. Для того, чтобы принять участие в экстремальном туре, необходимо иметь опыт прохождения предварительных тренировочных маршрутов, хорошо освоить технику управления снегоходом. Маршруты, которые не являются «продуктом общего пользования», турфирмы оговаривают отдельно, нередко для таких маршрутов действуют ограничения по возрасту (от 25 до 50 лет). Такие маршруты обычно технически трудно проходимы, имеют много естественных препятствий (камни, буреломы, болота, реки) и планируются с особой тщательностью и хорошей технической оснащенностью.

Большое внимание во время туров на снегоходах уделяется вопросам безопасности туристов. Общим для всех сафари на снегоходах является присутствие на маршруте инструктора, который показывает путь или прокладывает дорогу, проводит необходимое обучение, и следит за соблюдением правил безопасности, а, главное, за скоростным режимом. Как правило, в многодневных путешествиях туристов сопровождают два инструктора, следующих в начале и в конце колонны. Инструктор во главе колонны регулирует движение. Немаловажным фактором в обеспечении безопасности туристов является экипировка. Для турфирм правилом хорошего тона стало предоставление теплых комбинезонов, специальной обуви, защитных масок и перчаток, защищающих от ветра и обморожения.

Главный критерий, по которому оценивают пригодность для снегоходных поездок той или иной наружной одежды – она должна поставить надежный препон проникновению холодного воздуха внутрь. И, кроме того, не должна продуваться, и еще хорошо бы при всем этом иметь некоторую степень вентиляции. И совсем супер, если она не будет промокать. Эти, казалось бы противоречивые требования достигаются применяемыми материалами и различными конструктивными ухищрениями. К последним, например, относятся «мембраны», запашные элементы на «липучках», регулируемые манжеты и проч.

Обязательным атрибутом снаряжения является защитный шлем. Поскольку туры проходят на технике, обязательно в каждом снегоходе присутствует рем. набор. Инструктором, дополнительно берутся буксировочные веревки, снежные лопаты, пилы, моторное масло, бензин. В целях безопасности и сохранности техники, стандартные туры на снегоходах не проводятся при температуре ниже -25 С и выше 0 С, для экспедиций нижний порог может быть отодвинут до -30-35 С. Турфирма, которая уважает своих клиентов, также обязательно снабдит группу, выходящую на маршрут, GPS-навигатором и спутниковым телефоном.

Снегоходные походы и особенно длительные путешествия с преодолением сложных и трудоемких препятствий (реки, горные местности, непроходимые леса, болота) в условиях низких температур, сильного ветра и снегопадов, а если еще и с ночевками в лесу требуют от участников затрат большого количества энергии, которые в простом и средней сложности походе составляют 3500—4000 ккал, а в длительном и сложном возрастают до 5000—6000 ккал. Кроме высокой калорийности рациона питания туристов при планировании похода, большое значение имеет правильное соотношение белков, жиров и углеводов, разнообразие питания, хорошие вкусовые качества, витаминная насыщенность, возможность употребления некоторых продуктов без варки. Для несложного похода подбирается рацион из обычных продуктов, который почти полностью компенсирует все суточные энергозатраты. Правда, он будет весить 1100— 1200 г на человека в день, но это не представляет никакой проблемы, потому как всю провизию обычно везет технический снегоход. При планировании небольшой прогулки, каждый турист, берет с собой в рюкзак перекус и не большой термос с чаем, а так же запасные перчатки, маску и очки.

Поскольку мы рассматриваем туры на снегоходах, то важным при планировании маршрутов является выбор снегохода.

Снегоходы, которые в настоящее время выставляют на маршруты, как правило, иностранного производства, двухместные, обладающие повышенной проходимостью, способные тянуть за собой сани с вещами. Условно принято разделять все снегоходы на пять больших классов:

- спортивные – создаются специально для спортивных гонок.

- горные снегоходы, тоже своего рода «спортсмены». Способ их использования ясен из названия класса.

- утилитарные – многоцелевые машины. Идеально подходят и для работы и для путешествий. Любимые машины охотников и рыболовов. Отличаются высокой проходимостью, способностью буксировать груженные сани с продовольствием. Они оснащены пониженной передачей и задней скоростью.

- туристические - наверное, самый широкий класс. В нем есть и очень простые, почти детские снегоходы и настоящие снегоходы-лимузины. Машины этого класса совмещают максимальный комфорт и универсальность утилитарных машин. Комплектуются различными системами автоматизации. Шикарными приборными панелями, зеркалами заднего вида. По мощности часто превосходят утилитарные, а по способности буксировать грузы практически ни в чем им не уступают. Для сложных технически походов, такие снегоходы не подходят.

- детские. Уменьшенные, не мощные и не быстрые. Отличаются повышенной безопасностью и легкостью управления. Конечно ни о каких походах на таких машинах речи идти не может. Из глубокого снега такой снегоход не выйдет.

Медицинское обеспечение снегоходных путешествий. Профилактические мероприятия должны проводиться в период подготовки и во время похода всеми членами группы во главе с руководителем и туристом, отвечающим за медицинскую помощь.

Объем медицинской помощи в походе не зависит от вида туризма и категории сложности. А определяется количеством участников. При этом необходимо учитывать географический район путешествия (то есть реальные сроки транспортировки пострадавшего). Медицинская помощь в походе группы численностью до 10 человек осуществляется в порядке само- и взаимопомощи под руководством лиц, обученных в объеме программы подготовки инструкторов по туризму. Для этой цели привлекаются так же лица, прошедшие медицинскую подготовку по программе санитарных дружин на предприятиях и в учреждениях. Участники походов I и II категории сложности проходят обследование в районной поликлинике по месту жительства.

Опасности в горах. Конечно, горы Урала не сравнятся с горами например, Кавказа, но путь к их вершинам бывает долог, труден и опасен. Он не каждому по плечу и требует исключительной силы воли, твердости духа, упорства в достижении цели и, безусловно, глубокого знания гор, особенностей подготовки и прохождения горных маршрутов. Не будем останавливаться на опасностях общего плана, которые могут встретиться в любом путешествии. О них сказано достаточно. Скажем об объективно существующих в наших горах. Камнепады. Образуются в результате постоянного разрушения скал под влиянием сил выветривания, в результате резкого колебания температур, замерзания в трещинах воды и других факторов. Важно принимать во внимание ориентацию склонов к солнцу, учитывать температуру воздуха, наличие облачности, погодные условия.

Лавины. Лавинами называют скользящие, круто падающие снежные массы, которые внезапно пришли в движение. Настоящих лавин, сходящих на огромной скорости и разрушающих все вокруг на Урале конечно же нет, но под влиянием рева мотора снегохода, могут сходить приличные массы снега, которые могут привести к неприятным последствиям. Часто лавинки в наших горах образуются в результате обвалов карнизов на гребнях. Естественно, что передвижение под такими надувами увеличивает степень опасности.

Движение в темноте. В темноте усложняются ориентирование на местности, оценка обстановки, организация взаимодействия всех членов группы. Несмотря на наличие спутниковых карт, и световых приборов на снегоходе, передвижение в горной местности в ночное время суток не допустимо.

Движение в условиях плохой видимости. Погода в горах сильно отличается от погоды «в низу». Низкая, густая облачность, сильный ветер или неожиданно начавшийся снегопад, делают путешествие рискованным. Следы от гусеницы снегохода быстро заметаются и возможность потеряться умножается во много раз. Следует по следу спуститься ниже в лес, и поменять траекторию движения.

Движение в условиях очень низких температур. Низкие температуры опасны для ослабевшей группы, а если участники к тому же промокли, их положение еще более усугубляется. При планировании похода в таких условиях необходимо учитывать расстояние перехода из одной точки в другую, подбор экипировки.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 150.