ГЛАВА 4 ПРОЦЕДУРА СУДОПРОИЗВОДСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Суд — постоянно действующий орган Сообществ и Союза. Его деятельность осуществляется в форме рассмотрения и разрешения дел, это предполагает не только коллективное участие судей в работе пленума или палаты, но также индивидуальную подготовку доклада/заключения судьей-докладчиком и генеральным адвокатом, назначенным на конкретное дело.

Число судей, участвующих в рассмотрении дела, всегда должно быть нечетным, а решения принимаются большинством голосов (результаты голосования не разглашаются).

Как и в других органах, для Суда действует требование о кворуме, т.е. минимальном количестве присутствующих судей, при котором Суд правомочен выносить решение. Кворум составляет 9 человек для пленума (из 15), 3 человека для палат в составе трех или пяти судей и 5 человек для палаты из 7 судей. Наконец, для Большой палаты, которая создана после вступления в силу Ниццкого договора и нового Статута, необходимо присутствие по меньшей мере 9 из 11 ее членов (ст. 17 Статута 2001 г.).

Рассмотрение дел в Суде складывается из двух стадий: письменного и устного производства при ведущей роли первого (ст. 20 Статута 2001 г.). Основное содержание первой стадии — это обмен процессуальными документами между сторонами: исковое заявление, меморандум ответчика, «реплика» истца и соответствующая реплика ответчика (франц. duplique).и др. — все в письменной форме. Эти и иные документы направляются Секретарю Суда, который пересылает их Председателю и другим судьям [.

Следует отметить, что, по общему правилу, доказательства должны быть представлены уже в момент подачи иска или, по крайней мере, должно быть указано, какие доказательства намерена представить сторона. То же самое, в принципе, относится и к ответчику. По обращению сторон и третьих лиц или по собственной инициативе Суд вправе вызывать и допрашивать свидетелей, назначать экспертизу, собирать иные доказательства.

Устная процедура начинается после подготовки ответственным судьей (судьей-докладчиком) своего доклада. Суд (пленум или палата) заслушивают представителей сторон и третьих лиц (и те, и другие всегда должны действовать через представителей — агентов, советников или адвокатов)- Стадия устного разбирательства завершается оглашением заключения генерального адвоката, после чего судьи удаляются в совещательную комнату.

Процессуальные правила судопроизводства в Суде ЕС и Суде первой инстанции (далее СПИ) предусмотрены в общих чертах Уставом Суда и детально регулируются Процессуальным регламентом.

Возбуждение: дела начинается с подачи искового заявления. Исковое заявление должно в обязательном порядке включать в себя полное наименование и постоянное место пребывания истца; указание стороны, против которой направлен иск; определение предмета спора и суммарное описание причин, его вызвавших; выводы, к которым приходит истец, а также перечень доказательств, если они имеют место. Все необходимые дополнительные процессуальные документы, в том числе свидетельства и другие акты, включаются в досье, прилагаемое к исковому заявлению. Если истцом является частное лицо, оно назначает адвоката или специального представителя, которому поручается ведение дела. Если истцом выступает институт ЕС, как, впрочем, и в том случае, если он является ответчиком, его представителем выступает ex officio соответствующая юридическая служба.

Принятие дела к рассмотрению сопровождается указанием инстанции, которая рассматривает дело по существу. Рассмотрение дел преюдициального порядка и споров между государствами-членами и институтами в обязательном порядке передается пленуму Суда ЕС. На пленарные заседания выносятся также дела, в которых привилегированные истцы (государства-члены и институты) являются одной из сторон, особенно в том случае, если такое требование заявлено непосредственно государством-членом или институтом ЕС. Все остальные дела рассматриваются палатами.

Процедура рассмотрения дел в Суде состоит, как правило, из двух стадий. Первая — письменная стадия включает в себя обмен документами и заявлениями между спорящими сторонами. На этой стадии Суд может запрашивать дополнитель­ную документацию и заключение экспертов. Дело ведет со стороны Суда специально назначаемый судья-докладчик или его заместитель. Обобщенную оценку дела подготавливает специально назначенный для его изучения генеральный адвокат (последнее правило не относится к СПИ, в котором институт генеральных адвокатов отсутствует). Устная стадия включает в себя изложение дела и претензий заинтересованными сторонами, которое может сопровождаться вопросами со стороны судей, адресуемыми адвокатам или представителям спорящих сторон. В соответствии с поправками, внесенными в Процессуальный регламент, Суд может, при условии согласия спорящих сторон, принять решение не прибегать к устной стадии рассмотрения дела. В любом случае Суд фиксирует и строго контролирует сроки, предусмотренные для письменной и устной стадии рассмотрения дела, а равно сроки представления необходимых документов и свидетельств.

Язык, используемый в ходе рассмотрения дела, может быть любым из официальных языков ЕС. По общему правилу им является язык защищающейся стороны. При рассмотрении дел в преюдициальном порядке таковым "является язык национального суда, обратившегося с соответствующим запросом. На этом же языке выносится и решение.

Стороны должны быть представлены на всех стадиях рассмотрения дела. Суд вправе запрашивать представление ими дополнительных сведений или документов, при необходимости он может приглашать свидетелей и экспертов, а равно выезжать непосредственно на место. Принятие подобных мер оформляется вынесением определения и полностью зависит от усмотрения Суда. Практика показывает, что наиболее часто к таким мерам, как приглашение свидетелей и экспертов, прибегает СПИ, особенно при рассмотрении дел, связанных с применением права конкуренции.

Действующие процессуальные правила предусматривают возможность вступления в дело третьих лиц, как на стороне истца, так и на стороне ответчика, если они могут доказать или подтвердить свой прямой интерес в данном деле. Подобное заявление о вступлении в дело может иметь место не позднее трех месяцев со дня опубликования в "Журналь офисьель" извещения о данном иске. Приемлемость такого рода заявления о вступлении в дело определяется самим Судом.

Любая из сторон по делу может просить Суд вынести решение о принятии мер по обеспечению иска, которые, не предрешая решения по существу, должны предупредить наступление непоправимых последствий, наносящих ущерб одной из сторон. Такого рода временные меры осуществляются на основе определения Суда. Схожим является также просьба любой из заинтересованных сторон о временном приостановлении исполнения акта, обжалуемого заинтересованными сторонами. Решение по этому вопросу также выносится Судом в форме определения. Наиболее часто они встречаются в практике СПИ.

Решение по существу рассматриваемого дела выносится Судом (пленумом или палатой) в закрытом порядке. Тайна совещательной комнаты — одно из абсолютных правил судопроизводства. Разглашение тайны совещательной комнаты составляет серьезное правонарушение, влекущее за собой возможность применения административных санкций вплоть до смещения с должности судьи. Решение Суда ЕС является окончательным и обжалованию не подлежит. Решения СПИ могут быть обжалованы в кассационном порядке в Суд ЕС в течение двух месяцев после принятия решения Судом первой инстанции. Правом обжалования обладает каждая из спорящих сторон, а также третьи лица, которые могут подтвердить нанесение им непосредственно ущерба принятым решением.

Подача кассационной жалобы не приостанавливает исполнение решения. Если лицо, подавшее кассационную жалобу, считает желательным приостановление исполнения решения, оно может просить об этом Суд ЕС, который выносит соответствующее определение. При обжаловании Суд ЕС рассматривает только вопросы права. Основаниями для обжалования могут служить отсутствие компетенции у СПИ, процессуальные нарушения, нанесшие ущерб интересам истца, а равно нарушение материального права ЕС. Суд ЕС в своих решениях по конкретным делам уточнил, в частности, что при обжаловании решений СПИ недостаточно воспроизвести ту аргументацию, которая уже имела место в ходе рассмотрения дела в Суде первой инстанции. Суд ЕС указал также, что обжалование не может основываться на оспаривании оценки Судом первой инстанции фактических обстоятельств дела. Напротив, Суд в своих решениях сформулировал или уточнил еще одно основание для принесения жалобы, признав в качестве такового недостаточную мотивированность решения СПИ.

При обжаловании Суд ЕС может принять дело к своему собственному рассмотрению и вынести самостоятельное решение, он может также вернуть дело для рассмотрения в СПИ и, наконец, он может отказать в удовлетворении жалобы: В тех случаях, когда жалоба является заведомо неприемлемой или необоснованной, Суд ограничивается вынесением соответствующего определения.

Исполнение решений имеет место в соответствии с процессуальными правилами страны, в которой это решение подлежит исполнению. Принудительное исполнение по общему правилу неприменимо к государству. Порядок исполнения решения о санкциях против государства, предусмотренный в случае предъявления иска о неисполнении обязательств, практически не уточнен. Принудительное исполнение в отношении Сообществ может иметь место только на основе специального предварительного уполномочия со стороны Суда. В том, что касается государств-членов, по мнению ряда исследователей, исполнение вынесенных против них решений в том, что касается финансовых санкций, зависит главным образом от согласия самого государства, против которого вынесено данное судебное решение.

Опыт существования и функционирования Суда ЕС, а в последующем и Суда первой инстанции свидетельствует о том, что судебная система Европейских сообществ не только выдержала проверку временем, но и смогла утвердиться в качестве одного из важных элементов институциональной структуры Сообществ и Союза. Суд ЕС с момента своего создания и по настоящее время остается одним из важнейших инструментов интеграции и обеспечивает неуклонное и единообразное применение и толкование европейского права.

Процедура рассмотрения дел в Суде первой инстанции в основном аналогична процедуре Суда ЕС. «Однако специфическая структура и юрисдикция этого органа вносят свои коррективы, особенно в процедуру проведения предварительных расследований»



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершение проведенного мною исследования можно сделать следующие выводы. В момент создания Суд ЕС представлял с собой классический судебный орган. Но с течением времени, в процессе Европейской интеграции, компетенция Суда ЕС существенно расширилась: Суд ЕС стал высшим авторитетом в совершенствовании права Европейских Сообществ, он начал выполнять функции конституционного суда, выступать в качестве административного суда, осуществлять функции уголовного и дисциплинарного суда, а также в сфере гражданского судопроизводства, стал выступать в качестве арбитражного (хозяйственного) суда, является кассационным судом, выполняет консультативные функции. То есть, можно сказать о том, что Суд ЕС, решения которого обязательны для государств-членов и для граждан и юридических лиц на территории всех государств-членов, стал выполнять в некотором роде функции, резко отличающие его от традиционно международного суда. Кроме того, свои задачи Суд ЕС осуществляет независимо от деятельности других институтов Сообщества, и, к тому же, ни один институт или иной орган Сообществ не может уйти от контроля Суда ЕС, будь то Совет, Комиссия, Европарламент, Европейский Центральный банк, Европейский валютный институт. Следует отметить, что полномочия, которыми наделен Суд ЕС, не выходят, как правило, за пределы правопорядка Сообществ. Так, например, Суд ЕС не вправе толковать и применять национальное право государств-членов, как и их международные договоры, т.к. это возможно лишь при наличии соответствующей договоренности между государствами-членами.

Как видно, право Европейских сообществ во многом было создано именно руками судей. За более чем четыре десятилетия своего существования Суд ЕС превратился в настоящий «локомотив интеграции». Его заслуги в этой сфере трудно переоценить. Именно Суд Европейских сообществ сыграл одну из ключевых ролей в формировании специфического автономного правопорядка ЕС. Именно Суд ЕС, как никто другой, закрепил и развил основополагающие принципы права Европейских сообществ: принцип верховенства права ЕС над внутренним национальным правом государств-членов и принцип прямого действия норм права ЕС на территории государств-участников. Соблюдение же последних, несомненно, имеет принципиальное значение для устойчивого функционирования всей системы Сообществ и, по сути, является гарантией того, что с течением времени право ЕС не окажется размытым, а его положения не растворятся в бесчисленном количестве национальных правовых норм.

И в заключение мне хотелось бы указать следующее, как справедливо отметил В.И. Кузнецов, «в истории развития института международных организаций еще не встречалось судебных органов с подобной компетенцией, организаций, процедурой».



Дата: 2019-07-24, просмотров: 153.