2.2.1. Актуальные вопросы финансирования системы правопорядка
Правопорядок является комплексной услугой, предоставление которой берет на себя в основном государство. Можно выделить пять компонентов услуги:
]производство правовых норм;
]надзор за соблюдением норм и выявление нарушителей;
]судебное разбирательство и разрешение правовых конфликтов;
]исполнение судебных решений, а также решений других уполномоченных органов, включая осуществление наказаний.
Каждый из этих компонентов может рассматриваться как особый вид услуги. С точки зрения государственного финансирования это означает, что можно финансировать каждый компонент в отдельности, независимо друг от друга. Так, практически, в России сейчас и происходит. Для финансирования надзора за соблюдением норм и выявления нарушения средства выделяются Генеральной прокуратуре и МВД; для судебного разбирательства и разрешения правовых конфликтов - Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Судебному департаменту при Верховном Суде РФ и Высшему арбитражному Суду РФ; для исполнения судебных решений - Минюсту. Как распорядители средств все указанные институты равноправны.
Распорядители средств (линейные министерства) «конкурируют» между собой за бюджетные ресурсы, в общем, на равных основаниях со всеми бюджетополучателями и планируют свои расходы в рамках отпущенных им Министерством финансов лимитов. При этом предполагается, что специалисты этих линейных министерств лучше других знают потребности своей отрасли и смогут на стадии подготовки бюджета предложить оптимальные варианты распределения ресурсов внутри нее.
В таблицах 2.1 и 2.2 представлена доля расходов федерального бюджета за период 1998-2003 гг.
Таблица 2.1
Структура расходов федерального бюджета в 1999-2001 годах
Направление расходов | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |||||||
млрд. руб. | % к итогу | млрд. руб. | % к итогу | изменение % | млрд. руб. | % к итогу | изменение % | млрд. руб. | % к итогу | изменение % | |
расходы всего | 472,7 | 100 | 666,9 | 100 | - | 1029,2 | 100 | - | 1342,4 | 100 | |
процентные расходы (обслуживание государственного долга | 148,7 | 31,5 | 162,9 | 24,4 | 0,78 | 257,8 | 25,1 | 1,04 | 231,7 | 17,1 | 0,68 |
непроцентные расходы, в т.ч. | 323,5 | 68,5 | 504,0 | 75,6 | 1.10 | 771,4 | 74,9 | 0,99 | 1110,5 | 82,9 | 1,09 |
государственное управление | 10,9 | 2,30 | 14,8 | 2,2 | 0,97 | 252 | 2,4 | 1,09 | 42,0 | 3,1 | 1,26 |
национальная оборона | 65,1 | 13,8 | 115,6 | 17,3 | 1,26 | 191,7 | 18,6 | 1,06 | 246,7 | 18,4 | 0,99 |
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 33,5 | 7,1 | 55,6 | 8,3 | 1,18 | 105,4 | 10,2 | 1,23 | 148,7 | 11,1 | 1,08 |
промышленность энергетика, строительство | 15,5 | 3,3 | 17,1 | 2,6 | 0,78 | 35,1 | 34 | 1,33 | 44,2 | 3,3 | 0,97 |
сельское хозяйство и рыболовство | 4,7 | 1,0 | 8,8 | 1,3 | 1,32 | 13,4 | 1,3 | 0,98 | 23,7 | 1,8 | 1,38 |
социально-культурные мероприятия (социальные услуги) | 61,7 | 13,1 | 85,1 | 12,8 | 0,98 | 134,3 | 13,1 | 1,02 | 204.1 | 15,2 | 1,16 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней | 114,5 | 11,6 | 109,0 | 9,3 | 0,8 | 248,3 | 18,5 |
Источник: Фонд Либеральная миссия// www.liberal.ru/
Мы видим опережающий рост (увеличение доли в расходах), а стало быть, и фактический приоритет расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности. С 20,3% расходов федерального бюджета в 1998 году доля этих статей в 2001 году выросла до 29,5%. Эта тенденция продолжается в 2002-2003 годах: в 2003 году по этим двум статьям рост составил 33,8% при том, что в целом расходы выросли на 11,4%.(табл.2.2)
Таблица 2.2
Структура расходов федерального бюджета в 2001-2003 годах
Направление расходов | 2001 | 2002 - закон | 2003 | ||
млрд.руб. | млрд.руб. | прирост к 2001, % | млрд.руб. | Прирост к 2002, % | |
расходы всего | 1342,4 | 2106,0 | 59,6 | 2345,6 | 11,4 |
процентные расходы | 231,7 | 285,0 | 23,0 | 277,5 | - 2,7 |
государственное управление | 42,0 | 56,7 | 35,0 | 66,5 | 17,3 |
национальная оборона | 246,7 | 273,5 | 10,9 | 345,7 | 26,4 |
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 148,7 | 167,8 | 12,8 | 244,6 | 45,8 |
Фундаментальная наука и содействие НТП | 23,7 | 32,9 | 38,8 | 40,2 | 22,2 |
промышленность энергетика, строительство | 44,2 | 62,2 | 42,3 | 62,9 | 1,1 |
сельское хозяйство и рыболовство | 23,7 | 26,8 | 11,3 | 30,0 | 11,9 |
образование | 54,5 | 80,9 | 48,4 | 97,6 | 21,0 |
здравоохранениеи физ.культура | 23,1 | 31,9 | 38,1 | 39,3 | 23,2 |
социальная политика | 112,3 | 98,0 | - 12,8 | 150,7 | 53,8 |
финансовая помощь бюджетам других уровней | 248,3 | 597,7 | 140,7 | 711,4 | 19,0 |
в т.ч. средства передаваемые внебюджетным фондам | - | 332,3 | - | 416,9 | 25,5 |
-без средств внебюджетных фондов | 265,4 | 6,9 | 295,4 | 11,3 |
Источник: Фонд Либеральная миссия// www.liberal.ru/
Приоритет силовых структур выражен более чем убедительно. Однако существующая в настоящее время в России система финансирования «производства правопорядка», к сожалению, не дает возможности ответить на главный вопрос, являются ли пропорции финансирования различных элементов данной услуги результатом сознательного выбора общества или исключительно политического торга заинтересованных министерств. В табл. 2.3 представлены данные об общих, подушевых и относительных расходах на различные компоненты услуги правопорядка.
Таблица 2.3.
Расходы на различные компоненты услуг по производству правопорядка (2000 год)
Расходы федерального бюджета (в тысячах рублей) | Расходы в подушевом исчислении (в рублях) | Доля в совокупных расходах (в процентах) | |
Суды | 8 277 894 | 56,73 | 14,37 |
Органы внутренних дел, органы прокуратуры | 31 467 600 | 215,64 | 54,63 |
Уголовно-исполнительная система | 17 855 600 | 122,36 | 31,00 |
Итого | 57 601 094 | 394,73 | 100,00 |
Источник: отчет Министерства финансов РФ об исполнении федерального бюджета в 2000 году.
Существуют весьма примечательные различия в том, как страны с высоким и низким подушевым доходом распределяют ресурсы между различными элементами «производства правопорядка».
Обобщенные данные о средних подушевых расходах 11 развивающихся и 15 промышленно развитых стран на полицию, суды и уголовно-исправительную систему показывают, что в развитых странах на душу населения в среднем приходится 76 долларов, истраченных на полицию, 22 доллара - на судебную систему и 11 долларов - на уголовно-исполнительную систему. В развивающихся странах это соотношение выглядит следующим образом - 52 доллара, 1 доллар и 10 долларов.[37]
Совершенно очевидно, что промышленно развитые страны придают большее значение, чем развивающиеся, финансированию судебной системы. Справедливая и независимая судебная система требует достаточного финансирования для привлечения компетентного персонала, устойчивого к коррупции.
Серьезным недостатком действующей системы финансирования органов правопорядка в России можно признать то обстоятельство, что оно не учитывает комплексный характер услуг, предоставляемых общественным сектором. Это можно проиллюстрировать следующими примерами. Увеличение расходов на профилактику правонарушений должно в перспективе приводить к уменьшению затрат на судопроизводство и уголовно-исправительную систему. Затраты на разработку и внедрение в практику нормы, допускающей досудебную сделку (судья может назначить наказание без процесса, если обвиняемый признает вину, а обвинитель, потерпевший и защитник согласны), должны сокращать расходы на судебные процессы.
Еще один серьезный недостаток существующей системы финансирования состоит в том, что она ориентирована на содержание сети учреждений, а не на производство собственно услуги общественного сектора, при этом средства выделяются преимущественно на текущие нужды, а капитальные нужды остаются без адекватного финансирования. Это верно как для судебной системы, так и в отношении уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел.
Далее. Существующая система финансирования не опирается на многолетнее планирование.
И, может быть, главный недостаток заключается в том, что эта система обеспечивает постоянный рост издержек на «производство правопорядка» без повышения качества услуг.
Проиллюстрируем эти положения примерами из практики бюджетного регулирования органов правопорядка.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 248.