Глава II . Теоретические основы построения финансовой системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общие предпосылки построения финансовой системы страны

Финансовая система государства обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Финансовую систему необходимо проектировать. Для этого могут быть использованы типовые представления.

При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менее заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени [12, Стр. - 56].

Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельностью финансы являются одним из инструментов социального менеджмента.

История экономического развития финансов и финансовой системы показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях [13, Стр. - 24].

Управление финансовыми системами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансовой системой осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

Проектирование финансовой системы начинается с составления финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне – это разработка проектов бюджетов (государственного, региональных), на микроуровне – это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды. На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации.

Финансы – это сфера общественных отношений, которая является объектом политического воздействия. Воздействие на финансы производится посредством финансовой политики. Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Финансовая политика –это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций [15, Стр. - 57].

Финансовая политика, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.

В нашей работе мы будем рассматривать теоретические основы построения финансовой системы на примере России. Раскрывать эти основы мы будем через характеристику каждого звена каждой сферы финансовой системы страны, то есть построение от частного к общему; через рассмотрение свойств, качеств, функций и принципов организации, откуда берутся финансовые средства.

Итак, проектирование финансовой системы начинается с процесса составления финансовых планов. Все мероприятия, направленные на организацию финансовой системы страны относятся к финансовой политике страны.



Построение сферы государственных финансов страны, её характеристика

Федеральный бюджет

Федеральный бюджет является главным звеном финансовой системы [5, Стр. - 39]. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как закон. Через федеральный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Федеральный бюджет характеризуется следующими чертами:

1) носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета;

2) формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов [5, Стр. - 41].

Основные функции бюджета:

1) перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение финансовой политики;

4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств [5, Стр. - 48].

В условиях перехода на рыночные отношения федеральный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например, ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.

Государственное регулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.

Важная роль федерального бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

 

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды - это средства Федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда [5, Стр. - 51].

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Основными по размерам и значению являются социальные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Общие доходы (и расходы) всех внебюджетных фондов за последние годы превышали 60% доходов государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от федерального бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля над расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Пенсионный фонд - внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом расходующий эти средства на выплату пенсий гражданам [8, Стр. - 11].

Пенсионный фонд создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне и в республиках, краях, областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих права на трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Средства Пенсионного фонда формируются, по Положению о Пенсионном фонде РФ, за счет трех источников [8, Стр. - 23]:

1. Страховых взносов работодателей;

2. Страховых взносов работающих;

3. Ассигнований из федерального бюджета.

Основные задачи Пенсионного фонда РФ:

1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением Пенсионного фонда России;

2) организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

3) капитализация средств Пенсионного фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

4) контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

5) межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий [8, Стр. - 35].

В качестве системы управления финансами пенсионного обеспечения Пенсионный фонд осуществляет некоторые функции:

1) участвует в определении размера взносов на государственное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и организациям в зависимости от условий труда;

2) обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов и правильным расходованием средств;

3) участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;

4) осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда [8, Стр. - 40].

Фонд государственного социального страхования (ФСС) – централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах [6, Стр. - 25].

Основные задачи Фонда социального страхования – обеспечение гарантированных государством пособий.

Средства фонда образуются из следующего:

1) страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

2) доходов от инвестирования части временно свободных средств;

3) ассигнований из Федерального бюджета.

Норматив отчислений в фонд социального страхования - 5,4% на все виды начисленной оплаты труда.

Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования [6, Стр. - 37].

Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и Территориальные фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Тариф страховых взносов определяется федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:

1) выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

2) финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

3) осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства федерального фонда образуются за счет:

1) части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;

2) взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

3) ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

4) добровольных взносов юридических и физических лиц;

5) доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда;

6) нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений [6, Стр. - 41].

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования(ТФОМС), создаваемые представительной властью субъектов федерации, осуществляют:

1) финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным по душевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда;

2) финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

3) выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;

4) предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

5) накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

6) контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан [6, Стр. - 57].

Всем гражданам выдается страховой полис.

 

Государственный кредит

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов [15, Стр. - 67]. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т. е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Использование государственного кредита обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера, тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя, из срока привлечения средств займы делятся, на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет) [15, Стр. - 75].

Мобилизация огромных финансовых ресурсов, как следствие, дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за конкретный срок.

Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. В России эти функции осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации и превратились в один из важнейших элементов государственных расходов. Выплаты на обслуживание государственного долга растут очень быстро, вытесняя из бюджета другие виды расходов.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 150.