Глава I. Сущность и структура финансовой системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

по дисциплине «Макроэкономика»

 

Теоретические основы построения финансовой системы

 

 

Выполнила:

студентка гр. УФв-02-08

Шишкина И.Т.

Проверила:

Онищук И.В

 

Иркутск, 2008



Оглавление

 

Оглавление

Введение

Глава I. Сущность и структура финансовой системы

1.1 Определение понятия финансовая система

1.2 Структура финансовой системы

Глава II. Теоретические основы построения финансовой системы

2.1 Общие предпосылки построения финансовой системы страны

2.2 Построение сферы государственных финансов страны, её характеристика

2.2.1 Федеральный бюджет

2.2.2 Внебюджетные фонды

2.2.3 Государственный кредит

2.3 Построение сферы финансов предприятий, её характеристика

2.3.1 Финансы предприятий, функционирующих на коммерческой основе

2.3.1 Финансы некоммерческих организаций

2.4 Построение сферы прочих финансов, её характеристика

Заключение

Список использованной литературы



Введение

 

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно - планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и её построения посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и теоретических основ её построения. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

1. раскрыть сущность феномена "финансовая система" в отечественной литературе;

2. раскрыть основные звенья финансовой системы;

3. выявить основной принцип формирования финансовой политики государства;

При написании работы были использованы следующие источники информации: монографические статьи; учебники и учебные пособия; журналы периодической печати; всемирная сеть Интернет.

Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.



Глава I. Сущность и структура финансовой системы

Глава II . Теоретические основы построения финансовой системы

Построение сферы государственных финансов страны, её характеристика

Федеральный бюджет

Федеральный бюджет является главным звеном финансовой системы [5, Стр. - 39]. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как закон. Через федеральный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Федеральный бюджет характеризуется следующими чертами:

1) носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета;

2) формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов [5, Стр. - 41].

Основные функции бюджета:

1) перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение финансовой политики;

4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств [5, Стр. - 48].

В условиях перехода на рыночные отношения федеральный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например, ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.

Государственное регулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.

Важная роль федерального бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

 

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды - это средства Федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда [5, Стр. - 51].

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Основными по размерам и значению являются социальные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Общие доходы (и расходы) всех внебюджетных фондов за последние годы превышали 60% доходов государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от федерального бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля над расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Пенсионный фонд - внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом расходующий эти средства на выплату пенсий гражданам [8, Стр. - 11].

Пенсионный фонд создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне и в республиках, краях, областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих права на трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Средства Пенсионного фонда формируются, по Положению о Пенсионном фонде РФ, за счет трех источников [8, Стр. - 23]:

1. Страховых взносов работодателей;

2. Страховых взносов работающих;

3. Ассигнований из федерального бюджета.

Основные задачи Пенсионного фонда РФ:

1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением Пенсионного фонда России;

2) организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

3) капитализация средств Пенсионного фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

4) контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

5) межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий [8, Стр. - 35].

В качестве системы управления финансами пенсионного обеспечения Пенсионный фонд осуществляет некоторые функции:

1) участвует в определении размера взносов на государственное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и организациям в зависимости от условий труда;

2) обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов и правильным расходованием средств;

3) участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;

4) осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда [8, Стр. - 40].

Фонд государственного социального страхования (ФСС) – централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах [6, Стр. - 25].

Основные задачи Фонда социального страхования – обеспечение гарантированных государством пособий.

Средства фонда образуются из следующего:

1) страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

2) доходов от инвестирования части временно свободных средств;

3) ассигнований из Федерального бюджета.

Норматив отчислений в фонд социального страхования - 5,4% на все виды начисленной оплаты труда.

Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования [6, Стр. - 37].

Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и Территориальные фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Тариф страховых взносов определяется федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:

1) выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

2) финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

3) осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства федерального фонда образуются за счет:

1) части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;

2) взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

3) ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

4) добровольных взносов юридических и физических лиц;

5) доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда;

6) нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений [6, Стр. - 41].

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования(ТФОМС), создаваемые представительной властью субъектов федерации, осуществляют:

1) финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным по душевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда;

2) финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

3) выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;

4) предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

5) накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

6) контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан [6, Стр. - 57].

Всем гражданам выдается страховой полис.

 

Государственный кредит

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов [15, Стр. - 67]. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т. е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Использование государственного кредита обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера, тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя, из срока привлечения средств займы делятся, на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет) [15, Стр. - 75].

Мобилизация огромных финансовых ресурсов, как следствие, дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за конкретный срок.

Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. В России эти функции осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации и превратились в один из важнейших элементов государственных расходов. Выплаты на обслуживание государственного долга растут очень быстро, вытесняя из бюджета другие виды расходов.

 

Заключение

 

В нашей работе мы подробно рассмотрели сущность и структуру финансовой системы страны, и через характеристики каждого звена данной системы рассмотрели теоретические основы построения финансовой системы.

Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве. Мы выделили следующие сферы и звенья системы (сферы - где необходимы финансы): государственные финансы (федеральный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит); финансы предприятий (финансы коммерческих предприятий; финансы некоммерческих учреждений и организаций; финансы общественных объединений); прочие финансы, в том числе и финансы страхования (соц.страхование; личное страхование; имущественное страхование; страхование ответственности; страхование предпринимательских рисков). Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

Мы выяснили, что функциями финансовой системы являются: денежная (эмиссия, обращение, расчеты); налоговая, или фискальная (изъятие части продукта в форме средств, т.е. наполнение казны); бюджетная (превращение налогов в доходы, последних - в расходы); контрольно-надзорная (надзор за финансовыми институтами); государственного кредита (управление государственным долгом).

Построение финансовой системы является финансовой политикой страны (совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций). Главной задачей данной политики является грамотное структурирование звеньев финансовой системы, разграничение их задач и функций, перераспределение денежных средств между этими звеньями, контроль их работы.



Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 1993 г.- М.: Юрид.лит., 1993. - Ст.71-117,130-133.

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. - Ст.1-17, 24-28, 161.

3. Федеральный закон от 12.01.1996 №7 - ФЗ «О некоммерческих организациях».

4. Федеральный закон от 06.03.2003 №131-ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления».

5. Федеральный закон от 15.08.1996. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». - Приложения 1-4.

6. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

7. Федеральный закон от 24.08.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

8. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

9. Приказ Министерства России от 01.10.1997 г.№118 «Методические рекомендации по реформе предприятий и организаций».

10. Абрамова М.А. Финансы и кредит: Учеб.пособие / М.А. Абрамова. - М.: Юриспруденция. 2003.

11. Вавилов Ю.Я. Финансы: Учеб./ Ю.Я.Вавилов. - М.: Социальные отношения. 2004.

12. Дробозина Л.А. Финансы / Л.А. Дробозина. - М.: ЮНИТИ. 2000.

13. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы: Учеб.пособие / С.В.Галицкая. - М.: Экзамен, 2004

14. Гринкевич Л.С. Основы финансов предприятий: Учеб. / Л.С. Гринкевич. - Томск, 2000.

15. Ковалева А.М. Финансы / А.М. Ковалёва. - М.: Финансы и статистика,2003.

16. Мовсесян А. Современные тенденции развития мировой финансовой системы /А.Мвесян // Банковское дело в Москве. - 2000г. - №10.- С.14-16.

17. Родионова В.М. Финансы: Учеб. / В.М.Родионова. - М.: Финансы и статистика. 1995.

18. Финансы. Денежное обращение: Учеб.пособие / Под ред. М.В.Шульгин. – М. 2001.

Курсовая работа

по дисциплине «Макроэкономика»

 

Теоретические основы построения финансовой системы

 

 

Выполнила:

студентка гр. УФв-02-08

Шишкина И.Т.

Проверила:

Онищук И.В

 

Иркутск, 2008



Оглавление

 

Оглавление

Введение

Глава I. Сущность и структура финансовой системы

1.1 Определение понятия финансовая система

1.2 Структура финансовой системы

Глава II. Теоретические основы построения финансовой системы

2.1 Общие предпосылки построения финансовой системы страны

2.2 Построение сферы государственных финансов страны, её характеристика

2.2.1 Федеральный бюджет

2.2.2 Внебюджетные фонды

2.2.3 Государственный кредит

2.3 Построение сферы финансов предприятий, её характеристика

2.3.1 Финансы предприятий, функционирующих на коммерческой основе

2.3.1 Финансы некоммерческих организаций

2.4 Построение сферы прочих финансов, её характеристика

Заключение

Список использованной литературы



Введение

 

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно - планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и её построения посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и теоретических основ её построения. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

1. раскрыть сущность феномена "финансовая система" в отечественной литературе;

2. раскрыть основные звенья финансовой системы;

3. выявить основной принцип формирования финансовой политики государства;

При написании работы были использованы следующие источники информации: монографические статьи; учебники и учебные пособия; журналы периодической печати; всемирная сеть Интернет.

Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.



Глава I. Сущность и структура финансовой системы

Дата: 2019-07-24, просмотров: 190.