Глава 1. Концепция национальной безопасности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

Тема:

«Новая концепция безопасности»

 

 



СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

Введение …………………………………………………………………....... 3

 

Глава 1.Новые концепции безопасности………………………………….6

          

  1.1. Концепция кооперативной безопасности………………................12

          

      1.2. Концепция человеческой безопасности……………………………16

 

 

Глава2.Характеристика среды безопасности современной России……18

 

   2.1. Основные проблемы внутренней безопасности России ………....26

 

  2.2. Основные направления деятельности государственных

органов власти по предупреждению и локализации

      угроз внутренней безопасности России …………………………..41

 

Заключение …………………………………………………………………….49

 

Список использованной литературы………………….……………….……..51

 

Приложения …………………………………………………………………..53

 



ВВЕДЕНИЕ

Термин "национальная безопас­ность" в российском научном и политическом лексиконе поя­вился недавно, в последнее де­сятилетие новейшей истории страны. Для обозначения соци­ального явления защищеннос­ти жизненно важных интере­сов личности, общества и госу­дарства от опасностей и угроз, использовались разные поня­тия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность госу­дарственная, материальное и духовное благосостояние и др. Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление нацио­нальной безопасности.

Повышенный интерес сов­ременного российского обще­ства к вопросам обеспечения национальной безопасности выражается в стремлении разоб­раться в сущности самого социального явления "безопасность", увидеть его связь с повседневной жизнью, с личными целями, ценностями и интересами. При этом возникает множество вопросов о роли и функциях государства в создании безопас­ных условий жизни гражданского общества, о взаимоотноше­ниях власти и бизнеса в современной России, полномочиях об­щества в обеспечении безопасности личности и государства.

За свою многовековую историю Россия накопила огром­ный опыт обеспечения национальной безопасности.

Первоначально национальная безопасность не выделялась из общих полицейских задач. Деятельность общества и госу­дарства по обеспечению национальной безопасности ограни­чивалась в основном созданием условий для материального и духовного благополучия людей. Так продолжалось до конца XIX в. Но уже в XVII в. в общем комплексе полицейских задач выделялась деятельность государства по обеспечению внеш­ней и внутренней безопасности. К началу XX в. наиболее глу­бокую теоретическую проработку получила внешняя безо­пасность (как один из видов национальной безопасности). Внутренняя же безопасность, в силу различных причин идео­логического и политического характера, до последнего време­ни (почти до начала XXI в.) оставалась теоретически довольно слабо разработанной. Она, как правило, привязывалась к ка­кой-либо сфере безопасности государства: политической, эко­номической, социальной, оборонной.

Актуальность темы данной курсовой обусловлена практическими задачами реформирования России, выработ­кой новой политики обеспечения национальной безопаснос­ти, отвечающей жизненно важным интересам россиян и учи­тывающей новые международные реалии. Сегодня вся слож­ность процесса политических и экономических преобразова­ний в стране сфокусировалась в единой комплексной зада­че – обеспечить национальную безопасность Российской Федерации. Выполнение этой комплексной задачи является не только условием, но и главной целью российского реформи­рования. Только научная методология комплексного исследо­вания различных проблем национальной безопасности спо­собна дать необходимые знания о явлении и выработать вер­ную политику обеспечения национальной безопасности и ус­тойчивого развития Российской Федерации.

Учитывая неоднократную смену официальных государствен­ных взглядов на обеспечение безопасности России, нельзя оставить без внимания сущностный анализ принципов обеспе­чения национальной безопасности в различные исторические эпохи. Особое внимание уделено обеспечению безопасности личности в советский период российской истории, основным чертам концепции национальной безопасности современной России, ведущей свое начало от древнерусской традиции об­щинного уклада жизни. Этот материал на­иболее актуален, так как за годы "перестройки" и последнего десятилетия реформирования России общественное мнение россиян не пришло к единству во взглядах на национальные ценности, интересы и цели Российской Федерации в постинду­стриальную эпоху общественно-политического развития.

До сих пор общественное мнение одних россиян склоняет­ся к идее русской монархической государственности, где национальная безопасность базируется на православии, патри­отизме, соборности и самодержавии. Другие привержены идее демократического государства и гражданского общест­ва, национальная безопасность которого строится на приори­тете общечеловеческих ценностей и интересов. Значительная социальная группа россиян старшего поколения отстаивает мнение о необходимости ориентироваться на национальную безопасность, базирующуюся на идеологии советского пат­риотизма и пролетарского интернационализма.

В последние годы все заметнее и чувствительнее для российского федера­лизма проявляет себя на словах и на деле стремление отдель­ных групп населения и национальной политической элиты придерживаться этнической концепции безопасности, осно­ванной на приоритете этнических ценностей, форм общнос­ти в жизни человека и человечества в целом, необходимости подчинения интересов личности и общества интересам свое­го этноса. Экономическая отсталость и неэффективность ре­формистской деятельности правительства замедляют форми­рование общественного мнения россиян о национальной бе­зопасности, базирующейся на безусловной ориентации на общенациональные ценности, интересы и цели Российской Федерации, на жизненно важные интересы личности, обще­ства и государства.



Заключение

Специфика изучения нацио­нальной безопасности, как открытой динамичной соци­альной системы, имеет ряд особенностей, среди кото­рых – высокие требования к достоверности знания, выбо­ру средств научного анализа, методик и процедур научного исследования. Эти специфи­ческие особенности характер­ны не только для изучения системы, но и для ее функцио­нирования. Национальная бе­зопасность имеет сложную структуру. Только научная ме­тодология может найти соот­ветствующие формы для вы­ражения этих сложных струк­тур, зависимостей и отноше­ний между ними. Системный подход служит средством методологического анализа национальной безопасности, при­менение которого позволяет достичь наиболее глубокого ос­мысления явлений, выделить их составляющие, установить взаимосвязи и взаимозависимости структурных и функцио­нальных компонентов. Система "национальная безопас­ность" выступает как диалектическое единство взаимодей­ствия жизненно важных интересов личности, общества и го­сударства. Политика, как деятельность по обеспечению безо­пасности личности, общества и государства, выступает в дан­ной системе в совокупности ее функциональных компонен­тов: гностического, проектировочного, конструктивного, ор­ганизаторского и коммуникативного.

Национальная безопасность вбирает в себя все виды безо­пасности личности, общества и государства. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчи­вом развитии; имеет свою историю, закономерности и зако­ны развития. В демократических странах безопасность лич­ности является приоритетной по отношению к безопасности общества и государства.

Государство является главным субъ­ектом обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства – обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Основными принципами государ­ственной политики по обеспечению безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточ­ность сил и средств, гуманность, своевременность и адекват­ность мер обеспечения безопасности, от внешних и внутрен­них угроз национальным интересам.

Национальная безопасность как социальная система ис­следуется теоретическими методами, среди которых приори­тетное место занимают исторический анализ, политический и факторный анализ. Понимание сущности, видение струк­турных и функциональных компонентов общей системы "на­циональная безопасность" способствует методологической обоснованности исследований проблем национальной безо­пасности. Исторический аспект зарождения и развития системы на­циональной безопасности способствует выявлению ее общих закономерностей, а также специфики их преломлений в раз­личных условиях.

Политический анализ, как метод исследования социальных систем, помогает раскрыть роль и значение всех субъектов обеспечения национальной безопасности реформирующейся России, правильно определить национальные цели и основ­ные направления деятельности личности, общества и госуда­рства. Он позволяет видеть политику как конкретную дея­тельность субъектов обеспечения безопасности националь­ных целей, проследить зарождение и истинную роль государ­ства в обеспечении национальной безопасности.

Особенностью отечественной системы обеспечения нацио­нальной безопасности на современном этапе развития стра­ны выступает ее нацеленность на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, законодатель­ное закрепление основных принципов и направлений дея­тельности основных структурных компонентов этой систе­мы. Отечественная система обеспечения национальной безо­пасности остро нуждается в разработке научно-методичес­ких основ своего функционирования. Зарубежный опыт функционирования систем обеспечения национальной безо­пасности может быть использован в практической работе при планировании деятельности органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Список литературы.

  

1. Арбатов А. Безопасность России. М., 1999.

2. Балабанов А.А. Жизненно важные интересы региональной социальной общности. //Материалы научно-практической конференции «Проблемы внутренней безопас­ности России в XXI веке". М.: ЭДАСПАК, 2001.

3. Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2002.

4. Гаджиев К.С. Геополитика. М.: Международные отноше­ния, 1997.

5. Глобальное участие, сотрудничество и безопасность в XXI веке. // В сб. статей под ред. Дж. Е. Нолага. Вашингтон, 1994.

6. Гыскэ А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М.: Прогрессивные Био-Медицинские Технологии, 2000.

7. Дойл М. У. Пути войны и мира. Вашингтон, 1997.

8. Закон Российс­кой Федерации "О безопасности".

9. Конституция Российской Федерации. Ст. 2. М., 1993

10. Концепция внешней политики Российской Федерации. // Независимая газета. 2000. 11 июля.

11. Концепция национальной безопасности. В ре­дакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.

12. Маликова Н. Р. Методология этносоциологического ис­следования. М.: РАН, 1995.

13. Маликова Н.Р. Переговоры в интересах национальной безопасности. М.: РАГС, 1997.

14. Независимая газета. 2000. 12 июля.

15. Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные ин­тересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию соц. и полит, наук, 1997.

16. Подберезкин А. И. Русский путь. М.: Рау-Университет, 1997.

17. Послание Президента РФ Федеральному Собранию "Какую Россию мы строим?" //Независимая газета. 2000.11 июля.

18. Ротшильд Э. Что такое безопасность?// Бюллетень "Дедалус". 1995. №124.

19. Силласте Г.Г. Социальная безопасность личности, общества и государства. // Безопас­ность Евразии 2000. №1.

 



Приложение 1

Приложение 2

Европейский Север

1. Карелия + - + 2 2. Коми + + - 2

Черноземный центр

3. Белгородская область - - + 1 4. Воронежская область - - + 1 5. Курская область - - + 1

Урало-Поволжье

6. Башкортостан + + + 3 7. Волгоградская область - - + 1 8. Калмыкия + + - 3 9. Марий-Эл + + - 3 10. Мордовия + + + 2 11. Оренбургская область - - + 1 12. Пензенская область - . + 1 13. Самарская область - - + 1 14. Саратовская область - - + 1 15. Татарстан + + + 4 (б) 16. Удмуртия + + - 2 17. Ульяновская область - - + 1 18. Чувашия + + - 3

Северный Кавказ

19. Адыгея + + - 3 20. Дагестан + + - 4 (а) 21. Ингушетия + + + 4 (б) 22. Кабардино-Балкария + + + 4 (б) 23. Карачаево-Черкесия + + + 4 (б) 24. Краснодарский край - - + 3 25. Ростовская область - - + 1 26. Северная Осетия + + + 4 (а) 27. Ставропольский край - - + 3 28. Чечня + + - 4 (а)

Сибирь и Дальний Восток

29. Агинский АО + + - 3 30. Амурская область - - + 1 31. Бурятия + + - 3 32. Приморский край - - + 1 33. Республика Алтай + + - 3 34. Республика Саха + + - 3 35. Тыва + + - 4 (б) 36. Усть-Ордынский АО + + - 3 37. Хакасия + - - 3

 


[1] Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Изд – во «Экзамен», 2005. – С.71.

[2] Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Изд – во «Экзамен», 2005. – С.72 - 77.

[3] Россия в глобализирующемся мире: Стратегия конкурентоспособности/ Российская академия наук, отделение общественных наук, секция экономики; акад. Д.С. Львов. - М.: Наука, 2005. – С.44 – 45.

 

[4] Конституция Российской Федерации. Ст. 2. М., 1993; Закон Российс­кой Федерации "О безопасности". М., 1992; Концепция национальной безопасности В ре­дакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.

[5] Ротшильд Э. Что такое безопасность?// Бюллетень "Дедалус". 1995. №124; Глобальное участие, сотрудничество и безопасность в XXI веке. // В сб. статей под ред. Дж. Е. Нолага. Вашингтон, 1994.

[6] Дойл М. У. Пути войны и мира. Вашингтон, 1997. С. 15-16.

 

[7] Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.

[8] Гыскэ А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М.: Прогрессивные Био-Медицинские Технологии, 2000. С. 53-64.

[9] Там же.

[10] Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 262-263.

[11] Силласте Г.Г. Социальная безопасность личности, общества и государства. // Безопас­ность Евразии 2000. №1. С. 14.

[12] Государственная Дума, Федеральное Собрание Российской Федерации, Комитет по ох­ране здоровья Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан 1990-1998 гг.

 

[13] Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 299-304.

 

[14] Балабанов А.А. Жизненно важные интересы региональной социальной общности. //Материалы научно-практической конференции «Проблемы внутренней безопас­ности России в XXI веке". М. ЭДАСПАК, 2001. С. 301-302.


Курсовая работа

Тема:

«Новая концепция безопасности»

 

 



СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

Введение …………………………………………………………………....... 3

 

Глава 1.Новые концепции безопасности………………………………….6

          

  1.1. Концепция кооперативной безопасности………………................12

          

      1.2. Концепция человеческой безопасности……………………………16

 

 

Глава2.Характеристика среды безопасности современной России……18

 

   2.1. Основные проблемы внутренней безопасности России ………....26

 

  2.2. Основные направления деятельности государственных

органов власти по предупреждению и локализации

      угроз внутренней безопасности России …………………………..41

 

Заключение …………………………………………………………………….49

 

Список использованной литературы………………….……………….……..51

 

Приложения …………………………………………………………………..53

 



ВВЕДЕНИЕ

Термин "национальная безопас­ность" в российском научном и политическом лексиконе поя­вился недавно, в последнее де­сятилетие новейшей истории страны. Для обозначения соци­ального явления защищеннос­ти жизненно важных интере­сов личности, общества и госу­дарства от опасностей и угроз, использовались разные поня­тия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность госу­дарственная, материальное и духовное благосостояние и др. Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление нацио­нальной безопасности.

Повышенный интерес сов­ременного российского обще­ства к вопросам обеспечения национальной безопасности выражается в стремлении разоб­раться в сущности самого социального явления "безопасность", увидеть его связь с повседневной жизнью, с личными целями, ценностями и интересами. При этом возникает множество вопросов о роли и функциях государства в создании безопас­ных условий жизни гражданского общества, о взаимоотноше­ниях власти и бизнеса в современной России, полномочиях об­щества в обеспечении безопасности личности и государства.

За свою многовековую историю Россия накопила огром­ный опыт обеспечения национальной безопасности.

Первоначально национальная безопасность не выделялась из общих полицейских задач. Деятельность общества и госу­дарства по обеспечению национальной безопасности ограни­чивалась в основном созданием условий для материального и духовного благополучия людей. Так продолжалось до конца XIX в. Но уже в XVII в. в общем комплексе полицейских задач выделялась деятельность государства по обеспечению внеш­ней и внутренней безопасности. К началу XX в. наиболее глу­бокую теоретическую проработку получила внешняя безо­пасность (как один из видов национальной безопасности). Внутренняя же безопасность, в силу различных причин идео­логического и политического характера, до последнего време­ни (почти до начала XXI в.) оставалась теоретически довольно слабо разработанной. Она, как правило, привязывалась к ка­кой-либо сфере безопасности государства: политической, эко­номической, социальной, оборонной.

Актуальность темы данной курсовой обусловлена практическими задачами реформирования России, выработ­кой новой политики обеспечения национальной безопаснос­ти, отвечающей жизненно важным интересам россиян и учи­тывающей новые международные реалии. Сегодня вся слож­ность процесса политических и экономических преобразова­ний в стране сфокусировалась в единой комплексной зада­че – обеспечить национальную безопасность Российской Федерации. Выполнение этой комплексной задачи является не только условием, но и главной целью российского реформи­рования. Только научная методология комплексного исследо­вания различных проблем национальной безопасности спо­собна дать необходимые знания о явлении и выработать вер­ную политику обеспечения национальной безопасности и ус­тойчивого развития Российской Федерации.

Учитывая неоднократную смену официальных государствен­ных взглядов на обеспечение безопасности России, нельзя оставить без внимания сущностный анализ принципов обеспе­чения национальной безопасности в различные исторические эпохи. Особое внимание уделено обеспечению безопасности личности в советский период российской истории, основным чертам концепции национальной безопасности современной России, ведущей свое начало от древнерусской традиции об­щинного уклада жизни. Этот материал на­иболее актуален, так как за годы "перестройки" и последнего десятилетия реформирования России общественное мнение россиян не пришло к единству во взглядах на национальные ценности, интересы и цели Российской Федерации в постинду­стриальную эпоху общественно-политического развития.

До сих пор общественное мнение одних россиян склоняет­ся к идее русской монархической государственности, где национальная безопасность базируется на православии, патри­отизме, соборности и самодержавии. Другие привержены идее демократического государства и гражданского общест­ва, национальная безопасность которого строится на приори­тете общечеловеческих ценностей и интересов. Значительная социальная группа россиян старшего поколения отстаивает мнение о необходимости ориентироваться на национальную безопасность, базирующуюся на идеологии советского пат­риотизма и пролетарского интернационализма.

В последние годы все заметнее и чувствительнее для российского федера­лизма проявляет себя на словах и на деле стремление отдель­ных групп населения и национальной политической элиты придерживаться этнической концепции безопасности, осно­ванной на приоритете этнических ценностей, форм общнос­ти в жизни человека и человечества в целом, необходимости подчинения интересов личности и общества интересам свое­го этноса. Экономическая отсталость и неэффективность ре­формистской деятельности правительства замедляют форми­рование общественного мнения россиян о национальной бе­зопасности, базирующейся на безусловной ориентации на общенациональные ценности, интересы и цели Российской Федерации, на жизненно важные интересы личности, обще­ства и государства.



Глава 1. Концепция национальной безопасности.

 

Концепция национальной безопасности Российской Федерации исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий.

В Концепции учитывается, что в настоящее время обостряется международная конкуренция за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта. При этом баланс позитивных и негативных сторон нынешней фазы становления многополярного мира подвижен, что повышает уровень требований к здравому смыслу в политике и экономике[1].

В Концепции признано, что, хотя в целом влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни за годы реформирования снизилось, страна имеет все предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции великой державы, занимающей особое место на евроазиатском континенте и способной обеспечить процветание своего народа, играть важную роль в мировых процессах. Об этом свидетельствует мощный ресурсный, культурный и интеллектуальный потенциал России, ее уникальное геостратегическое положение в Евразии, усиление основ демократической государственнос­ти и многоукладной экономики. Несмотря на все политические и социально-экономические потрясения последних 10 лет, Россия сохраняется как многоукладное государство, имеющее многовековую историю и культуру, четко очерченные интересы и традиции.

Концепция впервые ввела в лексикон официальных документов понятие национальных интересов, предложила их достаточно полное определение, дала комплексную систематизацию возможных и реальных угроз, определила основные контуры, институты и механизмы защиты национальной безопасности страны.

В Концепции четко сформулировано, что национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. В связи с этим комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого хозяйства высокотехнологичного, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем, армию - вооружением, население и социальную сферу - предметами потребления и услугами, внешнюю торговлю - конкурентоспособными товарами.

В новой редакции Концепции национальной безопасности, принятой Ука­зом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, учтены последние веяния времени, определение национальных интересов развернуто по их основным направлениям, более современно и подробно прописаны угрозы и механизмы защиты национальной безопасности.

В частности отмечается, что в сфере экономики угрозы носят комплексный характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости и медикаменты.

Ослабление научно-технического и технологического потенциалов страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов, ученых и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности.

Негативные процессы в экономике в значительной степени лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, что ведет к усилению политической нестабильности, нарушению единого экономическо­го пространства и ослаблению его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствует усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и федерального центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Особую остроту приобретает угроза криминализации общественных отношений. Росту преступности и коррупции способствуют серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной ветвей власти с криминальными структурами, проникновении последних в сферу управления банковским бизнесом, крупными производства­ми, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.

Угрозу национальной безопасности создают и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы[2].

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время признаны:

- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

 - реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению нейтрализации внутренних и внешних угроз;

- обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;

- подъем экономики и уровня жизни населения, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

- преодоление научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;

- обеспечение на всей территории государства личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;

- совершенствование системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней; формирование гармоничных межнациональных отношений; укрепление правопорядка; сохранение социально-политической стабильности общества;

- неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

- равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;

- подъем и поддержание на достаточно высоком уровне оборонного потенциала государства.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

- создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

- расширение рынков сбыта российской продукции;

В условиях либерализации внешней торговли и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов от отечественных товаропроизводителей. Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости страны от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. В целях усиления роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний следует ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей. Эффективные меры должны быть приняты также в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала[3].

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности следует считать:

- правовую поддержку реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства страны;

- усиление государственного регулирования в экономике;

- принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения.

Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, обеспечением полной занятости населения.

Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности; принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики; облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, реальная помощь государства, реализация целевых программ структурной перестройки промышленности. Как никогда ранее, самыми приоритетными становятся задачи по опережающему развитию конкурентоспособных отраслей и производств, расширению рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, повышающих конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

Важное значение имеет концентрация финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение для этих целей частного капитала, в том числе путем организации фондов и использования грантов, реализация программ первоочередного развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, защита государством интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, расширение общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации, создание равных условий для роста и повышения конкурентоспособности предприятий независимости от формы собственности, в том числе поощрение частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию членов общества, защите прав потребителя.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности является принципиально важным в целях укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 187.