Необходимость повышения роли Международного Суда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На протяжении всей истории существования Международного Суда дебатировался вопрос об усилении его роли и влияния. Потенциал Международного Суда оставался существенно недоиспользованным. Позитивный вклад Международного Суда в урегулирование международных споров и урегулирование международного правопорядка мог бы быть большим, на это, в частности, указывается в докладе Генерального Секретаря ООН «Повестка дня для мира - превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира». В нем говориться: «Реестр дел, передаваемых в Международный Суд, увеличивается, однако Суд по-прежнему является таким ресурсом мирного урегулирования споров с помощью судебного разбирательства, который используется не в полной мере. Более широкое использование Суда стало бы важным вкладом в миротворческую деятельность ООН». В ходе обсуждения вопроса о повышении роли Международного Суда предлагались различные варианты реформы Статута Суда. Объявление 90-ых годов десятилетием международного права и обсуждение идей заключения к 1999 году обновленной конвенции о мирном разрешении международных споров, приуроченной к 100-летнему юбилею первой Гаагской конференции мира, делают возможным и желательным возобновление дискуссии об усилении роли и влияния Международного Суда ООН, оптимизации международной судебной процедуры, как на консультативном уровне, так и в практическом плане.

В начале 70-ых годов, когда на повестке дня Генеральной Ассамблее стоял вопрос о повышении роли Международного Суда, всесторонне обсуждались перспективы создания сети региональных международных судебных органов под эгидой главного судебного органа ООН.

В самом Уставе ООН, по сути дела, заложена необходимость создания сети международных судебных органов, поскольку Международный Суд ООН называется главным судебным органом Организации. Весьма перспективным представляется наделение Международного Суда преюдициальной юрисдикцией. Оно подсказано опытом строительства ЕС, успех которому принесли, в том числе единообразное применение и толкование норм наднационального права, автономно являющегося частью национальных правовых систем государств-членов. При любом развитии событий место Верховного Суда должно сохраняться за Международным Судом ООН. Множественность инструментария, который может быть использован для подчинения международных споров обязательной юрисдикции, позволяет сформулировать широкий круг предложения и пожеланий. Речь могла бы идти, в частности, о закреплении за Международным Судом обязательной юрисдикции в случае предоставления ему полноты второй инстанции по отношению к другим международным судебным органам. Этот вопрос очень широко дискутировался и дискутируется. Мнения разделились за и против. Те, кто выступает против наделения Международного Суда обязательной юрисдикцией, аргументируют свою позицию следующим образом. Они считают, что попытки навязать государствам обязательную юрисдикцию Международного Суда противоречат принципу суверенитета и нарушили бы свободу выбора государствами средств мирного разрешения своих споров, что закреплено в статье 33 Устава ООН. Хотя в соответствии с Уставом ООН государства обязаны разрешать мирными средствами свои споры, однако они вправе свободно выбирать эти средства, в том числе дипломатические переговоры, Международный Суд, посредничество, арбитраж и любые иные мирные средства, которые они найдут наиболее подходящими. До сих пор остаются практически без внимания призывы Генеральной Ассамблеи ООН, неоднократно предлагавшей государствам-членам пересмотреть сдержанное отношение к заявлениям общего характера о признании обязательной юрисдикции Международного Суда или отозвать прилагавшиеся к ним ранее оговорки, включить в проекты двусторонних и многосторонних международных соглашений (в зависимости от предмета и характера документов) соответствующую юрисдикционную клаузулу. Некоторые считают, что любые предложения такого характера не могут быть признаны приемлемыми и реалистичными с точки зрения существующей в настоящее время ситуации в мире, так как наделение Международного Суда обязательной юрисдикцией с неизбежностью привело бы к тому, что Суд превратился бы в надгосударственный орган, обладающий даже большими полномочиями, чем Совет Безопасности.

Выдвигаются предложения, в которых обосновывается желательность того, чтобы недавно принятые и/или принимаемые в ООН государства автоматически соглашались с обязательной юрисдикцией. Сходные идеи выдвигаются в отношении всех тех стран, которые обращались за получением международной помощи или уже получивших ее по линии организаций семейства ООН.

Авторитет Суда за последние годы серьезно упрочился. География стран, обращающихся к его помощи, расширилась. В вопросе о введении временных мер в контексте вооруженного конфликта на территории бывшей Югославии Международный Суд продемонстрировал, с какой оперативностью он может действовать в случае необходимости. Несколько большей стала степень процессуальной свободы, предоставляемой Судом тяжущимся сторонам. В этой связи особенно характерен тот факт, что с середины 80-х годов преобладающей формой судопроизводства в Международном Суде стало рассмотрение дел в камерах ad hoc. Оценки этого явления варьируются весьма в широких пределах. Так, многие считают подобную практику сползания к арбитражу, потаканием тяжущимся государствам, проявлением недоверия к составу Международного Суда. Однако, как мне кажется, практика обращения к камерам ad hoc может сделать международную судебную процедуру несколько более притягательной для государств и, следовательно, активизировать деятельность главного судебного органа ООН.

Вместе с тем резервы оптимизации процессуальной правотворческой деятельности Международного Суда не исчерпываются возможностью обращения к камерам ad hoc или постоянным камерам по определенным категориям дел. Имеющая под собой политическое основание конструкция судопроизводства, при которой фактически весь состав Международного Суда выступает в качестве судей-докладчиков по каждому конкретному делу, просто технически не позволяет Суду одновременно рассматривать большое количество дел. Поэтому выносятся предложения о реформе судопроизводства Суда. В этой связи предлагают заимствовать процессуальные институты, полностью оправдавшие себя в практике Суда ЕС и Европейской Комиссии по правам человека, прежде всего такие, как институт генерального адвоката или процедура полюбовного урегулирования.

     Итак, мнения и предложения по поводу реформы Статута Международного Суда многообразны. Но, как мне кажется, потенциальные возможности для повышения роли Международного суда заложены, прежде всего, в повышении его юрисдикции, те есть круга вопросов, подлежащих разбирательству. Поскольку постановления Статута Суда не допускают каких-либо оговорок при принятии обязательной юрисдикции за исключением условий взаимности, было бы целесообразно пойти на установление ряда ограничений при формулировании оговорок, исключая ту или иную область из сферы подсудности. Здесь возможно двоякое решение:

1) признать на основе специального постановления Суда того, что данная оговорка не имеет юридической силы (т.е. государство, сделавшее оговорку при принятии обязательной юрисдикции, тем самым согласно пункту 2 статьи 36 Статута, полностью связано постановлениями своей декларации);

2) признание Судом того, что соответствующая оговорка затрагивает объект и цель самой декларации и тем самым делает ее юридически недействительной.

Равным образом расширению юрисдикции Международного Суда и соответствующему повышению его роли как главного судебного органа ООН могло бы способствовать составление специального списка вопросов, которые в перспективе могли бы являться или, наоборот, не могли бы являться предметом его разбирательства. Решение этой задачи значительно упростило бы всю процедуру судебного урегулирования. Уважение к Суду настолько возросло, что сегодня не только 59 государств выразили согласие на обязательную юрисдикцию Суда в соответствии с факультативной оговоркой, но оговорки об обязательной юрисдикции содержаться и в сотнях новых международных соглашений. Только за последние два года пять государств (среди них два государства Восточной Европы) представили Генеральному секретарю декларации о признании обязательной юрисдикции Суда. Все больше государств Восточной Европы, в том числе и бывшего СССР, не только заявляют о своем согласии с обязательной юрисдикцией Международного Суда ООН, но и снимают оговорки о непризнании обязательной юрисдикции, сделанные ранее к некоторым договорам.

И, наконец, наиболее полно использовать судебную процедуру для разрешения международных споров позволит обеспечить государствам возможность обращения к институту «Forum prorogatum», согласно которому государство может проявлять согласие в одном случае на расширение компетенции Суда по уже рассмотренному делу (при наличии признания со стороны обеих сторон обязательной юрисдикции Суда), а в другом (при отсутствии формального конвенционного обязательства и декларации о принятии обязательной юрисдикции Суда) на принятие на себя юрисдикции Суда по конкретному делу. В обоих случаях активное поведение государств служит способом упрощения форм, требуемых для дачи согласия государств на разных стадиях судебного разбирательства.

Роль международных организаций в деле мирного разрешения        международных споров

Мирное разрешение международных споров осуществляется тремя главными органами ООН: Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и Международным судом.

Согласно Уставу ООН Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и обладает наиболее широкими полномочиями для мирного разрешения международных споров. Совет Безопасности вправе, когда он считает необходимым, потребовать от государств мирного разрешения споров. Ст.36, п.1 Устава ООН наделяет его полномочиями рекомендовать спорящим сторонам надлежащую процедуру и методы урегулирования спора. Споры юридического характера должны передаваться в Международный Суд (ст.36, п.3). В случае если участники спора не могут прийти к компромиссу, то Совет Безопасности на основании ст.37,38 Устава может давать конкретные условия решения спора по существу или по просьбе сторон дать рекомендации с целью мирного разрешения спора. Совет также может сам расследовать спорную ситуацию. Таким образом, примирительные функции Совета Безопасности сводятся к оказанию добрых услуг, посредничеству, следственных действий, организации согласительных комиссий. Решения, выводы, указания Совета носят рекомендательный характер.

Если спор не передан на рассмотрение Совету Безопасности, то на основании ст.11, 12,14,35 Устава полномочия по урегулированию спора переносятся на Генеральную Ассамблею. Её решения также будут носить рекомендательный характер для спорящих сторон.

Деятельность Генерального Секретаря ООН ограничена ст. 97 Устава, где его компетенция сводится к деятельности главного административного должностного лица. Но, несмотря на это Генеральный Секретарь имеет право доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые могут угрожать поддержанию мира и безопасности, ставить вопрос о рассмотрении возникшего спора Советом Безопасности, а также участвовать в рассмотрение спора органами ООН, правда без решающего голоса (ст.97, 99 Устава ООН). Он также может оказывать добрые услуги и посредничество. Например, добрые услуги оказывались Генеральным Секретарём в Афганистане (рез. 647/1990 Совета Безопасности), на Кипре (рез.649/1990). При его участии был разработан план урегулирования конфликта в Западной Сахаре.

Свои функции по урегулированию спора эти органы могут возложить на специально созданные органы. Также функции урегулирования спора могут быть возложены на региональные органы.

В гл.VIII Устава ООН говорится о возможности существования «региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы совместимы с целями и принципами ООН»(ст.52).

Уставы региональных международных организаций, как правило, включают принцип мирного урегулирования споров. Так, Устав Организации африканского единства обязывает государства-члены разрешать споры между собой мирными средствами (ст.19) и создаёт с этой целью комиссию по посредничеству, примирению и арбитражу; Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии предусматривает урегулирование разногласий или споров мирными средствами (ст.2).

Региональные организации могут осуществлять координацию своих действий по мирному разрешению международных споров. На конференции глав государств и правительств арабских и африканских государств (1977г., Каир) была создана специальная арбитражная комиссия, для разрешения споров, которые могут возникнуть в результате сотрудничества Организации африканских государств и Лиги арабских государств.

Уставом Содружества Независимых Государств был создан Экономический суд СНГ (1993г.). Суд призван разрешать экономические споры, а также другие споры, которые будут отнесены к его ведению государствами-членами. Суд вправе толковать соглашения и акты Содружества по экономическим вопросам. Высшим коллегиальным органом является Пленум. Он рассматривает жалобы на решения Экономического суда, а также вносит на рассмотрение государств-участников предложения об устранении коллизий в законодательстве. Решения Пленума являются окончательными.

В последнее время широкое распространение нашла превентивная дипломатия, т.е. использование её для снятия напряжения, до того момента, когда это напряжение перерастёт в конфликт. Право на осуществление превентивной дипломатии имеет Генеральный Секретарь, Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея ООН.

Надо заметить, что в последнее время возросла роль международных экономических организаций в урегулирование споров, т.к. они могут являться единственным организационным форумом для определённой группы государств. Например, Европейское Сообщество играло активную роль в урегулировании конфликта в странах бывшей Югославии.

С целью закрепления результатов переговоров по мирному решению международных споров государства, а также международные организации могут предоставлять гарантии. Так, например, гарантии независимости и территориальной целостности Кипра были предоставлены Турцией, Грецией и Великобританией (16 августа 1960г.). ООН являлось гарантом мирного урегулирования конфликта на юго-западе Африке.

 

 

3. Международное право и урегулирования споров при помощи войны.

Эммануил Кант охарактеризовал стремление к миру, как историческую необходимость, которая исключает в конечном итоге войну, как форму международных отношений. Он говорил, что если не отвергнуть войну, как форму международных отношений, то нашу цивилизацию «ожидает вечный мир на гигантском кладбище человечества».

Война – это состояние борьбы или конфликта между двумя или несколькими государствами с использованием вооружённых сил; вооружённая борьба между государствами или общественно-политическими кланами за осуществление их политических, экономических и других целей.

Международное запрещение агрессивных войн ещё не ведёт к искоренению из общественной жизни причин, которые порождают военные конфликты. Несмотря на запрет обращаться к вооружённой силе в международных отношениях, государства нередко прибегают к ней для разрешения споров между собой. Это обуславливает необходимость правового регулирования общественных отношений, возникающих в ходе вооружённых конфликтов, в целях его максимально возможной гуманизации. Эти отношения регулирует соответствующая группа норм международного права – нормы права вооружённых конфликтов. В неё входят ряд договорных и обычно-правовых норм, они устанавливают взаимные права и обязанности участников конфликта относительно применения средств и методов ведения военных действий, регулируют отношения между воюющими и невоюющими государства, определяют ответственность за нарушение соответствующих норм и принципов.

Эти нормы и принципы были выделены в отдельную отрасль международного права. Основу этой отрасли составляют основополагающие принципы международного права. Данные принципы сложились в результате длительного процесса кодификации и развития международного права. Этими принципами должны пользоваться участники конфликта при любых обстоятельствах. Они сгруппированы в четыре основные группы:

1. Принципы, ограничивающие участников конфликта в выборе средств и методов ведения боевых действий.

2. Принципы защиты прав комбатантов и некомбатантов.

3. Принципы защиты прав гражданского населения, а также определяющих правовой режим гражданских объектов.

4. Принципы нейтралитета и отношений между воюющими и нейтральными государствами.

К числу источников права войны следует отнести Петербургскую декларацию об отмене взрывчатых и зажигательных пуль (1868г.), Гаагские конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, о бомбардировании морскими силами во время войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае морской войны (1899 и 1907гг.) – всего в Гааге было принято 13 конвенций, которые касались вопросов о праве войны.

Недостатком этих конвенций было то, что они содержали clausula si omnes (оговорку всеобщности). Т.е. они были обязательными лишь для тех государств, которые их подписали и только в случае военных действий между собой их участников.

Положения Гаагский конвенций получили дальнейшие развитие в четырёх Женевских конвенциях о защите жертв войны (1949г.). они распространяли действие правил ведения войны на «вооружённые конфликты не носящие международного характера», признали за партизанами статус комбатантов, запретили не обусловленное военной необходимостью уничтожение частного и государственного имущества, был сделан важный шаг в установлении статуса гражданского населения во время вооружённых конфликтов.

Однако после их принятия стало ясно, что они скорее применимы к последствиям военных действий, нежели к их ведению. С целью устранения данного пробела были приняты два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям, касающихся защиты жертв международных военных конфликтов. Дополнительный протокол №1 значительно расширил сферу применения правил ведения войны (если положения Женевских конвенций касалось только необъявленной войны, то положения Протокола распространяются также войны, которые ведут народы, борющиеся за свою независимость, против иностранной оккупации). Он также обязал воюющие стороны проводить различие между гражданским населением и комбатантами, между гражданскими и военными объектами. Дополнительный протокол №2 определил, что правила ведения войны применяются ко всем военным конфликтам.

Кроме того в международном праве имеется ряд документов, что касаются уголовной ответственности отдельных лиц за агрессию и серьёзные нарушения в ходе войны: Уставы Международных военных трибуналов (Нюрнберг и Токио 1945г.), Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968г.), резолюции ГА ООН о выдаче и наказании военных преступников (1946г.) и др.

Международный вооруженный конфликт представляет собой вооружённое столкновение между государствами или национально-освободительными движениями и метрополией.

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАЧАЛА ВОЙНЫ.

Согласно международному праву война должна объявляться заранее. Ш Гаагская конференция об открытии военных действий 1907 года устанавливает, что военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения. Оно предусматривается в двух формах: 1) мотивированное объявление войны или 2) ультиматум – категорическое, которое не допускающее возражений требование, при условии невыполнении которого будет начата война. Следует отметить, что эта норма действует и в современных условиях. Сам факт объявления войны, не являющимся актом самообороны, считается агрессией и невыполнение требований международных норм еще больше отягощает это преступление. В соответствии с определением агрессии Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году, факт объявления войны, которая не является актом самообороны согласно Уставу ООН, не превращает войну противозаконную в войну законную, а представляет собой акт агрессии, И сам факт объявления войны становится международным преступлением. Соблюдение норм международного права вооруженных конфликтов обязательно независимо от того, объявлена война или нет.

Объявление войны входит в компетенцию высших органов государст- венной власти. Объявление войны (или состояние войны) влечет за собой ряд международно-правовых последствий независимо от фактического начала военных действий, даже если оно не сопровождается боевыми действиями. Боевых действий может вообще не быть, но состояние войны с юридическими последствиями будет сохраняться вплоть до его прекращения.

К важнейшим правовым последствиям состояния войны относятся: прекращение мирных отношений между государствами, что влечет за собой разрыв дипломатических и, как правило, консульских отношений, торговых и других. Дипломатические и другие представительства закрываются, и персонал их покидает территорию неприятельского государства. Иногда это связано с большими трудностями, занимает много времени, особенно если боевые действия начаты между соседними государствами. Согласно Венской конвенции 1961г. о дипломатических сношениях государство пребывания обязано оказать содействие, необходимое для скорейшего выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, предоставить в их распоряжение средства передвижения.

Защита прав и интересов граждан воюющих государств поручается третьему, обычно нейтральному, государству (с его согласия), которое поддерживает дипломатические отношения с обоими воюющими государствами. Например, во время второй мировой войны германские интересы в СССР представляла Швеция, и она же представляла интересы СССР в Германии.

Начало войны приводит к тому, что политические, экономические и другие договоры прекращают свое действие. Запрещаются торговые сделки с юридическими лицами неприятельского государства. Имущество, принадлежащее неприятельскому государству, конфискуется (за исключением имущества дипломатического и консульского представительств). Однако собственное имущество неприятельских граждан является, в принципе, неприкосновенным. Сами граждане подвергаются различным ограничениям. Они могут быть принуждены к проживанию на период войны в отдельных районах (интернированы).

Территория, на которой развёртываются военные действия, называется театром войны. Она может включать в себя сухопутную, морскую и воздушную территории, а также открытое море и воздушное пространство над воюющими государствами. Не может использоваться в качестве театра военных действий территория нейтральных государств. В международном праве выделяют нейтрализованные территории. К ним относятся Магеланов пролив, Суэцкий и Панамский каналы, Аландские острова, Антарктика и др. Согласно Договору по космосу 1967г. в театр военных действий нельзя включать Луну и другие небесные тела. Современное международное право исключает также из театра военных действий открытые города и центры сосредоточения больших культурных ценностей (Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае военного конфликта 1954г., Дополнительный протокол №1 1977г. к Женевским конвенциям 1949г.).

УЧАСТНИКИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.

В международных конфликтах участниками являются, прежде всего, вооружённые силы. Ведение тотальной войны, где не проводится различия между гражданскими и военными участниками запрещено международным правом и считается преступным. Понятие «вооружённые силы» так определяется Дополнительным протоколом №1 к Женевским конвенциям: они «состоят из всех организованных вооружённых сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчинённых, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооружённые силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооружённых конфликтов» (п.1 ст.43). Но вооружённые силы с точки зрения применения против них оружия неоднородны: среди них различают комбатантов и некомбатантов.

Дополнительный протокол №1 определяет комбатантов как лиц, входящих в состав вооружённых сил, которые принимают непосредственное участие в военных действиях. Как уже было сказано выше, они непосредственно принимают участие в военных действиях и только к ним может быть применено насилие вплоть до физического уничтожения. Попав в плен они становятся военнопленными. К комбатантам относят:

Ø Личный состав регулярных вооружённых сил.

Ø Иррегулярные силы – партизаны (если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчинённых; имеют видный из далека отличительный знак; соблюдают законы и обычаи войны; открыто носят оружие во время каждого военного столкновения).

Ø Экипажи торговых и военных суден, самолётов.

Ø Население не оккупированных территорий, если оно при приближение неприятеля берётся за оружие, соблюдая законы и обычаи войны.

Наёмники, военные консультанты не являются комбатантами, при чём первые считаются военными преступниками, а вторые действуют на основе двусторонних соглашений и присланы для оказания помощи другим государством для создания вооружённых сил, военных кадров, обучения войск. Следует также различать шпионов и разведчиков. Шпион – это человек, скрывающий своё настоящее лицо и свою деятельность, тайно собирающий сведения о вооружённых силах противника. Разведчик – это человек, который действует открыто, в военной форме, не скрывающий своей принадлежности к вооружённым силам противника. При этом разведчик относится к комбатантам, а шпионы нет.

К некомбатантам относятся медицинский и интендантский состав, военные юристы, корреспонденты, репортёры, капелланы. К ним не должно применятся оружие. Однако если они принимают непосредственное участие в военных действиях, они становятся комбатантами.

В случае занятия армией территории чужого государства, население не должно быть обязано принимать участие в войне против своего отечества. Армия может завладеть движимой собственностью, фондами и долговыми требованиями другого государства. Государство-захватчик не имеет права истреблять общественные здания, недвижимость, леса и сельскохозяйственные угодья. Запрещается угон и депортирование гражданских лиц на территорию оккупирующей страны, также не разрешается перемещение собственного населения на территорию оккупированной державы (все выше описанные действия могут проводиться только исходя из соображений безопасности населения). Использование местного населения оккупационной армией может осуществляться только для нужд армии и местного населения, при этом запрещается использовать местное население на военных объектах. Если снабжение продуктами населения недостаточно государство-оккупант должно принять помощь Красного Креста или других международных гуманитарных организаций.

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ.

Под средствами ведения войны понимают оружие и иную военную технику, применяемые вооружёнными силами воюющих для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавлению его сил и способности к сопротивлению.

Методы боевых действий – это порядок, всевозможные способы использования средств ведения войны в указанных целях.

Право сторон в выборе средств и методов ведения боевых действий не является неограниченным (IV Гаагская конвенция 1907г., Дополнительній протокол №1 1977г.). Т.е. международное право выделяет дозволенные и недозволенные средства ведения войны.

К недозволенным относятся все виды оружия массового уничтожения, оружие способное причинять излишние повреждения или излишние страдания людей, средства, способные причинять долговременный и серьёзный вред окружающей среде. Международно-правовыми документами прямо запрещены некоторые виды оружия: разрывные пули или снаряды, содержащие грючие и зажигательные вещества, весом менее 400гр. (Петербутгская декларация 1868г.), яд и отравленное оружие (IV Гаагская конвенция 1907г.), напалм, фосфорные мины, применяемые против невоенных объектов, шариковые и игольчатые бомбы, мины-ловушки (конвенция 1980г.), противопехотные мины (Конвенция 1997г.).

Надо сказать, что ядерное, радиологическое, нейтронное, инфразвуковое, лазерное, генетическое, психотропное пока ещё не являются объектом прямого запрета.

Кроме запрещённых средств выделяют также запрещённые методы ведения войны. Это, прежде всего вероломство. Ещё IV Гаагская конвенция запрещала вероломные методы: предательски убивать или ранить неприятеля, убивать сдавшихся или раненых, незаконно пользоваться парламентским флагом или флагом Красного Креста, военными знаками и форменной одеждой неприятеля. Международное право не запрещает военные хитрости: маскировку, передвижение войск, дезинформацию, ложные операции.

К недозволенным методам относятся также бомбардировка незащищённых городов, селений, жилищ, госпиталей, разрушение памятников культуры. Запрещается отдавать города на разграбление. Запрещается какое-либо воздействие на окружающую среду, природу: поворот океанский течений, вызывание цунами, землетрясений, других климатических изменений.

Международное право, а в частности Дополнительный протокол №1, запрещает вести варварские методы ведения войны: захват заложников, отдавать приказ не оставлять никого в живых, использование пыток, использовать голод среди гражданского населения в качестве средства ведения войны.

ОКАЧАНИЕ ВОНЫ И ЕГО ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

Прекращению состоянию войны предшедствует прекращение военных действий. Одним из способов прекращения таких действий является перемирие. Перемирие бывает частным (на отдельном участке фронта) и общим (по всему фронту). Оно может устанавливаться как на определённый срок, так и бессрочно. При бессрочном перемирии стороны могут возобновить военные действия в любое время, с предшевствующим предупреждением противоположной стороны.

Военные действия могут прекращаться также при капитуляция одной из сторон. В данном случае прекращение войны происходит на условиях, поставленных победителем. Капитуляция может быть безоговорочной (побеждённый не делает ни каких оговорок).

Однако, ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войны. Оно прекращается различными международно-правовыми средствами и формами.

Под оканчанием войны следует понимать, прежде всего, прекращение состояния войны. Между воюющими странами востанавливаются дипломатические, консульские и торговые отношения, устраняются и другие юридические ограничения вызванные войной.

Одним из средств прекращения состояния войны может быть односторонний акт, например, Указом Президиума Верховного Совета СССР было прекращено состояние войны между СССР и Германией (1955г.). В результате этого Указа были сняты все ограничения с германских граждан, которые были вызваны войной.

Государства также могут прекратить состояние войны, подписав двустороннюю декларацию. Специальной международно-правовой формой прекращения войны является мирный договор. В нём рассматриваются все моменты подписания мира (действие довоенных договоров, территориальные вопросы, судьба вооружённых сил побеждённого государства, выплата репараций и др.).

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 258.