НА ТЕМУ: Международно-правовые способы разрешения международных споров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОТКРЫТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УКРАИНА»

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: Международно-правовые способы разрешения международных споров

                                                 

                                  выполнил: студент III курса

                                                       факультета международных отношений

      Елисеев А.В.

                         

               проверил: доцент

            Сапрыкин А.Г.

Киев 2001

Содержание:

1. Международное право и мирное урегулирование споров…………1

2. Международные судебные органы……………………………………9

3. Международное право и урегулирование споров при помощи войны…………………………………………………………………….29

4. Организация коллективной безопасности………………………….35

5. Международная право и международно-правовая ответственность………………………………………………………...38

6. Вывод…………………………………………………………………….42

 

Мировая политика – это соединение конфликтов и компромиссов. Элементы теории международных отношений присутствуют во многих произведениях политической философии, ибо вопрос о том, как избавить человечество от войн, занимал мыслителей с древних времён. В Китае центральной в этико-политическом учении была идея «жэнь», т.е. гуманность, которая была призвана служить основой человеческих отношений.

Правда, не все философы были пацифистами. На политическую культуру многих народов накладывали отпечаток религии, неоднозначно подходившими к идеям мира. Если иудаизм, христианство и ислам допускали «священную войну» или «крестовый поход», то индуизм и буддизм признают войну как элемент существующего правопорядка.

Внешняя политика государств многие столетия строилась по принципу древних римлян: «хочешь мира – готовься к войне». На старинных пушках была надпись по латыни: последний аргумент королей».

В политической мысли есть два полярных взгляда на природу международных отношений: концепция конфликта как нормы международных отношений между государствами (Т. Гоббс), концепция сотрудничества (Г. Гроция). Эти две теории имели и имеют последователей и в наше время.

Войнам всегда находилось объяснение: религиозные, династические, политические, экономические. М. Вебер говорил: «нация простит ущемление её интересов, но не простит оскорбление её чести».

В наше время остаются реальностью локальные конфликты. С 1945г. по 1991г. в мире произошло 127 вооружённых конфликтов, в которых погибло 21,8 млн. человек. По данным ООН с 1900г. по 1941г. 79% всех военных конфликтов составляли конфликты между государствами, а 1945г. по 1969г. 85% конфликтов были гражданские войны. Только две последние мировые войны нанесли ущерб человечеству, гораздо больше, чем военные конфликты за предыдущую историю. Они доказали, что военными методами нельзя реализовать любые геополитические амбиции.

Состав Суда

Международный Суд состоит из пятнадцати человек, образующих коллегию независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права (статьи 2 и 3 Статута). Кандидаты в члены Суда выдвигаются в каждом государстве так называемыми «национальными группами», состоящими из членов Постоянной палаты третейского суда. Если то или иное государство не участвует в Палате, то оно образует национальную группу специально для выдвижения кандидатов в члены Международного Суда. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда.

Условия, на которых государство - участник Статута, но не член ООН может участвовать в избрании судей, определяются при отсутствии особого соглашения Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Соответствующая резолюция была принята Генеральной Ассамблеей 8 октября 1948 года. Согласно этой резолюции, все государства - члены и не члены ООН находятся в одинаковых условиях при выдвижении кандидатов в судьи и при их избрании. С октября 1948 года Швейцария, не являющаяся членом ООН, принимает участие в избрании судей.

Суд избирает Председателя и Вице-председателя на три года с правом их переизбрания. Выборы производятся тайным голосованием на основе принципа абсолютного большинства. Если Председатель является гражданином государства-стороны в деле, рассматриваемом судом, он уступает председательство. То же правило применяется как к вице-председателю, так и к тому из членов суда, который будет призван осуществлять функции председателя.

Суд абсолютным большинством голосов, тайным голосованием избирает своего секретаря на семилетний срок с правом переизбрания. В таком же порядке избирается заместитель секретаря.

Функции секретаря суда весьма обширны и определены подробно в Статуте и Регламенте Суда. Деятельность секретариата Суда осуществляется в четырех сферах:

Ø судебная, заключающаяся, например, в подборке различных судебных и исторических прецедентов, законодательных и договорных текстов, а также мнений юристов;

Ø дипломатическая, заключающаяся, в частности, в разного рода сообщениях от имени суда;

Ø административная и финансовая, касающаяся, например, вопросов персонала, помещений, подготовки бюджета и т.п.;

Ø лингвистическая - выполнение работы по редактированию и переводу различных документов. Подробный статут персонала секретариата суда был утвержден судом 14 марта 1947 года.

Кроме пятнадцати членов Суда, при разборе отдельных дел могут принимать участие так называемые судьи ad hoc, то есть судьи, избираемые в соответствии со статьей 31 Статута по выбору государства-стороны в споре, если оно не представлено в судебном присутствии. В случае если в составе судебного присутствия находится судья, состоящий в гражданстве одной стороны, любая другая сторона может избрать для участия в заседании в качестве судьи ad hoc по данному делу лицо по своему выбору.

Судьи ad hoc не являются постоянными членами Суда и участвуют в заседании только по конкретным делам для рассмотрения, которых они назначены. Судьи ad hoc принимают участие в разбирательстве дела на равных правах с другими членами Суда.

Суд может также пригласить асессоров для участия в заседании по рассмотрению определенного дела. В отличие от судей ad hoc, асессоры не имеют право голоса и избираются самим Судом, а не сторонами. Суд может также поручить другому лицу или организации по своему выбору производство расследования или экспертизы.

Процедура Суда

Суд расположен в Гааге, однако, это не препятствует ему выполнять свои функции в любом другом месте. Согласно пункту 1 статьи 23 Статута Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки и длительность которых устанавливаются Судом. Члены Суда обязаны находиться в распоряжении Суда во всякое время, за исключением времени нахождения в отпуске и отсутствия по причине болезни или по иным серьезным основаниям.

Заседания Суда происходят в полном составе, кроме случаев, специально предусмотренных в Статуте. Для образования судебного присутствия достаточен кворум в девять судей. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Суд составляет Регламент, который определяет порядок выполнения им своих функций, и, в частности, устанавливает правила судопроизводства. На первом заседании Международный Суд принял без существенных изменений в качестве своего Регламента Регламент суда-предшественника. Некоторые поправки к Регламенту были приняты 10 мая 1972 года, они вступили в силу в сентябре 1972 года, а 14 апреля 1978 года Международный Суд утвердил полностью пересмотренный Регламент, который стал действовать с 1 июня того же года. Изменения были внесены, в частности, с целью упростить и ускорить судопроизводство в той степени, в какой это зависит от Суда, обеспечить большую гибкость в работе Суда и уменьшение судебных издержек.

Производство в Суде ведется на французском либо на английском языках, хотя каждая сторона в деле может пользоваться и другим языком, переводя речи и документы на один из двух официальных языков. Каждое дело проходит, как правило, две стадии - письменную и устную. Письменная стадия длится обычно несколько месяцев, поскольку требуется предоставление каждой из сторон в деле письменных объяснений-меморандумов. Как правило, дело начинается передачей в Суд соглашения двух государств так называемого компромисса о разбирательстве дела в Суде.

Если государство приняло на себя обязательство подчиняться компетенции Суда, дело против него может быть начато односторонним письменным обращением государства-истца.

Устное разбирательство наступает, когда дело считается готовым к слушанию. Эта стадия длится обычно несколько дней, реже - недель. Стороны выступают через представителей и могут пользоваться помощью поверенных и адвокатов. После такого разбирательства проходит закрытое совещание Суда. В публичном заседании объявляется лишь решение Суда. Оно принимается простым большинством голосов судей, при разделении голосов поровну решающий голос принадлежит председателю. Статья 57 Статута Суда предоставляет каждому судье право представлять свое особое мнение, если решение в целом или в части не выражает его мнения. По пункту 2 статьи 74 Регламента Суда судьи могут либо только заявить о своем несогласии с решением либо представлять особое мнение, выражая несогласие с мотивами решения или с самим решением. В первом случае мнение судьи называют индивидуальным, во втором - особым. В соответствии с практикой Постоянной Палаты международного правосудия, воспринятой Международным Судом, особое и индивидуальное мнения должны представляться до второго чтения проекта решения, чтобы они могли быть одновременно с этим проектом направлены для напечатания. Государства не обязаны признавать юрисдикцию Международного Суда, но, согласно статье 94 Устава ООН, если по конкретному делу они ее признали, то обязаны выполнить решение Суда по такому делу. После вынесения Судом решения, которое является окончательным и обжалованию не подлежит, стороны имеют лишь право обратиться в Суд с просьбой истолковать решение (в случае спора о самом смысле решения или сферы его действия) или с просьбой о его пересмотре на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые при вынесении Судом решения не были известны ни Суду, ни стороне, ходатайствующей о пересмотре. В пункте 2 статье 94 предусмотрен способ обеспечения выполнения решения Международного Суда. Так, если какая-либо сторона в деле не выполняет обязательства, возложенные на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который может, если признает это необходимым сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.

Право, применяемое Судом

Согласно статье 38 Статута Международный Суд применяет:

а) международные конвенции и договоры;

б) международный обычай;

в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Кроме того, Суд может разрешить дело ex aequo et bono, т.е. согласно принципам справедливости, а не по формальному закону, если стороны с этим согласны.

Вывод.

Сколько существуют международные отношения, столько существуют и проблемы, спорные вопросы между государствами. В этой работе рассматривалась эволюция процесса разрешения международных споров. Если Гаагские конвенции 1899 и 1907гг. предусматривали право государств на войну, то уже Устав ООН содержал принцип мирного разрешения международных споров, при чём державы обязаны обращаться к одному, а возможно и к нескольким мирным средствам урегулирования споров. Это могут быть: переговоры, добрые услуги, посредничество, примирительные и согласительные комиссии, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам и соглашениям. Международный спор определяется международным правом как разногласие по поводу какой-либо нормы права или факта между определёнными субъектами (государствами), когда один из них предъявляет претензии к другому, а другой – отвергает эти требования или принимает их частично.

Международное право регулирует и такое состояние отношений между государствами как война. Оно устанавливает не только правила ведения войны, которые включают в себя статус участников боевых действий, гражданского населения, методы и средства ведения войны, но и те последствия, которые наступают вследствие нарушения субъектом международного права существующих норм (международно-правовая ответственность).

Р. Арон был глубоко убеждён в том, что внешняя политика может опираться только на силу. Сила по Арону разделялась на несколько составляющих: он различал «силу» как совокупность военных, экономических и моральных факторов, «власть», осуществляемую государственными органами в пределах своей территории, и «могущество», как способность данной страны навязывать свою волю другим.

Арон противопоставлял психологию индивида волевым устремлениям государства. Каждый индивид хочет жить в мире, но допускает ситуацию, когда он может пойти на риск смерти. Государство же хочет, чтобы им восхищались, боялись его.

Французский социолог считает, что человечество сможет полностью отказаться от войн только при выполнении таких условий:

Ø Ликвидации разрыва между жизненным уровнем привилегированного меньшинства и основной массой населения, живущего в нищете.

Ø Создание мирового «сообщества наций» на принципах федерализма.

Ø Прекращения антагонизма между общественно-экономическими системами, с тем чтобы каждая из них считала законными и допустимыми интересы и идеалы других.

Возможно, мировое сообщество нуждается в принятии единых законов и норм для всего человечества: о международных вооружённых силах, о международном суде.

Говорить о стабильности в мире, который по мнению одних политологов стал однополюсным, а по мнению других – многополюсным, пока не приходится. Равновесие, которое существовало раньше уже сломлено, в результате этого пришли в действие различные силы. Некоторые политологи утверждают, что XXI век превратится в противостояние “Север-Юг”, которое будет выражаться в конфликтах между развитыми государствами и странами «третьего мира», где уровень экономики довольно низок, численность населения заметно растёт. «Демографическое давление» может легко толкнуть их правителей на действия, которые могут привести к международным конфликтам, т.е. создаётся опасность региональных конфликтов и именно предотвращение таких конфликтов – основная задача мировой политики на данный момент.

 

 

Литература:

1. Анисимов Л.Н. «Международно-правовые средства разрешения международных споров» Л.1975

2. Блищенко И.П. «Прецеденты в международном праве» М.1977

3. Додонов В.М. «Международное право: словарь-справочник» М.1997

4. Кожевеников Л.И. «Международный суд ООН: организация, цели, практика» М.1971

5. Колосов Д.М., Кузнецов В.И. «Международное право» М.1994

6. Котляров И.И. «Международно-правовое регулирование международных конфликтов» М.1984

7. «Курс международного права» в 6т. М.1967-1973

8. Камаровский Л.А. «Гаагская мирная конференция 1899г.» М.1905

9. Камаровский Л.А. «Успехи идеи мира» М.1898

10. Лазарев С.Л. «Международный арбитраж» М1991

11. Левин Д.Б. «Принцип мирного разрешения международных споров» М.1977

12. Мортенс Ф.Ф. «Современное международное право цивилизованных народов»

13. «Международное право в документах» М2000

14. Пикте Ж. «Развитие и принципы международного гуманитарного права» перевод с англ. М.1994

15. Пустогаров В.В. «… с пальмовой ветвью мира» М.1993

16. «Право війни» К.1996

17. «Право війни» К.1997

18. Пушмин Э.А. «Мирное разрешение международных споров» М.1977

19. «Современные войны: гуманитарные проблемы: доклад для независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам» перевод с английского. М.1990

20. Шестаков Л.Н. «Международное право» М.1999

21. Энтин М.Л. «Международные судебные учреждения» М.1984

22. Государство и право. 1994. №12

23. Московский журнал международного права. 1995.№2; 1996.№1; 1997.№1

ОТКРЫТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УКРАИНА»

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: Международно-правовые способы разрешения международных споров

                                                 

                                  выполнил: студент III курса

                                                       факультета международных отношений

      Елисеев А.В.

                         

               проверил: доцент

            Сапрыкин А.Г.

Киев 2001

Содержание:

1. Международное право и мирное урегулирование споров…………1

2. Международные судебные органы……………………………………9

3. Международное право и урегулирование споров при помощи войны…………………………………………………………………….29

4. Организация коллективной безопасности………………………….35

5. Международная право и международно-правовая ответственность………………………………………………………...38

6. Вывод…………………………………………………………………….42

 

Мировая политика – это соединение конфликтов и компромиссов. Элементы теории международных отношений присутствуют во многих произведениях политической философии, ибо вопрос о том, как избавить человечество от войн, занимал мыслителей с древних времён. В Китае центральной в этико-политическом учении была идея «жэнь», т.е. гуманность, которая была призвана служить основой человеческих отношений.

Правда, не все философы были пацифистами. На политическую культуру многих народов накладывали отпечаток религии, неоднозначно подходившими к идеям мира. Если иудаизм, христианство и ислам допускали «священную войну» или «крестовый поход», то индуизм и буддизм признают войну как элемент существующего правопорядка.

Внешняя политика государств многие столетия строилась по принципу древних римлян: «хочешь мира – готовься к войне». На старинных пушках была надпись по латыни: последний аргумент королей».

В политической мысли есть два полярных взгляда на природу международных отношений: концепция конфликта как нормы международных отношений между государствами (Т. Гоббс), концепция сотрудничества (Г. Гроция). Эти две теории имели и имеют последователей и в наше время.

Войнам всегда находилось объяснение: религиозные, династические, политические, экономические. М. Вебер говорил: «нация простит ущемление её интересов, но не простит оскорбление её чести».

В наше время остаются реальностью локальные конфликты. С 1945г. по 1991г. в мире произошло 127 вооружённых конфликтов, в которых погибло 21,8 млн. человек. По данным ООН с 1900г. по 1941г. 79% всех военных конфликтов составляли конфликты между государствами, а 1945г. по 1969г. 85% конфликтов были гражданские войны. Только две последние мировые войны нанесли ущерб человечеству, гораздо больше, чем военные конфликты за предыдущую историю. Они доказали, что военными методами нельзя реализовать любые геополитические амбиции.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 166.