Воспитательная работа практиканта в классе (группе)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основные цели и задачи учебно-воспитательной работы с коллективом на период педпрактики. Что удалось из намеченного и почему? Конкретные рекомендации в адрес педагогов, классного руководителя, в адрес семьи, родителей, в адрес воспитанников.

Подпись практиканта.

Подпись классного руководителя (мастера).

Дата составления характеристики.

§ 5. Психодиагностические методики изучения личности ученика (воспитанника)

 

При описании психодиагностической (тестовой) методики указаны: цель исследования, стандартизированная инструкция и методика обработки полученных данных. Как было указано выше, практикант может по своему желанию выбрать по 1 — 2 методики для психодиагностики психических процессов и свойств личности, коллектива, указав в характеристике только номера методики-теста, уровень развития изучаемой психической функции, процесса или свойства (в % или в других единицах измерения) и, обозначив словесно этот уровень (высокий, средний, низкий), а также формы и пути коррекции слабо развитой функции (можно указать также и название избранной методики).

1.1. Изучение мотивов учебной деятельности

Мотивы учения можно изучить с помощью наблюдения, бесед, анкет. Перед началом анкетирования даётся инструкция: «Необходимо прочитать все пункты плана анкеты, а затем подчеркнуть 3 пункта, наиболее соответствующие вашим желаниям».

Содержание анкеты:

a) Учусь, так как на уроке интересно.

b) Учусь, т.к. заставляют родители.

c) Учусь, т.к. хочу больше знать.

d) Учусь, т.к. хочу принести пользу людям.

e) Учусь, т.к. хочу доставить радость родителям.

f) Учусь, т.к. не хочу отставать от одноклассников.

g) Учусь, т.к. не хочу подводить класс.

h) Учусь, т.к. в наше время нельзя быть неграмотным человеком.

i) Учусь, т.к. нравится учитель.

j) Учусь, т.к. без образования трудно найти хорошо оплачиваемую работу.

С помощью этой анкеты можно выявить доминирующие мотивы учения и сопоставить полученные данные с материалами других исследований, а также сделать выводы о возможных методах педагогического воздействия на личность, коллектив для развития позитивных мотивов учения.

1.2. При обработке данных можно вычислить процентное соотношение отдельных ответов-мотивов, приняв их общее число за 100% и выделить доминирующие мотивы учебной деятельности личности, класса (группы).

2.1. Интересы личности (класса).

Цель: выявить интерес личности (класса) к изучаемым дисциплинам, на что он направлен, под воздействием каких факторов и когда возник, какое влияние оказывает на успеваемость.

Используйте свои наблюдения, проведите беседу. Для уточнения и углубления сведений проведите анкетирование с помощью следующих вопросов:

2.2. а) Вы в этом учебном году изучаете (перечислить все изучаемые в данном классе (группе) учебные предметы). Подчеркните тот предмет, который вызывает наибольший интерес у вас.

б) Когда Вы заинтересовались этим предметом, и что этому способствовало (уроки, занятия в кружках, кино, телевидение, радиопередачи, чтение книг, газет, журналов; не знаю — подчеркнуть необходимое)

в) Что именно привлекает Вас в этом предмете (возможность познакомиться с литературой по интересующему вопросу; непосредственное участие в практической деятельности (ремонт механизмов, уход за растениями, животными, коллекционирование и прочее); выполнение творческих заданий и прочее — подчеркнуть необходимое).

Полученные данные представить в следующих таблицах:

 

№1. Распределение интересов к учебным предметам.

№ п Класс (группа) Общее количество учащихся

Учебные дисциплины

      Русский язык Литература Алгебра Геометрия Химия Физика Биология

 

№2. Что способствовало возникновению интереса?

№ п Количество учащихся Уроки Кружковая и практическая деятельность Книги Кино и телепередачи Радиопередачи Особенности личности педагога Чтение газет, журналов Прочее Не знаю

 

№3. Что особенно интересует в учебном предмете?

№ п Класс (группа) Чтение литературы Практическая деятельность Творческие работы Конкурсы, олимпиады Прочее

 

2.3. На основании наблюдений, бесед и анкетирования установите, какое влияние оказывает интерес к предмету на успеваемость в учебе, как он связан с самостоятельной работой; какие из учебных предметов возникают раньше, а какие позже и почему; как вы полагаете организовать работу с воспитанниками, проявившими повышенный интерес к преподаваемым предметам: как можно вызвать у воспитанника интерес к конкретному учебному предмету?

3.1. Направленность личности воспитанника (моральные суждения).

Цель: выявить особенности моральных суждений личности, доминирующую направленность личности воспитанника.

3.2. Воспитанникам предлагается ответить на следующие вопросы, отражающие определённые психолого-педагогические ситуации и позволяющие испытуемому выбрать один из альтернативных вариантов («только для других» — положительная, общественная направленность; «только для себя» — отрицательная, индивидуалистическая направленность личности).

a) Идет контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что сделаешь?

b) Ты не можешь решить контрольную работу. Твой товарищ предложил списать у него. Как ты поступишь?

c) Во время перемены один из твоих знакомых, приятелей разбил окно. Ты случайно это видел. Приятель не хочет сознаваться. Назовёшь ли ты его имя учителю?

d) Ты получил двойку и знаешь, если родители узнают об этом, то накажут тебя. Скажешь ли ты им о полученной двойке?

e) Ты идёшь по школьной лестнице. Вдруг видишь листок, наклоняешься, берёшь его в руки, знакомишься с его содержанием. Это ответы на задания по контрольной работе, которая сегодня состоится в твоем классе. Видно, этот список нечаянно обронил учитель математики, спеша в класс. Как ты поступишь в данном случае? (Возьмешь лист и скроешь его, чтобы воспользоваться во время контрольной; честно сознаешься и скажешь, что случайно нашел листок с готовыми решениями, учителю; поделишься готовыми ответами с одноклассниками)

3.3. На основе ответов испытуемых составить таблицу.

 

№/№ Фамилия, имя испытуемого №/№ ситуации вопроса Ответы (да/нет) Доминирующая направленность (положительная/отрицательная) Обоснование

3.4. Посчитать количество ответов, соответствующих или не соответствующих моральным нормам, проанализируйте ответы. Какие мотивы выборов явно доминируют у испытуемых в данном классе (группе): только для себя или только для других, для всех.

4.1. Самооценка личности испытуемого (модификация методики Дембо).

Цель: определить уровень развития самооценки личности.

4.2. «Перед тобой 5 вертикальных линий, на каждой из которых есть 5 черточек-баллов. Вначале надо оценить твой «ум» по сравнению с «умом» одноклассников. Если ты всегда даёшь «умные», правильные ответы, обведи кружочком цифру «5». Если ты даёшь то «умные», то не очень «умные» ответы, обведи кружочком цифру «3». Если чаще всего ты даёшь не «умные» ответы, окружающие чаще всего считают тебя «глупым», то обведи цифру «1». Если же ты чаще даёшь «умные» советы, ответы, чем не «умные», то обведи кружочком цифру «4», а если даёшь чаще «глупые» советы, ответы, чем «умные», то обведи цифру «2».

Точно также оцени себя сам и по шкалам-линиям: «здоровье» («5» — очень редко болеешь; «1» — очень часто болеешь); «красота» («5» — все считают тебя красивым; «1» — все считают тебя некрасивым); «характер» («5» — всегда держишь слово, всегда задуманное до конца; «1» — очень редко доводишь задуманное до конца, всегда не держишь обещание); «счастье» («5» — всегда, постоянно счастлив; «1» — всегда несчастлив).

4.3. На бланке заранее начертить 5 линий-шкал, разделив каждую на 5 делений-чёрточек, обозначив каждую цифрами от 5 до 1 (сверху вниз). После инструкции испытуемый оценивает 5 качеств личности, обводя кружком необходимый ответ-оценку. Составить график полученных в классе (группе) самооценок личности испытуемых, вычислить среднестатистическую . Можно увеличить количество шкал (например: «общение», «воля» и др.)

5.1. Ожидаемая оценка.

Цель: определить уровень притязаний личности, ожидаемой оценки.

5.2. «Как относятся к тебе окружающие тебя люди, как они тебя оценивают?» Посмотри на эти 5 квадратиков, обозначенных цифрами от 5 до 1 (сверху вниз). Если окружающие тебя всегда, везде и всюду оценивают «очень хорошо, отлично», то в квадратике с цифрой «5» поставь первую букву слова, которое обозначает того, чью оценку твоих слов и поступков ты пытаешься угадать (например: «м» — «мама»; «п» — «папа»; «бр.» — «брат»; «с» — «сестра»; «б» — «бабушка»; «д» — «дедушка»; «др.» — «друзья»; «у» — «учитель»).

5.3. Испытуемые выполняют задание, затем практикант вычисляет M (среднестатистическую) для всего класса (группы). Можно предложить испытуемым оценить себя («я»). Шкала оценок остаётся такой же, как и в предыдущем задании («5» — всегда, всюду, везде оценивают окружающие испытуемого на «отлично» — за его слова, дела, поступки; «1» — всегда, чаще всего испытуемого оценивают как «плохого» человека; «3» — иногда оценивают как «хорошего», иногда как «плохого» человека; «4» — чаще оценивают как «хорошего», иногда как «плохого»; «2» — чаще как «плохого», чем как «хорошего»).

Можно сопоставить М ожидаемой оценки с самооценкой, полученной в данном опыте, а также и в предыдущем (4 задание).

6.1. Уровень притязаний личности испытуемого.

6.2. Цель: выявить характер самооценки и степень уверенности испытуемого в своих силах и возможностях.

6.3. Испытуемому предлагают 9 карточек с задачами разной степени трудности:

1) В семье 5 сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в этой семье?

2) Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за 1 час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь?

3) За 3 минуты бревно распилили на полуметровки, при этом каждая распиловка занимала 1 минуту. Найти длину бревна.

4) Во сколько раз лестница до 6 этажа длиннее лестницы до 1 этажа этого же дома?

5) Из 3 одинаковых по виду колец одно несколько легче двух других. Как обнаружить это кольцо с помощью лишь одного взвешивания на двухчашечных весах?

6) Большой пруд зарастает зеленью. Каждый день площадь зелени увеличивается вдвое. На какой день она покроет весь пруд полностью?

7) Семь одинаковых бутылок требуется разделить поровну между 12 лицами. Как эта сделать, не разрезая ни одной бутылки на 12 частей?

8) Из 8 одинаковых колец одно несколько легче остальных. Как найти его не более чем двумя взвешиваниями на двухчашечных весах?

9) Отцу 41 год, старшему сыну — 13 лет, дочери — 10 лет, а младшему сыну — 6 лет. Через сколько лес возраст отца будет равен сумме лет детей?

Испытуемому говорят, что задания расположены по возрастающей степени трудности: лёгкие (№№ 1 — 3), средние (№№ 4 — 6) и трудные (№№ 7 — 9). Нужно взять любую карточку любой трудности. Правильность решения учитывается вне зависимости от степени трудности задачи.

6.4. Задание выполняют письменно несколько испытуемых. На решение отводится определённое время (в минутах), после чего, независимо от того, решена задача или нет, испытуемым предлагают взять другую карточку. При этом каждый может выбрать по 4 — 5 заданий. Учитывается, какие задачи предпочёл испытуемый (лёгкие или трудные, средней трудности), как делал переход от одной карточки к другой, какова его реакция на успех (неуспех), каково его отношение к делу и прочее. Все полученные данные необходимо занести в таблицу:

 

№ п Фамилия, имя испытуемого Последовательность решения заданий Поведение испытуемого

 

Попытайтесь установить, как складывается и осознаётся испытуемым отношение к себе, учитывая отношение его к выбору задачи (выбирает трудные или лёгкие), реагирование на успех (неудачу), желание сохранить успех, стремление уйти от трудностей или преодолеть их.

6.5. В итоге опыта выявить испытуемых с адекватным уровнем притязаний, чрезмерно самоуверенных или неуверенных в себе. Как надо организовать индивидуальную работу с воспитанниками, явно переоценивающими (с завышенным уровнем притязаний, самооценки) или недооценивающими себя (с заниженным уровнем притязаний, самооценки)?

7.1. Восприятие времени.

Оценка точности восприятия времени производится с помощью секундомера. Практикант даёт отсчёт 12 секунд, обозначая ударом карандаша начало и конец временного отрезка. Испытуемый должен включить и остановить секундомер, воспроизводя указанный интервал времени. Нужно давать по 10 проб так, чтобы они относительно равномерно распределялись в указанном диапазоне 6 — 12 секунд.

7.2. Процентная точность Т оценки интервалов времени определяют по формуле: , где с2 — сумма разности от времени предъявленного (сумма ошибок испытуемого в секундах), с1 — сумма отрезков времени, предъявленных практикантом. Оценка восприятия времени по данной методике определяется по таблице:


 

Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Процентная точность оценки интервалов времени 99,5% 99% 88,5% 88% 86% 84% 80% 75% 70%

 

7.3. Например, практикант предъявил 8, 11, 6, 10, 7, 12, 6, 9, 9, 11 секунд; с1=89. Испытуемый воспроизвел эти интервалы времени с ошибками: +1, 0, +1, -2, -1, +2, +1, 0, +1, +1; с2=10.

 

 

8.1. Особенности памяти испытуемого.

8.2. Цель: изучить особенности логической памяти личности.

8.3. прочитать испытуемому три слова, объединённых по смыслу, обратив внимание на логическую связь между словами.

Затем испытуемому предложите карточку, на которой написано первое из прочитанных слов, а он должен вспомнить и дописать два остальных, связанных с ним по смыслу.

8.4. Группы слов логического запоминания:

река — рыболов — уха

весна — солнце — ручей

охотник — медведь — берлога

праздник — песни — веселье

доклад — обсуждение — резолюция

класс — билет — вагон

обед — хлеб — стол

ученик — тетрадь — ручка

 

8.5. Определите уровень развития логической памяти по формуле:

 

, где n — количество правильных названных слов,


N — общее количество слов (24 слова);

До 85% — высокий уровень развития;

До 70% — средний уровень развития;

От 69% и ниже — низкий уровень развития логической памяти.

9.1. Типы памяти испытуемого.

9.2. Цель: определить преобладающий тип памяти испытуемого.

9.3. В опыте принимают участие как отдельные воспитанники, так и коллектив класса (группы); для опыта подбирают 4 ряда слов (по 10 слов в каждом).

 

Для запоминания на слух Для запоминания при зрительном восприятии Для запоминания при моторно-слуховом восприятии Для запоминания при комбинированном восприятии
Машина Яблоко Карандаш Весна Лампа Лес Дождь Цветок Попугай Кастрюля Самолёт Груша Ручка Зима Свеча Поле Молния Орех Утка Ложка Пароход Слива Линейка Лето Абажур Река Гром Ягода Гусь Вилка Поезд Вишня Тетрадь Осень Торшер Поляна Гроза Гриб Курица Тарелка

 

Опыт начинают с прочтения всех слов из первого столбца (интервал в 3 секунды), затем испытуемый записывает запомнившиеся слова.

Через 10 минут показывают карточку со словами из второго столбца (время показа 30 секунд), после этого испытуемый записывает те слова, которые запомнил. Даётся 10-минутный перерыв.

Слова из третьего столбца практикант читает вслух (интервал в 3 секунды), испытуемый шёпотом их повторяет, а затем записывает запомнившиеся слова.

Через 10 минут практикант показывает карточки с написанными на них словами из четвёртого столбца, читая их вслух. Испытуемый повторяет все эти слова шепотом, и «пишут» в воздухе (или на парте пальцем), затем записывает те слова, которые запомнил.

9.4. Подсчитывается коэффициент слуховой (зрительной, моторной, комбинированной) памяти по формуле:

 

,

 

где n — количество правильно названных слов,

N — количество всех слов (10 слов);

коэффициент, равный до 85% — высокий уровень;

от 84% до 70% — средний уровень;

а при К, равном от 69% и ниже — низкий уровень развития памяти.

9.5. Сделайте выводы: какой тип памяти преобладает у испытуемых, у класса (группы)? Дайте испытуемым практические советы о правильной организации запоминания учебного материала с учётом доминирующего типа памяти.

10.1. Изучение особенностей развития воображения (тест Эббингауза).

10.2. Цель: изучить особенности, определить уровень развития творческого воображения, практического мышления испытуемого.

10.3. «Внимательно прочитай (прослушай) текст каждого предложения, вставь недостающее по смыслу слово, не забывай, что речь идёт о целостном, связном рассказе об одной девочке».

10.4. Текст рассказа: «Над городом низко повисли снеговые………….. Вечером началась …………. Снег повалил большими ………….. Холодный ветер был как дикий …………….. На конце пустынной и глухой ………….. вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с …………. пробиралась по …………… Она была худа и бедно ……………. Девочка подвигалась медленно вперёд, валенки хлябали и ей было …………….. идти. На ней было плохое …………, с узкими рукавами, а на плечах ……………… Вдруг она ……………. и, наклонившись, начала что-то …………….. у себя под ногами. Наконец девочка встала на …………………. и своими, посиневшими от ……………. ручонками, стала ……………….. по сугробу.»

Недостающие слова: «тучи», «облака», «буря», «пурга», «хлопьями», «зверь», «улицы», «с трудом», «по сугробам», «по улице», «одета», «мешали», «пальто», «платок, шаль», «остановилась», «рассматривать», «на колени», «от холода», «грести».

10.5. Коэффициент творческого изображения вычисляется по формуле:

 

, где n — количество правильно названных слов,

 

а N — количество пропущенных слов (16 слов).

При КВ= 100% — 80%, уровень развития творческого воображения высокий, при 79% — 60% — средний, при 59% и ниже — низкий.

11.1. Изучение особенностей мышления испытуемого.

11.2. Цель: изучить особенности процесса обобщения испытуемого.

11.3. «Прочитай слова каждого ряда слов, вычеркни лишнее и скажи, что объединяет оставшиеся слова»:

a) Собака, корова, овца, лось, кошка (ответ: «лось»)

b) Собака, корова, овца, лось, лошадь (ответ: «собака»)

c) Футбол, хоккей, гандбол, баскетбол, водное поло (ответ: «баскетбол»)

d) Футбол, хоккей, гандбол, баскетбол, бадминтон (ответ: «бадминтон»)

e) Енисей, Обь, Печора, Лена, Индигирка (ответ: «Печора»)

f) Енисей, Обь, Печора, Лена, Дон (ответ: «Дон»)

Испытуемый должен объяснить, почему он считает названное им слово «лишним». При К 100% — 85% — уровень развития обобщённости высокий, при К 84% — 70% — уровень развития средний, а при К от 69% и ниже — низкий. Коэффициент вычисляется по формуле, приведённой в п. 9.5., где n — количество правильно названных и аргументированных ответов, а N — общее количество слов (6 слов).

12.1. Характеристика ума личности.

12.2. Цель: изучить особенности преодоления стереотипности, шаблонности мышления личности при решении задач.

12.3. Тексты мыслительных задач:

a) Встретились два человека, друзья детства. Между ними состоялся такой диалог:

— Сколько лет я тебя не видел и ничего о тебе не слышал?

— А у меня дочь!

— Как же её зовут?

— Да как и её мать!

— А сколько же лет Леночке?

Как собеседник узнал имя дочери?

(Встретились мужчина и женщина по имени Лена; они — друзья детства).

б) Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку и продолжили свой путь. Как они это сделали?

(Путники подошли к разным сторонам реки, вначале переправился один, а потом — другой. Шаблонное название фразы: «Двое подошли к реке», наталкивает на мысль, что путники шли рядом и в одном направлении).

в) В книжном шкафу стоят два тома собрания сочинений. В первом томе 300 страниц, во втором томе — 200 страниц. В шкафу завёлся книжный червь и стал прогрызать книги. Он прогрыз от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц прогрыз книжный червь?

(Книжный червь не смог прогрызть ни одной страницы, так как первую страницу первого тома, при обычной расстановке книг, разделяет с последней страницей второго тома только переплёт).

13.1. Особенности метафоричного мышления личности.

13.2. Цель: изучить особенности переносного смысла, умения выделить основную мысль во фразе конкретного содержания, определить уровень дифференцированности и целенаправленности суждений личности испытуемого (по Б.В.Зейгарник).

13.3. Тексты метафорических выражений и пословиц:

Золотая голова.

Железный характер.

Ядовитый человек.

Каменное сердце.

Зубастый парень.

Глухая ночь.

Чистые муки.

На языке медок, а под языком — ледок.

Куй железо, пока горячо.

Цыплят по осени считают.

Лучше меньше, да лучше.

Не в свои сани не садись.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Тише едешь, дальше будешь.

 

13.4. При подсчёте результатов изучения метафоричности мышления используют формулу: , где n — количество правильно истолкованных выражений,

а N=14 — количество предложенных в данном задании выражений (7 метафор и 7 пословиц).

14.1. Самооценка психических эмоциональных состояний (по Айзенку Г.)

14.2. Цель: изучить уровень развития эмоциональных состояний: тревожности, фрустированности, агрессивности и ригидности.

14.3. Текст опросника:

1. Я не чувствую в себе уверенности.

2. Я часто из-за пустяков краснею.

3. Мой сон очень беспокойный.

4. Я легко впадаю в уныние, часто унываю.

5. Я беспокоюсь только о воображаемых неприятностях.

6. Меня пугают трудности жизни.

7. Я люблю копаться в своих недостатках.

8. Меня легко убедить в чём угодно.

9. Я очень мнительный человек (мне часто кажется, чудится).

10. Я с трудом переношу время любого ожидания.

11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.

12. Неприятности меня сильно расстраивают, я легко падаю духом.

13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований прежде всего винить самого себя.

14. Несчастья и неудачи ничему меня не научат.

15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая её ненужной и бесплодной (плетью обуха не перешибёшь).

16. Я часто чувствую себя беззащитным.

17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18. Я чувствую растерянность перед трудностями жизни.

19. В трудные минуты жизни я иногда чувствую себя по-детски, хочу, чтобы меня кто-нибудь пожалел.

20. Я считаю недостатки моего характера неисправимыми.

21. Я оставляю в спорах за собой последнее слово.

22. В разговоре я нередко перебиваю собеседника.

23. Меня очень легко рассердить.

24. Я очень люблю делать замечания окружающим.

25. Я хочу быть авторитетом для всех окружающих.

26. Я не довольствуюсь малым, мне хочется наибольшего.

27. Когда я разгневаюсь, я очень плохо себя сдерживаю.

28. Я предпочитаю руководить, чем подчиняться.

29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция (особенно в споре).

30. Я — мстительный человек.

31. Мне трудно менять свои привычки.

32. Я с трудом переключаю своё внимание.

33. Я настороженно отношусь к новому, я боюсь нового.

34. Меня трудно переубедить в чём-нибудь.

35. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы поскорее избавиться.

36. Я нелегко сближаюсь с людьми.

37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

38. Я нередко проявляю упрямство.

39. Я неохотно иду на риск, не люблю рисковать.

40. Я резко переживаю любые отклонения от принятого мною режима дня.

14.4. После завершения работы испытуемый сдаёт заполненную анкету (если тестируется класс, то анкета обязательно подписывается).

14.5. При обработке полученных данных используют следующую школу: 2 балла — «полностью согласен», «да»; 1 балл — «от части согласен» и 0 баллов — «нет, не согласен».

При обсчёте ответов необходимо первые десять вопросов (1 — 10) использовать для определения уровня Т (тревожности), следующие десять вопросов (11 — 20) — для определения уровня развития Ф (фрустированности), вопросы 21 — 30 — для определения уровня развития А (агрессивности), и последние десять вопросов (31 — 40) — для выявления уровня развития Р (ригидности). При этом «низкий уровень развития» равен 1 — 5 баллам, «средний уровень развития» — 6 — 10 баллам, а «высокий уровень развития» равен 11 баллам и выше, что говорит о том, что состояние переходит в устойчивую черту характера, эмоциональное свойство личности испытуемого (соответственно: в устойчивую тревожность, фрустированность, агрессивность и ригидность). Особое внимание следует уделить испытуемым-воспитанникам с завышенным (11 и выше баллов) уровнем развития Т (тревожности), Ф (фрустированности) и А (агрессивности), необходимо наметить пути и формы коррекции эмоционально-волевого поведения таких учащихся.

15.1. Изучение волевых особенностей личности.

15.2. Цель: определить уровень развития представлений и понятий о воле и волевых свойствах личности испытуемого, о путях воспитания и самовоспитания воли (по Селиванову В.И.)

15.3. Вопросник:

a) Что такое воля и сила воли?

b) Каковы основные этапы волевого акта?

c) Кого можно назвать человеком с сильной (слабой) волей?

d) Что такое инициативность?

e) Что такое решительность и смелость?

f) Что такое целеустремлённость?

g) Что такое выдержка?

h) Что такое организованность?

i) Что такое настойчивость?

j) Что такое упрямство?

k) Насколько развита у тебя сила воли?

l) Воспитываешь ли ты силу воли и как именно?

15.4. При обработке данных анкетного опроса надо обсчитать отдельно правильные и неправильные ответы, ответы типа «не знаю». Желательно провести эту анкету дважды: в начале педпрактики и в конце её для того, чтобы впоследствии сопоставить, сравнить между собой ответы воспитанников в первом и втором срезах, сделав выводы с учётом данных бесед и наблюдений: есть ли изменения в волевом поведении испытуемых, в чём именно это выражается; как изменились представления воспитанников о свойствах воли, путях её воспитания и самовоспитания?

16.1. Тип темперамента воспитанника.

16.2. Цель: определить тип темперамента личности с учётом силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

16.3. Вопросник:

1. Предпринимаешь ли ты что-нибудь на свой страх и риск?

2. Можешь ли ты при необходимости выполнять интересную работу, не снижая её качества?

3. Влияет ли на твою работоспособность шум, яркий свет и другие раздражители?

4. Умеешь ли ты держать себя в руках в затруднительной ситуации?

5. Стремишься ли ты обычно заставлять других соблюдать те же правила поведения, которым всегда следуешь сам?

6. Привычна ли для тебя внезапная смена настроения?

7. Часто ли ты бросаешь начатое дело?

8. Трудно ли тебя вывести из себя?

9. Легко ли ты теряешь терпение, если что-либо кому-то объясняешь?

10. Если ты убеждён в своей правоте, а с тобой не согласны, удаётся ли тебе сохранять долго спокойствие?

11. Часто ли ты выражаешь чувство удовольствия, одобрения или неодобрения по поводу действий и поступков окружающих?

12. Всегда ли ты в необходимых условиях быстро принимаешь решения?

13. Легко ли ты переключаешь внимание с одной работы на другую, с одного дела на другое?

14. Часто ли тебе мешают старые привычки при выполнении совершенно нового задания, новой работы?

15. Всегда ли ты быстро включаешься в новое дело, новое задание?

16.4. При обсчёте ответов нужно использовать ключ: все ответы оцениваются по пятибалльной шкале (5 баллов — «полностью согласен, да»; 4 балла — «скорее согласен, чем не согласен»; 3 балла — «отчасти согласен, иногда»; 2 балла — «скорее не согласен, чем согласен»; 1 балл — «не согласен»).

16.5. Сила нервных процессов: ответы на вопросы: №№ 1, 2, 3, 4, 5; обратный счёт применим к вопросу №2: если испытуемый поставил себе 5 баллов, то он получит всего 1 балл; за 4 балла — всего 2 балла; за 3 балла — 3 балла; за 2 балла — 4 балла; за 1 балл получает 5 баллов. Если алгебраическая сумма за все 5 вопросов составит 20 — 25 баллов, то уровень выраженности нервных процессов «очень высокий»; если же она составит 15 — 19 баллов, то уровень «высокий»; если составит 10 — 14 баллов, то уровень «средний»; если будет 5 — 9 баллов, то уровень «низкий», а если сумма составит 0 — 4 балла, уровень считается «очень низким».

16.6. Уравновешенность нервных процессов: ответы (баллы) за вопросы №№ 6, 7, 8, 9, 10; при ответах на вопросы №№ 6, 7, 8, 9 баллы начисляются в обратном порядке, как указано выше; уровень уравновешенности нервных процессов определяется точно также, как в п. 15.5.

16.7. Подвижность нервных процессов: ответы (баллы) на вопросы №№ 11, 12, 13, 14, 15; при этом при обсчёте ответов на вопрос №14 баллы исчисляются в обратном порядке (обратный счёт), а уровни сформированности, уравновешенности вычисляются также, как и в п. 15.5. и 15.6.

16.8. Алгебраическая сумма на вопросы: №№ 1 — 5, №№ 6 — 10, №№ 11 — 15 позволит определить доминирующий тип темперамента. Если сумма баллов по каждой из этих 3 групп превысит 13 баллов, то ставится знак «+»; если же она равна или менее 13 баллов, то ставится знак «-». Все результаты суммы заносятся в следующую таблицу:

 

№№ п/п Тип темперамента Сила нервных процессов Уравновешенность нервных процессов Подвижность нервных процессов
1 2 3 4 Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик + + + - + - + - + + - -

 

17.1. Изучение особенностей характера личности (Айзенк Г.Х.)

17.2. Цель: изучить особенности проявления экстравертности-интравертности личности испытуемого.

17.3. Текст опросника:

1. Часто ли ты испытываешь тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать новые, сильные ощущения?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могут тебя понять, ободрить, выразить сочувствие, поддержать?

3. Считаешь ли ты себя беззаботным человеком?

4. Тебе очень трудно отказываться от своих намерений?

5. Всегда ли ты обдумываешь свои дела не спеша и предпочитаешь ли ты подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли ты сдерживаешь свои обещания, верен ли ты слову?

7. Часто ли у тебя бывают спады и подъёмы настроения?

8. Всегда ли ты быстро действуешь и говоришь, не задумываясь?

9. Возникает ли у тебя чувство, что ты несчастный человек, хотя никакой серьёзной причины для этого не было?

10. Верно ли, что ты на спор способен решиться на всё?

11. Смущаешься ли ты, когда хочешь познакомиться с человеком противоположного пола, который тебе симпатичен?

12. Часто ли ты выходишь из себя, разозлившись?

13. Часто ли ты действуешь необдуманно, под влиянием настроения?

14. Часто ли тебя беспокоят мысли о том, что тебе не следовало бы что-то делать или говорить?

15. Ты с большим удовольствием предпочитаешь чтение книг встречам с людьми?

16. Легко ли тебя обидеть?

17. Можешь ли ты подолгу быть в компании?

18. Бывают ли у тебя мысли, которые бы ты хотел скрыть от других?

19. Верно ли, что иногда ты полон сил, энергии, так что у тебя всё горит в руках, а иногда делаешься вялым, всё валится у тебя из рук?

20. Предпочитаешь ли ты иметь друзей поменьше, но зато особенно дорогих и близких тебе?

21. Часто ли ты мечтаешь о своём будущем?

22. Когда на тебя кричат, тебя унижают, ты отвечаешь тем же?

23. Часто ли тебя беспокоит чувство вины перед людьми?

24. Все ли твои привычки хороши и желательны?

25. Способен ли ты дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26. Считаешь ли ты себя человеком легко возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли тебя человеком живым и весёлым?

28. Часто ли ты, сделав какое-то важное дело, испытываешь чувство, что мог бы сделать его гораздо лучше?

29. Ты больше молчишь, если находишься в обществе других людей?

30. Ты иногда любишь посплетничать?

31. Бывает ли так, что тебе не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если ты хочешь узнать о чём-нибудь, ты чаще всего предпочитаешь об этом прочитать самому в книге, чем спросить у кого-либо?

33. Бывают ли у тебя внезапные сильные сердцебиения?

34. Нравится ли тебе работа, которая требует от тебя постоянного, пристального внимания?

35. Бывают ли у тебя внезапные приступы дрожи в теле?

36. Всегда ли ты платил бы за провоз багажа в транспорте, если бы не опасался проверок и штрафов?

37. Тебе приятно находиться в обществе, где постоянно подшучивают друг над другом, поддразнивают друг друга?

38. Раздражительный ли ты человек?

39. Нравится ли тебе работа, которая требует очень быстрых, скорых действий и поступков?

40. Волнуешься ли ты по поводу каких-нибудь неприятных событий, которые могли бы произойти?

41. Ты ходишь обычно медленно, чем торопясь?

42. Ты когда-нибудь опаздывал на уроки, на работу?

43. Часто ли тебе по ночам снятся кошмары?

44. Верно ли, что ты так любишь поговорить, что никогда не упустишь случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли тебя какие-то боли в теле?

46. Ты чувствовал бы себя очень несчастным человеком, если длительное время был бы лишён общения с людьми?

47. Можешь ли ты назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди твоих знакомых люди, которые тебе явно не нравятся?

49. Можешь ли ты сказать, что ты весьма уверенный в себе человек?

50. Легко ли ты обижаешься, если тебе указывают на твои ошибки в работе или на твои личные промахи?

51. Ты считаешь, что очень трудно получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых очень много участников?

52. Беспокоит ли тебя чувство, что ты в чём-то хуже других?

53. Легко ли тебе внести оживление в довольно скучную компанию, сумел бы ты развеселить её?

54. Бывает ли так, что тебе приходится говорить о вещах, в которых ты на самом деле не разбираешься?

55. Беспокоишься ли ты о своём здоровье?

56. Любишь ли ты подшучивать над другими людьми?

57. Страдаешь ли ты от бессонницы?

17.4. После заполнения опросника нужно обработать результаты тестирования, используя следующий ключ:

а) экстравертность-интравертность — ответы «да» (+) на вопросы: №№ 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53 и 56;

— ответы «нет» (-) на вопросы: №№ 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41 и 51.

Если испытуемый набрал 0 — 2 балла, он — «сверхинтраверт»; если набрал 3 — 6 баллов, то он «интраверт»; если же он набрал 7 — 10 баллов, он — «потенциальный интраверт»; при 11 — 14 баллах — «амбоверт»; при 15 —18 баллах — «потенциальный экстраверт»; при 19 — 22 баллах — «экстраверт» и при 23 — 24 баллах — «сверхэкстраверт».

б) эмоциональная устойчивость (неустойчивость): ответы «да» (+): №№ 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57 — свидетельствуют о достаточно высокой степени эмоциональной устойчивости (стабильности). Отрицательные ответы при этом не учитываются. Если испытуемый набрал ниже 10 баллов, он считается эмоционально устойчивым (стабильным), у него явно проявляется сила воли; если он набрал 11 — 14 баллов (нормостеник), то он эмоционально неустойчив (нестабилен) и у него слабо развита воля (дискорнат).

в) шкала лжи: ответы «да» (+): №№ 6, 24 и 36; ответы «нет» (-): №№ 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Если испытуемый набрал более 4 баллов, та ему присуща лживость.

18.1. Переключаемость внимания (таблица Шульте).

18.2. Цель: изучить особенности психического темпа скорости ориентировочно-поисковых движений взгляда; особенности объёма и переключаемости внимания личности.

18.4. Инструкция: «По моей команде начинать считать вслух от 1 до 25 и одновременно показывай называемую цифру. Чем скорее и правильнее будешь называть и показывать цифры, тем лучше!»

18.5. При обработке результатов необходимо учитывать, что: если на показ и одновременное называние вслух (от 1 до 25) испытуемый затратил менее 40 секунд, то уровень переключаемости считается «высоким»; если же затрачено от 40 до 50 секунд, то уровень переключаемости считается «средним» (в норме); если же время превышает 50 секунд, то уровень считается крайне «низким».

19.1. Дифференцированный диагностический опросник Д.Д.О. (Климов Е.А.).

19.2. Цель: изучить особенности способностей испытуемого, особенности выбора профессий испытуемыми.

19.3. Инструкция: «Попытайся, подолгу не задумываясь, ответить на 20 пар вопросов. Если названная в вопросе профессия скорее тебе нравится, чем не нравится, то поставь в клеточке «листа ответов ДДО» знак «+». Если же профессия тебе «определённо нравится», то в клеточке поставь сразу два знака «++»; если же она тебе очень нравится, то в клеточке поставь сразу три знака «+++». Но если профессия тебе «скорее не нравится, чем нравится», то поставь в клеточке всего один знак «-»; если «определённо не нравится», то ставь два минуса «- -»; если же «очень не нравится», то поставь сразу три минуса «- - -».

19.4. Опросник:

 

Ухаживать за животными Или 1б Обслуживать машины, приборы
Помогать больным, лечить Или 2б Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ, компьютеров
Следить за качеством иллюстраций, плакатов, художественных открыток Или3б Следить за состоянием и развитием растений
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл и пр.) Или 4б Доводить товары до потребителя (реклама, продажа)
Обсуждать научно-популярные книги, статьи Или 5б Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) Или 6б Тренировать товарищей или младших детей в выполнении каких-либо действий
Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты Или 7б Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством (трактором, тепловозом и т.п.)
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (справочное бюро, экскурсии и т.п.) Или 8б Художественно оформлять выставки, витрины (участвовать в репетициях, подготовках пьес, концертах)
Ремонтировать вещи, изделия (техника, одежда, обувь), жилище Или 9б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а Лечить животных Или 10б Выполнять вычисления, расчёты
11а Выводить новые сорта растений Или 11б Конструировать, проектировать промышленные изделия (машины, одежда, дома)
12а Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать и разъяснять Или 12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности Или 13б Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты Или 14б Оказывать медицинскую помощь при ранениях, ушибах и пр.
15а Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, объектах и пр. Или 15б Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
16а Делать лабораторные анализы в больнице Или 16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а Красить, расписывать стены помещений, поверхность изделий Или 17б Осуществлять монтаж зданий, сборку машин, приборов
18а Проводить культпоходы сверстников или младших ребят (в театры, музеи), экскурсии, турпоходы Или 18б Играть на сцене, понимать участие в концертах
19а Изготовлять по чертежам детали, изделия, строить здания Или 19б Заниматься черчением, копированием чертежей, карт
20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями сада, огорода Или 20б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, компьютере и т.п.)

 

19.5 Обработка результатов.

Полученные результаты (количество плюсов и минусов) подсчитывают по каждой колонке «листа ответов ДДО» отдельно; итоги изображаются в виде алгебраической суммы. Эта сумма и будет характеризовать область наиболее целесообразного применения сил и возможностей испытуемого к моменту исследования. Для определения склонностей Климов Е.А. предложил разделить всю совокупность профессий на 5 основных типов в зависимости от объектов, на которые они направлены: П — природа (растения, животные, экология, микроорганизмы); Т — техника (машины, материалы, разные виды энергии и т.п.); Ч — человек, группа людей; З — знаковая информация (книги, языки, модели, коды); Х — художественные образы, искусство (музыка, пение, изобразительное искусство и пр.).

19.6 Ключ (листы ДДО):

 

П Т Ч З Х
   
   
     
10а     10б  

 

П Т Ч З Х
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а     20б  





Дата: 2019-07-24, просмотров: 197.