Основные проблемы и направления философии Нового Времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Френсис Бэкон (1561-1626) - английский философ, был родоначальником индуктивного метода. Простейшим случаем индукции может быть перечисление предметов данного класса: мотороллеры, телевизоры, звезды, картины по жанру, в ходе которого, и обнаруживается их свойства. Обычно применяется неполная индукция, т.е. берется ограниченное число предметов, явлений определенного класса и на основе их свойств делается заключение.

Бэкон считал, что надо искать факты, не только подтверждающие его метод, но и исключающие его. Ему принадлежит знаменитая фраза: "Знание - сила", где отражена практическая направленность философии, всей новой науки.

Для Бэкона характерен опыт, эксперимент в достижении истины.

Конструирование идеальных объектов, составляющее теоретическую основу эксперимента, стало использоваться также в философии XVIIв. Рационалистическое направление обычно связывают с деятельностью Рэне Декарта (1596-1650). Декарт, теоретически обосновывая новое естествознание, поднимает вопрос о природе человеческого знания вообще. Он, в отличие от Бэкона, подчеркивал знание рационального начала в знании, поскольку достоверное знание можно получить лишь на основе разума.

Давно были выдвинуты и обоснованы принципы расчленения новоевропейского историко-философского процесса на этап "классической" (XVII-XIXвв) и этап современной или "неклассической" (ХХ в.) западной философии.

Представителями классического рационального знания XVII-XIX вв. - Рене Декарт (1596-1650), Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), Готфрид Вильгельм Лейбниц (1640-1716).

Причины цельности философии классического периода. "Мыслительное пространство", общее поле проблем, внутри которого развертывались основные мировоззренческие столкновения, борьба материализма с идеализмом, сложные взаимоотношения науки и философии, все это было в высшей степени связанным, цельным, гомогенным, типологически устойчивым. Основные принципы идейной формулы классической философии "ее понимание мира и человека".

Вера в "рацио", разум. Разработка опытно-рационального метода принадлежит Ф. Бэкону, хотя приверженность ему свойственна и другим мыслителям эпохи рационализма (Лейбниц, Спиноза, Декарт). Более тонкие различия между Декартом, Лейбницем и Спинозой зависели уже от того, как они решали проблему происхождения независимых от опыта идей, считали ли они из врожденными, как Декарт, видели ли в них результат предрасположенности к мышлению в некоей "разумной" монаде, как Лейбниц, или признавали способность мышления тождественным образом отображать структуру бытия, как Спиноза.

Рационалистические концепции XVIIв. исходят из того, что в разуме существуют изначальные образования, которые будучи сами по себе истинными, не нуждаются в каким-либо обосновании и могут служить отправным пунктом для вывода и обоснования всех прочих знаний.

Оптимизм в отношении познания: в понимании классической философии деятельность разума беспредельна; человек в состоянии представить в мышлении достаточно объективно и адекватно сложную картину миропознания.

Эпохе Просвещения свойственно понимание мира и человека, которому неведом конфликт между знанием и бытием, понимание космоса, которое в механическом миросозерцании XVIIв. выступало в виде идеи космоса - механизма. Лидером естествознания в XVIIв. стала механика как наука о движении тел.

 

Основные идеи "философии жизни" (Фридрих Ницше)

 

"Философия жизни" Артур Шопенгауер (1788-1860) в 1818 году написал "Мир как воля и представление". Основная идея: мир - это свободная, автономная воля человека. Опираясь вначале на кантовский постулат о примате, практического разума, Шопенгауэр выступил против превращения воли в придаток разума. Волевые акты, считывал он, во многом определяют направленность ума и результаты разумного познания. Воля неподконтрольна разуму, она родственна тайным, непознанным силам.

Фридрих Ницше (1844-1900) твердо верил в то, что и наука имеет свои пределы. В исследовании отдельных явлений она, по его мнению, в конце концов, непременно натыкается на то первоначало, которое уже невозможно познать рационально. И тогда переходит в искусство, а ее методы - в инстинкты жизни. Так что искусство неизбежно корректирует и дополняет наука. Это положение стало краеугольным камнем основ "философии жизни" Ницше.

Ницше выступил против христианской морали, призвал к переоценке всех ценностей.

Жизнь у Ницше - это самоутверждение, обладание могуществом, властью, борьба слабых и сильных воль. Он отрицал абсолюты, релятивистки понимал нравственные принципы - что хорошо для слабых, то плохо для сильных. Не признавал прогресса в истории, создавал идеал "сверхчеловека".

Высказал мысль о вечном возращении человека к жизни. Проанализировал связь падения нравственности с ростом свободы человека.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 213.