Предмет философии и его становление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные аспекты философского знания

 

Уже в древности философы говорили, что в философском знании можно выделить три основных слоя. Первый связан с вопросом: как следует жить? (т.е. как жить, чтобы жизнь была прекрасной?). Но для того чтобы найти ответ на этот вопрос, надо сначала ответить на другой: как устроен мир, в котором люди живут? Это составляет второй слой философского знания. А для получения знаний о мире необходимо решить третий вопрос: как познавать мир? Решение его образует еще один слой философского знания. Научить людей правильно жить - это главная цель философии.

Поиски ответов на указанные вопросы привели к формированию трех ветвей философского знания:

1) о людях и обществе, о жизни человека и делах человеческих;

2) о природе, об окружающем людей мире,

3) о познании мышления. В дальнейшем за философией осталось исследование лишь исходных оснований, на которые опираются всевозможные научные знания в каждой из этих ветвей. В результате образовались три главных раздела философского знания.

1. Исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания занимается гносеология (теория познания).

2. Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает онтология (теория бытия).

3. Исходные принципы, правила, нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих делах и поступках, устанавливает этика (теория морали), аксиология (учение о ценностях, т.е. о том, что люди ценят - добро, справедливость, истина, красота и т.д.), социальная философия (теория общественной жизни).

В процессе развития культуры возникают и другие философские науки.

Логика - наука о формах и способах рационального мышления.

Философия и методология науки - наука о методах и формах научного познания.

Философия истории - наука, изучающая общие принципы объяснения хода человеческой истории и исторического познания.

Философская антропология - наука, ставящая своей задачей понять, что есть человек, какова сущность человека и человеческого бытия.

Эстетика - наука, изучающая эстетическое отношение человека к действительности и художественную деятельность людей.

Различные философские дисциплины не отгорожены друг от друга непроходимыми границами, есть немало философских проблем, которые, так или иначе, затрагиваются сразу несколькими дисциплинами. Например, вопрос о ценностях освещается - в разных аспектах - не только в аксиологии, но и в философии культуры (культурные ценности), в этике (добро как ценность), в эстетике (красота как ценность).

Важное место в составе философского знания занимает история философии. Нельзя разобраться в философии, не изучая ее истории.

 

Философия Августина

 

Августин Аврелий (Блаженный) 354-430 - крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных "отцов церкви". Оказал большое влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья; родоначальник христианской философии истории ("О граде Божьем"). Развил учение о предопределении.

Мир, согласно Августину Блаженному, создается и познается благодаря Богу. Телесная красота, нежные мелодии, запахи цветов - все это временное, преходящее. Бога нет в чувственных вещах. Люди удивляются высоте городского округа, блеску звезд, но не удивляются себе, говорит Августин в "Исповеди". Он ищет Бога внутри человека, его занимал вопрос о свободе воли. По разъяснениям Августина, воля человека свобода лишь в пределах божьего предположения. Виновник зла, греха не Бог, а дьявол один из падших ангелов. Бог есть бытие, истина, благо. Познание Бога достигается верой. Под верой Августин разумеет мысль, сопровождаемую с ней. Мера истины в нашем самосознании.

Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин. Из древних античных философских доктрин главным источником для него был платонизм, который он знал по преимуществу в изложении неоплатоников.

Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Августин считал познание Бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью человеческого духа.

Христианской основе своей Августин придавал большое значение. Он осуществил то, что только обозначено у его предшественников: сделал Бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим. Из принципа, что Бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом.

Вся философия Августина сосредоточилась на Боге как единственном совершенном, абсолютном бытии, мир же имеет значение как божье творение и отблеск. Без Бога ничего нельзя ни совершить, ни познать.

Августин, в согласии с эллинистической философией, полагал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье, которое должна определить философия. Счастья можно достигнуть в едином - в Боге. Достижение человеческого счастья предполагает, прежде всего, познание Бога и испытание души.

Опираясь на традиции античных философских систем (прежде всего на платоновско-неоплатоническую), сохраняя многие элементы этих систем, Августин заложил фундамент новой философии и даже, как полагает современный немецкий философ, "создал христианскую философию в ее предельном латинском варианте".

 

Проблема веры и разума

 

Проблема взаимоотношений знания и веры имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась в средневековой схоластической философии. Так, уже Тертуллиан, открыто выступал против разума, провозглашая парадоксальный тезис: "Верю, потому что абсурдно". Августин Блаженный утверждал, что задача богословия - познать в свете разума то, что уже принято называть верой. Ансельм Кентерберийский заменил изречение Тертуллиана своей компромиссной формулой: "Верю и понимаю". Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры.

Ф. Бэкон, выдвинув лозунг "Знание - сила", указывал, что истину надо искать в данных опыта и наблюдений, а не в потемках схоластики и в цитатах из священных книг. В начале католическая церковь выдвигала положение о том, что вера не должна быть слепым движением души и что не может быть никакого действительного расхождения веры и знания, разума, так как все знания произошли от бога.

Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом занимал большое место в русской религиозной философии, одно из важнейших понятий которой - "цельное знание". Идеал цельного познания как органического всеобъемлющего всеединства привлек многих русских мыслителей (А.С. Хомяков и Вл. Соловьев). Они считали, что цельная истина раскрывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое свои духовые силы - чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт, а также, что очень важно - религиозное созерцание, человек начинает понимать истинное бытие мира и понимает сверхрациональные истины о боге.

Соотнося веру с разумом, со знанием, русские мыслители понимали последнее как целостное всеединство, которое образуется как синтез эмпирического познания (опытные науки), отвлеченного мышления (философия) и веры (теология).

 

Мозг, психика, интеллект

 

Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной - 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилась. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, и сегодня отличающие его от других животных: прямохождение, развитой мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем. Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом.

Важнейшим условием идеального образа материального мира являются физиологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. Это значит, что материальной основой психики человека является нейрофизиологическая деятельность мозга, включенная в физиологические процессы всего организма.

Одной из многочисленных тайн природы, над разгадкой которых работает наука, является головной мозг - тончайший нервный аппарат, представляющий собой наивысшую известную нам форму организованной материи в известной нам части вселенной. От уровня структурной организации мозга зависит и уровень его отражательных способностей. Мозг обезьяны весит около 400 грамм, мозг человека, в среднем - 1400 грамм. Наукой установлено, что мозг человека дифференцирован на различные участки, обладающие функциональным своеобразием. Психические функции оказываются в прямой зависимости от деятельности определенных участков мозга, однако действует мозг как дифференцированное целое.

Материальной основой той или иной психической функции является работа не одной клетки, а многих, не одного участка мозга, а многих. Соответственно и психика является результатом активного функционирования многих отделов головного мозга, которые находятся в сложном взаимодействии друг и другом и телом человека. В этом смысле надо говорить о компенсаторных возможностях мозга и организма человека. Утратив одни способности, организм компенсирует их деятельностью других

У человека и животного есть общие и отличительные черты. С высшими животными человека роднит наличие психики (от греческого psуchikos - душевный) - совокупности душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.). А отличает от животных наличие сознания - высшей формы психики.

Психика - свойство высокоорганизованной материи подобно тому, как мышление является функцией (но не частью) мозга. Психика - особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции. Ее содержание - результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают, прежде всего, психику.

Одним из первых, кому удалось обнаружить сложную структуру внутреннего мира человека, был австрийский психиатр З. Фрейд (1856-1939).

Понимая интеллект в широком смысле как психические способности и умения, необходимые для эффективной работы восприятия, памяти, мышления, можно сказать, что он есть инструмент, с помощью которого сознание выполняет познавательную функцию.

Важнейшей интеллектуальной способностью, без которой невозможно сознательное решение познавательных задач, является способность мышления - ум, разум.

Продуктивность мышления зависит не только от генетически заданных особенностей интеллекта, но и от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы.

Социализация личности

 

Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.

Личность - категория социально-историческая. Она характеризует индивида как члена определенного, исторически конкретного общества, который обладает необходимым для жизни в этом обществе социальными качествами.

Процесс усвоения социального опыта, приобретения им качеств, позволяющих ему быть членом общества, называется социализацией личности.

Социализация - это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни. Ее основа - общение и деятельность индивида в семье, школе, трудовом коллективе, различных неформальных группах. Огромную роль в социализации личности играют воспитание, обучение, самообразование.

В процессе социализации индивид включается в мир человеческой культуры. Вхождение его в этот мир опирается, прежде всего, на освоение языка и на овладение выработанными опытом предшествующих поколений. Формами контакта с другими людьми и способами обращения с предметами окружающей среды. Приобщаясь к культуре, индивид овладевает существующими в ней знаниями ценностями, программами, поведения и становится ее потребителем, носителем и творцом.

В силу своеобразия индивидуального выбора у каждой личности образуется свой особый комплекс освоенных его культурных достижений человечества - ее "культурный диапазон". Этот диапазон в течение жизни изменяется и чем шире он, тем выше уровень культурного развития личности.

Высшие культурные ценности - добро, красота, свобода, справедливость и др. - неутилитарные, они сами по себе никакой практической пользы человеку не дают. Более того, во имя этих ценностей человек подчас готов идти на любые материальные жертвы. Ориентация на неутилитарные духовые ценности определяет то, что называют духовностью. Духовность личности - ее способность возвыситься над эгоизмом и корыстью, поставить задачу развития своего духа выше материально-практических нужд.


Глобальные проблемы: возникновение, сущность, содержание, общечеловеческий смысл

 

Современная эпоха представила перед обществом новые проблемы, требующие философского мышления. Среди них - так называемые глобальные проблемы. Само название этих проблем произошло от французского слова qlobal - всеобщий и от латинского qlobus (terrae) - земной шар. Оно означает совокупность насущных проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации. К их числу в первую очередь относят: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; преодоление возрастающего контраста в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающими странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение стремительного роста (демографического взрыва в развивающихся странах) и устранение опасности депопуляции в развитых странах; предотвращение катастрофического антропогенного загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, Мирового океана; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами, как возобновляемыми, так и невозобновляемыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; предотвращение непосредственных и отдаленных отрицательных последствий научно-технической революции. Глобальный характер приобретают также проблемы здравоохранения (например, угроза эпидемии СПИДа), международной преступности (в особенности терроризма и наркомафии), образования и воспитания подрастающего поколения, сохранения социальных и культурных ценностей, приобщения населения планетарному экологическому сознанию, преодоления национального и социального эгоизма.

Угрожающий характер глобальных проблем во многом связан с колоссально возросшими средствами воздействия человечества на окружающий мир и огромным размахом (масштабом) его хозяйственной деятельности, который стал сопоставим с геологическими и другими планетарными естественными процессами.

В настоящее время стал широко использоваться термин "глобалистика", тесно связанный с глобальными проблемами. Глобалистика - это "совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем или проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления. К философскому аспекту глобалистики относятся вопросы общемировоззренческого характера, гносеологические вопросы, вопросы этики, вопросы социальной философии. Изучение глобальных проблем ведет, с одной стороны, к росту информации внутри самой глобалистики, с другой - к расширению проблематики и углублению понимания категорий собственно философского знания.

В глобалистике можно выделить три основные глобальные проблемы: проблемы междугосударственного характера, экологические проблемы, демографические проблемы.

В первой группе находятся войны и угроза мировой термоядерной войны. Всегда и везде войны выступали как трагедия человечества, они были связаны с человеческими жертвами. В ХХ столетию только Первая и Вторая мировые войны стоили человечеству 60 млн. человеческих жизней. Согласно некоторым источникам, в наше время накопилось огромное количество ядерных боеприпасов, само хранение которых представляет угрозу человечеству. На планете функционируют 430 атомных электростанций, являющихся потенциальной угрозой существованию человеческой цивилизации. В атомной войне, если она разразиться, человечеству в целом грозит гибель. Ели даже кто-то выживет в атомном пожаре, то его потомки все равно будут обречены.

Из второй группы глобальных проблем следует назвать истощение природных ресурсов, энергетический кризис, разрушение биосферы, деградацию окружающей среды.

В глобализационном процессе за последнее столетие все более значительными стали негативные стороны и возникли новые моменты, связанные с регрессором и деградацией. В конце века глобализация стала силой, угрожающей человеку, разрушающей его, как субъекта истории. Многие исследователи считают, главной причиной этого процесса изменения характера тех ценностей, которые пытаются глобализировать страны, выступающие лидерами глобализации. "Это ценности либерализма, индустриализма рынка, приоритета научной рациональности над другими формами освоения человеком себя и мира. Это ценности инновации, индивидуализации и свободы".

В большом комплексе глобальных проблем особняком стоит новая проблема ХХI века, выросшая из локальных проблем, - международный терроризм. Терроризм - особая, жесткая форма насилия, в первую очередь политического. Он является продолжение экстремизма, радикализма и фанатизма. Причины роста терроризма заключаются, прежде всего, в нарастании кризисных явлений в экономике стран, порождающих безработицу, в ослаблении правоохранительных функций государства, стремлении к сепаратизму. Далеко не последнюю роль в появлении стремления к терроризму играет неурегулированность политических отношений между народами и несправедливость (подлинная или мнимая), допускаемая в чем-то крупным государством по отношению к народности, в него входящий.




Основные противоречия

 

История развития общества за последние столетия показывает, что активно преобразующая деятельность человека по отношению к природе отозвалась ему не только благами жизни, но и резким ухудшением всей окружающей среды, ее истощением, дошедшим на рубеже двух тысячелетий до катастрофического положения.

Быстрыми темпами идет исчезновение природных запасов нефти, газа, каменного угля, железной руды и других полезных ископаемых. Эгоистическое потребительство пришло в неразрешимое противоречие с механизмами природного самовосстановления; возникла реальная опасность полного исчерпания природных ресурсов в ближайшие несколько десятков лет. Некомпенсируемый характер носит все ускоряющаяся вырубка и гибель лесов, в том числе в России, Канаде, Бразилии и других странах.

Современное производство, взяв от природы 100 единиц вещества, использует только 3-4, в 96-97 единиц выбрасывает в природу в виде отходов, загрязняя биосферу. Развитые страны потребляют 75% добываемых ресурсов и выбрасывают в атмосферу 60% углекислого газа. Коэффициент давления и их стороны на природную среду (при среднеглобальном, принимаемом за (1)) равен 5, а весь остальной мир имеет коэффициент 0,5. В США ежегодно выбрасывается в атмосферу более 260 млн. тонн вредных веществ - это около половины мировых выбросов. Велики они и в других странах - Германии, Франции, Великобритании, Японии, а также и в России. Увеличение вокруг Земли прослойки углекислого газа ведет к потеплению климата, что способствует в одних регионах появлению засушливых районов, в других - затоплению прибрежных земель и городов. Использование фреона в производстве и бытовой технике способствует появлению озоновых дыр, что увеличивает ультрафиолетовую радиацию, которая вместе с отходами производства, особенно химической и атомной промышленности, ведет к повышению заболеваемости людей и отрицательно влияет на их наследственность. Эти же причины ведут к росту в мире сердечно-сосудистых, онкологических, психических болезней, заболеваний СПИДом и т.п. Появились сведения о состоянии температуры Мирового океана. Еще лет сорок-пятьдесят тому назад считалось, что повышение его температуры только на 2˚ приведет к таянию льда на Северном Ледовитом океане, в Антарктиде и затоплению значительной части суши в Северном и Южном полушариях и к миграции огромной массы населения в сторону экватора. Специально проведенные анализы последних десятилетий показали, что к началу этого столетия вода в Мировом океане уже поднялась на 1%.

 

Итоговый тест

 

1. Философское учение, отрицающее познаваемость мира, называется

А) материализм

В) объективный идеализм

С) дуализм

D) агностицизм

2. Философский материализм - это

А) учение, утверждающее первостепенную значимость материальных ценностей, богатства

В) ученье, призывающее к отказу от веры в идеале

С) учение, утверждающее первичность материи по отношению к сознанию

D) учение, призывающее к наслаждению земными, чувственными радостями

3. Философский идеализм - это

А) учение, утверждающее веру в идеалы

В) учение, утверждающее необходимость восхищения человеком, который благодаря могуществу своего духа способен познавать и преобразовывать окружающий мир

С) учение, обосновывающее религиозную веру

D) учение, утверждающее первичность сознания по отношению к материи

4. Определите, представители какой философской школы античности считали, что бытие неподвижно, неизменимо, неделимо, едино

А) Платон и его ученики

В) атомисты

С) элеаты

D) стоики

5. Согласно учению Канта, человек может получить истинные знания о вещах, как они существуют сами по себе с помощью следующих познавательных способностей

А) чувственности (способности к ощущениям)

В) рассудка

С) ни одна из познавательных способностей не позволяет постичь вещи, как они существуют сами по себе

D) разума

6. Определите, какое из приводимых ниже утверждений является правильным, согласно философии Гегеля

А) развитие бесконечно, не имеет ни начала, ни конца

В) развитие общества определяется материальными факторами

С) развивается только мировой разум

D) природа эволюционирует под действием естественных законов

7. Рационализм - это философский подход, в соответствии с которым единственным источником нового знания является

А) эксперимент

В) чувственные восприятия

С) разум

D) общение между людьми

8. Эмпиризм - это философский подход, в соответствии с которым естественным источником нового знания является

А) эксперимент

В) чувственные восприятия

С) разум

D) общение между людьми

9. Согласно теории общественного договора государство возникает

А) случайно

В) как результат Божественного установления

С) благодаря действию объективных законов истории

D) в результате соглашения между людьми

10. Согласно учению К. Маркса и Ф. Энгельса, основой общественной жизни является

А) политика государства

В) борьба партий

С) материальное производство

D) развитие науки

11. Определите, какое из приводимых ниже определений является правильным. Бытие - это философская категория для обозначения:

А) материальной реальности

В) природы

С) общественной жизни

D) всего существующего

12. Материя - это философская категория для обозначения

А) вещества и поля

В) природных явлений

С) объективной реальности, существующей независимо от сознания человека и познаваемой им

D) предметов окружающего человека мира

13. Определите, какой из перечисленных ниже методов научного познания относиться к эмпирическому уровню

А) абстрагирование

В) эксперимент

С) математическое моделирование

D) идеализация

14. Относительная истина - это

А) знание, общепринятое в определенный исторический период

В) ошибочное знание

С) недоказанное, гипотетическое знание

D) соответствующее объекту, но неполное знание

15. Сознание - это

А) материальное воспроизведение действительности

В) мышление

С) активное, избирательное, опережающее отражение реальности в идейной (нематериальной) форме

D) точный образ, копия окружающего человека мира

16. Согласно философскому материализму, функционирование и развитие общества определяется

А) решениями людьми

В) климатическими и другими природными условиями

С) материальным производством

D) Богом

17. Какое из перечисленных ниже явлений не входит в структуру общественного сознания

А) религия

В) государство

С) нравственность

D) идеология

18. Этический подход, в соответствии с которым цель жизни человека - развитие его сил и способностей, самореализация - называется

А) этика долга

В) этика самосовершенствования

С) этика утилитаризма

D) этика наслаждения

19. Подлинным бытием Платон считал

А) мир идей

В) мир вещей

С) Бога

D) материю

20. Источником познания, согласно Платону, являются

А) чувственные восприятия

В) воспоминания души о мире идей

С) рациональные рассуждения

D) Божественное Откровение

21. Психику человека, по Фрейду, можно охарактеризовать, описывая взаимодействия трех уровней

А)"оно", "Я", "сверх-я"

В) эроса, танатоса, логоса

С)"оно", бессознательного, "я"

D) подсознательного, эроса, танатоса

22. Шпенглер называет последний этап уклада культуры

А) цивилизацией

В) деградацией

С)"темным веком"

D)"декадансом"

23. Знание по Сократу тождественно

А) чувствам

В) фантазиям

С) моральным законам

D) добродетели

24.И. Кант считает, что моральный закон

А) усваивается в процессе воспитания

В) имеет априорный (доопытный) характер

С) навязывается человеку культурой

D) случаен, меняется в каждую эпоху

25. Августин Блаженный рассматривал историю как

А) осуществление Божественного замысла

В) совокупность случайных событий

С) результат действия объективных законов

D) циклическое повторение одних и тех же событий

26. Кант выделил:

А) сферу сознания и сферу бессознательного

В) мир явлений и мир вещей в себе

С) духовное и материальное

D) рациональное и иррациональное

27. Социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему, называется в социальной философии

А) технологией

В) индустриализацией

С) отчуждением

D) производством

28. Философы Возрождения, в отличие от средневековых авторов, усматривали важнейшее свойство человека в том, что он

А) совершил грехопадение

В) способен к творчеству

С) сотворен по образу и подобию Божьему

D) обладает разумом

29. Развитие общества, по Гегелю, включает в себя следующие стадии:

А) античность, средневековье, новое время

В) дикость, варварство, цивилизация

С) древний мир, античный мир, германский мир

D) доклассовое общество, классовое общество, бесклассовое общество будущего

30. Философы античной Милетской школы считали, что

А) бытие неподвижно и неделимо

В) истинное бытие - это мир идей

С) все состоит из атомов и пустоты

D) основой бытия являются стихии - земля, вода, огонь и воздух

31. Вид социальной общности, основанный на супружеском союзе и родственных связях - есть

А) род

В) община

С) семья

D) народность

32. Согласно Спинозе, субстанция, лежащая в основе бытия:

А) не существует

В) духовна, обладает мышлением

С) материальна, обладает протяженностью

D) обладает свойствами мышления и протяженности

33. Утверждение "Мыслю, следовательно существую" принадлежит

А) Бэкону

В) Локку

С) Декарту

D) Гоббсу

34. По мнению Фалеса, все сущее возникло из:

А) воды

В) воздуха

С) огня

D) земли

35. Состояние общественного сознания, по Марксу, определяется:

А) преобладающей религией

В) уровнем развития науки

С) общественным бытием

D) состоянием нравственности

36. Фейербах предлагал ввести:

А) религию любви (религию без бога)

В) ислам

С) христианство

D) буддизм

37. По мнению Гегеля, вся история человечества представляет собой процесс

А) развития человеческой деятельности

В) активной самостоятельной деятельности людей

С) совершенствования материального производства

D) внешнего обнаружения мирового духа

38. Фейербах разработал этику

А) разумного эгоизма

В) аскетизма

С) самоотречения

D) наслаждения

39. По мнению философов-просветителей XVIII века, коренные социальные проблемы нужно решать путем

А) социальных революций

В) новых технических открытий

С) завоеваний чужих государств

D) правильно поставленного воспитания и образования

40. Направление философии, отвергающее познаваемость мира, принято называть

А) материализмом

В) феноменологией

С) агностицизмом

D) позитивизмом

 


Используемая литература

 

1. И.Т. Фролов. Философский словарь. Москва, Издательство политической литературы, 1991

2. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. История философии, Ростов-на-Дону Феникс 2002.

3. В.П. Кохановский. Философия. Ростов-на-Дону "Феникс", 2004

4. В.Л. Калашникова. Философия. Гуманитарный издательский центр, Владос 2001

5. А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. Философия, Питер, 2007

6. П.В. Алексеев. Социальная философия, Проспект Москва, 2003

7. И.А. Мусский. Сто великих мыслителей, Москва "Вече" 2002


Предмет философии и его становление

 

В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо:

1. Зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или создания изучают науки сегодня;

2. Определить возможные направления развития науки;

3. Уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или не наукой.

Однако применить эти критерии к философии не предоставляется возможным, потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872-1970гг.), "представляет собой размышления о предметах, знание которых еще невозможно".

Сегодняшнее значение философии в том, что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки". Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса? Возможно ли справедливое государство? Что такое душа человека? То есть философия существенно отличается от специальных наук и критерии вычисления "предмета науки", определения последнего к философии полностью не подходят. Можно обратиться к истории философии и посмотреть, как там определялся предмет философии. Классический подход, (Аристотель 384-322 до н. э), в качестве критерия предмета философии выделял степень "общего". Философия занимается общими вещами, "вечными" и "божественными" первоначалами. Она показывает нам "первоначала бытия и познания".

Философия - это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Так думали и мыслители Нового времени: Декарт, Гегель. Такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось "классическим". Философия определялась как "… наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления". Такое определение является "собирательным". Можно посмотреть и на другие определения предмета философии. "Любовь к мудрости" - так переводится само слово философия с древнегреческого на русский язык. Тогда предмет философии - мудрость, но как определить мудрость?

Древние греки определили мудрость как некий космический "Ум", который правит всей Вселенной. Есть и другие определения мудрости.

Философия учит нас мудро прожить жизнь и с достоинством завершить ее. Большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс).

В XIX-XX вв. предметом философии называли "мировое целое", "сущность и законы общества", "изучение наиболее общих понятий", "познание Универсума", науки о ценностях, изучение наилучшей системы общественного устройства.

Возможны разные определения предмета философии, зависит все от того, на каких позициях находится сам философ.

Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа" (мудрость) и означает любовь к глубоким теоретическим рассуждениям. Впервые употребил древнегреческий ученый философ Пифагор (около 580-500 г. до н. э). В начале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание было разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным (включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире, о счастье, смысле человеческой жизни).

Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс, начавшийся за тысячелетие до нашей эры, до рождества Христова. К. Ясперс, немецкий философ XX века, именно это время назвал оселевым временем. В период между 800 и 200 гг. до нашей эры произошел самый резкий поворот в истории. В это время происходит много необычайного. Именно в этот период в Китае жили мыслители Конфуций, Лао-дзы, Мо-цзы, именно тогда и появились все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии были рассмотрены все возможные взгляды действительности вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, драматургов Эсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидида и механика Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.

Философия не столько дает человеку новое знание о тех или иных явлениях, сколько ведет к более глубокому пониманию жизни и отношения человека к окружающей его действительности, к совершенствованию его способа видения мира. Занятия философией вырабатывают навыки свободного творческого мышления, воспитывают вкус к нему. А это помогает человеку добиваться успехов в решении самых различных жизненных и профессиональных задач.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 198.