ГИПЕРАКТИВНОСТЬ (ИМПУЛЬСИВНОСТЬ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с ги­перактивностью — СДВГ) проявляется у детей в импуль­сивности, неустойчивости внимания, двигательной расторможенности. Таким детям трудно соблюдать предписания, сосредоточиться на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Для них собственное желание «Я так хочу!» является более значимым, чем любые правила; даже четкое знание правил поведения отнюдь не является условием их выполнения. Интеллектуальный уровень и творческая активность у гиперактивных детей могут быть достаточно высокими, однако продуктив­ность выполнения задания невелика из-за повышенной утомляемости. Фаза сосредоточения составляет от 5 до 15 минут, после чего в течение 3—7 минут мозг нуждается в отдыхе для накопления энергии.

Естественно, что перечисленные выше особенности влияют и на процесс общения со взрослыми и сверстниками: неумение регулировать свое поведение, равно как и неспособность сдерживать ситуативные желания, может приводить к конфликтам. Для взрослых особой проблемой при взаимодействии с импульсивными Детьми является невозможность контролировать ситуацию.

В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности матери и родов, соматические заболевания раннего возраста, физические и психические травмы. Первые его проявления можно заметить уже в младенчестве, к 6—7 годам он дос­тигает пика, в благоприятных случаях к 14—15 годам его острота сглаживается.

Выявить гиперактивного ребенка в детсадовской группе можно по критериям, предложенным педагогами-психологами Г. Моникой и Е. Лютовой.

Оценка, внимания:

♦ имеет много незаконченных проектов

♦ непоследователен в поведении

♦ не может долго удерживать внимание

♦ не слышит, когда к нему обращаются

♦ с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его

♦ имеет трудности в организации поведения

♦ теряет вещи

♦ избегает задач скучных и требующих умственных усилий

♦ часто бывает забывчив.
Оценка сверхактивности:

♦ ерзает, крутится

♦ беспокоен (барабанит пальцами, двигается в кресле, забирается куда-либо)

♦ спит намного меньше, чем другие дети (даже в младенчестве)

♦ находится в постоянном движении, «с мотором»

♦ очень говорлив.

Оценка импульсивности:

♦ отвечает уже до того, как его спросят

♦ не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях

♦ часто вмешивается, прерывает говорящего

♦ плохо сосредоточивает внимание

♦ не может отложить момент вознаграждения

♦ не может регулировать свое поведение, не умеет подчиняться правилам

♦ на некоторых занятиях спокоен, на других — нет (вариативность выполнения заданий).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, воспитатель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок является гиперактивным.

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком наиболее эффективна, если она проводится параллельно с вмешательством психоневролога. Что касается воспитательных воздействий, то педагогу и родителю необходимо, прежде всего, учитывать особенности нервной системы ребенка.

Истощаемость внимания. Учитывая данную особенность, предлагайте ребенку поэтапное выполнение действий, инструкция должна быть простой и краткой. В обучающих занятиях используйте различные методы — чередование активности (вашей и ребенка), чередование деятельности — интеллектуальной и физической (показать что-либо мимикой, в движении, изобразить чувство, психогимнастический этюд). Смена деятельности — послушать, пересказать, рассмотреть картинки, представить, нарисовать, поиграть — не только позволяет ребенку получить разнообразный опыт, потренировать различ­ные способности, но и поддерживает интерес к занятию. В качестве физкультминутки актуальными будут подвижные игры для развития внимания и наблюдательности. Конечно, не следует использовать сразу все методы, выбирайте наиболее соответствующие вашим целям и возможностям.

Физическая подвижность. Ели ее не удается ограничивать, то необходимо преобразовывать из спонтанной в конструктивную.

Неумение регулировать свои эмоции и поведение. Главная стратегия в работе с такими детьми должна быть направлена на повышение субъективной значимости правила и осознанности собственных действий. Необходимо, чтобы действие стало личностно значимым и эмоционально привлекательным. Лучше всего это достигается в играх с правилами. Для достижения развивающего эффекта в играх с правилами взрослый должен быть и организатором, и участником игры одновременно. В роли участника взрослый вызывает у детей интерес к игре, создает субъективную значимость правил, демонстрирует правильные действия; в роли организатора он следит за соблюдением правил, оценивает и контролирует результаты тех или иных действий детей. Следует заметить, что для ребенка до 5—6 лет предварительное объяснение правил, оторванное от реальных действий, неэффективно для регуляции его поведения. Правила должны выделяться постепенно, входе самой игры, действия которой неоднократно проиграны, т. е. необходимо опираться на опыт ребенка.

Кроме игр с правилами, следует использовать другие, тренирующие усидчивость, снимающие напряжение, подвижные, направленные на развитие умения соотносить свои действия с инструкцией, контролировать активность.

Для импульсивных детей очень полезны обсуждения их действий, организуемые взрослым, например, итог игрового занятия. Ребенку предлагается проанализировать игровые действия сверстников и свои собственные с точки зрения соблюдения (несоблюдения) правил, рассказать о возникших затруднениях. В процессе беседы взрослый задает стимулирующие вопросы, совместно с ребенком обсуждает альтернативные варианты действий, предлагает ему ту или иную стратегию, поведения. Такая совместная рефлексия позволяет ребенку в дальнейшем отслеживать и контролировать свои действия.

Замкнутость — нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастании трудности установления новых социальных отношений [Е. И. Рогов. Настольная книга...]. Замкнутый ребенок, т. е. ребенок с уменьшенной возможностью установления и поддержа­ния контактов, не только не знает как общаться с другими, но и не испытывает потребности в общении. Причинами замкнутости могут быть:

♦ длительный стресс;

♦ недостаток эмоционального общения в семье (длительные пребывания в больнице или ситуация, когда в семье ребенка игнорируют, не проявляют любви к нему и др.);

♦ индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов);

♦ страх ребенка перед незнакомыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумение обратиться к взрослому.

Замкнутый ребенок как бы отгораживается от окружающего мира и приспосабливается жить в одиночестве. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Обычно у замкнутого ребенка сниженный эмоциональный тонус, он не проявляет интереса к играм и занятиям, хотя участвует в них наравне с другими. Он равнодушно принимает предложения взрослого, послушен, практически никогда не проявляет своей инициативы. При этом малыш может испытывать разнообразные и не всегда положительные эмо­ции, однако у него нет путей и способов их выразить. Косвенными проявлениями переживания ребенком отрицательных эмоций могут служить навязчивые дей­ствия (посасывание пальца, грызение ногтей, царапание кожи, выдергивание у себя волос, раскачивание и пр.). Попытку «разговорить» его, установить с ним внутренний контакт, выяснить причины «такого» поведения ребенок может расценивать как вторжение в личный мир, несущее дискомфорт. Замкнутый ребенок часто не нуждается и в физической ласке, или вообще не перено­сит физических контактов.

Замкнутость качественно отличается от застенчивости и от аутизма, но в поведенческом проявлении они могут быть похожи. В отличие от аутизма (крайней формы отчуждения, выражающейся в уходе от контактов с окружающей действительностью), замкнутость не является патологическим явлением и может быть скорректирована совместными усилиями психолога, воспитателей и родителей.

Первостепенной задачей взрослого в работе с такими детьми является установление доверительных отношений. Однако само по себе расположение к взрослому не обеспечивает активности и самостоятельности детей. Для формирования интереса к окружающему и стремления к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ребенка появился позитивный опыт таких действий. Необходимо совместное со взрослым действие, способное увлечь и заинтересовать ребенка. Вначале нужно понаблюдать, чем ребенок занимается и что приносит ему в игровых действиях удовлетворение, а затем повторить для него эти действия. Смотреть при этом лучше не в лицо, а на игрушку. Это освободит ребенка от скованности, игра увлечет его — таким образом возникает основа для дальнейшего контакта с ним, с постепенным включением элементов контакта в привычную для ребенка деятельность.

Если положительный эффект достигнут, надо последовательно разнообразить действия, приносящие ребенку удовольствие, усиливая эмоции выражением собственной радости, показывая ребенку всю прелесть общих действий и взаимопонимания.

После закрепления у ребенка потребности в контакте, когда его обращение к другому человеку становится спонтанным, можно переходить к усложнению форм взаимодействия и новым играм [35].




НЕАДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА

 

Неадекватное оценивание ребенком, себя, в процессе общения, даже при наличии определенных навыков, может стать началом серьезных трудностей при завязывании социальных контактов.

Самооценка формируется уже, в раннем возрасте. Вначале дети учатся оценивать поступки других детей, чуть позднее — свои собственные. Ребенок сравнивает себя с другими, проверяет границы своих возможностей и способностей. Постепенно у него складывается представление о себе, чертах своего характера, на основе чего он строит свою деятельность и отношения с окружающими. На этом этапе дети осознают особенности своего поведения, соотносят его с общепринятыми нормами и правилами, могут предвосхитить результат своих действий и оценку со стороны взрослого.

Самооценка ребенка может быть очень высокой либо очень низкой, или может находиться на среднем уровне. Для детей дошкольного возраста обычно характерна недифференцированная завышенная самооценка. Примерно к 7-летнему возрасту ребенок начинает оце­нивать себя более дифференцированно: он отграничивает отношение К себе от оценки своих поступков,- от своих возможностей выполнить ту или иную деятельность, добиться определенных результатов. Важно, чтобы ребенок мог реально оценить свои возможности, так как от этого напрямую зависит его положительное (отрицательное) самоощущение. В поведении адекватная самооценка выражается в решительности, бодрости, общительности, желании контактировать с другими; в играх дети спокойно воспринимают ситуацию  проигрыша (во всяком случае, это не вызывает у них бурных эмоциональных реакций).

Дети с заниженной самооценкой испытывают внутренний дискомфорт, сомнения, они могут болезненно реагировать на внешние воздействия, испытывать страх перед неудачей, проигрышем. В поведении заниженная самооценка может проявляться в низкой активности, неуверенности, повышенной ранимости, обидчивости. Ребенок неохотно вступает в контакт, что затрудняет его отношения с другими детьми.

На индивидуальном коррекционном занятии с ребенком, имеющим трудности в развитии когнитивной сферы, я оказывала малышу различные виды стимулирующей помощи в достаточно знакомой ему деятельности. Стараясь эмоционально поддержать Костю, я хотела поделиться с ним собственной уверенностью в его силах: «Я знаю, что ты с этим справишься!». «Нет, я — глупый», спокойно констатировал Костя.

Думаю, что в приведенном примере речь не об адекватной или дифференцированной самооценке, скорее всего, такая самооценка мальчика являлась результатом неблагоприятного опыта; навешивания ярлыков со стороны взрослых или детей, на основании чего ребенок успел сделать выводы о своих способностях.

Другой крайний вариант неадекватного отношения к себе — завышенная самооценка: ребенок считает себя лучше всех, стремится везде быть первым и болезненно переживает, если ему это не удается. В поведении это может выражаться в эгоцентризме, высокомерном отношении к другим людям. Конфликты и агрессивные проявления могут быть следствием завышенных притязаний.

 

На формирование самооценки оказывает влияние множество факторов: особенности воспитания и социального опыта, личностные особенности, объективные факторы (наличие или отсутствие тех или иных качеств). Педагог должен корректировать неадекватную самооценку ребенка целенаправленными воспитательными воздействиями — подчеркиванием успехов ребенка, его достижений за какой-то временной период («ты уже научился делать то-то и то-то...»), выражением уверенности в его возможностях («У тебя обязательно получится!»). Нужно поощрять проявления всякой инициативы, формировать адекватное отношение к успехам и неудачам. Принятие малыша взрослым играет немаловажную роль в преодолении им личностных трудностей: ребенку необходимо ощущать, что его любят, положительно к нему относятся, даже если у него что-то не получается. Хорошим подспорьем являются коллективные игры, организуемые взрослым, так как создают условия для успеха, получения нового опыта, улучшают отношения внутри детской группы, тем самым повышая уверенность ребенка в себе.

Завышенная самооценка может быть следствием воспитания, например, по типу кумира семьи, вседозволенности, а в иных случаях является компенсацией эмоционального неблагополучия ребенка, стремлением доказать, что он — лучше всех и таким образом способен добиться популярности и успеха. При завышенной самооценке будет оптимальным, во-первых, налаживание отношений с другими детьми, формирование уважительного отношения, приятия, сопереживания. Ребенку нужно дать понять, что каждый в группе по-своему особенный и сравнивать детей нужно только с самим собой. Педагог может моделировать проблемные ситуации для каждого конкретного случая, использовать ролевые игры, в которых ребенок сможет увидеть свое поведение и его результаты как бы со стороны и расширить свой поведенческий репертуар. Кроме того, взрослому следует демонстрировать своим примером адекватное отношение к чужим ус­пехам и неудачам, критически оценивать в присутствии детей свои возможности и результаты.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 186.