СВЕРСТНИКОВ И СТРАТЕГИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Причины | Стратегия |
Непривлекательный внешний вид ребенка | Консультирование родителей |
Негативное отношение педагога к ребенку | Анализ причин, самоконтроль педагога за проявлением эмоций |
Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) ребенка | Решение личностных проблем ребенка |
Низкий уровень развития навыков общения ребенка (незнание способов общения или неумение организовать общение, совместную деятельность) | Развитое коммуникативных навыков |
Отсутствие у ребенка потребности в общении | Коррекция проблем личностного развития, формирование потребности в общении — комплексное взаимодействие педагогов, ребенка и родителей |
Частые болезни ребенка | Поддержание опосредованного контакта детской группы с ребенком (педагог может вспоминать о ребенке во время его отсутствия, быть посредником в передаче информации между ребенком и детской группой — дети могут с помощью воспитателя написать ему письмо, нарисовать для него рисунок и т. д.) |
ЛИЧНОСТНЫЕ ТРУДНОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА
ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.
Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в общении, необходимо понять их причины. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные — психофизиологические особенности ребенка (определенная незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7—8 годам). Нередко эти факторы действуют одновременно, поскольку взрослые недооценивают (по своему незнанию) или попросту игнорируют те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями.
Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей носят временный характер и связаны с переживанием ребенком одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). Эти периоды, несмотря на трудновоспитуемость ребенка, свидетельствуют-таки о нормальном процессе психического и личностного развития. Воспитательные же воздействия на ребенка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому моменту системы отношений взрослого и дитя.
Очень важно суметь выявить истинные, глубинные причины неадекватного поведения ребенка, вызывающего тревогу у родителей и воспитателей, и наметить пути решения выявленных проблем.
Нарушения общения могут проявляться в следующих формах:
♦ неспособности сопереживать другому ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок, просмотре мультфильмов;
♦ неумении регулировать свои эмоции и поведение;
♦ проявлении отрицательных эмоций и страхов постоянного характера в процессе общения.
Далее мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся поведенческие проявления, вызывающие трудности в общении у дошкольников, а также возможные способы их коррекции.
АГРЕССИВНОСТЬ
Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой — может серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.
Агрессивным называют разные типы поведения. Например, враждебность, форма агрессии, чреватая неприятностями и для самого носителя, и для его окружения. Упорство — тоже форма агрессии, но без него трудно получить результат, достичь цели.
Существует несколько категорий агрессивного поведения [31], мы остановимся на двух главных формах, с которыми часто приходится сталкиваться родителям и педагогам.
1. Недеструктивная агрессия — настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Такая форма агрессии проявляется у детей с первых месяцев жизни и служит для защиты потребностей, собственности, прав, она тесно связана с удовлетворением личностных желаний, достижением цели, способностью к адаптации.
2. Враждебная деструктивность — злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Проявляется как результат сильных негативных переживаний, дискомфорта. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся незначительными, для маленького человека могут оказаться труднопереносимыми именно в силу незрелости его нервной системы, поэтому физическая реакция может быть для него наиболее удовлетворительной и результативной, особенно при ограниченной способности К самовыражению.
Враждебная деструктивность проявляется в форме, физической и вербальной (словесной) агрессии.
Физическая может выражаться как в драках, так и в разрушительном отношении к вещам (ребенок разбрасывает и ломает игрушки, рвет книги и т. п.). Иногда агрессивность и разрушительность совпадают — тогда ребенок швыряет различные предметы в других детей и взрослых.
Оскорбления, ругань, дразнилки — выражение вербальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или желание отыграться за собственные обиды.
Причины агрессивного поведения могут отражать различные эмоциональные переживания ребенка. Например:
♦ боязнь быть обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения;
♦ переживание обиды или душевной травмы;
♦ неудовлетворенная потребность в любви и внимании;
♦ протест против ограничения каких-либо естественных желаний или потребностей (скажем, в активной деятельности).
Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка имеют характер взаимоотношений в семье и стиль воспитания. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком [54].
Для эффективного взаимодействия с ребенком и коррекции его поведения взрослому (педагогу, психологу, родителю) необходимо, прежде всего, выяснить причины таких проявлений. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, Чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Важны постоянство и последовательность в реализации выбранных взрослыми*; мер влияния на ребенка.
Основные направления содержания коррекционной работы:
1. Конструктивное вмешательство с целью снижения переживания чрезмерного неудовольствия.
2. Удовлетворение потребности ребенка в активности, достаточной и приемлемой самостоятельности в исследовательской и познавательной деятельности.
3. Конструктивное определение пределов разрешенного.
4. Обучение ребенка приемлемому выражению враждебности.
5. Управление реакциями агрессивности ребенка с целью его психологического развития.
6. Помощь ребенку и участие при болезненных для него переживаниях.
7. Гармонизация отношений родителей и детей.
Для предупреждения и преодоления агрессивного поведения маленьких детей целесообразно использовать коллективные и ролевые игры, способствующие выработке произвольности правильного поведения, способности к сопереживанию и взаимовыручке.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 268.