Понятие и виды товарных запасов. Необходимость их создания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

1 Теоретические основы формирования товарных запасов на торговом предприятии

1.1 Понятие и виды товарных запасов. Необходимость их создания…..….. 5

1.2 Структура товарных запасов………………………………………………. 10

1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов ……………………. 13

1.4 Цели и задачи анализа и планирования товарных запасов .…………... 16

2 Организационно-экономическая характеристика Сорочинского Райпо

2.1 Организационно-правовая характеристика Сорочинского Райпо…..… 25

2.2 Материально-техническая база Сорочинского Райпо………………..… 30

2.3 Анализ общих экономических показателей деятельности Сорочинского Райпо……………………………………………………………………………. 39

3 Анализ обеспеченности товарными запасами предприятия

3.1 Анализ обеспеченности Сорочинского Райпо товарными запасами и оценка их эффективности……………………………………………………... 48

3.2 Анализ товарооборачиваемости в зависимости от изменения объёма товарооборота и размера товарных запасов …………………………….……… 52

3.3 Анализ товарооборачиваемости в зависимости от изменения структуры товарооборота …...……………………………………………………………. 59

3.4 Анализ совокупного влияния факторов на время обращения…………. 64

4 Планирование товарных запасов в Сорочинском Райпо

4.1 Расчет нормы и плановой суммы товарных запасов…………………… 68

4.2 Оценка эффективности разработанного плана товарных запасов .…. 71

Выводы и предложения ……………………………………………………… 74

Список используемой литературы ………………………………….……….. 79

Приложения …………………………………………………………………… 81



Введение

 

В современных условиях для осуществления непрерывного процесса товарного обращения на любом торговом предприятии необходимы определённые запасы товаров. Именно товарные запасы можно рассматривать как материальную основу розничного товарооборота, так как они представляют собой массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.

Поэтому в дипломной работе ставится вопрос об организации обеспечения торгового предприятия оптимальными товарными ресурсами. Определенный вклад в научную разработку отдельных теоретических, организационных, экономических аспектов проблемы внесли труды российских исследователей - А.Н. Соломатин, А.И. Гребнёв, которые рассматривали понятие “товарных запасов” как совокупность товарной массы, предназначенной для реализации, размеры которой должны быть оптимальными.

В последние годы, в связи с возникновением объективных предпосылок по разработке теоретических и практических вопросов создания оптимальных размеров товарных запасов на торговом предприятии, ориентируясь на спрос потребителей, в отечественной экономической литературе появились исследования по этой теме. Среди них можно выделить таких авторов как Половцева, М.Н. Греховодова, И.А. Бланк, Н.А. Сафронов и другие. В работах этих ученых рассматриваются общие вопросы, связанные с раскрытием сущности и состава товарных запасов, факторов, влияющих на их структуру, дан анализ обеспеченности предприятия товарными ресурсами и расчёт необходимого размера товарных запасов, а также ряд других вопросов. Кроме того использована дополнительная информация из журналов “Современная торговля”, газет и публицистических изданий.

Цель дипломной работы – оценка величины товарных запасов в эффективности развития торгового предприятия.

В связи с этим в настоящей работе ставятся следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятия “товарные запасы”, необходимость их создания на торговом предприятии.

2. Изучить структуру, функции товарных запасов.

3. Рассмотреть факторы, влияющие на величину товарных запасов.

4. Выяснить цели и задачи анализа и планирования товарных запасов на торговом предприятии.

5. Дать организационно-экономическую характеристику объекту исследования по ряду показателей хозяйственной деятельности.

6. Провести анализ обеспеченности товарными запасами предприятия, рассматриваемого в качестве объекта исследования.

7. Дать оценку эффективности использования товарных запасов (товарооборачиваемости) на исследуемом предприятии, определить влияние факторов на товарооборачиваемость.

8. Спланировать сумму товарных запасов на предстоящий год.

9. Сделать соответствующие выводы и дать рекомендации по проделанной работе.

В качестве объекта исследования выступает Сорочинское Райпо, которое функционирует с 1974 года.

Предметом исследования является механизм формирования товарных запасов на торговом предприятии и показатели их характеризующие.

Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, выводов и рекомендаций, списка использованной литературы и приложений.


1 Теоретические основы формирования товарных запасов на тор

говом предприятии


Структура товарных запасов

 

Создаваемые на предприятиях торговли товарные запасы оцениваются рядом показателей – суммой запасов в стоимостном выражении; количеством запасов в натуральном выражении; размером товарных запасов в днях оборота.

Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, то есть регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов всё время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в днях. Этот показатель – относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося в магазине на определённую дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов. Товарные запасы в днях оборота исчисляются делением абсолютной величины запасов (на определённую дату) на однодневный товарооборот соответствующего периода:

ТЗдн = ТЗ/Орто                                                                                                                   (1)

где ТЗдн – уровень товарных запасов, дни оборота;

  ТЗ – сумма товарных запасов на определённую дату, руб.;

  Орто – объём однодневного товарооборота, руб.

Товарные запасы могут выражаться в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и т.д.) и в стоимостных (в рублях).

Кроме того, размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. При неизменном объёме товарооборота ускорение оборачиваемости товаров приводит к снижению товарных запасов, и, наоборот, замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов.

Скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы, называется товарооборачиваемостью. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот. Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, то есть количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

Средний товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической:

ТЗср = (1/2 ТЗ0 + ТЗ1 + ТЗ2 + . . . +1/2 ТЗn) / (n – 1)            (2)

где ТЗср – средние товарные запасы, руб.;

  ТЗ0, ТЗ1,ТЗ2 … ТЗn - товарные запасы на конкретные даты, руб.;

  n – количество периодов.

Или по формуле средней арифметической простой:

ТЗср = (ТЗн + ТЗк) / 2                                                             (3)

где ТЗн – товарные запасы на начало периода, руб.;

  ТЗк – товарные запасы на конец периода, руб.

Для расчёта товарооборачиваемости в днях необходимо средний запас за определённый период разделить на однодневный товарооборот за этот же период:

Тоб = ТЗср / Орто                                                                      (4)

где Тоб – товарооборачиваемость или время обращения, дни;

   ТЗср – средние товарные запасы, руб.;

   Орто – объём однодневного товарооборота, руб.

Товарооборачиваемость может выражаться и числом оборотов:

Тоб = РТО / ТЗср                                                                     (5)

где Тоб – коэффициент товарооборачиваемости, число оборотов /14/.

Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причём обратной пропорциональностью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения позволяет осуществить больший объём товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов на хранение товаров, сокращению товарных потерь и т.д.

Товарооборачиваемость - это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия. А замедление, наоборот, свидетельствует об ухудшении его работы.

Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счёт совершенствования всей торгово-коммерческой и экономической деятельности предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формировании товарных запасов.

     

Райпо

Райпо

 

Сорочинское потребительское общество под названием “Сеятель” было организовано 17 февраля 1931 года, первым его представителем был Лепихов Пётр Иванович. Райпо объединяло магазины Сорочинского района, частично Ташлинского, Люксембургского, Тоцкого районов. Затем потребкооперация подверглась реорганизации в райпотребсоюз, а в октябре 1974 года вновь райпотребсоюз был реорганизован в райпо, в систему которого вошли только предприятия, расположенные в Сорочинском районе.

Конечно, нынешняя потребкооперация иная, чем была при советской власти. В настоящее время это – некоммерческая организация, созданная для удовлетворения материальных и социальных потребностей своих членов и не ставящая своей целью извлечение прибыли в отличие от коммерческих структур. Попытки развалить потребкооперацию принимались неоднократно, однако в условиях жесткой конкуренции она снова выстояла.

По-прежнему в сельской местности потребкооперация занимает наибольший удельный вес в товарообороте района. Сильно изменилась структура розничной потребкооперации. Если в 1990 году доля продовольственных товаров была 48%, то сейчас больше 80%.

Сущность потребкооперации состоит в неразрывном единстве ее хозяйственной и социальной деятельности, кроме того, она является исправным налогоплательщиком в бюджеты всех уровней. В сложившейся ситуации основную ставку потребкооперация делает на село.    

На территории района по состоянию на конец 2002 года количество населённых пунктов, обслуживаемых потребительской кооперацией, составило 36 (1-город, 35-село). Сорочинская потребкооперация обслуживает 19,0 тыс. человек из 47,4 тыс. человек, что по сравнению с предыдущими годами заметно сократилось. Это связано с тем, что частный сектор становится более распространённым и занимает в настоящее время наибольший удельный вес среди всех торговых предприятий. 

Сорочинское районное потребительское общество является добровольным объединением пайщиков, которых по состоянию на начало 2003 года насчитывается 15 240 человек, с паевым фондом 192,1 тыс. руб.

Управление Сорочинским потребительским обществом осуществляет общее собрание уполномоченных пайщиков и Совет.

Высшим органом управления потребительского общества является общее собрание, которое правомочно рассматривать и решать любые вопросы его деятельности. Оно собирается не реже одного раза в год.

Совет потребительского общества подотчётен общему собранию. Председатель Совета и его члены избираются общим собранием уполномоченных пайщиков сроком на 5 лет. Совет проводит свою работу согласно плану и собирается не реже 1 раза в месяц, а также осуществляет управление обществом в период между общими собраниями. Совет райпо строит свою работу согласно действующему закону “О потребительской кооперации” и наказов уполномоченных пайщиков.

На уровне Совета функционирует Ревизионная комиссия, которая также избирается и подотчётна общему собранию.

Исполнительным органом потребительского общества является Правление. В его ведении находятся все подразделения и предприятия райпо.

В состав Сорочинского райпо входят следующие подразделения: Райкоопзаготпром, который работает на хозрасчёте; Рынок; Объединение общественного питания и 4 торговых кооперативных предприятий.

Основная цель потребкооперации района направлена на удовлетворение нужд и потребностей как сельского, так и городского населения в товарах первой необходимости при функционировании всех имеющихся отраслей.

 

 

 


Рисунок 4 – Схема управления Сорочинским райпо.

 

Работа Сорочинского райпо осуществляется по четырем направлениям. Первоначальным направлением является торговля. В коммерческой деятельности потребкооперации есть свои особенности. Несмотря на жесточайшую конкуренцию, ставка делается на товары первой необходимости и повседневного спроса: крупы, соль, сахар, макаронные изделия, спички и другие. Эти товары закреплены ассортиментным перечнем, который имеется в каждом магазине (Приложение А).

Вторым после торговли приоритетным направлением в работе райпо остается общественное питание. Торговая сеть полностью обеспечивается за счет собственного производства: хлебобулочными, кондитерскими, макаронными изделиями, сельдью, колбасой.

Третьей и, наверное, основной отраслью в системе райпо является собственное производство продовольственных товаров. Производство всегда являлось самой высоко рентабельной отраслью потребкооперации. Все производство в основном сосредоточенно в Райкоопзаготпроме. Кроме производства Райкоопзаготпром занимается и заготовительной деятельностью (заготовкой вторичного сырья, крупного и мелкого кожсырья от населения, излишки сельхозпродукции).

На протяжении многих лет Сорочинское райпо по закупу товаров работает с разными производителями и крупными коммерческими фирмами. В 2003 году райпо заключило 63 договора на поставку товаров народного потребления и сырья для собственного производства. Самыми надежными являются Саратовская мебельная фабрика №2, ОАО “Свет”, ОАО “Оргсинтез” г. Уфа по поставке лампочек, пластмассовой посуды, ОАО “Анвал” г. Набережные Челны (карнизы), г. Похвистнево (мебель), г. Пенза (велосипеды и мотоколяски). В основном среди поставщиков – это производители непродовольственных промышленных товаров. Но есть и поставщики некоторых продовольственных товаров. Среди них ресторан “Оренбург” по поставке кондитерских изделий, ОАО “Сода” Башкирия, ОАО “Илецк – соль”. Продолжается целевая связь только с одним местным товаропроизводителем: Молкомбинатом.

Рынок - является четвертым направлением в работе райпо, где основным видом деятельности является сдача торговых площадей в аренду частным предпринимателям.

В связи с переходом на рыночные условия потребительская кооперация Сорочинского райпо значительно утратила свои позиции на рынке. Если на начальном этапе перестройки, в 1992 году, доля товарооборота райпо в общем обороте района занимала 68,9%, то в 2000 году этот показатель составил лишь 19%. Далеко ушло то время, когда потребкооперация была монополистом в своём районе по торговле. В настоящий момент потребкооперация имеет конкурентов в лице частных предпринимателей, коммерсантов, акционерных обществ (открытых и закрытых), товариществ (с ограниченной ответственностью и без ограничения) и других. Наибольшую конкуренцию в городе потребкооперации оказывает ТОО “Итог”, который постоянно расширяет сеть своих магазинов в городе, как правило, открываемых в наиболее зажиточном микрорайоне (нефтяников и газовиков), филиал его расположился и в селе Гамалеевка. ТОО “Итог” предлагает покупателям продовольственные товары в основном импортного производства, алкогольную продукцию, товары технически сложного ассортимента, мебель, пиломатериалы и другое.

В центре города ёмкую конкуренцию оказывает райпо частный предприниматель “ВВВ”, который специализируется только на продуктах питания. Кроме розницы им открыт оптовый магазин, где покупателям при оптовом отпуске товаров предоставляется скидка.

В сельской местности большую конкуренцию частные предприниматели оказывают райпо в Гамалеевском административном округе, где у фасадов магазинов потребкооперации открыты по 2-3 частных магазина. Из-за жёсткой конкуренции в п. Гришинка Гамалеевской сельской администрации правление райпо вынуждено было вывезти товароматериальные ценности и закрыть магазин площадью 150 мІ, так как расходы по содержанию магазина, зарплата обслуживающего персонала превышали товарооборот в несколько раз. На грани закрытия большой магазин в селе Николаевка, где частных магазинов, ларьков и торговых точек на дому насчитывается 32 единицы, при численности населения 630 человек.

Конкуренты делают ставку на покупателя, регулируя продажные цены, то есть, ориентируясь на цены потребкооперации. В большей части это относится к сельским коммерсантам, но есть такие и в городе.

Работая с товарами культурно-бытового назначения, Сорочинское райпо выигрывает в конкурентной борьбе только за счёт перепродажной подготовки товаров, предоставлением срока гарантии и возможностью обмена товара, если он не прошёл гарантийный срок испытания (телевидеоаппаратура).

Однако райпо не только не боится конкуренции, но и, не имея достаточных оборотных средств, всё же стремится не подражать им, а чётко выдерживать свою тактику при работе с покупателями, ориентируясь на продажу товаров только отечественного и собственного производства.




Таблица 4 – Среднегодовая стоимость основных фондов Сорочинского райпо, тыс. руб.

 

наименование

годы

темпы роста, %

2001 2002 2003 в 2002г в 2003г
А 1 2 3   4                         5
Здания 19 843,5 19 452,0 19 008,5 98,0 97,7
Сооружения 330,0 330,0 330,0 100,0 100,0
Машины и оборудование 1 462,0 1 415,0 1 519,0 96,8 107,3
Транспортные средства 945,0 1 206,5 1 567,0 127,7 129,9
Производственный и хозяйственный инвентарь 48,0 304,0 539,0 в 6,3 раза 177,3
Итого: 22 628,5 22 707,5 22 963,5 104,4 101,1

 

Эффективность использования основных средств определяется следующими показателями: фондоотдача, фондоёмкость, фондовооружённость и рентабельность.

Фондоотдача – это наиболее важный показатель и определяется отношением выручки от реализации продукции (товарооборот) к среднегодовой стоимости основных средств. Он показывает величину выручки, снимаемую с единицы основных фондов.

Так в 2003 году по сравнению с прошлыми годами улучшились показатели эффективности использования материально-технической базы Сорочинского райпо. Фондоотдача составила 1,2 рубля с единицы используемых основных фондов, что превысило значения этого же показателя на 21,2% по сравнению с 2002 годом и на 5,3% или 0,06 рубля по сравнению с 2001 годом. Это связано со значительным ростом товарооборота в отчетном году, на 22%. Но, не смотря, на увеличение среднегодовой стоимости основных производственных фондов этот показатель остается самым высоким за период с 2001 по 2003 годы. Темп роста товарооборота превышает темп роста среднегодовой стоимости ОПФ.

В 2002 году происходит резкое снижение товарооборота райпо, на 3 131,5 тыс. руб. или на 12,2% и одновременное увеличение среднегодовой стоимости основных средств на 0,4%, что в конечном итоге отразилось на фондоотдаче. Таким образом, фондоотдача в 2002 году составила лишь 0,99 руб. Это даже ниже показателя за 2001 год на 13,2%, что свидетельствует о снижении эффективности использования основных средств в 2002 году.

Фондоемкость – это обратный показатель фондоотдачи и показывает, сколько основных средств приходится на единицу продукции. Так фондоемкость в 2001 году составила 0,99 рубля стоимости основных фондов, приходящихся на рубль товарооборота, в 2002 году – 1,0 руб., в 2003 году – 0,83 руб. Эти показатели говорят о том, что лучшее использование основных средств было в 2003 году, наихудшее – в 2002 году.

Фондовооруженность – это показатель наглядный и он не свидетельствует об эффективности использования основных средств, лишь только показывая, сколько приходится основных фондов на одного работника. Численность работников в торговой сфере райпо не была постоянной, поэтому показатель фондовооруженности имеет следующую тенденцию. В 2002 году по сравнению с 2001 годом фондовооруженность увеличилась на 7,4% и составила 92,2 тыс. руб. на одного работника, тогда как в 2001 году она составляла 87,7 тыс. руб. Это связано не только с увеличением среднегодовой стоимости основных средств, но и с сокращением среднесписочной численности работников на 17 человек. В 2003 году продолжается тенденция роста фондовооруженности, но уже более быстрыми темпами, чем в прошлом году – на 13,4% и составила 106,8 тыс. руб. Такой рост объясняется резким снижением среднесписочной численности работников на 26 человек.

 Последний показатель эффективности использования основных средств является рентабельность, показывает, сколько прибыли (убытка) приходится на единицу основных средств. Так как у райпо финансовый результат – убыток, то показатель рентабельности рассчитывается не от прибыли, а от убытка. Его рассчитывают для того, чтобы выявить, идет ли тенденция к увеличению или же к снижению доли убытка.

Таким образом, за период с 2001 по 2003 год наблюдается положительная тенденция по снижению доли убытка. Если в 2001 году доля убытка, полученная с каждого рубля основных средств, составила 0,033 рубля или 3,3%, то уже в 2003 году – 0,008 рубля или 0,8%. Это свидетельствует об увеличении эффективности использования основных фондов.

Немало важным показателем, характеризующим эффективность использования материально-технической базы, является коэффициент использования торговых площадей. Он рассчитывается как отношение объёма товарооборота к используемой торговой площади и показывает, сколько рублей товарооборота приходится на 1 мІ торговой площади. Чем выше коэффициент, тем эффективнее используется торговая площадь. Таким образом, подтверждается всё та же тенденция к улучшению использования материально-технической базы райпо к 2003 году.

В 2001 году коэффициент использования торговых площадей составил 4,8 тыс. руб. с 1 мІ, что выше соответствующего показателя в 2002 году на 0,6 тыс. руб. Такое его снижение объясняется уменьшением объёма товарооборота. Уже в 2003 году эффективность использования торговых площадей возросла на 19% и составила 5,0 тыс. руб. Такой рост связан не только с повышением товарооборота, но и с увеличением используемых торговых площадей на 151 тыс. руб. Все показатели отражены в таблице 5.

 

Таблица 5 – Показатели эффективности использования основных фондов Сорочинского райпо

 

Показатели

годы

2002г в % к 2001г

2003г в % к 2002г

2001 2002 2003
А 1 2 3 4 5
Товарооборот, тыс. руб. Прибыль (убыток), тыс. руб. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. Торговая площадь, мІ Среднесписочная численность работников, чел. Фондоотдача, руб. Фондоёмкость, руб. Фондовооруженность, тыс. руб. Рентабельность, % Товарооборот с 1 мІ торговой площади, тыс. руб. 25 724,0 -752,4   22 628,5 5 300   258 1,14 0,99   87,7 -3,33 4,8 22 592,5 -254,6   22 707,5 5363   241 0,99 1,0   94,2 -1,12 4,2 27 572,9 -200,0   22 963,5 5 514   215 1,2 0,83   106,8 -0,87 5,0 87,8 33,8   100,4 101,2   93,4 86,8 101,0   107,4 33,6 87,5 122,0 78,6   102,8 101,1   89,2 121,2 83,3   113,4 77,7 119,0

 

Таковы показатели эффективности использования материально-технической базы Сорочинского райпо.



Таблица 7 – Основные показатели численности и среднемесячной заработной платы Сорочинского Райпо за 2001 – 2003 годы

 

Показатели

 

2001 год

 

2002 год

 

2003 год

отклонения

2002г от 2001г 2003г от 2002г
А 1 2 3 4 5
Розничный товарооборот всего, тыс. руб. в т.ч.: 25 724,0 22 592,5      27 572,9 -3 131,5 +4 980,4
Торговля 21 716,1 18 525,7 21 620,4 -3 190,4 +3 094,7
Общепит 4 007,9 4 066,8 5 952,5 +58,9 +1 885,7
Среднесписочная численность работников, чел. в т.ч.: 258,0 241,0 215,0 -17,0 -26,0  
Торговля 174,5 164,5 141,0 -10,0 -23,5
Общепит 83,5 76,5 74,0 -7,0 -2,5
Среднемесячный оборот на 1 работника, тыс. руб. в т.ч.: 8,3 7,8 10,7 -0,5 +2,9
Торговля 10,3 9,4 12,8 -0,9 +3,4
Общепит 4,0 4,4 6,7 +0,4 +2,3
Фонд заработной платы всего, тыс. руб. в т.ч.: 3 709,6 3 396,6 3 365,0 -313,0 -31,6
Торговля 2 447,3 2 397,1 2 261,0 -50,2 -136,1
Общепит 1 262,3 999,5 1 104,0 -262,0 +104,5
Уровень расходов на оплату труда, % в т.ч.: 14,4 15,0 12,2 +0,6 -2,8
Торговля 11,3 12,9 10,5 +6,1 -2,4
Общепит 31,5 24,6 18,6 -6,9 -6,0
Среднемесячная зарплата на 1 работника, руб. в т.ч.: 1 198,0 1 175,0  1 304,0 -23,0 +129,0
Торговля 1 169,0 1 214,0 1 336,0 +45,0 +122,0
Общепит 1 261,0 1 093,0 1 243,0 -16,8 +150,0

 

Так в 2001 году среднесписочная численность работников торговли составила 258 человек, из них 174,5 в торговле и 83,5 в общественном питании. В 2002 году происходит уменьшение среднесписочной численности работников на 5,7% в торговле и на 8,3% в общепите, в итоге в целом по райпо численность работников составила 241 человек. В 2003 году продолжается сокращение штатов на 10,8% по сравнению с прошлым годом и среднесписочная численность работников равна 215 человек. Такое сокращение работников привело к снижению фонда заработной платы с 3 709,6 тыс. руб. в 2001 году до 3 365,0 тыс. руб. в 2003 году, а вместе с этим и уровня расходов на оплату труда. Если в 2001 году он был 14,4%, из них на работников торговли 11,3% и 31,5% на работников в общественном питании, в 2002 году – 15,0%, то уже в 2003 году он составил 12,2%, где 10,5% приходится на работников торговли и 18,6% на работников общепита.

Таким образом, среднемесячная заработная плата одного работника в 2003 году составляла в торговле 1 336 рублей, в общественном питании – 1 243 рубля, что на 122 рубля и 150 рублей соответственно выше заработной платы 2002 года. А в 2002 году её рост по сравнению с 2001 годом в торговле составил 103,8% и сокращение в общественном питании на 13,3%.

Заработная плата является вознаграждением за труд и напрямую связана с выработкой работников. Так в 2001 году среднемесячный оборот на одного работника в торговле составил 10,3 тыс. руб., в общественном питании – 4,0 тыс. руб. В 2002 году в торговле оборот на одного работника уменьшился на 0,9 тыс. руб. или 8,7%, это связано с сокращением объема товарооборота в этом году на 3 190,4 тыс. руб. В общественном питании, наоборот, с ростом товарооборота на 58,9 тыс. руб. вырос и среднемесячный оборот на одного работника на 10,0% и составил 4,4 тыс. руб. В 2003 году этот показатель вырос на 36,2% в торговле по сравнению с 2002 годом и на 52,3% в общественном питании, что составило 12,8 тыс. руб. и 6,7 тыс. руб. соответственно.

За этими цифрами, конечно же, стоят люди. Именно они привносят вклад в повышение эффективности работы Сорочинского райпо.

Потребность в кадрах как таковой в райпо не существует, за исключением кадров рабочих профессий (грузчик, сторож, кочегар, дворник, технический персонал). Текучесть кадров существует только среди этой категории работающих.

В райпо числятся работники, профессия которых требует специальной подготовки, это: сварщик, электрик, слесарь-электрик по холодильному оборудованию и другие. С этой целью в 2001 году был создан фонд подготовки кадров, который функционирует и по сей день.

Таковы основные экономические, финансовые и трудовые показатели деятельности Сорочинского райпо за последние 3 года. И как общий вывод, можно сказать, что райпо улучшает свою работу, показывая лучшие результаты в 2003 году как по фактически сложившимся данным, так и по показателям эффективности деятельности.



Структуры товарооборота

 

Помимо объёма товарооборота на время обращения товаров существенное влияние оказывает и его структура. Следует отметить, что товарооборот анализируемого предприятия представлен двумя укрупненными товарными группами, которые значительно отличаются продолжительностью товарного обращения в днях оборота.

В 2001 году продовольственные товары, доля которых составляла в общем объёме товарооборота райпо 84,2%, имели товарооборачиваемость 29 дней, а непродовольственные – 77 дней. В 2002 году по сравнению с прошлым годом удельный вес товарооборота продовольственных товаров снизился на 1,8%, товарооборачиваемость составила 34 дня, у непродовольственных – 84 дня. В 2003 году по сравнению с 2002 годом структура товарооборота изменилась в сторону повышения на 1,7% по группе продовольственных товаров. Удельный вес оборота составил 84,2%. Оборачиваемость по этой группе товаров составила 20 дней, а по непродовольственным – 84 дня.

В процессе анализа выявим степень влияния изменения структуры товарооборота на замедление товарооборачиваемости в 2002 году и ускорение её в 2003 году. Анализ проводится способом процентных чисел. Для этого составим таблицу 10, где рассчитаем процентные числа.

Процентные числа рассчитываются как произведение граф 4 и 6, если находим влияние изменения структуры товарооборота в 2002 году, и граф 5 и 7, если в 2003 году.

 

Таблица 10 – Влияние изменения структуры товарооборота на время обращения товаров за 2001 - 2003 годы в разрезе товарных групп

 

Товарные группы

структура товарооборота, %

отклонение

время обращения, дни

% числа

2001г 2002г 2003г 2002г от 2001г 2003г от 2002г 2001г 2002г  в 2002г в 2003г
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Продовольственные 84,2 82,4 84,1 -1,8 +1,7 29 34 -52,2 +57,8
Непродовольственные 15,8 17,6 15,9 +1,8 -1,7 77 84 +138,6 -142,8
Всего: 100,0 100,0 100,0 - - 35 43 +86,4 -85,0

 

Влияние изменения структуры товарооборота в 2002 году оказало отрицательное влияние и привело к замедлению товарооборачиваемости на 0,86 дней (+86,4 : 100). Этому способствовало уменьшение удельного веса товарооборота по продовольственным товарам и увеличения его соответственно по непродовольственным товарам. В 2003 году изменение структуры товарооборота повлияло положительно, товарооборачиваемость ускорилась на 0,85 дня (+85,0 : 100). За счет каких товарных групп произошли такие изменения можно определить, изучив ассортимент реализуемых товаров райпо, выявив наиболее рентабельные товарные группы и убыточные.

Сорочинское райпо в 2003 году предлагало на рынок ассортимент товаров из 71 товарных групп, тогда как в 2001 году ассортиментный перечень составлял 87 разновидностей товаров. Сокращение товарных групп произошло за счет прекращения продажи нерентабельных товаров, из которых большая доля непродовольственных товаров. Основную долю в общей продаже продолжают занимать продовольственные товары, удельный вес которых в 2003 году составил 84,5%. Основным источником товарных ресурсов продовольственных товаров является собственное производство Сорочинского райпо, доля которых в 2003 году составила 55,5%. Продовольственные товары имеют ускоренную оборачиваемость и составляют, как отмечалось ранее 20 дней. Ускоренная товарооборачиваемость способствует наиболее быстрому восстановлению оборотного капитала и пополнению товарной массы на прилавках магазинов потребкооперации района.

С наибольшим объемом товарооборота и лучшими показателями товарооборачиваемости можно выделить несколько товарных групп, среди которых имеют место и непродовольственные товары. Рассмотрим товарные запасы, объем однодневного товарооборота и товарооборачиваемость рентабельных товарных групп Сорочинского райпо за 2003 год. Сравним товарооборачиваемость этих товаров с товарооборачиваемостью за 2002 год и сделаем выводы. Данные указаны в таблице 11.

Таблица 11 – Рентабельные товарные группы Сорочинского Райпо в 2003 году

Товарные группы

Средние товарные запасы, тыс. руб.

Однодневный товарооборот, руб.

Товарооборачиваемость, дни

2002 год 2003 год
А 1 2 3 4
Мясо и птица 60,0 2 817,0 40 21
Колбасные изделия 35,0 10 045,0 4 3
Мука, зерно продовольственное 147,0 2 570,0 159 57
Хлеб и хлебобулочные изделия 24,4 10 601,0 2,8 2,3
Безалкогольные напитки 41,4 1 983,0 26 21
Кондитерские товары 177,7 7 563,0 27 23
Сельди 9,2 1 357,0 12 7
Масло растительное 17,8 464,0 49 38
Табачные изделия 68,0 1 462,0 79 44
Школьно-письменные товары 38,5 493,0 152 78
Игрушки 4,7 89,0 92 53
Строительные материалы 65,8 1 785,0 66 37
Хозяйственные товары 116,3 1 310,0 177 89

Таким образом, среди продовольственных товаров наиболее рентабельными являются следующие товарные группы: “хлеб и хлебобулочные изделия”, однодневный объем товарооборота которой составляет в 2003 году 10 601,0 рублей, а товарооборачиваемость 2,3 дня; “колбасные изделия” однодневный товарооборот равен 10 045,0 рублей, оборачиваемость 3 дня и “кондитерские изделия” объем однодневного оборота составляет 7 563,0 рублей, а оборачиваемость 23 дня, тогда как в 2002 году она составляла 27 дней.

По группе непродовольственных товаров из выше перечисленных наиболее рентабельными являются “строительные материалы”, однодневный объем товарооборота составляет в 2003 году 1 785,0 рублей, а товарооборачиваемость ускорилась на 29 дней по сравнению с 2002 годом и составила 37 дней и “табачные изделия”, объем реализации которой равен 1 462,0 рублей в день, а товарооборачиваемость 44 дня, что на 35 дней меньше, чем в прошлом году.

Следовательно, на эти группы товаров следует обратить особое внимание при составлении плана закупок, так как они пользуются наибольшим спросом, то их ассортимент можно либо расширить, либо закупать больше, не превышая нормы.

Но есть у райпо и отрицательные стороны. Такие товарные группы как “одежда и белье”, товарооборачиваемость которой составляет 109 дней, “чулки и носки” – 145 дней, “фарфорофаянсовая посуда” – 157 дней, “вычислительная техника” – 180 дней, “ковры и ковровые изделия” – 217 дней и другие настолько устарели, что реализуются с трудом и порой теряют товарный вид от долгого хранения, что приводит к их выбытию из обращения. Чтобы избежать потерь, лучше их либо вообще исключить из продажи, либо снизить товарные запасы до минимума и завозить в те магазины, где есть хоть какой-нибудь на них спрос.

По группе продовольственных товаров необходимо также пересмотреть ассортиментный перечень, так как многая продукция перестает пользоваться спросом. Это такие товарные группы как “варенье, джем, повидло и мед”, товарооборачиваемость которой по данным 2003 года составила 150 дней, “овощи” – 97 дней, “алкогольная продукция” – 98 дней. Такое происходит потому, что основная часть потребителей – сельское население и в подобной продукции они не нуждаются. А это нужно учитывать и не создавать большие объемы товарных запасов в сельских магазинах, а по возможности продавать их в городе.

Такой анализ можно провести и по составу предприятий райпо, то есть выяснить, как изменение структуры товарооборота в сферах торговли и общественного питания повлияет на товарооборачиваемость в целом. Составим таблицу 12 и произведём подобные расчеты.

 

Таблица 12 – Влияние изменения структуры товарооборота на время обращения товаров за 2001-2003 годы по предприятиям

 

Наименование предприятий

структура товарооборота, %

отклонение

время обращения, дни

% числа

2001г 2002г 2003г 2002г от 2001г 2003г от 2002г 2001г 2002г в 2002г в 2003г
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Торговля 84,4 81,9 78,4 -2,5 -3,5 27 39 -67,5 -136,5
Общепит 15,6 18,1 21,6 +2,5 +3,5 76 60 +190,5 +210,0
Всего: 100,0 100,0 100,0 - - 35 43 +123,0 +73,5

 

Так в 2002 году товарооборачиваемость замедлилась на 1,2 дня за счет изменения структуры товарооборота следующим образом. Удельный вес оборота торговли составил 81,9%, что на 2,5% ниже уровня прошлого года, а в общественном питании соответственно 18,1%. В 2003 году из-за дальнейшего снижения удельного веса товарооборота торговли ещё на 3,5% по сравнению с прошлым годом, время обращения по райпо замедлилось на 0,73 дня.

Таким образом, после проведения анализа влияния на состояние товарооборачиваемости изменение структуры товарооборота, можно сделать вывод, что её изменение не оказывает существенного влияния на продолжительность товарного обращения райпо.

Планирование товарных запасов в Сорочинском райпо

4.1 Расчет нормы и плановой суммы товарных запасов

Норма товарных запасов (Нтз.дн) определяется в днях оборота. Расчет нормы представляет собой процесс нормирования товарных запасов, в то время как расчет плановой суммы товарных запасов в тыс. руб. (ТЗпл) получил название планирования. Эти процессы неразделимы и, как правило, один сопровождает другой. Связь между ними представлена следующей формулой:

Нтз.дн = ТЗпл / Орто.пл      (19.1) или ТЗпл = Орто.пл * Нтз.дн   (19.2)

где Орто.пл - плановая сумма однодневного товарооборота, тыс. руб.

Произведем расчет норматива товарного запаса, используя экономико-статистический метод с помощью скользящей средней. Но для начала необходимо рассчитать плановую сумму товарооборота на 2004 год. Будем пользоваться этим же методом. Составим таблицу 14 для расчета.

 

Таблица 14 – Расчет плановой суммы товарооборота, тыс. руб.

 

годы товарооборот фактический, тыс. руб. темп прироста, % условные обозначения
А 1 2 3
2000 27 032,9 42,4 К1
2001 30 720,5 13,6 К2
2002 25 051,9 -19,5 К3
2003 30 301,0 21,0 К4
2004пл 32 534,2 7,37 Кпл

 

Найдем Кпл  и РТОпл, используя формулы 8 – 11.

К1ср = (42,4 + 13,6) / 2 = 28,0

К2ср = (13,6 – 19,5) / 2 = -2,95

К3ср = (-19,5 + 21,0) / 2 = 0,75

Д = (0,75 – 28,0) / (3 – 1) = -13,63%

Кпл = 21,0 + (-13,63) = +7,37%

РТОпл = 30 301,0 * (7,37 + 100) / 100 = 32 534,2 тыс. руб.

Таким образом, плановый объём товарооборота райпо на 2004 год составил 32 534,2 тыс. руб. Рассчитаем норматив товарных запасов на 2004 год, для этого составим таблицу 15.

 

Таблица 15 – Расчет норматива товарного запаса на 2004 год экономико-статистическим методом

 

 

годы

товарооборот, тыс. руб.

товарные запасы

условные обозначения

тыс. руб. дни
А 1 2 3 4
2001 30 720,5 2 973,6 35 К1
2002 25 051,9 2 969,5 43 К2
2003 30 301,0 2 479,9 29 К3
2004пл 32 534,2 2 349,7 26 Кпл

 

К1ср = (35 + 43) / 2 = 39

К2ср = (43 + 29) / 2 = 36

Д = (36 - 39) / (2 – 1) = -3%

Кпл = 29 + (-3) = +26%

Норма товарных запасов на планируемый год составила 26 дней, что на 3 дня меньше отчетного 2003 года. Это говорит о том, что, если товарооборот увеличится, то товарооборачиваемость ускорится в 2004 году на 3 дня. Рассчитаем плановую сумму товарных запасов на 2004 год, используя формулу 19.2.

ТЗпл = 32 534,2 / 360 * 26 = 2 349,7 тыс. руб.

Рассчитать плановую сумму товарных запасов можно методом удельных приращений с помощью модифицированной модели Уилсона. Проведем расчеты и сопоставим полученные данные, которые мы получили при расчете плановой суммы товарных запасов экономико-статистическим методом. Для этого составим таблицу 16.

Расчет будем вести, используя формулы расчета, которые даны в пункте 1.4.

Таблица 16 – Расчет размера товарного запаса на основе модифицированной модели Уилсона

 

годы товарооборот, тыс. руб. товарные запасы, тыс. руб. коэффициент L
А 1 2 3
2001 30 720,5 2 973,6 287,83
2002 25 051,9 2 969,5 351,94
2003 30 301,0 2 479,9 202,96
2004пл 32 534,2 2 349,7 170,43

 

L2001 = (2 973,6)^2 / 30 720,5 = 287,83

L2002 = (2 969,5)^2 / 25 051,9 = 351,97

L2003 = (2 479,9)^2 / 30 301,0 = 202,96

Базисный темп изменения коэффициента L, % = 202,96 / 287,83 * 100% = 70,51

Среднегодовой темп изменения коэффициента L, % = √70,51/100 *100% = 83,97

L2004 = 202,96 * 83,97 / 100 = 170,43

ТЗпл = √ 170,43 * 32 534,2 = 2 354,7 тыс. руб.

ТЗдн = 2 354,7 / (32 534,2 /360) = 26 дней

Расчет таким методом дал нам результат приблизительно равный результату, полученному при использовании экономико-статистического метода. Так плановая сумма товарных запасов на 2004 год составила 2 354,7 тыс. руб., тогда как предыдущий расчет показал итог в 2 349,7 тыс. руб. Отклонение не существенное, всего лишь в 4,8 тыс. руб., поэтому на определение нормы товарных запасов с помощью модифицированной модели Уилсона это не отразилось. Она составила также 26 дней.

Таким образом, при планировании товарных запасов на 2004 год, мы использовали два метода – экономико-статистический и метод удельных приращений с помощью модифицированной модели Уилсона. Результаты получились практически одинаковыми. Наиболее точные результаты дает метод технико-экономических расчетов, так как он предполагает расчет нормы товарных запасов в днях по группам товаров для каждого магазина. Но так как райпо объединяет большое число магазинов, такие расчеты произвести довольно-таки сложно. Поэтому при планировании были использованы упрощенные методы расчета товарных запасов, эффективность которых проверим в следующем пункте этой главы.

 

4.2 Оценка эффективности разработанного плана товарных

Запасов

 

В процессе такой оценки используется та же система показателей, что и при анализе эффективности товарных запасов. Показатели эффективности использования товарных запасов в плановом периоде сопоставляются в процессе оценки с аналогичными показателями предпланового периода. Для этого рассчитаем следующую систему показателей, используя плановые значения товарооборота и размера товарных запасов. Сопоставим их со значениями 2003 года, составим таблицу 17 и сделаем выводы.

Из таблицы видно, что размер товарных запасов в плановом году существенно сократился на 130,2 тыс. руб. Такое уменьшение товарных запасов приведет к исчезновению излишек, потерь товаров.

 


Таблица 17 – Абсолютные отклонения и темпы роста показателей эффективности использования товарных запасов в плановом 2004 году по отношению к отчетному 2003 году

 

показатели 2003 год 2004 год отклонения темпы роста, %
А 1 2 3 4
Товарооборот, тыс. руб. 30 301,0 32 649,3 +2 348,3 107,7
Товарные запасы, тыс. руб. 2 479,9 2 349,7 -130,2 94,7
Время обращения, дни 29 26 -3 89,7
Коэффициент обеспеченности, тыс. руб. 0,082 0,072 -0,01 87,8
Рентабельность товарных запасов, % -8,9 -9,4 -0,5 105,6

 

Товарооборачиваемость в 2004 году составила 26 дней, то есть она ускорилась на 3 дня по сравнению с отчетным 2003 годом. Рост товарооборачиваемости на 2 348,3 тыс. руб. будет достаточно обеспечен планируемым размером товарных запасов. Этому свидетельствует коэффициент обеспеченности, который составил в 2004 году 0,072.

Рентабельность товарных запасов, которая рассчитывается как отношение суммы прибыли от реализации товаров к сумме товарных запасов, выраженная в процентах, в 2003 году составила – 0,089 тыс. руб. или – 8,9% . В 2004 году, если убыток райпо останется прежним, рентабельность товарных запасов составит – 0,094 или – 9,4%. Этот показатель обратный, чем выше его значение, тем ниже эффективность использования товарных запасов.

Поэтому в 2004 году эффективность увеличилась на 0,5%. А это в свою очередь говорит, что разработанный план использования товарных запасов на 2004 год является рентабельным и эффективным для райпо. Поэтому нужно стремиться в течение всего 2004 года выполнить данный план и по возможности перевыполнить, тогда финансовый результат от торговли будет улучшаться.

 




Выводы и предложения

 

Для эффективной работы любого предприятия, в том числе и Сорочинского райпо, необходимо разрабатывать систему мероприятий с чётко продуманными и проанализируемыми предложениями. Если посмотреть на показатели эффективности деятельности райпо в прошлом, примерно так лет 10 назад, то можно твёрдо сказать, что Сорочинское райпо работало очень эффективно. Об этом свидетельствуют низкие показатели суммы и уровня издержек обращения, которые полностью покрывались валовым доходом, и высокие показатели финансового результата, который показывал прибыль, а не убыток как в настоящее время. Поэтому эти показатели являются эталоном деятельности райпо, к которым нужно непрекословно стремиться.

Но поставить цель и дальше работать, не принимая никаких мер, это не приведет к желаемому результату. Поэтому, кроме того, как анализировать свою работу (как это часто делают сейчас многие предприниматели), нужно ещё планировать и прогнозировать её с учётом прошлых событий и фактов. Именно анализ даёт нам основание для разработки предложений по улучшению своей деятельности, чтобы в дальнейшем как можно меньше избежать убытков.

Так вот, по моему мнению, в первую очередь нужно искать причину ухудшения положения Сорочинского райпо в товарообороте, так как почему же так резко он начал падать в 2002 году, тогда как на протяжении нескольких лет он имел тенденцию роста. А это связано с тем, что большая часть магазинов, которые занимались торговой деятельностью от райпо, были либо просто закрыты от натиска конкурентов, либо переданы в аренду. Также товарооборот снизился из-за того, что товары, которые реализует райпо (чаще всего они отечественного производства и не очень высокого качества) мало приобретаются нынешними покупателями.

В настоящее время потребитель со средним уровнем достатка ищет в товарах удовлетворение не просто первичных потребностей, а, ориентируясь на моду и, стремясь к приобретению более качественных товаров, ищет в них удовлетворение уже растущих вторичных потребностей. Поэтому товары и продукция, которые продает райпо, пользуется меньшим спросом, нежели товары и услуги конкурентов, отсюда и потери в товарообороте. Следовательно, нужно пересмотреть ассортиментный перечень реализуемых товаров, делать закупку только тех товаров, которые пользуются наибольшим спросом у покупателей. А для того, чтобы выявить, какие товары пользуются спросом, нужно постоянно проводить опросы населения и маркетинговые исследования, чем Сорочинское райпо в последнее время не занимается.

В качестве рекомендаций, можно посоветовать либо вообще исключить из продажи нерентабельные товарные группы, либо сократить товарные запасы по ним до минимума, либо расширить и обновить ассортимент. Такими являются по группе непродовольственных товаров: “одежда и белье”, “чулки и носки”, “фарфорофаянсовая посуда”, “вычислительная техника”, “ковры и ковровые изделия” и другие сложнобытовые товары. Эти товары настолько устаревшего фасона и дизайна, что реализуются с трудом и порой теряют товарный вид от долгого хранения, поэтому их приходится списывать, а это ведет к потерям. Подобная ситуация наблюдается и по некоторым группам продовольственных товаров: “варенье, джем, повидло и мед”, “овощи”, “алкогольная продукция”. Эти товары реализуются в небольшом объеме, так как основная часть потребителей – сельское население, которое не нуждается в них. Это нужно учитывать и не создавать большие размеры товарных запасов по этим товарным группам в сельских магазинах, а по возможности продавать их в городе.

Проблема снижения товарооборота напрямую связана с товарными запасами. Как говорилось выше, в главе 3, Сорочинское райпо обеспечено товарными запасами в полной мере, даже наблюдается затоваривание, особенно по группе непродовольственных товаров. Чтобы этого избежать в дальнейшем, нужно сокращать товарные запасы до оптимального уровня, а также необходимо чётко распределить товарные запасы с учётом потребностей (запроса) и нормативов по всем составляющим райпо и организовывать планомерный завоз товаров по магазинам. Но при этом нужно учитывать и транспортные расходы, которые также растут на протяжении анализируемого периода. Транспортные расходы нужно уменьшать путём разработки рационального маршрута доставки товаров по магазинам. Высокая сумма и рост транспортных расходов объясняется тем, что на предприятии действует децентрализованная форма завоза товаров, то есть доставка товаров в магазины собственными силами и средствами Сорочинского райпо.

Для сокращения расходов по этой статье необходимо в первую очередь перейти от децентрализованной формы к централизованной форме завоза товаров, то есть доставка товаров в магазины силами и средствами поставщика. Это позволит предприятию:

- снизить издержки обращения по статье транспортные расходы;

- повысить технико-эксплуатационные показатели машин;

- уменьшатся издержки, так как уменьшатся штрафы за простой машин.

Была продумана работа по дополнительному сокращению времени на доставку и расходов при транспортировке:

а) определена схема движения автотранспорта, исключая повторные поездки под загрузку;

б) для завоза товаров разработана схема товародвижения, которая в основе своей исключает складирование товаров:

Погрузка                                                             Доставка

Хлебопекарный цех                                                                     

Кондитерский цех

магазины
Оптово-распределительный магазин

Колбасный цех

Цех переработки рыбы

магазины
Оптово-распределительный магазин

              

в) необходимо также определить срок по устранению неисправностей спидометров;

г) ввести карточную систему заправки автотранспорта.

Выполнение всех этих мероприятия в конечном итоге приведет к сокращению издержек по статье транспортные расходы.

Помимо транспортных расходов по райпо наблюдается рост издержек обращения по статье “расходы на оплату труда”. Их необходимо уменьшать либо путём сокращения работающего персонала, либо уменьшать заработную плату. Второй способ не рационален, следовательно, нужно пересмотреть состав работников, выявить наиболее необходимых для райпо и сократить штат ненужных сотрудников.

Если рассматривать организацию рабочего места специалистов райпо, то для повышения их работоспособности необходимо, в первую очередь, обогатить их информационно-компьютерной базой, так как до сих пор экономисты и бухгалтера выполняют все расчёты вручную. Это значительно сократит время на обработку информации и ускорит работоспособность работников райпо. А вместе с этим не будет такой необходимости содержать столь большое количество штатных сотрудников и, следовательно, уменьшаться расходы.

Всё это обуславливает необходимость совершенствовать организацию розничной торговли Сорочинского райпо, повышать квалификацию персонала, а главное улучшать маркетинговую деятельность в данной области, ориентировать её на внедрение новых методов торговли с целью стабилизации финансового состояния и конкурентоспособности райпо, наращивания собственных оборотных средств, расширения ассортимента и выработки качественной продукции, а в конечном итоге достижения прибыли Сорочинского райпо.

 



Список использованной литературы

 

1 Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство “Дело и Сервис”, 2000 – 512с

2 Аникин Б.А. Логистика: учебник: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 280с

3 Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 416с

4 Беляев Ю.А. Энциклопедия начинающего предпринимателя, н-п. лит-ра. – М.: Издательство РУДН, 1992. – 161с

5 Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей “ТАНДЕМ”. ЭКМОС. 1998. – 416с

6 Брагин Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. – М.: ИНФРА – М, 2000 – 560с

7 Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2004. – 400с

8 Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия: Учебник - М.: Экономика, 1996. - 238с

9 Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001 - 197с

10 Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Новое знание, 2003 – 526с

11 Памбухчиянц О.В. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИВЦ “Маркетинг”, 1998. – 320с

12 Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2002 – 1012с

13 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь – М.: ИНФРА – М, 1997. – 496С

14 Соломатин А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие – 2-е изд. – М.: Новое знание, 2000. – 240с

15 Сафронов В.А. Экономика предприятия: Учебник. – М.: “Юристъ”, 1999. – 584с

16 Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля. – М.: Дело и Сервис, 1999. – 704с

17 Журнал “Современная торговля” № 4/2000, О.В. Баскакова, Планирование товарных запасов

18 Журнал “Современная торговля” № 9/2001, В.А. Попов и В.Ю. Бородин, Управление товарными запасами в оптовой торговле

19 Газета “Сорочинский вестник” 28 марта 2003 года, Ж. Обломкина, Потребкооперация сегодня

20 Отчет о прибылях и убытках за 2001 – 2003 годы

21 Паспорт Сорочинского Райпо

22 Бухгалтерский баланс за 2001 - 2003 годы 


Приложение А

Таблица А – Ассортиментный перечень товаров, реализуемых райпо, на конец 2003 года

 

Наименование товарных групп удельный вес в обороте, %
1 Мясо и птица 3,35
2 Колбасные изделия 11,93
3 Рыба 0,13
4 Сельди 1,60
5 Масло животное 0,23
6 Масло растительное 0,55
7 Сало топленное, сырые и прочие пищевые жиры 0,02
8 Маргарин и маргариновая продукция 0,68
9 Майонез 0,61
10 Молоко и молочная продукция 1,89
11 Сыр 0,39
12 Консервы мясные 0,20
13 Консервы рыбные 1,10
14 Консервы овощные 1,40
15 Консервы фруктово-ягодные 1,36
16 Яйца 0,39
17 Сахар 1,54
18 Кондитерские товары 8,99
19 Варенье, джем, повидло и мед 0,87
20 Чай натуральный 1,02
21 Соль 0,63
22 Мука и зерно продовольственное 3,06
23 Хлеб и хлебобулочные изделия 12,60
24 Крупа и бобовые 2,76
25 Макаронные изделия 1,63
26 Картофель 0,74
27 Овощи 1,17
28 Плоды, ягоды, арбузы и дыни 1,35
29 Водка 3,34
30 Виноград и плодово-ягодные вина 0,77
31 Коньяк 0,05
32 Шампанское 0,10
33 Пиво 1,60
34 Безалкогольные напитки 2,36
35 Мороженое 0,43
36 Прочие продовольственные товары 2,47
  Итого продовольственных товаров 84,48
37 Хлопчатобумажные ткани 0,81
38 Льняные ткани 0,04
39 Одежда и белье 0,11
40 Верхние, трикотажные, прочие изделия 0,01
41 Бельевой трикотаж 0,17
42 Чулки, носки 0,03
43 Кожаная, текстильная и комбинированная обувь 0,01
44 Мыло хозяйственное 0,20
45 Синтетическое моющее средство 0,86
46 Мыло туалетное 0,19
47 Парфюмерия 1,01
48 Галантерея 0,38
49 Нитки 0,03
50 Табачные изделия 1,74
51 Спички 0,26
52 Мебель 1,19
53 Ковры и ковровые изделия 0,30
54 Металлическая посуда и предметы домашнего обихода 0,99
55 Фарфорофаянсовая посуда 0,24
56 Стеклянная посуда 0,08
57 Часы 0,02
58 Электротовары 0,25
59 Бумажно-белевые товары 0,59
60 Школьно-письменные товары 0,59
61 Вычислительная техника 0,01
62 Печатные издания 0,44
63 Велосипеды и мотоциклы 0,03
64 Радиотовары 0,12
65 Игрушки и ёлочные украшения 0,11
66 Садовый и огородный инвентарь 0,01
67 Инструменты 0,01
68 Строительные материалы 2,12
69 Хозяйственные товары 1,56
70 Товары бытовой химии 0,43
71 Прочие непродовольственные товары 0,60
  Итого непродовольственных товаров 15,52
  Всего товаров 100,0

 

Приложение В

Таблица В – Основные экономические показатели деятельности Сорочинского райпо в действующих и сопоставимых ценах

 

 

Показатели

2001 год

2002 год

2003 год

фактич сопост фактич сопост фактич сопост
А 1 2 3 4 5 6
Товарооборот всего, тыс. руб. в т.ч.: 30 720,5 25 724,0 25 051,9 22 592,5 30 301,0 27 572,9
Торговля 25 922,3 21 716,1 20 512,4 18 525,7 23 663,7 21 620,4
Общепит 4 798,2 4 007,9 4 539,5 4 066,8 6 637,3 5 952,2
Валовой доход всего, тыс. руб. в т.ч.: 10 227,0 8 594,2 9 337,0 8 488,2 9 886,0 8 987,2
Торговля 5 999,0 5 041,2 5 426,0 4 932,7 5 592,0 5 083,6
Общепит 4 228,0 3 553,0 3 911,0 3 555,5 4 294,0 3 903,6
Уровень валового дохода, % в т.ч.: 33,29 33,41 37,27 37,57 32,63 32,60
Торговля 23,14 23,21 26,45 26,63 23,63 23,51
Общепит 88,12 88,65 86,15 87,43 64,70 65,58
Издержки обращения, тыс. руб. в т.ч.: 9 732,8 8 178,8 8 356,0 7 596,4 8 416,4 7 651,2
Торговля 6 231,0 5 236,1 5 650,0 5 136,4 5 296,0 4 814,5
Общепит 3 501,8 2 942,7 2 706,0 2 460,0 3 120,4 2 836,7
Уровень издержек обращения, % в т.ч.: 31,68 31,79 33,36 33,62 27,78 27,75
Торговля 24,04 24,11 27,54 27,73 22,37 22,27
Общепит 72,98 73,42 59,61 60,49 47,01 47,66
Товарные запасы, тыс. руб. в т.ч.: 2 973,6 2 498,8 2 969,5 2 699,6 2 479,9 2 254,5
Торговля 1 969,2 1 654,8 2 222,1 2 020,1 2 092,5 1 902,3
Общепит 1 004,4 844,0 747,4 679,5 387,4 352,2
Товарооборачиваемость, дни в т.ч.: 35 35 43 43 29 29
Торговля 27 27 39 39 32 32
Общепит 76 76 60 60 21 21
Финансовый результат, тыс. руб. в т.ч.: -898,3 -752,4 -280,0 -254,6 -220,0 -200,0
Торговля -912,0 -766,4 -439,0 -399,1 -400,0 -363,6
Общепит +13,7 +11,5 +159,0 +144,5 +180,0 +163,6
Рентабельность, тыс. руб. в т.ч.: -2,92 -2,45 -1,12 -1,02 -0,73 -0,34
Торговля -3,52 -3,53 -2,14 -2,15 -1,70 -1,68
Общепит +0,29 +0,29 +3,50 +3,55 +2,70 +2,75

 


Приложение С

 

Таблица С1 – Состояние товарных запасов Сорочинского райпо в 2001 году

 

Наименование предприятия

Товарные запасы средние, тыс. руб.

Товарооборот, тыс. руб.

Удельный вес, %

Время обращения, дни

на начало года на конец года средние за год однодневный
А 1 2 3 4 5 6 7
Горкооппродторг 209,5 220,5 215,0 3 615,3 10,043 14,1 21
Розница райпо 378,6 519,0 448,8 1 897,6 5,271 7,4 85
Баклановское к.п. 107,6 152,0 129,8 1 404,5 3,901 5,4 33
Гамалеевское к.п. 107,5 173,1 140,3 1 515,0 4,208 5,9 33
Сорочинское к.п. 152,9 200,8 176,9 1 520,5  4,224 5,9 42
2-Ивановское к.п. 77,0 131,3 104,2 1 341,9 3,728 5,2 28
Райкоопзаготпром 561,2 318,5 439,8 10 421,3 28,948 40,5 15
Итого: 1 594,3 1 715,2 1 654,8 21 716,1 60,323 84,4 27
Общепит 714,5 973,5 844,0 4 007,9 11,133 15,6 76
Всего: 2 308,8 2 688,7 2 498,8 25 724,0 71,456 100,0 35

 

 

Таблица С2 – Состояние товарных запасов Сорочинского райпо в 2002 году

 

Наименование предприятия

Товарные запасы средние, тыс. руб.

Товарооборот, тыс. руб.

Удельный вес, %

Время обращения, дни

на начало года на конец года средние за год однодневный
А 1 2 3 4 5 6 7
Горкооппродторг 220,5 725,4 476,5 3 962,3 11,006 17,5 43
Розница райпо 519,0 602,3 560,6 2 016,3 5,601 8,9 100
Баклановское к.п. 152,0 214,7 183,4 2 381,2 6,614 10,5 28
Гамалеевское к.п. 173,1 212,8 192,9 2 719,0 7,552 12,0 26
Сорочинское к.п. 200,8 252,4 226,6 2 294,9 6,375 10,2 36
2-Ивановское к.п. 131,3 239,6 185,5 2 435,6 6,766 10,8 27
Райкоопзаготпром 318,5 70,8 194,6 2 716,4 7,546 12,0 26
Итого: 1 715,2 2 325,0 2 020,1 18 525,7 51,460 81,9 39
Общепит 973,5 385,5 679,5 4 066,8 11,297 18,1 60
Всего: 2 688,7 2 710,5 2 699,6 22 592,5 62,757 100,0 43

 

Таблица С3 – Состояние товарных запасов Сорочинского райпо в 2003 году

 

Наименование предприятия

Товарные запасы средние, тыс. руб.

Товарооборот, тыс. руб.

Удельный вес, %

Время обращения, дни

на начало года на конец года средние за год однодневный
А 1 2 3 4 5 6 7
Горкооппродторг 725,4 231,2 481,8 4 626,9 12,853 16,8 38
Розница райпо 602,3 314,1 458,2 1 838,3 5,106 6,7 90
Баклановское к.п. 214,7 141,7 178,2 2 689,0 7,469 9,7 24
Гамалеевское к.п. 212,8 231,8 222,3 3 564,6 9,901 12,9 23
Сорочинское к.п. 252,4 248,0 250,2 2 529,6 7,027 8,3 36
2-Ивановское к.п. 239,6 190,8 215,2 3 354,5 9,318 12,2 23
Райкоопзаготпром 70,8 122,0 96,4 3 017,5 8,382 10,9 12
Итого: 2 325,0 1 479,6 1 902,3 21 620,4 60,056 78,4 32
Общепит 385,5 318,9 352,2 5 952,5 16,535 21,6 21
Всего: 2 710,5 1 798,5 2 254,5 27 572,9 76,591 100,0 29

 


Приложение Д

 

Таблица Д1 – Состояние товарных запасов Сорочинского райпо в 2001 году по товарным группам

 

Товарные группы

Товарные запасы средние, тыс. руб.

Товарооборот, тыс. руб.

Удельный вес, %

Время обращения, дни

на начало года на конец года средние за год однодневный
А 1 2 3 4 5 6 7
Продовольственные 1 720,2 1 867,2 1 793,7 21 653,2 60,148 84,2 29
Непродовольственные 588,7 821,5 705,1 4 070,8 11,308 15,8 77
Всего: 2 308,9 2 688,7 2 498,8 25 724,0 71,456 100,0 35

 

Таблица Д2 – Состояние товарных запасов Сорочинского райпо в 2002 году по товарным группам

 

Товарные группы

Товарные запасы средние, тыс. руб.

Товарооборот, тыс. руб.

Удельный вес, %

Время обращения, дни

на начало года на конец года средние за год однодневный
А 1 2 3 4 5 6 7
Продовольственные 1 867,2 1 678,2 1 772,7 18 625,7 51,738 82,4 34
Непродовольственные 821,5 1 032,3 926,9 3 966,8 11,019 17,6 84
Всего: 2 688,7 2 710,5 2 699,6 22 592,5 62,757 100,0 43

 

Таблица Д3 – Состояние товарных запасов Сорочинского райпо в 2003 году по товарным группам

 

Товарные группы

Товарные запасы средние, тыс. руб.

Товарооборот, тыс. руб.

Удельный вес, %

Время обращения, дни

на начало года на конец года средние за год однодневный
А 1 2 3 4 5 6 7
Продовольственные 1 678,2 850,7 1 264,4 23 181,5 64,393 84,1 20
Непродовольственные 1 032,3 947,8 990,1 4 391,4 12,198 15,9 81
Всего: 2 710,5 1 798,5 2 254,5 27 572,9 76,591 100,0 29

 




Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

1 Теоретические основы формирования товарных запасов на торговом предприятии

1.1 Понятие и виды товарных запасов. Необходимость их создания…..….. 5

1.2 Структура товарных запасов………………………………………………. 10

1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов ……………………. 13

1.4 Цели и задачи анализа и планирования товарных запасов .…………... 16

2 Организационно-экономическая характеристика Сорочинского Райпо

2.1 Организационно-правовая характеристика Сорочинского Райпо…..… 25

2.2 Материально-техническая база Сорочинского Райпо………………..… 30

2.3 Анализ общих экономических показателей деятельности Сорочинского Райпо……………………………………………………………………………. 39

3 Анализ обеспеченности товарными запасами предприятия

3.1 Анализ обеспеченности Сорочинского Райпо товарными запасами и оценка их эффективности……………………………………………………... 48

3.2 Анализ товарооборачиваемости в зависимости от изменения объёма товарооборота и размера товарных запасов …………………………….……… 52

3.3 Анализ товарооборачиваемости в зависимости от изменения структуры товарооборота …...……………………………………………………………. 59

3.4 Анализ совокупного влияния факторов на время обращения…………. 64

4 Планирование товарных запасов в Сорочинском Райпо

4.1 Расчет нормы и плановой суммы товарных запасов…………………… 68

4.2 Оценка эффективности разработанного плана товарных запасов .…. 71

Выводы и предложения ……………………………………………………… 74

Список используемой литературы ………………………………….……….. 79

Приложения …………………………………………………………………… 81



Введение

 

В современных условиях для осуществления непрерывного процесса товарного обращения на любом торговом предприятии необходимы определённые запасы товаров. Именно товарные запасы можно рассматривать как материальную основу розничного товарооборота, так как они представляют собой массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.

Поэтому в дипломной работе ставится вопрос об организации обеспечения торгового предприятия оптимальными товарными ресурсами. Определенный вклад в научную разработку отдельных теоретических, организационных, экономических аспектов проблемы внесли труды российских исследователей - А.Н. Соломатин, А.И. Гребнёв, которые рассматривали понятие “товарных запасов” как совокупность товарной массы, предназначенной для реализации, размеры которой должны быть оптимальными.

В последние годы, в связи с возникновением объективных предпосылок по разработке теоретических и практических вопросов создания оптимальных размеров товарных запасов на торговом предприятии, ориентируясь на спрос потребителей, в отечественной экономической литературе появились исследования по этой теме. Среди них можно выделить таких авторов как Половцева, М.Н. Греховодова, И.А. Бланк, Н.А. Сафронов и другие. В работах этих ученых рассматриваются общие вопросы, связанные с раскрытием сущности и состава товарных запасов, факторов, влияющих на их структуру, дан анализ обеспеченности предприятия товарными ресурсами и расчёт необходимого размера товарных запасов, а также ряд других вопросов. Кроме того использована дополнительная информация из журналов “Современная торговля”, газет и публицистических изданий.

Цель дипломной работы – оценка величины товарных запасов в эффективности развития торгового предприятия.

В связи с этим в настоящей работе ставятся следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятия “товарные запасы”, необходимость их создания на торговом предприятии.

2. Изучить структуру, функции товарных запасов.

3. Рассмотреть факторы, влияющие на величину товарных запасов.

4. Выяснить цели и задачи анализа и планирования товарных запасов на торговом предприятии.

5. Дать организационно-экономическую характеристику объекту исследования по ряду показателей хозяйственной деятельности.

6. Провести анализ обеспеченности товарными запасами предприятия, рассматриваемого в качестве объекта исследования.

7. Дать оценку эффективности использования товарных запасов (товарооборачиваемости) на исследуемом предприятии, определить влияние факторов на товарооборачиваемость.

8. Спланировать сумму товарных запасов на предстоящий год.

9. Сделать соответствующие выводы и дать рекомендации по проделанной работе.

В качестве объекта исследования выступает Сорочинское Райпо, которое функционирует с 1974 года.

Предметом исследования является механизм формирования товарных запасов на торговом предприятии и показатели их характеризующие.

Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, выводов и рекомендаций, списка использованной литературы и приложений.


1 Теоретические основы формирования товарных запасов на тор

говом предприятии


Понятие и виды товарных запасов. Необходимость их создания

 

В условиях конкуренции в организациях потребительской кооперации возрастает значение товарных запасов, определения их необходимой величины. Товарные запасы представляют собой совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения и предназначена для продажи. Современный экономический словарь дает следующее определение понятию товарных запасов. Товарные запасы – это количество товаров определенного вида, находящихся в данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах. Наличие товарных запасов служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения товаров. В то же время запасы не должны быть избыточными, так как при этом увеличиваются издержки производства и обращения/13/. Цель создания товарного запаса – обеспечение бесперебойной торговли всем ассортиментом товаров, что является условием удовлетворения спроса населения, повышение качества обслуживания, развития розничного товарооборота и, в конечном итоге, повышения конкурентоспособности торговой организации.

Товарные запасы как категория товарного обращения обеспечивают стабильный процесс обращения товаров и выполняют определённые функции:

· обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходование;

· удовлетворяют платёжеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;

· характеризуют соотношение между объёмом и структурой спроса и предложения.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах оптовых и розничных предприятий, на складах предприятий-производителей, в пути. Это обусловлено следующими факторами: сезонными колебаниями в производстве и потреблении; временем, необходимым для перевозки товаров от места производства до места продажи; необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый, что требует подсортировки, подработки и упаковки; условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиками и торговым предприятием; звенностью товародвижения; возможностями для хранения товаров; необходимостью образования страховых резервов и другими.

Товарные запасы торговых предприятий классифицируют по следующим признакам /14/:

 

 


                 
 
 

 


Рисунок 1 – Классификация товарных запасов.

· по месту нахождения различают товарные запасы в предприятиях торговли, в промышленности, в пути. Товарные запасы на предприятиях торговли включают в себя товарные запасы, находящиеся в розничной торговой сети и на складах оптовых баз. Они необходимы для обеспечения ритмичной работы торговых предприятий, широкого ассортимента товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей;

· по назначению товарные запасы делят на запасы текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза. Товарные запасы текущего хранения составляют основную массу всех запасов торгового предприятия. Они предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в товарах и должны постоянно пополняться. Для товарных запасов сезонного накопления характерна сезонность производства и потребления отдельных видов товаров. К товарам сезонного накопления относят меховые товары, картофель, фрукты, овощи, ёлочные украшения и т.д. Товарные запасы досрочного завоза предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в отдалённых районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических условий. Кроме этих видов товарных запасов в эту группу относят некоторые авторы и товарные запасы целевого назначения /9/. Они создаются на предприятиях торговли для обеспечения определённых целей, не связанных с текущей реализацией товаров. Например, для стимулирования сдачи населением вторсырья; для выдачи товарных выигрышей по лотереям; для стимулирования закупки у населения отдельных видов сельскохозяйственного сырья или продуктов и т.д.;

· по срокам различают товарные запасы на отчётную дату, входные или начальные, то есть на начало периода, выходные или конечные, то есть на конец периода;

· по показателям – абсолютные в стоимостном и натуральном измерении и относительные в днях-оборотах. О них подробнее речь пойдёт в пункте 1.2;

· по величине товарные запасы бывают максимальные, минимальные и средние. Масса товарных запасов в розничных предприятиях должна находиться в предельном соответствии с объёмом товарооборота. Малые товарные запасы иногда привлекают менеджеров низкими расходами по их содержанию. Однако малые запасы таят в себе угрозу. В условиях быстроменяющейся конъюнктуры торговли и под влиянием случайных факторов при малом запасе могут возникнуть перебои в торговле отдельными наименованиями товаров. Что в конечном итоге приведёт к утрате позиций в конкурентной борьбе, потерям в розничном товарообороте, потере возможных доходов и прибыли.

Большие запасы позволяют привлечь покупателей широким ассортиментом товаров, обеспечить регулярную, бесперебойную торговлю всеми наименованиями товаров. Вместе с тем большие запасы связаны с опасностями на предприятии: повышение расходов по их содержанию, замедление оборачиваемости средств, вложенных в товары. Возникает риск потери качества товаров при длительном хранении, устаревания фасона, модели, что в свою очередь может привести к трудностям сбыта, росту расходов, снижению прибыли.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.