Решение социальных проблем молодых семей в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальные службы семьи. Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента Российской Федерации. В структуре федерального Министерства здравоохранения и социального развития сформировано специальное подразделение - Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.

Служба семьи - один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого - обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.

На начало 1998 г. действовало 115 центров социальной помощи семье и детям, 36 центров психолого-педагогической помощи населению, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В ряде территорий функционируют комплексные центры социальной помощи населению, в которых предусмотрена работа с семьей и детьми. В 2005 г. их количество значительно увеличилось.

В последние годы стала быстро развиваться сеть консультативных учреждений («Брак и семья», «Центр социального здоровья», «Мать и дитя», «Совершенствование»), появляются семейные клубы, реализуются программы «Кроха», «Здоровый малыш», «Безопасное материнство», «Сознательное родительство», «Семь - Я», «Согласие», «Женщина и семья» и др.

Наиболее целенаправленно сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей развивается в Московской, Орловской, Ленинградской, Ростовской, Самарской, Челябинской, Тюменской областях, Красноярском и Краснодарском краях, в ряде других территорий.

В Республике Тыва хорошо зарекомендовали себя 15 центров социальной помощи семье и детям, из них два центра социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков в городах Кызыле и Ак-Довураке. Главная их задача заключается в стимулировании экономического потенциала семьи, ее саморазвития, в обеспечении адресной социальной поддержки. На базе Научно-технического центра традиционной и нетрадиционной медицины действует психологическая служба «Телефон доверия». Для обеспечения координации действий центров, служб социальной помощи на дому и срочной социальной помощи действует Управление проблем семьи, женщин и детей со структурными подразделениями в низовом звене в виде отделов и секторов.

Основные направления реализации семейной политики, например, в Краснодарском крае включают в себя создание системы социальной и психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно-просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб. Организационные меры включают следующие мероприятия:

• принятие специальных законодательных и иных правовых актов края, решений местных органов власти и управления;

• внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики;

• разработку и осуществление краевых программ комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной политики;

• формирование системы территориальных органов социальной защиты, а также специальных служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям и др.

Основными функциями социального работника при этом являются:

1) диагностическая (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциала);

2) охранно-защитная (правовая поддержка семьи);

3) социально-психолого-педагогическая;

4) прогностическая (моделирование ситуаций и разработка программ адресной помощи);

5) координационная.

Разнообразие условий на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного пункта, культурного центра с множеством социальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где таких профессиональных работников нет, - все это объясняет существование различных моделей социальных центров и служб для работы с семьей.

Преобладающая модель государственной службы - территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни. Эта способность центра очень важна и существенна, так как российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти.

Наряду с государственными территориальными центрами, службами, входящими непосредственно в систему Министерства труда и социального развития Российской Федерации, имеются различные социальные службы семьи ведомственной, межведомственной подчиненности, смешанные - государственные и коммерческие. Идеология этой службы - работа с целостным социальным объектом, т.е. районом, который понимается, во-первых, как совокупность проживающих здесь различных групп и слоев населения, а во-вторых, как социальная структура, включающая микрорайоны, учреждения, организации и предприятия. Приоритет в оказании помощи всегда оказывается работе с семьей и детьми. Работа же с организациями является основным средством обеспечения стабильности социального обслуживания и оптимизации затрат.

Основная задача работников службы - помочь члену семьи (вне зависимости от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации члена семьи, т.е. восстановление его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество.

В настоящее время в Российской Федерации создано много социально-психологических служб, в том числе территориальных, действующих на основе закона о предпринимательстве и предпринимательской деятельности. Основные направления их деятельности те же, что и государственных служб.

Следует подчеркнуть, что сегодня базовыми, типовыми моделями организации социальной работы с семьей и детьми по месту жительства (территориальными) являются центры социального обслуживания и реабилитации семьи и детей и районные социально-психологические службы. Кроме того, имеется определенное количество слабо взаимодействующих между собой социальных служб (не всегда территориальных) различной ведомственной принадлежности.

Опыт деятельности служб по месту жительства подтверждает тот факт, что социальная работа по своей сути межведомственна и требует правового оформления и организации территориальных социальных служб, координации деятельности органов социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и спорта, правоохранительных структур, служб занятости.

Рассмотрим их подробнее, поскольку именно они представляют собой модели социальных служб нового типа - модели нормативного программного характера.

На основании разработанной концепции развития социальной службы, Основ законодательства Российской Федерации о социальной службе, типовых положений различных территориальных центров работы с семьей и детьми во многих регионах начали формироваться территориальные службы (ТСС), которые оказывают комплекс социальных услуг всем нуждающимся (взрослым и детям), поскольку включают в себя учреждения социальной структуры, органы управления делами социальных служб, учебные и научно-исследовательские заведения. Осуществляя деятельность на территории конкретного городского или сельского района, небольшого города, ТСС максимально приближена к населению, доступна всем нуждающимся.

Структура ТСС состоит из следующих специализированных территориальных центров:

центр социальной помощи семье и детям, имеющий отделы социальной реабилитации и профилактической работы, консультативной помощи, развития семейного предпринимательства и т.д., а также подразделения по оказанию практической помощи: выездные комплексные бригады; экстренной психологической помощи; юридическая и психолого-педагогическая консультация; служба знакомств, социальный приют; отделение дневного пребывания детей и матерей с детьми;

центр психолого-педагогической помощи семье и детям призванный оказывать помощь в преодолении конфликтов в семье повышать психологическую культуру населения в сфере семейного, супружеского, родительского общения; помогать семьям, испытывающим трудности в воспитании детей предотвращении эмоционального и психического кризиса, обеспечивать квалифицированную психолого-педагогическую помощь лицам различных групп риска;

служба экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»), задача которой - снизить психологический дискомфорт, уровень агрессивности членов семьи;

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, осуществляющий социальную и медико-психологическую помощь и поддержку тем, кто оказался в кризисной жизненной ситуации.

Итак, в современных условиях меняется вся система социальных институтов, регулирующих социально-экономические отношения. В рамках этого процесса происходит также и изменение сложившийся в прошлые годы парадигмы взаимодействия личности, семьи и государства.

В настоящее время социальная помощь семье представляет собой разноплановую деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и подведомственную разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия предопределяют трансформацию содержания, методов и форм по социальной помощи молодой семье.

Основные цели и задачи социальной работы с молодыми семьями включают в себя: разработку и осуществление мер по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы; адаптацию молодой семьи в условиях переходной рыночной экономики; улучшение материального, нравственного и духовного состояния молодой семьи; создание и развитие системы служб социально-психологической помощи молодой семьи; создание благоприятных условий для сочетания социальной и семейно-бытовой функции молодой семьи; стимулирование деловой активности молодежи; организацию семейного досуга и отдыха.

Большая часть социальной работы с молодыми семьями проводится в основном через территориальные службы социальной помощи молодежи. Они используют следующие основные формы и методы социальной работы с молодыми семьями.

Социальную службу обеспечивают предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица различных форм собственности, которые осуществляют социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

В формах консультирования, информационной, методической, рекламно-пропагандистской, аналитико-прогностической, медико-социальной, социально-педагогической, социально-реабилитационной и др. работ они используют разнообразные методы социальной работы с молодыми семьями, включая сбор официальной статистики и оперативной информации о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; работу по обеспечению занятости членов молодых семей, изучению рынка труда и т.д., изучение тенденций и причин социального и семейного неблагополучия.

Особенно острой остается проблема обеспечения молодых семей жильем. В существующей экономической ситуации в связи с резким сокращением строительства коммунального жилого фонда, ростом цен на строительные материалы, приватизацией жилья подавляющее большинство молодых семей практически лишаются всякой перспективы на улучшение жилищных условий.

В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде, ухудшается состояние здоровья молодежи.



Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что семья - это малая группа, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека. Здесь личность приобретает необходимые социальные навыки, осваивает базовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоциональные предпочтения, получает психологическую поддержку и защиту, спасается от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром. Семья, являясь составной частью общества, реагирует на его развитие и изменения.

В настоящее время многие законы, принятые в субъектах РФ, закрепили следующее понятие молодой семьи: это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка.

Современная молодая семья переживает тяжелейший кризис и имеет свои, свойственные только ей, особенности.

1. Объективно недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности. Сегодня среднедушевые доходы в молодых семьях в 1,5 раза меньше, чем в среднем по стране. При этом 69% молодых семей живут за чертой бедности.

2. Объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью обустройства семейной жизни: приобретение жилья, организация быта.

3. Время, когда супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место.

4. Необходимая психологическая адаптация к семейной жизни. 18% молодых семей нуждаются в психологическом консультировании.

Нерешенность проблем молодых семей, слабая государственная поддержка зачастую приводят к семейным конфликтам, способствующим распаду семьи. 70% всех разводов происходят в первые 5 лет совместной жизни.

Замеры состояния современной семьи показывают, что и в мире, и в России идет процесс изменения типа семьи. Все более широкое распространение получает незарегистрированный брак. 43% молодежи указывают на недостаток средств как на свою главную проблему; опасение безработицы в той или иной степени испытывают около 70% молодых людей; глобальной же проблемой современной молодежи является недовольство обществом, в котором нет порядка, нет гарантированного будущего. В российском законодательстве не предусмотрен механизм поддержки молодых семей, ввиду чего единственным средством поддержания удовлетворительного уровня жизни является помощь родителей.

Строительство семьи, как правило, молодежь ведет без опоры на какую-либо науку или законы. В стране отсутствует единая правовая база государственной семейной политики. Принимаемые государством меры в основном адресованы индивидууму и мало учитывают интересы семьи как социального института.

Религиозный опыт тоже, к сожалению, утрачен. И сегодня глубинные корни массовой наркомании, агрессивности, половой распущенности, кроются в неблагополучии семьи. Распространение психических заболеваний также связано с душевными травмами, полученными в семье.

У нормальной здоровой семьи есть один главный признак - это доверие всех членов семьи друг к другу.

Анализ современной ситуации показывает необходимость государственной поддержки молодой первичной ячейки общества. При этом речь не идет о поддержке семейного иждивенчества, речь идет о создании благоприятного пространства для функционирования семьи, условий для самореализации ее интересов. Необходим закон "О государственной поддержке молодой семьи в РФ". В нем должны быть заложены действующие механизмы, позволяющие молодой семье самостоятельно решать жилищные, социальные, финансовые и другие проблемы. Успешные опыт в стране есть, достаточно вспомнить МЖК (молодежные жилищные кооперативы).

Особого внимания и деликатного подхода требует вопрос, связанный с осуществлением важнейшей функции семьи - ее репродуктивным назначением. В подавляющем большинстве стран мира забота о деторождении введена в ранг государственной политики. Несмотря на крайне низкую деторождаемость, наше государство недостаточно стимулирует этот процесс. В ряде регионов отменяются пособия на детей, слабо поддерживаются многодетные семьи, отсутствует целенаправленная подготовка молодежи к семейной жизни и сознательному родительству.

Несмотря на то, что спектр исследований в области оказания социальной поддержки молодой семьи достаточно широк, до настоящего времени не разработаны теоретико-методологические основы оказания социально-педагогической помощи молодой семье, практически не отражены сущность и содержание социально-педагогического сопровождения, нераскрытыми остаются условия социально-педагогического сопровождения семей на различных проблемных этапах.

Российская Федерация даже по западным меркам характеризуется уникально низкой рождаемостью. В стране наблюдается устойчивая депопуляция населения не только по причине низкой рождаемости, но и за счет сверхсмертности младенцев и мужчин в трудоспособном возрасте. В то же время известно, что в нормальной семье люди живут гораздо дольше и дольше трудятся.

К 2015 году, согласно прогнозам, численность россиян, вступающих в трудоспособный возраст, сократится почти в 2 раза, и численность выходящих за пределы трудоспособного возраста будет превышать их тоже почти в 2 раза.

По прогнозу Госкомстата России, население страны к 2016 году сократится на 11,6 миллиона человек. Демографические службы ООН предсказывают уменьшение жителей РФ к середине XXI века до 121 млн. При сохранении этой тенденции россияне просто не смогут удержать территорию России. Результаты последней переписи показывают, что в стране находится очень много иностранных граждан, особенно в приграничных территориях, а это не отвечает экономическим и геополитическим интересам России.

От развития демографической ситуации в нашей стране зависит:

- решение ключевых социально-экономических проблем и сохранение государственного потенциала, отвечающего современным условиям;

- роль, которую РФ играет в консолидации стран СНГ;

- освоение огромных территорий и более масштабное вовлечение в экономический оборот природно-сырьевых ресурсов и географических преимуществ страны;

- сохранение территориальной целостности федерации.

На решение демографической проблемы направлена "Концепция демографической политики РФ на период до 2015 года", которая в основном живописует проблемы и говорит о необходимости их решения. А вот как исправлять ситуацию конкретно нужно посредством принятия соответствующих законов.

Демографический кризис - это угроза национальной безопасности России. И, может быть, это обстоятельство заставит государство по-новому взглянуть на проблемы молодой семьи. Теперь судьба большого государства зависит от благополучия этой маленькой первичной ячейки общества.



Список литературы

1. Андреева Т.В. Психология семьи. – СПб.: Речь, 2007. - 188 c.

2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Журнал-вестник московского университета. – 2008. - № 5. - 239 c.

3. Антонов А.И. Семья как социальный институт // Основы социологии. Под ред. Эфендиева А.Г.. Ч. II. . - 2004. – С. 15-25.

4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Инфра-М, 2007. – 640 с.

5. Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России//Социс. 2002. № 7.- 145 c.

6. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. - М.: Просвещение, 2003. – 85 c.

7. Буров С.Н. Брачно-семейные отношения. - М.: Экзамен, 2006. – 127 c.

8. Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи // Экология и жизнь. – 2008. - № 88. – С. 4-9.

9. Вишневский А.Г., Захаров С.В., Иванова Е.И. Эволюция российской семьи // Экология и жизнь. – 2008. - № 88. – С. 4-9.

10. Вакулина О.С. Семейное консультирование и семейная терапия в рамках социальной работы с семьей // Российский журнал социальной работы. - 2008. № 2/8. – С. 25-30.

11. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чешек./Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 2008. - 144 с.

12. Гребенников И.В. «Основы семейной жизни» М.: Просвещение 2005. – 130 с.

13. Гаспарян Ю.А. «Семья на пороге 21 века» С-Пб.: Питер, 2008. – 183 c.

14. Голод С.И. Стабильность семьи. – М.: Наука, 2004. – 136 с.

15. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Питер, 2008. – 220 с.

16. Государственная социальная политика (научная школа профессора Г.И. Климантовой). - М.: МГСУ, 2004. – 175 с.

17. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2005. 450 с.

18. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. - М.: Просвещение, 2006. - 117c.

19. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии. – М.: «Академия», 2008 - 279 c.

20. Дорохова М.В. Основные проблемы семей, обращающихся в Центр социально-психологической реабилитации. Ч. 2. - М.: Юнити, 2005. - 225 c.

21. Здравомыслова О.М. Семья и общество: тендерное измерение российской трансформации. - М.: Наука, 2003. – 217 с.

22. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: Академия, 2004. – 224 c.

23. Ильинский И.М. Молодежь России: тенденции, перспективы. - М.: Социум, 2003. – 152 c.

24. Институт семьи: проблемы становления и развития в современном мире: Сб. науч. статей /Под ред. П.Д. Павленка. - М.: МГУС, 2004. – 312 с.

25. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С. И. Социология. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2007. – 672 с.

26. Козырев Г.И. Социология: 100 вопросов - 100 ответов / Г.И. Козырев. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 190 с.

27. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. - 512 с.

28. Кузнецова И.М. Семейное право. Изд. «Феникс», 2008. – 118 с.

29. Лисовский В., Вебер Л. и др. Книга молодой семьи. - Л.: Лениздат, 2004. – 242 с.

30. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. М.: Наука, 2007. – 350 с.

31. Медков В.М. Бомба депопуляции: Опыт России - итоги и уроки // Вестник Московского университета. Сер. 18. 2000. № 4.

32. Образ жизни групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации: Материалы Международной научно-практической конференции 7-8 апреля 2005 г. - М.: ГОУВПО «МГУС», 2005. – 215 с.

33.  Панкова Л.М. Для будущих супругов. - М.: Просвещение, 2006. – 122 с.

34. Проблемы семьи и современной политики» Вып. 3 М.: Наука, 2003. – 178 с.

35. Российская социологическая энциклопедия. Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2008. – 870 с.

36. Сабитова Г.В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы // Педагогика. – 2007. - № 3. – С. 15-22.

37. Савинов Л.И. Семьеведение - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2005. – 358 с.

38. Социальная работа /Под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 573 с.

39. Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления. Под редакцией В.П. Малыхина. – М.: Юнити, 2007. – 298 с.

40. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 448 с.

41. Социология семьи. Под ред. проф. А.И. Антонова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 640 с.

42. Справочное пособие по социальной работе М.: Просвещение, 2007. – 211 с.

43. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 2007. - 173 с.

44. Фененко Ю.В. Социология. – М.: Проспект, 2008. – 354 с.

45. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М.: Логос, 2007. – 302 с.

46. Холостова Е.И. «Социальная работа с семьей». Издательский дом «Дашков и К»., 2008. – 193 с.

47. Хрестоматия. Семья: история и современность: Учеб. пособие / Сост., коммент. и вступ. ст. Г.И. Климантовой. - М.: Изд-во РГСУ, 2005. – 615 с.

48. Черняк Е.М. Социология семьи:. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 240 с.

49. Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа. - М.: МГСУ, 2004. – 400 с.

50. Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. - М.: МГСУ, 2007. – 147 с.

51. Шмелева Н.Б., Донина О.И., Шубович М.М. Профессионально- педагогические основы деятельности социального работника с семьей: Учеб. пособие. - Ульяновск: УлГУ, 2005. – 478 с.

52. Юркевич Н.Г., Красовский А.С. Этика и психология семейной жизни. - Мн.: Нар. Совета, 2003. – 189 с.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 158.