Большинство россиян живут в семьях, общее их число более 40 млн. Массовая семья состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми. Неполные семьи без супружеской пары составляют около 19%. Это чаще всего сольная семья матери с детьми. Современная массовая семья получила в социологии название нуклеарная.
Нуклеарная семья состоит из одной брачной пары, т.е. ее основной признак - автономность. Вторая ее черта - малодетность. Соотношение удельного веса между основными типами семьи в России по структурному признаку следующие:
♦ нуклеарная семья - около 80%;
♦ неполная семья - около 19%;
♦ сложная семья;
♦ с несколькими брачными парами и многодетная - 1%. В России сохраняется стойкая ориентация населения на брак. За последние десятилетия существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие.
Социологическое исследование проблем молодых семей было проведено в центре социальной помощи семье и детям "Восточное Дегунино", расположенного по адресу: 127591. Москва, ул. 800-летия Москвы, д.26, корп. 1, которое показало следующие результаты.
Добрачный период. Изучая добрачное поведение студентов, следуя логике жизни, опрос социологами МГУ был начат с мнения студентов о периоде ухаживания, сущности добрачных отношений. Почти 94% студентов обоего пола допускают добрачный сексуальный опыт. При этом среди 6% принципиально не допускающих добрачную сексуальную связь женщин в 4 раза больше, чем мужчин. Четвертая часть "взрослых" респондентов (25%) - родители, бабушки, дедушки - решительно настроены против добрачного секса [35].
Большой интерес представляют мотивы добрачных сексуальных связей.
Ранжировка мотивов добрачной сексуальной связи у женщин (в % к опрошенным)
1. Лучше узнать партнера - 33,3
2. Для гармоничной семейной жизни - 13,0
3. Личное дело каждого - 13,0
4. Продолжение чувств - 10,2
5. Необходимость удовлетворения сексуальных потребностей - 4,4
6. Необходимость приобретения опыта - 4,4
7. Разное - 21,7
Ранжировка мотивов добрачной сексуальной связи у мужчин (в % к опрошенным)
1. Удовлетворение сексуальных потребностей - 22,0
2. Необходимость лучше узнать друг друга - 19,4
3. Для гармоничной семейной жизни - 16,0
4. Необходимость приобретения опыта - 11,1
5. Личное дело каждого - 8,3
6. Продолжение чувств - 2,0
7. Разное - 19,4.
Обращает на себя внимание, что более 20% студентов обоего пола затруднились обосновать необходимость сексуального опыта [36].
Очевидно, что нравственно-этическая позиция молодежи резко отличается от установок старших поколений. У молодых людей, живущих в столице, выбравших престижные профессии, упала запретительная норма, предписывающая добрачное целомудрие. Можно предположить, что в условиях села, поселка городского типа или малого города, где социальный контроль осуществляется в процессе непосредственного соседского общения, результаты могут быть иными. Эта проблема требует специального исследования.
Социологи МГУ выяснили, что средний возраст начала сексуальной жизни у московских студентов составляет немногим более 17 лет. Средний возраст начала половой жизни в мире - 17,4 года. "Первое место" в мире занимают американские подростки, занимающиеся сексом в среднем с 15 лет. Социологам удалось обнаружить, что при всей раскованности поведения молодежи одна треть девушек студенток к третьему курсу, т.е. примерно к 19-20 годам, еще не имеют сексуального опыта. Тогда как 50% старшеклассников обоего пола уже не девственники. Изучая структуру мотивов добрачных сексуальных связей у студентов обоего пола, мы обнаружили совпадение принципиальных позиций во взглядах мужчин и женщин. Самым знаменательным фактом является связь добрачного поведения с проблемой свободы личности, выбора жизненной стратегии. Возможность выбора в сфере сексуальных отношений представители молодой интеллигенции рассматривают как вариант свободы воли, демократическое право личности. Выявленная тенденция в нравственной позиции молодежи свидетельствует о глубокой эволюции отношений между полами в нашем обществе в сторону их большей эгалитарности, демократизации. Большую разницу во взглядах и сексуальном поведении молодежи по сравнению со старшими поколениями нельзя рассматривать как падение нравов, всеобщую распущенность, гибель семейных ценностей. Такие оценки поверхностны, а зачастую циничны. Добрачный сексуальный опыт многие студенты обоего пола оценивают как подготовку к браку для определения сексуальной совместимости. Отвечая на открытые вопросы анкеты, они написали: "В сексе человек бывает самим собой... Сексуальный опыт необходим, чтобы не было разочарования..." [9, c. 5-7]. Подавляющая часть ответов сводится к мысли, что сексуальные отношения - важнейшая составная часть семейных отношений, поэтому нужен добрачный опыт при серьезном отношении друг к другу.
При массовом совпадении мужских и женских оценок добрачного поведения ощутимы и серьезные различия в жизненных целях и настроениях девушек и юношей. Ответы женщин часто отражают конфликт между нравственными нормами и конкретной жизненной ситуацией. Так, большинство студенток предпочли бы добрачную связь только с будущим супругом, тогда как у мужчин не существует подобной установки. Очевидно, что у многих молодых мужчин секс не связан с ответственностью за судьбу женщины. Здесь явственно проступает обратная сторона женской доступности, которой нередко пользуются мужчины.
В специальном исследовании, посвященном особенностям брачного выбора в России, выявлена современная ориентация молодежи на брак не с целью создать семью, а узаконить сексуальные отношения. Это наводит на размышления о том, что при всей эволюции отношений между полами в сторону демократизма российская традиция толкает молодежь на заключение брака ради соблюдения приличий.
Взгляды студентов на характер добрачных отношений коррелируют с мотивацией вступления в брак. Социологи отмечают нерациональный подход к заключению брака со стороны российской молодежи.
Ранжировка мотивов вступления в брак [7].
Женщины:
1. Любовь
2. Расчет
3. Беременность
4. Желание создать семейный очаг и иметь детей
5. Самостоятельность от родителей
Мужчины:
1. Любовь
2.Желание создать семейный очаг и иметь детей.
3. Беременность
4. Самостоятельность от родителей
5. Расчет
Многое изменилось за последние годы в нашей социальной жизни; разрушены важнейшие нравственные ценности. Но даже в условиях глубочайшего общественного кризиса, так называемой аномии, национальный характер не может целиком нарушиться. Как и много лет назад, молодежь ориентируется на любовь, оценивая ее в качестве основного мотива создания семьи. Социологи МГУ выявили, что любовь занимает главное место в системе жизненных ценностей столичных студентов. Вероятно, этот социологический факт можно считать показателем нравственного здоровья российского общества. Вместе с тем поражает, что девушки поставили расчет на второе место после любви. У мужчин расчет при вступлении в брак занимает последнее место. У мужчин желание создать семейный очаг занимает второе место после мотива "любовь", у женщин - четвертое. Можно констатировать, что мотивация брака существенно не изменилась за последние годы [12].
В обществе по-прежнему существуют три основных мотива заключения брака: любовь, стереотип - "делай как все", и расчет. Новым является более выраженный мотив расчета.
Весьма характерны требования, предъявляемые своему избраннику или избраннице. Ни мужчины, ни женщины не поставили на первое место внешнюю привлекательность. У мужчин этот признак находится на 4-м месте, у женщин - 6-м. Прежде всего студенты выдвигают гомогенные социальные требования к будущему супругу или супруге: ум, интеллект. Затем идут универсальные нравственные ценности: доброта, порядочность, надежность, верность и любовь к детям, преданность семье, скромность, терпеливость.
Современные интеллигентные молодые женщины хотят, чтобы их будущие мужья прежде всего были способны обеспечить семью материально, были уверенны в своих силах, вели здоровый образ жизни, не имели вредных привычек. Предприимчивый, оптимистичный, морально и физически гармоничный, тактичный, обладающий чувством юмора, благоразумный - эти качества должны быть присущи, по мнению опрошенных студенток, современным молодым людям.
Мужчины видят свой идеал в традиционно женских добродетелях - верности, женственности, скромности, домовитости, добром нраве. Студенты обоего пола считают обязательным качеством супруга способность к взаимопониманию. В данном исследовании студенты рассуждают как бы теоретически, задумываясь над своим будущем, определяя жизненные стратегии. Весьма показательны результаты, полученные при опросе пар, подающих заявления на регистрацию брака впервые. Возраст от 21-29 лет. Анкеты жених и невеста заполняли отдельно друг от друга [29].
Только у 20% вступающих в брак молодых оценки характера друг друга взаимоположительны.
Таблица 1 - Черты характера, беспокоящие будущих супругов, %
Черты характера | Невеста | Жених |
Характер будущего супруга беспокоит | 54 | 53 |
Упрямство | 50 | 55 |
Плохое настроение | 52 | 55 |
Излишняя критичность | 42 | 43 |
Пристрастие к спиртному | 37 | 38 |
Замкнутость | 37 | 38 |
Неправильное поведение на людях | 35 | 32 |
Черты характера | Невеста | Жених |
Ненадежность в делах | 25 | 26 |
Ревность | 29 | 27 |
Желание добиться превосходства | 18 | 24 |
Больше половины женихов и невест еще до брака неудовлетворены характером друг друга. Поражает, что около 40% женихов обеспокоены приверженностью к спиртному своей будущей жены.
Вместе с тем будущие супруги уверены, что после свадьбы им будет легче исправить то, что им не нравится в партнере.
Только 19% опрошенных склонны решать конфликты эффективно. Половина женихов и невест ссорятся "из-за пустяков" до брака.
Только у 20% пар совпадают ролевые ожидания. Так, у 88% пар намечаются значительные проблемы в отношении финансовой сферы уже в добрачный период. Это касается прежде всего способов получения и распределения денег.
Особый интерес вызывают результаты, раскрывающие взаимоотношения вступающих в брак с родителями. Социологи отмечают напряженность отношений между родителями и детьми в родительской семье. В зоне конфликтности с родителями находится до 3/4 детей, 15% родителей применяют физические наказания. Семейная жизнь родителей является образцом только для 28% юношей и девушек. Лишь 1/3 детей хотели бы быть похожими на своих родителей [23].
Невесты и женихи показали, что у 1/4 женихов и невест к моменту подачи заявлений родители не знакомы с будущей невесткой или зятем. Только 16% из них уживаются с родителями, остальные указывают на постоянные конфликты со своими родителями и противоположной стороной. Более 55% студентов обоего пола намереваются сделать свой выбор супруга, пренебрегая мнением родителей.
Сыновья чаще, чем дочери, считаются с мнением родителей. Пробивает себе дорогу новая тенденция, связанная с убывающей инфантильностью, стремлением устроить свою судьбу самостоятельно.
Около 40% студентов-мужчин отрицают ранние браки. В беседах с социологами они отмечали, что жениться надо, добившись полной материальной независимости от родителей. Молодые неженатые мужчины имеют внутреннюю установку на самостоятельность и автономию.
Больше половины студентов обоего пола считают, что заключать брак надо со сверстниками в интервале от 21 до 25 лет.
Зоной будущих конфликтов в семье могут быть взаимоотношения с друзьями. Эти отношения даже в добрачный период у 86% являются напряженными с обеих сторон. Только 14% не испытывают подобных трудностей [33].
Отношение к будущему родительству является сильной стороной у 28% пар. У остальных ожидания, связанные с появлением ребенка, либо не совпадают, либо не соответствуют реальным трудностям. 30-50% будущих супругов вообще не задумываются о проблемах родительства. Более 40% по этому вопросу уже в добрачный период не находят взаимопонимания.
Мнение о характере досуга совпадает только у 18% респондентов.
Самой согласованной сферой оказалась сексуальная - 70% пар [9].
Таким образом, уровень подготовленности молодежи к браку является крайне низким. Преобладает не рациональный, а эмоциональный подход к браку, завышенный романтизм, отсутствие важнейших психологических и бытовых навыков.
Брачный период. Большинство молодежи вступающей в брак уверены, что все трудности, наметившиеся во взаимоотношениях в добрачный период, исчезнут после заключения брака.
Весьма показательно изменение ценностных ориентации у вступающих в брак и разводящихся. У молодоженов среди ценностей брака на первом месте: любовь, нежность, взаимное уважение, верность, деликатность.
Супруги, решившиеся на развод, пришли к переоценке ценностей. Мужчины более высоко, чем до брака, оценивают взаимное доверие, нежность, любовь. Женщины не подвергают переоценке значение чувства любви. Поразительно меняется в связи с отрицательным семейным опытом оценка женщинами трезвости. В структуре ценностей этот показатель перемещается с тринадцатого места, которое он занимал у невест, на первое - у разводящейся женщины. Половина разводов и семейных неурядиц вызывается пьянством. Пьянство стоит на первом месте среди причин разводов.
Социологи отмечают у женщин большую, чем у мужчин, стабильность точек зрения на приверженность браку. Самыми неприятными чертами характера разводящиеся назвали раздражительность, упрямство, нечестность, неряшливость.
По мнению разводящихся обоего пола, семейному благополучию должны сопутствовать единство интересов супругов, умение считаться с привычками и особенностями характера друг друга.
Большее значение, чем вступающие в брак, разводящиеся придают хорошим материальным условиям семейной жизни. Это трезвое суждение определено жизненными реалиями.
Разводящиеся почти не переоценивают такие важные моменты совместной жизни, как общность политических и эстетических взглядов. Видимо, хотя конкретные интересы супругов часто расходятся, их мировоззрение редко бывает несовместимым.
Реалистические ожидания характерны для 0,6%. Имея завышенные, идеализированные представления о браке, молодые супруги быстро испытывают разочарование. Трудности семейной жизни переносятся на личность супруга, с которым трудно ладить.
В связи с политикой официального интернационализма в советские времена поощрялись межнациональные браки. Они составляли 15% от общего числа брачных союзов. Сегодня этот процесс затормозился в связи с обострением межнациональных отношений. Большинство вступающих в брак стремится создать гомогенную в национальном отношении семью.
Глобальной современной проблемой во всем мире стала устойчивость брака. Брак утратил пожизненный характер. Свобода расторжения брака зафиксирована в правовых нормах всех государств демократического устройства. Социология рассматривает массовые разводы не как кризис института семьи, а как его обновление.
Для характеристики брака в литературе употребляются понятия: устойчивость и стабильность брака. Они часто употребляются как синонимы. Однако требуется определенное разграничение этих понятий [1].
Стабильный брак - это брак, который юридически и фактически не распался. О качественной стороне взаимоотношений в таком браке ничего не известно. Качественную характеристику брака легче дать, оперируя понятием "устойчивый брак", которое предполагает благополучный семейный союз с высоким уровнем удовлетворенности браком со стороны супругов. Очевидно, стабильные браки всегда преобладают над устойчивыми. В условиях усиления кризисного состояния общества, его расслоения социологи констатируют изменение бракоразводных установок супругов в сторону стабилизации брака.
Социологи, юристы, медики педагоги изучают причины нестабильности современной семьи. Чаще всего распаду семьи способствуют пьянство, неверность супругов, низкая культура поведения, отсутствие сексуальной культуры, неподготовленность к браку. По общему мнению, молодежный брак оказывается хрупким из-за завышенных ожиданий, которые разбиваются о "прозу жизни". Это свидетельство инфантильности, безволия, эгоистических установок у вступающих в брак молодых людей.
Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященный проблеме нестабильности семьи, показывает, что развод стал неким альтернативным "контринститутом" брака, одной из важнейших подсистем современных брачных отношений.
Среди объективных факторов дестабилизации семьи нужно отметить прежде всего "атомизацию" - сокращение среднего размера семьи и как следствие - ослабление внутрисемейных связей. Эти структурные изменения переплетаются с резкими функциональными сдвигами: эффект двойной занятости женщин, потеря мужского престижа в семье, снижение семейной воспитательной функции. Изменение традиционных ролей и функций привели к снижению уровня удовлетворенности браком.
Таким образом, развод является процессом, отражающим дисфункциональные изменения традиционной семьи.
Поскольку развод не привел к исчезновению института брака, можно считать, что дестабилизация семьи отражает не ее гибель, а интенсивное разрушение лишь традиционной семьи и переход семейных отношений в их историческом развитии к новому качественному состоянию - к демократической семье.
Наряду с высокими показателями разводимости - Россия занимает второе место после США - резко уменьшилась вероятность вступления в первый брак во всех возрастных группах. Доля никогда не состоявших браке у женщин - 7,9%, у мужчин - 13% [24].
Происходит опасный для института семьи процесс размывания системы поведенческих норм в сфере быта и семьи и представлений о семейных половых ролях.
Почти 40% супругов обвиняют друг друга в принижении их роли в семье, что является серьезной базой конфликта.
Так, известно, что домашним трудом в основном занимаются женщины. Женская бытовая занятость в 2-3 раза превышает мужскую. Разницу в затратах времени на домашний труд между супругами подтверждают результаты исследования.
Таблица 2 - Распределение домашних обязанностей между мужем и женой, %
Вид работы емьи | Жена | Муж | Оба вместе | Другие члены семьи |
Покупка продуктов | 28,0 | 11,0 | 33,0 | 28,0 |
Приготовление пищи | 55,0 | 2,0 | 15,0 | 28,0 |
Мытье посуды | 30,0 | 5,0 | 36,0 | 29,0 |
Уборка квартиры | 35,0 | 4,0 | 31,0 | 30,0 |
Стирка | 59,0 | 1,0 | 11,0 | 29,0 |
В условиях массового привлечения женщин к общественному производству кооперация домашнего труда необходима. В семьях с четко распределенными совместными домашними обязанностями, как правило, хорошие отношения между супругами. Они удовлетворены браком.
Традиционно несправедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами резко отрицательно сказывается на воспитании детей. Специальное обследование показало, что половина мальчиков - восьмиклассников московских школ - не умеют готовить, стирать, чинить одежду, т.е. элементарно обслуживать себя [26].
Налаженная кооперация домашнего труда способствует стабильности брака. В дружных, счастливых семьях мнения мужчин и женщин о распределении бытовых обязанностей совпадают, в нестабильных - разница во взглядах мужей и жен на распределение обязанностей значительна. Неправильная установка супругов относительно распределения семейных обязанностей дестабилизирует семью.
Традиционные мужские функции в семье существенно изменились. Муж перестал быть единственным кормильцем, исчезли в городе многие виды мужских занятий - заготовка воды, топлива, сложный ремонт и т. д. Изучая характер внутренних отношений в семьях рабочих, мы отдельно опросили каждого из супругов о главенстве в их семье и получили следующие результаты в %.
Таблица 3 - Главенство супругов в семье
Вопрос | Мужчины | Женщины |
В чьем ведении находится семейный бюджет? | ||
мужа | 6,0 | 2,0 |
жены | 59,0 | 55,0 |
обоих вместе | 32,0 | 38,0 |
Кто занимается повседневными расходами? | ||
муж | 7,0 | 4,0 |
жена | 58,0 | 70,0 |
Вопрос | Мужчины | Женщины |
оба вместе | 28,0 | 23,0 |
Кому принадлежит решающий голос в семье? | ||
мужу | 37,0 | 13,0 |
жене | 7,0 | 34,0 |
обоим вместе | 64,0 | 47,0 |
Из приведенных данных видно, что главенство мужа в семье исчезло в смысле единоличного принятия решении, распоряжений денежными средствами. Семейным бюджетом, повседневными расходами занимаются женщины.
Заметное расхождение во мнениях мужчин и женщин особенно четко проявилось при определении, кому принадлежит решающий голос в семье. Мужчины назвали себя главой семьи в шесть раз чаще, чем жену; женщины, в свою очередь, в три раза чаще назвали себя главой семьи, чем мужа. Мужчины явно заблуждаются, завышая свою главенствующую роль в семье, поскольку по одному из главных вопросов они откровенно признают, что не контролируют семейный бюджет и не ведуют повседневными расходами. Мужское главенство пока утратило экономическое обоснование и сохранилось лишь как морально-этическое явление, связанное с традицией. Однако изменения в социально-экономической обстановке могут создать предпосылки для упрочения власти мужчины в семье. Об этом говорят современные жизненные стратегии мужчин и женщин, ориентированные на мужа-кормильца, отвечающего за материальное благосостояние в семье.
Основа супружеской совместимости - это совпадение главных ценностных ориентации. Современные супруги должны быть единомышленниками, сотоварищами, и тогда исчезает проблема стирки, уборки, мытья посуды. Каждый добровольно берет на себя свою долю обязанностей.
Факт большой общественной значимости выявили социологи: только 5% супругов из семей с налаженной кооперацией домашнего труда считают свой брак неудачным [49].
Причины разводов определенным образом отражают общественные взгляды на функции брака. Изучая мотивы разводов, можно определить, каким семейным ценностям общество предает наибольшее значение, и наоборот.
Современные сравнительные социологические исследования выявили факторы, связывающие супружеские пары, у которых семейная жизнь сложилась счастливо, и несчастливые союзы в % к общему итогу
Таблица 4 - Счастливые и несчастливые союзы в %
Обстоятельства, связывающие | Несчастливые семьи | Счастливые семьи | ||
супругов | мужчины | женщины | мужчины | женщины |
Любовь | 5,6 | 20,0 | 71,9 | 81,6 |
Симпатия | 5,6 | 10,0 | 62,8 | 56,3 |
Общие интересы | 23,6 | 5,0 | 48,7 | 56,3 |
Дети | 78,9 | 60,0 | 85,1 | 88,5 |
Чувство долга | 38,9 | 30,0 | 51,2 | 48,2 |
Сексуальная совместимость | 22,2 | 5,0 | 53,7 | 49,5 |
Общий очаг, хозяйство | 27,8 | 20,0 | 62,0 | 57,8 |
Привычка | 22,2 | 40,0 | 21,5 | 26,8 |
Боязнь одиночества | 0 | 10,0 | 5,9 | 9,3 |
Смирение с обстоятельствами | 16,7 | 25,0 | 5,9 | 9,3 |
Оценку состояний семейных отношений дали сами респонденты. При безусловном благополучии "счастливых семей" упрямые цифры говорят нам, что больше половины "счастливых женщин" и 40% их мужей несчастливы в сексуальной сфере. Около 30% "счастливцев" связывает только привычка и боязнь одиночества [46].
В несчастливых семьях отсутствует любовь, симпатия, сексуальная совместимость. По поводу последнего критерия расхождения мужских и женских оценок четырехкратное. Это же касается признака "общие интересы".
Несчастных супругов связывают дети, чувство долга, привычка, боязнь одиночества и смирение с обстоятельствами.
Сравнительные исследования мотивов вступления в брак у молодоженов и молодых супругов показывает, что у значительной части супругов быстро убывает чувство любви, дружбы и даже желание иметь семью.
Таблица 5 - Мотивы вступления в брак у молодоженов и молодых супругов
Мотивы | Вступающие в брак | Молодые супруги | ||
мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
Любовь | 91,6 | 97,4 | 71,7 | 75,4 |
Желание жить вместе с надежным другом | 95,4 | 97,8 | 52,8 | 60,0 |
Желание иметь рядом заботливого и нежного человека | 89,7 | 95,0 | 31,1 | 39,4 |
Желание иметь свой очаг и быть самостоятельным | 83,8 | 87,8 | 52,3 | 51,1 |
Желание материально обеспечить себя | 60,4 | 65,9 | 22,0 | 21,0 |
Желание узаконить интимную жизнь | 64,9 | 63,1 | 23,9 | 26,2 |
Желание достичь положения семейного человека | 44,1 | 41,3 | 9,3 | 9,5 |
Выполнение данного обещания | 44,3 | 38,6 | 12,9 | 9,9 |
Мотивы | Вступающие в брак | Молодые супруги | ||
мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
Ожидаемый ребенок | 41,2 | 41,5 | 21,0 | 26,2 |
Боязнь одиночества | 22,3 | 23,6 | 7,8 | 12,2 |
Желание родителей | 21,7 | 22,6 | 5,5 | 6,9 |
Практика семейной жизни резко меняет мироощущение молодых супругов по сравнению с добрачным периодом. Самое большое разочарование испытывают и мужчины и женщины относительно проявлений заботливости и нежности со стороны партнера. Оказывается, это самые дефицитные свойства молодых супругов. Менее 10% респондентов обоего пола после брака высказали желание иметь статус семейного человека.
Хотя 40% браков заключается по мотиву "ожидаемый ребенок", половина этих пар после заключения брака не считают этот мотив достаточным и обязательным. Видимо, вынужденный брак оказывается наиболее уязвимым, даже при наличии ребенка.
В три раза уменьшается число пар, считающих, что необходимо узаконивать добрачную связь. В четыре раза меньше осталось респондентов, вступивших в брак, по сравнению с женихами и невестами, которые руководствовались бы желанием родителей.
У молодых супругов готовы расстаться с собственным очагом и самостоятельностью от родителей, чтобы избавиться от необходимости материально заботиться о своей семье.
Молодым супругам для подобных переоценок жизненных взглядов понадобилось всего пять лет. Хотелось бы, чтобы с этими результатами познакомились многие молодые люди.
Результаты приведенных сравнительных обследований показывают, что дети и общий очаг сплачивают счастливые пары, а для несчастливых являются препятствием для разрушения брака.
Дети, очаг, хозяйство многими мужчинами рассматриваются как серьезное препятствие для разрушения брака.
Любовь в неудачных браках у мужчин исчезает скорее, чем у женщин. Мужчины указывают на общие интересы там, где женщины их не видят. Так же с сексуальной совместимостью. Если в счастливых семьях сексуальной стороной жизни удовлетворены около 50% женщин и 54% мужчин, то в несчастливых - только 5% женщин и более 20% мужчин. Для женщин больше, чем для мужчин, характерно подчинение обстоятельствам, привычке. У женщин в 10 раз больше, чем у мужчин, выражена боязнь одиночества [52].
В обширной литературе, посвященной причинам разводов, слабо отражена связь между стабильностью брака и конкретным типом семейных отношений.
Многообразие экономических, социальных, национальных, территориальных, культурных различий определяет существование нескольких типов семейных отношений. Среди них определяющими являются следующие три: патриархальный, эгалитарный (демократический) и переходный. Патриархальная семья в ее классической форме давно исчезла, но патриархальный уклад во внутрисемейных отношениях сохранился. По своей структуре патриархальные семьи - сложные, они включают несколько брачных пар, отличаются многодетностью и прочностью внутрисемейных связей. Самый характерный признак патриархальной семьи - выраженная власть старшего мужчины, мужское главенство. Женщины в патриархальных семьях, как правило, не работают в общественной системе производства, они заняты домом и детьми. Часто патриархальная семья религиозна. Патриархальные семьи стабильны. При существующей сложной системе отношений развод почти невозможен. История семьи показывает, что патриархальная семья исключает автономию личности, свободу выбора. Она построена на жесткой авторитарной власти отца, что неизбежно вызывает конфликты.
Патриархальным основам семьи противопоставлена партнерская семья, получившая название эгалитарной. Это семья равных. Эгалитарную семью отличают высокий духовно-психологический климат, культура чувств и поведения. Супруги в такой семье единомышленники. В семье - налаженная кооперация домашнего труда, демократическое отношение к семейной кассе, демократический стиль разрешения конфликтов, удовлетворенность браком обоих супругов. Социологи определенно утверждают, что эгалитарные семьи стабильны.
В проведенном социологическом исследовании почти 30% опрошенных женщин указали, что для их семей характерен демократический стиль отношения к семейной кассе, равный контроль за расходованием денежных средств.
Социально-психологические факторы стали играть большую роль в семье. Супруги стали предъявлять друг другу высокие требования. Стабильность брака во многом зависит от реально складывающихся отношений в семье. Взаимная любовь, как определяющий мотив заключения брака, не может сама по себе быть гарантией семейного благополучия. Если хозяйственные, бытовые и другие отношения супругов складываются неблагополучно, любовные чувства быстро остывают и утрачиваются.
Исследование, проведенное в Ивановской области, показало, что чем демократичнее семья, тем эффективней ее воспитательное воздействие.
Семья - первый социальный мир ребенка. В семье закладываются основы мировоззрения, нравственности, характера, эстетических вкусов, манер. Демократизм, терпимость, отзывчивость, готовность идти на уступки служат фоном для формирования характера ребенка в раннем детстве. Первостепенное значение приобретают личностные качества родителей. Чем выше их требовательность к себе, культура взаимоотношений, тем благодатней почва для нормального воспитания ребенка.
Социально-психологические исследования внутрисемейных отношений показывают, что благоприятные условия воспитания создаются при эгалитарных отношениях супругов. Стиль жизни семьи непосредственно влияет на результаты воспитания. Чем хуже взаимопонимание супругов, тем напряженнее их отношения с детьми. Разрушительное действие на формирование личности ребенка оказывают отсутствие взаимопонимания между родителями, невнимание к детям, фальшь и лицемерие во взаимоотношениях старших членов семьи.
В современной семье роль и значение матери в семейном воспитании существенно возросли. В большинстве случаев мать является ведущей, и она, как известно, уделяет воспитанию детей и уходу за ними гораздо больше времени, чем мужчина. Семейные рабочие тратят на занятия с детьми в 2 раза меньше времени, чем их жены. Взаимоотношения детей с матерью складываются чаще благоприятнее, чем с отцом. В возрасте 3-7 лет делятся всеми своими переживаниями с отцом - 6,7% детей, с матерью - 28%; в 7-10 лет - соответственно 2,4 и 47,5%; в 10-14 лет - 5,0 и 49%; в 14-17 - 4,2 и 44,3% [3].
Большинство опрошенных женщин отвечали, что они являются для своих детей большим авторитетом, чем отец. Такие же результаты получены при обработке ответов на вопрос: "Слушаются ли вас ваши дети?" По ответам женщин, дети слушаются их гораздо чаще, чем отцов. В основном именно матерям, а не отцам рассказывают дети о том, что для них важно и интересно. Самыми животрепещущими темами обсуждения у подростков с родителями являются события школьной жизни и взаимоотношения с товарищами. К сожалению, далеко не на первом месте находится обсуждение прочитанных книг, просмотренных спектаклей, фильмов. Немногие родители рассказывают детям о своих проблемах, заботах, тревогах, о своей работе.
Фактическая средняя продолжительность трудовой деятельности в стране составляет 35-40 лет. Работающие бабушки и дедушки такие же характерные социальные типы, как работающие родители. Многие семейные проблемы связаны со взаимопониманием между родительской семьей и молодой семьей. Эти отношения также складываются или по патриархальному, или по эгалитарному типу. Большинство молодоженов стремятся жить отдельно от родителей. Около 80% респондентов хотят жить отдельно от родителей, но в то же время недалеко, составляя семейную группу, в которой существует взаимопомощь, но обеспечена автономия каждой семьи.
Если две или более семей прямых родственников проживают совместно, но ведут раздельное хозяйство, они образуют семейную группу. При раздельном проживании речь также идет о семейной группе, когда родители оказывают материальную помощь молодой семье, принимают участие в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. Достаточно сравнить среднюю нагрузку по уходу за ребенком у молодой мамы и работающей 40-50-летней бабушки, чтобы обнаружить дополнительную трудовую нагрузку, которую она несет, когда родительская и молодая семья проживают совместно. У мамы недельный уход за ребенком составляет 6-7 часов, у бабушки 5-6 часов.
В совместно проживающей семейной группе помощь родителей молодой семье, как правило, велика и достаточна
Интенсивность помощи бабушек и дедушек зависит от того, работают пенсионеры или нет. Взрослые дети перестали быть кормильцами своих престарелых родителей. Скорее наоборот, материальная независимость от детей, высокий жизненный тонус пожилых людей - характерные черты современного образа жизни семьи. Стремление к независимости у пожилых людей так же сильно, как у молодых. Для пожилых людей характерны установки: "не зависеть от детей", "не быть обузой", "не превратиться в няньку", "не замыкаться только в семейных заботах". У многих пенсионеров стремление продолжать работу порой сильнее, чем желание своим участием оказывать помощь детям и их семьям.
В браке должна быть удовлетворена одна из основных социальных потребностей человека - потребность в любви, сохранении и поддержании чувства собственного достоинства. Психологи отмечают более критический тон женских оценок в отношении их супругов, чем мужских. Низкая оценка супруга часто определяется завышенной самооценкой со стороны женщины.
В сфере семейных отношений постоянные отрицательные оценки поведения друг друга вызывают изменения в характерах супругов, ведущие к дальнейшему обострению отношений.
Для семей, в которых супруги склонны к частым отрицательным оценкам друг друга, характерны хроническая раздражительность, озлобленность, ущемленное чувство достоинства.
Отсутствие в доме уюта, тепла, взаимопонимания создает почву для взаимных измен. Измена занимает одно из первых мест среди субъективных причин разводов.
Мужчины и женщины на первое место среди причин, разрушающих семью, поставили измену, которая, по их словам, уничтожает "доверие и уважение". Характерно, что многие мужчины, говоря об измене, имели в виду поступки супруги, а не свои собственные.
Допуская добрачные сексуальные отношения как безусловную современную норму, студенты обоего пола в своем большинстве резко отрицательно относятся к супружеской измене. Этот показатель коррелирует с указанием на измену как первопричину развода.
Женщины, не допускающие измену принципиально, оценивают ее как предательство.
Высказывались весьма реальные опасения, что измена опасна из-за возможности заражения заболеваниями, передающимися половым путем.
Многие респонденты считают, что случайная физическая измена не должна разрушать брак. Симптомична позиция, допускающая супружескую измену как право автономной личности. Разброс мнений по поводу сложнейшей проблемы внутрисемейных отношений не снижает высокую этическую норму, нацеленную на супружескую верность как важнейшую семейную ценность.
Студенты обоего пола считают, что серьезной причиной расторжения брака является исчерпанность чувств. Это мнение вполне соотносится с основным мотивом брака - любовью. Можно с уверенностью сказать, что общественное мнение, выраженное абсолютным большинством респондентов, оценивает брак без любви как безнравственный, и отсутствие чувства определяется в качестве серьезной причины расторжения брака. 70% женщин и 78% мужчин отдают предпочтение жизни вне брака, браку без любви [8].
По сравнению с социологическими выводами 70- 80-х гг. появились новые подходы к факторам стабильности брака. Молодежь сходится во мнении, что материальные проблемы и сексуальная дисгамия могут разрушить брак.
Студенты считают также, что главные семейные трудности носят психологический характер. Они указывают на самые разнообразные причины разрушения семейного очага. Например, неумение гасить конфликты, непонимание, нетерпимость, раздражительность, невнимание, усталость друг от друга. Как ответила одна студентка: "Повод к разводу может быть любой, а причина - разрушение ценностей" [9, c. 7].
Важным условием стабильности брака молодые люди назвали его гомогенный характер, т.е. совпадение образовательного и интеллектуального уровня супругов. Прогнозируя свое семейное будущее, студенты представляют союз любящих, верных супругов, заботливых воспитателей детей.
Замечательное исследование провели ученые института психологии РАН, изучив частушки, песни, поговорки, анекдоты, посвященные семье. В результате появился идеальный социальный портрет современной семьи1.
Мужчина должен хорошо зарабатывать и полностью материально обеспечивать семью; должен заниматься воспитанием детей; должен поддерживать хорошие отношения с тещей; не должен изменять жене; не должен быть вял, пассивен и равнодушен к делам семьи, домашнему хозяйству; не должен быть пьяницей; не должен быть жадным, трусливым, слабым, хвастливым, ленивым и эгоистичным. Желательно иметь высокие сексуальные возможности. Современная россиянка не должна быть черства, груба и агрессивна с близкими, не должна унижать и постоянно "пилить" мужа и детей; не должна быть слишком озабочена вопросами секса; не должна попадаться, если изменила мужу; не должна вмешиваться в дела семьи дочери или сына.
Обобщая вышесказанное, хотелось бы сделать самый главный вывод. Эмансипация, не подтвержденная семейным равенством, есть эмансипация не человеческой личности, а только женщины. Этот этап эмансипации стал уже историческим. Современная концепция эмансипации должна исходить из обоюдной роли супругов в семье, т.е. быть концепцией эгалитарных семейных отношений. Пришла пора отойти от рассмотрения только "женских проблем", социология должна заниматься изучением роли мужчины в семье. Женские и мужские проблемы - это зеркальные проблемы. Зеркальность проблемы не предполагает нивелировки в ее решении. Нужно думать не только о специфике женского и мужского труда, а о специфике жизнедеятельности мужчины и женщины. Гармония личности не может существовать без гармонии основных функций человека: работника, супруга, родителя.
Наступил XXI в., и мы все больше подходим к осознанию, что цивилизация связана прежде всего с многообразием социальных условий и наличием выбора. Общество должно учитывать бесконечное разнообразие условий жизни людей и представить им возможность самостоятельного индивидуального выбора.
Проведенное исследование показало, что отношения молодой семьи должны быть более эгалитарными (равноправными) и они будут являться фактором стабильности брака. Чем полнее будут раскрываться цивилизованные принципы развития нашего общества, тем более выраженной будет тенденция демократизации семьи. В течение XXI в. эгалитарная семья станет массовой и преобладающей. Информация о данном центре представлена в Приложении 1.
Молодая семья - это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка.
Молодая семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Она является одновременно социальной группой и общественным институтом. Молодая семья является своеобразной моделью общества, всех его социальных связей и отношений. Находясь в сложных взаимоотношениях с обществом, подвергаясь влиянию со стороны его экономической, политической и правовой систем, молодая семья оказывает свое воздействие на общество
Критерием молодой семьи, прежде всего, является очередность брака – первый, продолжительность совместной жизни – до трех лет и границы возраста супругов – от 18 до 30 лет. По своей структуре современная молодая семья бывает полной, типичной и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей, те семьи, где отец проходит срочную военную службу, студенческие семьи, а так же семьи в которых один из ее членов является инвалидом. Из них наиболее многочисленны группы неполных и студенческих семей.
Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в недостатке средств на социальные цели и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.
Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа.
Проведенное исследование показало, что отношения молодой семьи должны быть более эгалитарными (равноправными) и они будут являться фактором стабильности брака. Чем полнее будут раскрываться цивилизованные принципы развития нашего общества, тем более выраженной будет тенденция демократизации семьи. В течение XXI в. эгалитарная семья станет массовой и преобладающей.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 192.