Система работы по развитию речи на протяжении четырех лет обучения была отработана. Результат - детские сочинения.
Например, сочинение-повествование с элементами описания на тему «Зимние гости». Эпиграф:
Тихо, тихо сидят на снегу снегири.
На головках бобровые шапочки.
У самца на груди - отраженье зари.
Светло-серые перья на самочке.
Это было в середине зимы. Земля тихо спала под теплым одеялом. Деревья были одеты в белые меховые шапочки.
Все в природе замерло. А мороз все крепчал.
Однажды мы сидели в теплом классе и писали. Учительница попросила нас посмотреть в окно. Мы все вскочили со своих мест, подбежали к окнам и стали смотреть в сад. На ветках деревьев мы увидели очень красивых птиц. Грудки у них были ярко-красного цвета. Сначала мне показалось, что это яблоки остались висеть с осени. А потом мы увидели, что эти яблоки порхают с ветки на ветку. Это были зимние гости - снегири. Прилетают они к нам только зимой. И никакой мороз им не страшен.
И как будто снегири хотят нам сказать: «Помните о птицах всегда, так как это красота, радость людям навсегда»!
Анализ сочинений.
1. Количество учащихся, писавших работу - 24.
2. Количество учащихся, правильно раскрывших тему и не допустивших в работе орфографических ошибок - 4 человека.
3. Количество учащихся, допустивших ошибки в содержании:
а) не раскрыт ни один пункт плана - 0 уч-ся;
б) не все пункты плана раскрыты - 3 уч-ся.
4. Количество учащихся, допустивших ошибки в построении предложений:
а) нарушен порядок слов в предложении -2 уч-ся;
б) часто повторяются одни и те же слова в двух рядом стоящих предложениях - 3 уч-ся;
в) неуместное употребление слов - 3 уч-ся;
г) ошибки в связи слов в предложениях - 2 уч-ся.
Проведенный анализ показывает, что ученики моего класса к концу 4 класса научились излагать свои мысли по плану с минимальным количеством речевых недочетов и ошибок содержательного характера.
Тексты сочинений содержат большое количество прилагательных, помогающих сделать описание более точным. В работах ребята использовали и эпические приемы, которые сделали язык образным и ярким. Это позволяет сделать вывод, что работа над сочинением в процессе обучения русскому языку оказало положительное влияние на развитие у младших школьников внимательного отношения к слову, на становление точности и выразительности речи. Это подтверждается результатами творческих работ в 5 классе. (Сейчас мои ученики учатся в 5 классе.) Учитель русского языка в III триместре предложила детям написать сочинение-описание на тему «В окно повеяло весною».
Цель: формирование умения раскрывать тему сочинения, развивать наблюдательность, учить видеть прекрасное вокруг себя, прививать любовь к этому прекрасному.
Анализ сочинений показал, что составленные детьми тексты соответствуют заданной теме; предложения логически связаны между собой, соответствуют заданному типу речи, содержат большое количество разнообразных прилагательных, помогающих сделать описание более точным и выразительным.
Сочинения писали 30 учащихся. Правильно раскрыли тему и не допустили в работе орфографических ошибок 5 учащихся.
Были допущены ошибки в построении предложений:
а) нарушен порядок слов в предложении - 2 уч-ся;
б) часто повторяются одни и те же слова в двух рядом стоящих предложений - 4 уч-ся;
в) неуместное употребление слов - 2 уч-ся;
г) ошибки в связи слов в предложениях - 3 уч-ся.
То есть ребята с минимальным количеством ошибок, как и в 4 классе, справились с творческой работой. Учитель русского языка отметила, что учащимся интересна работа с элементами описания, а проведение ее систематически и целенаправленно приучила детей к культуре чтения. Ученики не проходят мимо описания какого-то предмета в художественном произведении, они обязательно читают и дивятся красоте описываемого писателем предмета. (Например, «Мещерская сторона» К. Паустовского.) А многие предложения записывают в дневники «Для подготовки к написанию сочинений», чтобы потом использовать в своих творческих работах.
Считаю, что только система работы по развитию речи позволила за 4 года обучения в начальной школе сформировать у детей основные способности для творческой деятельности и охватить все виды сочинений.
Заключение
Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.
Наиболее актуальна работа по развитию речи в начальной школе. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много специальных слов, овладевают учебно-научным стилем речи. А ведь нам нужно «приобщать ученика к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими». И чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи младших школьников через сочинительную деятельность.
Для достижения цели использовала систему работы по подготовке к написанию сочинений.
С 1 класса работала над формированием умения строить в устной форме связные высказывания. Это работа над словом, словосочетанием, предложением, составление связных высказываний.
Основное направление работы во втором классе - это работа над связностью текста.
3 класс - составление текстов - повествования с элементами описания по заданному или коллективно составленному плану.
4 класс - составление текстов - повествования с элементами описания и рассуждения.
Вся работа строилась по принципу постепенного наращивания трудности, с учетом программных требований по развитию речи в последующих классах.
Такая система работы позволила ученикам овладеть различными способами изложения мысли, воспитала сознательное отношение к языку и интерес к слову, подготовила к более сложной творческой работе - характеристике героя.
Таким образом, к концу начальной школы подвела своих учеников к требованиям 5 класса, где продолжилась работа по дальнейшему развитию умения точного, уместного, выразительного использования языковых средств в устных и письменных сочинениях на темы, связанные с жизненным опытом учащихся, в сочинениях по жанровой картине, иллюстрациям. Характеристика «живых» людей, литературных героев, в жанрах художественного стиля.
Считаю, что такая система работы является оптимальным вариантом работы над сочинением в развитии устной и письменной речи.
Список литературы
1. Балашова, Т.Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного. //Начальная школа. 1998. - №10. -с.70-75.
2. Бескоровайная ,Л.С. Современные открытые уроки русского языка. - Р., 2002.
3. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника. 2003. - №4.
4. Васильева ,А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. - М., 1990.
5. Головин, Б.Н. Как говорить правильно. - М., 1989.
6. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. - М., 1991.
7. Елисеева М.Т. Работа над изложением и сочинением. //Начальная школа. 1991. №5 - с.26.
8. Катонова, Е.М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников. // Пачатковая школа. - 2004. - №6. -с.20.
9. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1991.
10. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.
11. Львов,М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. - М., 1985.
12. Львов, М.Р. Виды речи. - 2000. - №5.
13. Программа 12-летней общеобразовательной школы с русским языком обучения.- М., 2004.
14. Романовская ,З.И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.В. Занкова. //Начальная школа. - 1994. - №8.- с.16.
15. Руководящие документы РБ (образовательные стандарты) Министерство образования РБ. - М., 1999.
16. Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. //Начальная школа. - 2003. - №2. - с.10.
17. Тикунова, Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. - М., 1992.
18.Уидзенкова, А.К., Сагирова О.С. Русский с увлечением. - Е., 1997.
19. Черноусова, Н.С. Сочинения в начальных классах. - М., 1986.
20. Харченко, О.О. Как усилить коммуникативную направленность работы над предложением. //Начальная школа. - 2002.-№1.-е.18.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 201.