Результативность работы по развитию речевых умений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

При определении последовательности обучения сочинениям каждый учитель должен предусмотреть постепенное их усложнение в зависимости от тех умений, которых они требуют. А это возможно при системе планирования. Для этого уже в 3 классе составила таблицу, в которой были отражены все виды сочинений в начальных классах: по источнику материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку. По этой таблице видно было, какие виды сочинений выпали из поля зрения, какие повторяются.

 

Источник

Способ

Язык

Жанр (тип, вид)

Примечание

материала

подготовки

(стиль)

 

 
1 2 3 4 1 2 1 2 1 2 3 4 5 6 7 8

Источник материала:

1) на материале

труда, экскурсий,

походов, наблюдений,

личного опыта;

2) по картине, фильму,

спектаклю, на книжном материале;

3) материал

разных источников

(например, книжные сведения и личные наблюдения);

4) на основе творческого воображения (по сюжетной картине, по данному началу или концу, импрови-зация сказок и пр.)

                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                                Способ подготовки: 1) коллективный; 2) индивидуальный (самостоятельный).
                                Жанр (тип, вид) 1 .Повествование; 2. описание; 3. рассуждение; 4. смешанные; 5. миниатюры;
                                6. отзыв; 7.заметка (статья) в газету; 8.письма, поздравления.

 

В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением приобретенные учащимися ранее. Работу начинаем с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, вводили описание единичных предметов и несложных действий: описание рисунков в сочинении «Что я люблю рисовать», описание грибов в сочинении «За грибами», описание деревьев в сочинении «Дерево, которое мне больше всего нравится». Вот некоторые из сочинений учеников. Этот вид работы был для ребят знаком, и они легко справились.

Липа

У меня под окном растет стройная липа. Она не молода, высокий ствол у нее весь в трещинах. У нее большие длинные ветви. Каждая маленькая веточка на них очень тоненькая, но их много-много. На этих веточках уже начинают набухать коричневые почки. Они уже пухленькие и скоро начнут лопаться. И когда лопнут, то покажутся зелененькие молоденькие резные листочки, похожие на сердечко. И моя липа станет еще прекрасней.

Дуб

Мое дерево — это старый дуб на краю парка, куда мы часто ходим отдыхать. У него могучий ствол с темной шершавой корой, красивые раскидистые ветви кое-где с кривыми сучьями.

Ему уже много-много лет. Он очень старый, ветви его опустились, ствол весь в трещинах. Но все равно он мне очень нравится, этот богатырь.

Чтобы описания получились точными, организовывали наблюдения. (Например, было организовано наблюдение в классе.)

В описаниях обычно широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. Для этого приводим ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые ребята будут описывать. Например: березка - молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная. Листочки - зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываю на доске и, работая с ними, показываю детям как из многих слов, следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.

Работа над сочинением предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарную работу в связи с сочинениями проводим в такой системе:

1. Вводим в устные рассказы и в сочинения детей новые слова, только что объясненные на уроках чтения (половодье, хлынуло, убранство и др.).

2. Подбираем синонимы или выбираем из синонимического ряда слово, наиболее подходящее для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются).

День

Удивительный чудесный

дивный волшебный

чудный изумительный

поразительный восхитительный

необыкновенный таинственный

Обогащается словарный запас при подборе глаголов к существительному. Например, к слову подснежник ребята подобрали 20 глаголов. Тянет, проснулся, нежится, дремлет, гордится, беседует, умылся, познакомился, удивился, прислушался, огляделся, обрадовался, повернул, замерз, услышал, потянулся, запел, увидел, улыбнулся, вышел,

К слову листья подобрали 20 глаголов. Падают, бегут, шуршат, скребутся, плавают, устилают, шепчут, прощаются, понеслись, зашумели, запрыгали, полетели, валятся, лопочут, сыплются, лежат, покрывают, летят, шумят, разговаривают.

3. Включаем в рассказы и тексты сочинений, фразеологические обороты наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (река вышла из берегов - разлилась; спит как убитый - крепко).

4. Проводим работу над усвоением сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочетания предлагаем словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, (травка зеленеет, показалась, пробивается).

5. От слов - к словосочетанию и предложению. Как оживают лица детей в эти минуты творчества! Вот несколько примеров из работ детей:

Веселый маленький лягушонок танцует ламбаду на болотной кочке. Маленький подснежник выглянул из земли, увидел солнышко и улыбнулся ему.

Озорной ветерок весело играет шляпками прохожих. Колыбельная песня зимы тихо пролетает над отдыхающим лесом.

6. Введение поэтической минутки. (Например, прослушивание стихотворения В. Кокина «У зимушки - у кружевницы»)

... У зимушки, у кружевницы

В палитре красочен набор.

Красны, как зори, наши лица,

И вечно зелен старый бор.

И небеса синей, чем летом.

Все здесь: и охра, и сурьма,

Но все-таки любимым цветом

Считает белый цвет зима.

И вот белы поля, овраги

И вся родная сторона.

Земля - как чистый лист бумаги,

Где будет рисовать Весна.

Новые слова в словарный запас детей: зима-кружевница, палитра, охра, сурьма.

По содержанию этого стихотворения можно проследить новое, необычное описание на тему, «Какой любимый цвет у зимы?» Описание на уроке составили устно.

После такой подготовительной работы дети получили домашнее задание составить устные рассказы. Темы выбирали сами. Со своими рассказами выступали на уроках чтения. Наиболее интересные записывались в тетради «Для подготовки к сочинениям», которые начали вести в 3 классе.

Зима

Пришла красавица-зима - и сразу выпал крупный снег. И тут же вьюга началась. Все, усыпав снегом, метель уснула. Небо стало голубым, выглянуло солнце. Снег под солнцем стал сверкать, переливаться. Мороз-волшебник одарил деревья красивым инеем.

Продолжением этой работы было составление описания весны.

Читаем стихотворение.

Зима недаром злится -

Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

- Что вы, дети, слышите, чувствуете, когда произносите слово весна! А как весна стучится? Вы слышите? Какая она вам представляется? После предварительной подготовки дети составили описание весны.

Весна - это маленькая девочка в голубом, зеленом, цветном платье, на голове венок из подснежников. Лицо улыбающееся, иногда грустное. На чем она мчится к нам?

У нее упряжка из самых быстрых ручьев. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков. Летите серебряные кони.

Было написано сочинение по опорным словам.

Тема: «На вокзале». Опорные слова: багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.

Я живу недалеко от вокзала. По дороге из школы можно встречать и провожать поезда. Вот и вокзал. Загорелся зеленый свет. К перрону подошел поезд, Из вагонов стали выходить пассажиры. Дежурный дал сигнал. Поезд отошел от перрона. Скоро он превратился в маленькую точку, а потом скрылся за лесом.

Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. В начале рассказы составляются коллективно, затем 2-3 ученика их повторяют, и только после повторения дети записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до 1 и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.

Постепенно, шаг за шагом раскрываем ребятам способы подготовки к сочинению. В свои тетради («Для подготовки к сочинениям») ребята записывали примерный план, источники материала (где и в какой книге можно прочитать нужную информацию), делали выписки из книг, выбирали наиболее подходящие для их сочинения слова, фразы, подбирали эпиграф или сочиняли сами на поэтических минутках. Для подготовки пользовались памятками. (Приложение 1) Учила детей, как нужно собирать материал на основе наблюдений.

Тема: Падающие листья...

Цель: учить наблюдать предметы.

Задача: ввести учащихся в процесс собирания материала к сочинению по наблюдениям.

Предлагаем вопросы - задания:

1. У каких деревьев листьев еще много, у каких - мало? Где именно (на верхушке или на нижних ветках) их можно еще увидеть?

2.Какого цвета осенние листья у разных деревьев?

3. Как они выглядят в солнечную и как в дождливую погоду?

4. Как падают листья на землю в тихую и как в ветреную погоду?

5. Как пахнут осенние листья?

6. Какой лист тебе кажется особенно красивым? Почему?

7. Чем вы любовались в парке?

8. Какие картины вы могли нарисовать о том, что вы видели на экскурсии?

Ученики записали эти вопросы в тетради и начали проводить наблюдения

(дается 3 дня). Была проведена экскурсия в парк.

Результаты наблюдений они фиксировали.

В процессе обсуждения собранных материалов происходит обмен накопленными впечатлениями, что обогащает детей.

Падают бесшумно.

Скользят, словно маленькие шлюпки плывут по воде.

Медленно и плавно падают.

Танцуют под музыку ветра.

Капает дождь, а вместе с ним в один такт падают листья.

Падают, каждую секунду меняя цвет, потому что дует ветер, и листья то и дело поворачиваются...

На другом уроке русского языка использовали материал, который дал возможность показать, как разные поэты и писатели описывают падающие листья:

«Сыплются с дерева листья поблекшие». (А. Плещеев).

«Листья, словно птицы, стаей закружились над землей». (В. Степанов)

Последний этап подготовки к написанию сочинения - подборка начальных фраз, предложений-зачинов. Предлагаются примерные зачины. Ученики записывали их в тетради.

Кто не знает, что осенью падают листья? Но как? Когда? Все это происходит незаметно. Трудно уследить. Вот на березе, например, ни одного листика, а дуб еще весь зеленый. Впрочем, нет, и у березы есть листочки - на самых кончиках веток.

Я стою на балконе и смотрю на деревья в нашем дворе. На березке, которая растет у моего окна, осталось еще несколько листочков, их можно пересчитать...

Следующий урок отводится на написание сочинения по коллективно составленному плану.

1. Осенний парк.

2. Деревья осенью.

Осенний парк

Вчера был теплый солнечный день. Мы ходили на экскурсию в осенний парк. Он был укрыт разноцветным ковром -это опавшие листья. Я слышал, как шуршали они под ногами.

В парке росли хвойные и лиственные деревья. Только осенью я по-настоящему оценил красоту деревьев. Рябина нарядилась в красные бусы и серьги, одни листья у нее пожелтели, другие стали пурпурными. А березки, словно в золоте. Деревья роняли свою листву и украшали ели и сосны.

Мне очень понравился осенний парк.

При изучении темы «Суффиксы» дети писали сочинение-повествование «Мой любимый зверь». Перед ними была поставлена цель: показать, как, используя слова с суффиксами, можно выразить свое отношение к животному. К своим сочинениям дети нарисовали рисунки.

У меня есть птичка. Живет она в клетке. Мы зовем ее Пинчер. Наша птичка очень красивая. Грудка у нее желтенькая, перышки серенькие. Хвостик — беленький, а из него торчит черненькое перышко. Поет она заливистым голосочком. Кормлю я Пинчера коноплей и рапсом. Пьет водичку из поилки, а купается в купаленке. Я очень люблю свою птичку.

Подводя итоги работы по развитию речи в 3 классе, могу сделать вывод, что у детей повысилась не только культура речи, но и уменьшилось количество речевых недочетов в письменных творческих работах.

Система работы по данной проблеме отрабатывалась и в 4 классе.

Работу над сочинением, как я уже отмечала, строила по принципу постепенного наращивания трудности.

Если в 3 классе дети учились писать сочинение-описание одного предмета, описание природы, то уже в 4 классе ребята писали сочинение-описание с элементами сравнения. Например, тема: сочинение-описание, с элементами сравнения «Мухомор и лисичка». Цель: составление описания гриба по рисунку и представлению; нахождение элементов описания и сравнения.

Передо мной два различных гриба: мухомор и лисичка. Чем же они отличаются? Да всем.

Мухомор растет в одиночку, как бы любуясь своей красотой, а лисичка селится небольшой семейкой.

Мухомор действительно красив. Шляпка у него красного цвета с белыми пятнами. Ножка тоже белого цвета, высокая и стройная. У лисички ножка маленькая, а шляпка оранжевого цвета. Если шляпка мухомора совсем плоская и напоминает форму тарелочки, то у лисички она совсем другой формы. Гриб похож на глубокий фужер.

А самое главное отличие в том, что мухомор ядовитый гриб, а лисичка съедобный. Если после дождя муха сядет на «тарелочку» гриба, чтобы напиться, то сразу умрет. В тарелочке-то яд! Вот поэтому и назвали гриб мухомором. А лисичка напоминает нам по цвету рыжую лису, может, поэтому она и получила такое название.

Уроки русского языка тесно связаны с уроками чтения, изобразительного искусства, технологии. Например, проводила интегрированный урок русского чтения и технологии. Дети знакомились со стихотворением Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» и выполняли объемную аппликацию панно «Осенний лес». (Приложение №7)

Поэтические строки Ф.И. Тютчева вдохновили учеников на сочинение своих стихов по данной строке.

Листья падают в лесу...

Я домой их принесу.

А когда зима завьюжит

И метелями закружит,

Я дворец зимы разрушу -

Листья мне согреют душу.

А затем после предварительной подготовки (Экскурсия в лес, работа по картине И. Остроухова «Золотая осень», лексическая подготовка) ребята написали сочинение на тему «Осенний лес».

Задача: собрать материал для сочинения.

Вот как проходила эта работа.

В классе был вывешен плакат с кармашками. Ребят поделила на 4 группы, каждая группа получила определенное задание. Дети записывали слова, относящиеся к теме сочинения.

 

Воздух Погода Листья Ветер Солнце
свежий унылая золотые сильный яркое
лучезарный печальная пурпурные влажный тусклое
хрустальный прощальная алые холодный грустное
чистый грустная багряные порывистый задумчивое
теплый скучная разноцветные легкий  
ядреный сумрачная пестрые ласковый  
славный угрюмая желтые тихий  
  ненастная мягкий ковер    
    пятнистые    
Небо Осень Дождь Туман  
ясное волшебница моросящий молочный  
голубое золотая теплый    
темное красавица холодный    
облачное дивная нудный    
хмурое славная затяжной    
неподвижное очаровательная      
  печальная      
  дождливая      
  хмурая      
  чародейка, как      
  и зима      

 

Составляли на уроке с этими словами словосочетания и помещали в следующий кармашек «Осенние словосочетания» (Дивная пора, золотая волшебница, изумительный день, приятное впечатление, ласковый ветерок).

Дети подбирали пословицы к данной теме (кармашек «Пословицы об осени»)

Одна из форм работы, входящая в подготовку к написанию сочинения, распространение предложений. Например: Наступила осень. После эюаркого лета наступила золотая осень (дивная пора), (Кармашек «Твое предложение об осени»)

Подбирается эпиграф или используют свое сочиненное стихотворение.

Проводила орфографическую подготовку. Учащиеся изучали трудные слова, которые могут быть употреблены в сочинении. Для этого эти слова включала в устные и письменные упражнения по русскому языку. В классе был вывешен плакат (за несколько дней до сочинения), на котором были написаны эти слова, с выделенными орфограммами.

При выполнении работы у ребят возникали трудности в постановке знаков препинания в сложных предложениях. Поэтому использовала схему «Помни знаки препинания».

Всем классом мы ходили на экскурсию в лес. Стоял теплый осенний день. Ярко светило солнце. Дул ласковый тихий ветерок. Небо было голубое. В лесу мы увидели, что листья тополя и клена пожелтели и стали опадать. Листьями была устлана вся земля. Казалось, расстелен золотистый ковер. Мы прислушались. Листочки шелестели. Они рассказывали осеннюю сказку. Хорошо осенью в лесу!

Наступила золотая осень. Входишь в лес и как будто попадаешь в сказку. Каждое дерево имеет свой особенный наряд. Береза одета в ярко-желтое платье, а осина в красное. Одна только елочка не сняла свой зеленый костюм. Все птицы давно улетели, только изредка слышно робкое щебетание воробья. Вся трава пожелтела и засохла. Хорошо осенью!

Совсем другие цели и задачи ставила, когда ребята писали сочинение по теме «Зима», используя при этом картину А.Платонова «Первый снег». Сочинение по одной картине развивает воображение учащихся, и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинениям.

При составлении текста-описания по пейзажной картине главное, к чему стремилась - создать эмоциональное воздействие живописного полотна на детей, научить их «читать» картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для описания.

Отрывок из урока

- Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы? Осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья, вечернюю зарю, которая не погаснет и через 100 лет?

- На картинах, написанных художниками. (Ответ детей)

- Правильно. Картины природы - леса, долины, луга, написанные художником, называются пейзажами от французского слова «пэи», что означает «страна». Всю страну не вместить в картину, но и одна березка, изображенная художником, расскажет о многом. У каждой страны своя природа, свой особенный пейзаж. Художнику переводчик не нужен. Он разговаривает с людьми без слов, мазками, линиями, цветом. Но надо научиться понимать его особый язык.

- Ваша задача - описать картину А.Платонова «Первый снег». Затем провожу анализ картины:

- Почему художник так назвал свою картину?

- Какого цвета снег, дома, одежда детей?

- Почему художник использует такие разноцветные сочетания?

- Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Затем проводится подготовительная работа:

1. Постановка знаков препинания.

2. Орфографическая работа.

Вывешивается план написания сочинения:

1. Показать самое главное на картине.

2. Описать действия, явления последовательно.

3. Назвать время и место действия.

Можно предложить два плана сочинения по картине.

План зрителей

I. Первый снег.

1. Описание снега.

2. Описание детей.

3. Описание окрестности.

П. Какие чувства вызвала картина

Та работа, которая проводилась в классе с 1 по 4 год обучения, помогла учащимся при написании сочинения-описания.

Приведу некоторые из них.

Передо мной картина замечательного художника-пейзажиста А.Платонова «Первый снег».

Падает снег. Крупные, пушистые снежинки обильно ложатся на землю. Все кругом сказочно преображается: земля, избы, деревья. Снег укрывает землю белым покрывалом. Нет еще ни одной протоптанной дорожки, ни одного оставленного следа. Больше всех первому снегу рады дети. Они, наспех одевшись, выбежали на крыльцо. Девочка не успела надеть пальто и стоит в легком платье, накинув только на голову желтый пуховый платок. Мальчик одет в шубку, шапку. Дети с особым восторгом и удивлением смотрят на первый снег.

У меня эта картина вызывает чувство радости. Так и хочется стать с этими ребятами рядом и протянуть руки к пушистым снежинкам.

Передо мной картина известного художника А.[1латонова «Первый снег». На ней изображены мальчик в расстегнутом пальтишке и шапке и девочка в розовом платьице. На голове у девочки платок. Дети, торопливо одевшись, выбежали на крыльцо и с любопытством смотрят на падающий первый снег.

А вот совсем другое сочинение.

Эта картина нарисована светлыми красками. Они помогли художнику передать радостное настроение детей во время снегопада. И у меня эта картина вызывает чувство радости.

Восприятие картины у детей разное. Поэтому и сочинения получились разные.

Сочинение с элементами рассуждения - новый вид работы. Это наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, их нужно вырабатывать постепенно.

К составлению сочинений с элементами рассуждения учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении.

Обучение элементарному рассуждению удобно связать с коллективной работой над планом сочинения. Приведу пример подготовки к сочинению на тему «Что я люблю рисовать».

Выясняю, любят ли дети рисовать и что именно они любят. Затем коллективно составляется план. Мои вопросы помогают детям определить сюжет рассказа, а по ходу развертывания сюжета вырисовывается план сочинения. План записывается на доске. В заключение спрашиваю у ребят: «О чем бы вы хотели написать в конце сочинения?». Ответы бывают разные, но я помогаю направить их мысль. Говорю: «Обычно, когда человек рассказывает о своей работе, он всегда отмечает, хорошо или плохо выполнена работа, интересная она или скучная, т.е. оценивает свои действия или действия других людей. Вы рассказали, как рисуете животных, людей, предметы. Давайте попробуем одним предложением оценить ваши рисунки, избегая слов «хорошо, плохо». Т.к. сочинения на данную тему учащиеся пишут о разных предметах, то последний пункт плана может получиться в общем, виде («Удачный рисунок») и заключительное предложение у каждого ученика будет различно по лексическому составу.

Продолжила работу над сочинением такого жанра на материале упражнения №603 (учебник русского языка 4 класс). Текст содержал интересную для детей информацию об исследовании Луны и возможности существования жизни на этой планете. Перед составлением текста-рассуждения на тему «Почему на Луне нет жизни?» напомнила детям, что в рассуждении обязательны три смысловые части: 1-я - то, что объясняется или доказывается; 2-я - само объяснение или доказательство; 3-я - выводы.

Почему на Луне нет жизни?

Людей давно интересовал вопрос о том, есть ли жизнь на других планетах. На Луне нет жизни, и это можно доказать. День там продолжается две недели. Та сторона, которая повернута к Солнцу, нагревается до очень высокой температуры. Ночь наступает мгновенно и длится тоже две недели. Температура лунной поверхности становится очень низкой, И днем и ночью температура не позволяет выжить живому организму на поверхности Луны.,

В 4 четверти ребята написали сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?»

По-моему, доброта - это цветок, который расцветает в душе каждого из нас. Когда я думаю о доброте, мне вспоминается моя бабушка. Руки и лицо у нее покрыты морщинами, но украшают ее ласка и тепло... Почему необходимо делать добро, для чего нужно быть добрым? Мне кажется, что злому человеку очень трудно жить на свете...

Не знаю, умею ли я быть доброй? Пусть об этом судят мои друзья и родные, но я очень хочу быть такой!

Отзыв о книге

Отзыв о прочитанной книге - это свободное сочинение. Здесь была бы вредна какая-либо общая схема, невозможен единый образец. Сочинение-отзыв - одна из самых перспективных работ. Постепенно усложняясь, они перейдут в 5-8 классах в сочинения на литературные темы. (Предлагаю одно такое сочинение.)

Самая интересная книга, прочитанная мною, - это «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.

Эта книга очень увлекательна по своему содержанию. На необитаемый остров попадает одинокий человек. Он должен там жить и бороться за жизнь. Вместе с героем переживаешь его лишения, боишься за него, когда он встречается с дикарями-людоедами.

Автор очень ярко описывает природу необитаемого острова. Вместе с Робинзоном Крузо любуешься закатами и восходами солнца, невиданными цветами и деревьями.

Больше всего мне понравились в книге те места, в которых описывается, как Робинзон устраивает свое жилище, приручает зверей, выращивает растения.

Книга производит сильное впечатление и надолго запоминается. Я советую прочитать ее всем ребятам. Они научатся у героя твердости, смелости и трудолюбию.

В 4 классе мои ученики работали над сочинением в жанре интервью.

На уроке внеклассного чтения дети познакомились с рассказом

И.Василенко «Полотенце». Учеников глубоко затронул этот рассказ. Они с большим желанием делились впечатлениями. А я затем предложила детям представить, что они журналисты и у них есть возможность взять интервью у главного героя через 60 лет после окончания войны.

- Сейчас это пожилой человек. Подумайте, какие вопросы вы бы ему задали, а затем примерно ответьте на них с точки зрения этого героя. На основе этого интервью напишите очерк о той личности, которую вы выбрали.

Вот одна из таких работ.

У нас в гостях Нуриев Архат Тимурович - ветеран Великой Отечественной войны.

- Архат Тимурович, вы помните содержание письма, которое написали отцу на фронт?

- Да, я помню, что писал отцу о том, что привез на фронт целый грузовик снарядов. Я хотел, чтобы мой отец знал, что его сын тоже помогает бороться с фашистами.

- Но ведь это было опасно. Вам было страшно?

- На войне всем было страшно. Но об опасности в ту минуту не думал. Мне хотелось помочь шоферу, и еще я знал, что машину со снарядами снедали солдаты.

- Как оценил ваш поступок отец?

- Отец погиб.

- Какую награду вы получили?

- Меня наградили медалью за Отвагу.

-Чем вы занимались после войны?

-Я окончил военное училище и стал военным.

- Что вы любите?

-Я люблю бродить по лесу, собирать грибы, люблю животных.

- Какие планы у вас на будущее? О чем мечтаете?

- Я хочу закончить книгу воспоминаний о войне. А мечта у меня одна. Я хочу, чтобы был мир, чтобы люди больше никогда не увидели ужасов войны,

- Пусть ваши мечты сбудутся! Спасибо за интересную беседу.

Очерк

Передо мной пожилой человек. Очень трудно себе представить в нем того мальчика, который смог совершить смелый поступок. Он помог доставить на грузовике снаряды, которые так нужны были солдатам. А ему было тогда только десять лет.

После окончания войны он остался совсем один. Окончил военное училище и стал военным. Архат Тимурович любит природу, людей, животных. Хочет, чтобы все люди жили в мире и никогда не увидели ужасов войны. Такой человек — герой.

Сочинения проверяю к следующему дню, чтобы у детей не пропал интерес к своей работе. Большое значение я придаю анализу сочинений. Иногда провожу индивидуальные занятия с детьми, допустившими большое количество ошибок.

В начале урока объявляю о результатах, читаю несколько лучших сочинений. На первых уроках я сама отмечала, почему сочинения считаю удачным, подчеркивала образность и яркость языка, его эмоциональность.

Позже, во 2-3 четверти (3 класс) к анализу сочинения стала привлекать самих учащихся. Надо сказать, что ребята - строгие и беспристрастные критики. Они начинают, требовательнее относится к слову, их интерес к языку растет. Вниманию класса я предлагаю два сочинения.

Задачи: составить у учащихся представление о том, что в тексте не должно быть предложений «не на тему», а также неоправданных повторов, отклонений от темы (избыточной информации).

Вопросы для анализа: все ли предложения в этих текстах на тему? Нет ли в текстах лишних предложений?

Первый снег.

Стоял тихий осенний вечер. Я легла спать. А утром посмотрела в окно и увидела кругом снег. Он падал тихо и густо. Я оделась на скорую руку и выбежала на улицу. А снег все падал и падал. Он был такой белый-белый и чистый, что я взяла снежок в ладони и умылась им.

Как хорош этот первый снежок!

Первый снег.

Однажды утром я проснулась, посмотрела в окно и увидела не черную, а белую землю. Я встала, умылась и позавтракала. Потом оделась, взяла портфель и пошла в школу.

Когда я вышла на улицу, то увидела много снега. Снег был чистый и белый.

Дети отметили, что в первом сочинении говорится о том, как выпал снег и как ему обрадовалась девочка, что сочинение написано на тему, в нем нет ничего лишнего. Во втором сочинении есть предложения не на тему, без которых можно обойтись, они лишние.

Проводится редактирование текста.

Делаются выводы.

Нужно создавать тексты точно на тему, тему раскрывать полно, Текст должен соответствовать теме.

При анализе сочинений провожу разные виды работ.

1. Упражнения на замену повторяющихся слов. Я читаю детям короткий интересный рассказ. Они отмечают, что в тексте часто повторяются одни и те же слова. Ребята знают, что повторений можно избежать. Эту работу мы проводим устно, а затем 2-3 предложения учащиеся записывают в тетради. Например: рассказ «Еж».

Вырыл еж на зиму нору под деревом. Хороша нора, только постельки нет. Побежал еж (зверек) за постелькой. Нашел еж (колючий) листья и давай кататься по земле. Листья пристали к иголкам ежа (к его иголкам).

2.Упражнения в подборе синонимов к данным словам (мальчик смелый, отважный, храбрый).

3.Упражнения в подборе антонимов (игра «Наоборотки»)

4. Упражнения в составлении предложений с указанными заранее словами и выражениями.

5. Коллективные сочинения, коллективные описания.

6. Составление сложных предложений с использованием пунктуационных знаков препинания. Например, работала над юмористическим этюдом А. Каневского «О пользе знаков препинания».

Цель: показать роль сложных предложений для передачи собственных мыслей.

«Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни проходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире...

Еще через пару лет он потерял двоеточие и престал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него оставались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал — так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!

Учащиеся пришли к выводу, что сложные предложения помогают излагать собственную мысль. А при помощи знаков препинания передается смысл и структура предложения.

Последний этап в работе над сочинением - его переписывание. Это для детей тоже творчество. Переписывая, они обязательно добавляют что-то новое. Переписывание необходимо только для тех учеников, у которых были допущены стилистические ошибки. Для меня важно, как дети исправят их. Иногда я практикую и такую работу: дети пишут сочинения на уроке. Все сочинения мною проверяются, но оценки за работу не выставляются. Каждое сочинение я рецензирую, отмечаю, как нужно исправить имеющиеся недостатки, затем сочинения возвращаю ученикам для доработки. После исправления недостатков ставлю оценки.

Такая система написания сочинений дает возможность не только указать каждому ученику на недостатки в его работе, но и отметить пути их преодоления. Как правило, переработанные сочинения становятся лучше по содержанию и стилю, в них меньше грамматических ошибок. Если же только оценить и сделать замечания по качеству его выполнения, но не потребовать исправления недостатков в нем, то вряд ли ученики серьезно продвинутся в приобретении необходимого навыка (в данном случае навыка подробного изложения того или иного события).

Следить за продвижениями своих воспитанников мне помогает папка, куда я заношу лучшие сочинения учащихся, отдельные, составленными ими предложения. Это дает возможность видеть перспективу в работе, устанавливать, как расширился кругозор детей, как накапливался опыт в подборе точных слов, словосочетаний, предложений.

Это позволяет проводить анализ сочинений. Читаю отдельные удачные места из работ одних и тех же учащихся: сначала второклассников, затем третьеклассников по одной теме. Например: сочинение по наблюдениям на тему «Первый снежок». (3 класс)

Все было спокойно. Но вдруг, после захода солнца пошел тихий снежок. Пушистые снежинки так осторожно падали на землю, словно боялись чего-то. Но потом развеселились и завели веселый хоровод. Снежинки падали на пальто, шапку и все они были разные. Снег шел все сильнее и вдруг повалил большими хлопьями. (Катя М.)

А вот как эта ученица писала во 2 классе:

Снежинки тихо кружились и падали на землю. Они были похожи на звездочки. Некоторые снежинки порхали как бабочки. И ветер уносил их все дальше и дальше. (Катя М.)

В классе веселое оживление, потому что и сама ученица, и все дети видят разницу между этими двумя сочинениями и понимают, как многому они научились. Таким образом, сочинение, как и связная речь в целом, - это не только и не столько раздел русского языка и чтения, сколько отражение и результат характера всего обучения.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 208.