Пути снижения себестоимости строительно-монтажных работ в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современных условиях

 

Одним из важнейших факторов, способствующих повышению эффективности строительного производства и инвестиций в целом является снижение себестоимости строительно-монтажных работ.

Для обеспечения намеченного уровня снижения сметной себестоимости разрабатываются организационно-технические мероприятия, иными словами, устанавливаются возможности снижения издержек производства за счет измерения планового объема и структуры строительно-монтажных работ, роста производительности труда, более экономного использования материалов, уменьшения транспортных и заготовительно-складских расходов, улучшения использования машинного парка, повышения сменности работы, сокращения простоев. Таким образом, определяется уровень снижения сметной себестоимости по отдельным статьям затрат, предусмотренных сметой. Но поскольку часть затрат строительного предприятия возмещается застройщиком сверх договорной сметной стоимости, то для соблюдения сопоставимости с фактическими расходами плановая себестоимость должна включать суммы компенсаций и льгот. Следовательно, плановая себестоимость строительно-монтажных работ исчисляется исключением из договорной (сметной) стоимости (без НДС) сумм плановых накоплений и заданий по снижению сметной себестоимости этих работ и добавлением сумм компенсаций, причитающихся с застройщика сверх сметной стоимости.[25; C.142]

Основными направлениями снижения себестоимости строительно-монтажных работ являются:

- сокращение затрат на материалы. Материальные затраты составляют 30-60% от всех издержек производства и включает стоимость приобретенных сырья и материалов, топлива и энергии всех видов, крупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, выполненных для предприятия сторонними организациями, услуги производственного характера, потери от недостачи материальных ресурсов (в пределах норм естественной убыли). Специфическим слагаемым материальных затрат является износ инструментов, приспособлений лабораторного оборудования и других средств труда, не относимых к основным фондам, износ спецодежды и других мало ценных предметов.

Очевидны три основных на правления снижения материальных затрат:

1) Поиск и покупка относительно недорого сырья и материалов осуществляется посредством анализа предложений поставщиков по сложившимся связям или по средством обращения на товарную биржу. Исходя из котировки цен на биржах, а также зная цены на материалы и сырье прежних поставщиков, можно сделать вывод, где и за сколько приобретать материалы. Из затрат на сырье, материалы, топливо, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных от ходов по цене их возможного использования в своем производстве. Эта цена может быть ниже цены приобретения, если использование отходов в своем производстве требует повышенных затрат (из единицы отходов получается меньше готовой продукции, чем из единицы исходного сырья или материала). Если отходы реализуются на сторону, то они вычитаются из общей суммы материальных затрат по цене фактической реализации, которая как правило, равна полной цене исходного материального ресурса. [26; C.82]

2) Следующий путь сокращения затрат - это меры по недопущению перерасхода сырья и материалов. К числу факторов, определяющих перерасход, относятся:

- сверхнормативные потери при транспортировке;

- небрежное обращение при производстве работ;

-использование в производстве материалов более высоких
марок и сортов, чем это предусмотрено нормами;

- переделки некачественно вы полненных работ;

- некачественная приемка, не правильное хранение;

- недостачи, хищения.

3) Сокращение затрат на сырье и материалы посредством их экономии производится за счет ряда факторов, к которым относятся:

- сокращение потерь против установленных норм естественной убыли;

- продление сроков оборачиваемости вспомогательных устройств по сравнению с действующими нормами;

- применение новых видов материалов (замена материалов).

Следует обратить внимание на проблемы снижения материальных затрат, связанных с использованием природного сырья, работа ми и услугами сторонних организаций, в том числе транспортных. [27; C.268]

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости строительно-монтажных работ имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия, последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других не производительных расходов.

Снижение себестоимости строительно-монтажных работ (Сс, в процентах) как следствие уменьшения затрат на строительные материалы и конструкции можно рассчитать по формуле:

 

 (1)

 

где Умо - удельный вес затрат на материалы и конструкции (на данный материал или вид конструкций в процентах к сметной стоимости всех строительно-монтажных работ);

Ур, Уц - соответственно процент снижения нормы расхода и цены материалов и конструкций (данного вида).

Себестоимость строительно-монтажных работ за 2006 год составляет 22 914 000 тенге. В себестоимости работ входят материалы на материалы и конструкции составляют 8 450 000, т.е. 36,9% к сметной стоимости.

С 2010 года планируется использование эмульсионно-минеральных материалов на основе катионактивных эмульсий, что обеспечивает высокое качество материалов и продление строительного сезона. [28; C.57]

Использование эмульсионно-минеральных материалов позволит снизить нормы расхода на 15%, а стоимость материалов снижается на 18%.

 

= 11,1807 %

 

Таким образом, использование эмульсионно-минеральных материалов на основе катионактивных эмульсий позволит снижению себестоимости строительно-монтажных работ на 11,1807%.

Одним из резервов снижения себестоимости строительно-монтажных работ является сокращение накладных расходов, кото рые занимают значительный удельный вес в сметной стоимости выполняемых работ.

Накладные расходы в строительных организациях определяются дифференцированно по нормам, которые зависят от значения и характера работ. Предельные нормы накладных расходов применяются для определения сметной стоимости строительства и расчетов между заказчиком и подрядчиком. Базой для исчисления накладных расходов для строительно-монтажных работ является сметная стоимость прямых затрат. Средняя норма накладных расходов в строительстве составляет 26% от сметных прямых затрат.

Накладные расходы подраздляются на четыре группы:

1) Административно-хозяйственные расходы - основная и дополнительная заработная плата административно-управленческого и
линейного персонала, командировочные, подъемные и другие расходы, связанные с перемещением, разъездом и содержанием легкового транспорта, канцелярские, почто вые, телефонные и другие расходы.

2) Расходы по обслуживанию рабочих - дополнительная заработная плата рабочих, отчисления на социальное страхование, охрану труда, технику безопасности и т.п.

3) Расходы по организации и производству работ – содержанию пожарной и сторожевой охраны, износ временных (не титульных) сооружений и приспособлений, малоценного инвентаря и инструмента, благоустройство строи тельных площадок, подготовка объектов строительства к сдаче.

4) Прочие накладные расходы - проценты, штрафы, пени и прочие непроизводительные затраты, относимые в учете на накладные расходы.

В условно-постоянные рас ходы включаются следующие статьи: административно-хозяйственные расходы; расходы на противопожарную и сторожевую охрану; износ временных, нетитульных сооружений и приспособлений; расходы на охрану труда и технику безопасности; расходы по благоустройств строительных площадок. Удельный вес этих рас ходов в общей их сумме составляет примерно 50-60%. [29; C.34]

Размер накладных расходов как в целом, так и по отдельным статьям затрат зависит от годового объема строительно-монтажных работ и их структуры, продолжительности строительства, производительности труда, величины основной заработной платы рабочих. Наличия и качества инструмента, инвентаря, временных зданий и сооружений, организационной и производственной структуры управления и других факторов.

Уровень расходов по отдельным статьям, их группам, а также по всему комплексу накладных расходов зависит от влияния от дельных или нескольких одноврменно действующих факторов:

Сокращение продолжительности строительства вызовет уменьшение накладных расходов (Сп) на величину:

 

/100 (2)


где Кп - доля условно-переменной (зависящей от продолжительности строительства) составляющей накладных расходов;

Ннр - величина накладных рас ходов в процентах к себестоимости работ;

Тпл, Тн - плановая и нормативая продолжительность строительства.

Таким образом, из сметы расходов доля условно-переменной 40% от общей суммы себестоимости, величина накладных расходов составляет 26%

Нормативная продолжительность работ составляет 60 дня

Плановая продолжительность работ составляет 75дня.

 

/100= 2,6%

 

Принцип, заложенный в механизм формирования средств на оплату труда, заключается в том, чтобы не допустить дальнейшего роста заработной платы, не связанного с динамикой (ростом или падением) объемов производства.

Установлено, что предприятие нормально функционирует, имея 20-25% рентабельности и предел в 30% позволил бы предприятию использовать прибыль не только на текущие нужды, но и на развитие инфраструктуры.

Сокращение затрат на оплату труда. Предприятию предоставляется возможность самостоятельно в зависимости от наличия средств, трудового стажа работающих, их квалификации и способностей, устанавливать разряд, уровень заработка каждому работнику, регулировать оплату труда в зависимости от набора потребительской корзины.

Дальнейшая работа по совершенствованию оплаты труда охватит:

- изменение поощрительных систем (отказ от изменений дифференциации и множества премиальных систем);

- введение системы тарифных соглашений, коллективных договоров;

- расширение участия трудящихся в прибылях, которое даст возможность кардинально реформировать оплату труда, поднять некачественно новый уровень саму систему мотивации труда;

- регулировать оплату труда на основе закона и контрактных форм;

- введение на предприятиях систему соотношения роста производительности труда, объемов производства.

Существуют и другие мотивы к труду. В частности рекомендуется использование регуляции режимов рабочего дня: неполный рабочий день, работа во внерабочее время с обязательным стимулированием, неполная рабочая неделя, разделение объема работ между сотрудниками, премирование отгулами. [30; C.61]

Набор льгот и компенсаций может включать в себя как оплачиваемые предприятием услуги (дополнительные выплаты по болезни, оплата жилья, выплаты по страхованию), так и представление дополнительного свободного времени.

Все вышеперечисленное даст возможность кардинально реформировать оплату труда, поднять заинтересованность рабочих кадров, повысить производительность труда, снизить себестоимость продукции, услуг.

В связи с этим, для снижения расходов на оплату труда и соответственно снижение отчислений на социальное страхование следует использовать виды выплат работникам, не включаемые в себестоимость продукции. Так, следует иметь в виду, что в себестоимость товарной строительной продукции не включаются: материальная по мощь, подарки, вознаграждения по итогам работы за квартал, год, оплата дополнительно предоставляемых по решению трудового коллектива (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающих детей, надбавки к пенсии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, доходы (дивиденды, проценты), выплачиваемые по акциям трудового коллектива, вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия, а также другие выплаты производятся за счет при были, остающейся в распоряжении и за счет специальных источников. Снижение уровня накладных расходов от уменьшения удельного веса основной заработной платы рабочих (С) можно определить по формуле:

 

 (3)

 

где Кз - коэффициент, определяющий долю накладных расходов, зависящих от удельного веса основной заработной платы;

Ннр. - величина накладных рас ходов в процентах к себестоимости работ;

Зпл - удельный вес заработной платы по плану;

Зсм - удельный вес основной за работной платы по смете.

Снижение затрат по эксплуатации машин, механизмов. Особое внимание следует обратить на эксплуатацию машин, механизмов и другого оборудования и не допускать перерасхода по этой статье затрат. [31; C.297]

Очевидны три основные причины перерасхода затрат на эксплуатацию машин, механизмов, оборудования:

Во-первых, резкий рост цен на энергоносители и возрастание других эксплуатационных затрат;

Во-вторых, малоэффективное использование техники и оборудования (например, недостаточная загрузка техники, применение ее не по прямому назначению и т.д.);

В-третьих, приписки невыполненных механизированных работ. Если в первую причину перерасхода (из-за резкого роста цен на энергоносители и на другие эксплуатационные затраты) ликвидировать практически невозможно (разве что уменьшить парк машин и на этом, что-то сэкономить), то вторую и третью причины можно ликвидировать собственными силами.

В целях выявления резервов снижения себестоимости использования техники и оборудования следует проверить: нет ли завышения в затратах на возведение временных устройств и приспособлений, которые по действующему положению относятся на эксплуатационные расходы, как единовременные затраты; не допускается ли перерасход топлива смазочных материалов; причины простоев машин (конкретные виновники); вы полнены ли все предусмотренные сметой ремонтные работы и не превышает ли фактическая их стоимость сметную; правильно ли распределены расходы на эксплуатацию машин и механизмов по отдельным объектам и др.

Транспортные расходы включают в себя затраты на перевозку сырья, материалов, топлива, оборудования, готовых изделий и других грузов.

Необходимо разобраться подробно с каждой из причин пере расхода затрат на транспортное обслуживание и разработать (реализовать) мероприятия по их ликвидации.

Уменьшение расходов на эксплуатацию строительных машин на планируемый период можно прогнозировать исходя из планируемого повышения норм выработки машин по формуле:

 

 (4)

 

где У мех - уровень расходов на эксплуатацию строительных машин в общей стоимости выполнения работ, в процентах;

Пуп - доля условно-постоянных расходов на эксплуатацию строи тельных машин в общей стоимости работ, в процентах;

Рмех - планируемый процент увеличения выработки машин.

Эту формулу можно использовать для оценки затрат как в целом по производственной программе, так и, например, при оценке изменения себестоимости в случае за мены отдельной машины.

Сокращение производственных потерь. При рассмотрении других комплексных статей себе стоимости необходимо учитывать, что расходы на подготовку и освоение производства, потери от брака, прочие производственные расходы представляют собой производственные потери. Основная часть расходов на подготовку и освоение производства связана с разработкой новых видов матери лов и конструкций, новых технологических процессов. Фактические затраты на эти цели сначала учитываются в составе расходов будущих периодов, а затем списываются постепенно на себестоимость продукции, исходя из планируемого срока их полного возмещения и планируемого объема строительно-монтажных работ в этот период.

Наиболее распространенными производственными потерями являются потери от брака. Устранение этих потерь является существенным резервом снижения себестоимости продукции. Для определения потерь от брака, относимых на себестоимость продукции, к себестоимости окончательно забракованных работ прибавляют затраты на исправление брака и из полученной суммы вычитают стоимость брака по цене возможного их использования, суммы удержания с виновников брака и суммы возмещения убытков, фактически взысканные с поставщиков за по ставку недоброкачественных мате риалов или полуфабрикатов.

 

3.3 Стратегический план развития ТОО «Бергштайн» на 2010-2014 годы

 

Стратегическое планирование в строительстве представляет собой совокупность целевых действий и решений, которые определены руководством организации для достижения желаемых результатов, с использованием базы практически всех управленческих решений и план, обеспечивающий реализацию миссии строительной организации.

В рамках стратегического планирования должны быть разработаны управленческие решения по направлениям:

- распределение ресурсов;

- адаптация к внешним факторам;

- подконтрольное координирование финансовых и произведенных аспектов деятельности;

- организационное стратегическое предвидение.

Ресурсы организации практически всегда ограничены. Задача разработчиков стратегического плана сводится к тому, что бы наиболее рационально распределить их с целью достичь конечных результатов с минимизацией потребляемых ресурсов.

Адаптация к внешним факторам включает организацию взамодействий с внешней средой, в том числе с другими субъектами хозяйствования, правительством, местными органами управления.

Целью внутренней координации является обеспечение эффективной деятельности подразделений организации на основе предварительного выявления сильных и слабых сторон организации.

Организационное стратегическое предвидение строится на опыте прошлых стратегий и связано с изучением, обобщением и анализом, для чего и проводится новое стратегическое планирование.

Следовательно, для разработки качественного стратегического плана необходимо получить и обработать огромное количество исходной информации и задействовать грамотных специалистов. Надо иметь в виду, что руководители организации должны не только возглавлять, но и непосредственно участвовать в разработке планов.

Стратегическое планирование не гарантирует успеха. Для Достижения конечных результатов, предусмотренных планом, необходимо осуществить не менее качественное его исполнение. Особенно это важно при наших условиях, когда внешние факторы меняются часто и радикально.[32;C.87]

Первоначальным звеном во всем процессе стратегического планирования является выбор миссии организации. Руководство организации, прежде всего, должно определиться в части значения своей организации, для чего она должна существовать.

Это необходимо, чтобы упредить проявление индивидуальных ценностей при определении целей строительной организации. Удовлетворение индивидуальных ценностей (цели от дельных работников) может привести к разработке стратегического плана, который не будет соответствовать ценностям всех участников инвестиционного процесса.

Предназначения крупных строительных организаций и малых имеют существенные отличия. Малые организации, как деятельность, так и вытекающие из нее цели определяют исходя из собственных возможностей в создании и реализации строи тельного продукта.

Чаще всего они ориентируются на участие в этом процессе в качестве субподрядчиков. Но практика показывает, что иногда и малые строительные организации выступают в качестве генерального подрядчика, ориентируясь на запросы рынка строительного продукта.

Цели строительной организации определяют деятельность с реализацией выявленных ценностей. При формулировке целей необходимо учесть: цели должны быть не только конкретными и достижимыми, но и ранжированными по времени их исполнения.

Как правило, различают три временных периода постановки и реализации целей:

- краткосрочные цели организации, которые реализуются в текущих планах - один год;

- среднесрочные цели — от одного года до пяти лет;

- долгосрочные цели — свыше пяти лет.

Но установившиеся временные интервалы плановых решений в условиях экономики рыночного типа осуществить в пол ной мере невозможно.

При разработке стратегического плана на этапе управленческого исследования сильных и слабых сторон строительной организации разработчики должны провести исследование после дующим направлениям: маркетинг (предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей строительной и ремонтно-строительной продукции, оценка уровня прибыли), финансы, строительное производство (операции), трудовые ресурсы, культура деятельности организации.

Маркетинговые исследования в части получения заказов на выполнение строительных работ играют существенную роль. Строители должны оценить свою конкурентоспособность. Оценка вплотную связывается с последующим изучением стратегических альтернатив — это ограниченный рост объемов строительных работ, определенный и сравнительно высокий рост, сокращение объемов работ и, наконец, сочетание всех альтернатив.

Итогом изучения стратегических альтернатив является вы бор определенного варианта стратегии. При этом необходимо учитывать такие факторы, как риск, фактор времени, поведение собственников и их последующее влияние на принятие от дельных плановых решений. Окончательный вариант стратегии Должен быть представлен расчетом плановых показателей по всем направлениям деятельности строительной организации и обычно на 3—5 и более лет.

Детальная разработка плановых показателей и меры по их исполнению в большинстве своем осуществляются в текущих кланах, разрабатываемых на каждый год или в ряде случаев, в бизнес-планах или среднесрочном плане. Однако не исключена возможность в стратегическом плане представить также последовательность его реализации.

 

 

Таблица 1. - Форма для разработки стратегического плана развития на 2010 - 2014 годы

Наименование предприятия

 

ТОО «Бергштайн»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Показатели

2009 год отчет

2010 год оценка

прогноз

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

1

Численность работников без совместителей, чел.

780

850

920

990

1060

1130

1200

2

Численность для исчисления средней заработной платы и других средних величин, чел.

780

850

920

990

1060

1130

1200

3

Фонд оплаты труда, тыс. тенге

37206,00

43 350,00

49494,00

55638,00

61782,00

67926,00

74070,00

4

Фонд заработной платы работников списочного, несписочного состава и совместителей, тыс. тг

37206,00

43 350,00

49494,00

55638,00

61782,00

67926,00

74070,00

5

Среднемесячная номинальная заработная плата, тыс.тенге

47,7

51

53,8

56,2

58,3

60,1

61,7

6

Налоги и платежи в бюджет, в том числе

252 000

350 000

402 500

462 875

532 306

612 152

703 975

6.1.

Социальный налог, тыс. тенге

36 277

42 268

48 258

54 249

60 239

66 230

72 221

6.2.

Индивидуальный подоходный налог с доходов, облагаемых у источников выплаты, тыс. тенге

31 517

36 722

41 926

47 131

52 335

57 540

62 744

6.3.

Земельный налог, тыс.тенге

1 461

2 029

2334

2684

3086

3549

4081

6.4.

Налог на транспортные средства, тыс.тенге

83

1 226

1410

1622

1865

2145

2467

6.5.

Налог на имущество, тыс.тенге

7 425

10 313

11 859

13 638

15 684

18 037

20 742

6.6.

Акцизы, тыс.тенге

 

 

 

 

 

 

 

6.7.

Плата за загрязнение окружающей среды, тыс.тенге

1 509

2 096

2410

2772

3188

3666

4215

6.8.

Плата за пользование земельными участками, тыс.тенге

152

211

243

279

321

369

425

7

Среднегодовая стоимость имущества для целей налогообложения,

742 500

1 031 250

1 185 38

1 363 28

1 568 02

1 803 63

2074212

8

Инвестиции в развитие предприятия, тыс.тенге

 

 

 

 

 

 

 

                   

Текущее планирование в строительстве. В текущем плане строительной организации осуществляется детальная разработка оперативных планов для организации в целом и ее отдельных подразделений. Это программы маркетинга по выполнению строительно-монтажных работ и производству материалов, деталей и конструкций, планы материально-технического снабжения, планы по научным исследованиям, внедрению новой техники, новых материалов и перспективных технологий.

При этом разрабатываются календарные планы выполнения строительно-монтажных работ на основе заказов или плановых объемов работ, которые могут быть обеспечены в результате выигрыша на рынке строительной продукции (инвестиций), на базе планов и фактической обеспеченности материалами и техническими ресурсами, степени загрузки производственной мощности строительной организации с учетом сроков, определяемых заказами и проектами строительства объектов.

Текущие планы включают также возможную реконструкцию мощности организации, замену строительной техники и оборудования, комплектование и обучение работников, про грамму реализации строительной продукции и предоставление ремонтно-строительных услуг, и в том числе населению.

Первостепенную роль в новых условиях хозяйствования занимают вопросы планирования маркетинга и разработки текущих финансовых планов.

Маркетинг — это стиль руководства, который включает философию и принципы поведения, базирующиеся системно-планомерной ориентации строительной организации на рынок.

Основными инструментами осуществления маркетинга являются:

- товарная и ассортиментная политика;

- распределительная политика и политика привлечения потребителей;

- политика цен и условий продаж;

-коммуникационная политика (взаимосвязь с другими субъектами).

Принципы маркетинга:

1) выполнение строительно-монтажных работ должно быть основано на точном знании потребностей их покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностях строительной организации;

2) полное удовлетворение потребностей строительной продукции;

3) эффективная реализация продукции и услуг на определенных рынках в запланированных объемах и в намеченные сроки;

4) обеспечение долговременной результативности (прибыльности) производственно-коммерческой деятельности строитель ной организации;

5) единство стратегии и тактики поведения организации в целях активной адаптации к постоянным изменениям.

Разработка маркетинговой стратегии является главной задачей функционирования маркетингового механизма. Стратегия маркетинга охватывает четыре главных элемента системы маркетинга:

1) продукт;

2) цена;

3) доставка продукта потребителям (сбыт);

4) продвижение продукта.

Требования, которые предъявляются к стратегии маркетинга:

- реализм;

- альтернативность выбора;

- четкость;

- гибкость;

- временная определенность.

Разработка стратегии маркетинга предполагает также выполнение очевидных требований учета реальных возможностей организации в части обеспечения строительными материалами, техническими, трудовыми и финансовыми ресурсами. Не следует стремиться охватить все, надо выделить себе нишу работ.[32; C.12]

Когда строительная организация ограничивается определенными сегментами рынка, то говорят о селективном маркетинге, который наиболее успешно может быть применен малыми и средними организациями.

Реализация маркетинговых и оперативных планов осуществляется через систему бюджетов и финансовых планов, которые обычно разрабатываются на один год с детализацией по кварта лам и в некоторых случаях по месяцам. При составлении финансовых планов используются показатели перспективного плана.

Финансовое планирование в строительной организации зависит от качества прогнозов основных показателей ее производственной деятельности, рыночной конъюнктуры, состояния де нежного обращения и курса рубля.

Показания финансового (планового) баланса или баланса доходов и расходов определяются источниками поступлений средств, затратами и расходами. В плановом балансе доходов я расходов находят также отражение финансовые отношения с государственным бюджетом, банковской и страховой система ми и по операциям на рынке ценных бумаг.

Финансовый план содержит расчеты ряда других показателей: прибыли от производственной деятельности, амортизационных отчислений на восстановление основных фондов, поступлений средств в порядке долгосрочного и среднесрочного кредитования, процентов банкам по кредитам, финансовых результатов от других видов деятельности.

Состав показателей планового баланса доходов и расходов организации представляет собой определенную систему, позволяющую в рамках каждого периода планирования определять источники затрат (расходов), их соотношение, степень и направления использования, распределение источников и сбалансированность их с затратами или расходами.

Часть прибыли в виде нераспределенной прибыли направляется на финансирование капитальных вложений и прироста оборотных средств, выплаты процентов банкам за предоставляемые ими кредиты, дивидендов владельцам ценных бумаг, эмитированных и реализованных предприятием своим работникам, создание финансового резерва, расходов на хозяйственное содержание социально и социально-бытовых объектов и на другие цели.

Годовой финансовый план организации одновременно является и инструментом планирования, и инструментом контроля. Обычно в организации должен составляться общий и частные бюджеты. Общий бюджет определяет объемы реализованной продукции, расходы других финансовых операций на предстоящий период. Он включает прогнозный отчет о прибыли, провозный баланс и бюджет денежных средств. В самом общем виде бюджет подразделяется на операционный бюджет и финансовый бюджет. Операционный бюджет подразделяется на:

- бюджет реализации;

- бюджет производства;

- бюджет прямых затрат на материалы;

- бюджет прямых затрат на труд;

- бюджет производственных накладных расходов;

- бюджет общих и административных расходов;

- прогнозный отчет о прибыли.

Финансовый бюджет подразделяется на:

- бюджет денежных средств;

- прогнозный баланс.

Основными этапами составления бюджета являются следующие:

1) составление прогноза реализации;

2) определение расчетного уровня объема производства;

3) расчет себестоимости строительной продукции и операционных расходов;

4) расчет потока денежных средств и других финансовых показателей;

5) составление прогнозных форм отчетности.

Бюджет реализации строительной продукции — стартовая точка составления общего бюджета, поскольку объем реализации продукции оказывает влияние практически на все другие статьи общего бюджета. Прогнозный объем реализованной строительной продукции в основном определяется сметой, прилагаемой к подрядному договору (или планируемым заказам на выполнение работ). В бюджете реализации определяется также сумма денежных средств, которую организация может получить от своих заказчиков. Наиболее ответственное — определение цены строительной продукции, которая закладывается в сметы.

Бюджет производства составляется после составления бюджета реализации. Ожидаемый объем производства в строительной организации определяется по двум направлениям: объем строительно-монтажных работ и объем строительных материалов, деталей и конструкций. В том и другом случае объемы рассчитываются путем учета, наличия запасов, реализации и оптимальных заделов на будущее.[33; C.128]

Бюджет прямых затрат на строительные материалы составляется после определения объема производства и рациональных запасов на будущее.

Бюджет прямых затрат на труд также составляется на основе бюджета производства с учетом трудоемкости работ и товаров. Для этого необходимо выявить и отобрать нормативы трудоемкости, используя соответствующие сметные и другие нормы и расценки.

Бюджет производственных накладных расходов включает все прочие статьи, которые не являются прямыми затратами на материалы и прямыми затратами на труд. Сюда относятся та кие расходы, как амортизация, отдельные виды налогов, включаемые в себестоимость, арендная плата и др.

Бюджет общих и административных расходов включает статьи операционных расходов, такие, как расходы по реализации строительной и прочей продукции, общие расходы по управлению и некоторые другие расходы, относимые к этой группе рас ходов. При составлении этого бюджета отдельно рассчитываются постоянные и переменные операционные расходы.

Бюджет денежных средств составляется в виде притока и оттока денежных средств за определенный период. Он состоит обычно из четырех основных разделов:

1) раздел поступлений, который включает остаток денежных средств на начало периода, поступления денежных средств от заказчиков и другие статьи поступления денежных средств;

2) раздел расходов денежных средств, отражающий все виды оттоков денежных средств на предстоящий период;

3) раздел избытка или дефицита денежных средств — разница между поступлением и расходованием денежных средств;

4) финансовый раздел, в котором подробно представлены статьи заемных средств и погашения задолженности на предстоящий период.

Прогнозный отчет о прибыли представляет собой расчетную оценку доходов и расходов строительной организации на предстоящий период.

Прогнозный баланс позволяет оценить, как будет выглядеть финансовое положение организации по прошествии соответствующего периода, выявить возможные неблагоприятные для организации финансовые последствия, проверить правильность других расчетов, рассчитать финансовые коэффициенты и оценить их уровень с позиций требований финансового рынка, выделить будущие финансовые источники и обязательства.

Планирование амортизационных отчислений. Проблема при разработке плана этих отчислений заключается в том, что нельзя определенно сказать, следует ли стремиться к получению наибольших сумм амортизации или наоборот, надо ли использовать ускоренную амортизацию или нет.

Краеугольным камнем для строительных организаций является также вопрос переоценки основных фондов. Увеличение базы амортизации путем повышения стоимости основных фондов при их переоценке и применении повышенных норм амортизации, а это предоставляется сделать с использованием соответствующих данных налогового законодательства, позволит поднять уровень амортизационных отчислений. Однако это вызовет увеличение сумм по налогу на имущество и, кроме того, из-за повышения уровня себестоимости за счет повышенных сумм амортизации приведет или к увеличению цены строительной продукции, или к снижению прибыли.

Поэтому разработчики планов в строительной организации в ближайшие годы при сравнительно высоком уровне инфляции должны решать проблему выбора некоторого рационального варианта, как переоценки основных средств, так и использования возможных изменений норм амортизации.

При проведении переоценки должны быть переоценены основные фонды, находящиеся в собственности организаций, их хозяйственном ведении, оперативном управлении, долгосрочной аренде, для определения полной восстановительной стоимости.

Приоритетным признан метод прямой оценки, так как он является наиболее точным и позволяет исправить неточности, накопившиеся в результате применения среднегрупповых индексов в ходе предшествующих переоценок.

Организации предоставлено право самой выбирать метод переоценки.

Полная восстановительная стоимость основных фондов определяется на основе затрат на воспроизводство объектов, аналогичных оцениваемым, из тех же материалов, с соблюдением планов, чертежей и качества выполнения работ.

Для документального подтверждения полной восстанови тельной стоимости основных фондов, определенной методом прямой оценки, могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей, экспертные заключения о стоимости объектов основных фондов.

Для определения полной восстановительной стоимости зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства индексы пересчета подбираются исходя из периодов осуществления затрат на строительство объектов. Для определения оной восстановительной стоимости оборудования, предназначенного к установке, и объектов, не завершенных строительством может быть дополнительно учтено их физическое и моральное старение.

По содержанию, характеру задач и способам их решения текущее планирование составляет основу оперативно-производственного планирования, которое заключается в календарной увязке строительного производственного процесса, выполняемого в подразделениях строительных организаций вплоть до рабочих мест.

Осуществление инвестиционной программы. Для практических рекомендаций предлагается предприятию осуществить одну или несколько инвестиционных программ (процесс создания инвестиционной программы приведен на рис. 19.)

 

Рисунок 20. Схема привлечения финансовых ресурсов


Таким образом, инвестиционная активность предприятия определяется прежде всего объемами средств, которые оно может привлечь. В этой связи, выделяются такие понятия как:

- инвестиционные ресурсы предприятия – это средства, которые имеются в распоряжении предприятия, то есть располагаемые ресурсы;

- инвестиционный потенциал предприятия – ресурсы, которые предприятие может мобилизовать на финансовом рынке;

- инвестиционные потребности – объем средств, необходимый предприятию для осуществления инвестиционной программы;

- инвестиционная программа – разработанная в рамках программы финансового оздоровления предприятия программа, включающая направления, сроки и объемы инвестиций;

- потребность предприятия в инвестиционных ресурсах – разность между инвестиционными потребностями и инвестиционными ресурсами предприятия. То есть:

 

,                    (5)

 

где ПР – потребность в инвестиционных ресурсах;

ИП – инвестиционный потенциал предприятия;

ИР – инвестиционные ресурсы предприятия.

Если: ,

где Потр – инвестиционные потребности предприятия,

то ситуация для осуществления инвестиционной программы благоприятна, и сумма равная: , может рассматриваться в виде мобильного резерва или страхового запаса (СЗ).





Дата: 2019-07-24, просмотров: 303.