Учет затрат на производство в строительстве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Затраты по договору подряда должны включать:

- стоимость материалов, использованных при строительстве;

- заработную плату рабочих, включая надзор на стройплощадке;

- амортизацию основных средств, использованных для строительства;

- затраты на передислокацию машин и оборудования;

- затраты на эксплуатацию строительных машин и оборудования;

- затраты на технические работы, непосредственно связанные с контрактом (например, пуско-наладочные работы);

- расходы, непосредственно связанные с конкретным контрактом (например, страховые платежи, накладные, транспортные и прочие расходы, имеющие непосредственное отношение к контракту).

Затраты, которые не относятся к деятельности по контракту:

- общие административные расходы;

- расходы по реализации;

- расходы на исследовательские разработки, возмещение которых не предусмотрено по контракту;

- амортизация машин и оборудования, которые простаивают или не используются для выполнения работ по данному контракту.

Для учета затрат на производство используются счета производственного учета подраздела 8110 рабочего плана счетов:

8110 «Основное производство»

8111 «Материалы»

8112 «Оплата труда»

8113 «Отчисления от оплаты труда»

8114 «накладные расходы».

1) Учет запасов

Учету товарно-материальных запасов (ТМЗ) в строительной организации следует уделять самое пристальное внимание, поскольку стоимость материалов составляет от 50 до 80 процентов себестоимости строительной продукции.

По этой причине при проведении налоговых проверок в строительных организациях особое внимание уделяется обоснованности списания материалов в производство и, соответственно, правомерности от несения стоимости этих материалов на вычеты из совокупного дохода при составлении декларации по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00).

Порядок учета запасов определен МСФО 2 «Запасы».[7; C. 112]

В соответствии с п. 4 МСБУ 2 запасы - это активы:

- предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности;

- в процессе производства для такой продажи;

- в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг.

Запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин:

- себестоимости;

- возможной чистой цене продаж.

Себестоимость запасов включает в себя:

- все затраты на приобретение;

- переработку;

- прочие затраты, произведенные в целях доведения запасов до их
текущего состояния и места их текущего расположения.

Затраты на приобретение запасов включают затраты:

- на приобретение, за вычетом любых торговых скидок;

- возвратов налоговых платежей и прочих аналогичных статей;

- импортные (таможенные) пошлины и прочие налоги, связанные с
приобретением;

- затраты, связанные с транспортировкой (доставкой);

- затраты по разгрузке и обработке грузов;

-другие затраты, непосредственно связанные с приобретением
запасов.

Материалы на строительную площадку могут поступать от заказчика, непосредственно от поставщиков, или передаваться со склада организации.

При поступлении материалов от заказчика отдельный договор поставки между заказчиком и подрядчиком обычно не заключают; все взаимоотношения строят на основе договора подряда, в котором конкретизируют обязанности каждой стороны. В частности, должны быть оговорены виды, количество и стоимость передаваемых материалов, а также сроки их передачи.

Если передачу ценностей осуществляют в порядке купли-продажи, то документальное оформление поступления материалов от заказчика ничем не отличается от порядка отражения поступления ценностей от поставщиков. Стоимость приобретаемых у заказчика материалов строительная организация либо оплачивает в общеустановленном порядке, либо уменьшает на их стоимость выставляемые заказчику счета на оплату выполненных строительно-монтажных работ. Заказчик здесь выступает в роли поставщика, показывая в бухгалтерском учете реализацию передаваемых ценностей.

Если ценности передают без передачи права собственности, в порядке обеспечения заказчиком наличия необходимых строительных материалов для производства строительно-монтажных работ, то учет движения строительных материалов следует проводить в соответствии с требованиями действующего законодательства, предусматривающими, что в случае, если по условиям, договора строительство здания осуществляет подрядная организация и при этом заказчик обязуется обеспечить подрядную организацию стройматериалами, передачу заказчиком подрядчику названных стройматериалов, ранее приобретенных с налогом на добавленную стоимость, проводят по ценам, без учета налога на добавленную стоимость.[9; C. 245]

В дальнейшем у застройщика, по мере принятия к оплате актов выполненных работ, налог на добавленную стоимость, ранее отнесенный в зачет по стройматериалам, использованным на строительстве, подлежит сторнированию и включению в стоимость строящегося, (построенного) объекта.

При этом у подрядчика стоимость таких стройматериалов в акте выполненных работ указывают отдельной строкой и в облагаемый оборот в целях исчисления налога на добавленную стоимость не включают.

Рассмотрим таблицу 1, где показана корреспонденция счетов по учету строительных материалов

 

Таблица 1 – Корреспонденция счетов по учету строительных материалов

Содержание операции Дебет Кредит
1 Отражается внутреннее перемещение строительных материалов (от одного материально-ответсвенного лица другому) 1318 1318
2 Поступили строительные материалы от поставщиков: - не стоимость материалов - на сумму НДС   1318 1420   1420 1420
3 Поступили строительные материалы в качестве вкладов в уставный капитал 1318 5110

 

Учет материалов на централизованном складе строительной организации ведут, как правило, в количественном измерении по каждому номенклатурному номеру в карточках складского учета материалов в общеустановленном порядке.

Основанием для записей служат типовые приходные и расходные документы (приходный ордер, акт о приемке материалов, товарно-транспортная накладная, коммерческий акт, накладная на внутреннее перемещений; материалов, лимитно-заборная карта, акт-требование, на замену материала, акт о недостачах и потерях материальных ценностей в процессе заготовления, хранения и в производстве, акт о потерях материальных ценностей в пределах норм естественной венной убыли, акт о порче, бое, ломе материалов и др.).

На приобъектных складах, расположенных непосредственно на
строительных площадках, материалы хранят только в ассортименте и
в количестве, необходимом для проведения строительно-монтажных
работ на данной площадке. Здесь вместо карточек складского учета
составляют ежемесячные материальные отчеты о поступлении, отпуске и остатках материалов (ф. № М-19).

Отчет составляет матери ально- ответственное лицо, в подотчете у которого числятся материальные ценности (кладовщик, производитель работ, мастер, бригадир). В отчете отражают перечень используемых материалов с указанием единицы измерения, учетной цены, остатков на начало месяца, прихода материалов в разрезе отдельных источников поступления, расхода материалов по назначению (сдано на центральный склад, передано другим подразделениям, использовано на производство и.т.п.), в том числе по объектам. После этих записей выводят остаток на конец месяца.

Материально ответственные лица заполняют только те графы материального отчета, которые характеризуют движение материалов в количественном выражении. По окончании месяца материальный отчет со всеми первичными документами после его утверждения в производственно-техническом отделе передают в бухгалтерию. Работники бухгалтерии, которые проверяют все приходные и расходные документы в соответствии с перечнем приложений к отчету, заполняют остальные графы отчета. Проверке подвергаются остатки материалов на начало и конец месяца, наличие документов и качество их оформления, полнота оприходования материалов и обоснованность их списания. [13; C.312]

Отпуск материалов закрытого хранения со складов в основное и вспомогательные производство осуществляют в соответствии с графиком производства работ по лимитно-заборным, лимитно-нормативным картам или другим документам, определяющим потребность в различных строительных материалах, исходя из планового объема работ на период. Многие организации не используют лимитную документацию и не ограничивают отпуск материалов в производство.

Однако списание материалов в состав производственных затрат проводят в строгом соответствии с действующими нормами расхода материалов, а сверхнормативное их использование оформляют оправдательными актами, в которых указывают причины, вызвавшие потребность в сверхнормативном расходе мате риалов и ее величину. На основе этих актов принимается решение о том, является ли перерасход обоснованным и должен ли он быть включен в состав производственных затрат, или же следует взыскать величину перерасхода с виновных лиц, или списать его за счет результатов деятельности строительной организации.

Материалы открытого хранения (гравий, песок, щебень и др.) в виду их громоздкости хранят вне складских помещений, на открытых местах, но они также находятся в подотчете материально ответственных лиц. Расходуемые на производство материалы открытого хранения не всегда поддаются обмеру в момент их отпуска.

Поэтому обычно все навалочные материалы выписывают под отчет производителю работ, который несет за них ответственность. В конце каждого месяца проводят инвентаризацию остатков неиспользованных материалов по состоянию на 1-е число следующего месяца. Инвентаризацию оформляют актом, в котором фактическую величину расхода материалов за месяц выявляют как разницу между суммой запасов, числящихся на начало месяца и поступивших в течение него, и остатком материалов на конец месяца, определенным по данным натурального их обмера.

Расход материалов на хозяйственные нужды, а также внутреннее перемещение материалов, их отпуск на сторону оформляют накладными требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) мате риалов (ф. № М-11), а при перевозке автотранспортом - товарно-транспортными накладными.

Учет использования материалов в производстве, как правило, ведут лица, на которых возложена ответственность за их сохранность: прорабы, начальники строительных участков, бригадиры. По окончании месяца они вместе с материальным отчетом по форме М-19 составляют отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по нормам (ф. № М-29). Отчет ведут по каждому объекту строительства, а внутри его по конструктивным элементам и видам работ в разрезе наименований материалов.

Отчет состоит из двух разделов: I «Нормативная потребность в материалах и объемы выполненных работ», II «Сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам». Данные в части нормативной потребности в материалах заполняет производственный отдел, а в части объема выполненных работ и фактического расхода материалов – ответственное лицо.[14; C.148]

Перечень основных материалов, включаемых в отчет, разрабатывает и утверждает строительная организация. Отчет составляют на основании следующих данных: производственные нормы расхода материалов на единицу работ; количественные показатели «Журнала учета выполненных работ» (ф. № КС-6) и «Акта инвентаризации незавершенного производства»; первичные документы по учету расхода материалов.

Данные о фактическом расходе материалов в ф. № М-29 должны совпадать с соответствующими данными материального отчета фор мы М-19. Материальный отчет служит основанием для списания основных и вспомогательных материалов на производство строительно-монтажных работ.

После заполнения фактического расхода производителем работ форма № М-29 вместе с формой № М-19 передается в планово-технический (производственный отдел) и проверяется специалистами отдела на соответствие фактического расхода материалов нормативному.

Если отклонений не обнаружено, форма № М-29 утверждается руководителем организации и передается в бухгалтерию.

 

Таблица 2 – Корреспонденция по учету фактического расхода строительных материалов

Содержание операции Дебет Кредит
1 Израсходованы строительные материалы на строительство объекта 8111 1318

 

Если в форме № М-29 обнаружены отклонения в виде перерасхода материалов, то производителем работ составляется пояснительная записка установленного, образца - приложение к форме № М-29 с указанием основных причин перерасхода.

В случае если перерасход вызван:

1. дополнительными работами, не предусмотренными в смете, или изменением в проекте, то по согласованию с заказчиком составляется дополнительная смета с последующим увеличением суммы контракта, и сумма перерасхода списывается на себестоимость продукции, бухгалтерские записи те же, что и при обычном списании материалов;

2. другими уважительными причинами и является достаточно обоснованным, то сумма перерасхода также списывается на себестоимость продукции аналогичными бухгалтерскими записями, но сумма контракта при этом не изменяется.

Если же перерасход произошел из-за нарушения технологических особенностей производства или по халатности должностных лиц, тогда:

1. если виновные лица установлены, признали свою вину и согласны возместить стоимость перерасхода (удержания из заработной платы возможны только с письменного согласия работников или по решению суда), то сумма перерасхода будет являться реализацией;

 

Таблица 3 – Корреспонденция счетов на сумму перерасхода, если виновное лицо установлено

Содержание операции Дебет Кредит
1 На фактическую себестоимость материалов 7010 1318
2 На сумму взыскания с работника, без НДС 1250 6010
3 На сумму начисленного НДС 1250 3130

 

2. если виновные лица не установлены или принято решение о списании перерасхода за счет чистой прибыли предприятия.

Таблица 4 - Корреспонденция счетов на сумму перерасхода, если виновное лицо не установлено

Содержание операции Дебет Кредит
1 На фактическую себестоимость материалов, не относимую на вычеты по КПН 7470 1318
2 На сумму НДС, ранее отнесенного в зачет 7470 1420

 

В настоящее время все реже встречаются предприятия, где материально-ответственными лицами ведется отчет по форме № М-19, а форма № М-29 заполняется в соответствии с нормами на фактический объем выполненных работ.

Такой подход приводит к неточностям в учете, создает почву для бесконтрольного расходования и хищения материалов - в этом случае при завершении строительства может обнаружиться существенная недостача ТМЦ.

В связи с этим рекомендуется регулярно и как можно чаще проводить инвентаризацию ТМЦ, находящихся в подотчете материально-ответственных лиц. Периодичность инвентаризации устанавливается учетной политикой организации.

Фактическую себестоимость материалов, израсходованных на производство, можно определять одним из методов, предлагаемых МСФО:

- специфической идентификации затрат;

- средневзвешенной стоимости;

- ФИФО.

Избранный метод должен быть зафиксирован в учетной политике строительной организации.

2) Расходы по оплате труда

Заработная плата основных производственных рабочих в строительных организациях исчисляется, как правило, с использованием сдельной и аккордной формы оплаты труда, а на небольших хозяйствующих субъектах широко применяют и повременную форму оплаты. Применение различных форм оплаты труда в строительстве порождает использование различных первичных документов по учету выработки и рабочего времени: наряды, аккордные наряды, ведомости выработки, сменные рапорты, путевые листы, листки на доплату, табели рабочего времени и другие. В этих документах находят свое отражение нормы времени и нормы выработки, используемые в строительном производстве.

Выработка - это количество выполненных строительно-монтажных работ или продукции за какой-либо отрезок времени. Основными первичными документами по учету выработки и заработной платы строительных рабочих являются наряды на сдельные (аккордные) работы; табель-расчет; доплатные листки и другие документы, Наряды при меняются для оформления задания на сдельные работы, учета выработки и расчета заработной платы бригады (звена) либо отдельного работника. [15; C.138]

Дифференциация оплаты труда работающих производится по профессии, квалификации, раз рядам, степени сложности и условиям выполняемых работ (чем выше разряд, чем выше квалификация рабочего). Конкретные тарифные ставки рабочих и должностные оклады служащих устанавливаются предприятиями в коллективных договорах.

В строительстве применяется два вида нарядов: обычный и аккордный. В обычном наряде производится описание работ, подлежащих выполнению, указываются единицы измерения работ, нормы и расценки. В аккордном наряде приводятся полный комплекс отдельного вида работ и расценка на укрупненный измеритель, рассчитанный на основе калькуляции.

Наряды-задания применяются в условиях коллективного подряда. В них указываются наименование строительного объекта, сметная стоимость работ, трудоемкость, заработная плата и другие данные.

Наряды выписываются до начала строительных работ. В наряде, выдаваемом рабочим, заполняются графы, относящиеся к заданию: установленные по плану сроки начала и окончания работ: описание работ и условий производства; общее количество работ, подлежащих выполнению: норма выработки и расценки на заданные работы. По окончании работ в наряде отражается их объем. Наряды выдаются обычно на комплексы строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ, исходя из расчета выполнения их в течение платежного периода (на месяц).

Если объем работ, указанный в наряде, не завершен до конца месяца, наряд закрывается на объем фактически выполненных работ, а на оставшуюся часть выписывается новый наряд. К каждому наряду составляется табель-расчет, в котором указываются: исполнители работ, их квалификационные разряды и количество часов, фактически отработанных каждым рабочим, суммы заработной платы, причитающейся бригаде за фактически выполненный объем строительно-монтажных работ.

Выполненные работы принимаются и закрываются их производителями (мастерами). Наряды подписываются после проверки нормировщиками, прорабом и передаются на утверждение главному инженеру строительной организации. Затем наряды вместе с табелем-расчетом и другими первичными документами передаются в бухгалтерию. Документы принимаются к учету при наличии в них всех подписей.

Основной особенностью организации учета затрат на оплату труда основных строительных рабочих является то, что в состав прямых расходов на оплату труда, отражаемых на счете 8112 «Оплата труда производственных рабочих» включается только основная заработная плата рабочих-строителей, а дополнительная заработная плата строителей включается в состав накладных расходов.

В состав издержек на оплату труда, помимо перечисленных выше выплат, входят и доплаты за работу сверхурочно и за изменение нормальных условий. Доплаты проводят за особую стесненность рабочих мест, при невозможности нормального снабжения рабочих мест материалами, за работу в зоне действия заводских подъемных и передвижных кранов, разгрузочных ковшей и т.п.

Возникающие простои в работе не по вине работника (по атмосферным условиям, из-за отсутствия материалов и т.д.), подлежащие оплате, оформляют листками простоя, которые выступают документом учета рабочего времени. Листок о простое подписывают производитель работ, бригадир или мастер. В нем указывают причины и виновников простоя, его продолжительность, Ф.И.О. рабочего, у которого был простой, его разряд, процент оплаты и общую сумму заработной платы за это время.

При коллективной сдельной форме оплаты труда учет выработки ведут с использованием нарядов. По их данным исчисляют общую сумму заработной платы в целом по бригаде, исходя из действующих норм и расценок на единицу выполненных работ, в соответствии с величиной фактической выработки, а также с учетом качества работ, к ней присоединяют и соответствующие доплаты. Распределяют полученную сумму между отдельными членами бригады пропорционально отработанному времени с учетом их квалификации.

При этом могут быть использованы следующие методы:

1. по приведенным человеко-дням. Суть этого методы заключается в том, что отработанное время каждого из членов бригады приводят к времени работы специалистов 1 разряда путем пересчета по соответствующим тарифным коэффициентам; определяют стоимость одного человеко-дня работы специалиста 1 разряда путем деления общей начисленной суммы заработка на количество полученных при пересчете человеко-дней, приведенных к первому разряду; полученную стоимость одного человека-дня умножают на условное количество отработанных человеко-дней в расчете на 1 разряд каждого конкретного рабочего;

2. по коэффициенту приработка. При использовании этого метода сумму заработной платы бригады исчисляют по тарифным ставкам за фактически отработанное время, как сумму произведений числа отработанных человеко-дней каждым рабочим на его тарифную ставку; определяют соотношение исчисленной суммы и суммы фактически начисленной заработной платы в виде коэффициента приработка; определяют фактическую заработную плату каждого рабочего путем умножения суммы заработка, исчисленного по тарифным ставкам на полученный коэффициент приработка;

3. по коэффициенту трудового участия. Этот метод чаще всего используют при выполнении производственных норм с целью оценки личного вклада каждого рабочего. Ежемесячно определяют степень участия каждого работника бригады в ее совокупной деятельности в виде коэффициента трудового участия, который может колебаться от 0,5 до 1,5.

У рабочего, который в течение месяца не имел простоев и выполнил все задания в соответствии с рабочими чертежами, не нарушал трудовой дисциплины, коэффициент трудового участия считается равным единице. Сначала определяют сумму заработной платы каждого работника по тарифным ставкам, которая составляет основную часть фактической заработной платы, затем ее пересчитывают с учетом коэффициента трудового участия, пропорционально пересчитанной заработной плате распределяют только сумму приработка (превышение фактически начисленной заработной платы над заработной платой, исчисленной по тарифным ставкам); итоговую сумму заработка определяют путем сложения заработной платы рабочего по тарифной ставке и распределенной суммы приработка.

В таблице 5 покажем корреспонденции счетов по начислению заработной платы рабочим, занятым в строительстве.

 

Таблица 5 – Корреспонденция счетов по начислению заработной платы рабочим, занятым в строительстве

Содержание операции Дебет Кредит
1 Начислена заработная плата работникам, непосредственно занятым на строительной площадке 8112 3350
2 На сумму начисленного социального налога 8113 3150
3 На сумму начисленных социальных отчислений 8113 3210
4 На сумму удержанного подоходного налога 3350 3120
5 На сумму удержанных пенсионных взносов 3350 3220
6 На сумму выплаченной заработной платы 3350 1010
7 На сумму перечисленных налогов и платежей в бюджет 3120, 3150, 3220 1010, 1030

 

3) Учет затрат на содержание строительных машин и механизмов

Невозможно представить себе процесс производства строительно-монтажных работ без использования специализированных машин и механизмов.

Строительные машины выполняют самые трудоемкие работы.

Если раньше строительные машины сосредоточивались в руках специализированных предприятий - управлений механизации и пре доставлялись подрядным предприятиям, ведущим строительство, на условиях субподряда, то сейчас строительные машины и механизмы в основном являются собственностью строительных предприятий и учитываются в составе основных средств.

В строительных организациях применяют различные организационные формы использования строительной техники. Затраты по эксплуатации строитель ной техники складываются из затрат по эксплуатации собственных и арендованных машин и механизмов и из стоимости услуг управлений механизации, выполненных в порядке субподряда.

Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов учитываются в составе накладных расходов и включают:

 

Затраты на передислокацию на строительный участок (погрузка, разгрузка, транспортировка, монтаж, демонтаж и т.п.), которые отражаются в бухгалтерском учете следующими записями(таблица 6).

 

Таблица 6 – Корреспонденция счетов

Содержание операции Дебет Кредит
1 На сумму расчетов со сторонними организациями, задействованными в перевозке, вспомогательных работах и т.д. 8410 3310
2 На сумму НДС относимого в зачет 1420 3310
3 На сумму заработной платы рабочих, задействованных в передислокации 8412 3350
4 На сумму социального налога 8413 3150
5 На сумму социальных отчислений 8413 3210

 

Затраты материальных ресурсов (горюче-смазочных материалов, электроэнергии) (таблица 7).

 

Таблица 7 – Корреспонденция счетов по затратам материальных ресурсов

Содержание операции Дебет Кредит
1 На сумму израсходованных ГСМ 8411 1313
2 На сумму счетов, предъявленных за электроэнергию и т.д. 8411 3310
3 На сумму НДС, относимого в зачет 1420 3310

 


Затраты по оплате труда работников – механиков, машинистов, механизаторов, операторов и другого персонала, занятого в управлении строительными машинами и механизмами (таблица 8).

 

Таблица 8 – Корреспонденция счетов по заработной плате

Содержание операции Дебет Кредит
1 На сумму начисленной заработной платы 8412 3350
2 На сумму начисленного социального налога 8413 3150
3 На сумму начисленных социальных отчислений 8413 3210
4 На сумму удержанного подоходного налога 3350 3120
5 На сумму удержанных пенсионных взносов 3350 3220
6 На сумму выплаченной заработной платы 3350 1010
7 На сумму перечисленных налогов и платежей в бюджет 3120, 3150, 3220 1010, 1030

 

Амортизационные отчисления строительных машин и механизмов (таблица 9).

 

Таблица 9 – Корреспонденция счетов по амортизационным отчислениям

Содержание операции Дебет Кредит
1 На сумму начисленного износа 8415 2420

 

Затраты на проведение текущего ремонта строительных машин и механизмов (таблица10).

 

Таблица 10 – Корреспонденция счетов

Содержание операции Дебет Кредит
1 На сумму израсходованных запасных частей 8414 1315
2 На сумму расчетов со сторонними организациями, задействованными в проведении ремонта машин и механизмов 8414 3310
3 На сумму НДС, относимого в зачет 1420 3310

 


Однако в связи с высокой первоначальной стоимостью специализированных машин и механизмов небольшие организации не в состоя нии позволить себе приобретение их в собственность.

Кроме того, при выполнении на объектах некоторых видов работ, не специфичных для организации, нет необходимости приобретать специализированную технику.

Поэтому очень часто в процессе ведения хозяйственной деятельности спецтехника берется в аренду.

При учете обязательств по аренде следует руководствоваться МСФО 17 "Аренда". Для отражения в учете аренды строительных машин и механизмов (имеется в виду операционная аренда) составляются следующие записи (таблица 11).

 

Таблица 11 – Корреспонденция счетов по аренде

Содержание операции Дебет Кредит
1 На сумму ежемесячной арендной платы на основании договора аренды и предъявленных арендодателями счетов-фактур 8417 3360

 

Затраты на эксплуатацию строительных машин, учтенные на счетах подраздела 8410 «Накладные расходы», в конце отчетного периода собираются на дебет счета 8410 аналитический субсчет (субконто) «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов». Корреспонденция счетов по накладным расходам отражена в таблице 12.

 

Таблица 12 – Корреспонденция счетов по накладным расходам

Содержание операции

Дебет

Кредит
1 Списание материальных затрат на обобщающий счет «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов»

8410

8411
2 Списание затрат по оплате труда на обобщающий счет «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов»

8410

8412
3 Списание затрат по отчислениям на социальный налог и социальные отчисления на обобщающий счет «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов» 8410

8413

4 Списание затрат по ремонту на обобщающий счет «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов» 8410

8414

5 Списание затрат по амортизации на обобщающий счет «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов» 8410

8415

6 Списание затрат по арендной плате на обобщающий счет «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов» 8410

8417

         

 

Для организации оперативного и бухгалтерского учета применяется следующая первичная документация, утвержденная постановлением Государственного комитета РК по статистике и анализу от 16.11.1994 г. № 73 "Об утверждении Альбома межведомственных форм первичной учетной документации": [1; C 94]

Рапорт о работе башенного крана - применяется для учета работы мостовых, самоходных, козловых и других кранов. Выписывается в одном экземпляре на декаду и заполняется ежесуточно машинистами крана.

Путевой лист строительной машины - применяется для учета работы строительных машин на пневмоколесном ходу. Выписывается в одном экземпляре и выдается на смену, на день или декаду. Выезд и возвращение строительной машины оформляется диспетчером, механиком, машинистом. В случае оказания услуг строительной машины сторонним организациям - подтверждается подписью и штампом заказчика.

Рапорт о работе строительной машины - применяется для учета
работы строительной машины. Выписывается в одном экземпляре.

Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма) - применяется для оформления и учета выполнения задания на сдельные работы, измеряемые в натуральном выражении. Заполняется в одном экземпляре на одного заказчика. Выполненные работы подтверждаются подписью и штампом заказчика или лицом, ответственным за их выполнение.

Карта учета работы строительной машины (механизма) - заполняется для учета отработанного времени строительной машины, а также выполненного объема работ. Ведется в одном экземпляре в производственном отделе.

Журнал учета работы строительных машин (механизмов) - при меняется для учета и контроля ежедневной работы больших и малых строительных машин. Журнал заполняется прорабом строительства.

Справка о выполненных работах (услугах) - используется для подтверждения работ (услуг), выполненных строительными машинами, и для производства расчетов собственников или арендаторов с заказчика ми. Составляется в одном экземпляре представителем заказчика машин, заверяется печатью заказчика и передается в бухгалтерию.

Приведенные формы первичных документов являются основанием для списания горюче-смазочных материалов и затраченных энергоресурсов, для выставления счетов арендаторам машин и механизмов. В случае почасовой оплаты труда механизаторов являются основанием для начисления заработной платы.

Сумма фактических затрат, учтенная на счете 8410 аналитическом счете «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин», списывается на счет 8110 "Основное производство" и распределяется по объектам строительства исходя из отработанных на каждом объекте машино-смен. Данные об отработанных машино-сменах содержатся в сменных рапортах или отчете механика.

4) Учет спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты

В процессе производства строительно-монтажных работ строительная организация обязана обеспечить соблюдение норм и правил тех ники безопасности и охраны труда. Общественные отношения в области охраны труда регулируются Законом РК от 28.02.2004 г. № 528-П "О безопасности и охране труда".

В целях обеспечения соблюдения требований безопасности и охраны труда в производственных организациях с численностью более пятидесяти работников работодатель обязан создать службу безопасности и охраны труда. По своему статусу служба безопасности и охраны труда приравнивается к основным производственным службам.

В организациях с численностью до пятидесяти работников решение о введении должности специалиста по безопасности и охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации либо обязанности по безопасности и охране труда возлагаются по совместительству на другого специалиста.

В мероприятия по обеспечению техники безопасности входит обеспечение работника за счет средств работодателя спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты.

При приобретении специальных инструментов, производственного инвентаря, спецодежды, спецобуви, касок, страховочных поясов и других средств индивидуальной защиты они приходуются в состав запасов так же, как и другие товарно-материальные ценности.

Выдача спецодежды рабочим оформляется накладными на внутреннее перемещение запасов и регистрируется в специальных карточках, открываемых на каждого работника или в сводных регистрах (ведомостях) отдельно по каждому работнику.

Срок использования спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты обычно не превышает одного года - двух лет. Порядок учета и списания выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты необходимо отразить в учетной политике компании. Для целей учета можно использовать как раздел расходов будущих периодов, так и открыть отдельный счет в составе запасов.[16; C.75]

Необходимо определить период, с которого будет начинаться списание стоимости выданных предметов, например, с месяца выдачи или со следующего, или в зависимости от числа выдачи, например, выдано до 15 числа - списывать с начала месяца, после 15 числа - списывать со следующего месяца, производить ли списание стоимости зимней спецодежды в летний период и т.п.

Необходимо предусмотреть порядок расчета с работниками: в случае увольнения - требовать или не требовать возврата выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, удерживать или не удерживать несписанную стоимость. Решением компетентной комиссии необходимо установить разумные сроки использования спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты (таблица 13).

 

Таблица 13 – Корреспонденция счетов по приобретению, выдаче и списанию спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты

Содержание операции Дебет Кредит
1 На сумму приобретаемой спецодежды, спецобуви и т.д. 1350 3310
2 На сумму НДС, относимого в зачет 1420 3310
3 На сумму ранее выданной спецодежды, спецобуви и т.д., при учете в составе запасов 1350 аналитический счет (субконто) Ф.И.О. работника 1350
4 На сумму выданной спецодежды, спецобуви и т.д., при учете в составе расходов будущих периодов 1620 1350
5 На сумму ежемесячного списания стоимости спецодежды, спецобуви 8114 1350, 1620

 

При увольнении работника:

Спецодежда работником не возвращается и с него удерживается несписанная стоимость (таблица 14).

 

Таблица 14 – Корреспонденция счетов

Содержание операции Дебет Кредит
1 На несписанную сумму спецодежды, спецобуви и т.д. 7010 1350, 1620
2 На сумму удержания с работника без НДС 1250 6010

 


Спецодежда работником не возвращается и с него не производится удержаний (таблица 15).

 

Таблица 15 – Корреспонденция счетов

Содержание операции Дебет Кредит
1 На несписанную сумму спецодежды и спецобуви и т.д. 7470 1350, 1620
2 На сумму начисленного НДС 7470 3130
3 На сумму начисленных обязательств по индивидуальному подоходному налогу и пенсионным отчислениям из дохода работника 7470 3120, 3220
4 На сумму начисленных обязательств по социальному налогу и социальным отчислениям на доход работника 7470 3150, 3210

 

Спецодежда возвращается работником на склад (таблица 16).

 

Таблица 16 – Корреспонденция счетов

Содержание операции Дебет Кредит
1 На несписанную сумму спецодежды, спецобуви и т.д., возвращенной на склад 1350 аналитический счет (субконто) Ф.И.О. работника 1350, 1620

 

5) Учет и признание доходов по договорам строительного подряда

МСФО 11 «Договора подряда» охватывает порядок определения выручки по договорам на строительство, состав затрат по договору на строительство, признание доходов и расходов по договорам на строительство.

В связи с тем, что строительные работы имеют свою специфику, определение финансового результата по договору на строительство имеет ряд особенностей.

МСФО исходят из предположения о том, что ни сметная стоимость этапа, ни плановые или фактически произведенные авансовые платежи не могут служить надежным базисом для оценки финансового результата по договорам строительства. [18; C.92]

Для определения финансового результата по договору строительства на конец отчетного периода наиболее надежным критерием является степень фактической завершенности работ.

Для использования этого критерия необходимо классифицировать расходы, относимые на произведенные работы и соответствующие им доходы, которые подрядчик получит по выполненным работам.

Методические рекомендации к МСФО 11 раскрывают все эти вопросы, а также методы, в соответствии с которыми должны признаваться расходы, доходы и определяться финансовый результат по выполненному объему работ за отчетный период.

В соответствии с МСФО 11 "Договоры подряда" безальтернативным подходом для признания дохода по договорам строительного подряда является метод процента выполнения.[18; C.145]

Метод процента выполнения предусматривает, что доходы и рас ходы по договору на строительство признаются и оцениваются на основании подтвержденной подрядчиком степени завершенности (меры готовности) работ по договору на дату баланса и отражаются в отчете о прибылях и убытках в тех же отчетных периодах, в которых выполнены соответствующие работы.

Оперативный учет выполненных объемов строительно-монтажных работ осуществляется в специальном журнале учета выполненных работ - форма № КС-6, который ведет начальник строительного участка.

Журнал заводится до начала выполнения работ и ведется до их окончательного завершения.

В конце каждого месяца на основании данных оперативного учета подрядной организацией (субподрядчиком - генподрядчику, генподрядчиком - заказчику) составляются форма № КС-2 "Акт приемки выполненных работ" и форма № КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ", которые служат подтверждением степени завершенности (меры готовности) строительно-монтажных работ.

Основанием для заполнения колонок 2,3,4,5 формы № КС-2 является сметная документация.

Колонки 6 и 7 формы № КС-2 заполняются исходя из расценок, определенных в договоре подряда, поскольку они могут отличаться от сметных, так как итоговая стоимость строительства определяется на основании подрядных торгов или взаимного согласия сторон о ценах на строительно-монтажные работы.

Перевод сметных цен в договорные может осуществляться, напри мер, путем применения поправочного коэффициента или составлением ведомости договорных цен на виды работ и материалов, указанных в сметной документации, или другими способами.

Форма № КС-3 включает в себя такие показатели, как:

1. стоимость СМР с начала года по отчетный месяц включительно;

2. стоимость СМР в отчетном месяце - заполняется на основании формы № КС-2;

3. стоимость СМР в сметных ценах;

4. сумма начисленного НДС;

5. всего к оплате, в т.ч. НДС, и другие.

Поскольку строительно-монтажные работы могут одновременно производиться на разных участках строящегося объекта и, соответственно, виды работ указываются в разных локальных сметах, актов по форме № КС-2 может быть несколько за один месяц, а форма № КС-3 является как бы обобщающим документом, и на все акты по форме № КС-2 составляется общая справка по форме № КС-3.

На основании утвержденной Справки о стоимости выполненных работ (форма № КС-3) выписывается счет-фактура, и делаются следу ющие бухгалтерские корреспонденции (таблица 17,18).

 

Таблица 17 – Корреспонденция счетов у субподрядчика

Содержание операции Дебет Кредит
1 На сумму выполненных работ 1210 6010
2 На сумму начисленного НДС 1210 3130
3 На сумму ранее полученного аванса 3510 1210

Таблица 18 – Корреспонденция счетов у генподрядчика

Содержание операции Дебет Кредит
1 На сумму выполненных работ субподрядчиком 8110 3310
2 На сумму НДС, относимого в зачет 1420 3310
3 На сумму ранее выданного аванса 3310 1610

 

Генподрядчик составляет свод выполненных строительно-монтажных работ собственными силами и всеми субподрядными организациями, и после подписания сводных актов по форме № КС-2 и справки № КС-3 у заказчика выписывает счет-фактуру, при этом делаются следующие бухгалтерские записи (таблица 19,20).

 

Таблица 19 – Корреспонденция счетов у генподрядчика

Содержание операции Дебет Кредит
1 На сумму выполненных работ 1210 6010
2 На сумму начисленного НДС 1210 3130
3 На сумму ранее полученного аванса 3510 1210

 

Таблица 20 – Корреспонденция счетов у заказчика

Содержание операции Дебет Кредит
1 На сумму полученных работ 2930 3310
2 На сумму НДС, относимого в зачет 1420 3130
3 На сумму ранее выданного аванса 3310 1610

 

После окончания всех работ по договору подряда производится приемка законченного объекта строительства при участии государственной приемной комиссии, состоящей из уполномоченных представителей служб санитарного и пожарного надзора, предприятий, обеспечивающих коммунальное обслуживание зданий (Горэнерго, Горво-доканал, Горгаз и т.д).

Составляется акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, оформляются правоустанавливающие документы (техпаспорт, свидетельство о государственной регистрации прав на имущество и т.п.). В зависимости от цели дальнейшего использования в бухгалтерском учете заказчика делаются следующие записи (таблица21).

 

Таблица 21 – Корреспонденция счетов по незавершенному строительству

Содержание операции Дебет Кредит
1 На итоговую сумму, накопленную на счете «Незавершенное строительство» 2410 2930

 

6) Учет финансовых результатов в строительном бизнесе

Все участники процесса строительства должны быть заинтересованы в прозрачности и обоснованности расходования финансовых и трудовых ресурсов, в ускорении сроков и дальнейшем совершенствовании строительного производства.

При завершении каждого отчетного периода в учете делаются следующие бухгалтерские записи (таблица 22).

 

Таблица 22 – Корреспонденция счетов

Содержание операции Дебет

Кредит

1 На итоговую сумму, собранную на синтетических счетах накладных расходов 8410

8411- 8418

2 На итоговую сумму, собранную на синтетических счетах производственного учета 8110

8111-8114

3 На формирование фактической себестоимости выполненных СМР

7010

8110
4 Списание доходов от СМР на увеличение итогового дохода

6010

5610
5 Списание расходов по фактической себестоимости выполненных СМР на уменьшение итогового дохода

5610

7010
6 Списание прочих доходов строительной организации на увеличение итогового дохода

6110-6520

5610
7 Списание прочих расходов строительной организации на уменьшение итогового дохода

5610

7110-7710
8 Определен чистый доход, остающийся в распоряжении подрядной организации

5610

5510
9 В случае получения убытка

5510

5610
         

 

 














Дата: 2019-07-24, просмотров: 199.