Личностный подход к процессу обучения и воспитания младших школьников позволял изучать окружающую среду, «вмешиваться в живую жизнь». Этой же цели служили экскурсии. Основные требования к проведению экскурсий заключались в «моторности», самодеятельности и самостоятельности детей, в разработке материала и коллективной обработке полученных результатов. В экскурсионных занятиях учащиеся путем наблюдений, обследований и исследований решали поставленные перед ними учебные задачи. Обычная школьная экскурсия - это сближение с жизнью, свободный выход на проблемы реальной жизни. Экскурсионная работа проводилась над «сырым» материалом, под которым рассматривались объекты и явления природы, подлинники в исторической, географической, местной обстановке. Цели и задачи экскурсионного метода заключались в развитии у детей умения видеть и смотреть, приобретать навыки изучения объектов в их естественной обстановке, умение самостоятельно исследовать окружающую действительность. Научно-педагогическая мысль и практические поиски педагогов России в рассматриваемый нами период развивались в русле основных мировых тенденций. Социально-педагогические инновации определённого типа в России были вызваны событиями 1917 года (П.П. Блонский, П.Н. Лепешинский, Н.И. Попова, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др.). Разрыв с мировым педагогическим сообществом произошёл в конце 20-х годов. Унифицированная государственная школа исключала возможность реализации любых авторских педагогических концепций. Открывшаяся в последнее десятилетие возможность социально-педагогического экспериментирования приводит у нас к тому, что становление альтернативного образования фактически повторяет процессы начала века. Опытно-экспериментальные авторские школы 20-х годов П.Н. Лепешинского, Н.И. Поповой, В.Н. Сорока-Росинского, С.Т. Шацкого "намечали новые ориентиры в развитии начального образования, способствовали созданию многофункционального образовательного пространства и творческой воспитательной среды. Учебный процесс в школе С.Т.Шацкий также пытался перестроить с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей.
Отметим в этой связи критическое отношение С.Т.Шацкого к традиционным методам обучения на примере отношения к педагогическим вопросам: «...Педагогические вопросы весьма сильно отличаются от обычных человеческих вопросов: педагог знает ответ на СВОЙ вопрос, и ученику тоже хорошо известно, что ответ на вопрос, задаваемый учителем, у него уже в голове имеется... В голове ученика, несомненно, складывается убеждение, что если учитель знает ответ и все-таки спрашивает, то его педагогический вопрос есть своего рода педагогическая уловка, и ученик старается ответить на этот вопрос не по существу, а старается угадать тот ответ, который имеется в голове учителя» (С.Т.Шацкий. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.2, 1980, с.192). Принципиально отличным от этого является исследовательская деятельность учащихся. В этом случае и педагог, и учащийся находятся в одной ситуации, они не знают конечного результата работы, не знают ответа по данной проблеме, задаче. Они лишь вместе выдвигают гипотезу, проверяют ее, делают выводы и т.д. Эта деятельность в полном смысле является сотворчеством педагога и учащегося.
Хотелось бы остановиться на современных подходах к исследовательской деятельности учащихся, опыте организации этой деятельности.
Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.
Исследовательская деятельность учащихся является формой образовательного процесса, в отличие от исследовательской деятельности профессионального исследователя (ученого), поэтому для характеристики такого рода деятельности учащегося часто употребляется понятие учебно-исследовательская деятельность.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. Для определения эффективности учебно-исследовательской деятельности мы сравнили олимпиаду и научную конференцию (как форму подведения итогов исследовательской деятельности школьников) по ряду параметров.
Таким образом, в этот период развивались оригинальные педагогические идеи, которые находили воплощение в работе опытно-экспериментальных школ виднейших педагогов. Школы, созданные ими, представляли собой, по существу, экспериментальные учебно-воспитательные учреждения, которые в центр педагогического процесса ставили личность ребёнка, её природу, интересы, возможности. С учётом личностного подхода в этих школах были поставлены принципиально новые цели и задачи разрабатывалось содержание начального образования, внедрялись на практике новые образовательные технологии. Проектное обучение требует необходимых и достаточных условий для реализации. Необходимые, или объективные, условия зависят от уровня развития культуры, научно-технического прогресса общества, а достаточные, субъективные, — от готовности человечества ввести эти достижения в контекст жизни людей, то есть от стиля мышления. Объективно научно-технический подъем начала XX века потребовал единения теоретической и практической образующих деятельности, то есть внедрения научности в труд, что породило педагогические концепции развивающего обучения и, следовательно, выявление новых коллективных форм учебной деятельности в педагогике сотрудничества и нацеленности на раскрытие творческих возможностей личности. Однако уровень развития практических инструментов реализации этих идей (в том числе новые информационные технологии) и методики их применения в обучении были еще не развиты, информационный ресурс образования был разобщен, имел статичную накопительную структуру, темпы обновления его были невысоки. Этот период имел особенное значение для истории образования, до сих пор современные дидакты используют педагогические идеи того времени. Несомненно, в исследуемых нами педагогических новациях того времени были свои достоинства и недостатки, как и в любом явлении, но задачей современных педагогов является выбрать самое оптимальное из опыта прошлых лет и использовать это в своей деятельности.
Как уже говорилось, в основе проекта лежит, какая - либо проблема. Чтобы ее решить учащимся требуется не только знание материала, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями [38,4].
К первым можно отнести умение работать с информацией, с – текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т. п., умение работать с разнообразным справочным материалом.
К творческим умениям психологи относят:
- умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях;
- умение находить не одно, а несколько вариантов решения проблемы;
- умение прогнозировать последствия того или иного решения.
К коммуникативным умениям относятся:
- умение вести дискуссию, слышать и слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
- умение находить компромисс с собеседником;
- умение лаконично излагать свою мысль.
Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе (не только в экологическом воспитании). Итак, основными требованиями к использованию метода проектов являются:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность на уроке или во внеурочное время.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределения ролей)
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.[38,5]
Кроме того, для достижения положительного результата необходимо также учитывать и тип проекта. Но, чтобы рассмотреть типологию проектов, сначала надо определиться с типологическими признаками. Е.С .Полат выделяет следующие:
1. Доминирующие в проекте метод или вид деятельности:
исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико- ориентированный и т. п.;
2. Предметно - содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;
3. Характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственной) и со скрытой координацией;
4. Характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): Внутренний, или региональный, и международный;
5. Количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
6. Продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).
В соответствии с признаком доминирующего метода в проекте выделяют следующие типы проектов:
Исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов; полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.
Творческие проекты - предполагают соответствующее оформление результатов; как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов - в виде сценария фильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.
Ролево-игровые - структура намечается или остается открытой. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои.
Информационные проекты - направлены изначально на сбор информации об объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов; требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.
Практико-ориентированные проекты - четко обозначенный результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследований, программа действий, проект закона, словарь, дизайн дома и т. п.)
По признаку предметно - содержательной области проекта:
Монопроекты - проводятся в рамках одного учебного предмета. Межпредметные проекты - выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два - три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные .
И. Чечель выделяет также и надпредметные проекты, которые выполняются в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских [59,11].
По характеру координации:
С открытой, явной координацией - координатор проекта участвует в проекте в собственной функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность его отдельных участников.
Со скрытой координацией - координатор выступает как полноправный участник проекта.
По характеру контактов:
Внутренние (региональные) проекты - организуются или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, или между школами внутри региона, страны.
Международные проекты - участниками проекта являются представители разных стран.
По количеству участников проекта:
Личностные - между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах.
Парные - между парами участников.
Групповые - между группами. В данном случае очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта.
По продолжительности проведения:
Краткосрочные - для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы; проводятся на уроках по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины.
Средней продолжительности и долгосрочные - от одного- двух месяцев до года; являются междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем, могут представлять собой целостную программу; проводятся во внеурочное время.
Мы обобщили все типы и представили их в таблице.
Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские.
Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. Знание учителем типологии проектов позволит ему не замкнуться на каком-то одном типе проекта и сделать работу по методу проектов более разнообразной.
В зависимости от темы проекта и интересов школьников состав учащихся может меняться. Что касается количественного состава группы, то наиболее успешно разрабатывает проект группа из 3-4 человек. Учащиеся предлагают свои темы проекта.
Нельзя также забывать и о том, что работа над проектом проводится в несколько этапов. В зависимости от планируемого результата (плакат, чертеж, выставка фотографий и рисунков, газета и т. д.) данная работа может занимать несколько уроков. Кроме того, учащиеся получают домашние задания поискового характера. Такие задания предполагают самостоятельную работу с дополнительной литературой, прослушивание радиопередач, интервьюирование одноклассников, учителей, родителей.
Проект предполагает следующие этапы работы:
1- работа над темой цикла (чтение текстов по теме, активизация материала в упражнениях). На данном этапе учитель может использовать различные творческие задания, такие как: сочинения, ролевые игры, которые в последствии могут войти в основу проекта. Они подготовят учащихся к дальнейшей работе и повысят мотивацию к творческой деятельности.
2- обсуждение темы будущего проекта. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в материалах учебника, отстаивают свои мотивы работы над будущим проектом.
3- формирование творческих групп, распределение заданий между членами группы, работа над планом проекта. Одному из учащихся, например, поручают нарисовать рисунок, другому - собрать фактический материал и т.д.
4- сбор дополнительной информации. Школьники используют не только тексты учебника, но и материалы периодической печати, журналы, энциклопедии.
5- оформление проекта (рисунки, поделки). Одни проекты школьники оформляют дома самостоятельно, другие, требующие большей помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное - не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, любому предложению, помогать, но не диктовать, не навязывать свою точку зрения.
6- презентация проекта. Это очень ответственный этап работы - праздник для ребят. Ведь весь отобранный, оформленный материал надо так ярко и эмоционально представить, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых каждый проект их товарищей - сюрприз.
7- подведение итогов работы. Очень важно на данном этапе дать возможность учащимся выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Самые яркие, оригинальные, содержательные проекты поощряются.
Таким образом, работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала, учащихся вообще, и для развития творческих способностей в частности: развивает их воображение, фантазию, мышление. При этом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то, сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении.
Конечно, выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач [3,8]:
- Занятия не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, умений, навыков, а выходят на практические действия учеников, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении природоведения.
- Учащиеся имеют возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, не только из учебников, но и из других источников.
- В проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.
- В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося:
- Здесь, прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
- Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микро группе, должен представить всей группе результаты своей деятельности.
- Современная работа в рамках проекта учит младших школьников доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда.
- Деятельность учащихся основывается на групповом взаимодействии, которое является не только формой обучения, но и естественным компонентом учебного процесса.
В процессе исследовательской деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к знакомству с разными отраслями научного познания, естественным становится участие в диалоге культур, в известном смысле формируется уровень профессионального общения, широкий взгляд на мир как на единую культурную, экологическую среду обитания в масштабе всей планеты. [2 , 28 – 32]
Данная форма организации учебной деятельности имеет ряд достоинств и приносит положительные результаты: работа над проектом вызывает большой интерес у учащихся, разнообразит урок, помогает развить различные способности, укрепляет межличностные отношения, т.е. обеспечивается возможность для развития креативности учащихся.
Таким образом, стало понятно, что метод проектов, критически переработанный, сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе обучения, поможет найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, позволит научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, но и уметь применить эти знания на практике. При этом активность ребенка строится на основе свободы, а роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой учащихся и пробуждению их пытливости. А в совокупности это способствует развитию креативности подростков.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 175.