Экспериментальная работа проводилась в дошкольном образовательном учреждении № 188 "Зимушка" г.Ярославля. В эксперименте участвовало 12 детей, из которых 3 девочки и 9 мальчиков.
Цель эксперимента: проверить педагогические условия обучения связным монологическим высказываниям описательного типа, при которых возможно более эффективное развитие связной речи у детей пятого года жизни.
На основе результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, были определены содержание и методика опытного обучения, поставлены следующие задачи:
- активизировать словарный запас ;
- формировать умение и навыки, которые составляют основу описательной речи: правильно отбирать лексический материал, выражать мысли в определенной последовательности ;
- учить детей грамотно составлять сложные предложения.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на развитие связной речи дошкольников 5 года жизни большое влияние оказывают: работа по расширению словаря, а также формирование грамматического строя речи. Исходя из этого и было построено экспериментальное обучение. Методика включала в себя как специальные занятия, так и разнообразные игры и игровые ситуации в ходе воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Применялись следующие методические приемы: создание игровых ситуаций с сюрпризными моментами, игровые упражнения; вопросы к детям; дидактические игры; игры - драматизации.
В процессе обучения высказываниям описательного типа использовались фронтальные подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми.
Во время экспериментального обучения использовались следующие виды игрушек:
- дидактические (матрешки, башенки) ;
- сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда ;
- наборы в соответствии с целью занятия (Например: стол, стулья, посуда, кукла, мишка, собачка, подарки ).
Работа в ходе формирующего эксперимента проводилась в несколько этапов.
Задачи первого этапа: учить детей при описании предмета видеть и называть его характерные признаки, качества действия; научить связывать между собой два предложения, используя разнообразные средства связи.
В описательной речи ребенка должно присутствовать большое количество прилагательных, поэтому предлагаемые детям задания имели цель в большинстве своем активизировать именно эту часть речи. Приведем примеры дидактических игр (описание игр смотри в приложении).
"Угадай игрушку ".
Цель: Расширять пассивный словарь детей; формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.
"Скажи, какой".
Цель: Учить детей выделять признаки предмета
"Назови что это и скажи какой ?"
Цель: Учить детей называть предмет и его основной признак, заменяя во втором предложении существительное местоимением.
"Кто больше увидит и назовет"
Цель: Учить детей словом и действием обозначать части и признаки внешнего вида игрушки.
"Что напутал Буратино ?"
Цель: Учить детей находить ошибки в описании предмета и исправлять их.
Заметим, что весьма эффективны и по сей день игры - соревнования, предложенные Е.И.Тихеевой :
"Кто больше увидит и скажет про медвежонка?"
Цель: Учить детей называть игрушку и ее основные признаки внешнего вида.
"Скажи, что ты знаешь про куклу Таню?"
Цель: Учить детей выделять признаки игрушки.
За каждый правильный ответ ребенок получал фишку. Желание отличиться побуждало ребенка к поиску необходимого слова или фразы. Это позволяло повышать речевую активность детей в процессе дидактических игр.
Роль взрослого в играх менялась. Так в начале педагог, брал на себя ведущую роль и давал образцы описания предметов, а затем детям предоставлялась самостоятельность: взрослый контролировал ход игры, следил за согласованием существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
Одновременно с работой по активизации словаря на первом этапе проводилась работа по формированию у детей грамматического строя речи. Обучение дошкольников построению сложных предложений с различными типами связи проводится на занятиях по развитию речи. практика показывает, что для грамотного построения сложных предложений одних занятий мало: необходимы дополнительные игры и упражнения, работа воспитателя по исправлению высказываний детей.
С целью формирования навыков построения сложных предложений, нами были подобраны дидактические игры, разработанные В.И. Семиверствовым и адаптированы к теме данного исследования.
Приведем примеры дидактических игр :
"Почемучка"
Цель: Учить детей составлять сложноподчиненное предложение с союзом потому что.
"Потому что ..."
Цель: Учить детей правильно пользоваться в речи союзом потому что.
"Закончи предложение "
Цель: Учить составлять сложносочиненное предложение.
"Магазин "
Цель: Учить детей составлять сложносочиненное предложение.
Рекомендуется проводить как элемент подготовительной работы для сюжетно-ролевой игры "Магазин".
"А что, если бы"
Цель: Учить детей составлять сложное предложение с союзом если бы.
"Составь предложение"
Цель: Учить детей составлять сложносочиненное предложение.
"Кто у кого?"
Цель: Учить детей составлять сложносочиненное предложение.
Для того, чтобы проверить, как у детей сформировались навыки отбора лексического материала в соответствии с темой и ситуацией, с также навыки использования различных синтаксических конструкций, мы провели занятие - инсценировку с игрушками, в которой главные герои выполняли ряд действий.
В ходе занятия - инсценировки "К Маше пришли гости". Педагог говорит, что к Маше пришли гости, и просит назвать их отличительные признаки: во что они одеты, как выглядят. Она уточняет, что делает Маша и гости сейчас, а дети отвечают. (Педагог производит действия с игрушками так, чтобы дети, называя их, высказывались с помощью сложных предложений).
Анализ речевых высказываний показал, что у детей в достаточной степени сформировались навыки отбора лексического материала, и навыки правильного построения сложных предложений.
После этого мы перешли ко второму этапу формирующего эксперимента.
Задачи второго этапа: сформировать у детей элементарные представления о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, и конец, т.е. строится по определенной схеме.
Для того, чтобы научить детей строить описание игрушки в определенной последовательности, нами была проведена серия занятий по ознакомлению со структурой описания. Занятия проводились в игровой форме. На первом занятии детям давалось понятие "начало" описания: без начала не может существовать ни литературное произведение (сказка); ни рисунок, поэтому и рассказывать об игрушке нужно с начала (зачина). На втором занятии давалось понятие "конец" описания, как и "начало" на примере сказок и рисунков. На третьем занятии знакомство с понятием "середина" описания. Обращаем внимание на то, что любое описание имеет начало, середину и конец.
Учим детей описывать игрушки по схеме Т.Ткаченко. При рассказе по игрушке используются следующие показатели :
1. Цвет: красный, зеленый, синий и т. д.
2. Форма: круг, квадрат, треугольник и т. д.
3. Размер: большой, маленький.
4. Материал, из которого сделана игрушка: пластмасса, металл, дерево и др.
5. Составные части игрушки.
6. Как можно действовать с этой игрушкой.
На закрепление навыков описания игрушки по схеме проводилось несколько занятий. (Конспекты занятий смотри в приложении).
Для того, чтобы прививать детям навыки самостоятельного описания игрушек проводились сюжетно - ролевые игры.
Так как результативность этого вида игр зависит от заинтересованности и увлеченности детей, то большое внимание было уделено сюжетам и их организации.
С детьми проводились сюжетно - ролевые игры: "Магазин", "День рождения", "Выставка", "Экскурсия".
Основное требование к участникам этих игр - наиболее полно, точно и последовательно описать игрушку, чтобы остальные дети могли отгадать ее по перечисленным признакам.
В конце второго этапа формирующего эксперимента было проведено контрольное занятие - драматизация "Теремок". Его основной целью было выявить степень развития описательной речи по окончании обучения. (Конспект занятия смотри в приложении).
Анализ речевых высказываний детей в ходе контрольного занятия показал, что реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов положительно повлияла на уровень связной речи детей: обогатился словарный запас детей; сформировались представления о структуре текста; улучшились навыки согласования слов в предложении; в речи детей увеличилось количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; а также уменьшилось количество ошибок при построении сложных предложений.
Анализ материалов формирующего эксперимента представлен в следующем параграфе.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 193.