План
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования связной речи у дошкольников
1.1 Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников
1.2 Проблема формирования связной речи дошкольников в педагогической литературе
1.3 Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте
Глава II. Методика формирования связной речи у детей 5 года жизни
2.1 Характеристика описательной речи детей 5 года жизни по результатам констатирующего эксперимента
2.2 Методика экспериментального обучения детей описанию игрушек
2.3 Анализ полученных результатов
Выводы
Библиография
Приложение
Введение
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Проблеме развития связной речи посвящены исследования психолингвистов, психологов, педагогов. В исследованиях ученых заложены основы методики, дана характеристика становления связной речи у детей дошкольного возраста ( А.А.Леонтьев, Н.И.Жинкин, Д.Б. Эльконин, М.М.Конина, Э.П.Короткова, А.М.Леушина, Л.А.Пеньевская, Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина и др. )
Психологи в своих работах подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого воспитания детей. (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.А.Леонтьев, А.В.Запорожец и др.)
"Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить." Ученые также доказали, что связная речь оказывает большое влияние на эстетическое воспитание и выполняет значимую социальную функцию.
О.С. Ушакова и Н.Г. Смольникова в своих исследованиях отмечают, что " ... своевременное и правильное развитие навыков связной устной монологической речи у детей дошкольного возраста закладывает основы успешного формирования у школьников связной письменной монологической речи". От ученика, поступающего в школу, требуется умение давать развернутый ответ по всем учебным предметам, полно и последовательно рассказывать о прочитанном, описывать, рассуждать, доказывать. Все эти изменения закладываются в дошкольном возрасте.
В работах психологов отмечено, что наиболее синзитивный период для развития связной речи - пятый год жизни. (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.)
По проблеме развития связной речи в детском саду проводилось много исследований, в частности, изучались вопросы использования наглядности, а именно, игрушек в процессе обучения.
Несмотря на то, что в методике развития речи в детском саду игрушка давно рассматривалась как важное средство развития связной речи, рассказыванию по игрушке уделяется явно недостаточное внимание. Это объясняется тем, что по существу, в учебной и методической литературе нет единой точки зрения на содержание и методику проведения занятий с детьми, на очередность постановки задач обучения описательной и повествовательной речи и последовательность различных занятий с игрушками.
Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно - логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, изобразительно пользоваться языковыми средствами.
Таким образом, с одной стороны, игрушки обладают большим потенциалом для развития связной речи на занятиях в детском саду, но с другой стороны этот вопрос получил недостаточное научно-теоретическое обоснование в методической литературе.
Проблемой настоящего исследования является определение: при каких педагогических занятиях с игрушками возможно более эффективное развитие связной речи у детей 5 года жизни. Ее изучение составляет цель исследования.
Предмет исследования - педагогические условия формирования речи детей пятого года жизни на занятиях с игрушками.
Объект исследования - связные высказывания монологического типа у детей 5 года жизни.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой широкое использование игрушек на занятиях по развитию связной речи с детьми 5 года жизни будет способствовать более эффективному формированию у них полноценных высказываний.
Задачами исследования являются.
1. Изучение и анализ научно - методической литературы по проблеме исследования.
2. Выявление особенностей связных монологических высказываний описательного типа 5 года жизни.
3. Определение содержания и методики развития связной речи у детей 5 года жизни в процессе общения со сверстниками.
4. Определение эффективности обучения связной монологической речи описательного типа на материале наглядности / игрушек/.
Методологической основой исследования является положение теории речевой деятельности, ее структуре, роли в формировании личности ребенка.
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в дошкольном образовательном учреждении. Исследованием было охвачено 12 детей 5-го года жизни.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были использованы следующие методы :
- изучение и анализ психологической, лингвистической и педагогической литературы по теме ;
- изучение и анализ документации дошкольного образовательного учреждения ;
- наблюдение за организацией и содержанием работы на занятиях по развитию связной речи ;
- поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты ;
- количественный и качественный сравнительный анализ высказываний дошкольников ;
- анализ и обобщение экспериментальных данных.
Данная квалификационная работа состоит из двух глав, выводов, библиографии и приложения.
Выводы
- Анализ научно-методической литературы показал, что связная речь играет ведущую роль в процессе развития ребенка, оказывает большое влияние на развитие умственного и эстетического воспитания, а также выполняет значимую социальную функцию.
- Анализ высказывания детей 5 года жизни показал, что в монологической речи дошкольники часто заменяют существительные местоимениями, неточно обозначают детали предметов и игрушек. Используют в основном простые, неполные предложения. Высказывания большинства детей отличаются композиционной незавершенностью, используется формально-сочинительная связь между предложениями.
- Ценность занятий с игрушками состоит в том, что дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описания, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.
- Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам среднего возраста овладение этим видом связной речи. Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными и последовательным.
Целенаправленная работа воспитателя по формированию у детей 3 года жизни связных монологических высказываний описательного типа в ходе специально организованных занятий и в процессе повседневной игровой деятельности детей оказывает большое влияние не только на развитие описательной речи, но и на развитие повествовательной. Исходя из всего выше перечисленного, можно сказать, что гипотеза нашего исследования, согласно которой широкое использование игрушек на занятиях по развитию связной речи с детьми 5 года жизни будет способствовать эффективному формированию у них полноценных высказываний, подтвердились.
Библиография
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - М.: Академия, 1998.
2 . Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1998.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.
4. Бениаминова М.В. Воспитание детей. - М.: Просвещение, 1991
5. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.
8. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. - М.: Мысль, 1989.
9. Воспитание и обучение детей 5 года жизни: Книга для воспитателей детских садов, под ред. Холмовской В.В. - М.: Просвещение, 1989.
10. Воспитание и обучение в детском саду. - М.: Педагогика, 1976.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь. II Собрание сочинений, т.2. М.; Просвещение, 1982.
12. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет., М.: Просвещение, 1987.
13. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада: пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1983.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961.
15. Занятия по развитию речи в детском саду: Книга для воспитателя детского сада [Сохин Ф.А. и др.]; под ред. Ушаковой О.С. - М.: Просвещение.1993.
16. Зарубина Н.Д.: Лингвистические и методические аспекты. - М.: Педагогика, 1981.
17. Кольцова М. Ребенок учится говорить. - М.: "Советская Россия", 1973.
18. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М.: Просвещение, 1978.
19. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Просвещение, 1975.
20. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М.: Просве-щение, 1972.
21. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просве-щение, 1988.
22. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просве-щение, 1984.
23. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984.
24. Развитие речи дошкольника: Сборник научных трудов АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания, под ред. Ушаковой О.С., - М.: АПН СССР, 1990.
25. Развитие речи детей дошкольного возраста, под ред. Сохина Ф.А., - М.: Просвещение, 1983.
26. Развитие речи дошкольника: Сборник научных трудов под ред. Ушаковой О.С., - М.: Педагогика, 1990.
27. Рубинштейн С.Л. К психологии речи II. Проблемы общей психологии. - М.: Просвещение, 1973.
28. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей детского сада под ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение. 1981.
29. Ткаченко т. Если дошкольник плохо говорит. - М.: Академия, 2000.
30. Умственное воспитание детей дошкольного возраста; под ред. Подъякова И.И., Сохина Ф.А., - М.: Просвещение, 1988.
31. Ушакова О.С. Развитие связной речи II. Психологические вопросы развития речи в детском саду. - М.: Просвещение. 1987.
32. Ушакова О.С. Связная речь II Психолого-педагогические вопросы развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984.
33. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1977.
34. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи, - М.: Просвещение, 1988.
35. Эльконин Д.Б. Речь II Психология детей дошкольного возраста I под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.: Просвещение, 1964.
36. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте, - М.: Просвещение, 1958.
37. Ядешко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет, - М.: Просвещение, 1966.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Протокол № 1. Описание детьми пятого года жизни игрушки.
Кудряшова Настя.
Это матрешка. Она очень красивая, потому что у нее сзади косичка с бантиком и есть цветы на платке. На лице у матрешки нарисованы большие глаза, нос, щеки и рот. На голове у нее разрисованный платок. Матрешка одета в красный сарафан и желтую кофточку с черным горошком. Впереди у матрешки красивый передник, на котором есть много цветов. Есть 2 синеньких цветочка и фиолетовый бутончик, а 1 цветочек еще раскрывается.
Волков Сережа.
Она овальная, добрая. У нее есть голова, живот, руки и спина. Она с цветами и на подставочке. У нее волосы завивали (пауза) только что. И голова как цветочек. У нее взади коса с бантиком, и еще листики. У нее рукава красивые. Она красивая, а вот это розовое, а вот тут что - то черное.
Бедаева Кристина.
Она разноцветная с цветом на голове. У нее руки желтые и черные волосы, а впереди нарисованы с цветочками. ( Пауза ) Косичка у нее есть. (Пауза) А еще она красненькая сзади, а щеки у нее розовенькие.
Лепехин Александр.
Она разноцветная, красивая, хорошая. (Пауза) Голова, живот, цветы, травка. (Пауза) У матрешки есть платок. (Пауза) Есть сарафанчик, стебелек, ромашки. Щеки есть. (Пауза) Стебельки. Есть бок.
Семенов Никита.
Она полуовальная. Лицо круглое, разрисованное. На подставке. (Пауза) Платок одет, волосы. (Пауза) Сзади коса. (Пауза). Руки, рукава и бант.
Смирнов Дима.
Глаза, рот. ( Пауза ). Косичка. ( Пауза ) Цветы. ( Пауза ) Есть руки и точечки. ( Пауза ) И еще много цветов. ( Пауза ) Есть бантик.
Юдин Александр.
У нее бровки есть и есть глаза, носик и рот.( Пауза ). Еще у нее есть платочек на голове и волосы, а на теле цветы. У нее рукава на платье с точечками, и на платке есть пятнышки. Еще у нее есть коса. (Пауза) А все остальное тут красненькое.
Давыдов Андрей.
Она красивая, разноцветная. У нее есть глаза, рот и нос. У нее есть на груди цветы. У нее есть брови и ресницы. У нее коса с бантиком, а на голове платок. (Пауза) У нее на рукавах пятнышки.
Соколова Настя.
Она красивая, добрая. У нее есть глаза, руки, ладошки. ( пауза.).
На лице у нее нарисованы глаза, щеки, рот, а на платье цветы. ( пауза) На ней нарисован фартук с цветами, и стоит она на красной подставке.
Брадов Стас.
У нее есть лицо, руки, платочек. (Пауза) Цветы на голове. И вот здесь цветы разукрашенные. (Пауза) И вот тут круг. Узел вот тут вот. (Пауза). И сзади листики. ( пауза ) Взади цветочек, кружок желтый.
Морев Даниил.
Она большая, красивая. Есть волосы, глаза, брови. На голове у нее платок ( Пауза ). Есть косички, руки, щеки.
Андреев Дима.
Есть платочек. (Пауза) Цветы нарисованы (Пауза) Еще руки. (пауза). Косичка ( Пауза ) Есть листики на платочке.
Протокол № 2. Описание детьми 5 года жизни предмета /стула/
Кудряшова Настя.
Это стул. Он красивый, большой, коричневого цвета, а сиденье зеленое. Стул сделан из дерева. У стула есть спинка с полочками, ножки и сиденье мягкое. Мне он нравится, потому что на нем можно сидеть.
Волков Сережа.
Он деревянный, красивый. У стула есть ножки, спинка, сиденье. А на нем подушка зеленая. (Пауза). А стул коричневый. А вот здесь гвоздики черные.
Бедаева Кристина.
Стул большой. На нем можно сидеть (пауза), можно ставить под стол. Есть ножки, спинка и сиденье. Сидение зеленое, а стул коричневый, потому что сделан из дерева.
Лепехин Александр.
Он большой, твердый, а вот здесь мягкий. Вот это спинка, ножки и сиденье (пауза) зеленое, а он коричневый. (Пауза). На нем сидят.
Семенов Никита.
Он деревянный с ножками и спинкой. А на сиденье можно сидеть (пауза), потому что оно мягкое (пауза) и зеленое. А он деревянный. Стул большой, а есть маленькие.
Смирнов Дима.
На стуле можно сидеть (пауза). Он большой, коричневый, а здесь зеленый. Есть сиденье, на нем сидят (пауза), он большой.
Юдин Александр.
Это стул. Он большой, твердый, а сиденье мягкое. Он весь коричневый, а сиденье зеленое. Спинка, ножки из дерева, а сиденье из тряпки. На нем можно сидеть, а можно двигать.
Давыдов Андрей.
Ну это стульчик, на нем сидят, а если очень большой можно лежать (пауза). У него есть спинка, ножки, сиденье. Сиденье мягкое, а сам он твердый, коричневый, а оно зеленое.
Соколова Настя.
Он коричневый, а сиденье зеленое. На нем можно сидеть, а можно за столом (пауза). У стула есть ножки, спинка и сиденье, чтобы сидеть. Он большой, а у меня есть маленький.
Брадов Стас.
На нем можно сидеть, он для взрослых, потому что большой (пауза). Он коричневый весь и зеленый на сиденье. Есть ножки, сиденье и спинка (пауза). Он из дерева.
Морев Даниил.
Он большой. На нем сидят (пауза). Он коричневый (пауза), а вот здесь зеленый (пауза). А еще у него есть сиденье, ножки, спинка.
Андреев Дима.
Есть сидение, (пауза), полочки, гвоздики (пауза). Вот зеленое (пауза), коричневое (пауза). А вот здесь вот сидят.
Протокол №3. Рассказы детей 5 года жизни по картинке.
Кудряшова Настя.
На картинке нарисованы мальчик и девочка. Девочка вяжет шарф, а мальчик что-то рисует красками. Он сидит за столом, а на столе стоит радио, наверно, они слушают музыку или сказку какую-нибудь.
Волков Сережа.
Здесь нарисованы мальчик и девочка. Они сидят за столом. У мальчика есть краски и бумага, он что - то рисует кисточкой. А девочка сидит и вяжет под музыку, потому что работает радио на столе.
Бедаева Кристина.
Мальчик и девочка сидят. Девочка вяжет. У нее много клубков. Она смотрит, что рисует мальчик. Они сидят и слушают радио. Так веселее.
Лепехин Александр.
Мальчик держит кисточку. На столе стоят краски, и вода (пауза),
карандаш, радио. Он рисует. Девочка сидит на стуле в желтой кофточке. На голове голубая лента.
Семенов Никита.
На столе стоит радио. Они сидят за столом. Мальчик рисует. На столе лежат краски, карандаш, лист. Стоит радио и играет. Девочка сидит на стуле и вяжет.
Смирнов Дима.
На столе стоит радио. Мальчик сидит с красками (пауза). Он смотрит на стол. Девочка сидит и держит шарф. Они что-то говорят.
Юдин Александр.
Мальчик и девочка сидят за столом. У мальчика есть краски и кисточка, потому что он рисует. Еще на столе стоит радио. Девочка сидит на стуле. Она вяжет и смотрит на клубок. Он укатился.
Давыдов Андрей.
Здесь нарисованы мальчик и девочка. Они сидят за столом. Мальчик рисует картинку, наверно, машинку, а девочка сидит рядом. Она вяжет мальчику шарф. На столе стоит радио и играет.
Соколова Настя.
Мальчик сидит за столом. Он рисует, а когда нарисует покажет девочке. Девочка сидит на стуле и вяжет, наверно, шарф для зимы. Они слушают радио.
Брадов Стас.
Стоит стол. На нем рисует мальчик. У него кисточка (пауза). Девочка держит в руках шарф. Внизу валяются нитки.
Морев Даниил.
За столом сидит мальчик и рисует красками. В красках много цветов. У меня тоже есть такие (пауза). На столе стоит радио. Девочка сидит на стуле, вяжет что-то.
Андреев Дима.
Мальчик рисует машину. На столе стоят стакан и краски. Стоит радио с антенной. Девочка сидит и смотрит. По полу валяются клубки.
Дидактические игры и упражнения, проводимые на 1 этапе формирующего эксперимента с целью активизации словарного запаса детей.
"Угадай игрушку".
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.
Ход игры.
На обозрение выставляются 3 - 4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих - прослушать и назвать этот предмет.
Примечание. Сначала указываются один - два признака. Если дети затрудняются, число признаков увеличивается до трех - четырех.
"Что за предмет".
Цель: учить детей называть предмет и описывать его.
Ход игры.
Ребенок вынимает из "чудесного мешочка" какой-либо предмет, игрушку, называет его. ("Это мяч"). Вначале описание игрушки берет на себя воспитатель. ("Он круглый, синий с желтой полосой"), затем задание выполняют дети.
"Скажи какой ".
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход игры.
Воспитатель вынимает из коробки предметы, показывает их, а дети указывают на какой - либо признак.
Воспитатель: "Это кубик."
Дети: "Он синий" и т. д.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: "Это кубик. Какой он?"
"Кто больше увидит и назовет".
Цель: Учить детей обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход игры.
Воспитатель. У нас в гостях кукла Оля. Оля очень любит, когда ее хвалят, обращают внимание на ее одежду. Доставим нашей кукле удовольствие и опишем ее платье, носочки, туфельки, обратим внимание на ее прическу, на цвет газ. Оля тем временем будет раздавать нам разноцветные флажки. Кто первым соберет флажки всех цветов, тот и победит. Вот, например, я говорю: "У Оли светлые волосы." Оля мне дает голубой флажок. Понятно?
Примечание. Если дети затрудняются, воспитатель идет им на помощь, предлагая описать Олины носочки, платье; обязательно следит за правильным согласованием прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.
Чтобы дети не ограничивались названием одного признака, педагог заинтересовывает их наградой - каким-либо предметом - за каждый удачный ответ.
" Что напутал Буратино?"
Цель: Учить детей находить ошибки в описании предмета и исправлять их.
Ход игры.
Воспитатель. К нам в гости со своим другом пришел Буратино. Он хочет нам о чем-то рассказать. Послушаем его. Пожалуйста, я хочу рассказать вам о моем друге Утенке. У него синий клюв и маленькие лапы, он все время кричит : "Мяу! "
Воспитатель. Все ли правильно описал нам Буратино? Что он напутал ?
Дети исправляют ошибки, правильно называя признаки игрушки.
"Назови что это, и скажи какой ?"
Цель: Учить детей называть предмет и его основной признак, заменяя во втором предложении существительное местоимением.
Ход игры.
Воспитатель в групповую комнату приносит коробку с игрушками. Дети извлекают игрушки, называя предмет, описывают его, например : "Это мяч, он круглый. И т.д."
Занятие № 1
Ознакомление детей с понятием "начало высказывания".
Цель: готовить детей к составлению описательных рассказов; дать понятие "начало рассказа".
Ход занятия.
Воспитатель: "В гости к нам из жарких стран прилетел разноцветный попугай. С собой он принес целую сумку сказок, картинок и игрушек. Вы хотите послушать сказку, которую принес попугай?"
Золотое яичко.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое,
Золотое.
Дед бил, бил -
Не разбил;
Баба била, била -
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула ,
Яичко упало
И разбилось.
Дед и баба плачут;
Курочка кудахчет:
-Не плачь дед, не плачь баба,
Снесу я вам яичко другое,
Не золотое, а простое.
Воспитатель: "Ребята, все ли правильно в этой сказке. Кто был самым внимательным и услышал, что не хватает в этой сказке?"
(Ответы детей)
У этой сказки не хватает начала. Послушайте, с каких слов началась сказка попугая. ("Снесла курочка яичко...") Как можно начать эту сказку? ( Ответы детей).
- Послушайте, как я начну эту сказку: "Жили себе дед да баба, и была у них курочка ряба". Ребята, а сказке нужно начало, может без него лучше?
- Начало знакомит нас с героями, без него непонятна вся сказка.
- Давайте, посмотрим, что еще есть в сумке у попугая. Это рисунок.
Отгадайте, какая сказка здесь нарисована? Сказка "Репка" рисунок без начала, без репки). Что не хватает этому рисунку? (начала).
- Для чего нужно начало рисунку?
- Правильно, начало необходимо рисунку для того, чтобы мы могли понять, что нарисовано на картинке.
- Посмотрите, в сумке у попугая прячется какая-то игрушка. (Воспитатель достает игрушечного зайца). Кто это? Ребята, попробуйте придумать начало рассказа про зайца. ( ответы 4-5 детей).
- Послушайте, как я начну рассказ про зайца: " Это зайчик".
- Без чего не может существовать рассказ? ( без начала)
- Ребята, попугай прилетел к нам в гости на несколько дней. На следующих занятиях мы узнаем, какие еще сказки и картинки он привез нам.
Занятие №2
Ознакомление детей с понятием "концом высказывания".
Цель: готовить детей к составлению описательных рассказов; дать понятие " конец " рассказа.
Ход занятия:
Воспитатель: "Сегодня на занятиях мы посмотрим, какие еще подарки лежат в сумке у попугая. Это сказка. Давайте я буду читать вам ее, а вы внимательно слушайте. (Читается сказка без окончания).
Кто услышал, чего не хватает в этой сказке? (Ответы детей).
- В этой сказке не хватает конца. Придумайте окончание этой сказки. (Ответы детей)
- Послушайте, как я закончу эту сказку. " Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут --- вытащили репку !"
- Ребята, как вы думаете, для чего нужен конец сказки?
- Конец сказки говорит нам о том, чем она закончилась, что произошло с героями.
- Попугай принес нам еще один рисунок, что на нем нарисовано?
( репка и дедка). Что не хватает? (Остальных героев, конца рисунка).
- Конец рисунка нужен для того, чтобы зритель мог понять, какая сказка изображена.
- Ребята, расскажите мне и попугаю для чего же нужен конец рассказа. (ответы детей).
Занятие № 3
Ознакомление детей со схемой описательного рассказа.
Цель: подготовить детей к составлению описательных рассказов; познакомить со схемой описательного рассказа про игрушку; активизировать словарь детей.
Ход занятий.
Воспитатель. Ребята, сегодня попугай мне сказал, что ему очень хочется послушать, как вы умеете описывать любимые игрушки. А для того, чтобы описание получилось красивым и правильным, мы научимся составлять рассказы с помощью схемы. (Выявляется схема, закрытая листами бумаги. В ходе занятия постепенно открываются все графы схемы).
- А вот игрушка, которую мы с вами будем учиться описывать. Что это? Назовите. ( пирамидка)
- Да, ребята, это - пирамидка. Описывая игрушку, помните, что в начале рассказа мы называем тот предмет, который описываем. После этого мы расскажем какого цвета игрушка. (открывается первое окошечко схемы). Разноцветные пятна этой таблицы подсказывают нам, что нужно рассказать о цвете игрушки. Расскажите, какого цвета пирамидка?) (Красного, синего, зеленого и желтая; разноцветная)
- Давайте откроем следующее окошечко схемы. Что здесь нарисовано?
( круг, треугольник, квадрат)
- Это окошечко подсказывает, что надо рассказать о форме игрушки. Какой формы пирамидка, на что она похожа? ( Треугольник, кольца круглые, маковка овальная).
- Открываем следующее окошечко. Эти мячики говорят о том, что надо рассказать - большая или маленькая эта игрушка. Пирамидка по размеру какая? (большая).
- Что находиться в четвертом окошечке? Здесь наклеена железная, пластмассовая и деревянная пластины. Они говорят нам о том, из какого материала сделана игрушка.
Из какого материала сделана пирамидка? ( Из пластмассы.)
- Следующее окошечко показывает, что надо рассказать о том, из каких деталей состоит пирамидка? ( колец, маковки, основания с палочкой)
- А в завершении рассказа вы должны рассказать о том, что можно делать с этой игрушкой? Что можно делать с пирамидкой? (Играть, переставлять, разбирать, собирать ...)
- Теперь я опишу пирамидку, а вы слушайте и следите по схеме, правильно ли я описываю.
" Это пирамидка. Она разноцветная, треугольной формы, большая. Пирамидка сделана из пластмассы. У нее основание, кольца и маковка. Мне нравится эта игрушка, потому что с ней можно играть, разбирать и собирать ее.
- Кто хочет описать пирамидку? (ответы 2-3 детей).
- Попугаю понравилось, как вы описали пирамидку. На следующих занятиях мы продолжим описывать игрушки.
Примечание: Воспитатель добивается от детей ответов полными предложениями.
Занятие № 4
Составление детьми описательного рассказа об игрушке.
Цель: учить детей составлять описательные рассказы по игрушке,
включающие название предмета и его приметы ( цвет , размер и другие особенности внешнего вида ), опираясь на схему изложения.
Ход занятия.
Из-за стола появляются заячьи уши. "Кто это?" - удивляется воспитатель. "Зайчик", - радуются дети. "Видим-видим твой коротенький хвостик. Дети, скажите зайцу: "Видим-видим твой коротенький хвостик". (Хоровой и индивидуальные ответы)
Заяц прыгает на стол. Воспитатель гладит его: "Какой же ты беленький! Какой же ты пушистенький! Уши длинные. Одно вверх торчит, а другое смотрит ... Куда? ("Вниз") Ребята, посмотрите, наш зайчик чем-то очень расстроен. Зайка, ты почему такой грустный?"
Заяц: "Мне звери в лесу сказали, что я некрасивый, мохнатый и длинноухий. Вот я и расстроился."
Воспитатель: "Да нет же, зайка, ты красивый и очень нам нравишься. Правда, ребята? Ребята, я знаю, как развеселить зайку. Надо описать его, а поможет нам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают окошечки этой схемы. (Повторяют критерии по которым описывается игрушка).
- Кто хочет описать зайку? (спрашивают детей, остальные слушают и дополняют или исправляют рассказчика).
- Смотрите, наш зайка повеселел. Ему очень понравились ваши рассказы, особенно как вы описывали его шубку.
Занятие № 5
Составление детьми описательных рассказов.
Цель: учить детей составлять небольшой связный рассказ про игрушку, опираясь на схему описания, закреплять умение детей обозначать словом признаки внешнего вида игрушки.
Ход занятия.
На столе воспитателя 4 разных медведя, поодаль от медведей -попугай. Воспитатель спрашивает, что за игрушки у него на столе, поясняет, что медведей привел с собой попугай, который предлагает детям поиграть.
Уточнив с детьми, что за игрушки находятся у него на столе воспитатель спрашивает, похожи ли медведи друг на друга по размеру (один большой, про него можно сказать: больше всех, один самый маленький, два других - небольшие); по цвету (два коричневых, но один из них меховой, а другой - плюшевый, один черный и один желтый). Обобщая ответы детей, воспитатель называет детям слова, которые позже будут использованы ими при самостоятельном описании: большой, плюшевый, черный и т. д.
Попугай загадывает детям загадку об одном из сидящих на столе медведей, которая представляет собой описательный рассказ про игрушку: "Угадайте, о каком медведе я расскажу. Он самый большой, коричневый, плюшевый. У него белые лапы и уши, черные глаза - пуговки."
Воспитатель хвалит детей за то, что они узнали медведя, про которого рассказал попугай и поясняет: "Вы легко узнали медведя потому, что попугай очень подробно его описал."
Попугай сидит спиной к детям и игрушкам. Вызванный ребенок выбирает себе медведя и, взяв его в руки, сочиняет описательный рассказ, используя схему описания.
"Видишь, - говорит педагог ребенку, закончившему описание игрушки, - дети хотят тебе помочь. Давай послушаем, что они хотят добавить к твоему рассказу." (Если рассказ ребенка нуждается в дополнениях, то воспитатель просит ребенка повторить загадку.
Далее ребенок ставит медведя на место и садится. Попугай не спеша осматривает всех медведей и, наконец, выбирает того, о котором рассказывал ребенок.
Занятие проходит эмоционально. В процессе его можно спросить 5-6 детей.
По окончании занятия попугай хвалит детей, за то, что они хорошо описывали игрушки и с ними было весело играть.
Занятие № 6
Составление детьми описательных рассказов.
Цель: учить детей составлять описательные рассказы по игрушкам, включающие название предмета и его приметы (цвет, размер и другие особенности внешнего вида).
Ход занятия.
"Попугай принес нам целую коробку игрушек - говорит воспитатель. Сегодня мы будем продолжать учиться описывать игрушки." (Ставит на свой стол коробку. Одну за другой вынимает из нее игрушки. Показывает их детям и прячет в коробку.) Теперь вы знаете, что за игрушки лежат в коробке, и можете заранее решить, про какую вы будете рассказывать. (коробку ставит перед детьми на журнальный столик.) Тот, кого я назову, возьмет из коробки любую игрушку и расскажет про нее. Помощником вам будет схема описания. Послушайте, как лучше описать игрушку. (Берет из коробки матрешку. Показывает детям.) Из игрушек, которые лежат в коробке, мне больше всего нравится матрешка. Она разноцветная, овальной формы. Матрешка небольшая, деревянная, красивая. На ней красный сарафан с синими цветами и желтый платочек. Потрясешь матрешку - она гремит. Значит, в ней еще матрешка прячется. С этой матрешкой можно играть. можно разбирать и собирать ее." Педагог спрашивает, понравился ли детям его рассказ про матрешку. Предлагает детям рассказать про матрешку. Если желающих не найдется, воспитатель предлагает рассказать про любую другую игрушку, лежащую в коробке. После прослушивания 3-4 детских рассказов целесообразно провести физкультурную минутку. Воспитатель достает из коробки какую-либо игрушку и предлагает изобразить соответствующего зверька, а затем спрашивает, не хочет ли кто-нибудь рассказать про данную игрушку.
Примечание : Игрушки, про которые дети рассказывали, можно не возвращать в коробку. Для данного занятия достаточно 5-6 игрушек. Число детских рассказов на занятии не должно превышать 5-7.
Занятие № 7
Игра - драматизация "Теремок ".
Цель: Закреплять умение детей составлять описательные рассказы, выявить навыки развития связных монологических высказываний описательного типа.
Ход занятий.
Воспитатель подзывает детей:
Этот домик вырос в поле,
Он не низок, не высок...
- О каком маленьком домике говорится в этих словах?
- Правильно, это терем- теремок. А кто жил в теремочке? (Ответы детей).
- Смотрите, у нас в группе тоже появился теремок. Надо заселить его.
Воспитатель предлагает детям выдрать себе какую-либо игрушку, изображающую животного. Обращает внимание на то, что для того чтобы попасть в теремок необходимо точно и правильно описать игрушку. Описание - основное условие для того, кот хочет попасть в теремок.
В чистом поле теремок,
Теремок.
Он не низок, не высок,
Не высок.
Кто, кто в теремочке живет ?
Кто, кто в невысоком живет ?
Воспитатель, берет на себя роль мышки, поселившейся в теремке, просит каждого игрока описать свою игрушку.
Ребенок: "Кто-кто в теремочке живет?"
Воспитатель: Я - мышка - норушка. А ты кто?
Ребенок. Я - лягушка - квакушка.
Воспитатель. А ты какая? Расскажи про себя.
Ребенок описывает лягушку.
Дети, поселившиеся в теремке, внимательно слушают рассказы других и решают, правильно ли описана игрушка и можно ли пустить в теремок нового жителя.
Выслушиваются ответы всех детей. В ходе описаний воспитатель отмечает уровень сформированности навыков связной речи.
Протокол № 4. Описание детьми пятого года жизни игрушки
Кудряшова Настя.
Ее зовут матрешка. Матрешка разноцветная, потому что на ней розовый платок, желтая кофта, красный сарафан. Она овальной формы, большая. Матрешка сделана из дерева. С матрешкой можно играть в дочки - матери, а можно разбирать ее. Мне очень нравится эта игрушка, потому что она красивая, добрая, и на ней нарисовано много цветов.
Волков Сережа.
Это матрешка. У нее есть глаза, нос, щеки, рот и брови. На голове одет платочек розового цвета. Матрешка сделана из дерева. (Пауза ). На ней красный сарафан и желтая с черным кофта. С ней можно играть, разбирать.
Бедаева Кристина.
Эта игрушка называется матрешка. Матрешка разноцветная, потому что она разукрашена разными цветами: красным, желтым, розовым, черным, зеленым. Она овальная, большая. Матрешка деревянная. Матрешку можно разбирать, а можно играть с ней. Мне эта игрушка очень нравится.
Лепехин Александр.
Это матрешка. У нее голова, туловище, руки. Она разноцветная. (Пауза). На лице нарисованы рот, глаза, волосы, носик. На голове у нее розовый платок, и одета она в сарафан. Матрешка сделана из дерева. С ней можно играть.
Семенов Никита.
Это матрешка у нее есть голова, туловище и руки. На голове есть платок. (Пауза) Матрешка одета в сарафан. Есть подставка. Матрешка из дерева, цветная. Рукава черно-желтые и волосы есть. (Пауза) Можно играть ей.
Смирнов Дима.
Это матрешка. Она деревянная, разбирается. (Пауза) Матрешка овальной формы, разноцветная. (Пауза). Она небольшая, моя машина больше. (Пауза). С ней можно играть и ставить на полку.
Юдин Александр.
Эта игрушка - матрешка. Она раскрашена разными цветами : красным, зеленым, желтым, розовым, черным. Матрешка овальной формы очень большая. Матрешка деревянная, потому что она сделана из дерева и покрыта лаком. Матрешка разбирается и состоит из нескольких частей, с ней можно играть.
Давыдов Андрей.
Это матрешка. Матрешка большая (Пауза), овальной формы. Она разноцветная, потому что нарисована разными цветами : есть красный, черный , желтый и зеленый. Она разбирается. Матрешка сделана из дерева. В матрешке копят деньги.
Соколова Настя.
Ее называют матрешка. Она сделана из дерева и раскрашена разными цветами: черным, зеленым, красным. желтым и даже синеньким. (Пауза) Матрешка большая, но не такая как моя кукла. С ней можно играть и разбирать, потому что она из двух частей: нижней и верхней.
Брадов Стас.
Это матрешка. Матрешка сделана из деревяшки. С ней можно играть, крутить, открывать. (Пауза). Она овальная и разноцветная: красная, черная, желтая. Мне нравится матрешка, потому что в нее можно что-нибудь прятать.
Морев Даниил.
Это матрешка. Она раскрашена черным, желтым и красным. (Пауза). Она разбирается и сделана из дерева (Пауза). Она овальная, как яйцо. Мне нравится разбирать ее .
Андреев Дима.
Это матрешка. Она цветная. У нее есть руки, голова, лицо (пауза), брови, нос и рот. (Пауза). Матрешка сделана из дерева. Она большая. (Пауза). Ее можно собирать и разбирать.
Протокол № 5. Описание детьми 5 года жизни предмета
Кудряшова Настя.
Это стул. Он коричневый, а сиденье у него зеленое. В группе у нас есть маленькие стульчики, а этот стул большой. Он сделан из дерева и покрыт лаком. У нас есть спинка, ножки и мягкое сиденье. Мне нравится этот стул, потому что на нем хорошо сидеть.
Волков Сережа.
Это стул. Он весь коричневый цвета, а, сиденье зеленого. Этот стул очень большой. Стул сделан из дерева, а сиденье тряпочное. У стула есть ножки, спинка и сиденье. Стул - это мебель, потому на нем можно сидеть.
Бедаева Настя.
Это стул. Он большой коричневого цвета, а сиденье зеленого цвета. Стул твердый, потому что сделан из дерева. Сиденье мягкое, потому, что из поролона. У стула есть спинка, ножки, сиденье. На стуле можно сидеть, можно переставлять.
Лепехин Александр.
Это стул. Он большой и твердый, потому что сделан из дерева, а сиденье мягкое, потому что из поролона. (Пауза). Он весь коричневый, а сиденье зеленое. На нем можно сидеть за столом.
Семенов Никита.
Это большой стул. На нем можно сидеть (пауза). Стул весь деревянный, а сиденье тряпочное. Оно зеленое, а стул коричневый. Коричневые ножки и спинка.
Смирнов Дима.
У стула есть спинка, и ножки (пауза) и сиденье. Он деревянный. Он коричневый, а сиденье зеленое и мягкое (пауза). На нем можно сидеть.
Юдин Александр.
Это предмет мебели. Он коричневого и зеленого цвета. Стул большой. Он сделан из дерева. а сиденье мягкое, тряпочное. У стула есть ножки, спинка, сиденье. На стуле можно сидеть, а можно сидеть за столом.
Давыдов Андрей.
Это стул. Он большой, а бывают и маленькие. Вот у меня дома есть маленький стул. На нем можно сидеть. Этот стул деревянный. Он коричневого цвета, а сиденье у него зеленое. Еще у стула есть ножки и спинка (пауза). Наверно, на нем хорошо сидеть.
Соколова Настя.
Это стул. Он сделан из дерева (пауза) деревянный. Он для взрослых, потому что большой, а для детей маленькие стулья. У стула есть спинка, ножки и сиденье мягкое, зеленое. На нем можно сидеть за столом и рисовать.
Брадов Стас.
Этот стул большой. Его можно ставить под стол, а можно сидеть на нем. У него есть ножки, спинка и сиденье. Оно мягкое, зеленого цвета, а стул весь деревянный, коричневый.
Морев Даниил.
Это деревянный стул с ножками и спинкой, и сиденьем. Оно мягкое, чтобы сидеть лучше было. Стул весь коричневый, а сиденье зеленое (пауза). Стул большой, а в группе маленькие.
Андреев Дима.
Он большой, твердый (паза). Стоит здесь (пауза), а может за столом. Он коричневого цвета и зеленого. На нем можно сидеть. (пауза) на сидении. А еще у него есть спинка и ножки.
Протокол № 6. Рассказы детей 5 года жизни по картинке
Кудряшова Настя: На картине нарисованы мальчик и девочка. Они сидят за столом. У девочки в руках спицы, потому что она вяжет разноцветный шарф. У девочки есть желтая кофточка, юбочка, колготки и тапочки. Мальчик что-то рисует красками. а девочка смотрит на него. Им весело, потому что играет радио.
Волков Сережа: Дети сидят за столом. Мальчик рисует, потому что у него кисточка, а на столе лежат краски и карандаши. Рядом сидит девочка в желтой рубашке и юбке. Она вяжет шарф и смотрит на клубок, потому что он укатился.
Бедаева Кристина: Здесь нарисованы мальчик и девочка. Девочка сидит на стуле. У нее желтая кофточка, коричневая юбочка и голубые колготки. Она вяжет полосатый шарф. Мальчик держит в руках кисточку, он рисует. Они слушают радио, которое стоит на столе.
Лепехин Александр: На картинке нарисованы дети: мальчик и девочка. Мальчик сидит за столом. Он рисует. У него есть краски и кисточка. На стуле сидит девочка. Она вяжет шарф и смотрит, куда укатились клубки.
Семенов Никита.: За столом сидит мальчик. Он рисует кисточкой. На столе стоят краски и вода в банке. На стуле сидит девочка и вяжет шарф . По полу валяются клубки разного цвета. На столе играет радио.
Смирнов Дима: Сидят мальчик и девочка. Мальчик рисует на столе. У него краски и кисточка. Девочка вяжет шарф. а клубки валяются. На столе играет радио.
Юдин Александр: Здесь нарисованы мальчик и девочка. Они сидят за столом. У мальчика есть краски и бумага, потому что он рисует. Рядом сидит девочка на стуле. Она вяжет шарф с полосочками. На столе стоит радио и играет разную музыку.
Давыдов Андрей: На картине мальчик и девочка сидят за столом. Мальчик рисует кисточкой и красками картинку. У него есть вода, чтобы мыть кисточку. Девочка сидит на стуле. Она вяжет полосатый шарф, а клубки у нее укатились. На столе играет радио.
Соколова Настя: На картине мальчик и девочка сидят за столом. Мальчик держит кисточку. Он думает, что ему нарисовать. На столе лежат краски и карандаши для рисования. Девочка вяжет шарф, потому что зимой без него холодно. Они слушают радио.
Брадов Стас: Мальчик и девочка сидят за столом. Мальчик рисует. У него есть кисточка и краски. Девочка сидит рядом и у нее спицы, она вяжет шарф. Они слушают музыку.
Морев Даниил: Они сидят за столом. Мальчик рисует кисточкой. На столе лежат краски, карандаш и бумага. На полу валяется желтый клубок, еще красный и коричневый. Девочка вяжет шарф. А радио работает.
Андреев Дима: На столе стоят краски, вода, бумага и карандаш и еще радио. Мальчик рисует. На стуле сидит девочка и держит шарф. На полу разные клубки.
План
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования связной речи у дошкольников
1.1 Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников
1.2 Проблема формирования связной речи дошкольников в педагогической литературе
1.3 Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте
Глава II. Методика формирования связной речи у детей 5 года жизни
2.1 Характеристика описательной речи детей 5 года жизни по результатам констатирующего эксперимента
2.2 Методика экспериментального обучения детей описанию игрушек
2.3 Анализ полученных результатов
Выводы
Библиография
Приложение
Введение
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Проблеме развития связной речи посвящены исследования психолингвистов, психологов, педагогов. В исследованиях ученых заложены основы методики, дана характеристика становления связной речи у детей дошкольного возраста ( А.А.Леонтьев, Н.И.Жинкин, Д.Б. Эльконин, М.М.Конина, Э.П.Короткова, А.М.Леушина, Л.А.Пеньевская, Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина и др. )
Психологи в своих работах подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого воспитания детей. (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.А.Леонтьев, А.В.Запорожец и др.)
"Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить." Ученые также доказали, что связная речь оказывает большое влияние на эстетическое воспитание и выполняет значимую социальную функцию.
О.С. Ушакова и Н.Г. Смольникова в своих исследованиях отмечают, что " ... своевременное и правильное развитие навыков связной устной монологической речи у детей дошкольного возраста закладывает основы успешного формирования у школьников связной письменной монологической речи". От ученика, поступающего в школу, требуется умение давать развернутый ответ по всем учебным предметам, полно и последовательно рассказывать о прочитанном, описывать, рассуждать, доказывать. Все эти изменения закладываются в дошкольном возрасте.
В работах психологов отмечено, что наиболее синзитивный период для развития связной речи - пятый год жизни. (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.)
По проблеме развития связной речи в детском саду проводилось много исследований, в частности, изучались вопросы использования наглядности, а именно, игрушек в процессе обучения.
Несмотря на то, что в методике развития речи в детском саду игрушка давно рассматривалась как важное средство развития связной речи, рассказыванию по игрушке уделяется явно недостаточное внимание. Это объясняется тем, что по существу, в учебной и методической литературе нет единой точки зрения на содержание и методику проведения занятий с детьми, на очередность постановки задач обучения описательной и повествовательной речи и последовательность различных занятий с игрушками.
Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно - логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, изобразительно пользоваться языковыми средствами.
Таким образом, с одной стороны, игрушки обладают большим потенциалом для развития связной речи на занятиях в детском саду, но с другой стороны этот вопрос получил недостаточное научно-теоретическое обоснование в методической литературе.
Проблемой настоящего исследования является определение: при каких педагогических занятиях с игрушками возможно более эффективное развитие связной речи у детей 5 года жизни. Ее изучение составляет цель исследования.
Предмет исследования - педагогические условия формирования речи детей пятого года жизни на занятиях с игрушками.
Объект исследования - связные высказывания монологического типа у детей 5 года жизни.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой широкое использование игрушек на занятиях по развитию связной речи с детьми 5 года жизни будет способствовать более эффективному формированию у них полноценных высказываний.
Задачами исследования являются.
1. Изучение и анализ научно - методической литературы по проблеме исследования.
2. Выявление особенностей связных монологических высказываний описательного типа 5 года жизни.
3. Определение содержания и методики развития связной речи у детей 5 года жизни в процессе общения со сверстниками.
4. Определение эффективности обучения связной монологической речи описательного типа на материале наглядности / игрушек/.
Методологической основой исследования является положение теории речевой деятельности, ее структуре, роли в формировании личности ребенка.
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в дошкольном образовательном учреждении. Исследованием было охвачено 12 детей 5-го года жизни.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были использованы следующие методы :
- изучение и анализ психологической, лингвистической и педагогической литературы по теме ;
- изучение и анализ документации дошкольного образовательного учреждения ;
- наблюдение за организацией и содержанием работы на занятиях по развитию связной речи ;
- поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты ;
- количественный и качественный сравнительный анализ высказываний дошкольников ;
- анализ и обобщение экспериментальных данных.
Данная квалификационная работа состоит из двух глав, выводов, библиографии и приложения.
Глава I. Теоретические основы формирования связной речи у дошкольников
Дата: 2019-07-24, просмотров: 249.