Речь – это не врожденная функция, она усваивается каждым человеком
индивидуально в процессе речевого общения ребенка с окружающими людьми. Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее люди не имели бы возможности получать и передавать большое количество информации.
По мнению А.Н. Леонтьева, речь человека, человеческое слово и история его развития выступают «во-первых, как предмет лингвистики…во-вторых, как предмет психологии… и, наконец, в-третьих, как система физиологических процессов, которые осуществляют эту речевую деятельность, но к которым она не сводиться» [7].
Но существует и другое мнение. М.Р. Львов считает, что в русском языке слово речь имеет три различных значения. Это
а) речь как деятельность, как процесс;
б) речь как продукт речевой деятельности;
в) речь как ораторский жанр [10].
В данной работе мы будем исходить из первого определения, данного Львовым. Речь – это вербальное, языковое общение с помощью языковых единиц и часто при поддержке невербальных средств. Таким образом, мы будем рассматривать речь как процесс использования языка в целях общения.
Необходимо отличать понятия «язык» и «речь», так как в некоторых языках они имеют единое название. Но в научном рассмотрении данных понятий требуется разграничение.
Язык – это система знаков, которая используется людьми для передачи сочетания звуков, имеющих определенное значение.
Речь – это само общение, выражение мысли.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека.
Р.С Немов отмечает, что связующим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
В речи отражается личность говорящего, носителя языка. Вильгельм Гумбольдт писал, что «только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности» [Цит. по: 10].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что язык и речь неразделимы. Особенно тесно их сближают функции, которые реализуются при помощи речи.
Существуют два центра речи:
1. центр Брока – центр, отвечающий за формирование высказывания;
2. центр Вернике – центр, отвечающий за понимание чужой речи.
Есть два вида речевых нарушений:
1. нарушение звукового оформления произносительной стороны речи;
2. нарушения структурно-семантические и системные.
К нарушениям первой группы относятся:
Дисфония – нарушение фонации (звучания) вследствие нарушения звукового аппарата из-за органического функционального расстройства голосообразующего механизма; может возникнуть на любом этапе развития.
Брадилалия – патологическая замедленность темпа речи.
Тахилалия – патологически ускоренная речь.
Заикание (логоневроз) – нарушение темпа речи из-за судорожного состояния. Причина возникновения – органические или функциональные; недостаточная устойчивость нервной системы. Возникает в период перехода к фразовой речи на внешний раздражитель.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной работе речевого аппарата. Возникает из-за органических или функциональных причин.
Ринолалия – нарушение тембра и звукопроизношения; связана с нарушением речевого аппарата.
Дизартрия – нарушение звукопроизношения, темпа, выразительности, модуляции; чаще бывает у детей с повреждениями центральной нервной системы.
К нарушениям второй группы относятся:
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи в результате поражения речевых центров в коре головного мозга в доречевой период.
а) моторная алалия – поражается центр Брока.
б) сенсорная алалия – поражается центр Вернике.
Афазия – полная или частичная утрата ранее сформированной речи; главный признак – распад речевого стереотипа; проявляется в нарушении фонетической, морфологической, синтаксической структуры собственной речи и понимание чужой речи при сохранности движений речевого анализатора и элементарных форм слуха.
а) сенсорная афазия – нарушение фонематического слуха – дети не распознают звуки на слух, не понимают обращенную к ним речь, трудно воспринимают слова со сходными фонемами, нарушение письма.
б) акустико-мнестическая афазия – нарушена слухоречевая память, объем памяти – 2–3 единицы.
в) оптико-мнестическая афазия – распадается связь между зрительным образом слова и наименованием; дети не могут изображать графические объекты, иногда проявляется в форме нарушения чтения.
г) афферентная моторная афазия – отсутствие возможности передачи ощущений от артикуляционного аппарата в кору головного мозга.
д) семантическая афазия – нарушение понимания грамматической конструкции, отражающей одновременно анализ и синтез явлений; дети не понимают предлоги, суффиксы, родительский падеж.
е) моторная эфферентная афазия – понимание речи, но невозможность произношения.
ж) динамическая афазия – дефект внутренней речи; дети не могут самостоятельно формировать фразу; часто страдают развернутые фразы [5].
Дата: 2019-07-24, просмотров: 164.