Характеристика основных медико-экономических показателей деятельности поликлинического отделения ЦРБ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Здравоохранение нашей страны прошло сложный исторический путь развития, позволивший в 20-60 годы решить задачи социально-гигиенического благополучия в стране в условиях преимущественно инфекционной патологии. В течение нескольких десятилетий развитие здравоохранения шло экстенсивным путем, что было в значительной степени оправдано. Однако в 70-80 годы в связи с начинающимся эпидемиологическим переходом, новыми условиями социально-экономического развития страны необходимо было перевести здравоохранение на новый режим функционирования, но в силу целого ряда причин это не было сделано. Более того, в последнее десятилетие усилились те негативные тенденции, которые были связаны с остаточным принципом финансирования, господством административно-командных методов управления, уравнительным затратным характером всего народного хозяйства.

Можно утверждать, что в 80-е годы в нашей стране сложился своеобразный кризис здравоохранения. Принятое в 1989 году «Положение о новом хозяйственном механизме в здравоохранении» было направлено на преодоление всех этих негативных моментов[37]. Уровень профессиональной подготовки медицинских работников, наличие лекарственных препаратов, низкий уровень материально-технической базы здравоохранения стали наиболее острой проблемой наблюдаемого у нас в стране кризиса здравоохранения. Господствовавший долгие годы в этих сферах государственный монополизм, незначительная сумма средства, выделяемая из государственного бюджета, преобладание экстенсивных методов развития являются основными причинами возникших затруднений.

Появившиеся в этих условиях первые медицинские кооперативы, малые предприятия во многом имели успех благодаря доступу к современному оборудованию, дефицитным лекарствам, привлечению наиболее квалифицированных специалистов. Это привело к еще большей дифференциации качества медицинского обслуживания, усилило социальную напряженность в обществе. Поэтому государство было вынуждено пойти на усиление государственного контроля в производстве лекарств и медицинской техники.

Перемены, происходящие в стране, не могли не коснуться и здравоохранения. В условиях перехода к рынку сохранить здравоохранение как некий чисто государственный островок со стопроцентным государственным финансированием предоставляемых услуг не представлялось возможным. Решение проблемы поддержания здравоохранения на должном уровне состояло в его комбинированном финансировании, так как в сохранении и поддержании здоровья заинтересованы и государство, и предприятия, независимо от форм собственности, и сами граждане[38].

Форма хозяйствования в здравоохранении отражала в условиях командно-административной системы ее основополагающие черты, что приводило к следующим последствиям: это, прежде всего хроническая нехватка финансовых средства, неэффективное использование имеющихся ресурсов, недостаточные материальные стимулы, отсутствие возможности здравоохранению влиять на демографические, экологические, социально-экономические факторы, определяющие условия жизни людей и состояние их здоровья.

Решение всех этих проблем представляется возможным в условиях новых экономических отношениях. 90 - е годы явились переломным моментом в сфере здравоохранения. Именно в это время происходит развитие рынка медицинских услуг.

В таблице 2 представлено финансирование Искитимской Центральной районной больницы за 12 месяцев 2005 года

 

Таблица 1

Финансирование ИЦРБ

№ п/п Источники финансирования   Сумма (тыс. руб.) %  
1. Муниципальный бюджет   0,00
2. Районный бюджет 11180,60 24,64
3. Областной бюджет 3334,20 7,35
4. Платные услуги 1205,50 2,66
5. Средства ОМС 29649,1 65,35
6. Безвозмездная помощь, прочие поступления   0,00
  Всего: 45369,4 100

 

В таблице 3 представлено исполнение сметы расходов по бюджету за 12 месяцев 2005 года.

 

Таблица 3

Исполнение сметы расходов по бюджету

№ п/п   Наименование статей расходов (код статьи)  

Сумма (тыс. руб.)

 

        План   Исполнено (получено финансирования)   % испол нения   Фактические расходы   Кассовые расходы  
    Всего:   13810,1   11180,6   80,96   10100,7   11180,6  
    В том числе по статьям:                      
1.   Заработная плата (211)   2211,9   2248,4   101,65   2325,1   2248,4  
2.   Начисления на оплату труда (213)   579,6   537,8   92,79   605,2   537,8  
3.   Увеличение стоимости материальных запасов (340 в части медикаменты и перевязочные средства, реактивы)   110,0   136,8   124,36   113,5   136,8  
4.   Увеличение стоимости основных средств (310 в части приобретение мягкого инвентаря)   27,4       0,00          
5.   Увеличение стоимости материальных запасов (340 в части питание) 506,0   506,0   100,00   567,1   506,0  
6.   Увеличение стоимости материальных запасов (340 в части ГСМ) 1069,2   1762,1   164,81   1632,9   1069,2  
7.   Увеличение стоимости материальных запасов (340 в части запчасти, хозяйственные и строительные материалы, канцелярские товары) 1131,1   1168   103,26   937   1860,9  
8.   Прочие выплаты (212 оплата суточных) 4,4       0,00          
9.   Транспортные услуги (222) 54,5   306,9   563,12   314,5   306,9  
10.   Услуги связи (221) 289,0   391,4   135,43   304,2   391,4  
11.   Коммунальные услуги (223) 2361,1   1706,7   72,28   2299   1706,7  
12.   Услуги по содержанию имущества (225 ремонт оборудования)   46,4       0.00          
13.   Услуги по содержанию имущества (225 текущий ремонт зданий) 780,0   32,7   4,19   73,5   32,7  
14.   Прочие расходы (226)   392,3   413,5   105,40   343,6   413,5  
15   Пособия по социальной помощи населению (262) 68,0   44,0       73,0   44,0  
16   Прочие выплаты (212 методологическая литература)          
17   Увеличение стоимости основных средств (310 в части приобретения оборудования, транспортныхсредств) 3519,5     1878,9     53,39     454,3     1878,9    
18   Прочие услуги (290) 659,7   47,4   7,19   57,8   47,4  

 

В таблице 4 приведены данные по стоимости единицы медицинской помощи.

 

Таблица 4

Стоимость единицы медицинской помощи (руб.) (к/день, посещение - по ОМС, вызов - по бюджету)

№ п/п

 

Наименова-ние единицы помощи

Стоимость единицы помощи (руб.)

Стационар

Поликлиника

Всего (руб.)

По статьям:

Всего (руб.)

По статьям

медикаменты питание   мягк. инвентарь медикаменты   мягк. инвентарь  
1. Койко-день 102,32 64,02 31,82 6,48      
2. Посещение         15,57 15,39 0,18
3. Вызов         0,42 0,42  

 

В таблице 5 приведены данные по сумме средств обязательного медицинского страхования, полученных за 12 месяцев 2005 года.

 


Таблица 5

Средства обязательного медицинского страхования

№ п/п Наименование статей расходов Сумма (тыс. руб.)
  Всего 29649,2
  Из них направлено на:  
1. Заработную плату с начислениями 21872,0
2. Приобретение медикаментов 5420,3
3. Мягкий инвентарь 203,4
4. Продукты питания 1342,3
5. Приобретение оборудования, средств оргтехники  
6. Ремонт оборудования 811,20

 

В таблице 6 представлена средняя заработная плата персонала за 2004-2005 гг.

 

Таблица 6

Средняя заработная плата

Должность за 12 месяцев 2004 г. за 12 месяцев 2005 г.
Врач 6638,83 8185,3
М/сестра 3755,52 4611,24
Младший персонал 1461,68 2297,1

 

Из представленной таблицы мы можем увидеть, что заработная плата медицинского персонала в 2005 году выросла по сравнению с 2004 годом.

В таблице 7 показаны медицинские услуги за 12 месяцев 2005 года.

 

Таблица 7

Платные медицинские услуги

Наименование показателей Сумма (тыс. руб.)
Всего: 1205,5
В том числе:  
Оплачено населением 100,2
Договоры по добровольному медицинскому страхованию 940,3
Договоры с предприятиями и организациями 165,0

Формирование спроса и предложения на медицинские услуг, а также ценообразование находятся в определенной зависимости от многих факторов. При этом охрана здоровья населения зависит не только от эффективного функционирования рынка медицинских услуг, но и от целого ряда других рынков, тесно связанных между собой. Если рассматривать только функционирование медицинских учреждений, то они, прежде всего, выступают на двух основных рынках: рынке ресурсов и рынке медицинских услуг.

Рынок ресурсов включает в себя рынок трудовых ресурсов и рынок материальных ресурсов. Этот рынок снабжает медицинские учреждения медицинским оборудованием, лекарственными препаратами, инструментами. Действуя на этом рынке, медицинские учреждения покупают необходимые ресурсы и совершают платежи, которые выступают в виде заработной платы и доходов владельцев ресурсов. На рынке ресурсов медицинские учреждения выступают в роли покупателей, на рынке медицинских услуг - продавцами.

В условиях широкого использования медицинского страхования рынок услуг может быть представлен следующими видами: страховым рынком, рынком медицинских услуг по системе страхования и свободным рынком медицинских услуг. Что же касается рынка ресурсов, то он также может быть определенным образом классифицирован. Это рынок медицинского оборудования, рынок лекарственных препаратов, рынок труда.

Рынок медицинских услуг и рынок ресурсов связаны между собой самым тесным образом. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производным от спроса на медицинские услуги, а с другой стороны, уровень цен и в целом конъюнктура на рынке ресурсов определяют потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений. Поэтому не случайно уровень профессиональной подготовки медицинских работников, наличие лекарственных препаратов, низкий уровень материально-технической базы здравоохранения стали наиболее острой проблемой наблюдаемого у нас в стране кризиса здравоохранения. Господствовавший долгие годы в этих сферах государственный монополизм, незначительная сумма средства, выделяемая из государственного бюджета, преобладание экстенсивных методов развития являются основными причинами возникших затруднений

Появившиеся в этих условиях первые медицинские кооперативы, малые предприятия во многом имели успех благодаря доступу к современному оборудованию, дефицитным лекарствам, привлечению наиболее квалифицированных специалистов. Это привело к еще большей дифференциации качества медицинского обслуживания, усилило социальную напряженность в обществе. Поэтому государство было вынуждено пойти на усиление государственного контроля в производстве лекарств и медицинской техники. В частности, это выразилось в реорганизации Министерства здравоохранения России, которое превратилось в Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, а также в издании летом 1994 года постановления Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В любом случае большинство этих проблем могут быть успешно решены только с расширением финансовой базы всей системы охраны здоровья в стране. Развитие рыночных отношений сегодня делает эту возможность реальной. Наряду с традиционным источником финансовых средства, каким является государственный бюджет, возникают новые. Как определено в законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», ими могут быть средства государственных и общественных организаций, предприятий, доходы от ценных бумаг, кредиты банков и других кредиторов.

Для того чтобы эти перечисленные источники реально функционировали, необходимы условия, делающие финансовые инвестиции в охрану здоровья населения достаточно привлекательным направлением. С этой целью, на наш взгляд, необходимо дифференцировать инструменты финансового рынка и обеспечить им соответствующую государственную поддержку. И хотя основную роль в этих процессах будут играть государственные и частные страховые организации, все же медицинские учреждения и соответствующие органы управления здравоохранением могут привлекать к себе дополнительные свободные денежные средства. Это может достигаться различными путями:

1. Выпуск собственных долговых обязательств;

2. Участие в капитале и прибыли медицинского учреждения, путем выпуска акций;

3. Получение займов в коммерческом банке.

В настоящее время, когда идет процесс формирования многоукладности в здравоохранении и существует острая нехватка финансовых средств, создание лизинговых фирм, на наш взгляд, могло бы заметно улучшить материально-техническую базу медицинских учреждений. На первом этапе это могут быть государственные лизинговые фирмы, которые могли бы выполнять своеобразную роль распределителя скудных объемов современного медицинского оборудования, добиваясь, чтобы оно попало в хорошие руки. К тому же, как показывает мировой опыт, применять лизинг предпочтительно там, где имеется особенно сложное и редко оборудование, которое обслуживается лизингодателями лучше, чем это может сделать использующее его медицинского учреждение.

В экономической литературе встречаются предложения об использовании в сфере услуг такой специфической формы, как фэкторинг. Фэкторинг - это обычно осуществляемая на договорной основе покупка требований по товарным поставкам фэкторинг-фирмой. В результате подобной операции предприниматель, продающий требования, в течение 2-3 дней получает от 70-90% суммы требований в виде аванса. Остающиеся 10-30% являются для фэкторинг-фирмы своего рода гарантийной суммой. Фэкторинг-фирма взимает с предпринимателя определенные проценты за немедленное предоставление эквивалента долговых требований, премию за риск и возмещение административно-управленческих расходов. Фэкторинг эффективен, прежде всего, на производственных предприятиях и оптовых фирмах, соответственно производящих и сбывающих потребительские товары. Однако нам представляется возможным в условиях обязательного медицинского страхования, когда многие предприятия не осуществляют вовремя платежи в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а многие из них находятся на грани банкротства, долговые обязательства предприятий фондам и страховым организациям могли бы быть проданы фэкторинг-фирмам. Это обеспечило бы большую равномерность в финансировании медицинских учреждений.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 172.