СПЕЦИФИКА МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов, друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители - это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

В то же время значительная часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.

Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания; если при общении с родителями чаще звучат фразы: "А как Вы думаете?", "Давайте вместе решим, как быть", "Хочется услышать Ваше мнение". Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично учитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Знание семьи - условие правильного воспитания, основа оказания помощи родителям в решении задач семейной педагогики. Можно сказать кратко: чтобы помогать, надо знать. Поэтому изучение семьи не самоцель, не самостоятельная проблема в работе классного руководителя. Это обязательное условие (одно из многих) успешности его деятельности. Вот почему экономичность, эффективность методики, т. е. ее рациональность является одной из главнейших задач организации труда классного руководителя в работе с родителями.

"Знать семью" - означает для классного руководителя умение оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития, которые она создает как первичный коллектив, определить положительные стороны семейного воспитания, найти психолого-педагогические основы установления контактов с семейным коллективом.

Необходимо подчеркнуть, что кроме подчиненности изучения семьи задачам помощи и объединения воспитательных усилий семьи и школы, другой особенностью методики изучения семьи является - сложность и замкнутость объекта исследования. Всякое «вторжение» вносит такие изменения в семейную атмосферу, которые искажают подлинную картину воспитания. Тем более недопустимо хоть в какой-то мере обнаружить позицию "изучающего" что-то в семье. Для родителей всегда должно быть ясно одно: школа, учитель семье помогают.

Чем сложнее предмет, тем более длительное время требуется на его изучение, на управление им. Недопустимы поспешные выводы, обобщения. Оценка семьи складывается сумма но, на основе наблюдений, сопоставления всех данных. И

несмотря на указанные особенности подхода к семье как к воспитательному коллективу, соучастие, в деятельности которого никогда не может быть прямым, можно утверждать, что знание семьи возможно для классного руководителя. Мы уже неоднократно касались вопроса об изучении семьи, рассматривая те или иные стороны проблемы совершенствования семейного воспитания, работы школы с родителями.

Например, использование анкетного метода. Учитывая определенную субъективность даваемого этим методом материала, данные, полученные таким путем, необходимо сопоставлять с получаемыми другими методами.

Анкета нескольких вариантов может применяться при изучении воспитательной активности семьи. Приводим их, указывая, что они (в зависимости от конкретных условий работы школы) могут видоизменяться.

АНКЕТА № 1

1. Сколько времени (приблизительно) в день_____________________

в неделю

Вы проводите в общении с ребенком:

в беседах, разговорах

в совместной работе

посещая кино, клуб, театр и т. д.

на прогулках в природу (в лес, на реку, и т д.)

посещая музей, библиотеки, производство и т. д.)

2. Есть ли другие виды общения? Укажите:

3. Считаете ли Вы это время общения достаточным для правильного воспитания?

Почему?

4. Считаете ли Вы, что понимаете особенности развития своего ребенка глубоко?

в основном?

лишь иногда

б) частичный (эпизодический, не ежедневный) (учится сын, дочь) в) не обеспечили присмотра (учится сын. дочь) (подчеркнуть)

4. Какое количество родителей класса активно участвует в воспитании детей:

(учится сын, дочь) отцов (учится сын, дочь) матерен (учится сын, дочь)

5. Сколько человек входит в актив родителей класса:

отцов

матерей

К анкете № 2

 

1 2 3 4 5
Иванова Лена Куликов Борис        

 

АНКЕТА № 3

Анкета классного руководителя для изучения воспитательной активности семьи

Школа

Класс

Количество учащихся

 

Вопросы

Уровни проявления

Постоянное Частич. Не проявл.

      I 1 2 3   4
               

 

1. Понимание целей воспитания.

2. Наличие конкретных воспитательных задач.

3. Единство и согласованность требований к детям.

4. Каждодневное общение с детьми, полная осведомленность о жизни ребенка (интересы, дела, успехи,

Многократно уже говорилось о широте диапазона применения методов беседы и наблюдения. В данной главе нет необходимости еще раз возвращаться к их раскрытию. Более важным является акцент на формах фиксирования и обработки материалов, бесед и наблюдений. Каким бы объективным, точным и аккуратным ни был классный руководитель, он не сможет запечатлеть и осмыслить с точки зрения тенденций развития личности каждого ребенка, все его проявления, особенности реакций, характер выборов в сложных и повседневных, обычных ситуациях учения, труда, игры, общения и т.д. Чем выше уровень квалификации педагогического труда, тем точнее и строже должны быть методы и формы анализа. Без этого нельзя ставить вопроса об управлении процессами, в данном случае — процессом всестороннего развития личности. Личность ребенка сложна, многогранна, в движении, в изменениях развития и становления. Сегодня уже нет необходимости доказывать примитивизм, оценки личности по единственному критерию - успехи в учении: "хороший ученик, по тому, что хорошо учится" или "плохой, двоечник".

Беседа как метод изучения семьи должна касаться поэтому очень многих сторон и вопросов жизни семьи и ребенка: почему сын не удачлив в друзьях и почему в семье нет увлечений, интересных любимых занятий; почему все домашние дела выполняются матерью и почему пет семейной библиотечки; почему на детской площадке переломаны все песочницы, зонтики, истоптаны газоны и почему на собрания в школу всегда ходит мама?

Все материалы бесед, посещений семьи, выступлений на собраниях и т. д. должны фиксироваться в дневнике педагогических наблюдений.

Почему?

5. Встречаете ли Вы трудности в воспитании ребенка?

Какие?

Как их разрешаете?

Заполненная родителями анкета даст классному руководителю материал для постановки вопроса о дефиците общения детей и родителей, и его последствиях, о свободном времени семьи и пустом времяпрепровождении, о любимых занятиях членов семьи, о взаимопонимании между родителями и детьми и о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка.

Воспитательная активность родителей, их участие в общественной работе в школе помогут проследить анкеты № 2 и № 3. Они заполняются классным руководителем как итог посещений семьи, бесед с родителями, фиксирования их осведомленности о жизни ребенка и школы.

Анкета № 2 и 3 требуют составления списка класса (вертикаль) и обозначения пунктов анализа (горизонталь), такая сводная матрица облегчит подсчет по классу, выявление наиболее типичных особенностей общения родителей и детей и т. д.

Анкета № 2

Анкета классного руководителя (начальной школы, средней школы) - подчеркнуть.

1. Сколько учащихся обучается в классе:

всего:

в том числе мальчиков

в том числе девочек

2. У скольких учащихся работают на производстве отец и мать учится сын учится дочь

3. Какое количество родителей обеспечило в часы, не занятые школой: а) полный контроль и присмотр за ребенком (учится сын, дочь) неудачи, жизнь школьного коллектива и дела его, общественная работа, друзья и т. д.)

5. Устойчивая связь с учителями, классным руководителем.

6. Поиск педагогических рекомендаций, советов, повышающих эффективность семейного воспитания.

7. Сознательное овладение психолого-педагогическими знаниями.

8. Общественная воспитательная работа в школе.

По итогам анализа классный руководитель делает выводы. Это в свою очередь отрывает возможность изучить актуальность вопросов организации контроля в семье детьми, активности в воспитании и т. п. (см. анкеты).

Нами подробно описано применение анкеты выборов педагогических поручений родителями. Сам выбор и последующая деятельность отцов и матерей, их общение с учителями, с учащимися, с родителями позволяют получить богатый материал о родителях как воспитателях, как членах нашего общества. Мы уже говорили о том, что дифференциация работы с родителями должна осуществляться по 3 группам родителей, в соответствии со сделанными выборами.

О многом говорили классному руководителю (в плане изучения отношения родителей к воспитанию) журнал учета работы с родителями. Если же педагогический коллектив будет настойчив в ведении их с 1 по10 класс и в обязательности их сохранности (эти функции лежат на организаторе внеклассной работы), то контролирующие, и организующие возможности школы в работе с родителями возрастут, как об этом свидетельствует опыт работы ряда школ страны.

Приводим форму журнала учета работы с родителями, указывая на то, что для оформления его требуется минимальное время, простейшие оформительные данные.

Дневник классного руководителя и индивидуальные карточки на учащихся. Это важнейшие педагогические документы, позволяющие выявить тенденции развития личности, индивидуальность ее, продумать и определить программу индивидуального развития. Это и есть научный подход к воспитательной работе, к организации семейного воспитания:

1)изучение личности;

2)определение задач воспитания;

3)планирование педагогических воздействий;

4)объединение всех воспитательных усилий (семьи, школы, общественности и т. п.).

Фиксирование данных о семье - не единственная рубрика анализа. Программа наблюдений, бесед отражает многогранность проявлений личности. Ниже нами дается форма дневника педагогических наблюдений классного руководителя.

1 страница 2 страница (для записей)

Ф., И., О. ученика

Число, месяц, год рождения.

Состав семьи, возраст и род занятий

членов семьи

Отношение к учению

Отношение к товарищам

Отношение к труду

Отношение к себе

Отношение к родителям и другим

членам семьи

Особенности характера, проявляющиеся в учении,

в игре,

в общественной работе, в общении с природой

Потребности и желания, интересы

Хорошо развитые умения и навыки

Слабо развитые умения и навыки

Задачи совместной работы семьи и школы

Рекомендации родителям         1) Дата

2) Дата

Дата: 2019-07-24, просмотров: 256.