Глава I. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

Обоснование и актуальность темы:

В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта мира и общественной нравственности.

В новых социокультурных условиях постоянно происходят изменения в общественно-политическом устройстве государства. Эти изменения не обходят стороной и школу, находящуюся в процессе реформирования, прямо или косвенно влияют на все стороны учебно-воспитательного процесса. Возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными словами становятся педагогические технологии, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых школа стремится повернуть к ребенку, создать условия для взаимных отношений между классным руководителем и родителями, между родителями и детьми.

Именно потому сейчас так актуальна идея педагогики сотрудничества учителей, родителей и учащихся.

В достижении этой цели роль классного руководителя неизмеримо велика. На наш взгляд, современный классный руководитель должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценность, на теплые и доверительные отношения с родителями.

Однако, к сожалению, социальные, бытовые и материальные проблемы мешают классному руководителю в полной мере соответствовать этим требованиям.

Подготовка учителя к работе с родителями - актуальная и сложная задача. Решение ее предполагает обеспечение важного направления, выработку педагогического умения мобилизовать все факторы, формирующие личность и коллектив, на достижение необходимых воспитательных результатов, умение интегрировать все виды воздействий в целенаправленный учебно-воспитательный процесс.

Создание в обществе единого морального влияния на подрастающее поколение надо рассматривать сегодня как одну из главных педагогических задач. Решение ее в значительной степени обеспечивается школой, а именно: активной организующей деятельностью педагогического коллектива, подготовленностью каждого учителя к ее осуществлению в работе с конкретным детским коллективом, с семьями и родителями. Анализ опыта работы школ, всевозрастающее внимание к вопросам семейного воспитания свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки учителя к работе с родителями.

Этими положениями диктуется вывод, что вследствие противоречий современная идеология требует переосмысления целей, подходов к воспитанию школьников.

Эти и другие положения «Педагогики нового времени» дают нам основания считать актуальной данную проблему.

Исходя из актуальности темы, мы определили:

Объект исследования:

психолого-педагогическая деятельность учителя в работе с родителями.

Предмет исследования:

деятельность классного руководителя по формированию коллектива между учащимися, родителями.

Цель нашего исследования:

выявить инновационные подходы в деятельности классного руководителя, влияющие на организацию воспитательной работы с родителями младших школьников в новых социокультурных условиях.

Гипотеза нашего исследования основывается на предположении эффективной работы классного руководителя с родителями младших школьников при: условии учета современных условий и подходов; создание конкретных условий для раскрытия творческих способностей детей во взаимоотношениях с родителями, при направляющей роли учителя в достижении качества успеваемости учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить, проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

2. Уточнить технологии воспитания и роль личности классного руководителя в работе с родителями младших школьников.

3. Выявить наиболее эффективные формы и методы организации деятельности классного руководителя по внедрению инновационных подходов в работу с родителями по повышению творческой активности младших школьников и повышения качества успеваемости учащихся.

Для реализации поставленных задач мы избрали следующие методы исследования:

изучение и анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы;

педагогические наблюдения;

тестирование;

анкетирование;

педагогический эксперимент 3-х видов (констатирующий, формирующий, контрольный).

Теоретическую основу данного исследования составили положения классиков педагогической мысли А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, монографий ряда современных педагогов-ученых: Зимней И.А., Н.П. Иванова, Бондаревской Е.В. и другие, так как они нацеливают педагогов-практиков на гуманизацию педагогического процесса в сложных социокультурных условиях.

Новизна нашей работы состоит в том, что мы внедрили инновационные подходы в работу классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях и составили некоторые рекомендации родителям.

Структура дипломной работы состоит из: введения, трех глав:

I - «Роль классного руководителя в работе с родителями»;

II - «Проблемы сотрудничества педагогов, учащихся, родителей»;

III - «Опытно-педагогическая работа по исследуемой теме на базе МОУ ТСШ № 2 г. Тирасполя. Анализ результатов эксперимента», выводов и заключения, библиографии в количестве 57 источников и приложения.



КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 

База нашего исследования МОУ ТСШ № 2. Для эксперимента были взяты 2 класса: 3-А класс - экспериментальный (классный руководитель Устенко Н.С.), 3-В класс - контрольный (классный руководитель Коваленко А.Э.).

Работа проводилась в три этапа:

I - констатирующий эксперимент;

II - формирующий эксперимент;

III - контрольный эксперимент.

На I этапе констатирующего эксперимента с классным руководителем 3-А класса для выявления уровня обучаемости учащихся мы завели диагностическую карту на класс. Кроме того, в карту мы внесли графу «любознательность».

В основу заполнения диагностических характеристик положен метод наблюдения. Первоначальное заполнение было в присутствии родителей и детей в начале сентября на родительском собрании. Заполнение такого же документа для сравнения результатов мы наметили на конец апреля.

В диагностической карте были отмечены знаком (+) те признаки ведущих качеств личности, которые зачастую прослеживаются у ребенка. Если тот или иной признак проявляется слабо, то в карте мы отметили знаком (-). Если совсем не проявлялся, то данную клетку оставляли пустой.

Этот анализ ни в коем случае не является средством «сортировки» учащихся. Напротив, для нас важно было найти и отметить «сильные» стороны каждого ученика.

Средний балл не имеет главного значения, он помечает лишь выделить тенденцию, общую характеристику класса.

Главным для нас было - делать все это, подходя к детям с гуманистической позиции, веря в их силы и возможности.

Данные диагностической карты на начало учебного года (см. табл. 1). Из диагностической карты видно, что у 4 человек признак «устойчивая работоспособность» совсем не проявлялась. Уровень обучаемости, как было сказано выше, высокий и средний. Чем выше уровень обучаемости, тем лучше сформированы уровни ведущих качеств личности.

В контрольном классе также была заполнена диагностическая карта (см. табл. 2). Опираясь на диагностические карты 3-А и 3-В классов была составлена диаграмма, из которой видно, что результаты почти равны, только любознательность у 3-А выше (см. диаграмму 1).

 

Диагностическая карта № 1 (первоначальная диагностика)

Класс 3-А                                                     Дата заполнения:

10.09.2005 г.

Ф.И.О.

Уровень обученности

Любознательность

высокий средний низкий наблюда-тельность устойчивый интерес к учебе применение знаний на пр-ке устойчивая работоспо-собность
1 Андрущенко Ира   +   + + + +
2 Аринчев Женя   +   + - + +
3 Бырдина Настя +     + + + +
4 Вдовиченко Даня   +   + - + -
5 Герасютина Лена   +   -   +  
6 Голубев Денис +     + + + +
7 Гончар Кирилл +     + + + +
8 Диянова Яна   +   + + + -
9 Журбенко Женя   +   + + + -
10 Иванова Маша +     + + + +
11 Константинов П. +     + + + +
12 Костюк Катя   +   - - - -
13 Ктитор Кристина +     + + + -
14 Курман Влад +     + + + +
15 Лебедева Лера +     + + + +
16 Мальдин Ал. +     + + + +
17 Маняжина К.   +   - - +  
18 Михайлова Валя +     - + + -
19 Маковецкая Яна   +   + + + +
20 Мустяца Влайку   +   -   -  
21 Можейкин Саша +     - + -  
22 Пауленко Макс   +   + + + +
23 Проскурин Дима +     - - - -
24 Тожтеев Никита   +   - + + +
25 Желюк Света +     + - + +
26 Трандасир Лиза   +   - + - +

 

Диагностическая карта № 2 (первоначальная диагностика)

Класс 3-В                                                      Дата заполнения:

10.09.2005 г.

Ф.И.О.

Уровень обученности

Любознательность

высокий средний низкий наблюда-тельность устойчивый интерес к учебе применение знаний на пр-ке устойчивая работоспо-собность
1 Васильченко Дима   +   - + + -
2 Гуцу Александр   +   - - + -
3 Кирил Кирилл   +   - + + -
4 Корня Гриша   +   - + - +
5 Краснян-й Андрей   +   + - + -
6 Мастакян Арэн +     + - + +
7 Надчафов Ильгар     + - - - -
8 Нирун Николай   +   + - - -
9 Плохотнюк Ар.   +   -     -
10 Розанов Андрей     + -     -
11 Саракуца Стас     + - - - -
12 Савельев Никита   +   + + + +
13 Солоненко Даша +     + + + +
14 Солоденко Валя +     + + + -
15 Федоряцева Таня     + -   - -
16 Цыганенко Ал-й +     + + - +
17 Цыбульская Н.   +   -     -
18 Черноморец С.   +   - + - -
19 Шелиов Анд-й +     + - - +
20 Шинков Влад   +   + - - -
21 Южневич Ф.   +   + + + +
22 Соколов Гриша +     - + + +
23 Колосовская Женя   +   + - +  

 


Диаграмма 1

 

Любознательность у 3-А на 8% выше.

Следующим шагом нашего исследования было - выявление степени обученности качества знаний и успеваемости, так как, на наш взгляд, эти показатели являются немаловажными в достижении конечной цели - повышение качества ЗУН. Мы брали конец I четверти 2005 г. и III четверть 2006 г. (см. приложение).

Наша задача за этот год совместно с классным руководителем и родителями повысить уровень обучаемости. Исходя из этого, чем выше уровень обучаемости, тем лучше результаты обученности, качества знаний и успеваемости.

Определив на I этапе исследования задачи нашей дальнейшей деятельности, мы приступили к их реализации (к формирующему эксперименту).



ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 

Анализ воспитательной работы за прошлый год

В 3-А классе обучается 26 учеников, из них 11 мальчиков и 15 девочек. Для 12 учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса, для 12 - средний, а для 2 - низкий уровень.

Анализ успеваемости и качества знаний за прошлый год показывает, что в классе 3 ученика учатся на «отлично» (Герасюткина Л., Голубев Д., Лебедева Л.), на «4» и «5» успевают 20 человек, 3 человека имеют «3» по итогам года.

В классе выделялась группа учащихся (11 человек) с высокой степенью развития познавательного интереса. Уровень знаний этих учащихся возрастает из года в год.

В классе есть ученики неуверенные в себе, они осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие учащиеся: Маковецкая Я., Проскурин Д.

В состав класса входят и дети, которые обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают ответы с места. К таким учащимся относится Мустяца Влайку.

На мой взгляд коллектив класса сформирован. Отношения между детьми разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе не всегда приходят на помощь друг другу. Явного лидера в классе пока нет, так как по-настоящему его некому поддержать.

В классе обучается 1 ребенок из многодетной семьи.

Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но половина из них предпочитает занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел класса.

Главное для нас является опора на родителей, создание общего коллектива класса. Чтобы глубже узнать родителей, решили исследовать внутрисемейное межличностное отношение родителей и их влияние на успеваемость, так как семья обеспечивает человеку и поддержку, и защиту, и отдых, а детям воспитание и развитие. Необдуманные действия родителей, педагогическая неграмотность, выяснение отношений на глаза у ребенка вызывают нарастание внутрисемейного конфликта, что в конечном итоге сказывается и на его успеваемости. Внутренний конфликт очень часто соотносится с осложнением между отношениями родителей и учителем ребенка.

В мае 2006 г. психологом школы, по моей просьбе, был проведен рисуночный тест «Моя семья» и даны общие рекомендации родителям. Сопоставив эти рисунки, наблюдения учителей, предыдущего классного руководителя с диагностикой результатов обучения по технологии Тихонова на каждого ученика в отдельности выделила 6 типов семейного воспитания в данном классе: «Крепкая семья», «Гиперопека», «Гипоопека», «Противоречивое воспитание», «Повышенная моральная ответственность», «Безнадзорность».

Этот анализ подтверждает «тревожность» внутренних отношений в 10 семьях из 26. Это естественность влияет на успеваемость, так как трое из благополучных семей чувствуют себя комфортно, и учится на «4» и «5» постоянно, а остальные 4 «хорошиста» подвержены частой смене настроения, в результате чего могут получать оценку ниже той, на которую имеют возможность учиться. Тогда возникает вопрос, от чего зависит тип воспитания и как он влияет на ребенка?

С учетом полученных результатов был составлен план работы с родителями. Важная роль отводилась родительским собраниям, поэтому мы особенно тщательно продумывали тематику данного мероприятия. Темы собраний должны быть интересными для родителей, актуальными для них.

Первое собрание выявило, что родители по-разному относятся к образованию и воспитанию своих детей (5 из 21 не пришли). Однако все, кто пришел, выразили свое доверие, желание сотрудничать. Многие хотели бы помочь своим детям, но не знали как и что делать. Каждый высказывал пожелание и интересующие его вопросы.

Эти вопросы и пожелания можно было условно разбить по направлениям: психологические (желание узнать возрастные особенности учащихся, помочь в получении навыков общения с детьми); методические (новые учебные технологии, формы и методы, применяемые на уроках); педагогические (способы борьбы с собственной раздражительностью, любить ребенка, помочь ребенку и т.д.); медицинские (состояние здоровья детей).

На этом же собрании мы выбрали родительский комитет. Так как это очень трудное дело, которое часто превращается в формальность, мы сделали так. Предложили родителям разделиться на 6 групп (предполагая, что этот коллектив сохранится по 9 класс) по желанию. Таким образом, каждый родитель за это время побывает в состоянии актива. Безусловно, одни родители более активны, другие менее и им требуется в большей степени наша помощь. Но каждый вносит свою лепту, стираются внутренние противоречия между родителями.

Чтобы общаться между собой и решать какие-то общие вопросы, каждый родитель получает лист со всеми данными о каждом ученике и его семье, указанием домашнего адреса, телефонов, места работы. Это очень удобно и полезно и детям, и взрослым.

На этом же собрании, которое носило название «Наши задачи на новый учебный год» мы много времени уделили планированию работы с учащимися. Так как мы решили планировать всю работу (за исключением каких-то специфических педагогических задач) вместе с родителями. Именно среди них определяются первые помощники классного руководителя. Родители высказывали свои предложения по направлениям плана и формам работы. Бло предложено родительскому комитету встретиться через неделю и обсудить с классным руководителем и активом класса поступившие предложения, а для этого в классе провести акцию «Конверт предложений в план работы» (предложения вносят не только учащиеся, но и их родители, а также классный руководитель).

Родительский комитет принимал активное участие в обсуждении и утверждении перспективного плана на год.

Всю работу по формированию коллектива класса мы рассматривали в следующих аспектах: помощь детям в учебе со стороны школы и семьи; организация совместной деятельности; совместный отдых; стимулирование и становление нравственных черт личности ребенка через союз родителей и учителей.

Виды собраний были различны (родители совместно с детьми, только родители), формы тоже (педагогический лекторий, «круглый стол» и т.д.). Но собрания обязательно подчеркивали достижения детей, их успехи.

На родительских собраниях мы старались предлагать для обсуждения только общепедагогические или организаторские вопросы, никогда не допускали того, чтобы там зачитывались оценки детей, обсуждались поведения какого-то конкретного ребенка или его недостатки. Выделяем достижения учащихся класса: кто отличился, защищая честь класса на олимпиадах по предметам, спортивных состязаниях и т.д. Родительский комитет берет на себя работу по организации поздравлений ребят, особо отличившихся в учебе, труде, спорте и т.д.

На собрания приглашали специалистов по педагогике, психологии, проводили деловые игры, «Мастерские общения», анкеты, которые помогали родителям в воспитании детей. Наверное поэтому родители охотно посещали эти собрания, зная, что здесь они найдут помощь и поддержку.

Любой ребенок, в каком бы возрасте он ни был, требует самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Поэтому классный руководитель проводил индивидуальные встречи с детьми, где бывают ученик, классный руководитель и родители. чаще всего оба. Вот на таких встречах и решали мы любой вопрос его жизни - учеба, место в коллективе, отношения с одноклассниками, увлечения, друзья, роль его в семье, здоровье

Разговор в этом случае бывает доверительным, спокойным, разумным и заканчивается, как правило, подробными индивидуальными рекомендациями. В этом случае ни ученик, ни родитель не чувствуют себя униженными, нет страха перед учителем, зато есть глубокое удовлетворение и осознание того, что его поймут, помогут, поддержат.

Эффективный педагогический результат для всех типов семей - прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком. В связи с этим нами были запланированы участие родителей в конкурсе «Папа, мама, я - дружная семья», «Ринг между родителями и детьми», совместные с детьми концерты, участие в походах, помощь в организации экскурсий, каникул детей, оформлении альбома «Наш класс», в подготовке праздников, дней именинников, ремонте и оформлении кабинета и т.д.

Осуществлялась индивидуальная работа по включению детей в ту или иную внеурочную деятельность. 10 учащихся были включены в различную кружковую деятельность. Была составлена таблица занятности. Она корректировалась и анализировалась, так как наблюдались переходы учащихся из одного кружка в другой, смена интересов и проба сил в разных видах деятельности. Осуществлялась индивидуальная работа по включению детей в ту или иную внеурочную деятельность, предлагался большой спектр кружков вне школы. В течение года поддерживалась связь с руководителями кружков и секций, прослеживались итоги досуговой деятельности учащихся. Этому способствовали смотры-конкурсы, выставки, концерты, в которых участвовали ученики 3-А класса.



КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 

После окончания формирующего эксперимента мы повторно заполнили диагностическую карту. Важным показателем для нас послужило желание ребят быть лучше, не подводить свой класс. Некоторые эффективные изменения отмечали родители и учителя-предметники. Мы с Натальей Сергеевной заметили большие изменения в личности каждого ученика. Многими педагогами отмечается повышение культуры общения, самостоятельность ребят.

Определенные результаты достигнуты в повышении знаний, умений и навыков. По мнению учащихся и родителей, в классе для этого сформировался хороший микроклимат. Ребята стали более доброжелательны, активны, самостоятельны. Особенно отмечается дух товарищества и творчества.

Сравним результаты диагностических карт № 1 и № 3. Для этого качества, взятые под знаком «+» примем за 1 балл, под знаком «-» - за 0,5 баллов, а пустую клетку за 0 баллов. Сначала подсчитаем количество баллов сформированности одного ведущего качества личности. Например, возьмем «коллективизм и гуманизм». При 100% сформированности этих ведущих качеств личности должны быть заполнены все клетки под знаком «+». В нашем случае № 1 79 - «+», 26 - «-», 0-0. Суммировав все баллы, мы получили их в количестве 105. Затем методом пропорции нашли процентное соотношение.

 

140 баллов 100%

105 баллов Х%

 

Те же операции мы произвели в диагностической карте № 3. В этом случае мы получили 89%. Это говорит о том, что степень сформированности данного качества личности увеличилась на 17%.

Мы нашли результаты ведущего качества личности: любознательность (см. диаграмма 2).

 

 

Диаграмма 2

 

Диаграмма позволила нам увидеть общую картину. Но более подробно информация содержится в диагностических картах.

 

Диагностическая карта № 3

Класс 3-А                                                     Дата заполнения:

25.05.2006 г.

Ф.И.О.

Уровень обученности

Любознательность

высокий средний низкий наблюда-тельность устойчивый интерес к учебе применение знаний на пр-ке устойчивая работоспо-собность
1 Андрущенко Ира   +   + + + +
2 Аринчев Женя   +   + + + +
3 Бырдина Настя +     + + + -
4 Вдовиченко Даня   +   + + + +
5 Герасютина Лена   +   + + + -
6 Голубев Денис +     + - + +
7 Гончар Кирилл +     - + + -
8 Диянова Яна   +   + - + +
9 Журбенко Женя   +   - + + -
10 Иванова Маша +     - + + +
11 Константинов П. +     + + + +
12 Костюк Катя   +   + + + -
13 Ктитор Кристина +     + + + +
14 Курман Влад +     + + + +
15 Лебедева Лера +     -   + +
16 Мальдин Ал. +     + + - +
17 Маняжина К.   +   -   + +
18 Михайлова Валя   +   + + - +
19 Маковецкая Яна +     + + + +
20 Мустяца Влайку   +   + + + +
21 Можейкин Саша   +   + + + +
22 Пауленко Макс +     - + + +
23 Проскурин Дима   +   + - + +
24 Тожтеев Никита +     +   + -
25 Желюк Света +     + + + +
26 Трандасир Лиза   +          

 




ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследовательская работа: работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях позволила сделать следующие выводы:

Была изучена и проанализирована научно-педагогическая и методическая литература по данной проблеме. Эта проблема важна для педагогов и для учителей-практиков.

Внедрение инновационных подходов в работу с родителями младших школьников.

Выявление наиболее эффективных форм и методов организации деятельности классного руководителя в работе с родителями по повышению творческой активности младших школьников и повышения качества успеваемости учащихся.

Использование в работе диагностических карт помогло определить уровень обученности учащихся, творческую активность.

Данные наблюдения показали, что применение инновационных подходов в учебном процессе побуждают учащихся к активному учению и развитию творческих способностей.

Эффективность этой работы, формирование взаимных отношений между учащимися и родителями, классным руководителем, зависит от классного руководителя, его знаний, творческих и профессиональных способностей, его умения общаться с учащимися и родителями.

В заключение хочется сказать, что данная проблема исследования не исчерпывает всех аспектов ее изучения. Мне интересно было работать над этой проблемой. Узнавала много нового в общении с детьми и их родителями.



БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. А.Е. Рябов. Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе? //Начальная школа - 2001 г. - № 4. - С. 27-30.

2. В.А. Гейко. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. //Начальная школа - 1999 г. - № 3. - С. 60.

3. Г.П. Маркова. У нас в классе настоящие родители. // Начальная школа - 1998 г. - № 5. - С. 89-91.

4. Н.И. Семенистых. Родительские собрания в сельской школе. //Начальная школа - 1998 г. - № 2. - С. 97-99.

5. Г.В. Манышева. Дни открытых дверей для родителей. //Начальная школа - 2000 г. - № 1. - С. 105.

6. Бестужев-Лада И. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель - 1997 г. - № 1. - С. 94.

7. Луньков А. Почему родители боятся школы? //Классный руководитель. - 1997 г. - № 4. - С. 43.

8. Успенская И. Родительские собрания. Подростки и наркотики в современном мире. //Классный руководитель - 1998 г. - № 4. - С. 61.

9. Лунина Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. //Воспитание школьников - 2002 г. - № 9. - С. 15.

10. Майотова В. Не повторяйте моих ошибок (для бесед с родителями). //Воспитание школьников - 2003 г. - № 5. - С. 44.

11. Сивова Т.В. Материалы к родительскому собранию в начальной школе //Завуч начальной школы - 2004 г. - № 1. - С. 103.

12. Рогачева А. Родительское собрание. «Формирование у учащихся адекватной положительной самооценки». //Воспитание школьников - 2004 г. - № 10. - С. 45.

13. Фридман Л. Школа и родители //Классный руководитель - 1998 г. - № 5. - С. 39.

14. Меренков А. Школа и родители: проблемы взаимопонимания. - 1997 г. - № 5. - С. 30.

15. Артюхова .П. Семья и школа: поиски, находки. //Классный руководитель. - 1999 г. - № 5. - С. 54.

16. М.И. Рожков, Л.В. Байборода. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г. - С. 58-65.

17. Н.М. Метенова. Работа с родителями на современном этапе развития образования. //Начальная школа. - 2001 г. - № 8. - С. 57-69.

18. Н.М. Метенова. Искусство хвалить (родительское собрание) //Начальная школа. - 2001 г. - № 10. - С. 66-73.

19. О.Н. Урбанская. Работа с родителями младших школьников. - М., 1006 г. С. 3-148.

20. Р.М. Капралова. Работа классного руководителя с родителями. - М., 1976.

21. Т.В. Воликова. Учитель и семья. - М., 1980.

22. Л.Я. Олифиренко. Спутник классного руководителя. - М., 1983.

23. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. Педагогическое творчество. - М., 1990.

24. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989.

25. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М., 2000.

26. Л.З. Красновский. Школа плюс родители. //Начальная школа. - 1989 г. - № 7. - С. 62.

27. Т.С. Тупицына. Как мы проводили родительские собрания. //Начальная школа. - 1990 г. - № 9. - С. 60.

28. А.И. Дмитренко. Организация совместного досуга родителей и детей. //Начальная школа. - 1989 г. № 8. - С. 86.

29. Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами. Т. 2. - М., 1957. С. 403.

30. Гукаленко О.В., Гуцу В.Ф. Инновационные подходы к реформированию системы воспитания в ПМР //Материалы Международной научно-практической конференции. - Тирасполь, 1999. С. 13.

31. Вторые славянские педагогические чтения. Тезисы докладов Международной конференции. - Тирасполь, 2002. С. 270.

32. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2002.

33. Гуткина Л.Д. Планирование и организация внешкольной работы в школе. М., 2001.

34. Белянина Л.Я. Как и для чего составляется психолого-педагогическая карта. //Классный руководитель. - 2001. - № 3.

35. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики содружества. - Киев, 1991.

36. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.

37. Капустин А.П. Функциональные обязанности классного руководителя //Классный руководитель. 1007. - № 2.

38. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Педагогика нового времени. Педагогика личности. От концепций до технологий: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2001.

39. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Педагогика нового времени. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание от формирования к развитию. - Ростов-на-Дону, 2002.

40. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.

41. Горшакова Е.А. Работа классного руководителя с коллективом класса по ранней профилактике правонарушений учащихся. - Тамбов, 1990.

42. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /Сост. Степанова Е.Н., Байбородова Л.В. и др. - М., 2001.

43. Воронов В.В. Технология воспитания. - М., 2000.

44. Воронов В.В. Разнообразия форм воспитательной работы //Воспитание школьников. - 2001. № 6. - С. 21.

45. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.

46. Куликова Л.Н. Современные подходы к воспитанию школьников. //Актуальные вопросы воспитания школьников в современных условиях. - Хабаровск, 1994.

47. Данилова С.В., Казанова Е.Н. Концепция эффективного воспитания //Классный руководитель. 1998. - № 2. - С. 12.

48. Жиряков А.А. О новых подходах к организации воспитательной работы //Классный руководитель. - 1997. - № 1. - С. 62.

49. Лузинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания //Народное образование. - 2002. № 4. - С. 174.

50. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии педагогического воспитания //Педагогика. 2001. № 1.

 



Приложение 1

 

3-А класс

Ф.И.О.

Чтение

Математика

Рус. яз.

I ч. II ч. I ч. II ч. I ч. II ч.
1 Андрущенко Ира 5 5 5 5 4 4
2 Аринчев Женя 4 4 3 3 3 3
3 Бырдина Настя 5 4 4 4 4 4
4 Вдовиченко Даня 5 5 5 4 4 4
5 Герасютина Лена 5 5 5 5 5 5
6 Голубев Денис 5 5 5 5 5 5
7 Гончар Кирилл 5 5 4 4 4 4
8 Диянова Яна 4 4 3 4 3 3
9 Журбенко Женя 4 5 4 4 4 4
10 Иванова Маша 4 4 4 4 4 4
11 Константинов П. 5 5 3 3 3 3
12 Костюк Катя 5 5 4 4 4 4
13 Ктитор Кристина 4 4 4 4 3 3
14 Курман Влад 5 5 4 4 4 4
15 Лебедева Лера 5 5 4 5 4 5
16 Мальдин Ал. 4 4 3 3 3 3
17 Маняжина К. 5 5 5 4 4 4
18 Михайлова Валя 5 5 5 4 4 4
19 Маковецкая Яна 5 5 4 4 4 4
20 Мустяца Влайку 4 4 4 4 4 4
21 Можейкин Саша 5 5 5 5 4 4
22 Пауленко Макс 5 4 4 4 4 3
23 Проскурин Дима 5 5 4 4 4 4
24 Тожтеев Никита 5 5 4 4 4 4
25 Желюк Света 4 4 3 3 3 3
26 Трандасир Лиза - 5 - 4 - 4

«5» -

16 16 7 5 2 3

«4» -

8 9 13 17 17 16

«3» -

1 1 5 4 6 7

«2» -

- - - - - -

степень обученности

86% 85% 68% 66% 60% 60%

качество знаний

96% 96% 80% 81% 76% 73%

успеваемость

100% 100% 100% 100% 100% 100%

 


3-В класс

Ф.И.О.

Чтение

Математика

Рус. яз.

I ч. II ч. I ч. II ч. I ч. II ч.
1 Васильченко Дима 4 4 4 3 4 3
2 Гуцу Александр 4 5 4 5 5 5
3 Кирил Кирилл 4 4 3 3 3 3
4 Корня Гриша 4 4 4 4 3 3
5 Краснян-й Андрей 4 5 4 3 4 5
6 Мастакян Арэн 4 3 3 3 4 4
7 Надчафов Ильгар 4 5 4 4 3 3
8 Нирун Николай 3 4 3 3 5 4
9 Плохотнюк Ар. 3 3 3 3 4 3
10 Розанов Андрей 5 5 4 4 3 3
11 Саракуца Стас 4 4 4 4 5 5
12 Савельев Никита 5 5 4 4 5 4
13 Солоненко Даша 5 5 4 4 4 4
14 Солоденко Валя 4 5 4 4 4 4
15 Федоряцева Таня 2 3 3 3 4 4
16 Цыганенко Ал-й 3 5 3 4 3 3
17 Цыбульская Н. 5 5 4 4 4 4
18 Черноморец С. 3 3 3 3 5 3
19 Шелиов Анд-й 3 3 3 3 3 3
20 Шинков Влад 3 4 3 3 3 3
21 Южневич Ф. 4 3 3 3 3 4
22 Соколов Гриша 4 4 4 3 4 4
23 Колосовская Женя - 4 - 4 - 4

«5» -

6 9 2 1 7 3

«4» -

11 8 12 10 9 10

«3» -

6 6 10 12 8 10

«2» -

1 - - - - -

степень обученности

70% 74% 50% 48% 76% 57%

качество знаний

64% 71% 51% 51% 71% 57%

успеваемость

98% 100% 100% 100% 100% 100%%

 




Приложение 2

 

Работа с родителями

1. Мастерская общения «Давайте познакомимся!» (участвуют педагоги, учащиеся и родители № 1 сентября).

2. Анкетирование родителей (I-II декады сентября).

3. Родительское собрание 915 сентября)%

а) подведение итогов адаптационного периода и определение задач на учебный год;

б) выборы родительского совета.

4. Встреча родителей с администрацией школы (III декада сентября).

5. Заседание родительского совета для планирования работы (III декада сентября).

6. Организация сбора средств в фонд развития школы (I-II декады октября).

7. Организация совместной прогулки детей и взрослых в лес (Золотая осень» (I декада октября).

8. Родительское собрание (19 октября):

а) советы психолога родителям;

б) ознакомление с системой оценивания результатов обучения и воспитания учащихся.

9. Заседание родительского совета (II декада ноября):

а) обсуждение вопроса о подготовке к празднику осенних именинников;

б) определение возможностей участия родителей в генеральной уборке класса.

10. Родительское собрание в форме ОДИ «Развитие младшего школьника» (17 ноября).

11. Заседание родительского совета (I декада декабря):

а) решение вопроса об участии родителей в подготовке к Новому году;

б) обсуждение проблем организации зимних каникул учащихся.

ВВЕДЕНИЕ

 

Обоснование и актуальность темы:

В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта мира и общественной нравственности.

В новых социокультурных условиях постоянно происходят изменения в общественно-политическом устройстве государства. Эти изменения не обходят стороной и школу, находящуюся в процессе реформирования, прямо или косвенно влияют на все стороны учебно-воспитательного процесса. Возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными словами становятся педагогические технологии, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых школа стремится повернуть к ребенку, создать условия для взаимных отношений между классным руководителем и родителями, между родителями и детьми.

Именно потому сейчас так актуальна идея педагогики сотрудничества учителей, родителей и учащихся.

В достижении этой цели роль классного руководителя неизмеримо велика. На наш взгляд, современный классный руководитель должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценность, на теплые и доверительные отношения с родителями.

Однако, к сожалению, социальные, бытовые и материальные проблемы мешают классному руководителю в полной мере соответствовать этим требованиям.

Подготовка учителя к работе с родителями - актуальная и сложная задача. Решение ее предполагает обеспечение важного направления, выработку педагогического умения мобилизовать все факторы, формирующие личность и коллектив, на достижение необходимых воспитательных результатов, умение интегрировать все виды воздействий в целенаправленный учебно-воспитательный процесс.

Создание в обществе единого морального влияния на подрастающее поколение надо рассматривать сегодня как одну из главных педагогических задач. Решение ее в значительной степени обеспечивается школой, а именно: активной организующей деятельностью педагогического коллектива, подготовленностью каждого учителя к ее осуществлению в работе с конкретным детским коллективом, с семьями и родителями. Анализ опыта работы школ, всевозрастающее внимание к вопросам семейного воспитания свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки учителя к работе с родителями.

Этими положениями диктуется вывод, что вследствие противоречий современная идеология требует переосмысления целей, подходов к воспитанию школьников.

Эти и другие положения «Педагогики нового времени» дают нам основания считать актуальной данную проблему.

Исходя из актуальности темы, мы определили:

Объект исследования:

психолого-педагогическая деятельность учителя в работе с родителями.

Предмет исследования:

деятельность классного руководителя по формированию коллектива между учащимися, родителями.

Цель нашего исследования:

выявить инновационные подходы в деятельности классного руководителя, влияющие на организацию воспитательной работы с родителями младших школьников в новых социокультурных условиях.

Гипотеза нашего исследования основывается на предположении эффективной работы классного руководителя с родителями младших школьников при: условии учета современных условий и подходов; создание конкретных условий для раскрытия творческих способностей детей во взаимоотношениях с родителями, при направляющей роли учителя в достижении качества успеваемости учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить, проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

2. Уточнить технологии воспитания и роль личности классного руководителя в работе с родителями младших школьников.

3. Выявить наиболее эффективные формы и методы организации деятельности классного руководителя по внедрению инновационных подходов в работу с родителями по повышению творческой активности младших школьников и повышения качества успеваемости учащихся.

Для реализации поставленных задач мы избрали следующие методы исследования:

изучение и анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы;

педагогические наблюдения;

тестирование;

анкетирование;

педагогический эксперимент 3-х видов (констатирующий, формирующий, контрольный).

Теоретическую основу данного исследования составили положения классиков педагогической мысли А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, монографий ряда современных педагогов-ученых: Зимней И.А., Н.П. Иванова, Бондаревской Е.В. и другие, так как они нацеливают педагогов-практиков на гуманизацию педагогического процесса в сложных социокультурных условиях.

Новизна нашей работы состоит в том, что мы внедрили инновационные подходы в работу классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях и составили некоторые рекомендации родителям.

Структура дипломной работы состоит из: введения, трех глав:

I - «Роль классного руководителя в работе с родителями»;

II - «Проблемы сотрудничества педагогов, учащихся, родителей»;

III - «Опытно-педагогическая работа по исследуемой теме на базе МОУ ТСШ № 2 г. Тирасполя. Анализ результатов эксперимента», выводов и заключения, библиографии в количестве 57 источников и приложения.



Глава I. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Дата: 2019-07-24, просмотров: 296.